bannerbanner
От рождения до школы. Первая книга думающего родителя
От рождения до школы. Первая книга думающего родителя

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 12

Не освоив более простые уровни игры, не стоит переходить к следующим. Показателями того, что какой-то уровень не освоен, могут служить отказ ребёнка действовать по правилам и желание играть «по-своему», истерики при проигрыше и аффективные реакции типа разбрасывания фишек или плача.

Загадывание загадок

Загадывание и разгадывание загадок – очень мощный способ развития и речи, и мышления, и воображения.

Начинать играть в загадки удобно со специальных малышовых книжек, где саму загадку можно прочесть, а ответ – найти на картинке. Затем можно загадывать малышу загадки устно (и обязательно давать ему возможность загадывать загадки вам), а потом переходить к придумыванию вместе с ним его собственных загадок.

Придумывать загадки довольно просто: задумав какой-то предмет или явление, вы называете три-четыре его признака и просите малыша отгадать, что это такое. Например: «это что-то белое, оно наливается в чашку, и его любят котята» (молоко), или «она зелёная, быстрая и длинная» (так можно зашифровать электричку, но если малыш ответит «ящерица», ответ тоже надо признать верным). Основные принципы игры в загадки сводятся к тому, что загаданный предмет и его свойства должны быть знакомы малышу, а если он затрудняется и не может отгадать загадку сразу, вы добавляете неограниченное число дополнительных признаков. И конечно, загадки должны загадывать не только вы ребёнку, но и он вам.

Головоломки и книжки с занимательными заданиями

Всевозможные занимательные задания – «найди отличия между двумя картинками», «вставь недостающую фигуру», «найди путь в лабиринте» и так далее – сочетают в себе отдельные черты игр с правилами (их надо решать по определённым правилам) и загадок (обычно в них требуется догадаться о чём-то). И они столь же полезны для развития мышления малыша.

Книжки с занимательными заданиями можно покупать ребёнку начиная примерно лет с трёх. Несколько первых заданий вы можете выполнить вместе с ним, и если вы увидите, что они слишком сложны, – отложите книжку до тех пор, пока малыш подрастёт. Если же задания малышу по силам – он легко войдёт во вкус и будет с удовольствием заниматься ими самостоятельно, прося вашей помощи лишь в случае особо сложных заданий.

Первые занятия

Главное различие игр и занятий состоит в том, что игра осуществляется ради самого процесса, который доставляет ребёнку (и взрослому) удовольствие, занятия же всегда направлены на достижение той или иной важной цели. Она может состоять, например, в том, чтобы научить ребёнка читать или рисовать, научиться решать математические задачи или танцевать, научиться водить машину или управлять предприятием.

Однако для маленького ребёнка – лет до семи, а отчасти и позже – цель не обладает ещё такой побудительной силой, как для подростка или тем более взрослого. Умению ставить и достигать цели ему ещё только предстоит научиться. И самые первые шаги к умению действовать целенаправленно ребёнок делает в игре – в ролевых играх и играх с правилами.

Поэтому и первые занятия должны проходить в форме игры: для ребёнка они должны быть увлекательной игрой, доставляющей ему радость и удовольствие. Иначе мы рискуем перегрузить его эмоционально и вместо полезных умений привить стойкое отвращение к учёбе.

Для дошкольников сейчас организовано очень много различных кружков, студий и групп. Здесь и подготовка к школе, и английский язык, и рисование, и хореография, и борьба и многое другое. Выбирая занятия для своего ребёнка, обращайте внимание прежде всего на то, умеет ли педагог вести занятия так, чтобы дети занимались с удовольствием и радостью и чтобы они сами хотели на эти занятия ходить.

Если же вы занимаетесь со своим сыном или дочерью сами, то постарайтесь создать ему или ей условия, при которых сам процесс освоения новых умений и навыков доставляет удовольствие. Таких условий по меньшей мере пять.


Условие первое: радость успеха.

Успех[44] окрыляет и рождает желание и дальше заниматься этой деятельностью и достигать всё новых успехов. Неуспех удручает и гасит желание продолжать эту деятельность. Конечно, с возрастом люди учатся преодолевать неудачи, но дошкольникам делать это ещё очень тяжело, и чаще всего им это не удаётся. Ребёнку очень важно ощущать успех с самого начала – с самого первого занятия. Причём лет с пяти-шести ему уже мало одной только похвалы взрослого – ему важно самому видеть, что у него получается. Поэтому задания, особенно вначале, не должны быть сложными, а если у ребёнка что-то не получается, вам стоит не только помочь ему, но и упростить задания.


Условие второе: интерес.

Интерес вызывает, во-первых, всё новое и необычное, поэтому старайтесь разнообразить задания и учебный материал.

Во-вторых, детям интересны истории, которые происходят с похожими на них самих героями или с любимыми ими персонажами сказок или мультфильмов. Истории могут происходить с буквами и цифрами, с любимыми куклами и машинками, они могут быть правдоподобными и невероятными. Истории можете придумывать вы сами или вместе с ребёнком, и их можно не только рассказывать, но и разыгрывать.

В-третьих, интересно то, что непонятно и загадочно, что содержит какую-то тайну или секрет. Поэтому покупайте малышу книжки, в которых то или иное важное умение осваивается с помощью всевозможных занимательных заданий и головоломок – там, где надо пройти по лабиринту, найти отличие между картинками, вставить пропущенную фигуру и так далее. Сначала ребёнок может решать эти задания с вашей помощью, а потом – и самостоятельно.


Условие третье: возможность действовать самому и проявлять инициативу, а не только выполнять задания.

Ребёнку, как и взрослому, хочется ощущать себя источником действия и делать что-то своё, а не просто выполнять то, что говорит ему взрослый. Поэтому старайтесь строить занятия так, чтобы у ребёнка всегда была свобода выбора. В одних случаях он может выбирать, чем заниматься («что мы сейчас будем делать – играть с буквами или рисовать?»), в других – когда заниматься («давай решим, когда мы будем читать “Азбуку”?»), в третьих – какие игрушки будут участвовать в занятии и так далее.

Если вы видите, что каким-то видом деятельности ваш сын или дочь упорно не хочет заниматься (если он или она всегда выбирает что-то другое или постоянно откладывает это занятие на потом), спросите у ребёнка, что именно ему не нравится или от чего он больше всего устаёт, и попробуйте строить это занятие по-другому, чтобы оно стало или более интересным, или более простым.

Ребёнку, как и взрослому, приятно сделать что-то своё, то, что он сам придумывает. Поэтому чем больше творческих заданий вы будете включать в занятия, тем интереснее будет малышу заниматься.


Условие четвёртое: не переутомлять.

Переутомление легко может свести на нет радость успеха, отбить интерес к любым занятиям и привести к нежеланию заниматься даже самыми творческими видами деятельности. Причём мы, взрослые, далеко не всегда можем предугадать, с каким заданием малыш справится легко, а где он столкнётся с трудностями. Нелегко нам бывает и правильно рассчитать оптимальное время занятий и их количество. Поэтому лучший критерий – это самочувствие малыша, его настрой и желание или нежелание заниматься.

В любом случае, занятия не должны быть длительными. Для трёхлетних детей одно занятие[45] должно длиться не более 15–20 минут, для четырёхлеток – не более 20–25 минут. Превышать это время стоит только в том случае, если вы превратили занятие в увлёкшую малыша игру и он сам не хочет её прекращать. С пятилетними детьми уже можно заниматься по 25–30 минут, с шестилетними – по 30–35 минут. Разумеется, это лишь средние цифры, и время занятий с каждым отдельным ребёнком лучше определять индивидуально. Кроме того, эти цифры относятся только к занятиям, на которых малышу интересно, в противном случае он очень быстро устанет и начнёт отвлекаться.


Условие пятое: радость общения и чувство, что с тобой считаются, тебя любят и принимают.

Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, надо ощущать, что его чувства, мысли и действия важны не только для него самого, но и для другого человека, ему хочется получить отклик на свои слова и переживания, действия и задумки. Поэтому старайтесь всегда внимательно выслушивать своего сына или свою дочь, когда он или она что-то вам рассказывает или показывает. Ваше внимание и интерес доставят ребёнку огромную радость, и ему захочется учиться всё новым и новым умениям, чтобы потом показать и рассказать вам, что у него получилось.

Развитие речи

Лет до трёх ребёнок учится новым умениям прежде всего благодаря тому, что он подражает маме, папе и другим взрослым. Но постепенно подражание отходит всё дальше на задний план и всё большую роль в освоении нового начинает играть речь.

Овладевая речью, ребёнок, во-первых, приобретает способность понимать объяснения взрослого (мамы, бабушки, учителя и так далее). Во-вторых, научившись говорить, ребёнок может теперь спросить у взрослого то, что ему непонятно, и уточнить, как надо выполнять то или иное действие. В-третьих, речь является основой словесно-логического мышления, позволяющего находить решения очень многих задач, абсолютно недоступных ещё не умеющему говорить малышу. Наконец, в-четвёртых, чем богаче речь ребёнка, тем лучше он может «раскладывать по полочкам» все свои новые впечатления, а следовательно, тем шире будет его кругозор.

Поэтому хорошо развитая речь – едва ли не самая главная способность, позволяющая ребёнку успешно осваивать новые знания и умения.

Речь развивается прежде всего в повседневном общении ребёнка со взрослыми, однако в дошкольном возрасте это «естественное» развитие речи стоит дополнить ещё и специальными занятиями. Их можно построить либо в виде игры в школу (где роль учителя можете поочерёдно играть то вы, то ребёнок), либо просто находить для них немного времени в течение дня.

Первый вид занятий – это обсуждение с ребёнком книжек, которые вы ему читаете, сказок, которые вы ему рассказываете, и тех мультфильмов, которые он смотрит.

Спросите малыша, кто из героев ему понравился, а кто не понравился. Скажите, кто понравился и не понравился вам и почему. Обсудите, кто из героев добрый, а кто злой, кто сильный, а кто слабый, кто помогает другим, а кто думает только о себе и так далее. Попробуйте представить, как поступили бы на месте героя вы сами, и спросите ребёнка, как поступил бы на месте героя он. Если обсуждать книжки или мультфильмы ребёнку понравится, вы можете вместе с ним придумывать продолжение приключений любимых героев или предполагать, «что было бы, если бы …».

Другой очень важный вид занятий – это рассказывание.

Можно составлять рассказ по картинке, причём сначала ребёнок должен делать это вместе со взрослым, а уже затем самостоятельно. При каждом удобном случае просите также своего сына или свою дочь рассказывать вам или другим членам семьи о повседневных событиях – «где вы гуляли с бабушкой?», «что вы там делали?», «что тебе понравилось?», «что вы видели?» и так далее. Не забывайте и вы рассказывать малышу о том, где вы были и что видели, ему это тоже очень интересно.

Ещё одно эффективное средство развития речи – это чтение ребёнку стихов, их запоминание и рассказывание.

Начинать можно с чисто детских стихов, например, со стихов Корнея Чуковского и Агнии Барто, Сергея Михалкова и Юнны Мориц. Лучше всего начните с тех детских стихов, которые нравятся вам самим и которые вы будете читать малышу с удовольствием. Постепенно можно переходить и к классике, выбирая стихи и стихотворные сказки, доступные пониманию ребёнка. Если вы видите, что он явно скучает, вернитесь к чисто детским стихам, если же ему нравится, постепенно попробуйте расширить круг поэтов.

Мощный вклад в развитие речи вносят также ролевые игры и показ кукольных спектаклей. О них мы поговорим в главе 3.

Ещё одно очень интересное занятие, активно расширяющее речевые возможности ребёнка, – это придумывание вместе с ним сказок и небылиц. То, как это делать, мы обсудим чуть ниже, когда будем говорить о развитии воображения.

Развитие воображения и творческой активности

Умение придумывать, т. е. развитое воображение, является очень важной составной частью способности «быть умным». Воображение – это фундамент любого творчества: научного, художественного, технического, да и просто творческого отношения к жизни. Ребёнок с развитым воображением никогда не будет маяться от скуки, и ему будет легче найти решение любой сложной проблемы. И наоборот: дети, не умеющие ничего придумать, часто начинают что-то ломать и разрушать и добиваться признания асоциальными способами.

Придумывать можно всё: сказки и небылицы, волшебных существ и машины на воздушной подушке, сказочные страны и небывалые торты и многое, многое другое.

Воображение в значительной степени развивается в играх – при строительстве домов, замков, машин и космических кораблей, при придумывании сюжета ролевой игры и отгадывании загадок.

Богатую пищу воображению ребёнка даёт также чтение ему книг и рассказывание сказок.

Помогает развить воображение и рисование, особенно если кто-то из взрослых членов семьи рисует вместе с ребёнком.

Пожалуй, одно из самых мощных средств развития воображения – сочинение сказок вместе с ребёнком.

Сначала предложите малышу придумать, про кого будет сказка. Если ему трудно это сделать – назовите ему нескольких возможных героев, чтобы он сам мог кого-то из них выбрать. Это могут быть хорошо знакомые малышу персонажи (Винни-Пух, Чебурашка), или же какой-то похожий на него самого мальчик или девочка, или любимая игрушка и так далее. Выбрав героя, вы можете вместе с ребёнком решить, куда он отправился, кого встретил, что они стали делать и что из этого получилось? Или: Кто к кому пришёл? Что они сказали друг другу? Что они стали делать потом?

Участие ребёнка в сочинении сказки может быть разным. Одни дети сначала ограничиваются выбором героя и просят, чтобы сказку рассказывали вы. А через некоторое время начинают потихоньку предлагать свой вариант развития событий. Другие сразу начинают увлечённо придумывать приключения героев. Главное правило: ребёнку должно быть интересно. Тогда рано или поздно он начнёт вклиниваться в ваш рассказ и придумывать сказки вместе с вами.

Большое удовольствие доставляет детям и придумывание небылиц, т. е. цепочек заведомо неправдоподобных событий. Героем небылиц часто оказывается сам ребёнок, которому может очень нравиться рассказывать, например, о том, как он обогнал все машины и поезда, залез по радуге на небо, замёрз при сорокаградусной жаре и так далее.

Слушая самый неправдоподобный или даже «дикий» с вашей точки зрения вымысел малыша, никогда не критикуйте его.

Если вам не нравится направление, в котором устремляется его фантазия, предложите своё продолжение сюжета, а затем обсудите «плюсы» и «минусы» каждого варианта. Если в фантазиях малыша встречается много агрессии, жестокости и других настораживающих моментов, задумайтесь о том, что смотрит ребёнок по телевизору, в какие игры он играет на компьютере и с чем он сталкивается в своей повседневной жизни – во дворе, в детском саду или даже просто дома.

Мир чисел

Обучение счёту можно начинать с самого раннего детства. Сначала можно считать вместе с малышом его или ваши пальчики, а затем перейти к счёту кубиков, камешков на пляже, деталей конструктора, яблок, конфет и любых других предметов. В два-три года уже вполне можно купить ярко раскрашенные счёты и начинать считать костяшки или бусинки на счётах. Когда малыш научится уверенно считать до десяти, попробуйте посчитать с ним в обратном порядке, от десяти до одного.

Счёты легко позволяют перейти от счёта к сложению. Когда малыш научится легко пересчитывать костяшки в пределах одного десятка, можно отложить одну или две костяшки, а затем прибавить к ним ещё одну и спросить малыша: «сколько всего бусинок у нас получилось?». Сначала прибавляйте лишь по одной костяшке, когда же ребёнок будет выполнять это задание без труда, можете прибавлять по две костяшки, затем по три и так далее.

В три-четыре года, если вы уже научили ребёнка считать, вполне можно покупать счётные палочки или счётные наборы для первоклассников и постепенно усложнять задания: сначала просто пересчитывать фигурки разных цветов, потом складывать и вычитать их в пределах первого десятка. Освоив сложение и вычитание в пределах первого десятка, переходите ко второму.

Очень важный момент состоит в переходе от счёта предметов (палочек, фигурок, яблок, слив и так далее), которые находятся перед ребёнком, к операциям с числами как таковыми («сколько будет два плюс три?»). Считать предметы, которые видишь, всегда легче, чем считать предметы, которые только представляешь, или, тем более, чем оперировать «просто» числами. Если ребёнок легко справляется со сложением и вычитанием предметов и затрудняется в сложении и вычитании «чистых» чисел, попробуйте предложить ему выполнить одно и то же задание с разными «наименованиями» (Сколько будет, если к трём яблокам прибавить четыре яблока? К трём собакам прибавить четыре собаки? К трём домикам прибавить четыре домика? И так далее). А затем обратите его внимание на то, что результат действия получается один и тот же, независимо от того, что именно мы складываем.

Если заниматься счётом малышу нравится, в пять-шесть лет вы вполне можете объяснить ему и умножение. Это легко сделать, разбирая с ребёнком задачи типа: «Допустим, каждый день ты съедаешь по две конфеты. Сколько конфет ты съешь за три дня?» Для объяснения можно взять и реальные конфеты, но лучше заменить их палочками или камешками.

Деление также большинство детей вполне в состоянии понять задолго до того, как они начинают «проходить» его в школе. Для этого тоже можно использовать бытовые или сказочные задачи. Например: «Заяц и медведь нашли четыре яблока. Как им разделить эти яблоки поровну?», «К тебе в гости пришли двое ребят, и мама купила вам на троих шесть пирожных. Сколько пирожных достанется каждому из вас?»

* * *

За последние годы появилось огромное множество дошкольных «лицеев», «гимназий», «центров» и «студий», постоянно растёт число платных детских садов и платных групп в обычных садиках. Все вместе они предлагают нам очень широкий спектр занятий – от традиционной подготовки к школе, рисования, музыки и иностранных языков до восточных единоборств и верховой езды. Столкнувшись с таким изобилием, многие родители стараются записать своего ребёнка на возможно большее количество занятий. За этим обычно стоит естественное желание добиться того, чтобы наш ребёнок как можно раньше стал «конкурентоспособным» в сегодняшней довольно жёсткой жизни.

Однако надежда на то, что посещение многочисленных кружков и студий приведёт к успеху, сбывается далеко не всегда. Ведь даже на занятиях, проходящих в игровой форме, ребёнку нужно, как правило, делать то, что говорит преподаватель. Иначе говоря, любые занятия требуют от ребёнка определённой произвольности.

Но дошкольник ещё не готов действовать произвольно, и если ему всё же приходится, его нервная система перенапрягается – а в результате мы получаем эмоциональную и двигательную расторможенность и необходимость «разрядки». Нередко нервная система ребёнка защищается от перегрузки тем, что перестаёт реагировать на слова взрослого – и ребёнок становится рассеянным и невнимательным. Кроме того, у многих детей возникает нелюбовь к занятиям и нежелание учиться, с которым они потом и приходят в школу.

Вот шестилетний Игорёк. Он второй год ходит по два раза в неделю на «подготовку к школе», два раза на английский, ещё он ходит на танцы и на что-то ещё – в общем, ни дня без занятий. Выдержать столько занятий ребёнку непросто, и он приспособился к ним таким образом: всё, что говорят ему взрослые, Игорёк просто пропускает мимо ушей. У него выработались постоянная рассеянность и эмоционально-двигательная расторможенность, и он не может сосредоточиться даже на простейшей ролевой игре. Зато он готов с увлечением играть в «возню» или в «эффектные» игрушки и постоянно «цеплять» и задирать всех детей, разрушая любую игру.

Ранние занятия могут провоцировать нежелание учиться и в том случае, когда у ребёнка не получается сделать то, что удаётся другим. Например, написать буквы, спеть песенку или сложить два числа. Маленькому ребёнку очень трудно преодолеть ощущение неуспеха, оно выбивает его из колеи, и ему хочется подальше убежать от всего, с чем связывается в его сознании это неприятное ощущение.

Поэтому с занятиями лучше не торопиться – вовсе не обязательно учиться писать буквы в три с половиной года, это вполне можно сделать и в пять, и в шесть лет.

Чтобы понять, не перегружаете ли вы своего ребёнка занятиями, будьте внимательными к его настроению и его желанию или нежеланию идти на занятия. Если он с нетерпением ждёт каждого занятия и идёт на них с радостью, значит, всё в порядке. Если же для того, чтобы он пошёл на занятия, вам приходится убеждать его, стыдить или как-то ещё на него воздействовать, значит, либо занятий слишком много, либо педагог не сумел найти «индивидуальный ключик» к вашему сыну или дочери, и вам стоит разобраться, в чём же дело. Если изменить ситуацию не удастся, от таких занятий лучше отказаться.

Учимся читать

Мы уже говорили, что умение читать складывается из двух больших частей: техники чтения, т. е. перекодирования записанного текста в звучащий, и понимания прочитанного. Техника чтения включает в себя многие десятки отдельных «микроумений» – таких, например, как узнавание букв и чтение простых и сложных слогов, складывание слогов в слова и соотнесение прочитанного по слогам слова с хранящимся в памяти «устным» словом.

Поэтому освоение техники чтения является для ребёнка очень трудной работой. И главная задача взрослого при обучении ребёнка чтению заключается, пожалуй, в том, чтобы сделать этот труд интересным и не слишком утомительным.

Умение понимать прочитанный текст, даже самый простой на наш взгляд, тоже не дано ребёнку от природы, этому тоже надо учиться. Обычно ребёнок учится пониманию текстов, когда слушает сказки, которые вы ему рассказываете, и книжки, которые вы ему читаете. Слушая, он всегда может спросить вас о том, что ему непонятно, – и тем самым он узнаёт значения новых слов и учится понимать достаточно сложные грамматические и смысловые конструкции.

Поэтому раннее обучение чтению часто не даёт никаких результатов в плане общего развития: освоив технику чтения, т. е. умение перекодировать записанные слова в звучащие, трёх-или четырёхлетний малыш всё равно не может сам прочитать то, что ему интересно, – ведь в интересной книжке может быть много незнакомых слов и там почти наверняка встретятся сложные грамматические конструкции, которые ребёнку трудно воспринять глазами, не слыша интонации, с которой их произносит взрослый. Маленькому ребёнку чаще всего самостоятельно читать незачем – то, что он может прочитать сам, ему уже неинтересно, а то, что интересно, он всё равно пока не может понять без помощи взрослого.

Вот достаточно типичный пример:

Четырёхлетний Гоша умеет читать трёхбуквенные слоги и слова из двухбуквенных слогов. Но читать их ему не интересно, а поэтому и не хочется, и он активно сопротивляется попыткам мамы продолжить занятия чтением. Но вот Гоше попалось интересное лото – и он тут же прочитал все слова на карточках, даже те, которые он не мог прочитать прежде (слова типа: самолёт, пароход и тому подобное). Затем Гоша наигрался в это лото, оно перестало быть интересным, и желание читать снова пропало.

Гошина мама поступила мудро – она не стала настаивать на продолжении занятий чтением, и нежелание читать у Гоши прошло. А через полтора года, когда он пошёл в группу подготовки к школе, он быстро восстановил те навыки, которым научился прежде, и легко пошёл дальше. Но бывает и по-другому. Активные попытки родителей научить ребёнка читать как можно раньше иногда приводят не только к нежеланию читать и нелюбви к чтению, но и к нежеланию даже слушать книжки. И в результате ребёнок «прилипает» к экрану телевизора или компьютера и потребность в чтении у него вообще не формируется.

Впрочем, многие родители добиваются успеха в раннем обучении своего малыша чтению (точнее, технике чтения) – в три-четыре года их дети читают вполне бойко, и довольные родители перестают читать им: «пусть теперь читает сам (или сама)». Но увы, многие из этих детей, которые с трёх или четырёх лет читали сами и были гордостью родителей, дорастая до средней школы, оказываются весьма посредственными учениками, прежде всего – по литературе. Ибо они привыкают читать, не вдумываясь в содержание и, по большому счёту, не понимая смысла прочитанного: ведь понимать хоть сколько-нибудь сложные синтаксические и смысловые конструкции ребёнок учится только благодаря тому, что слушает выразительное чтение взрослого. Так что классическая литература остаётся для них чем-то совершенно непонятным, а потому и скучным, и они привыкают читать низкопробные детективы, бульварные бестселлеры, истории из жизни кинозвёзд и тому подобные простенькие тексты, написанные стандартным языком и коротенькими предложениями и выражающие весьма незамысловатые чувства и мысли. Вот лишь один пример из множества ему подобных:

На страницу:
11 из 12