Полная версия
Социализм. Экономический и социологический анализ
21
Подавляющее большинство названных Мизесом экономистов – Эрнст Бенн, Адольф Вебер, Фридрих Визер, Вальтер Зульцбах, Людвиг Поле, Вильгельм Рёпке – работали в начале века в Германии и Австрии, Лайонел Роббинс и Уильям Хатт – английские экономисты, Джордж Хальм – американский, а Борис Бруцкус – русский экономист.
22
Термин «этатизм» (от фр. état – государство) введен в научный и политический оборот либеральным швейцарским государственным деятелем Н. Дро (1844–1899) для обозначения таких черт социализма, как всеобъемлющая роль государства, централизованное руководство экономикой, примат интересов государства перед интересами личности. Впоследствии, в первой половине XX в., этот термин стал употребляться не только в связи с социализмом, но и для обозначения любой политики активного участия государства в экономической жизни. Этатизм, например, был зафиксирован в Конституции Турции, принятой в 1937 г., как один из устоев республики. Однако у либералов, в том числе у Мизеса, термин «этатизм» всегда несет негативную окраску.
23
Лидеры катедер-социализма организовали в 1872 г. в г. Эйзенахе съезд своих сторонников, на котором был основан Союз социальной политики. Для катедер-социалистов была характерна выспренняя националистическая риторика.
24
Субъективная школа в политической экономии – собирательное название ряда учений, возникших в 70-е годы XIX в. Общим для них является тезис, что ценность благ определяется в конечном счете субъективной оценкой их полезности. Мизес, по всей вероятности, под субъективной школой подразумевает австрийскую школу, приверженцем которой он являлся. Эта школа рассматривает заработную плату как долю в произведенной ценности, которая может быть «вменена» труду – одному из факторов производства.
25
Превыше всего (др. – греч.).
26
Лорд Пассфилд – Сидней Вэбб (1859–1947), английский экономист и историк рабочего движения. Идеолог фабианского социализма, предполагающего постепенное преобразование капиталистического общества в социалистическое путем длительного ряда реформ. Беатриса Вэбб (1858–1943) – жена и соавтор Сиднея Вебба.
27
Немецкая (прусская) историческая школа – направление в экономической науке, сложившееся в Пруссии в середине XIX в. Его основоположники В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс отрицали наличие общих для всех стран экономических законов. Задачей экономической науки они считали не анализ взаимосвязи экономических явлений, а описание норм хозяйствования, исторически сложившихся в той или иной стране под воздействием социально-политических структур и прежде всего, государства. Немецкая историческая школа оказала большое влияние на формирование институционализма – направления американской экономической мысли конца XIX в. Т. Веблен, У. Гамильтон и другие институционалисты считали задачей науки описание и классификацию социальных явлений (институций), определяющих экономическую жизнь. К числу институций они относили наряду с формами собственности государственные установления, налоговую систему, семью, обычаи и т. п.
28
Интервенционизм (от лат. interventio – вмешательство) – термин, используемый Мизесом во многих работах для обозначения государственного регулирования экономической жизни.
29
У Мизеса термин «либерализм» выступает «в том смысле, как он использовался повсеместно в XIX в. и как он до сих пор используется в странах континентальной Европы. <Он обозначает> великое политическое и интеллектуальное движение, которое заменило докапиталистические методы производства свободным предпринимательством и рыночной экономикой; заменило абсолютизм монархов или олигархий конституционным представительным правительством; утвердило свободу индивидуума вместо рабства, крепостничества и других форм несвободы» (Mises, Human Action: A Treatise on Economics, 3rd ed., Chicago: Regnery, 1966, P. V).
30
Третий Интернационал (Коммунистический Интернационал) – международное жестко централизованное объединение коммунистических партий. Учрежден в Москве в марте 1919 г., распущен из тактических соображений в период Второй мировой войны – в мае 1943 г.
31
Иосиф Дицген (1828–1888) – немецкий философ, общественный и политический деятель Германии и США; познакомившись с идеями марксизма, подпал под их влияние.
32
Коген Герман (1842–1918) – немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства. Коген был одним из создателей теории «этического социализма», обосновывавшей социализм кантовской этикой.
33
Здесь и далее, где это особо не оговорено, под мировой войной Л. фон Мизес подразумевает Первую мировую войну 1914–1918 гг.
34
Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии.
35
Сервитут – ограниченное право использовать чужую собственность, преимущественно земельную, например право крестьян собирать хворост в помещичьем лесу. Узуфрукт – право пользоваться чужим имуществом и доходами от него, не подвергая его при этом изменениям.
36
Выражение «война всех против всех» принадлежит английскому философу Томасу Гоббсу (1588–1679). Оно характеризует отношения людей на догосударственной стадии. Государство и вместе с ним «естественное право» возникло, по Гоббсу, на основе общественного договора.
37
В древнегреческой мифологии сова как символ мудрости была посвящена богине Афине – покровительнице Афин. Изображения сов чеканились на афинских монетах, именовавшихся в просторечии «совами». Отсюда, видимо, пошла поговорка «носить сов в Афины», т. е. совершать нечто излишнее, ненужное (русский аналог – «ездить в Тулу со своим самоваром»).
38
Рационализм – философское учение, согласно которому разум является основой бытия, познания и морали; к рационалистам принадлежали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.
39
Отсутствие титула собственности – неподтвержденность прав собственника соответствующими документами.
40
Тацит Публий Корнелий (ок. 56 – ок. 117) – римский историк; его перу принадлежит «Germania» – описание общественного устройства, верований и быта германских племен.
41
«Потом добывать то, что может быть приобретено кровью, – леность и малодушие» (лат).
42
По верованиям римлян, жизнь человечества проходит через ряд кругов, каждый из которых находится под покровительством определенного божества. Золотой век соотносился с кругом Сатурна – доброго и справедливого бога урожая и земледельцев. Публий Вергилий Марон (70–19 до н. э.) – римский поэт. О Золотом веке он писал в «Буколиках», Эколога IV (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971). Публий Овидий Назон (43 до н. э. – ок. 18 н. э.) – римский поэт. Описание золотого века содержится в его «Метаморфозах» (Овидий. Метаморфозы. М., 1977). Тибулл Альбий (ок. 50–19 до н. э.) – римский поэт. Упоминания о Золотом веке встречаются в его «Элегиях» (Катулл. Альбий Тибулл. Пропорций. М., 1977). Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) – римский философ. О Золотом веке см. в его «Нравственных письмах к Луцилию» (М., 1977).
43
В середине XIX в. сформировалась так называемая общинная теория, согласно которой исходным моментом аграрной истории было общинное землевладение с коллективной крестьянской собственностью на землю. Ее создателями и последователями были Г. Маурер, Г. Мэн, М. Ковалевский и другие историки и правоведы. Общинная теория нашла своих горячих сторонников и продолжателей в К. Марксе и Ф. Энгельсе (см., например, работы Ф. Энгельса «Марка», «К истории древних германцев», «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). В конце XIX – начале XX в. общинная теория подверглась суровой критике со стороны Н. Д. Фюстель де Куланжа, Ф. Сибома, Р. Гильдебранда, А. Допша и других историков, отстаивавших извечность частной собственности.
44
Как установили историки, русская сельская община с периодическими уравнительными переделами земли между входящими в общину семьями сформировалась лишь в XVII–XVIII вв. Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и другие представители «государственной школы» историков доказывали, что община в таком виде сложилась под давлением государства, преследовавшего сугубо фискальные цели. Хаубергские товарищества – ассоциации лесорубов, возникшие в прирейнском Вестервальде (Германия). Gehofeischaft (нем.) – подворная земельная община, существовавшая в районе Трира (Рейнская область Германии). Каждая семья (двор), входившая в общину, имела строго определенную долю во всех видах земельных угодий, но так как участки отличались по плодородию и другим природным условиям, практиковался периодический обмен их между членами общины. Задруга – существовавшая вплоть до конца XIX в. на землях Сербии и Хорватии семейная община. В ее сохранении из фискальных соображений были заинтересованы как правители Османской империи, которая господствовала на землях южных славян, так и правительство независимой Сербии.
45
Гай Юлий Цезарь (162–44 до н. э.) – римский полководец, политический деятель и писатель. О быте германских племен он писал в «Записках о Галльской войне» (Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. В 2 т. М., 1991). Согласно описанию Цезаря, у германцев была кровнородственная община. По Тациту (полтора века спустя), германские племена жили в условиях соседской (сельской) земледельческой общины.
46
Антон Менгер (1841–1906) – австрийский юрист, социолог и историк социалистических идей. Социалист-эволюционист А. Менгер был известен в конце XIX – начале XX в. как противник марксистского социализма и социал-демократии.
47
Субъективная школа в политической экономии – собирательное название ряда учений, возникших в 70-е годы XIX в. Общим для них является тезис, что ценность благ определяется в конечном счете субъективной оценкой их полезности. Мизес, по всей вероятности, под субъективной школой подразумевает австрийскую школу, приверженцем которой он являлся. Эта школа рассматривает заработную плату как долю в произведенной ценности, которая может быть «вменена» труду – одному из факторов производства.
48
Английский экономист Томас Мальтус (1766–1834) сформулировал в 1798 г. «естественный закон народонаселения», согласно которому население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, тогда как средства существования могут расти лишь в арифметической прогрессии, что порождает нищету масс.
49
Реализм и номинализм – два противоборствующих течения в европейской средневековой философии. Номиналисты утверждали, что существуют лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – это лишь nomina (имена, обозначения), выступающие в сознании людей. Реалисты считали, что общие понятия существуют реально, а не только в мышлении. Спор о реальном существовании универсалий восходит к Древней Греции: Платон (427–347 до н. э.) считал, что идеи существуют вне конкретных вещей и образуют особый идеальный мир; Аристотель (384–322 до н. э.) утверждал, что общее существует только в единичных вещах, будучи его формой.
50
Универсализм здесь – синоним реализма как признания реального бытия универсалий. Проблема универсалий была сформулирована древнегреческим философом Порфирием (234–301?) как проблема «вида»: существуют ли виды и роды вещей наряду с единичными вещами? По Мизесу, признание особых целей и интересов коллективов, отличных от целей и интересов индивидуумов, равносильно признанию реального бытия вида наряду с единичными вещами.
51
Collectiva – совокупности людей, объединенных общим делом, интересом и т. п. (лат.)
52
Телеология – учение о том, что развитие каких-либо явлений обусловлено не объективными причинами, а заранее предустановленной целью.
53
Иоганн Гердер (1744–1803) – немецкий философ, идеолог Просвещения; в молодости был учеником И. Канта, а в последний период жизни вел резкую полемику с кантианством.
54
Аверроэс – латинизированное имя Ибн Рушда (1126–1189), арабского философа, комментатора Аристотеля. В учении Аверроэса нашло отражение гипостазирование – представление о том, что общие понятия, идеи, свойства обладают самостоятельным бытием наряду с конкретным вещественным миром.
55
В математике асимптотическим называется неограниченное приближение точек некоторой кривой к прямой линии по мере того, как эти точки удаляются в бесконечность.
56
Отто Гирке (1841–1921) – германский юрист, историк права. В истории он видел смену различных форм общности людей. Государство, по его мнению, не институт, а общность, объединяющая и господствующих, и подвластных им.
57
Готхольд Лессинг (1729–1781) – немецкий писатель-просветитель, классик национальной литературы.
58
Георг Гегель (1770–1831) – классик немецкой философии, объективный идеалист, диалектик.
59
Иоганн Тюнен (1783–1850) и Герман Генрих Госсен (1810–1858) – немецкие экономисты, заложившие основы теории предельной полезности и производительности, отрицающей классическую трудовую теорию ценности, на которой базировались социалистические требования ликвидации доходов капиталиста как нетрудовых. Карл Менгер (1840–1921) – австрийский экономист, один из создателей теории предельной полезности, основатель австрийской школы в экономической теории. Ойген Бём-Баверк (1851–1914) – австрийский экономист, один из разработчиков теории предельной полезности благ и на ее основе – теории капитала и процента. Фридрих Визер (1851–1926) – австрийский экономист, внесший существенный вклад в развитие теории предельной полезности. Людвиг фон Мизес развивал взгляды этих основоположников австрийской школы.
60
Фридрих Вильгельм IV (1795–1861) – прусский король, установивший режим жестокой реакции. Вильгельм II (1859–1941) – германский император, один из политических лидеров, развязавших Первую мировую войну.
61
Ценностные суждения – суждения, выражающие субъективные оценки. С позиций формальной логики они не обладают необходимым признаком суждения, ибо не могут характеризоваться как истинные или ложные. Потому, как считает Мизес (вслед за М. Вебером), ценностные суждения лежат вне сферы науки.
62
Берта Зутнер (1843–1914) – австрийская писательница, видная деятельница пацифистского движения. Возглавляла Венский Союз друзей мира, издавала журнал «Долой оружие» – орган Интернационального Бюро мира. Лауреат Нобелевской премии мира 1905 г.
63
Иоганн Шиллер (1759–1805) – немецкий драматург, поэт, историк.
64
Имеется в виду драма Фридриха Шиллера (1783–1787) «Дон Карлос», а именно сцена встречи «гражданина Вселенной» маркиза Позы с королем Испании Филиппом II (Шиллер Ф. Избр. соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1959).
65
В ночь 4 августа 1789 г. в Учредительном собрании виконт Де Ноай, герцог Д’Эй гийон и другие представители дворянства потребовали ликвидации феодальных прав (помещичьего суда, права охоты на крестьянских землях и т. п.) и феодальных повинностей (барщины, оброчных платежей и т. д.). Учредительное собрание поддержало отказывающихся от своих привилегий дворян. В марте-июне 1832 г. в Великобритании господствовавшая в парламенте аристократия пошла на уступки промышленной буржуазии, проведя парламентскую реформу. Согласно Биллю о реформе было ликвидировано представительство от мелких или вообще фиктивных избирательных округов, что лишило помещиков примерно пятой части мест в парламенте.
420
Фридрих Вильгельм Ферстер (1869–1966) – немецкий теоретик политической этики, пацифист по убеждениям.
421
Джон Принц-Смит – правильнее Смит, Джон Принц, младший (1809–1874) – английский политэконом.
422
Эрнст Унтерман – немецкий, а затем американский философ, последователь Дицгена; критиковал ряд положений марксизма с социалистических позиций.
423
Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) – русский философ-марксист, деятель международного и российского социалистического движения. Карл Каутский (1854–1938) – немецкий экономист и философ, пропагандист марксизма, деятель германского социалистического движения и II Интернационала. Франц Меринг (1846–1919) – немецкий философ и историк, последователь марксизма, деятель германского рабочего движения. Маркс, Энгельс, Каутский и Меринг происходили из зажиточных буржуазных семей; Плеханов по происхождению дворянин.
424
Гендрик Де Ман (1885–1953) – бельгийский социолог и политический деятель, один из лидеров бельгийских социалистов; в конце 20-х годов порвал с марксизмом.
425
Фридрих Мукле (1883–1945) – немецкий экономист; в 1918 г. был сотрудником и консультантом Курта Эйснера – премьер-министра временного правительства, сформированного в ходе ноябрьской революции в Баварии.
426
Гораций (65–8 до н. э.) – римский поэт, автор исполненных философским духом стихотворных «Посланий».
427
Этатистская социальная философия – философия, объясняющая развитие общества деятельностью государства и его институтов.
428
В этой сказке Ганса Христиана Андерсена (1805–1875) герой, идеализирующий Средневековье, очутившись чудесным образом в том времени, испытывает глубокое разочарование (Андерсен Г. Х. Сказки и истории. Т. 1. Л., 1977. С. 205–235).
429
«Земля же плодоносила сама, добровольно, без понуждения» (лат.) (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. С. 68).
430
Генрих Дитцель (1857–1935) – немецкий экономист. Освальд Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ, культуролог и историк.
431
Адольф Лассон (1832–1917) – немецкий философ и правовед, автор ряда работ по философии права.
432
Марсилий Падуанский (между 1275 и 1280 – ок. 1343) – итальянский политический мыслитель, один из основоположников концепции возникновения государства в результате общественного договора.
433
«Защитник мира» (лат.)