Полная версия
Рынок и другие порядки
137
[Хайек имеет в виду книгу Найта: Frank Knight, Risk, Uncertainty, and Profit (New York: Houghton Mifflin, 1921) <Найт Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003>. Американский экономист Фрэнк Найт (1885–1972) был лидером «старой» – т. е. в период до Второй мировой войны – чикагской школы экономической теории. В межвоенные годы эта книга была стандартным учебником в ЛШЭ. – Ред.]
138
[В варианте статьи, опубликованном в 1948 г., автор удалил следующее примечание, содержавшееся в оригинальной статье, впервые появившейся в журнале «Economica»: «Хочу пояснить в самом начале, что я использую термин равновесный анализ” в узком смысле, эквивалентном тому, который проф. Ганс Майер назвал “функциональным” (в отличие от причинно-генетического”) подходом и который неточно называют математической школой”. Именно в рамках этого подхода вращаются дискуссии последних 10–15 лет. Следует признать, что проф. Майер развернул перед нами перспективу другого, “причинно-генетического” подхода, но трудно отрицать, что это до сих пор остается лишь посулами. Однако здесь следует упомянуть, что наиболее будящие мысль идеи по проблемам, тесно связанным с обсуждаемыми в этой статье, пришли из этого направления. См.: Hans Mayer, “Der Erkenntniswert der funktionellen Preistheorien: Kritische und positive Untersuchungen zum Preisproblem”, in Hans Mayer, ed., Die Wirtschaftstheorie der Gegenwart (Vienna: Springer, 1932), vol. 2, pp. 147–239; P. N. Ro-senstein-Rodan, “Das Zeitmoment in der mathematischen Theorie des wirtschaftlichen Gleichgewichtes”, Zeitschrift für Nationalökonomie, vol. 1, May 1929, pp. 129—42; Idem., “The Role of Time in Economic Theory”, Economica, n.s., vol. 1, February 1934, pp. 77–97». Англ. пер. статьи Ганса Майера: Hans Mayer, “The Cognitive Value of Functional Price Theories: Critical and Positive Investigations Concerning the Price Problem”, translated by Patrick Camiller, in Classics in Austrian Economics, vol. 2, The Interwar Period, ed. Israel Kirzner (London: William Pickering, 1994), pp. 55 – 168. – Ред.]
139
По этому вопросу см., в частности: Ludwig von Mises, Grundprobleme der Nationalökonomie (Jena: Gustav Fischer, 1933), pp. 22ff, 158ff. [Ср.: Ludwig von Mises, Epistemological Problems of Economics, translated by George Reisman (Princeton, NJ: D. Van Nostrand, 1960), pp. 23ff, 170ff. – Ред.] <Русский перевод планируется в рамках Собрания сочинений Людвига фон Мизеса в 2020—2°2i гг.>
140
Меня давно удивляет, почему в социологии, насколько мне известно, не делалось систематических попыток проанализировать общественные отношения в терминах соответствия и несоответствия или совместимости и несовместимости, индивидуальных целей и желаний. [В первоначальном варианте статьи, опубликованном в журнале «Economica», это примечание продолжалось следующими словами: «Похоже на то, что математическая техника analysis situs <анализ положений> (топология) и, в частности, такие понятия, разработанные в ее рамках, как гомеоморфизм, могут оказаться весьма полезными в этом отношении, хотя может показаться сомнительным, будут ли даже эти методы, по крайней мере на нынешнем этапе их развития, адекватны сложности структур, с которой нам приходится работать. Первая попытка в этом направлении, предпринятая видным математиком (Karl Menger, Moral, Wille und Weltgestaltung: Grundlegung zur Logik der Sitten [Vienna: Springer, 1934]), пока не добавила особой ясности. Но мы можем с интересом ожидать трактата по точной социологической теории, который проф. Менгер пообещал опубликовать в ближайшем будущем». (См.: “Einige neuere Fortschritte in der exakten Behandlung sozialwissenschaftlicher Probleme”, in Neuere Fortschritte in der exakten Wissenschaften [Leipzig: F. Deuticke, 1936], p. 132.) См. перевод книги 1934 года: Karl Menger, Morality, Decision, and Social Organization: Toward a Logic of Ethics, based on a translation by Eric van der Schalie (Dordrecht: D. Reidel, 1974). – Ред.]
141
См. мою статью: “The Maintenance of Capital”, Economica, n.s., vol. 2, May 1935, p. 265. [Переиздана в: F. A. Hayek, “The Maintenance of Capital”, in Essays on Capital and Interest, ed. Lawrence H. White, vol. 11 of The Collected Works of F. A. Hayek (Chicago: University of Chicago Press; London: Routledge), pp. 156–189. – Ред.]
142
Это отделение понятия равновесия от понятия стационарного состояния представляется мне не чем иным, как неизбежным итогом процесса, продолжавшегося довольно долго. Сегодня, вероятно, всеми ощущается, что эти два понятия связаны не по сути, а только в силу исторических обстоятельств. Если полное отделение все еще не состоялось, то, по-видимому, только потому, что до сих пор не было предложено никакого альтернативного определения состояния равновесия, позволившего бы сформулировать в общем виде те положения равновесного анализа, которые, по сути, не зависят от понятия стационарного состояния. Очевидно, что большая часть положений равновесного анализа отнюдь не рассчитана на применение только к стационарному состоянию, каковое, вероятно, никогда и не будет достигнуто. По-видимому, процесс отделения начался с Маршалла и проведенного им различения между долго- и краткосрочным равновесием. Ср. его утверждения вроде следующего: «…сама природа равновесия и причин, его обусловливающих, зависит от продолжительности периода, который занимает расширение рынка» (Alfred Marshall, Principles of Economics: An Introductory Volume, 7th ed. (London: Macmillan, 1916), Book V, chapter 1, section 6, p. 330) <Маршалл А. Основы экономической науки. М.: Эксмо, 2007. C. 342 [с исправлениями]>. Идея состояния равновесия, не являющегося стационарным состоянием, уже присутствовала в моей работе: “Das intertemporale Gleichgewichtssystem der Preise und die Bewegungen des ‘Geldwertes’”, Weltwirtschaftliches Archiv, vol. 28, July 1928, pp. 3—76, – и она, конечно, очень важна, если мы хотим применять аппарат теории равновесия для объяснения любого из явлений, связанных с «инвестированием». [Англ. пер.: F. A. Hayek, “Intertemporal Price Equilibrium and Movements in the Value of Money”, in Good Money, Part I: The New World, ed. Stephen Kresge, vol. 5 (1999) of The Collected Works of F. A. Hayek, pp. 186–227. – Ред.] Богатую историческую информацию по этому вопросу в целом можно найти в: Ewald Schams, “Komparative Statik”, Zeitschrift für Nationalökonomie, vol. 2, August 1930, pp. 27–61. [Хайек добавил следующую ссылку в издание 1948 г.: «См. также: Frank H. Knight, The Ethics of Competition, and Other Essays (London: Allen and Unwin, 1935), p. 175 <Найт Ф. Этика конкуренции. М.: ЭКОМ Паблишерз, 2004. С. 311>; дальнейшее развитие идей после выхода этой статьи см. в моей книге: The Pure Theory of Capital, chapter 2. Переиздание последней: F. A. Hayek, The Pure Theory of Capital, ed. Lawrence H. White, vol. 12 (2007) of The Collected Works ofF. A. Hayek. – Ред.]
143
Ср., в частности: Oskar Morgenstern, “Vollkommene Voraussicht und wirtschaftliches Gleichgewicht”, Zeitschrift für Nationalökonomie, vol. 6, August 1935, pp. 337ff. [Oskar Morgenstern, “Perfect Foresight and Economic Equilibrium”, translated by Frank Knight, in Selected Writings of Oskar Morgenstern, ed. Andrew Schotter (New York: New York University Press, 1976), pp. 169—83. – Ред.]
144
Другим примером, имеющим более общее значение, могло бы, конечно, служить соответствие между «инвестициями» и «сбережениями» – т. е. соответствие между пропорцией (в терминах относительных издержек), в какой предприниматели готовятся поставить к определенной дате производственные и потребительские блага, и пропорцией, в какой на эту дату станут распределять свои средства между производственными и потребительскими благами все потребители (ср. мои статьи: “Price Expectations, Monetary Disturbances, and Malinvestment” [1933], reprinted in Profits, Interest, and Investment (London: Routledge, 1939 [reprinted, Clifton, NJ: Kelley, 1975. – Ред.]), pp. 135 – 56; “The Maintenance of Capital” [1935], in ibid., pp. 83—134. [В варианте, опубликованном в журнале «Economica», эти ссылки выглядели следующим образом: “Preiserwartungen, monetäre Störungen and Fehlinvestitionen”, Ekonomisk Tidskrift, vol. 34, 1935 (франц. пер.: “Previsions de Prix, Perturbations monetaires et faux Investissements”, Revue des Sciences Economiques, October, 1935, pp. 165 – 81), “The Maintenance of Capital”, Economica, n.s., vol. 2, August 1935, pp. 241 – 76. Мне не удалось найти указанную статью в «Ekonomisk Tidskrift». – Ред.] Здесь может быть небезынтересно упомянуть, что, изучая ту же сферу, которая навела меня на настоящие размышления, а именно теорию кризисов, великий французский социолог г. Тард выдвигал в качестве их основной причины «противоречие верований», или «противоречие мнений», или «противоречие надежд» (Psychologie Economique [Paris: F. Alcan, 1902], vol. 2, pp. 128—91. Ср. также: Norbert Pinkus, Das Problem des Normalen in der Nationalökonomie [Leipzig: Duncker und Humblot, 1906], pp. 252, 275).
145
Интересный вопрос, который я не могу, однако, здесь рассматривать, касается следующего: должен ли каждый отдельный индивид быть прав, чтобы мы могли говорить о равновесии, или будет достаточно, если в результате взаимопогашения разнонаправленных ошибок количества различных товаров, выносимых на рынок, окажутся такими же, как если бы каждый индивид был прав. Мне кажется, что равновесие в строгом смысле слова потребовало бы соблюдения первого условия, но я могу представить, что иногда могло бы оказаться полезным более широкое понятие, требующее соблюдения лишь второго. Более полное обсуждение этой проблемы должно было бы учитывать огромное значение, которое некоторые экономисты (включая Парето) придают в связи с этим закону больших чисел. По данному вопросу в целом см.: P. N. Rosenstein-Rodan, “The Co-ordination of the General Theories of Money and Price”, Economica, n.s., vol. 3, August, 1936, pp. 257–280.
146
Или же, поскольку ввиду тавтологического характера Чистой Логики Выбора «индивидуальные планы» и «субъективные данные» выступают как синонимы, согласованностью субъективных данных разных индивидов.
147
ТЭ
В последнее время это, видимо, часто признают, хотя скорее в неявной, нежели в осознанной форме, когда подчеркивают, что равновесный анализ лишь описывает условия равновесия, не пытаясь выводить положение равновесия из имеющихся данных. Равновесный анализ в этом смысле был бы, конечно, чистой логикой и не содержал бы высказываний, касающихся реального мира.
148
Проведенное здесь разграничение может помочь в преодолении давних разногласий между экономистами и социологами по поводу роли, которую «идеальные типы» играют в аргументации экономической теории. Социологи часто подчеркивают, что обычные процедуры экономической теории включают допущение об определенных идеальных типах, тогда как экономисты-теоретики указывают, что их аргументация носит настолько универсальный характер, что им не требуется прибегать к каким-либо «идеальным типам». Истина, по-видимому, состоит в том, что в сфере Чистой Логики Выбора, которая в основном интересует экономиста, он в своих утверждениях был прав. Но как только у него возникало желание применить их для объяснения социального процесса, он вынужден был обращаться к тому или иному «идеальному типу». [Здесь Хайек имеет в виду различие во взглядах социолога Макса Вебера и экономиста Людвига фон Мизеса относительно надлежащего применения идеально-типических конструкций. Подробнее об этом см. в: Ludwig von Mises, Human Action: A Treatise on Economics, 3rd ed. (Chicago: Henry Regnery, 1966), part 1, chapter 2, section 9 “On Ideal Types” <Мизес А. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. М.; Челябинск: Социум, 2019. Часть 1, глава 2, параграф 9 «Об идеальных типах»>. – Ред.]
149
Старые экономисты зачастую яснее выражались по этому поводу, чем их последователи. См., например, у Адама Смита: «Однако для соблюдения такого равенства в общей сумме выгод и невыгод [заработной платы] необходимы даже при наличности наиболее полной свободы три следующих условия: во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна и давно утвердиться в данной местности…» (Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [1776], ed. Edwin Cannan (London: Methuen, 1904), vol. 1, p. 116 [новое издание: Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, ed. W. B. Todd, vol. 2 of The Glasgow Edition of the Works and Correspondence of Adam Smith (Glasgow: University of Glasgow, 1976; reprinted, Indianapolis, IN: Liberty Fund, 1981), book 1, chapter 10, p. 131. Слова в квадратных скобках добавлены Хайеком. – Ред.] < Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. С. 161>); или у Давида Рикардо: «Сказать, что люди не знают самого лучшего и самого дешевого способа вести дела и платить свои долги, не было бы ответом мне, потому что это вопрос факта, а не науки; такое же возражение могло быть выдвинуто почти против любого положения политической экономии» (David Ricardo, in Letters of David Ricardo to Thomas Robert Malthus, 1810–1823 (Oxford: Clarendon Press, 1887), Letter of October 22, 1811, p. 18 [новое издание: David Ricardo, Letters 1810–1815, ed. Piero Sraffa with the collaboration of M. H. Dobb, vol. 6 (1952) of The Works and Correspondence of David Ricardo (Cambridge: Cambridge University Press for the Royal Economic Society, 1951–1973; reprinted, Indianapolis, IN: Liberty Fund, 2004), p. 64. – Ред.] <Рикардо Д. Соч.: в 5 т. М.: Соцэкгиз, 1961. Т. V. С. 23>). [В оригинальной статье 1937 г., опубликованной в журнале «Economica», это примечание отсутствовало. – Ред.]
150
См.: Nicholas Kaldor, “A Classificatory Note on the Determinateness of Equilibrium”, Review of Economic Studies, vol. 1, February 1934, p. 123.
151
Ibid., passim.
152
Ср.: «В обществах, основанных на разделении труда среди множества индивидов, распределение прав собственности на производимые товары создает своего рода духовное разделение труда, без которого ни производственный расчет, ни ведение хозяйства были бы невозможны» (Ludwig von Mises, Die Gemeinwirtschaft: Untersuchungen über den Sozialismus, 2nd ed. (Jena: Gustav Fischer, 1932), p. 96 <Мизес Л. фон. Социализм: экономический и социологический анализ. М.; Челябинск: Социум, 2018. C. 103>). [В оригинальной статье 1937 г., опубликованной в журнале «Economica», это примечание отсутствовало. – Ред.]
153
[В варианте статьи, опубликованном в 1948 г., автор удалил следующее примечание, содержавшееся в оригинальной статье в журнале «Economica»: «Я не вполне уверен, но надеюсь, что различение между Чистой Логикой Выбора и экономической теорией как общественной наукой, по сути, совпадает с различением, которое имел в виду проф. Аммон, когда постоянно подчеркивал, что «Theorie des Wirtschaftens» не то же самое, что «Theorie der Volkswirtschaft». Возможно, Хайек имеет в виду следующую книгу Аммона: Alfred Amonn, Objekt und Grundbegriffe der theoretischen Nationalökonomie, 2nd ed. (Vienna: Deuticke, 1927; reprinted with an introduction by T. W. Hutchison, Vienna: Böhlau, 1996). В ней во втором параграфе четвертой главы Аммон проводит различие между Wirtschaft <хозяйством> и Volkswirtschaft <народным хозяйством> как предметом экономической науки. Конкретнее, он связывает Wirtschaft с экономикой индивида в противовес Volkswirtschaft, которое относится к экономике в рамках общественных отношений. Тогда Wirtschaft можно перевести как «изолированная экономика», а Volkswirtschaft – как «общественная» или «национальная экономика». Я благодарю Хансйорга Клаузингера за поиски источника и наполнение смыслом этой ссылки. – Ред.] <Ср. Приложение I «Сущность народного хозяйства» в сочинении Карла Менгера «Исследования о методах социальных наук и политической экономии в особенности» (Менгер К. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. С. 451–455). – Изд.>
154
Знание в данном смысле – это нечто большее, чем то, что обычно описывается как умения, и разделение знания, о котором мы здесь ведем речь, – это нечто большее, чем то, что понимают под разделением труда. Говоря короче, «умение» относится только к знанию, которое человек использует в своей профессии, тогда как то дополнительное знание, о котором нам надлежит иметь какое-то представление, чтобы мы были способны высказать нечто о процессах в обществе, – это то знание альтернативных возможностей действия, которое человек непосредственно не пускает в дело. Можно добавить, что знание в том смысле, в каком это понятие употребляется здесь, идентично предвидению лишь постольку, поскольку всякое знание представляет собой способность делать предсказания.
155
То, что все высказывания экономической теории относятся к вещам, определяемым в терминах отношений к ним людей, то есть что «сахар», который экономисты могут иногда упоминать, определяется не его «объективными» качествами, а тем, что, как полагают люди, он будет тем или иным образом служить их конкретным потребностям, является источником всевозможных трудностей и недоразумений, особенно в связи с проблемой «верификации». Безусловно также, что именно в связи с ней контраст между verstehende – понимающим подходом (нем.) – общественных наук и подходом бихевиористов становится столь ярким. Я не уверен, что бихевиористы в социальных дисциплинах сознают, сколь многое из традиционного подхода им пришлось бы отбросить, если бы они захотели быть последовательными, или что они, несмотря ни на что, пошли бы на это, если бы знали о последствиях. Например, это подразумевало бы, что утверждения теории денег должны относиться исключительно к, скажем, «круглым металлическим кружкам с неким оттиском на них» или к другим физическим объектам либо группам объектов, определенным подобным же образом. [Некоторые из этих проблем Хайек анализирует в статье «Факты общественных наук» (настоящий том, глава 2) и в написанной во время войны работе «Сциентизм и изучение общества», ссылку на которую можно найти в первой статье. – РеД.]
156
Эти условия обычно обозначаются как отсутствие «трения». В опубликованной недавно статье Фрэнк Найт правильно указывает, что «ошибка” – это обычное обозначение трения в экономических дискуссиях». См.: Frank H. Knight, “The Quantity of Capital and the Rate of Interest: II”, Journal of Political Economy, vol. 44, October 1936, p. 638.
157
Это было бы одним, но, вероятно, еще недостаточным условием для обеспечения того, чтобы при данном состоянии спроса предельная производительность различных факторов производства в различных вариантах их употребления уравновешивалась бы, так что с этой точки зрения было бы достигнуто равновесие производства. Не является необходимым, как можно было бы подумать, чтобы всякое возможное альтернативное применение любого вида ресурсов было известно хотя бы кому-то одному из каждой группы владельцев, использующих данные ресурсы для одной и той же конкретной цели. Это обусловлено тем, что если владельцам, использующим каким-то определенным способом свои ресурсы, известны и иные варианты их употребления, то знание подобных альтернатив будет находить отражение в ценах на эти ресурсы. В этом отношении для распространения знаний об альтернативных вариантах применения m, п, о… y, z некоего товара будет достаточно, если А, который использует имеющееся у него количество этих ресурсов для m, знает об п; В, который использует свои для п, знает об m; тогда как С, использующий свои для о, знает об п, и т. д., пока мы не дойдем до L, который использует свои для z но знает только об у. Мне неясно, в какой мере дополнительно к этому требуется определенное распределение знаний о том, в каких пропорциях могут комбинироваться различные факторы в производстве каждого товара. Для полного равновесия потребуются дополнительные допущения об имеющихся у потребителей знаниях относительно пригодности соответствующих товаров для удовлетворения их потребностей.
158
[В оригинальной статье 1937 г. эта фраза выглядела следующим образом: «…подобные претензии обычно отвергались социологами…». – Ред.]
159
Прочитано в Клубе моральных наук Кембриджского университета 19 ноября 1942 г. Перепечатано из: Ethics, vol. 54, October, 1943, 1— 13. [Этот очерк был перепечатан в: F. A. Hayek, Individualism and Economic Order (Chicago: University of Chicago Press, 1948), pp. 57–76 <Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. Челябинск: Социум, 2011. С. 69–92>. – РеД.]. Некоторые из вопросов, поднятых в данном очерке, рассматриваются более подробно в моей работе «Сциентизм и изучение общества», появившейся в трех выпусках журнала «Economica», 1942–1945. [Сейчас она опубликована в: F. A. Hayek, Studies on the Abuse and Decline of Reason: Texts and Documents, ed. Bruce Caldwell, vol. 13 (2010) of The Collected Works of F. A. Hayek (Chicago: University of Chicago Press; London: Routledge), pp. 75 – 166. – РеД.]
160
[Подробнее о влиянии австрийского физика, психолога и философа науки см. в очерке Хайека: “Ernst Mach (1838–1916) and the Social Sciences in Vienna”, chapter 7 of The Fortunes of Liberalism, ed. Peter Klein, vol. 4 (1992) of The Collected Works of F. A. Hayek <Эрнст Мах (1838–1916) и общественные науки в Вене // Хайек Ф. Судьбы либерализма в хХ веке. М.: ИРИСЭН, 2009. С. 209–211>. – Ред.]
161
[Здесь Хайек имеет в виду американского институционалиста Торстейна Веблена (1857–1929), который заявил это в статье: Thorstein Veblen, “The Preconceptions of Economic Science”, Quarterly Journal of Economics, vol. 14, February 1900, p. 255. – Ред.]
162
Auguste Comte, Cours de Philosophie positive, ed. Emile Littre, 2nd ed. (Paris: J. B. Bailliere et fils, 1864), vol. 4, p. 286. [Идеи французского философа и социолога Огюста Конта изложил и подверг критике в очерке «Контрреволюция науки», ныне опубликованном в: Hayek, Studies on the Abuse and Decline of Reason. См. главы 13, 16, 17 <Хайек Ф. Контрреволюция науки. М.: ОГИ, 2003>. – Ред.]
163
Ср., например: L. S. Stebbing, A Modern Introduction to Logic, 2nd ed. (London: Methuen, 1933), p. 383.
164
Я уверен, что мне не нужно применять особых мер предосторожности против неверного понимания моих последних высказываний о соотношении между историей и теорией как какого-то принижения роли истории. Я хотел бы даже подчеркнуть, что вся цель теории состоит в том, чтобы помочь нашему пониманию исторических явлений, и что самое совершенное знание теории будет на деле почти бесполезным без самых широких познаний исторического характера. Но это совершенно не относится к моей настоящей теме – природе «исторических фактов» и той сравнительной роли, которую история и теория играют в их обсуждении.
165
Между прочим, я не убежден, что этот последний момент действительно составляет различие между общественными и естественными науками. И если нет, то, как я думаю, ошибаются естествоиспытатели, веря, что они всегда имеют дело с реальностью как целым, а не только с ее избранными «аспектами». Но это еще проблема, можем ли мы вообще воспринимать или говорить об объекте, который указан нам сугубо демонстрационно и поэтому является «индивидуумом» (в логическом смысле) в отличие от «единичного класса» (и, следовательно, действительно конкретен, а не абстрактен), – проблема, которая может увести слишком далеко от моей нынешней темы.