bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Краткое содержание книги: Откуда берутся хорошие идеи. Стивен Джонсон

Оригинальное название:

Where Good Ideas Come From: The Natural History of Innovation


Автор:

Стивен Джонсон


Тема:

Личная эффективность


Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru

Введение

Как часто, оглядываясь назад, изобретатели, ученые, предприниматели, художники уверяют, что Идея пришла к ним как озарение, как вспышка ясной и законченной мысли. Но так ли всё на самом деле? Если мы посмотрим внимательнее, то заметим, что за спиной любой идеи стоят догадки, а этап от первой неосознанной догадки до момента озарения может длиться годами.

Стив Джонсон, признанный автор в жанре научно-популярной литературы, исследовал эту интереснейшую тему. Джонсон проанализировал эволюционный путь развития особо значимых идей (от догадки к идее) в разных контекстах и в разных временных эпохах с точки зрения влияния на этот путь факторов внешней среды. Такой подход («Метод длинного зума») позволил автору добиться широкого охвата исследуемого пространства.

Джонсон выделил 7 признаков, которыми отличаются среды, «питательные» для инноваций. Эти признаки характерны для открытых сред, в которых умы могут свободно сталкиваться и объединяться.

Прочитав саммари и поняв, что скрывается за этими простыми словами, можно создавать вдохновляющие пространства осознанно и целенаправленно, стимулируя тем самым удачные инновационные прорывы как в масштабах отдельной личности, так и в масштабах крупной компании.

И прежде чем начать, особо отметим, что Идея – это не только великое открытие в науке или какой-то технологический прорыв. Блестящая идея – это новое и точно попадающее решение любой актуальной задачи за счет использования имеющихся ресурсов.

Принцип 1. Смежные возможности

Представьте себе такую игру, в которой можно прикоснуться к магии сотворения жизни на Земле. Изначально у нас есть первозданная планета с атмосферой, состоящей из аммиака, метана, воды, углекислого газа, аминокислот и простых органических соединений. Задача игры – получить что-то новое, соединяя между собой имеющиеся ресурсы. Сперва из молекул газа можно получить новые аминокислоты. Всё вновь созданное можно заново объединять в разных комбинациях. Чем больше новых доступных субстанций (материальных и концептуальных), тем больше комбинаций – смежных возможностей. Постепенно будут созданы возможности для появления более сложных сущностей (подсолнечника, комара, мозга), которые, конечно, нельзя было получить и даже предсказать их появление на самом первом шаге. Эта игра имитирует инновационность эволюционного процесса с точки зрения смежных возможностей.

Мегаполисы богаты смежными возможностями, как минимум поэтому, несмотря на присущие большим городам стрессы, шум и суету, среда эта очень благоприятна для инноваций. Динамика мегаполиса стремительно создает новые задачи, но и она же подсказывает новые решения.

В 1870 году французский акушер Стефан Тарнье после прогулки по зоопарку придумал, по аналогии с увиденным им устройством для высиживания цыплят, инкубатор для новорожденных младенцев. При использовании этого устройства процент смертности недоношенных детей уменьшался в два раза. К сожалению, переслать инкубатор для спасения младенцев в развивающиеся страны на практике не удавалось, так как устройство получилось довольно сложным и в эксплуатации, и в ремонте.

Лишь в 2008 году американский профессор Тимоти Престеро озадачился тем, как сделать инкубатор, который смог бы отремонтировать даже автомобильный мастер, ведь машины (и запчасти к ним) есть везде. И тогда Престеро придумал сделать инкубатор из деталей автомобиля. Переработанное устройство получилось недорогим и теперь не требовало высокой квалификации мастеров при починке. Идея Престеро была блестящей – конкретную задачу ему удалось реализовать доступными средствами.

Интернет – пример среды, в которой принцип смежных возможностей работает с невероятной скоростью. Как только создается какая-то полезная технология, то в комбинации с другими она сразу же используется для развития чего-то нового.

Случается, что среда уже бывает настолько «подогрета» (и догадками, и инструментами), что не сделать сопутствующее открытие уже просто нельзя. Вспомните, сколько споров было о том, кто же в действительности открыл радио, паровую машину, телеграф? Так происходят множественные открытия, когда несколько независимо работающих ученых практически одновременно приходят к одному и тому же решению.

Принцип 2. Перемешивающая среда

Человеческая идея, мысль на физиологическом уровне – это синхронный разряд тысячи нервных клеток головного мозга. Чтобы производить новые идеи, должны использоваться смежные возможности, а для этого необходимо, чтобы при разряде в нейронных сетях были задействованы новые связи.

Как поспособствовать образованию нейронных связей, а значит, и простимулировать креативность мозга? Воспользуемся Методом длинного зума и посмотрим на задачу со стороны. Какая внешняя среда была бы благоприятна для образования связей между нейронами? Да, та среда, которая построена по тем же принципам, что и нейронные сети. То есть нужна сеть, где идеи постоянно взаимодействуют друг с другом. Именно в такой среде, богатой на новые комбинации, нейронные сети головного мозга также будут легче находить новые связи и ассоциации.

Для того чтобы образовывались новые связи, так необходимые инновациям, требуется перемешивающая среда, способствующая случайным столкновениям.

Кибернетик Кристофер Лэнгтон как-то заметил, что частым условием инноваций является балансирование на «границе хаоса», между жестким порядком и анархией. Вода – очень наглядный пример. Когда вода находится в состоянии газа (хаос), столкновения молекул случаются часто, но соединения быстро распадаются. Когда вода находится в состоянии льда (жесткий порядок), изменения невозможны, но всё стабильно.

Стоит отметить, что сеть, которую мы описываем, это не «коллективный разум», а разум глобальный. Иногда коллективный разум полезен, но подлинная креативность и инновационность – это мудрость отдельного человека. И хотя идеи действительно рождаются в голове одного человека, для истинного вдохновения нужны внешние сети.

Принцип 3. Медленно зреющие догадки

Давайте обратимся к примеру идеи, которая могла бы случиться, но не случилась.

10 июля 2001 года агент ФБР Кен Уильямс отправил своему руководству доклад (наблюдения за год) о необходимости усилить бдительность в лётных училищах США, куда, возможно, целенаправленно отправляют учиться сообщников Усамы Бен Ладена. Это была печально известная «записка из Финикса», связанная с катастрофой, произошедшей 11 сентября того же года. Зреющие догадки побудили Уильямса написать отчет, но аналитики ФБР не посчитали документ срочным, и до руководства он так и не дошел. ФБР – иерархическая структура со строгими вертикальными связями, одно из звеньев этой структуры оказалось способным полностью погасить догадку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу