bannerbanner
Манипулятор. Секреты успешной манипуляции человеком
Манипулятор. Секреты успешной манипуляции человеком

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

За неумением держать паузу обычно скрывается внутренняя тревожность и неуверенность человека. И наоборот, наличие многозначительных пауз характерно для людей властных, очень уверенных в себе. Парадоксально, но и первым, и вторым требуется моральная поддержка, подтверждение их важности.

Несколько слов о скорости речи. У каждого она своя, это очень индивидуально. Многое зависит от характера и настроения. Если же вы намереваетесь повлиять на конкретного человека, вам нужно уметь подстраиваться под его речевой темп. Если медлительному человеку что-то тараторить во время пауз в его речи, он станет долго обдумывать то, что ему сообщают, и разговор еще более замедлится. Если перебивать слишком живую и многословную речь и говорить медленно, договорить вы не успеете, потому что вас могут не дослушать или во время проговаривания вами ваших последних трех слов мысленно уже заготовят сто три своих фразы. Какой же темп оптимален? Пожалуй, все зависит от ситуации и от того, с кем и о чем вы говорите. Солидность своей персоны или важность момента люди подчеркивают медленным, веским произнесением фраз. Эмоциональность и легкость в общении, а также некоторая поверхностность ассоциируются, скорее, с быстрой речью. Представьте, например, что ведущий молодежного канала MTV нахмурился и заговорил медленно и веско. А президент страны обратился по радио к народу, выпаливая сто слов в минуту. И как, по-вашему, изменился рейтинг того и другого?

Что касается интонационных ударений, то оно помогает выделить в произносимой фразе то, что является в ней самым важным. Вы сидите за столиком кафе с деловым партнером и за чашкой чая обсуждаете, в какой проект выгоднее инвестировать. Вы отстаиваете свою идею, которая кажется вам самой верной, но ваш партнер выбирает между ней и еще двумя проектами. Попробуйте произнести, делая акцент на разных словах: «Мне представляется, что вложения в реконструкцию центра быстрее окупятся и принесут доход». Какие слова вы бы выделили в этой беседе? Или, может быть, не одно, а несколько слов? А если у вас в руках цифры? Тогда вы можете вообще сказать по-иному: «Вот мои расчеты по нашим затратам и будущим доходам. Из них следует, что затраты, а они немалые, окупятся уже через пять лет». А после паузы добавите: «По сделанным по той же схеме расчетам, остальные варианты инвестирования дадут прибыль не ранее чем через семь – десять лет». Поэкспериментируйте со смысловыми ударениями в этих или других фразах, и вам многое станет понятно без всяких объяснений с моей стороны…

Будьте внимательны, если ваш собеседник вдруг резко меняет интонацию. Вероятно, вы задали ему вопрос, который для него «неудобен», и он нервничает, отвечая на него. Может быть, человек не согласен с тем, что вы утверждаете. Или что-то обдумывает, или пытается скрыть… В любом случае, если вся беседа шла в неторопливом темпе, а потом кто-то стал повышать голос и (или) тараторить, здесь что-то не так. Бывает и наоборот: перебивая друг друга, каждый спешил высказаться и убедить другого, а потом в беседе повисла пауза. Разговор наверняка стал тяжелым для собеседников либо информация одного из них шокировала другого.

Гипноз по-американски

Слово «гипноз» не должно вас пугать. Вы не собираетесь устраивать массовые пения в переговорной фирмы с размахиванием руками в разные стороны и покачиванием с закрытыми глазами. Речь идет о несколько замаскированном влиянии на человека, деятельностью которого вам нужно управлять. Можно сказать, что это – один из элементов менеджмента, и не более того. Умение убедительно говорить само по себе похоже на гипнотизирование. А это умение необходимо и руководителю, ставящему задачи перед своими подчиненными, и продавцу, представляющему товар, и покупателю, ведущему торг при покупке, и предпринимателю, рассказывающему инвестору о своем бизнес-плане, и даже родителям, убеждающим ребенка в том, что его хорошая учеба в школе откроет перед ним прекрасные перспективы.

Человек, который подвергается гипнозу по методу американского психотерапевта Мильтона Эриксона, даже не догадывается, что речь идет именно о гипнозе. В то время как классическому гипнозу поддаются примерно 20 % людей, такому гипнотическому воздействию – почти все люди. В то же время его применению способен научиться почти каждый, если, конечно, он действительно считает, что ему это нужно.

Гипноз Эриксона основан на характерной для человека способности непроизвольно впадать в транс. Первый из этапов такого гипноза называется присоединением. Это настройка на психологическую волну другого человека.

Присоединение важно тем, что позволяет донести до другого человека то, что вы хотите ему сказать и, соответственно, то, что он должен услышать. А ведь мы с вами по опыту знаем, что произнести и быть услышанным – нередко разные вещи. Сколько людей регулярно общаются, фактически не слыша друг друга – не на физическом уровне, но на психологическом и смысловом!

И как много ситуаций в жизни, когда быть услышанным – крайне важно и необходимо! Быть услышанным любимым человеком, детьми, коллегами по работе, потребителями рекламы, за которую вы отвечаете, покупателями товара, который вы продаете, руководством на работе, которое утверждает ваш новый проект… Любым человеком, с которым вы решаете важные для вас вопросы или делитесь важными размышлениями. Но почему вы иногда делитесь своими мыслями и чувствами не с теми, кого знаете, а с людьми, с которыми раньше едва здоровались или вовсе не были знакомы? Ответ один: эти люди чем-то вызвали у вас доверие. Вы с этими людьми оказались похожими на приемники, настроенные на одну и ту же волну. В общем-то, это и есть присоединение.

Присоединитесь к своему собеседнику или нескольким людям, настройтесь на их волну, вживитесь в их текущую ситуацию. Это нужно для вас же: ведь следующий ваш шаг – повести их за собой туда, куда вам понадобится. И сделать это нужно так, чтобы люди думали, что это не вы их ведете, а они идут сами. Хотите успешно влиять на людей – сначала сами сделайте шаг навстречу им. Но неустанно следите за тем, не становитесь ли вы объектом присоединения сами.

А теперь поговорим о том, как физиологически присоединиться к собеседнику. Существует несколько способов совершить такое присоединение.

1. С помощью телесной позы. Этот способ заключается в копировании позы тела своего объекта. Становитесь или садитесь таким же образом, как он, руки, корпус, голову держите так же, как он. Не обращайте внимания на возможную закрытость его позы. Полностью ее копируйте. Но через пару минут сами примите более открытую позу, и ваш собеседник повторит ее с той или иной степенью точности. Если этого не произошло – значит, не произошло и присоединения. Не теряйте присутствия духа, повторяйте попытки снова и снова. Если получится присоединиться, вы поведете свой объект за собой, и он повторит ваши позы. Полдела сделано, и в классическом гипнозе присоединение и ведение, когда доверие и внимание уже завоеваны, называется «раппортом». Именно по достижении раппорта начинают делать внушение.

2. С помощью дыхания. Такое присоединение всегда труднее и произвести, и заметить, когда оно производится в ваш адрес. Ему труднее противостоять. Но этот способ очень эффективен. Вот, например, как можно успокоить взволнованного собеседника методом присоединения к дыханию. Постарайтесь дышать в унисон с ним, а потом дышите медленно и глубоко. В случае, если вы удачно присоединитесь, дыхание собеседника также успокоится. Но не всегда дыхание выражено столь явственно. Бывает, что дыхание человека совершенно невозможно уловить, если у него, к примеру, бронхит с кашлем. Трудно происходит присоединение и тогда, когда вы имеете дело с человеком другого пола, поскольку у женщин обычно грудное дыхание, а у мужчин – брюшное. Можно воспользоваться приемом косвенного присоединения. Он состоит в том, что в такт дыханию вы делаете на виду у человека не очень заметные (чтобы не притягивать излишнее внимание) движения рукой или ногой.

3. С помощью жестов. Когда вы говорите на тему, в которой у вас с собеседником нет разногласий, повторите его жест – например, касание рукой головы или взмах ладони в воздухе. Не обязательно полностью завершать это движение, нужно хотя бы обозначить его начало. Повторите жесты собеседника несколько раз, а затем сделайте новый, свой жест – к примеру, разведите руками. Если объект захвачен в раппорт, он повторит то же, что только что сделали вы. Однако если у вас наметился или уже разгорелся спор, присоединения не произойдет. То же касается случаев, когда с вами соглашаются на словах, а на самом деле мысленно не согласны. Попытаться присоединиться – хороший способ установить истину.

Психологическое присоединение

Наряду с физиологическим, существует еще и психологическое присоединение к человеку. Речь идет о непосредственном использовании внутренних процессов психики: принятия решений, мышления, определения критериев чего-либо и т. п. Дело в том, что между движениями глаз и мыслями имеется четкая связь. Психологи, а также многие люди тех профессий, в которых требуется уметь распознавать искренность и правдивость людей и добывать точную информацию (следователи, журналисты и т. д.), обычно могут понять собеседника и без слов. Другое дело, что им приходится «раскручивать» свой источник на вербальную информацию, которую необходимо зафиксировать по тем или иным причинам. Разные люди мыслят при помощи разных образов, а точнее сказать – в разной степени используют различные группы образов. К этим группам относятся: а) зрительные; б) слуховые; в) телесные (кинестетические) образы. Существует целая теория о движениях глаз собеседника, форме и величине его зрачка, направлении взгляда, в том числе и невольного, мимолетного, по которым знающий человек поймет, как он мыслит. Внутренние образы, при помощи которых происходит мышление, всегда отражаются в его глазах:

1) движение глаз вверх (влево или вправо), прямо вперед, в «никуда» – человек в данный момент мыслит при помощи зрительного образа;

2) движения глаз в стороны (также влево или вправо) – создается слуховой образ;

3) движение глаз влево вниз – человек как бы мысленно ведет внутренний диалог сам с собой; часто такие люди могут сказать вслух не то, что они говорили мысленно, во всяком случае, у них под контролем произносимое вслух. Это один из признаков лжи, но не всегда. Человек может просто по каким-то причинам не до конца высказывать свои мысли;

4) движения глаз вправо вниз – телесные образы и связанные с ними ощущения (голод, холод, запах, тепло и т. д.).

Преобладающие в мышлении виды образов часто совпадают со способом восприятия внешней действительности, присущим данному человеку. Характерно, что склонность к тому или иному виду восприятия отражается и в речи человека. Тот, кто воспринимает мир прежде всего через зрительные образы, говорит так, словно описывает видимую им картину. Для такого человека характерны выражения и слова типа: «посмотрев на все это, я решил…», «посмотрим на это дело с другой стороны…». Даже об одной и той же погоде люди могут говорить по-разному. Один собеседник обратит внимание на прохладу после дождя и свежий воздух, другой – на вымытый дождем асфальт и деревья на фоне прояснившегося неба.

Важно помнить, что глаза – прежде всего органы чувств, иными словами, человек смотрит не только тогда, когда мыслит, но и тогда, когда наблюдает за происходящим. Если он смотрит на дорогу, сидя за рулем автомобиля, или заглядывает в кошелек, отсчитывая деньги в кассе магазина, или косится в сторону, собираясь взять со стола ручку и сделать запись в блокноте, это не в счет. Взгляд, свидетельствующий о создании мысленного образа, обычно сосредоточен в одной точке, при этом мигательные движения век замедлены, а зрачки расширены.

Однако человек может отвечать на вопрос, не делая движений глазами. Чаще всего это бывает, когда вопрос не требует долгих раздумий и ответ приходит сам собой. Но это может быть и признаком того, что человек заранее был готов к этому вопросу и продумал ответ на него. Особенно актуально такое объяснение, если вопрос непростой и на него вряд ли можно ответить, не думая.

Суть гипноза Эриксона, по Эриксона же собственным словам, – это создание образов. Психологическое присоединение предполагает присоединение к образам, которые являются ведущими у данного конкретного человека. У каждого преимущественный тип образов индивидуален. То есть все люди могут мыслить и зрительными образами, и телесными, и слуховыми, но у подавляющего большинства имеется склонность к их одному виду. Определить это вы можете по движениям глаз и по глаголам в речи человека (ведь не станет же он в вашем разговоре молчать и не закроет глаза, мы ведь не воздействуем на спящих и тех, кто в коме).

Тяготение людей к одному из трех видов образов называется модальностью их внутреннего опыта. Модальность бывает визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая) и кинестетическая (телесная, основанная на ощущениях). Соответственно, и люди делятся на три типа: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Вот мы и подошли вплотную к вопросу о том, как же быть услышанным. Нужно просто говорить на языке того, к кому мы обращаемся. А для этого – понять, на каком языке говорит (вслух и мысленно) он сам. Одному вы скажете: «Почувствуйте разницу», другому – «Давайте посмотрим на различия», третьего попросите «уловить нюансы»… Все глаголы и их производные, которые касаются звука – «обговорить», «послушать», «созвучно», «звучит» и т. п. – нужно употреблять в разговоре с человеком-аудиалом, мыслящим посредством внутренне слышимых звуков. Если перед вами явный визу ал, предпочитающий образы зрительные, – соответственно и ваша речь должна рисовать ему картины: «покажите», «посмотрите», «смотрится», «нужно иметь в виду», «в поле нашего зрения», «если очертить тему»… Телесным образам кинестетика соответствуют слова и выражения типа «ощутить», «почувствовать», «коснуться темы», «пройтись по…», «охватить все факты» и др.

Каждую модальность человек может у себя развивать, причем до такой степени, что она может стать основным способом восприятия. Ни один человек не использует всегда только одну систему образов. Кроме ведущей модальности, люди дополнительно пользуются всеми остальными, но каждый в индивидуальной последовательности. Эта последовательность называется внутренней стратегией. Далеко не всегда человек сам понимает и осознает, что он пользуется стратегией и какой именно. Это находится в его подсознании. В неординарных ситуациях внутренние стратегии могут вообще не срабатывать, тогда для решения задач в силу вступает сознание. Среднестатистический человек в обычных случаях, как правило, пользуется одной и той же стратегией. Но встречаются и такие люди, у которых есть несколько внутренних стратегий. И тогда даже в неординарных ситуациях их бывает сложно ввести в замешательство (а именно в таком состоянии другие люди могут навязать человеку свою волю).

Если вы хотите успешно вести за собой человека, вам необходимо понять суть его внутренней стратегии. Например, вы собираетесь устроиться на работу и приходите на собеседование, а вас встречает человек, который принимает решения по стратегии в последовательности «вижу-чувствую». Поскольку элементу «слышу» в его стратегии места нет, то любые слухи о вас и рекомендации его не волнуют. Поэтому и разговаривать с таким человеком надо, используя слова из ряда «вижу-чувствую». Упрощенно говоря, посмотрев на вас, он должен почувствовать, что вы для него и его фирмы представляете ценность.

Ведение

Ведение собеседника – это использование его внутренних установок, или стратегий. Как определить его стратегию? Задайте человеку вопрос и посмотрите, каким образом он на него отвечает. И лучше всего задать вопрос на актуальную для вас тему – к примеру, если вы пришли продать построенные организацией офисные площади, то узнайте, каким образом здесь принимается решение, с кем следует сотрудничать. «Как вы решаете, выгодно ли сотрудничать с той или иной структурой? Как определяете, насколько выгоден вам тот или иной проект?»

Могут быть разные варианты ответа. Вам не нужно слишком чутко прислушиваться к словам, вам нужно главное: уловить стратегию. Например, стратегия «слышу-чувствую» соответствует варианту типа «я принимаю решения, выслушав мнение своих экспертов, которым полностью доверяю». Если руководитель говорит, что он принимает окончательное решение, тщательно просмотрев представленные документы и посоветовавшись со своими специалистами, то отнесите его к стратегии «вижу-слышу». Однако чтобы убедиться в точности вашей «диагностики», вспомните также, что той или иной стратегии соответствуют еще и движения глаз. Поэтому, выслушивая ответы на ваши вопросы, вам нужно внимательно смотреть на человека. Нужно также «ловить» в его речи глаголы, а уж сам смысл сказанного им – на втором плане. Надо сказать, что все руководители, как правило, активно пользуются зрительными образами, поскольку именно визуальная стратегия позволяет им, глядя на работу подчиненных, контролировать ее. Кроме того, работа руководителя включает построение дальнейших планов и прогнозирование будущего. А все это необходимо увидеть, хотя, возможно, и прочувствовать тоже. Хотя мне приходилось встречать и руководителей, скорее тяготеющих к аудиальной модальности. Возможно, это было обусловлено тем, что все эти люди раньше занимали должности, на которых главным в их работе было общение с людьми. А лучше всего понимают людей (а значит, и работают с ними) именно аудиалы. Кто, как не они, могут по малейшему оттенку интонации, тембру голоса определить, в каком настроении им позвонил клиент? Или насколько ему понравился предложенный товар? Именно такими способностями обладают лучшие продавцы – причем продавцы всего, чего угодно, от косметики до земельных участков.

Что такое транс

Транс – состояние, в котором сознание человека сортирует мысли и впечатления, оставаясь бодрствующим. В таком состоянии размышления время от времени пребывают все люди. Например, во время поездки в транспорте достаточно продолжительное время человек начинает думать, глядя в одну точку, как бы уходить в свой внутренний мир. То же самое происходит, если вы начинаете вспоминать какие-то события. Вас как бы нет в настоящем, мысленно вы снова переживаете то, о чем вспоминаете. Транс возникает и при монотонной деятельности, когда рука совершает много раз автоматически одни и те же движения.

Транс – важное понятие для того, кто хочет эффективно управлять людьми. Именно пребывающему в состоянии транса человеку вы можете внушить какие-то свои мысли.

Как отличить человека в трансе по внешнему виду?

Во-первых, у него фиксированный в одной точке взгляд. Во-вторых, зрачки человека расширены. Он чаще всего находится в неподвижной позе. При этом мигание век, дыхание, глотательные движения горла замедляются. Мышцы в это время расслабляются, в разных частях тела могут появляться непроизвольные движения: вздрагивание, дерганье плечом, дрожание пальцев и т. п. Реакции моторики и на внешний шум замедлены.

Чтобы ввести собеседника в такое состояние, нужно в первую очередь присоединиться к нему – на физиологическом или психологическом уровне, а если это возможно, то и на обоих уровнях.

Техники введения в транс

1. Скажите «да». Выскажите несколько своих мыслей о происходящем в данный момент, с которыми собеседник полностью согласится, а затем в этом же ряду произнесите свое утверждение или предложение. Оно захватит собеседника врасплох, он машинально согласится и пусть вынужденно, но все же выполнит то, что вы предлагаете.

2. «Полярная реакция». Работает на людях, склонных руководствоваться духом противоречия. Что бы им ни сказали, они пойдут и сделают наоборот. Такие люди не понимают, что ими, непримиримыми, на самом деле легко управлять. Если человек любит повышать голос, а вы скажете кому-то другому негромко: «Ну, сейчас опять закричит», – услышав это, он заговорит тихо или вообще промолчит. Сделайте при произнесении этого замечания какое-либо движение головой или рукой. Через некоторое время повторите его, обращаясь к тому же человеку – и тот, о ком вы говорили, заметив ваше характерное движение, опять не поступит так, как вы сказали. Не заорет.

3. «Разрыв шаблона». Шаблон – это привычные отработанные движения или их последовательность. Практически это машинально исполняемый двигательный и (или) речевой ритуал. Примером могут служить приветствие или рукопожатие (особенно у мужчин). Вы автоматически отвечаете на приветствие или протягиваете свою руку человеку, который протянул вам свою. На вопрос «Как дела?» вы так же машинально отвечаете «Нормально». Но если вы не здороваетесь, не отвечаете либо, наоборот, пространно описываете свои дела в ответ на вопрос, а особенно – не подаете руки, то человек приходит в ту или иную степень замешательства. Или если вы, прежде чем что-то взять, просто из вежливости спрашиваете, можно ли или «Вы позволите», а вам неожиданно отвечают «Нельзя!» или «Не позволю!».

Мгновение транса практически обеспечено. Подчеркнем, транс у другого человека наступает, когда шаблон разрывается по вашей инициативе. Протяните руку и на пол пути отдерните ее, момент транса наступит. Если кто-то так поступит с вами, в замешательство придете вы, потому что, скорее всего, вы к этому не будете готовы. Ведь шаблоны доведены у нас до автоматизма, потому что действия «на автомате» избавляют от лишней работы наше сознание. В середине вашего действия, прерывающего шаблон, вы можете вставить вашу просьбу или предложение. Человек выполнит то, о чем вы говорите, чтобы выйти из замешательства. Практически он сделает это автоматически. Но это происходит только тогда, когда ваши действия стали неожиданными для него. Точно так же вы можете не войти в транс, когда в замешательство методом разрыва шаблона кто-то пытается привести вас. Лучшая защита от этого – сделать действие, прямо противоположное ожидаемому. Оно приведет партнера по общению в замешательство самого.

4. Забалтывание. Если вам доводилось общаться на улице с цыганками, вы сразу поймете, о чем речь. Некоторые торговые агенты уподобляются им и точно так же забалтывают людей, всучивая им свои товары. Они все время повторяют вам вопросы типа: «Ну вы понимаете, да?». Техника забалтывания строится на том, что фразы, вполне имеющие смысл, сильно удлиняются – вместо, например, пяти слов в них вставляются пятнадцать или двадцать, и пока вы распутываете сложноподчиненные предложения в поисках смысла, в ваше впадающее в транс сознание тихо вставляется внушение. Длинная речь завершается предложением, которое и есть цель всей этой болтовни. Эту тактику любят использовать также некоторые политики, рекламщики и журналисты. Внимание слушателя притягивается к внешней стороне, «красивости» и витиеватости речи, но вовсе не к ее истинному содержанию. Попробуйте украсить рассказ о каком-то событии сотней подробностей без всякой системы – и ваш слушатель просто увязнет в них, потеряв нить события. Если строго сказать: «У вас тридцать секунд! Изложите суть!» – не факт, что многословный собеседник ее изложит. Вероятно, он еще раз попытается заболтать вас, расфокусировать ваше внимание. А то и сразу обиженно попрощается.

5. «Перегрузка», или двойное наведение транса. То же забалтывание, но выполняется двумя людьми (опять вспоминаются пресловутые цыганки). Они постоянно, одновременно и много говорят, отчего сознание их слушателя перегружается. Если два собеседника начнут еще и много жестикулировать и тем более касаться вас, сознание ваше перегрузится по трем модальностям, о которых мы говорили выше: визуальной (жесты), аудиальной (слова) и кинестетической (прикосновения). Впадание в транс в такой ситуации – защитная реакция сознания. А на подсознательном уровне человек готов выполнить все, что вы ему предложите.

6. Тройная спираль Эриксона. В спираль скручиваются три не связанные между собой истории, которые вы рассказываете своим слушателям. Когда ваш рассказ подходит к самому интересному моменту первой истории, вы без всякого перехода начинаете рассказывать вторую. Со второй историей вы поступаете аналогично, с ее кульминации резко перейдя на третью. Третья история должна содержать внушение, можно при этом воспользоваться какой-либо техникой манипуляции сознанием (о них будет рассказано дальше). Третью историю вы рассказываете целиком. И сразу же, опять же без перерыва и связки, досказываете вторую историю с момента, на котором остановились. Закончив второй рассказ, точно так же завершаете первый с момента, на котором остановились. Секрет в том, что сознание человека как бы уплывает вслед за повествованием. Старайтесь, чтобы истории были интересными для слушателя. Перескакивания с одной истории на другую запутывают сознание. Когда оно ищет смысл, срабатывает внушение. Пока сознание занято чем-то другим, вызов принимает подсознание.

На страницу:
3 из 5