bannerbanner
Ключевые идеи книги: Протестантская этика и дух капитализма. Макс Вебер
Ключевые идеи книги: Протестантская этика и дух капитализма. Макс Вебер

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Краткое содержание книги: Протестантская этика и дух капитализма. Макс Вебер

Оригинальное название:

Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus


Автор:

Макс Вебер


Тема:

Обязательное чтение для образованного человека


Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru

Введение

Наблюдая за тем, что происходило с человечеством на протяжении его истории, мы не можем не заметить: именно на Западе были созданы «рациональные» явления культуры.

«Рациональная наука» – с правилами проведения экспериментов, системой доказательств, математическими обоснованиями, лабораториями и профессиональными учеными, выполняющими в том числе функции чиновников. «Рациональная музыка» – с учением о гармонии, симфоническими оркестрами и сложными инструментами вроде органа или фортепиано. «Рациональная» система государства и права – с тщательно разработанными конституциями, парламентами, строгими юридическими схемами… Похожее было и в другие времена, и в других странах – в Индии, Вавилоне, Китае, Египте, – но именно «западная», рациональная форма стала универсальной.

Аналогично обстоит дело и с промышленным капитализмом, который серьезнее всего изменил жизнь человека за последние несколько веков. Желание наибольшей материальной выгоды – свойственное человеку во все времена во всех странах – само по себе не привело (да и не могло привести) к подобной форме экономических и социальных отношений. Для того чтобы была создана и устойчиво существовала рациональная капиталистическая организация труда, были необходимы следующие факторы:


– юридически оформленное отделение предприятия (и его бюджета) от домашнего хозяйства (и его бюджета);

– рациональная бухгалтерская отчетность, базирующаяся на точной калькуляции (что стало возможно благодаря своеобразию западной науки);

– свободный (хотя бы формально) труд.


Эти факторы сложились воедино только на Западе.


Однако, возможно, даже более важным фактором стал психологический – тот самый практический рационализм, столь характерный для западной цивилизации и присутствующий во всех аспектах жизни.

Ознакомившись с саммари на эту книгу, вы узнаете, благодаря чему он возник, как развивался, какие особенности культуры и мировоззрения характерны для людей и стран с тем или иным исторически-религиозным укладом. Вам станут понятны причины, по которым одни страны и регионы добиваются процветания, а другие находятся в худшей экономической ситуации.

1. Постановка проблемы

1.1. Вероисповедание и социальное расслоение

1.1.1. В регионах, где распространены и католицизм, и протестантизм (в той или иной своей форме), можно видеть любопытный дисбаланс: даже если протестанты в регионе являются меньшинством, они все равно преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей, квалифицированных рабочих, высшего технического и коммерческого персонала.

Отчасти причины этому исторические – дело в том, что в прошлом многие богатые области и города приняли протестантскую веру.

Отчасти причина – в том, что протестанты были вынуждены порвать с религиозным традиционализмом, а значит, в том числе и с экономическим. Но тут же возникает вопрос. Реформация по сути своей была заменой одного религиозного господства другим, причем куда более обременительным: так, реформаторы порицали недостаточность религиозного контроля над жизнью. Почему же это не помешало экономическому расцвету?

Католическая церковь, «карающая еретиков, но милующая грешников», часто требует немногого: приходить в церковь по воскресеньям, выполнять не столь частые и не столь сложные обряды… и, в общем, всё. Протестантизм же отличается тем, что жесткие религиозные требования регламентируют всю жизнь верующего, от рождения до смерти, и касаются всех сфер его жизни: и общественной, и частной.

1.1.2. Разница между католиками и протестантами становится заметна уже после окончания школ и высших учебных заведений. Католики предпочитают средние школы, а после них склонны избирать гуманитарно ориентированные профессии. Протестанты ориентированы на специализированные школы с большей учебной нагрузкой, в дальнейшем же куда чаще предпочитают техническую и торгово-промышленную деятельность. Аналогичная ситуация складывается и в рабочей среде: католики чаще довольны своим уровнем и не особо стремятся расти в профессиональном и карьерном плане, протестанты же стремятся к деятельности более масштабной и с большими перспективами. И данную разницу уже нельзя списать лишь на исторические причины.


Вывод: своеобразный склад психики (обусловленный воспитанием, которое, в свою очередь, зависит от культурно-религиозного уклада в семье) определяет выбор профессии.


1.1.3. Небольшое количество католиков в торгово-промышленной сфере Германии, Великобритании и Нидерландов может удивлять. Дело в том, что в этих странах они составляют меньшинство, а представители меньшинства часто стараются компенсировать подобной деятельностью свою дискриминацию на государственной службе и в определенном смысле подчиненное положение.

Именно так было с поляками в России, с гугенотами во Франции времен Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и, конечно же, с евреями разных стран – на протяжении целых двух тысячелетий. Но католики, живущие среди преобладающего количества протестантов, не подтверждают эту закономерность.

1.1.4. При поверхностном взгляде можно предположить: быть может, для католицизма характерны большая отчужденность от мира и аскетизм, вследствие чего верующие равнодушнее к земным благам? Быть может, протестанты попросту более материалистически настроены?

Это объяснение еще может быть частично приемлемо в Германии. Но оно становится очевидно неверным при взгляде на британских, нидерландских, американских пуритан: для них было характерно как раз отрицание радостей жизни. Аналогичная ситуация сложилась и с французскими кальвинистами. Тем не менее благодаря им во многом состоялось промышленное и капиталистическое развитие Франции.

Многие религиозные деятели вышли из купечества; в свою очередь, многие предприниматели крупного масштаба – в том числе и весьма крупного масштаба, вроде Сесиля Джона Родса – родом из духовной среды. Сочетание серьезного подхода к деловым отношениям и набожности характерно для многих протестантских церквей, сыгравших важную роль в развитии современного общества.


1.2. Дух капитализма

1.2.1. В качестве лучшей иллюстрации того, что Вебер понимает под «духом капитализма», он приводит цитату из Бенджамина Франклина:

«Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен… считать, что он истратил или, вернее, выбросил… пять шиллингов.

Помни, что кредит – деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время…

Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги… Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает всё, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов… Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса – пусть это будет всего несколько минут, – тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года…»

1.2.2. «Дух капитализма» формирует своеобразную этику. Согласно ей, идеалом капиталистической «философии скупости» видится кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого – приумножать свой капитал. Отступление же от такой этики рассматривается не только как глупость, но и как нарушение долга. Отметим важное сочетание: с одной стороны, всячески поощряется стремление к наживе; с другой стороны, утверждается отказ от наслаждений, которые могли бы быть куплены на заработанные деньги. Нажива воспринимается как самоцель – причем иррациональная, вроде бы не обусловленная ничем в этой жизни. Само существование человека направлено на приобретательство!

1.2.3. На конкретную материальную выгоду в этой этике направляется и то, что ранее (внутри христианской парадигмы) воспринималось самоценным. Так, все добродетели осмысленны лишь постольку, поскольку они полезны конкретному человеку; где имитация добродетели достигает того же эффекта – сойдет и она. Такое отношение можно заклеймить как «лицемерие» – однако мотивы тех, кто придерживается данной этики, не сводятся лишь к эгоцентрическим.

Тот же Бенджамин Франклин говорил, что полезность добродетели он оценил благодаря божественному откровению – именно оно и направило его к добродетельной жизни. В данном случае речь идет не только и не столько о жадности – сколько о призвании, которому самозабвенно служат.

1.2.4. Отдельно Вебер выступает против исторического материализма и одного из основных его тезисов: что идеи представляют собой лишь надстройку над базисом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу