Полная версия
Подлинная древняя история. По исследованиям С. Лесного и С. Жарниковой
3. Указать хотя бы приблизительно дату начала Руси не представляется возможным[2] потому, что было две Руси: южная, Киевская, в области Днепра и Днестра, и северная, Новгородская, в области Ладоги и Ильменя. Первоначально они были изолированными друг от друга, и их писаные истории – в различной степени сохранности. Правильнее будет рассматривать оба государства отдельно до момента, когда они слились при Олеге в один общий поток.
4. Писаную историю и Новгородской, и Киевской доолеговской Руси можно проследить вглубь до конца VIII в., однако и из предшествующих веков имеются изолированные сведения об их истории, связать которые вместе пока не представляется возможным. Однако не утеряна надежда, что найдутся промежуточные звенья, и начало их историй будет сдвинуто ещё далее вглубь веков.
5. Интереснейшую страницу доаскольдовой Руси открывает «Влесова книга» – летопись, написанная языческими жрецами. Текст до сих пор полностью не опубликован и не прочтён, не исследован в отношении достоверности. «Влесова книга» уводит нас во времена по крайней мере лет за 300—400 до Аскольда. Есть даже даты, и их предстоит перевести на наше времяисчисление[3].
6. Уже первые известия писаной истории застают обе Руси в виде вполне сформировавшихся государств с их собственными династиями. Они заключали наступательные и оборонительные союзы, различные договоры, воевали, мирились и т. д. В Новгородском государстве отмечено восемь поколений великокняжеской династии до князя Буривоя. В обоих случаях это далеко ушедшие вперёд государства с высокой материальной культурой, с собственными, достаточно развитыми ремеслами, с международной торговлей. Представления Шлёцера и других о том, что восточные славяне VIII и IX вв. были дикарями, жили подобными зверям и птицам, с точки зрения современной науки просто абсурдны.
7. Новгородская Русь в конце VIII в. в лице князя Буривоя отстаивает свою самостоятельность в стычках с варягами, по-видимому, скандинавами. Варяги всё же захватили Новгород, и Буривой бежал на границу своих владений. Этот-то момент платежа дани варягам новгородцами и отмечен, надо полагать, первым русским летописцем. Новгородцы, однако, недолго терпели скандинавов. Выпросив у Буривоя его сына Гостомысла, они подняли восстание и прогнали варягов. Это летописью и отмечено. Началось долгое и славное княжение Гостомысла.
8. Нестор умолчал об этом княжении, лишь упомянув сам факт. И можно понять почему: он писал летопись южной, Киевской, Руси, и история северной его не интересовала. Это уводило его в сторону от задач, поставленных перед ним церковью. Это видно из того, что первым князем на Руси он считал Олега. Рюрика русским князем он не считает, ибо Новгород тогда русским не назывался, а назывался словенским. Возможно, Нестор и вовсе не упомянул бы Рюрика, если бы не его сын Игорь: нельзя было не сказать, кто был его отцом.
9. К концу жизни Гостомысл потерял всех четырёх сыновей, и возникла проблема престолонаследия. Выбор его пал на Рюрика[4], внука от средней дочери Умилы, бывшей замужем за одним из западнославянских князей-варягов. Желание его в виде сна-предвещания стало известно всем и было встречено благожелательно.
10. За 17 лет своего княжения – сначала в Ладоге 4 года, потом в Новгороде – Рюрику удалось консолидировать племена северной Руси. В Новгороде пришлось применить и силу. Вожак Вадим Храбрый и другие были убиты, некоторые новгородцы бежали в Киев подальше от режима Рюрика, показавшегося им рабством[5].
11. Смерть захватила Рюрика в момент, когда его сын Игорь был ещё ребёнком, носимым на руках. Регентом северной Руси стал Олег, дядя Игоря по матери, которая была норвежской[6] княжной. Так как Олег был воеводой у Рюрика и вместе с тем осуществлял фактически княжение в государстве. Олег отправился в поход на юг, захватив с собой малолетнего Игоря как материальное доказательство своих прав на княжение[7]. Аскольд был убит, а Олег без боя занял Киев. Затем Олегом был совершён шаг огромного значения – он перенёс столицу объединенного восточнославянского государства в Киев. С этого момента северная Русь начала постепенно принимать на себя имя Русь (от варяг бо прозвашася Русь)[8], этот момент и по сути, и формально и есть начало той Руси, которую мы знаем по нашей летописи. Основателем этого объединённого государства оказался совершенно случайно норвежец[9] Олег по причине малолетства Игоря. Но сама русская культура, русское государство было подготовлено своими, восточнославянскими или по более простой терминологии, русскими руками [!].
12. Принимая во внимание существование среди центрально-европейских и южных славян предания о Чехе, Лехе и Русе, мы можем предположить с известной вероятностью, что Русь как имя государства произошло от имени предводителя народа[10] наподобие: по имени Итала – Италия, по имени Эллада – древняя Греция, отсюда эллины, по имени Пелопса – Пелопоннес и т.д., чему мы имеем сотни примеров в истории вплоть хотя бы до Америго Веспуччи, давшего имя Америке. Самое же имя Рус, вероятно, является просто кличкой – он был рус, то есть обладал русыми волосами.
13. Объединив силы Новгородской и Киевской Руси, Олег быстро подчинил себе почти все остальные племена восточных славян и близких им угро-финских и, собрав огромное войско, совершил в 907 г. удачный поход на Византию. Договором 907 г. были восстановлены мирные отношения и определены условия дальнейшего существования. Однако в 911 г. был заключён и другой весьма обстоятельный договор, на этот раз уже исключительно касавшийся мирных отношений и регулирующий их по всем сторонам их взаимоотношений. В 911 г. Олег устроил брак Игоря с псковитянкой Ольгой из рода Гостомысла, его родственницей. Славянское имя её было Прекраса.
14. История Киевской доолеговской Руси протекала совершенно иначе и изолированно. Она была более бурной, нежели история северной Руси. На севере политическая ситуация была проще. Там соседи Руси находились на уровне главным образом охотничьего хозяйства и серьёзной опасности для новгородских словен не представляли. На юге Русь в течение веков была под экономическим и культурным влиянием Византии и отчасти Рима. Кроме того, почти каждое столетие новая волна пришельцев с востока резко изменяла положение в Причерноморье и косвенно влияла на Русь.
Если государственность и зародилась на юге раньше, чем на севере, однако линия её развития более прерывиста. Если сообщение Феофана истолковано верно, а это, по-видимому, так, то мы застаём в 774 г. Русь уже в известных отношениях с Византией. В первой половине IX в., в 839 г., Русь заключает договор с Византией о дружбе, причём послы её принимаются с большой предупредительностью и почётом. Этот факт в русские летописи не попал, но зато упомянут западноевропейскими хрониками. Когда южная Русь попала под политическую зависимость от хазар – не уточнено. По всей видимости, она была не очень долгой и в значительной степени номинальной. Всё сводилось главным образом к платежу дани. Есть данные, указывающие, что южная Русь обладала достаточной автономией: воевала и заключала мирные договоры, вовсе не вовлекая в них Хазарию. Вернее всего, Русь просто откупалась от своего соседа, то есть делала то, что практиковали Византия и Рим.
В 860-ом году Русь предприняла карательную экспедицию на Царьград за нарушение греками договора, убийство нескольких русов и т. д. Отместка была ужасна. Русы возвратились домой, досыта насытившись местью и с огромным количеством награбленного. В русские летописи это событие попало из греческих хроник, но в искаженном виде и с хронологической ошибкой (поход был не в 852 г., а в 860-ом [!]). Вскоре, однако, мирные отношения были восстановлены и к 867 г. состоялось событие огромного культурного значения: Русь получила из Византии епископа и частично приняла христианство[11], через несколько лет на Руси уже было архиепископство.
15. После Олега, первого князя объединенной Руси, княжившего только по малолетству его племянника, законного наследника, Игоря, княжил последний. Отец Игоря Рюрик, славянин, мать норвежская[12] княжна, родился Игорь на Руси и женат был на псковичке Ольге, славянке из рода Гостомысла. Княжение его не было весьма удачным. Хотя он и удержал в подчинении племена, объединенные Олегом, поход его на Византию окончился неудачей. Второй поход, хотя и обошелся без пролития крови и привес контрибуцию со стороны греков, все же был завершен договором, менее выгодным, чем договор Олега с греками. Убийство его древлянами привело к регенству Ольги и войне ее с древлянами, ибо сын ее Светослав[13] был еще маленьким мальчиком.
16. Ольга была чистокровной славянкой, псковичкой, сани, на которых она ездила, хранились еще долго в Пскове, что отметила даже летопись. Отомстив древлянам за смерть мужа, она сумела удержать все остальные племена в подчинении, навела порядок внутри государства, и внешними войнами не занималась. Государство под разумным управлением Ольги крепло и шло по пути процветания. Крещение Ольги состоялось, по- видимому, в 955 году [!] в Царьграде. Обращение ее в христианство имело приватный, и по-видимому, секретный характер. Христианство при ней заметных успехов не имело, не удалось ей обратить в христианство и сына своего Светослава, несмотря на все свои старания. Народ в массе стоял еще на стороне язычества[14].
17. Незадолго до ее смерти на престол вступил Cветослав, чистый славянин по крови, шедший твердо в одной линии с народом в своем язычестве. Сильный телом и духом, Светослав был типичным завоевателем, действительные интересы народа для которого были чужды. В борьбе, в добыче, взятой в войне, он видел цель жизни и пренебрегал интересами государства. Он присоединил крепче некоторые восточнославянские племена и совершенно разгромил хазар. Честолюбивые мечты приводили Светослава к мысли даже о захвате Царьграда, но война с Византией в Болгарии окончилась неудачей и по пути в Киев он был убит печенегами в засаде на Днепре.
18. Ярополк был сыном Светослава, по-видимому, от венгерской княжны. Вероятно, под влиянием своей бабушки Ольги он имел большое расположение к христианам, это вызывало большое недовольство народа Ярополком, которого летописи изображают человеком мягким и справедливым. Христианином он не был, но его очевидные симпатии к христианству дали повод к тому, что кости его и его брата Олега были впоследствии крещены.
Мы не знаем, что вызвало столкновение его с братом Олегом, но в результате Олег погиб во время бегства, будучи сброшен вместе с конем в ров на узком мосту. В смерти Олега Владимир, средний брат Ярополка, но от другой матери, увидел опасность и для себя, и бежал из Новгорода за море за военной помощью варягов. Вернувшись с варягами (кто они были по национальности, в сущности, неизвестно), Владимир занял Новгород. В Полоцке во время столкновения с полоцким князем Рогволодом он захватил дочь последнего, отказавшую ему в сватовстве и уже засватанную за Ярополка, сделал ее насильно своей женой и тем усугубил рознь с братом. Благодаря подкупу воевод Ярополка Добрыней, дядей Владимира по матери, в битве одержал верх Владимир. Из дальнейших событий ясно, что Владимир обещал воеводам Ярополка твердый курс на язычество. Когда Ярополк был предательски убит (не следует забывать, что Владимир был братоубийцей), Владимир сел окончательно в Киеве и начал воздвигать кумиры, исполняя обещанное.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Лесной пишет слово «руссы» с двумя «с», но правильнее с одним. Объяснение на этот счёт смотри в главе 1.
2
И ни один академический институт.
3
На самом деле правильно писать с одним «с», что и будем использовать далее в публикации.
4
Никто никого не призывал. У князя Гостомысла осталось 8 внуков, семь из них мужского рода. Всем внукам Гостомысл выделил города на княжение, в том числе в Новгороде сел один из старших внуков Вадимир. Самый старший внук Аскольд был уже в Киеве на Днепре и являлся зятем киевского князя Гордимира (известного как Дир). А среднему внуку Рюрику Гостомысл выделил всего лишь Ладогу на княжение, при этом братья Рюрика должны были остаться у себя дома в Полабии. Вот реальная картина так называемого «призвания».
5
Вообще вопрос с призванием – это выдумка, причём намеренная. Выше отмечалось в комментариях, что никто никого на Руси не призывал, не было необходимости. Князя никто не искал, в Новгороде сидел на княжении старший внук Гостомысла – Вадимир (законный князь по завещанию деда Гостомысла), известный как Вадим Храбрый. Не было причины для «призыва».
6
Согласно «Будинскому Изборнику» новгородская династия велась с 365 года от князя Вандалария (Вандал). И князь Гостомысл был 19-м по счёту от Вандалария.
7
Хотя Иоакимовская летопись и вселяет к себе уважение, но вот выдумка про сон и, особенно про сына старшей дочери Гостомысла выглядят сказочными. Согласно «Будинскому Изборнику», Вадимир, старший внук Гостомысла, сел княжить в Новгороде по завещанию своего деда. В соответствие с этим же завещанием Рюрику на княжение передавалась лишь Ладога. Получаем, что выдумка про сына старшей дочери Гостомысла намеренно искажала реальные события в Новгородской Руси.
8
Согласно «Влескниге» институт княжения у русов начался в IX веке до н.э. и продолжился до времён написания самого источника. ВК упоминает при этом, что за это время у русов было 70 (!) князей, т.е. на протяжении почти 1800 лет.
9
Дополнительно к аргументам С. Лесного предлагаем исследования о древнейшей истории России: «Конспект о древнейшей истории России», «История Русичей по Велесовой книге», «Об истинной истории древней Руси», «Изыскания о древней истории Руси-России», «Скифия – родина Русов», «Народные предания и первая Киевская Русь».
10
Русей было много, т.к. везде в Евразии жили потомки древних Русов, и они приходили к пониманию установления государственного порядка, отсюда объединение племён и родов в союзы.
11
Согласно «Будинскому Изборнику» брат Орея (отец Кия) служил со своей дружиной в Византии, а сам Кий воспитывался и учился в Византии, будучи гостем императора Византии.
12
Гунны, по Е. Классену – объединенные геты, т.е. те же славяне, которые представляли собой постоянно действующее войско. По Е. Классену были геты-унны, объединённое войско, название которых превратилось в геттуни.
13
Согласно летописи «Будинский Изборник» (см. исследование «Об истинной истории древней Руси») этот Бравлин был известный Буривой и являлся отцом князя Гостомысла, которые по очереди правили в Новгороде северном.
14
Проходили мимо намеренно, потому что не позволялось об этом говорить вслух. И это пошло со времён Байера при засилье правителей-немцев в России после Петра Великого, о чём сам же Лесной указывает в своей книге. Шлёцер и Миллер далее закрепили такое положение дел в исторической нашей науке.
15
Сын князя Радомысла – брата князя Гостомысла.
16
Аскольд – первый внук князя Гостомысла, от старшего его сына, т.е. из словен новгородских.
17
Не совсем так. Во «Влескниге» говорится о 20 тыс. лет назад, когда племя Русичей пришло в Причерноморье. История Русичей в целом начинается с XII века до н.э. с так называемого времени «отцов киевских», а подробные сведения о Русичах «Влескнига» излагает с IX века до н.э., когда начинается период правление русских князей, которых по ВК было 70 до времени написания ВК, что соответствует приблизительно 1800 (!) годам правления.
18
Речь не о трех разах, там говорится «сто раз Русь погибала…»
19
См. сноску 13.
20
Проведенный автором публикации анализ сведений «Влесовой книги» был дан по 20 смысловым группам, выделенным в содержании ВК. Подробнее см. исследование «История Русичей по Велесовой книге».
21
В ВК обозначено шесть персон, которые носили одно и то же имя Орей, но жили, конечно же, в разное время.