Полная версия
Записки кудрявого мальчика. Рассказ любящего отца
Вот ещё её радостные стихи:
Как хочешь ты
Во всём покорна стала я тебе.На всё один ответ:– Как хочешь ты!Лишь одного боюсь, чтобы (к беде)Не оборвались вдруг твои мечты.Хочу в мечтах невестой быть, женой,Любимой, радостью, надеждой,Чтоб ты, любимый мой и дорогой,Забыл, что на земле беде есть место.Хочу, чтоб сбылись все свои мечты,Чтобы однажды ты сказал мне нежно:– Мне хорошо – со мною рядом ты,Мой свет, моя любовь, моя невеста!И мы уснём, обнявшись… Поздний час,На улицах пустынно и безлюдно.Мы будем знать, что нет счастливей нас,А добиваться счастья было трудно.22 мая 1977Этюд
Сон на ресницах, на губах улыбка…Я полусплю… Везде покой и тишь.Но вот я слышу, как ты дверью скрипнув,Вошёл, остановился и стоишь.Я чувствую, ты надо мной склонился,Но не дотронулся и не позвал.Я полусплю… Мне сон приснился,Что ты меня во сне поцеловал.Ты сел в сторонке (я по скрипу слышу),И чувстую – ты на меня глядишь…Но притворяться не имею силы —Ты рядом, а не сон да тишь!29 мая 1977Честно, я никогда не интересовался маминой жизнь – мне было не интересно. Вокруг было много знаменитых и умных людей, книги которых я читал и изучал. В основном, это были книги о материальном успехе (богатстве), лидерстве, умению влиять на людей. Ну, что знала мама – простая домохозяйка, по професии «воспитатель детского сада»? «Два притопа, три прихлопа» – вот и все её знания.
Как же я ошибался!
Но умные мысли приходят с возрастом. О, в 40 лет!
Прервался ненадолго от чтения стихов, покормил и положил сына спать. Полежал рядом, почитал книгу перед сном. Моя рука перебирала его золотые локоны, а он засыпал, и, наверное, чувствовал себя рядом со мной защищённым, довольным и спокойным. Это самое главное для малыша, что я дал ему.
Выключив свет в комнате, я сел на кухне и продолжил читать. Тёплая летняя ночь за окном принесла прохладу и свежесть. Несколько стихов были о нежных маминых чувствах. Я просто сфотографировал их на телефон, чтобы дома потом перепечатать себе.
Другие её детские мысли были записаны в форме «белого» стиха. Везде были строки о том, как она счастлива. Да, понимаю, только куда всё потом делось? Любовь-то «испарилась» со временем, а счастье ушло.
Разрушились любовные отношения, связи разорвались. Вопрос «почему» выяснять не буду. Я же о другом пишу – о моём сходстве с сыном, а тут сильно углубился… Возвращаюсь обратно.
Самое позднее мамино стихотворение о себе я прочитал в её изданной книге:
Первый сын
Я расскажу тебе про малыша:Я так хотела его, так ждала!Как счастлива была, горда,Когда впервые его тронула рука!Чудесный, пухлый, розовый малыш!Не спит он ночью, когда крепко спишь.Но умилялась, глядя на него:– Всё будет в нашей жизни хорошо!Проходят годы… Садик, школа, взвод…И вот навстречу взрослый сын идёт —Слегка толстеющий, немного лысоватИ говорит:– Нет счастья, мама, напрокат!Что я могу? Молиться в тишине,Чтоб только Бог помог скорей тебе!Чтоб Он коснулся твоего плеча:– Сынок, как ноша тяжела твоя!Защемит сердце: это мой малыш!Не бойся, милый, Господу молись!Что не смогу я, Он всё совершит.Ему доверься, Он нас сохранит!12 августа 2018Тогда стих меня не тронул. Маме ничего не сказал, только проворчал:
– Везде Бога вставляет. До сегодняшнего лета я не хотел с ней разговаривать – так сильно она меня раздражала своими беседами о Боге..
Но сейчас я задался целью «вспомнить всё», и без её помощи я это сделать бы не смог. Поэтому и позвонил маме.
Моя память
Минут десять я рассказывал маме о том, что я помню в нашем старом доме, вспоминал такие детали, о которых она совсем забыла. Например, вспоминал, что я видел на пути с веранды в комнату и перечислял:
– Я вхожу в комнату через низенькую веранду.
Справа от меня стол и окно, слева – шкаф из реек, загораживающий вешалку для верхней одежы. Дальше справа – холодильник, за ним – полированный шкаф. Да, это я его молоточком «разукрасил»! Наверное, не надо было… За шкафом спрятался стул с мамиными платьями, а дальше русская печка.
Я помню её чистой, белой с большим ярким петушком в стиле городецкой росписи на передней стенке печки.
До этого печка имела жуткий вид: серо-чёрная, с коричневыми подтёками, с трещинами на углах. Где-то в сарае мама нашла пакет с побелкой, кисть из мочала, пакет с порошком, похожим на высохшую глину.
Зная только в теории, как надо ремонтировать печь, мама развела сухую глину водой, перемешала и замазала трещины на печке, выравняла стены. Когда глина высохла, несколько раз прошлась по ней побелкой. Серая печка после побелки белела и через день стала белоснежной и чистой. Яркий нарисованый петушок вносил радостное и праздничное настроение.
Летом печку почти не топили, готовили на элекрической плитке. Если вечерами было холодно, то можно бросить в печку несколько поленьев, ветки, чиркнуть спичкой, и станет тепло. Маме очень нравилась печка, её удивительный целебный жар.
Вот так я перечислил все предметы в комнате, в кухне, потом вспомнил книги. Чтение перед сном было обязательным радостным моментом. В 80-е годы книги были большим дефицитом. Это так странно! У моего сына сейчас огромные стопки самых «умных», развивающих книг.
Даже у мамы в детстве было больше книг, чем у меня, хотя она родилась после войны.
Большой радостью была покупка книги в магазине, обычно, тоненькой, а толстую было невозможно купить. Мама мечтала прочитать мне книгу Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», но не могла её купить, а о книге «Приключения Пиноккио» не знала. Она сама сделала мне книжку!
В журнале «Дошкольное воспитание», который много лет выписывала мама, печатали главы из книги «Золотой ключик». Когда все они накопились за полгода, мама вырвала все листы, склеила их вместе, приклеила обложку из картона и подписала. У меня появилась книга! В ней не было цветных иллюстраций, страницы были желтоватые, но каждый вечер с радостью я слушал истории об интересных приключениях деревянного человечка. Очень хорошо помню эти трогательные моменты:
Я лежу на диване в маленькой комнате в чистой постельке. Рядом мама, усталая после суматохи деревенского быта. Она помыла меня в тазу на кухне, завернула в полотенце и одеяло, так как в доме было прохладно, отнесла на кровать. Потом слила воду из таза в ведро, и накинув шубейку, выскочила во двор, выплеснула воду в канаву у ворот.
Она читала долго, пока я не засыпал. Потом поправляла моё одеяло и уходила в свою кровать. Мне было тепло, хорошо, чисто, спокойно…
Да, мне было хорошо. Я не понимал тогда, что можно жить комфортнее, богаче, сытнее. Я ещё не требовал каких-то сверхъестественных благ. Меня устраивал мой «большой» дом, моя вишня под окном, улыбающаяся и нежная мама, весь уклад нашей простой деревенской жизни.
Забыть плохое
У памяти человеческой есть потрясающие способности: запоминать отдельные события в жизни и хранить их. Дальше наш разум может делать с ними всё, что заблагорассудится: отслеживать, восстанавливать, синхронизировать, анализировать, забывать, фильтровать, сверять, «отбрасывать», забывать, «стирать».
Вот так и я в данный момент захотел покопаться в своей детской памяти, чтоб вытащить на свет много того, что было «похоронено» суетой и течением жизни. А это чувственные воспоминания. Зрительные воспоминания всё-равно приносят определённые чувства, а именно эмоциональные воспоминания наиболее ценны для человека, так как я являются продуктом душевной деятельности.
Мы живём чувствами, нам хотелось бы всегда переживать только положительные, радостные эмоции – чувствовать себя всегда счастливым и беззаботным человеком. Но на деле получается так, что вся жизнь, окружающая среда, обстоятельства не дают нам быть счастливыми, а вызывают раздражение, боль и страдания.
Иногда даже живя в «раю», в изобилии, в роскоши, можно быть абсолютно несчастным человеком. История жизни многих богатых людей красноречиво свидетельствовала об этом, что мы знаем из прессы.
Есть рассказ о женщине из Америки, которая всю жизнь жила очень бедно, можно сказать, как нищенка. Она спала на рваном матрасе в тёмной комнатушке, покупала себе каждый день самые дешёвые продукты (кости для собак и лепёшку). Из одежды у неё было одно штопаное платье, одна юбка и старое поношеное пальто. Когда она умерла, у неё под матрасом нашли миллион долларов.
Зачем, для чего она экономила, обворовывала сама себя, влачила жалкое существование?
Сделаю вывод: наше счастье зависит от нас самих. Насколько ты сам захочешь или сможешь создать своё счастье своими руками. Отметём пока влияние тёмных сил, всячески пытающихся разрушить твою жизнь. Они есть.
Поскольку мы не всегда понимаем, что такое счастье, но начинаем его усиленно искать с юности, то и считаем, что счастливы будем только тогда, когда оно у нас будет. Вот это типичная ошибка, за которую придётся расплатиться жизнью.
Ожидание «неизвестно чего» длится всю жизнь, потуги оказываются бессильными, надежды не сбываются… А жизнь пролетела… Когда же радоваться, наслаждаться жизнью, быть счастливы?
Как ребёнок может расти счастливым?
Недостаточно родителям его лелеять, «вылизывать», опекать, развлекать, ублажать, закармливать, задаривать, угождать, ийти у него на поводу, выполнять капризы, хвалить, восхищаться им, ласкать. Лучше этого всего совсем не делать. А что? Даже если вы будете делать всё выше перечисленное, не факт, что он будет счастливым, жизнерадостным, успешным в жизни человеком, целеустремлённой, творческой личностью.
Кстати, врождённый психотип личности, иногда даже не позволит ребёнку стать счастливым: флегматику и холерику часто будет плохо, неинтересно, недостаточно чего-нибудь. У людей такого склада характера могут возникнуть необоснованные капризы, требования и претензия на фоне полноты жизни с изобилием. А если ребёнок по натуре пессимист, то вы, вообще, не сделаете его счастливым, как не пытайтесь. Поэтому, есть ли задача создать «рай» для его развития, или может, выяснить, как он себя проявляет в жизни, какие правила в жизни помогут изменить его жизненный настрой, ощущение себя в жизни.
Если, например, поместить девочку в прекрасную розовую комнату, с превосходными игрушками, с лучшей едой, лучшими учителями, внести в её жизнь путешествия на экзотические острова, где гарантия, что у неё будут прекрасная душа, тело и характер? Мы не знаем, кого растим. Все планы и мечты о ребёнке могут не сбыться…
Первый «подарок»
Так размышляя об отношении к детям, я залез в самый дальний уголок своей памяти – в предпоследний день моего рождения, 10 марта 1981 года. Мне исполнялось 3 года. Помню возле себя бабушку и дедушку, огромных, грузных, которые смотрят на меня свысока и спрашивают маму:
– Он у вас немой? Когда он начнёт говорить?
Я достаю им головой чуть выше колена, даже не пытаюсь что-то ответить. Всем видом показываю, что не хочу «плясать ни под чью дудку». Они это чувствуют, качают осуждающе головами и уходят. Конечно, бабушка целует меня в щёку, говорит, что я «сладенький внучек».
Накануне, 10 марта, я уснул в ожидании моего дня рождения. Мама обещала испечь пирог, пригласить родственников, соседских детей. Значит, будет много подарков.
Она уложила меня спать, а сама начала стирать на стульях напротив кровати. У нас же не было кухни, а была раковина с умывальником возле печки. Сквозь щелки глаз я видел, что она стирает стоя, не наклоняется над тазом, стараясь не давить на большой живот.
Это была целая церемония, потому что она приносила воду в вёдрах, наливала в таз, стирала, сливала грязную воду в вёдра обратно, выносила их на улицу, снова наливала и выливала воду.
Я не осознавал, как тяжело ей и неудобно, просто видел её вечернюю суету недалеко от кроватки. При этом она старалась не шуметь, «шикала на меня», убаюкивая.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.