bannerbanner
Практика сновидений
Практика сновидений

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Человеку необходимо понять, что сопротивление является его собственной деятельностью, что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что оно не является виной или слабостью, и что его анализ – важная часть психоаналитического анализа. Только когда человек сам определит, что он сопротивляется, и ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно установить контакт с собой. Только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

Рабочий альянс

В классическом варианте альянс проявляется в готовности пациента следовать правилам психоаналитической процедуры и сотрудничать с аналитиком, предполагает рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые позволяют первому целеустремленно работать в рамках аналитической ситуации, а аналитику добиваться терапевтического успеха. В нашем случае, это скорее происходит, когда человек готов иметь дело даже с теми инсайтами, которые неприметны, но причиняют боль. Для продуктивной психоаналитической работы требуются искреннее очевидное желание провести анализ, определенные способности и особенности личности. Только тот, у кого установки на психоанализ глубоко мотивированы, сможет пройти это, ведь потребуется много времени, терпения, а главное, вещи, тесно связанные с раскрытием интимных переживаний.

Техника анализа переноса та же, что и анализа сопротивления. Можно попытаться идентифицировать эту реакцию, задавая себе вопросы на тему, которой человек сознательно (или бессознательно) старается избежать. В самоанализе важно перенести себя, отстраненного от обьекта анализа в цепь анализируемых событий. Неминуемо возникнет реакция переноса, которой надо позволить развиваться, пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности. Не следует спешить с интерпретацией. Важно, чтобы конфронтация смогла оказать воздействие, и реакция переноса была убедительна для конечного результата.

Первый этап анализа переноса – идентификация. Сначала она может стимулироваться искусственно. Когда человек анализирует материал, он может просто понаблюдать за тем, что он сам когда-то переживал. Другими словами, аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним. Сначала это состояние приходится осуществлять с усилием, однако позже при собственной попытке сопротивления наблюдатель автоматически начинает задавать вопрос, почему он чему-то сопротивляется и спрашивает себя: «Чему и почему?». Это и есть показатель частичной и временной самоидентификации, которая способствует рабочему альянсу.

Следующим этапом анализа реакции является ее прояснение. Это поиски бессознательных источников переноса. Здесь важны аффективные реакции, повторения, фантазии, сновидения, символизм ассоциаций и т. п. В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов. Наиболее распространенными являются три:

–отслеживание сцепленных аффектов и импульсов;

–отслеживание объектов (фигур), предшествующих переносу;

–исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен первый прием. Обычно он работает через вопрос: «Когда и в связи с чем было это чувство или побуждение?». При поступлении ответов, надо постепенно пытаться нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждений. Затем вопрос меняется на следующий: «По отношению к кому испытывались такие чувства в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника.

Интерпретацию можно давать только в том случае, когда уже есть возможность четко сформулировать предположение о том, что стоит за пришедшими ответами. Если же интерпретация окажется неверной, она все же послужит прояснению ситуации, но ощущение, что ситуация до конца не разрешилась все равно останется.

Клинический опыт психоанализа, когда эти занимается профессиональный психоаналитик показывает, что никакая интерпретация, пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки. Последняя требуется, чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении.

Фрейд считал, что ошибки человека не являются случайными, а представляют собой психические акты, в которых можно усмотреть смысл и намерение. К ним можно отнести забывание намерений, имен, названий, переживаний, потеря и запрятывание вещей, заблуждения, действия «по ошибке» и т. д.

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны; они способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения являются хорошим материалом для психоанализа. Ученый выделял явное и скрытое содержание сна. Явное – то, что фактически «галлюцинируется» во сне; скрытое – то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании.

Он также прибегал к таким понятиям, как работа сновидений и толкование сновидений. Первое – это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, наоборот, – попытка добраться до скрытого смысла сновидений. По Фрейду, существует несколько закономерностей сновидений, но главные из них три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы. Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего.

Смещение – это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла намеками, символами. Главным методом исследования сновидений служит метод свободных ассоциаций. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым не обращать внимания на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснить» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т. е. свободно ассоциировать. Благодаря этому с каждым отдельным элементом сновидения вызывается ряд других – «заменяющих» – представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений.

При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное» не возникнет само.

Анализируя картины, которые видит во сне человек, психоаналитики часто наталкивались на сопротивление, особенно когда речь шла о феноменах, с точки зрения пациентов, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить. Фрейд считал, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, решающими для вскрытия бессознательного.

Техника психоанализа является сплавом теории и опыта и у каждого она сугубо индивидуальна. Чем сложнее устроена психика, тем более сильное эмоциональное влияние она продуцирует через сны. В результате, наблюдая за своими чувствами, возникающими во время анализов сновидений, человек может непосредственно ощутить, какие аспекты своего внутреннего мира пытается спроецировать на него подсознание, какие защиты он актуализирует в тот или иной момент и в какие отношения бессознательное пытается его вовлечь.

Роль «наблюдателя» не сводится только к роли экрана или зеркала для бессознательных проекций или «своеобразного контейнера», который вмещает и удерживает в себе те переживания, которые сознание выплеснуло наружу и дало возможность анализировать. С возможностями, присущими человеку на этапе анализа, это еще и роль своеобразного «учителя», который доброжелательно, терпеливо помогает себе осознать проблемы и их источники и найти пути их преодоления. Чтобы овладеть методом перепросмотра с помощью психоанализа, требуется длительная и кропотливая работа, для обретения опыта. В конце концов, современная медицина дает возможность пройти подобный опыт без специального обучения, в виде прохождения психоанализа в качестве клиента.

Недостатком фрейдизма признано преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Он понимается главным образом как биологическое сексуальное существо, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, которое заставляет подавлять сексуальные влечения. Даже неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, ограничивают роль сексуальных влечений в объяснении человеческой психики. Бессознательное наполнилось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти из-за чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.

Очевидно, что метод «перепросмотра» серьезно закрепился в психоанализе и отличается, за исключением нюансов, фокусом перепросмотра (лечение психозов и связанных с ними физических заболеваний) и интерпретацией – ее помогает делать психотерапевт. В Советском Союзе практика психоанализа (за счет ее сексуальной основы) не приживалась долгое время и не развивалась. А на Западе сформировалась целая индустрия психоанализа. По этой причине, многие аспекты психоанализа до сих пор не изучены в русскоязычном сообществе, и ситуация меняется достаточно медленно даже в медицинской сфере. Еще медленнее ситуация меняется с самостоятельным психоанализом, ведь перепросмотр, исходя из выше написанного – является его разновидностью.

Лишь недавно различные духовные школы стали активно использовать перепросмотр, развивать его как метод, и по-своему интерпретировать наработки психоанализа и творчество Карлоса Кастанеды.

Один из интересных и творческих подходов к перепросмотру, описан в книгах «симоронистов» В. Долохова и В. Гурангова. В книге, написанной живым, народным и не академическим языком, сразу даются ключи психоанализа для личной работы. Кроме того, книга активно использует приемы «бытовой магии», что близко многим читателей, а значит очень действенно.

В книге используется работа с определением объектов воспоминания, производится идентификация объекта, его отождествление с идентификацией и далее – изменение событий воспоминания, через изменение идентификации. Процитирую.

«Для наших практических целей будут нужны специфические имена – формулы переименования [..]. При этом в формулу вкладывается конкретное содержание созидательной акции, трансляции блага. Приведем примеры имен: Я тот, кто ремонтирует стул; Я тот, кто сажает дерево; Я тот, кто причесывает собаке загривок; Я та, кто угощает Васю сметаной. Обратим внимание, что все действия в этих именах совершаются в настоящем времени, они как бы продлеваются «здесь-и-сейчас».» [19]

С симоронской точки зрения в имени «Я тот, кто ест ягоду земляники» не только нет трансляции на второй экран, а налицо попытка забрать, «перетащить одеяло» со второго экрана на первый. Такого же типа и формулы: «Я та, кто радуется цветам» или «Я та, кто любуется закатом». Более точно построены имена: «Я тот, кто выращивает ягодку земляники на краю обрыва», «Я тот, кто наливает спелостью ягодку земляники». В этих именах человек подчеркивает свое новое определение и статус – именно он спроецировал ягодку, впрочем, как и всё остальное.

Если человек скажет: «Я тот, кто любит людей» или «Я тот, кто дарит всем радость», то эти имена могут работать слабо. Кого и как конкретно человек любит? Кому и как человек дарит радость? Слишком общая идентификация (как и в случае с психоанализом Фрейда) может быть следствием вытеснения и сопротивления. Если человек пользуется такой формулой, «я всех люблю», но при этом не замечает страдания самых близких людей или просто прохожих, то это скорее выраженная степень самообмана с которой надо бороться более конкретной идентификацией.

Например, можно переименовать не свою личность, а сигнализатора, ведь и то и другое – упаковки истинного «Я» человека. Например, у человека конфликты с тещей. Ее диагностическое имя: «Я та, кто закатывает скандалы», а новое имя: «Я та, кто нежно гладит котенка». В этих именах подчеркнуто, что теща – это тоже «Я». Можно переименовать не тещу, а свою личность: «Я тот, кто мастерит полочку для тещи». В конечном счете, все равно, кого переименовывать – сигнализатора или личность, так как в обоих случаях человек работает со своими различными проявлениями. Ведь теща именно в такой интерпретации существует только для практика и ни для кого больше.

Если сигнал вошел в личностное окружение (третья стадия), например, теща выгоняет человека из дома, очевидно, что длинная цепочка предыдущих сигналов осталась без внимания. Препятствие, возникшее перед человеком (теща), является последним звеном в этой цепочке.

Чтобы разрешить проблему, не обязательно переименовывать всех, кто произвел на человека негативное впечатление. И необязательно переименовывать всех по цепочке – ведь кого-то можно и забыть. И на это могут уйти годы. Можно применить симоронскую технику поиска корня – найти самого первого сигнализатора и ретранслировать ему новое определение. Если человек сделает это качественно, то он передаст по всей цепи сигналы этого нового определения. И тогда все сигнализаторы, которые усердно работают в этом лабиринте сознания, пропустят сигнал с новым определением. Если сразу не удается отыскать корень, необходимо исследовать цепочку сигналов, начиная с последнего. И постепенно, развязывая узелок за узелком, прийти к первому подобному событию в своей жизни. Далее можно поступить двумя способами.

Первый способ. Задача – найти благодарственный поступок (то есть действие, выражающее трансляцию нового определения сигнализатору) по отношению к сигнализатору, относящийся к тому же времени, что и корневой эпизод. [..] «Так как папа сильно напугал Варю, то он нуждался в спокойствии и переопределении. Например, Варя могла вспомнить, что на папин день рождения нарисовала для него картинку. На ней мама, бабушка и папины друзья вручали ему цветы, воздушные шарики и другие подарки. Папа был очень растроган подарком и хранит рисунок до сих пор. Благодарственный поступок Вари включается в формулу переименования: «Я та, которая рисует день рождения папы».» [19]

Второй способ. Можно мысленно вернуться в преддверие корневого эпизода, когда еще все безоблачно, когда ничего не предвещало драмы. Нужно разыграть события по новому сценарию, выдать сигнализатору спокойствие. В новом сценарии человек не ждет, пока кто-то другой изменит ситуацию, а сам предпринимает активные действия. Второй способ переименования (не всегда в симоронском варианте) часто использовали герои фильма «Назад в будущее». Оба метода равноценны. Если кому-то трудно вспомнить благодарственный поступок, то применяется метод «назад в будущее».

Человечество поддерживает очень сильную веру в причинно-следственную связь событий. Поэтому техника переименования с поиском корня (причины) весьма эффективна. Если отбросить условность термина «симорон», то факт работы с объектом управления в виде собственной личности или «сигнализатора» – налицо.

Работая с методом перепросмотра можно выделить несколько необходимых для успешной практики аспектов.

Первое. Фокус внимания. Что именно мы хотим совершить (увеличение личной энергии, проработка импринтов и т. д.).

Второе. Объекты управления вниманием. Какие персоналии задействованы? Только сны, сны с ориентацией на работу подсознания, события в реальности, люди, которые нас окружали.

Третье. Метод воздействия. Классический психоанализ, детали которого были описаны выше, приемы нагуализма, вкупе с дыхательными практиками, метод визуально-символичного отождествления, описанный в симоронских практиках или что- то другое.

Подытожим. Перепросмотр, это один из величайших инструментов работы с сознанием, который (если отбросить мифы, ритуалы и региональные определения) работал с древних времен. Его использовали буддисты (практики перепросмотра используются в дзогчене), его используют психоаналитики, его используют современные шаманы, маги и эзотерики и в конце концов его очень литературно описал Кастанеда. Один из мексиканских современных нагуалистов Марко Антонио Карам (он же представитель буддистских общин в Мексике) так описывает свой взгляд на работу с перепросмотром:

«Если вы вспоминаете, как ваши родители побили вас в детстве, в первый раз вы ничего не увидите, поскольку вы заблокировали все свои воспоминания. Во второй раз четкости будет больше. В третий раз вы увидите это – и это шокирует вас. Возможно, вы заплачете или сделаете что-то подобное. Это будет повторяться снова и снова, но на шестой – седьмой раз вы это увидите, и вас это уже не тронет. Вы увидите невежество, которое было основной характеристикой родителей в тот момент, и почувствуете сострадание не как нечто искусственное. И вы освободитесь, потому что вы больше ничего не будете чувствовать. Пока вы чувствуете – там есть энергия, которая ежедневно высасывается из вас прошлым, даже если вы думаете, что не помните случившегося.

Поэтому не делайте того, что сделал мой друг – она сказала, что полностью подвела итог своему бывшему мужу, но однажды, когда мы шли по улице, и она увидела его на другой стороне, она спряталась, чтобы он ее не заметил. Она ничего не сделала – вся ее энергия все еще была в их отношениях. Так что начните с этого, и, закончив с одним разделом, переходите к следующему. Это экстраординарный способ перепросмотра. Кстати, в Буддизме такая практика называется "узнавание прошлого". Кроме этого, делайте ежедневный перепросмотр. Это для людей, которые немного ленивы – но лучше быть ленивым, чем абсолютно никаким. Делайте то же самое, но только в отношении того, что вы сделали за день. Вы приходите домой вечером и вспоминаете все, что делали в течение дня. Это – первое, что я посоветовал бы вам сделать.

Мы говорим, что мы теряем энергию многими путями, и я начал с нашего прошлого. Почему? Мы все, как правило, большие коллекционеры прошлого, и мы обычно гордимся большим количеством воспоминаний из прошлого. Но зачем вам копить воспоминания и трать на них свою энергию, вместо того, чтобы просто практиковать? Второе, на чем мы теряем максимальное количество энергии – это эго, наше представление о себе. Я бы сказал, что около 80 % энергии теряется на этом ежедневно. Для того чтобы устранить эти пути потери энергии, нам придется вырваться за пределы наших представлений о себе. Но достаточно начать с перепросмотра, потому что это позволит вам увидеть маски, которые вы надеваете ежедневно.

Третье, на чем мы теряем энергию – это половая жизнь.

Итак, три вещи, на которых мы теряем наибольшее количество энергии, это – наше прошлое, наше эго, сознание собственной важности, и наша половая жизнь. Если вы начнете перепросмотр – вы будете работать со всеми тремя одновременно. Вы также можете делать Нендро (четыре так называемых предварительных практики, общие для всех школ нынешней Ваджраяны – Простирания, Дордже Семпа, Подношение Мандалы и Гуру-Йога), что поможет вам добиться того же. Но я думаю, что перепросмотр – это лучшая практика, которую вы можете делать, потому что она даст мотивацию делать Нендро, которой у нас обычно нет. Мы говорим, что сделаем что-то – и потом не делаем ничего. Потому что мы забываем себя, свое прошлое, поверхностность своей жизни и великую повторяемость нашей глупости. Поэтому – займитесь и перепросмотрите свою жизнь.» [34]

Практикуя перепросмотр, многие отметят медитативное состояние, близкое к дремоте, которое возникает при длительной практике. Однако не стоит обманываться – это не дремота, а активная работа осознания, что при правильной практике приводит к временному истощению сил, как в физическом (мозг потребляет много кислорода), так и в моральном (интенсивная работа внимания) плане. После перепросмотра хорошо уйти в глубокий, без зрительных образов сон – он отлично восстанавливает силы и закрепляет материал перепросмотра. Эффект от подобной практики наступает буквально на следующий день: взрывным приливом сил и желанием свернуть горы. Самое время, для того чтобы продолжить практику сновидений.

Второй цикл сна.

Как следует из описания выше, второй цикл сна невозможно выполнять днем. Это очевидно, так как второй цикл сна следует после первого, а для этого необходимо погрузиться в полноценный сон. Происходит это в первом цикле сна и если в первом цикле сна упражнение на осознанность было выполнено на «отлично» и если достаточно жизненной энергии для осознанности во втором цикле сна, то после короткой «перезагрузки» в результате быстрого сна в первом цикле, есть хорошие шансы продолжить осознанный сон во втором цикле сна.

Осознание второго цикла сна достаточно часто бывает связано с предсказательными снами. Действительно, события прошедшего дня уже не так будоражат сознание, как в первом цикле, а с другой стороны быстрый сон еще не начал активно предлагать сценарии и их визуализацию как при третьем цикле сна. Практики зачастую отмечают предсказательный характер сновидений этого цикла. Приведу пример буддистского учителя Чогьяла Намкая Норбу Рипоче: «В сновидении я покинул храм через западные ворота. Снаружи оказалось несколько чортенов, все вокруг меня. Внезапно мое видение трансформировалось назад в мое настоящее видение, вокруг были только горы земли и никаких чортенов.

Я удивился, что случилось? И затем повернулся назад, чтобы увидеть храм, но обнаружил, что и он исчез. Оставались только кучи земли. Я был удивлен. Я подумал: "Здесь в прошлом был храм и множество чортенов, которые сегодня стали только кучами земли". В сновидении я осознавал, что это было переживание ясности. Потом я посмотрел на запад, на эти горы земли и руины чортена. Из чортена исходил свет, сходный со светом, который отражает хрусталь или осколок стекла. Когда я стал приближаться к нему, он начал убывать. А когда же я совсем приблизился к чортену, он совсем погас, и осталась только дыра в чортене. Я подумал: "Здесь может быть что-то интересное внутри" – и засунул туда руку. Это было довольно глубокое отверстие, и я сумел опустить туда руку по самое плечо. Почувствовав внутри предмет, я вытащил его. Это был Гаруда, статуя древних времен Темпа Намка. Я был счастлив от своей находки, однако осознавал, что это был сон и что все события происходили во сне. Потом я проснулся. Пришло время сворачивать наши палатки, и я забыл мой сон.

Пока люди укладывали поклажу на яков и лошадей, я заснял развалины. В одном месте я обнаружил, что нахожусь рядом с грудой земли, которая была чортеном и где я нашел Гаруду во сне. В этот момент я вспомнил свой сон и посмотрел на место, где был чортен, чтобы увидеть, был ли там свет. Хотя света не было, я увидел дыру. Я засунул туда руку, дыра не была такой же глубокой, как в сновидении. Мне пришлось копать землю, ломая при этом ногти. Когда моя рука оказалась там по плечо, я почувствовал, что там что-то есть. Я вытащил этот предмет. Это был металлический Гаруда, точно такой же, как в моем сновидении. Он был очень старый. [..] Это событие произошло вблизи горы Кайлас в Тибете летом 1988 года.» [36]

Лично для меня второй цикл сна всегда был и остается самым сложным, несмотря на большое количество практики, которой я уделял внимание именно этому циклу сна. Если говорить про обычное, ночное засыпание, время второго цикла сна длится приблизительно с часа до трех часов ночи. В литературе вы вряд ли встретите какие-либо описания – как именно производится практика сновидений второго цикла, и вообще, какой из циклов сна лучше всего для практики подходит. Поэтому эти аспекты зачастую приходится выяснять самостоятельно.

В практическом смысле второй цикл сна сложен тем, что осознание вошло в устойчивое состояние слабого контроля внимания. Каким же образом не потерять контроль? Если занятия, описанные выше были успешны, и в первом цикле сна получилось работать над вниманием и осознанием, если перепросмотр дал свои плоды и удалось осознавать реальность без примесей импринтов и постоянных переживаний, то пришло время воспользоваться техникой остановки внутреннего диалога. Это нужно для того, чтобы предварительные упражнения в концентрации и деконцентрации внимания вывести на принципиально новый уровень. Задача данного уровня состоит в том, чтобы научиться пребывать в состоянии без мыслей, что в свою очередь научит ориентироваться в состоянии слабого контроля внимания, то есть во втором цикле сна.

Медитационные состояния «без мыслей» привнесенные с востока и дополненные практикой «остановка внутреннего диалога» из нагуализма дают в этом плане хорошую базу для всевозможных практик. Отличие этих практик в основном заключается в принципиальном фокусе внимания после перехода в состояние «без мыслей». В восточных практиках это делается для фокуса внимания на таких состояниях, как сострадание и любовь ко всему сущему, а в нагуализме это процесс усиления произвольного внимания. В своем пиковом выражении остановка внутреннего диалога переходит в «остановку мира». Остановка мира в свою очередь позволяет достичь такого абстрагирования, которое необходимо для того, чтобы управлять произвольным вниманием не только без привычного внутреннего диалога, но и без привычного описания мира.

На страницу:
4 из 5