
Полная версия
Короны вируса
– Ну, если вам так интересно…
–Конечно, интересно!
– Помню, как Ленины родители хотели отдать нам однушку. Но находилась она в другом городе. Нужно было найти варианты обмена. Я подолгу сидел в офисах самой ходовой газеты объявлений – «Из рук в руки». В крохотных помещениях с окошком для приема платных объявлений можно было взять полугодовую подшивку и полистать тут же за маленьким письменным столиком. Я садился с такими подшивками и старательно выискивал подходящие варианты в разделе «квартиры», записывая номера телефонов. Однажды, когда я сидел с подшивкой в офисе, весь отдел забегал вокруг хорошо одетого господина с красивым кейсом. Оказалось, это серьезный рекламодатель, готовый выкупить центральную колонку на полгода вперед. Сотрудники газеты лебезили и суетились, а он делал замечания, давал наставления… Его сила ощущалась почти физически. Это был шанс. Сначала мелькнула мысль: вот бы поработать с таким человеком. Трепет вперемешку со страхом подтолкнули к действию. Я дождался, пока он закончит дела, и, набравшись смелости, догнал его на улице.
– Извините, я случайно услышал ваш разговор и решил, что могу быть полезен. Я молодой, амбициозный индивидуальный предприниматель с опытом работы в разных областях. Занимался прямыми продажами, поставками и развитием бизнеса.
К моему удивлению, мужчина пристально посмотрел на меня и протянул визитку:
– Завтра в десять по этому адресу. Не опаздывай, а там посмотрим.
Я нашел здание в центре города. На нем висел огромный билборд с названием новой строительной фирмы. Я поднялся в большой, практически пустой офис. Хозяин встретил меня крепким рукопожатием.
Виктор Сергеевич не только внушал трепет уважения, но и обладал фантастическим обаянием. После трех минут собеседования у меня отпали все комплексы и страхи, а через пять я готов был работать в его команде бесплатно.
– У меня огромные планы на этот город. Ты со мной?
Его строительная фирма получила подряд на строительство двух комплексов многоквартирных домов. Уже запускали продажи. Это была высшая лига с огромным уставным капиталом и грандиозными планами на будущее.
– Мне нужны такие люди, как ты. Инициативные, с горящими глазами, а не серые скучные клерки.
Меня посадили отвечать на телефонные звонки. Я очень старался. Потом мне доверили вывозить клиентов на объекты и заключать договоры. К третьему месяцу работы моя преданность была достойно вознаграждена. Меня назначили начальником отдела продаж! Я стал зарабатывать огромные для себя деньги. Фирма выбивалась в лидеры рынка, активно демпингуя. Виктор Сергеевич оставался доволен моей работой, обещал «позаботиться о моем будущем». Перспективы пьянили.
– «Ведомости». Вы позволите? Это просто фантастический старт! Нашим читателям очень понравится Ваша история. Инициатива – труд – успех! Великолепно! И что же дальше?
– Через два месяца Виктор Сергеевич не вышел на работу. Телефоны не отвечали. Главбуха не было тоже. Мы не знали, что случилось. Отдел продолжал работу. Сомнения закрались к третьему дню, но все не верилось. А потом началось. Милицейский рейд, изъятие всей документации, толпы обманутых дольщиков, готовых нас разорвать.
Виктора Сергеевича, конечно, я больше никогда не видел. Хотя лично я никакого отношения к мошенничеству не имел, мне, как начальнику отдела, грозил реальный срок. Пришлось отнести в милицию все заработанные ранее деньги. Времена были такие: одни кидали, другие почти открыто брали. Дело замяли. Следователь посоветовал мне свалить ненадолго из города, пока все не уляжется.
Ну, не все так печально. Все-таки один плюс в этом деле был. Впоследствии я стал риелтором. Правда, очень заурядным.
9
– Почему финалы в моей жизни совсем не такие, какими я себе их представляю? Потому что я сраный неудачник?
– Нет. Андрей, Ты мечтатель! Тебя греет не сам успех, а мысли о нем. Помнишь, как в юности собирался написать интереснейший роман? У тебя появилась классная идея. Это должно было быть монументальное творение, которое перевернуло бы мир! Издательства бились бы за право публикации мирового бестселлера, а киностудии – за право экранизации. По крайней мере, ты так об этом думал. Сколько ты написал? Две – нет, три страницы, а потом тебя начали раздирать сомнения: какому же издательству отдать права на публикацию? Может, сразу сделать перевод и продать на Запад? Ты сомневался так пару дней, а когда решил продолжить, идея романа показалась уже не настолько яркой и интересной. Ну и отложил его написание до лучших времен.
Старик, в первую очередь, ты, конечно, мечтатель! Ну а во вторую – точно сраный неудачник. Ты примеряешь разные короны, но они не дают тебе права на королевства. Ведь, чтобы стать правителем, их нужно долго и кропотливо выстраивать. А ты просто пытаешься украсить короной, согласись, свою достаточно скучную и унылую жизнь. Но…
Какой бы она ни была, знай: любая жизнь – это дар. Успокойся. Перестань постоянно кого-то винить и думать, что было бы, если… Перестань искать справедливость и логику в ужасных последствиях. Не нужно мучать себя вопросом «за что?».
– Как? Я же мог спокойно жить еще много-много лет. Ведь это нелепая случайность.
– А тебе говорили: сиди дома. Пандемия!
– Вы что, издеваетесь?
– Нет. Юмор у нас такой. Мы – плод твоего воображения. О тебе еще кто-нибудь вспомнит, а о нас никто даже и не узнает. Но мы же не истерим!
– А есть что-то после смерти? Рай, там, или ад… Ну, не может же быть, чтобы – всё. Пустота?
– А ты как думаешь?
– Надеюсь, есть.
– Правильно. Надейся.
– И все?
– Все. Мы-то откуда знаем. Мы же часть твоего воображения. Извини, брат. Тут пока нет ответа. Узнаем вместе. Да все нормально. Смотри: мы достали для тебя самую актуальную и самую ценную на сегодняшний день корону.
* * *
– …Издание Сhemical Reviews. Андрей, те десятиминутные овации, которые Вам устроили во Всемирной организации здравоохранения, – это дань уважения всего человечества. Я снимаю перед Вами шляпу. Вопрос, конечно же, об этом. Как вам, первому в мире, удалось создать вакцину против самого страшного вируса столетия, COVID-19?
– Спасибо. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех тех, кто верил в меня и кто поддерживал все это время. А сама история достаточно проста. Я, как и миллионы других, заразился COVID-19. Болезнь протекала очень тяжело. Находясь на грани жизни и смерти, я осознал – есть только два пути: умереть, или начать действовать самому.
– Nature Biotechnology. Извините, что перебиваю, но у Вас же не было никакого опыта работы в вирусологии?
– Я скажу вам больше: у меня вообще нет никакого медицинского образования. Менделеев, к примеру, увидел свою таблицу во сне, а я узнал все о своем препарате, находясь в забытье. Видимо, Господь решил передать этот дар человечеству. Я всего лишь скромный проводник. Все оказалось до банального просто. Конечно, я стал первым испытуемым. И сегодня готов поделиться этим даром. Взамен я прошу лишь меня услышать.
– Итак, Андрей: что же Вы хотите сказать человечеству?
– Пандемия для всех нас стала серьезным поводом задуматься. Вспомнить, что нет ничего на свете ценней человеческой жизни. Любой человек являет собой бездонную вселенную. Целый мир чувств, фантазий, мыслей, воспоминаний. Не зря же говорят: человек создан по образу и подобию божьему. Да. Мы боги, только с маленьким ограничением. Но всю жизнь думаем иначе.
В детстве у меня был хомячок. Хороший такой. Конечно, я хотел завести собаку, но родители были категорически против и в конечном итоге согласились на хомячка. Я его очень любил. Дал ему кличку – Федя. Чистил клетку, наблюдал, как он забавно, всегда неторопливо, с чувством собственного достоинства пережёвывает кусочки пищи. Выпускал его редко: маму сильно пугала и раздражала «бегающая по квартире мышь». Однажды родителей не было дома, и я выпустил Федьку, а сам сел за уроки. Была у меня такая привычка: сидеть на самом краешке стула, заваливаясь на письменный стол так, что задние ножки стула отрывались от пола. Потом я откидывался обратно на спинку, что-то обдумывая. Так было и в тот раз, когда я услышал под собой роковой треск. Он еще долго потом стоял у меня в ушах – глуховатый хруст размозженного Фединого черепа.
К чему это я? Мы живем, как Федька в своем мире. Часто мы обласканы любовью, но нелепая ножка стула в виде коронавируса, например, пригвождает нас к земле всей массой создателя. Мы, Федьки, не поднимаем головы, пытаясь разгадать знаки.
Мы проживаем свои дни, словно бессмертный горец Дункан Маклауд. Смерть для нас – странное недоразумение, которое случается с другими. Мы не задумываемся, мы представить себе не можем, что умрем. И если даже это произойдет, то очень и очень нескоро.
Да, мы созданы по образу, но в подобии есть маленькая разница, и эта разница – смерть. «Memento mori», – говорили римляне. «Чтобы никогда не бояться смерти, всегда думай о ней», – замечал блистательный Сенека. «Все мысли о смерти нужны для жизни», – вторил ему великий Толстой.
Мы забываем, что жизнь – это дар. А дар нужно ценить! К сожалению, понимаем это мы слишком поздно.
Это говорю вам я – человек, который понял, что потерял. Человек, который познал себя и шагнул в вечность…
По мере того, как я говорил, журналистов становилось все больше и больше. Они заполнили огромное помещение и стояли уже, плотно прижавшись друг к другу, напоминая больше разгорячённых фанатов, столпившихся на маленьком пятачке перед сценой с их кумиром. Стены стали раздвигаться под давлением людской массы. Те, что были ближе ко мне, подхватили меня, как пушинку. Так как в этой толпе двигаться не представлялось возможным, они, как рок-звезду, подняли меня над головами. Выросший лес рук бережно передавал меня все дальше и дальше. Сначала я плыл в этом потоке, но скоро движение пошло вверх. Наплевав на законы гравитации, каким-то фантастическим образом руки воспарили над землей, и я уплывал всё дальше и дальше. Словно из иллюминатора, я наблюдал за уменьшающимися домиками, аккуратненькими, словно из песочницы, земельными угодьями, пока облака не закрыли мне обзор. Последний раз я кинул взгляд на землю. Я поймал себя на мысли, что ничего не чувствую: ни страха, ни тревоги, ни сожаления. Мне больше незачем было смотреть вниз. С умиротворенной улыбкой я поднял голову, пытаясь рассмотреть, что там впереди, и подумал:
– Только наверх. Теперь только наверх.
Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем…
10
Почему у нас нет семидесяти жизней?
Странные равномерные звуки явно имели внешний источник. Как будто кто-то медленно под метроном бил в очень большой барабан с объемной мембраной, а может в глухой Царь-колокол.
«Чистилище, – подумал я. – Сейчас еще в трубы начнут трубить». (Это во мне шевелились скудные познания о Судном дне). «Ну что ж, я готов. За что нужно, отвечу. Конечно, не ангел, но с другой стороны – не такой уж и плохой». Трубы все никак не вступали.
«Наверное, у них тут без духовых заведено… Ничего страшного. С Богом». Со спокойным сердцем я решился открыть глаза.
За те доли секунды, что я это делал, звук поменял свою громкость, объемность и частоту.
Еще доля секунды, и яркий свет ворвался в меня. Я окончательно проснулся.
– Андрей, Андре-ей!!! Никак до него не докричусь. Хватит валяться. Нормальные люди уже с работы пришли, а ты до сих пор с кровати не вставал. Обед давно остыл.
Только сейчас я стал понимать природу приглушенного ритмичного звука. Это же мои настенные часы тикают!
Моя постель, мой шкаф. Потолок тоже мой: я его вот уже третий год хочу выровнять. Это же моя, порядком надоевшая комната!
А почему она мне так надоела? Что-то важное словно вылетело из головы. Вот оно.
– Мам, я ж болею! – я вспомнил, как сдавал тест, как узнал, что он положительный, как провел в этих стенах уже почти две недели…
– Болеет он! Тебе же русским языком сказали – бессимптомно. Сорок лет, а все «мам, мам». Это мне еще нужно переживать, а у него даже температуры нет. Хватит дрыхнуть.
Теперь я окончательно проснулся. Здравствуйте, будничные реалии самоизоляции! Привет, тебе, мой домашний арест! Я уже скучаю по вам, ежедневные ковидосводки. Сегодня нас ждут удивительные приключения и новые открытия на наших с мамой сорока двух метрах!
И все же всего только одно слово – БЕССИМПТОМНО – позволяло мне с открытым забралом смотреть в будущее.
Разбудила-таки. Эх, мам… Какую ты мне красивую смерть обломила.
Редактор – Любовь Каракуц
В оформлении обложки использовалась фотография по лицензии ССО
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81-covid-19-4965356/