bannerbannerbanner
Тайна фонтана живой воды. Финансы и церковь
Тайна фонтана живой воды. Финансы и церковь

Полная версия

Тайна фонтана живой воды. Финансы и церковь

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Тайна фонтана живой воды

Финансы и церковь


Михаил Борисович Воронов

© Михаил Борисович Воронов, 2020


ISBN 978-5-4498-6856-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Автор в своей работе затрагивает важный и актуальный вопрос. Финансирование церквей и, особенно, материальное вознаграждение служителей, всегда была очень чувствительной и деликатной темой.


Во времена Ветхого Завета принцип десятины, как установленный Богом закон, по большому счёту, функционировал хорошо и на тот момент предотвратил появление финансовых проблем.


В наши дни этот принцип больше не соблюдается так строго. Это привело к тому, что с одной стороны, средств всегда мало, а с другой стороны, появились серьёзные вопросы, как эти средства используются.


Найти правильную модель управления церковью, чтобы церковь не потеряла свою сущность и смогла реализовать своё предназначение, не так и просто. Безусловно, основные Библейские принципы необходимо оставить в силе. Нельзя церковь из духовного организма, из тела Христова, превратить в хозяйственную организацию. Также и гуманитарная помощь не должна превращаться в основной вид деятельности церкви. Надо найти правильный баланс во всей работе общины, в том числе и в хозяйственной сфере.


Автор, который сам был занят в миссионерском служении и в руководстве небольшими церквями, хорошо знаком со спецификой этого служения. Он делится интересными и ценными мыслями. Конечно, не всегда возможно найти решение этим важным и актуальным вопросам, но выдвинутые предложения вызывают размышления об организации работы церкви и ценны для развития дальнейшей дискуссии.


Профессор Латвийской Христианской Академии,

Доктор теологии, Илмар Хирш.


Христианство, как религия, имеет очень много форм и методов своего отражения в истории человечества. Имея глубокие корни, идущие во времена Ветхого завета, христианство перепробовало практически все краски финансового обеспечения своих земных потребностей, от белой до чёрной. Были ошибки, были попытки приблизиться к эталону, к Библейскому учению о материальном служении.


«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф.6:33).1 Так говорит Господь, поэтому в обзоре, который предлагает автор, не делается акцент на религиозные мотивы и проявления, а открывается корень проблем. Открывается то, что мешает жить и развиваться современным церквям. Автор уже более 20 лет служит в церквях христиан – баптистов, поэтому данные и примеры будут в основном взяты из жизни этой части благословенной Церкви Господа Иисуса Христа.


Финансирование всегда было, есть и будет одним из самых болезненных вопросов в церкви. Денег обычно не хватает, не все члены церкви довольны распределением того, что есть, а мир, в лице неверующих и органов финансового надзора, бдительно и с пристрастием наблюдают за верующими. Библия говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6:8—10).2 Этот стих очень точно определяет и состояние религиозного человека, и направление для рождённого свыше, от Бога, и последствия неправильного места финансов в жизни людей и церкви. Если быть послушным водительству Духа Святого, то финансы не смогут занять первое место в сердце верующего и в церкви, оно всегда будет принадлежать Богу, но если следовать за сооблазном решать духовные проблемы финансовыми методами, то Бог отходит в сторону, а на корне всех зол начинают произрастать и развиваться проблемы и пороки.


Современная церковь является примером этого утверждения. Везде, где во главу угла поставлено финансовое служение – есть только видимость благополучия духовного. Новые здания, дорогие кресла, мраморные полы, золочёные одежды и эксклюзивные машины пасторов, всё это выдаётся за «благословение свыше». При этом с кафедры не проповедуется о грехе и о необходимости покаяния, не проповедуется об аде и смерти для грешников, а льётся сладенький нектар о «всепрощающей любви» и о необходимости жертвовать больше и больше средств для «евангелизаций». Подавляющее же большинство истинно евангельских церквей, держащихся здравого учения3, живут более, чем скромно, но проповедуют Евангелие с большой буквы, призывая грешников к покаянию, к святости, к следованию за Христом.

– Финансы и церковь

Библейский взгляд

Для полного освещения вопросов финансов в церкви и проблем, возникающих в последнее время, необходим фундамент. Таковым фундаментом может быть только Библия. Рассмотрим, как Бог учил и учит Своих последователей вести материально – финансовое обеспечение служения Господу.

– Ветхий Завет

Поклонение Богу в период, описанный от изгнания человека из Эдемского сада до рождения Иисуса Христа, включал в себя и материальную составляющую. Если кратко охарактеризовать этот период, то материальное обеспечение поклонения Богу состояло из приношений, пожертвований и десятин. «…какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу» (Втор.12:11).4 Десятины платились, как с денежных средств, так и со всего, что производилось и произрастало на полях, с урожая, от плодов животноводства. Даже левиты, которые сами жили от десятин, собираемых в народе, отдавали «десятину Господу».5 Через это Имя Господа прославлялось, а те кто жертвовал, пользовались заслуженным уважением. Особенно ярко об этом сказал Давид: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое. Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного. Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое. Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе. Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, [сие] расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе» (1Пар.29:11—18)6. По прошествии времени, эти установления превратились из движения, исходящего от чистого сердца верующего, в исполнение религиозного обряда.

– Новый Завет

Финансовые отношения Нового Завета начинаются с осуждения Господом Иисусом Христом того, что жертва стала номинальной, приняла форму религии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23).7 Потеряв духовную часть жертвенности, люди, желающие угодить Богу только своими жертвами, впадали в заблуждение, думая, что угождают Господу. На самом деле, Богу такие жертвы никогда не были угодны.

После того, как Иисус Христос на кресте Голгофы совершил дело спасения душ человеческих, после Его воскресения и вознесения, в день Пятидесятницы родилась Церковь Христова. С этого момента берут начало новые материальные отношения между Богом и Его детьми, рождёнными свыше. Произошло чудо, при действии которого: « У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32—35).8 Дух Святой открывал христианам, что всё в этой жизни принадлежит Богу. Эти новые отношения имели фундаментом Любовь Господа, доверие Ему и заботу о ближнем. Проявление этих отношений особенно ярко видно в первоапостольской церкви. За века, последовавшие за «золотым веком» в истории финансов в церкви, эти отношения были потеряны. Всё, что мы видим в церкви в наши дни – это проявление мирского в христианстве. Появились учения, которые привязали десятины и приношения к даянию от Бога по принципу: «Ты – мне, я – тебе». Хотя Бог никогда не обещал того, что хотят услышать люди: «Дай мне 10, получишь 100». Место Писания: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10),9 имеет одну особенность. Не открою ли…, не изолью ли… – эти слова во многих переводах имеют значение допущения чего-либо. Т. е. Бог оставляет за Собой право окончательного решения: открыть или нет, излить или нет. Такое понимание ставит всё на свои места, отдавая главенство в решении Богу, по принципу – «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11).10С одной стороны, понимание того, что всё моё принадлежит Богу, не даёт верующему человеку права чрезмерно гордиться своими достижениями, а с другой стороны, отсутствие связки: Ты – мне, я – тебе, оберегает верующих от даяния, связанного с желанием что – либо получить от Господа. Тем не менее, десятина и приношения сохранили своё дисциплинирующее значение. Человек, который начинает расчитывать свои доходы, откладывать десятину, выделять пожертвования, всегда приводит в порядок свою финансовую жизнь и это идёт во благо.


Современная церковь сохранила форму централизованного сбора средств, по примеру первоапостольской церкви. Т.е. верующие должны приносить свои пожертвования именно в поместную церковь. Далее финансы употребляются по решению соответствующих церковных структур. Эта форма достаточно прозрачна и поддаётся контролю, легка в управлении и позволяет оперативно решать финансовые задачи и проблемы. Именно на эту часть финансирования деятельности церки и нападает в последнее время враг душ человеческих.

Помехи на пути финансов в церковь

– Факторы воздействия мира

Церковь Господа Иисуса Христа в настоящий момент физически не находится на небесах и это определяет её зависимость от светской, мирской власти. Во многих странах мира церковь регистрируется в Государственном Регистре, как организация. Это сразу накладывает на церковь ряд обязательств перед законодательными актами.

Церковь должна платить налоги и государственные сборы, церковь обязана подавать отчёты в государственные органы и соответствовать всем требованиям законов.


Такие обязательства нередко приводят к тому, что большая часть пожертвований уходит не на помощь нуждающимся и не на нужды самой церкви, а государству.

Например, в Латвийской Республике, если поместная церковь зарегистрирована в Государственном Регистре и служитель церкви хочет получать оплату своего служения, то всё будет происходить по следующему сценарию (данные имеют цель обозначить общий фон финансовых потоков, поэтому взяты приблизительные значения):

Работающие члены церкви, получая в среднем 250 Лат (национальная денежная единица Латвийской Республики до 2013 года), после уплаты налогов на руках имеют 180. Если десять членов церкви принесли десятины и пожертвования, то набирается 200 Лат, но с этих денег пастор тоже платит налоги и получает на руки 140 Лат. Т. е. Государство с пожертвований, данных Богу, забирает около четверти. Это относится и ко всем другим тратам. Существуют налоги на добавленную стоимость и акцизные налоги. Всё это оплачивает церковь из сумм, собраных как пожертвования и десятины. Таким образом, официально декларируемое отделение церкви от государства, не такое уж и полное. Мы видим, что активизировались и попытки людей из мира подвергнуть сомнению право церкви самой руководить финансами. Вот слова одно из таких «борцов за правду»: «Церковь – самая большая машина для отъёма денег в истории человечества»11. Недоверие, скепсис, насмешки, всё это сеется в сердцах верующих и неверующих. Такая информация налкладывает на церкви особое бремя ответственности, серьёзным образом ограничивая свободу использования средств, собранных для дела Божиего.

– Факторы воздействия околоцерковной среды

В последние десятилетия церковь, как никогда, обросла многоразличными внецерковными организациями. Это многочисленные миссии и фонды, «именные служения» и структуры «глобальных» евангелизаций. Многочисленные теле и радио компании. На первый взгляд, это множество структур, существующих помимо поместных церквей, не несёт в себе угрозы финансам самой церкви. Приближайшем же исследовании обнаруживается совсем другое. Автор, в течении трёх лет, с 2009 по 2012, при посещении многих церквей христиан – баптистов Латвии, делал устные опросы братьев и сестёр – членов этих церквей. Вопросы были очень простые:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

2

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

3

«Держись образца здравого учения, которое ты услышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим.1:13). Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

4

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

5

«…объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины» (Чис.18:26). Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

6

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

7

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

8

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

9

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

10

Библейская программа Biblequote 5.1 Библия, русский синодальный перевод.

11

http://otvet.mail.ru/question/27924149

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1