bannerbanner
В каждом живёт автор. Инклюзивная литературная студия
В каждом живёт автор. Инклюзивная литературная студия

Полная версия

В каждом живёт автор. Инклюзивная литературная студия

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Малые игры и большая игра

Время от времени центральным элементом занятия, его темой, можно сделать одну из больших игр (в отличие от малых, разминочных).

Игрой можно объявить также сочинительство в каком-либо жанре, особенно когда в создании общего произведения участвуют все участники занятия (два примера приведены в предыдущем пункте).

Могут это быть и просто самостоятельные игры с условно-соревновательным характером: скажем, «Шпионская игра» (запоминание выложенных предметов) или «Нет предмета без сюжета» (сочинение, сюжет которого задаёт случайно вытащенный предмет). Список конкретных игр можно найти в упомянутой книге «Литературная студия».

Во время игровых занятий особое внимание ведущего должно быть сосредоточено на посильном включении в игру тех, кому труднее в ней участвовать. К этому же стоит приучать взрослых участников и волонтёров.

Фотографирование

Не стоит забывать о внимании тому, чтобы работа студии нашла бы отражение в фотографиях или даже в видео. Фотографии пригодятся и при оформлении газеты студии (о ней пойдёт речь в теме «Поддерживающая публикация»), и как память о работе студии для её участников, и для общего освещения студийной жизни.

Ведущий может фотографировать сам, выбирая паузы, когда студийцы заняты сочинением произведений.

Можно приглашать кого-то со стороны для фотографирования процесса занятия.

Можно подключать кого-то из готовых к этому участников студии (при этом надо избегать лишнего ажиотажа, связанного с фотографированием).

Важно учитывать, кто из студийцев любит, когда его фотографирует, а кто избегает попадать в кадр.

Сбор урожая

Урожаем студии естественно называть написанные её участниками произведения. При перекличке нужно спросить, кто сделал незадание, чтобы не забыть его сдать.

При раздаче листочков бумаги нужно не только предупредить, что их с написанным текстом нужно сдать ведущему, но и попросить сразу написать свои имя и фамилию, потому что после творческой работы про это часто забывается, а различать написанное по почерку удаётся не всегда.

При сборе листков стоит особенно следить за тем, чтобы они были подписаны.

Нужно приучить всех, что ведущий не будет читать сданные ему тексты, пока они не будут введены в компьютер. Тогда уже можно будет обсудить необходимые исправления.

Незадания

Так на наших студиях было принято называть предложенные темы для сочинительства вне студии. Это подчёркивает необязательность, добровольность внестудийной работы. Приветствуется и замена любой темы – собственной. Не предъявляется никаких серьёзных упрёков за невыполнение незадания.

Незадание сочетает уважение к свободе автора с подталкиванием его к словесной работе в том или ином направлении. Подчёркивая необязательность незаданий, имеет смысл одновременно напоминать про необходимость писательской работы вообще. Для того, кто пишет что-то сам, вполне естественно предпочитать своё творчество незаданиям. Для того, кто не пишет своего, естественнее пользоваться ими, чтобы развивать сочинительские навыки.

Тормошить автора с помощью незаданий, избегая их превращения в обязательный элемент работы, – вот что означает такой подход. Побуждать, но при этом признавать возможность и самостоятельной работы, и неработы.

Тормошение жанрами

Тормошение: противодействие силе инерции

Тормошение, пробуждение энергии в человеке, побуждение его к творческой активности – это главная сила, противостоящая силе инерции в нём, силе торможения.

Тормошение жанрами, или ТЖ-методика, – это побуждение к литературному творчеству, к поискам собственной манеры письменной речи. Основой для опробования различных приёмов и особенностей письменной речи служат полезные жанры (о которых речь пойдёт ниже) – наиболее благоприятные для начального творчества. Это позволяет каждому, в меру желания и возможностей, постепенно сформировать свои навыки работы со словом.

Освоение небольших жанров, мягко, а нередко и в игровой форме, вводящих автора в пространство литературного творчества, позволяет человеку пробовать разные пути самовыражения с помощью письменной речи, и выбирать наиболее интересные для себя.

Душевный и духовный мир автора являются главной опорой ТЖ-методики. Поэтому тормошение жанрами не ограничено чисто литературными рамками, техникой работы с текстом. Задача в том, чтобы способствовать душевному развитию человека, его самосознанию, постижению окружающего мира и пониманию других людей.

Тормошение жанрами подразумевает творческий подход к самой своей жизни. Для кого-то – это лишь самые азы такого подхода, для кого-то – активное его освоение.


Методика тормошения жанрами применима для занятий с авторами любого возраста и разного уровня развития. Но это не значит, что её можно использовать совершенно одинаково, безо всякой адаптации. Если мы имеем дело с разнородной группой, особенно с инклюзивной, необходимо усиление индивидуального внимания к участникам. Однако в итоге одновременная работа с теми, кто различается по возрасту или по уровню развития, оказывается даже интереснее и плодотворнее, чем в однородной группе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2