bannerbanner
Вещее слово
Вещее слово

Полная версия

Вещее слово

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Вещее слово


Юрий Слобода

© Юрий Слобода, 2020


ISBN 978-5-4498-7921-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Слово о полку Игореве

Не лепо ли ны бяшетъ, братие,

начяти старыми словесы

трудныхъ повестий о пълку Игореве,

Игоря Святъславлича?

Начати же ся тъй песни

по былинамь сего времени,

а не по замышлению Бояню!


«Слово», известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета – поход русских князей на половцев. События происходят, без малого 1000 лет назад. А шёл князь Игорь по тем местам, где сейчас проживаем мы.



В начальный период великой войны Северной Руси и Южной Руси христианство потерпело поражение в борьбе за языческий Север. Началось возвратное движение к старым верованиям не только среди народа, но и в верхнем этаже социальных структур.

Северная и Южная Русь

С началом христианизации Южной Руси начинается смута и междоусобица. Русь погрязла в бесконечных войнах и кровавой неразберихе. Слабеет Южнорусское государство… Если до «крещения» на территории Киевской Руси было не менее 300 городищ, больше чем во всей Европе, то после осталась малая десятая её части.

К тому же, предложение превышало спрос.



Князей становилось слишком много и княжеств на всех не хватало.

Междоусобная война в южнорусских землях в 30-е годы XIII в. – это война с участием черниговских, смоленских, волынских и галицких князей. А тем временем, в Киеве сел представитель Северной Руси новгородский князь Ярослав.

Князья Северной Руси, Владимиро-Суздальские и окрестные воеводства, силой вводившие единоначалие на этих землях, привлекали степняков-кочевников и воинство из язычников-русов. Затем, общественно-государственный центр Северной Руси постепенно смещается на земли Владимирского, а позже на земли Московского княжества, доставшегося младшему сыну Александра Невского, Даниилу.


Идейными памятниками этого периода стало «Слово о полку Игореве», языческое по духу и стилистике.

Война Северной Руси и Южной Руси была самой масштабной внутренне феодальной войной в истории средневековой Руси.

В итоге, Северная Русь объединившись с языческой Ордой, одолеет  Южную Русь и она потерялась во времени, став окраиной земель русских – Малороссией.

Война Севера и Юга

Враги приходили на Русь издавна. Были хазары, были варяги, приходили печенеги, которых раз и навсегда отвадил князь Ярослав Мудрый. На месте, где у стен Киева были разбиты печенеги, Ярослав приказал воздвигнуть храм – знаменитую Софию Киевскую.

Но на Руси борьба за Киев не утихала.

И когда на престоле киевском сел князь Ярослав, посаженный Севером, Южная Русь уже ослабленная, распадалась…



Воспользовалась ослаблением Руси и Орда, пришедшая на полоцкие земли. Северная Русь, заключив союз с Ордой, наносит решающий удар своему исконному южному сопернику. Так пала Южная Русь…

После победы на Калке Ярослав с Ордой дошел до города Святополч, южнее Киева. После чего вооруженный конфликт был разрешен дипломатическими методами.

Рейд Орды на Южную Русь ускорил конец умиравшей в распрях этнической депрессии Киевской Руси и содействовал окончательному разделению Древнерусского государства на две половины: на северо-восточную и юго-западную.

После падения Южной Руси, Северная Русь начинает набирать мощь и силу.

Ярослав, усмирив границы свои, ходил воевать земли на востоке Европы. Он покорил страны до Адриатики и Балтики: Польшу, Чехию, Венгрию, Хорватию, Далмацию, Боснию, Сербию, Болгарию и пр. Ордынская конница дошла до Центральной Европы. На северо – западе были разбиты шведы и тевтонский орден.

Но это уже совсем другая история…

Войско Северной Руси с моголо-тартарами, язычниками-русами и тюркскими кочевниками, во главе с ханом Бату или «батей», двинули на ослабевшую в междоусобицах, Южную Русь, «к порядку приводяша».

В хаосе этой кровавой мясорубки южные русские земли потеряли почти всё своё население. Уцелевшее заняли сторону победителя и переселялись на лесной северо-восток. Торговые пути оказались под контролем северян. В своём социально-экономическом развитии Южная Русь была значительно отброшена назад. И уже никогда не смогла подняться и стать самостоятельной, превратившись в разменную монету в споре между Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой и Московским царством.

Идейным памятником этого периода стало «Слово о полку Игореве» языческое по духу и стилистике.

В стране же междоусобные столкновения и разбой, пылает Русь и земля полоцкая, но решают свои вопросы князья и ханы, в это время слабеет Киевская Русь и крепчает Север, северные земли Древнерусского государства, которые и получат статус государственности и дадут начало Великой России.

Кануло около восьми веков со временем появления «Слова о полку Игореве». Поэма и сейчас понятна и близка людям.


Что повествуют летописи

Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, известен истории походом в половецкую землю. Ещё до этого князь Игорь участвовал в ополчении одиннадцати русских князей, собравшихся под знаменами Андрея Боголюбского, против Мстислава Изяславича, великого князя Киевского. Ходил Игорь ранее со своими северскими дружинами воевать землю половецкую и одержал там знаменитую победу над ханами Кобяком и Кончаком. Удача побудила его предпринять в следующем году новый поход. Вместе с дружиной и соратниками он двинулся к берегам Дона, но там потерпел поражение и был пленён. В отместку половцы разорили окраинные княжеств Руси. Общественное мнение осудило этот поступок князя Игоря, приведшего «поганых на землю русскую».


Что повествует «Слово»

«Слово о полку Игореве» в поэтической форме и с лирическими отступлениями повествует об этом.

Игорь, князь Новгорода Северского, брат его Всеволод из Трубежа, Святослав Ольгович из Рыльска, сын Игоря Владимир из Путивля – отправились в поход против половцев в мае 1185 года. Они углубились в половецкие земли, там в течение трех дней произошли три битвы. В первой были разбиты передовые отряды половцев, русское войско овладело богатой добычей, но было утомлено и не преследовало неприятеля. На второй день половцы окружили русских. Игорь был ранен. На третий – русское войско, сильно утомленное, не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении.

Великий князь Святослав Всеволодович, осуждает поступок князя Игоря, призывая к объединению земель русских. Внезапно, половцы совершили нападение на Новгород-Северскую область, разграбили ее и разорили города Ромны и Путивль.

Вскоре бежит из плена князь Игорь. Затем бежал на Русь и сын Игоря.

Так закончился этот поход.


Что было на самом деле

В 1185 году сам князь Игорь не шёл воевать с кочевниками, а направлялся к Кончаку, хану донских и приднепровских половцев, женить сына Владимира.

За четыре года до этого князь Игорь и Кончак были союзниками в междоусобной войне русских. Они вместе были в Чернигове и, возможно, беседовали по-половецки. Сам князь Игорь – наполовину половец: его мать половчанка знатного рода. Игорь спасает хана от гибели, и они заручаются взаимной поддержкой. Из Чернигова Игорь с Кончаком отправляются в Новгород-Северский, который лежал на пути половецкого хана к его кочевьям, возможно, там они и решили породниться. У Игоря подрастали сыновья, у Кончака была на выданье дочь.

Игорь стал сватом Кончака перед своим походом на половецкие земли. И шёл к половецкой земле Игорь с малой дружиной, не таясь. Не могло там обойтись и без охотников поживиться. По пути к нему примыкают разные «ратные» и «лихие» люди. Эти отряды были попутчиками свадебного похода Игоря, и шли они за добычей к кыпчакам. Именно Кончак и навёл эти полки на своего соперника, половецкого хана Гзака.

Для Игоря же не было никакой битвы с половцами, а была обычная, традиционная степная свадьба, а «поход» был элементом свадебного обряда. Князь Игорь водил дружбу с ханом Кончаком и они решили породниться. Началась она «ритуальным боем» с «похищением» невесты и её подружек и «грабежом» приданого,

«…помчали красных девок половецких,

а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты…»


Окончился день свадебным пиром. Его сын Владимир в 16 лет женился на половчанке Свободе, дочери хана Кончака, православное имя её Настасья. А на следующее утро, когда невеста уже стала женой Владимира, должен был прибыть Кончак и потребовать калым. Но появился не хан Кончак, а хан Гзак со своей дружиной, которую потрепали попутчики Игоря. Тут и началась реальная битва. Подоспевший Кончак вступается за своего свата, князя Игоря.

И рек Гзак Кончаку:

– А коли опутаем его красной девицею —

ни нам будет соколенка,

ни нам красной девицы.

но почнут наших птиц бити

в поле половецком.

Гзак осуждает родство половчанки и русского. Мол и дочку потеряешь, и род русов умножишь, а они всё одно нас бить будут на нашей земле.

Не участвовал Кончак и в погроме Новгород-Северского княжества.

В походы на чужие земли, впоследствии, ходил и князь Игорь и хан Кончак, но родичи друг друга серьёзно не обижали.

А христианские летописи осуждают Игоря не за поражение, а за дружбу и родство с половецким ханом, принадлежавшим к иной вере, да к тому же языческой. Борьба с половцами осознавалась русской церковностью, как необходимость защиты не только Родины, но и веры христианской.

Как считается, единственная рукопись сгорела в огне пожара Москвы во время нашествия Наполеона. Однако историки и филологи находят, что форма поэмы, которая дошла до нас, не могла отвечать оригинальной форме «Слова», написанного в XII столетии.

События и текст «Слова» исказил и его переписчик Мусин-Пушкин и кое-что оттуда убрал. По его мнению: водить дружбу, тем более иметь родственные связи с врагами земли русской нельзя. На пороге Москвы в то время стоял Бонапарт.

Так начнём же повесть сию издалече…

Можно предположить, что автором «Слова» могла является монахия Евфросиния, одна из образованнейших женщин Руси, сама писавшая книги и занимавшаяся переводами с греческого. Она открыла при полоцком монастыре школу для девочек и лично руководила обучением племянницы, полоцкой княгини, матери князя Игоря, которая и поведала ей об этом. Наличие в поэме большого раздела, описывающего события, в Полоцкой земле, прямого отношения к главной теме «Слова» не имеет. Однако в поэме ярко-красочно представлены ведические божества руссов, а это противоречило бы духовному сану Ефросиньи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу