Полная версия
Огненные строки Победы. Литературные страницы. Спецвыпуск
Концлагерь
В те далёкие, страшные годыДети думали только о хлебе.Взрослых гнали в любую погодуЯму рыть. Издевался фельдфебельНад мальцом, тыча иглы под ногти,А потом, хохоча до упаду…Не была эта боль ложкой дёгтя,Это просто лавина! громада!Над детьми издевались фашисты,Проверяли на них все лекарства.Били так, что из глаз искр брызги!Эх, скорее б закончить мытарства…Когда мало надежды осталось,Их барак вдруг открыли солдаты,Знамя красное развивалось,Но недвижно стояли ребята.Им не верилось. Правда? Свобода?Все рванули скорей от барака.Мальчик вскрикнул: «Фашисты – уроды!»Он упал… обессиленно плакал…Мало сил у него так осталось,Поразились тому даже деды.Очень трудно свобода досталась…Не дожил он, увы, до Победы…Дата важная – 75!
Дата важная – 75!Столько лет, как свершилась Победа!Только слёзы струятся опятьПри поклоне отцам нашим, дедам.Как подумаешь, сколько всегоПережить вам пришлось в пекле страшном!Ведь не месяц ваш был фронтовой,И не год.… Всю войну вы – отважны!…На войну провожали ребят,Молодых, и не очень, но много.Вырастал из них стойкий солдат,Преградивший фашистам дорогу.На земле, на воде, в небесах —Выживал он – от боя до боя.И в каких бы он ни был войсках,Все встречали его, как героя!А девчушек, совсем молодых,Сколько их уходило в погонах!Очень хочется к Лику СвятыхИх причислить! Их души все стонут…Красоту потеряли в боях,Обрели себе вечную славу.В истребителях, в госпиталях, —Всем героям – наш низкий поклон!Мамам, братьям, отцам и дедам!Пусть весь праздник трещит телефон:«Дорогие, с Днём нашей Победы!»Блокада Ленинграда
Восемьсот семьдесят два… —Цифры прошедшего ада!Долгая шла война…Это была блокада…Сколько ж погибло людей!На саночках увезённыеТела стариков, детей…Бомбёжки…. Ночи бессонные…Всё, что горело – сожглось.Больше и греться-то нечем.Но так на Руси повелось:Чем больнее, тем больше терпим!Верили до конца,Что будут СПАСЁННЫЕ дети!За смерть твоего отцаВраг всё равно ответит!Евгений Бердников
Высокий градус
IКтовплотную к Сталинградуподошёл – уносит ноги…У боёв – высокий градус,и даётся он… немногим!II«НаМарию были росы…Осень – дама без нарядов…Вдруг!ударили морозы,пуще танковыхснарядов!Не отдали дань мы лету:из сугробов – зрит осока!Шли по заячьему следу —оборвался след…косого!Птицы – замертво! и клёкотне издав прощальный с веток —падали! но так далёко —били тишью дорассвета!»III«У зимы —свой градус: выше!хоть и низок по шкале, но —он нам щёки жёг, и выжег!Снег был всюдупо колено!Смерть равнялась на секунды,грели мы друг другу спины…Слава всем, кто выдал унты,валенки, портянки,пимы!Слава сталинскому оку,что пытлив и дальнозорок!В ногу! мы шагаем в ногу —в минус двадцать,тридцать,сорок!»IV«Хотькругом свистели пули —лес был свадебно отбелен!Нас – по-зимнему обули,их – без почестейотпели!Каждый Знамя Мира нёс там,и, не зиждясь на фашизме,к нашим пулемётным гнёздамжизнь слеталась! проблескжизни!»«На Рейхстаге водрузим мыфлаг свободы: наше право!»Не забыть бы эти зимы,как поют ручьив дубравах.VУ войны – высокий градус:пусть проляжет между нами —Мир, что выдан нам в наградус орденами…с орденами!Аян Кульджанов
Двадцать первый день
Я никогда не видел своего прадеда – он умер за 46 лет до моего рождения. Этот рассказ написан мной по немногочисленным воспоминаниям моих двоюродных дедов. Кульджанов Ташбек, или Ташпык, всю войну был замначальника ОСОАВИАХИМ г. Алма-аты.
Моему прадеду,
Ташпыку Кутжану, с благодарностью…
Глава первая. Подготовка
Ташпык встал и осмотрелся. Комната была наполнена светом. Не по летнему холодное солнце все же способно было согреть теплом лучей озябшего человека. Широко распахнутое окно вытягивало последние остатки тепла и сна из комнаты. Так начался новый рабочий день тыловика. Он обещал быть интересным, ведь не успел Ташпык собраться с мыслями, как в его кабинет ворвался мужчина. То был рядовой Андрей Прутяну. Курносый смуглый молдаванин с веснушками. Кучерявые волосы, которые свели с ума не одну доярку родного совхоза.
– Товарищ заместитель начальника! Срочные новости. Экстренная депеша из Москвы. Они, в общем, там такое. Вы только…
– Отставить тараторку. Давай сюда письмо, сейчас прочитаем. Выпей пока стакан воды. Графин на столе. Эх, сержант Прутяну. Так ты и не научился по-человечески в дверь стучать. – Ташпык пробежал глазами по расшифровке – Спасибо, армеец. Ступай. Подготовь мне отчеты о прибывших призывниках.
«Так значит, и сегодня спокойно позавтракать не удастся» – подумал Ташпык, взглянув в распахнутое окно.
Он быстро оделся, заправил кушетку и отправился прямиком на третий этаж, в кабинет начальника. На стене возле комнаты висел плакат, гласивший – «Все для фронта, все для победы над врагом!». За столом сидел сам начальник и еще два офицера. Они бурно обсуждали сложившуюся проблему.
– Здравия желаю, товарищи офицеры!
– Здравствуй, Ташпык. Надеюсь, ты уже прочитал депешу. Обстановка у нас не простая. Немцы громят наши западные города. Центр требует подготовки новой дивизии в полной боевой комплектации. Ее формированием занялся генерал-майор Панфилов по личному приказу товарища Сталина. Наша же задача заключается в полной поддержке формирования. Солдатам нужны оружие, одежда и экипировка. Этим и займется твой отдел главного производственного обеспечения. За работу.
– Так точно.
– Теперь по поводу вас, товарищи офицеры…
Ташпык вышел из кабинета и задумался. Предстояло много работы. Вдруг по всему телу проступил пот. Навалившаяся усталость заставила прислониться к стене. Резкий кашель оборвал быстрый поток мыслей. Бывали моменты в жизни Ташпыка, когда непобедимая болезнь брала верх. Это был один из них. Собрав остаток сил, он отстранился от стены.
– Не сегодня, старуха. У меня важная задача.
Ташпык вернулся мыслями к своей цели. Взглянув на часы, он оценил обстановку. Каждая минута была на счету.
«Первым делом нужно оценить масштабы. Количество призывников, необходимое количество винтовок, обмундирование, и так далее» – подумал про себя Ташпык. И отправился на второй этаж. В такой суматохе прошел остаток утра. Гонки по кабинетам здания ОСОАВИХИМА закончились небольшой передышкой, связанной с обедом. Ташпык предпочел поесть в личном кабинете, забрав положенный паек. Сидя за столом, он быстро перекусил и перешел к заполнению документов, связанных с формированием. В этот момент дверь кабинета опять заскрипела под натиском уже знакомого сержанта Прутяну.
– Разрешите?!
– Прутяну, ты меня устал уже с самого утра. Принес документы?
– Не понял, товарищ Кутжанов… А, документы? Вот. Правда, сказали, что списки еще будут меняться. Как что, я сразу принесу.
– Ступай. Вот еще. Сделай запросы о передислокации заводов в Алматинскую область. И не забудь предупредить курсантов о смещении времени занятий. Сегодня они переносятся на час вперед. Свободен.
Сержант вышел из кабинета. Ташпык остался в одиночестве, он продолжил заполнять документацию и взглянул на принесенные отчеты.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.