bannerbanner
Очерки истории и культуры народов Обдорского Севера Березовского края XVIII – XX вв.
Очерки истории и культуры народов Обдорского Севера Березовского края XVIII – XX вв.

Полная версия

Очерки истории и культуры народов Обдорского Севера Березовского края XVIII – XX вв.

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 17

Ценные сведения о свадебном и погребальном обрядах, взаимоотношения людей с миром всевозможных духов, роли шамана в общественной и личной жизни ненцев, хантов приводятся в публикациях В. Н. Шаврова.138 Широко используя материалы собственных полевых сборов, он описывает особенности жизни, нравы и обычаи коренного населения. В 1821 г. В. Н. Шавров присутствовал на обряде поклонения божества «Яляне», где наблюдал ритуальные пантомимы хантов. Мужчины изображали вооруженных саблями и копьями богатырей. Женщинам видеть эти действа не позволялось. В одном из святилищ он видел большой, туго набитый мехами мешок; посередине этого мешка была привязана серебряная тарелка, помещенная своим основанием к мешку, а углублением наружу. Сведения о религиозных традициях ненцев отрывочны и обобщены.

Иван Васильевич Щеглов, автор книги «Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032—1882 гг.»139, проделал огромную работу по составлению свода исторических данных о Сибири, начиная с известия о столкновении новгородцев с юграми и заканчивая 1882 годом. Особо ценным является то, что каждую дату автор сопровождает ссылками (иногда несколькими) на источник, что дает возможность, во-первых, отыскать более подробные сведения по дате и, во-вторых, оценить ее достоверность. Во многих случаях изложение фактов сопровождается довольно большими подробностями. Это сделано именно в тех случаях, когда издания, из которых взяты сведения, являются малодоступными. В конце книги приведен перечень основных источников, которыми пользовался автор.

Андрей Александрович Тито́в издал целый ряд списков северных летописей.140 Сборник включает в себя тот круг сведений о Сибири, который находился в распоряжении русского правительства и общества до началаXVIIIвека. Из семи включенных источников шесть – памятники русской письменности, седьмая книга написана на латыни, но включена в сборник, потому что созданав России. Содержание представляет собой неразрывное целое. Источники расположены в хронологии их написания.

Аугуст Алквист (Karl August Engelbrekt Ahlqvist), совершивший 3 экспедиции по Сибири, издал на основе заметок работу, где привел краткие сведения о расселении русско-зырянского населения, описал быт и жизнь русских и коми-зырян, их хозяйственную деятельность, опубликовал сведения о религиозных традициях хантов, изображенияхидолов, жертвоприношениях, распространении православия и их слабую роль.141 В своем дневнике он описал Мужи и Обдорск.

Значительный вклад в изучение традиции и культуры населения Обдорского края внесли немецкие исследователи Отто Финш (Otto Finsch) и Альфред Эдмунд Брэм (Alfred Edmund Brehm).142В качестве главной цели путешествия было знакомство с природными богатствами этого края и преимущественно Обской речной области. Труд знакомит с природой, животным миром, обычаями коренных жителей центральных и северных районов Западной Сибири. В нем приводятся сведения о собранных коллекциях, о географии Сибири, данные о торговле, промышленности. Увлекшись идеей собирания этнографической коллекции, доктор О. Финш изучал антропологические типы хантов (остяков) и ненцев (самоедов), исторические сведения и нравы. Особо были рассмотрены ремесла, изготовление украшений и оружия, религиозные и бытовые обряды, шаманство. Издание содержит более 50 оригинальных рисунков, сделанных немецким художником М. Гофманом по эскизам участников экспедиции.

Кочуя вместе с оленеводами, участвуя в их хозяйственных занятиях и живя их жизнью, исследователи собрали богатый материал по материальной и духовной культуре коренного и русско-зырянского населения Березовского края. Работа О. Финша содержит ценный материал по религиозным традициям ненцев и хантов, отражающим довольно сложную систему с многочисленными культами, связанными с солнцем, луной, огнем, водой, а также архаическими чертами культа животных. Работа написана в русле сравнительного анализа, содержит большое количество параллелей в культовых представлениях ненцев и хантов, в мифологии и фольклоре данных народов. Автор уделил внимание проблеме вредного влияния цивилизации на северные народности, отметил слабое влияние христианства на ненцев. Особо были рассмотрены ремесла, изготовление украшений и оружия, религиозные и бытовые обряды, шаманство, распространение православия, описаны некоторые священные места.

Заслуживает внимания работа Александры ЯковлевныЕфименко, где автор рассматривает религиозные традиции и обычаи ненцев.143 Она, в частности, одна из первых обратила внимание на юридические обычаи северных народов и дала оценку роли шамана в общественной жизни ненцев. А. Я. Ефименко, анализируя влияние шамана на ненецкое общество, пишет, что «Тадибеи, со своей стороны, стараются всеми силами поддерживать свое значение, которое приносит им материальные выгоды».144 Подробное и всестороннее описание культуры и быта ненцев, выяснение данных по юридическим обычаям делает работу А. Я. Ефименко неоценимым источником для исследователей.

В период своего пребывания в Обдорске, Виктор Викторович Бартенев стал изучать жизнь и быт коренного населения и русских старожилов Березовского края. На страницах журналов и газет публикуются его научные статьи о традициях, обычаях жителей Обдорского Севера.145 В 1896 г. в свет выходит очерк В. В. Бартенева «На Крайнем Северо-Западе Сибири»,146 где освещаются вопросы истории, духовной культуры, этнографии, экономики. Особый интерес представляют исследования о торгово-промышленной деятельности, развитии просвещения. Он отмечает роль коми-ижемского населения в жизни Обдорска, приводит данные о динамике их численности в селе, освещает условия их проживания, особенности быта, развитие грамотности, отношения с русскими, внутригрупповые и семейные отношения, оленеводство, промыслы, торговую деятельность.

Рассматривая религиозные традиции северных народов, он красочно живописует перед читателем картину проведения религиозного обряда шамана, но не уточняет ненецкого или хантыйского, что снижает ее ценность. Зная о различиях в культуре ненцев и хантов, он не всегда указывал, к какой из народностей относится тот или иной обряд, гдезафиксировано то или иное явление. Его привлекала экзотическая сторона религиозной жизни и быта коренного населения Обдорского края. Он стремился передать психологическую атмосферу шаманского действа: «Становится как-то жутко при этих глухих, рокочущих звуках, в которых слышится что-то таинственное и мистическое».147 В. В. Бартенев отметил развитие процесса взаимодействия между русскими и коренными народами, прежде всего, в сфере торговли, брачно-семейных отношений, рассмотрел вопросы христианизации.

Дополнением к очерку В. В. Бартенева стала книга священника из числа коренных жителей Василия Николаевича Герасимова «Обдорск».148 В этой книге дается довольно подробное историческое описание прихода служилых людей в Обдорский край, рассказывается об основание Обдорска, большое внимание уделено миссионерской деятельности православной церквив крае.

Финский исследователь-этнограф Ууно ТаавиСиреулис (Sirelius Uuno Taavi) в период своей экспедиции в районы проживания хантов собрал этнографический материал, где содержатся сведения о религиозных традициях и их культовых объектах. У. Т. Сирелиус в 1898 г. проехал по бассейну Васюгана и Ваха, а в 1899—1900 гг.– по Оби до Обдорска, Сосьве и Нижней Конде.149 Уже в самом начале своей научной карьеры исследователь сконцентрировал внимание на изучении хозяйственной и промысловой деятельности уральских народов. Круг его интересов был разнообразен, включая и религиозные воззрения, обряды хантов, коми. Имеются его статьи о васюганских богах и погребальном обряде. Позднее опубликованы его экспедиционные дневники с прекрасными иллюстрациями, включая культовые предметы. У. Т. Сирелиус являлся автором одной из богатейших коллекций этнографических фотографий по культуре финно-угров. При этом каждый полевой снимок детальнейшим образом аннотировался, анередко исследователь создавал и антропологические портреты.

Книга замечательного сибирского мыслителя Петра Андреевича Словцова написана в первой половине XIX века.150 В этой работе он раскрывает процесс русской колонизации края, определяет ее хронологические этапы, а также дает характеристику местной административной, экономической и культурной жизни. В 1809—1815 гг. П. А. Словцов обследовал Урал и собрал много важных сведений, касающихся прошлого и настоящего Сибири. Работа, основанная на архивных данных и личном изучении географии страны, является наиболее крупным и полным сочинением о Сибири, не лишенным и историко-философских обобщений. С первых страниц книги П. А. Словцов показывает, сколь важную роль играло православие при продвижении русских людей в новые для них азиатские просторы. При этом историк не обходит противоречий и сложных вопросов, трудностей, с которыми сталкивались миссионеры. Подчеркивается большая роль казачества в освоении, изучении, обживании Сибири.

В 1857 г. появляется работа Николая Алексеевича Абрамова «Описание Березовского края»,151 созданная на базе большого архивного материала и на основе личных этнографических наблюдений. Близко работая с коренным населением, он и в научном плане занимался изучением этапов христианизации как в момент заселения Сибири русскими, так и в последующие периоды.152 Перу Н. А. Абрамова принадлежит большое количество статей и заметок, посвященных описанию культуры, обычаев и верований хантов (остяков) и ненцев (самоедов), введению христианства в Березовском крае, истории сибирских городов, церквей, жизни политических и культурных деятелей XIX столетия. Манера исторического письма Н. А. Абрамова была «осторожной», и связано это не только и не сколько с цензурой, светской или духовной, но и с «цензурой собственной головы». Оценки деятельности духовных лиц мягки. При этом, будучи близко знакомым с трудностями религиозного воспитания, он вполне трезво оценивал не только трудности христианизации северных народов, но и приведения казачьего и старожильческого населения к нормам церковной жизни близким к тем, которые существовали в центральной России. Широко были использованы автором собранные им же самим устные рассказы и предания.

Александр Иванович Сулоцкий, изучая архивные документы консистории и семинарии, опубликовал ряд материалов о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Сибири.153 Изучение истории иархеологии Сибирской Церкви привели А. И. Сулоцкого к выпуску как отдельныхизданий, так и ряда статей в разных изданиях.154 В Тобольском филиале областного архива хранится личный фонд А.И.Сулоцкого.

В изучении религии остяков (хантов) особенно важную роль сыграл Кустаа Фредерика Карьялайнен (Karjalainen, Kustaa Fredrik). В трехтомной работе в рамках сравнительного анализа религии хантов и манси и других финно-угорских народов приводятся материалы, характеризующие анимистические представления коми;155 отдельные бытовые зарисовки, а также описание антропологического облика ижемцев. В I томе К. Ф. Карьялайнена имеется три раздела: «Представления о сущности человека», «Рождение», «Смерть и умершие». II том посвящен миру духов: домашних и личных, родовых и местных, а также всеобщих духов в облике человека. Третий том состоит из следующих разделов: «Мир животных», «Явления и предметы природы», «Церемонии в обращении с миром духов», «Ворожей». Во втором томе естьспециальный аналитический раздел, где автор описываетсобственную концепцию развития представлений о местных духах. Свои взгляды по другим вопросам он излагает непосредственно при описании материала. Его почти пятилетняя экспедиция (1898—1902 гг.) охватила все крупные этнографические группы народа: южную, северную и восточную. Эти материалы были положены в основу его широко известного труда.

Обширное этнографическое наследство о жизни и быте ненцев оставил краевед-историк Евгений Васильевич Кузнецов. Он работал в губернском статистическом комитете, возглавлял редакцию газеты «Тобольские губернские ведомости» и оставил около 400 статей, многие из которых были написаны на основе местных преданий. Активно занимался исследованиями местной старины. Свои многочисленные трудыпо археологии, истории, этнографии нашего края и Сибири помещал преимущественно в сибирскихизданиях: «Сибирской газете», «Енисее», «Сибирском вестнике», в т.ч. и на страницах «Памятных книжек Тобольской губернии». Е. В. Кузнецов совершил путешествие в научных целях по различным районам Обдорского края и смежным территориям. Одна из статей посвящена духовной культуре, где приводится легенда о грехопадении человека.156 Он писал о культах деревьев, камней, общественных и домашних изображениях божеств, погребальном обряде, представления о душе и загробной жизни. Несмотря на компилятивный по своей сути характер, данная работа содержит и отдельные ценные наблюдения автора за религиозной жизнью ненцев.157

Работы Ю. И. Кушелевского и Е. В. Кузнецова весьма удобны для сравнения, так как они велись параллельно и независимо друг от друга во время одного и того же путешествия по северу. Описания Ю. И. Кушелевского и Е. В. Кузнецова в большей части не повторяют, а существенно дополняют друг друга. Некоторые события получают у них разное освещение, что, естественно, весьма интересно для исследователя, обращающегося к ним как к источнику.

Одним из профессиональных исследователей, изучавших антропологию народов Сибири и посвятивших значительное время описанию их религиозных традиций, был Николай Львович Гондатти. После окончания естественно-исторического отделения физико-математического факультета Московского университета Н. Л. Гондатти много путешествовал. По окончании курса университета в 1885 г. он получил командировку от политехнического музея и общества любителей естествознания в Северо-Западную Сибирь. В экспедиции провел 22 месяца, кочуя с инородцами, причем им было обращено особое внимание на манси (вогулов). В 1885 г. он совершил экспедицию от Тобольска через Березов до Обдорска, где подробно изучал мифологию и ритуальную практику хантов и манси. В своей работе он описывает священные места, культ медведя, шаманство.158

Вклад в изучение культуры ненцев и хантов внес тобольский краевед Константин Д. Губарев, в работах которого есть сведения о религиозных обрядах и традициях. Материал для своих исследований он собирал в ходе длительной экспедиции по северу, интересуясь хозяйственными занятиями и жизнью населения. Особенно его интересовала материальная и духовная культура хантов и ненцев, что делает его работы наиболее ценными для нас.159

Петр Никитич Буцинский долгое время занимался изучением деятельности православной церкви в Сибири с момента открытия Сибирской епархии. В монографии «Заселение Сибири и быт первых ее насельников», «К истории Сибири. Мангазея и Мангазейский уезд», «Крещение остяков и вогулов при Петре Великом» были широко использованы архивные материалы, которые посвящены, в основном, Западной Сибири. Автор хронологически ограничил задачи исследования серединой XVIII в. и сумел дать только отдельные сведения о различных сторонах жизни русского населения.160 В результате исследования П. Н. Буцинский заметил, что распространение христианской религии среди коренного населения было делом случая, без всякой миссионерской деятельности. Одним из основных мотивов принятия православия среди коренных народов была материальная заинтересованность.

Небольшая книга «Мангазея и Мангазейский уезд (1601—1645 гг.)» П. Н. Буцинского представляет собой исторический очерк о зарождении, развитии и упадке исторической местности на Крайнем севере Сибири.161 Мангазея в течение первых десятилетий XVII века служила главной базой промышленных и ясачных экспедиций. В очерке приводятся цифры ясачного сбора, из которых следует, что такого количества пушнины не сдавалось в царскую казну ни в одной другой местности Сибири. Подробно описываются и причины упадка: истребление пушного зверя, отсутствие хлеба и трудности его доставки, открытие более удобного пути на р. Лену.

Материалы по религиозным традициям ненцев содержатся в работах художника Александра Алексеевича Борисова.162 В них он пишет о природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения. В своих научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, высказывается о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. Во время своего путешествия по тундре художник постоянно вел дневниковые записи.163 В своей книге он детально описал культовые места – от семейных до общих; дал характеристику представления ненцев о душе и загробной жизни, обрисовал существенные моменты жертвоприношения и жертв, (среди которых преобладают олень, белый медведь и морские животные), назвал божества и их функции.

Шведский этнограф и археолог Фредрик Роберт Мартин (MartinFredrikRobert), в начале 90-х годов XIX в. предпринял научную экспедицию по северу. Во время своей исследовательской поездки по Сибири Ф. Р. Мартинпровел много времени среди хантов. Труд Ф. Р. Мартина под названием «Сибирика» был издан на немецком языке в 1897 году в Стокгольме.164 Он содержит в себе богатейшие сведения о быте, обычаях и культуре сибирских народов.165

В конце XIX— начале XX вв. наибольший вклад в изучение традиционной культуры коренного населения Тобольского Севера внес А. А. Дунин-Горкавич. Им были собраны уникальные материалы по географии, истории, этнографии, экономике, духовной культуре народов Севера. Обобщение этнографических исследований населения Обдорского Севера приводится в его трехтомном труде «Тобольский Север».166 Книги содержат системный анализ элементов традиционной материальной и духовной культуры коренного населения. В «Очерках народностей Тобольского севера»167 наблюдения А. А. Дунина-Горкавича касаются коренных народов Обдорского края: их быта, экономических условий жизни, религиозных традиций. В своих работах А. Дунин-Горкавич рассматривал взаимоотношения коренного и русско-зырянского населения, использовал объективный подход при оценке проблем взаимодействия. Выявлял факторы, способствующие переселению коми-зырян. В этих работах приводятся сведения о священных местах и ритуальной практике шамана. Особенно ценными являются сведения о религиозных традициях ненцев, которые он наблюдал лично.

Путевые заметки Ивана Михайловича Воропая, описывающие его путешествие, представляют собой этнографические описания.168 Путевые заметки содержат ценные описания быта, хозяйства, культурных особенностей населения—хантов (остяков), ненцев (самоедов), коми-зырян. И. П. Воропай детально характеризует особенности хозяйства местного населения: условия, сроки, орудия лова рыбы в Оби, приемы охоты на птиц, орудия лова лисиц и белок, уход за оленями. Рассказывает, как устанавливают и чем покрывают чум, описывает интерьер, утварь, очаг, приготовление и прием пищи, распределение мест в чуме между семьями, распорядок дня мужчины и женщины. Интересны его рассуждения о взаимодействии русских и коренного населения, о легкой адаптации переселенцев к новой языковой и культурной ситуации.

Деятельность Константина ДмитриевичаНосилова многогранна. С 1879 года он занимается геологической разведкой, изучает флору и фауну в Верхотурском уезде и в районе г. Березова, возможность судоходства по уральским рекам, описывает быт коренного населения Березовского края. Работы К. Д. Носилова содержат подробное описание священных ритуалов, обрядов ненцев и хантов.169 В свою первую экспедицию на Ямал путешественник отправился в 1893 году с целью изучения рельефа полуострова. Прошел он от Карского побережья до Харасавея. В 1914 году К. Д. Носилов берет концессию у правительства России на устройство речного канала через полуостров Ямал из Байдарацкой губы в Обскую. Два года спустя К. Д. Носилов выходит с караваном судов из Тобольска к Ямалу, изучает южно-ямальский вариант от Ер-яги до Нового Порта. Он объездил чумы коми-зырян, ненцев, хантов, изучая их быт и жизнь. К. Д. Носилов опубликовал свои впечатления в виде этнографических очерков, в которых достаточно подробно остановился на описании быта, этнического самосознания и верований ненцев, хотя порой его суждения и выглядят недостаточно обоснованными. Описанная им «Плясовая изба самоеда» имеет отношение к нижнеобским хантам, для которых характерен медвежий праздник. Берестяные и деревянные маски, которые использовались во время ритуальных действий, и распространение пантомимы характерны для хантов. Но очень тесные контакты ненцев с хантами и некоторыми группами манси, возможно, объясняются их присутствием на сезонном жертвоприношении. К. Д. Носилов показывает красочную духовную жизнь ненцев и хантов, подчеркивая их особое восприятие окружающего мира. Особенно интересны сведения об обычаях, верованиях и нравственном облике ненцев.

В начале XX в. к хантам р. Вах неоднократно ездил из Тобольска Григорий Матвеевич Дмитриев-Садовников. Он собирал сведения по географии, этнографии, языку ханты, активно сотрудничал с Тобольским губернским музеем и печатался в его «Ежегоднике».170 В 1913 году участвовал в экспедиции музея в долину р. Вах под руководством Б. Н. Городкова. Позднее участвовал в исследованиях рек Полуй и Надым. Он сделал научное описание Надымского городища, собрал на его территории первую коллекцию находок, но в то время его труды остались незамеченными.171 В небольших путевых очерках он дает описание культовых мест, приводит краткие сведения о шаманах, духах и некоторых поверьях. Материалы о хозяйстве имеют более частный характер.172 В конце 1918 года в газете «Тобольское народное слово» появился его очерк «В низовьях Оби», в котором уже в беллетристической форме описана наиболее трудная и опасная начальная часть пути по бурной Оби от Хе до устья Надыма. Сохранились и полевые дневники Дмитриева-Садовникова – как надымской, так и полуйской экспедиции.

К числу наиболее глубоких комплексных работ по реконструкции религиозных традиций ненцев можно отнести труд финского исследователя Тойво Вильхо Лехтисало (Lehtisalo ToivoVilho).173 Он отличается насыщенностью фактического материала, затрагивает множество явлений природы, общественной жизни, идеологии, быта и нравов. Его почти четырехлетняя экспедиция (1911—1914 гг.) охватила обе крупные этнографические группы ненцев – северную и восточную. Исследователь посещал священные места, присутствовал на камлании шаманов, осуществлял фотосъемку предметов религиозного культа, шаманского ритуала. Результатом его экспедиции стало богатейшее собрание шаманских текстов, многие из которых исполнялись во время ритуальных действий. В период экспедиции по тундре Т. Лехтисало старался глубже познакомиться с мировоззрением ненцев.

Это первая целостная картина религиозной жизни ненцев, занимающая достойное место среди других исследований. Его книга целиком посвящена традиционной духовной культуре ненцев. Свои выводы он базирует исключительно на этнографических материалах, хотя частично привлекает и сведения фольклорного характера. На основе собранного материала он попытался показать главные черты религии ненцев. Т. Лехтисало признается, что он «ограничился по возможности описательным способом изложения. И здесь вполне возможны ошибки, т.к. не было достаточно сравнительного материала».174

Т. Лехтисало останавливается на наиболее спорных вопросах, касающихся религиозных представлений ненцев. Таковыми исследователь считает процесс складывания сложной иерархии многочисленных ненецких божеств, добрых и злых; вопрос о формировании и роли шамана. Кроме того, в его работе дается описание священных мест, рощ, озер, которые исследователь разделяет на семейные и родовые; пишет о молениях и порядке жертвоприношения.

Отдельная глава исследования посвящена культу «Нга», в котором прослеживается его развитие и трансформация в божество зла в поздний период. В целом Т. Лехтисало дает традиционную трактовку этого божества как высшего злого духа. Он выделяет единственный признак отличия божества Верхнего мира от божества Нижнего мира. По его мнению, первый свободен и индивидуален, в то время как божество подземного мира зависим. Он только с «разрешения Нума… может положить конец жизни человека».175 Изучая религиозные традиции ненцев, Т. Лехтисало обратил внимание на восприятие крещеных шаманов внешней ритуальной стороны православия, проникновение христианских элементов, сюжетов в обряды. В целом, его интересы лежали в области реконструкции традиционного мировоззрения ненцев. В иерархии сил, влияющих на их жизнь, исследователь несомненным приоритетом награждает духов леса, воды, домашних духов, высших и низших демонических существ и т. д.

Особого внимания заслуживает рукописная работа Иннокентия Николаевича Шухова, исследовавшего Обдорский край в 1911 г., и хранящаяся в фондах Омского государственного архива. Ценность ее состоит в приложенных фотографиях местности и населения.176 Автор в своих путевых записях анализирует особенности топографии, климата, растительного и животного мира Обдорского Севера, большое внимание уделяет религии, быту и нравам местного населения, в том числе и ненцев. Описаны костюмы хантов (остяков) – мужчин, женщин и детей, их жилища, пища. Последняя состоит, главным образом, из рыбы в сыром, вяленом и вареном в рыбьем жиру виде. И. Н. Шухов в Березовском уезде Тобольской губернии собрал богатейшую коллекцию предметов быта и шаманского культа хантов (остяков), коми-зырян, ненцев (самоедов), которые пополнили этнографические представления о народах Севера Западной Сибири.

На страницу:
6 из 17