bannerbanner
От Стамбула до Эндирея. Istambul dan Endireye
От Стамбула до Эндирея. Istambul dan Endireye

Полная версия

От Стамбула до Эндирея. Istambul dan Endireye

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Шейх накшбандийского тариката Башир-шейх аль-Яхса-ви является одним из выдающихся личностей, оставивших яркий след в истории всего Северо-Восточного Кавказа. Он оставил после себя целую плеяду шейхов так называемой «Аксаевской линии», которые сыграли огромную роль в духовной жизни Дагестана и Чечни.

В книге Я. З. Ахмадова и Э. Х. Хасмагомедова «История Чечни в 19—20 веках» говорится о том, «особое место среди последователей нахшбандийского тариката в Чечне зани-мали и занимают до сих пор так называемые „аксайские“ (кумыкские) шейхи».


В статье Абдул-Азима Дыдымова – Хаджиева («Слово об Аксайских шейхах»// Газета «Свобода». Грозный, №25 от 24—30 июня 1994 г.), автор сообщает об «исключительной роли» в распространении тариката «накшбенди (в Чечне) – шейхов из Ташкичу (ныне Аксая): Абу-шейха (Башир-шейх), Хожа-Ахмада, Апти-шейха (сына Башир-шейха), Абдул-вагаб-хаджи», у которых учились муталимы не только из Чечни, но и «со всего Северного Кавказа».

Башир-шейх имел своих последователей в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабарде, Балкарии, Карачае, Караногае, а также среди татар Казани, Астрахани и Петербурга.

У въезда в селение Дылым нас встретили Магомед-А-панди Дадаев – бывший директор сельской гимназии, пи-сатель-краевед, автор ряда популярных книг по краеведе-нию и житель селения Дылым Пайзутдин Зайналабидов. Пайзутдин много лет работал объездчиком, хорошо знает местность. Он нашел и предоставил в дар сельскому музею немало находок, предоставляющих историческую ценность. Знает немало легенд и преданий, связанных с прошлым своего села.

Вчетвером мы поднялись по крутому склону на вершину горы Гебек-Кала, чтобы увидеть огромный камень, который называют «священным камнем» или «камнем Гебек —шейха». Согласно рассказам Магомед-Апанди Дадаева и Пайзут-дина Зайналабидова, на этот камень ступал пророк Хизри, совершали намазы три имама: Газимагомед, Гамзат-бек и Шамиль, совершал богослужение Гебек-шейх со своими приближенными.

О том, что гора Гебек-кала считается святой, говорят не только жители близлежащих сел. Об этом написано и в ряде трудов отечественных и зарубежных авторов. В народе бытует легенда о том, что было два человека с именем Ге-бек-шейх. Младший Гебек жил во второй половине XVII, начале XVIII веков и участвовал в сражениях с отрядами Петра I при персидском походе. Второй же Гебек – его да-лекий предок, одного с ним имени, жил во времена опусто-шительных походов Аксак Темира.



с. Дылым. Перед восхождением на священную гору Гебек-кала. Слева направо: Пайзутдин Зайналабидов, Магомед Баширов, Багаутдин Аджаматов и Магомед-Апанди Дадаев



Священный камень («большой камень», «камень


Гебек-шейха») на вершине горы Гебек-кала


Из истории известно, что кумыки, выступившие на сто-роне Тохтамыша, потерпели поражение и были подвергну-ты жестокому истреблению. Были сожжены и опустели десятки сел на Кумыкской равнине и в предгорье. Долгое время в большей части Салатавии оставались лишь одни развалины с названиями населенных пунктов, оставшихся после истребления Аксак Темиром кумыкского населения. Некоторые исследователи полагают, что численность ку-мыкского населения сократилась на 80—85%.

Как говорил ученый-богослов Нух-хаджи из Эндирея: – «Некогда многочисленное и могущественное племя кумыков было расселено от Дербента до Бештау (Пятигорье)». Много тысяч лучших сынов народа полегли на полях сражений. Многие, найдя убежище в горах, растворились со временем среди других этносов. Некоторые покинули родину и пе-ребрались в Османскую империю.

Чеченский исследователь Д. А. Махмудов в своей книге «О кумыках (исторические очерки)», также говорит о мно-гочисленности кумыков до похода Тамерлана и о том, что они (кумыки) жили компактно на территории от Пятигор-ска (Бештав), на реке Кума до Дербента». (Махмудов Д. А. «О кумыках. Родословная Курумовых. Исторические очер-ки») издание третье. Моздок, 2017. С. 14).

Возвращаясь к обсуждению имеющегося мнения (леген-де) о существовании Гебек – шейха старшего, необходимо отметить, что косвенным подтверждение возможности су-ществовании данной версии является крепость Гебек-кала, которую отечественные археологи датируют XI—XIV веками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2