Полная версия
Невилеп
– Что это за вирус?
Ариадна внимательно посмотрела на меня, как бы оценивая готов ли я услышать дальнейшее. Помолчав немного, она продолжила:
– Это такая штука, живущая внутри твоего сознания. Она притворяется тобой и заставляет функционировать в соответствии с ранее заданной схемой.
– Что за схема?
– Модель поведения. Мы называем её скриптом. Модели поведения импринтируются, начиная с самого детства. В реальности всё гораздо сложнее, но пока подойдёт и такое объяснение. Мозг человека при всём своём величии способен лишь на два действия – имитация и ошибка. Он копирует модели поведения окружающих объектов и в случае удовлетворительного результата использует в дальнейшем, а в случае неудовлетворительного – либо повторяет попытку с учетом ошибки, либо отказывается от затеи. И вот этот набор скриптов, то есть разнообразных моделей поведения, и есть то, что ты считаешь собой. А контролирует весь этот процесс ВАК, который формируется и развивается в течение всей твоей жизни.
– Не звучит как-то страшно. Ну подумаешь я биоробот. А управляет этим роботом операционная система, состоящая из множества программ. И что с того?
Ариадна посмотрела на меня с сочувствием и продолжила тоном учительницы:
– Биоробот, операционная система, а ты сам-то где? Страшно то, что биороботом с запрограммированным поведением ты являешься ровно до тех пор, пока находишься под властью вируса, а избавление от него и есть то самое освобождение, о котором толкуют все религии мира.
– Так, теперь вроде понятно. По крайней мере в теории. А как мне избавиться от этого вируса?
Ариадна снова внимательно посмотрела на меня.
– Для этого надо взломать его код и он самоуничтожится. Но для тебя это будет выглядеть как самоубийство.
Я понял, что она не шутит.
– Что надо делать? – начал я уверенно, но запнулся. Я чувствовал желание идти до конца. Оно исходило изнутри. Но я понял, что тут что-то не сходится. – Погоди. Но ведь если я заражён ВАК и он полностью меня контролирует, то я должен быть сильно против того, чтобы от него избавиться. Почему же тогда я чувствую непреодолимое желание это сделать?
– Ты инициирован. И это желание выше тебя. Тебя ведёт само провидение. И ВАК вынужден поддержать эту игру. Но он невероятно хитёр и будет постоянно тебя запутывать. Позволь задать один вопрос. Что по-твоему лучше – быть или казаться? Только не отвечай сразу.
Я задумался. Это заставляла сделать последняя часть фразы. Видимо она означала, что очевидный ответ отнюдь не является правильным. Я размышлял довольно долго, а потом поднял глаза на своего наставника. Из окна пробился луч солнечного света и осветил Ариадну из-за чего она показалась мне ангелом, растворяющемся в солнечном свете. И меня осенило.
– Ну конечно же! Быть лучше и проще, но быть ты можешь только тем, кем уже являешься. А чтобы поменять сценарий тебе нужно стать кем-то другим, то есть придётся сначала казаться. Проще говоря, имитировать и обучаться через ошибки.
Ариадна довольно улыбалась.
– Молодец, а теперь тренировки.
Глава 6. Аркадия
Ариадна открыла дверь и вышла в довольно узкий полутёмный коридор, освещаемый факелами, висящими на его стенах, а я вскочил с кровати и побежал за ней. Я догнал Ариадну и сменил бег на шаг. Она дошла до конца коридора и остановилась перед небольшим проходом, задернутым плотной тёмной шторой.
– Тебе дальше в Аркадию, – сказала она, сделав приглашающий жест.
– А разве не ты будешь меня учить?
– Тут всё сложнее, чем ты думаешь. Ты смог взломать первый базовый скрипт, отвечающий за отключение системы поощрения мозга при приобретении новых знаний, который активируется у всех людей после двадцати пяти лет жизни. Ты нашёл логическое обоснование для мотивации к обучению. И отключил тем самым скрипт. Дальше тебя будут обучать иняни. Они живут в Аркадии, поэтому тебе туда.
Я уже открыл было рот, чтобы задать уточняющие вопросы, но в последний момент передумал.
– Мы ещё увидимся?
Вместо ответа она только загадочно улыбнулась и протянула мне клубок красных ниток. Да пошло оно всё! Я положил клубок в карман, отдёрнул штору и шагнул в темноту.
Сделав на автомате ещё несколько шагов, я понял, что нахожусь в лесу. Вокруг были разлиты тишина и спокойствие. Я ощутил состояние полного покоя, безмятежности, чистоты и любви. Силу настоящей живой природы. Я почувствовал жизнь во всём её первозданном виде и многообразии. Постояв немного, наслаждаясь этими переживаниями, я огляделся и увидел неподалёку дом, в сторону которого и направился.
Весьма обычный и ничем не выдающийся двухэтажный дом из белого кирпича с треугольной крышей. Перед входом на уровне чердака висел белый флаг со странным символом красного цвета. Символ представлял собой две окружности как бы вписанные одна в другую, но при этом незамкнутые. Внешняя окружность была на треть прорисована снизу, а внутренняя на две трети сверху.
Я подошёл к крыльцу. На перилах сидел кот и внимательно меня разглядывал. Его взгляд поразительно напоминал взгляд Ариадны. Тут же отогнав эту мысль, я поднялся по ступенькам и постучал в дверь. Ответа не было. Я постучал ещё раз. Тот же результат. Я открыл дверь и вошёл. Справа от входа была кухня, а прямо находился проём, отгороженный занавеской. Я понял, что мне туда, отдёрнул занавеску и вошёл.
В комнате никого не было. Но сама комната впечатляла. Она была освещена тусклым красным светом. В дальнем углу у окна стоял разрисованный манекен, одетый в красную футболку и широкополую чёрную шляпу. Слева от входа стояла полка с книгами. Над ней висела катана. В противоположном от манекена углу стоял диван, по обеим сторонам которого расположились два кресла. И диван и кресла были покрыты белыми пледами, похожими на шкуры, но сделанными из чего-то синтетического. Рядом с дальним креслом находился маленький столик, на котором расположились ноутбук и проектор. Из-под столика выглядывали усилитель и колонки. На стене напротив проектора висел экран, транслирующий выступление группы Psychic TV. Из колонок доносился соответствующий аудиоряд. Музыка имела притягательное смутно-знакомое шаманское звучание с очень мощным зарядом энергетики.
Я подошёл к полке с книгами и взял первую попавшуюся. Белая обложка, на которой чёрными буквами указано название – “Белая книга Аркадии”. Я раскрыл её на первой странице и стал читать.
Мы видим глупцов, поклоняющихся маркетингу вокруг освобождения.
Мы видим шарахающихся от нового, что не несёт культурной привязки.
Мы видим коммерсантов, что говорят о "посвящённых" в то или иное "тайное". Коммерсанты продают это глупцам. И чем выше цена, тем больше значимость "посвящённых" в глазах глупцов.
Мы видим людей искусства и людей, пытающихся делать его. Вторые не понимают, что это не одно и то же.
Мы видим существ в бэдтрипе. И не знающих об этом.
Мы видим существ-переростков.
Мы видим утверждающих, что граница – это реально.
Мы видим… идиотов.
…и мы видим свет среди всего этого – ИСТИНЕ ПОХУЙ!
Я поставил книгу на место и заметил на полке довольно интересную игрушку. Вроде двух медведей, сидящих друг напротив друга с молотами, а между ними наковальня. И если их двигать, то медведи начинают стучать молотами по наковальне. В этой всё было точно по такому же принципу, но медведей заменяли два космонавта. Первый космонавт в тёмно-коричневом скафандре с белым шлемом, а второй в белом скафандре с тёмно-коричневым шлемом. А вместо наковальни была голова Будды. На подставке красовалась надпись изящным шрифтом.
#хуяримкалачакру
Я что-то такое смутно помнил про Калачакру. Это нечто вроде символа просветлённого ума в буддизме. Но смысл игрушки всё равно остался для меня загадкой. Пелевинщина какая-то.
– Тебе придется её разгадать, – произнес женский голос.
Я обернулся. У окна стояли двое в одинаковых одеждах, представляющих собой нечто среднее между мешком с прорезями для рук, ног и головы и рясой тибетского монаха. При этом выглядела одежда очень удобной и свободной. Про себя я окрестил её психоскафандром. Не знаю почему. Оба были в масках. Разница заключалась лишь в том, что у одного скафандр был тёмно-коричневого цвета, а маска белого, а у второго наоборот. Так вот откуда в моём уме всплыл психоскафандр! Значит эти двое хуярят какую-то Калачакру. Ну половину загадки я разгадал. Ариадна сказала, что они иняни, значит именно поэтому они так различаются. Тогда по логике они должны оказаться и разного пола.
– Быстро ты её раскусил, – донёсся мужской голос из-под тёмной маски.
– Может хоть вы мне расскажете что происходит?
– Меня зовут Альгида, – сказала светлая маска. – А это Алек. Мы иняни и мы будем тебя учить. Я отвечаю за тренировку твоих эмоций, Алек будет учить тебя контролировать мысли.
– Мы будем учить тебя до тех пор, пока ты не поймёшь, что и то, и другое – одно и то же, по сути представляющее собой две стороны одного целого, – сказал Алек, снимая маску.
Без маски он выглядел как сорокалетней панк, который неожиданно для самого себя стал буддой. Альгида тоже сняла маску. Она оказалась хрупкой девушкой с очень коротко стриженными волосами и чистым добрым взглядом. Было в их глазах что-то такое… Они мне напомнили двух котов, которые никогда не суетятся, никуда не торопятся и всегда всё знают. Алек улыбнулся и показал пальцем наверх. Я поднял глаза. Над окном висела растяжка чёрного цвета с огромными белыми буквами.
ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ЗАКОН
– Весь фокус в том, чтобы понять довольно простую штуку. Эмоции – это ощущение мыслей, а мысли – это интерпретация эмоций. Но понять это надо не умом, надо прожить это. Чем мы и будем заниматься в ближайшее время.
– Пойдём я покажу тебе твою комнату, – заботливо сказала Альгида.
– Спасибо, – только и смог ответить я.
Я действительно чертовски устал. У меня не было сил даже на то, чтобы попытаться осмыслить происходящее. Я пошёл за Альгидой, добрёл кое-как до комнаты и, увидев кровать, упал без сил, провалившись в глубокий сон без сновидений.
Глава 7. Флэшбэк
Внезапно я осознал, что проваливаюсь в темноту. То есть я физически ощущал, что падаю, но не вниз, а куда-то туда, куда было направлено моё внимание. Внимание конечно же металось по сторонам, пытаясь нащупать хоть что-то, за что можно было уцепиться, но вокруг была лишь тёмная пустота. От этого возникало ощущение, что крутишься на совершенно безумном аттракционе в парке развлечений. Это было так ужасно, что вызывало тошноту. Но ещё ужаснее было то, что во всём происходящем не было того, кого могло бы стошнить. Было только невыносимое ощущение тошноты, которое никак невозможно прекратить. Это ощущение заполнило моё сознание целиком, дошло до предела и разорвало темноту на бесконечное количество мелких осколков, из-под которых полился чистый белый свет. Лучи этого света стали отражаться от осколков, преломляться, окрашиваться, отражаться ещё раз и так до бесконечности. Осколки при этом хаотично перемещались, формируя красивые фрактальные узоры, которые затем распадались в полном беспорядке и снова собирались в другие ещё более красивые узоры. Движение световых лучей в этих осколках стало формировать трёхмерную картинку. И постепенно до меня стало доходить, что я сижу на стуле на кухне, а за столом напротив меня сидит Невилеп и хитро улыбается. Я посмотрел на стол. Там стояли две пустые рюмки.
– Что это было?
– Ты встретился с магистром?
Пока я размышлял бросить в него стулом или просто наорать, он начал говорить что-то очень странное.
– Этот мир постепенно, но неуклонно становится миром упаковки. Каждодневный ежесекундный маркетинг навязывает пустые образы успешной успешности и счастливого счастья, цепляясь за незакрытые потребности и даже формируя новые. Целенаправленно выводится новый вид потребителя, основной задачей которого становится трата кровно заработанных денег на красивую упаковку и сказочные обещания. Вся современная система управления построена на дефиците времени и внимания для принятия действительно важных решений. Но развод заключается в том, что, продавая красивые пустышки и мнимый престиж, она забирает время, что значительно ценнее. И в конце жизни неизбежно придёт осознание, что вся она прошла в попытках оседлать волну упаковочного мусора…
Невилеп замолчал, уставившись в пол, потом поднял на меня взгляд и сказал:
– А знаешь, что самое плохое? Люди разучились желать. Они могут пожелать только то, что навязывает им маркетинг, рабами которого они добровольно и становятся. Смотри.
Он повернулся к двери и сказал:
– Вот скажи мне, любезный, чего ты хочешь?
Я тоже повернулся и увидел, что в проёме открытой двери стоит хозяин этого места – тощий персонаж с видом утончённой творческой личности свободного художника-алконавта.
– Покурить.
– Да нет, я про твоё самое сокровенное желание.
– А что в баллоне? – спросил хозяин, указывая Невилепу в ноги.
Я посмотрел туда же. Под ногами моего собеседника действительно находился внушительного размера баллон синего цвета.
– Закись азота.
– А можно мне этот баллон, когда он у тебя освободится?
– Ну вот. Что я говорил? Вам галактику или баллон от закиси? Скучно! Ещё кружочек!
С этими словами Невилеп открутил вентиль баллона и воздух стал заполняться чем-то плотным, от чего стало трудно дышать, в ушах появился гул, а сознание стало снова проваливаться в темноту. Последнее, что я видел – озорной блеск в глазах Невилепа. Потом сознание исчезло.
Глава 8. Обучение
Я открыл глаза и увидел рыжего кота, который сидел на расстоянии вытянутой руки и внимательно меня разглядывал. В первый момент мне показалось, что я продолжаю смотреть в глаза Невилепа, но потом сознание вернулось окончательно и я всё же понял, что это кот.
– Привет, – сказал я.
Кот наклонил голову влево, оценивающе посмотрел на меня, лениво поднялся и медленно пошёл из комнаты. Я огляделся и понял, что нахожусь в Аркадии в той же самой кровати, куда лёг спать вчера. Хотя почему вчера? Я даже не знаю сколько времени прошло. Ни у меня, ни вокруг часов не было, поэтому вопрос о времени всё ещё не имел ответа. Так, ладно. А квартирник это был сон? Или это я сейчас сплю? Чёрт, похоже я окончательно запутался.
Я решил, что для начала нужно с кем-нибудь поговорить. Ведь если я во сне, то по разговору я это быстро пойму. По крайней мере я очень на это надеюсь. Я поднялся с кровати и вышел в коридор. Там было несколько комнат, задёрнутых занавесками. Одна из них была приоткрыта. Я решил заглянуть. На стене прямо напротив входа висела огромная чёрно-белая фотография формата А0. Во всю фотографию лицо Альгиды, смотрящей прямо в объектив, а во рту у неё эрегированный член. Я испытал смесь стыда и возбуждения, смущённо отвернулся, быстро вышел и стал спускаться вниз.
Спустившись по лестнице, я оказался в кухне. Оттуда я направился в комнату, в которой меня встретили иняни. В дальнем кресле сидел Алек.
– Привет. Расскажешь что происходит? Мы во сне?
– Нет, – улыбнувшись ответил Алек. – С пробуждением.
– Слушай, меня реально достали эти шуточки. И то, что я вообще ничего не понимаю!
Алек посмотрел на меня очень пронзительно и внимательно. Его взгляд заставил всё внутри сжаться. Мне подумалось, что так могут смотреть только бессмертные. Некоторое время он просто молча смотрел, а потом стал говорить, не отводя взгляда.
– Вступишь ли ты в игру, правил которой не знаешь?.. – тут он сделал паузу, которая показалась мне несколько драматичной, как будто он много раз до этого репетировал свою речь. – Для меня это вопрос тотальной скуки. Ты как бы соглашаешься на игру, в которой тебя гарантированно поимеют, ты соглашаешься быть выброшенным голышом на неизведанном континенте совершенно беззащитным. Почему нет? Окей. Но не плачь если ты вдруг останешься калекой. Здесь нет вопроса мужественности или моральной смелости. Только тотальная скука способна сподвигнуть на такое решение. Скука или безумие.
Я вспомнил как согласился на предложение Невилепа поиграть и меня словно током ударило. Алек тем временем продолжал:
– Ты готов вступить в игру, правил которой не знаешь? Если да, то ты вероятно, тотально скучаешь. Возможно от пресыщения. Возможно от узкого кругозора. Возможно от недостатка творческого воображения. Возможно от неспособности формировать свои правила игры, которые интересны именно тебе, и поэтому ты ищешь кривые зеркала. А вероятно от всего этого вместе.
– Это не вопрос скуки, – хмуро ответил я. – Скорее вопрос отсутствия страха. Если ты боишься, что тебя поимеют, то что? Правильно! Тебя обязательно поимеют. А если страха нет, то это уже вопрос радости и наслаждения, а отнюдь не скуки. И мне вовсе непонятно зачем стремиться перевести игру в форму “кто кого”? Это лишь одно из бесчисленного множества её проявлений. В моём понимании игра – это танец с хаосом. Где оба равноценные партнеры, доверяющие друг другу. А там, где есть доверие, нет места страху.
– Постой, постой. Какое доверие? – рассмеявшись, сказал Алек. – Если условно речь идёт о коте в мешке? Эй, эй, эй – я говорю вот о чём – ты находишь мешок с котом – наденешь ли ты его себе на голову? Всё! Страх? Ты трус? Не наденешь? Ееееееее! Это истерия навязывания, манипулирования. Речь не идёт о конкретной ситуации, речь идёт о ситуации кота в мешке, который следует или не следует надеть на голову. Эта тема хорошо раскрыта Финчером в фильме “Игра”. Это вопрос скуки всё же. Скуки и отсутствия креативности. Творческого потенциала. Воображения собственного.
– Алек, мы все с рождения уже играем в эту игру. Не парься. Расслабься и получай удовольствие.
– С мешком на голове в игру? А кто тебе надел его?
– А разве тут есть кто-то кроме меня?
– Кроме тебя никого, ага. Но если у тебя мешок на голове? Так ты где?
– Думаю, что во сне.
Алек грустно посмотрел на меня и, вздохнув, сказал:
– В общем я вижу, что люди не способны доиграть в игру, в которой есть правила, и в этом контексте удобным объяснением становится фраза "правила изменились”, но когда есть договорённости, которые являются эквивалентом правил на некоторый промежуток времени, то несоблюдение – это пролёт. Да, да, да. Если из ста дел удаётся только одно – это уже неплохо. Но быть может договорённости не должны растворятся с боем часов в полночь или с рассветом, или с первой юбкой на горизонте, или первыми бабками перед носом. Правила. Что это? И кто обладает дисциплиной и на какое время в пространстве распространяется твоё внимание? Как долго ты способен фокусировать своё внимание на чём-то одном?
Алек смотрел на меня и ждал ответа.
– Сложно сказать, я никогда не пробовал измерять.
– Тогда вот тебе первое задание. Отправляйся наверх, садись в удобную позу и считай каждый цикл вдоха-выдоха. Вдох, выдох, раз, вдох, выдох, два и так далее. Если отвлечёшься на свои мысли и собьёшься со счёта, то начинай сначала. Как сможешь, не сбиваясь, досчитать до ста, тогда и продолжим.
– И всё? – удивился я.
– Ты сначала сделай, а потом уже поговорим.
Я поднялся наверх, сел на пол, скрестив ноги, и стал считать. Вдох, выдох, раз, вдох, выдох, два, вдох, выдох, три. Дыхание стало успокаиваться, становясь всё более медленным и глубоким. Появилась расслабленность и внутреннее ощущение спокойствия. Так, похоже я отвлёкся на свои ощущения и сбился со счёта. Сначала. Вдох, выдох, раз, вдох, выдох, два, вдох, выдох, три. В этот раз мне удалось досчитать до пятнадцати, а потом я осознал, что думаю уже о чём-то совершенно другом и снова сбился со счёта. Это упражнение, предельно простое на первый взгляд, на деле оказалось невероятно сложным. Следующий час ушёл на то, чтобы научиться сохранять концентрацию внимания на счёте. Я окончательно вымотался, но всё равно постоянно сбивался после пятидесяти. Это очень сильно бесило. Я изо всех сил напрягался, стараясь удержать счёт в фокусе своего внимания, но потом на какое-то мгновение концентрация терялась и внимание тут же поглощалось налетевшим вихрем мыслей. Я устал настолько, что хотелось просто лечь, закрыть глаза и уснуть. Но я всё же решил предпринять последнюю попытку. У меня уже совсем не осталось сил на концентрацию внимания, поэтому я перестал пытаться удерживать его на своём дыхании, а стал как бы со стороны наблюдать за циклами вдоха-выдоха и считать их. Замена активных усилий для удержания внимания на дыхании на пассивное наблюдение за процессом сработала удивительным образом. Мне больше не приходилось напрягаться и расходовать энергию, я был расслаблен поэтому и обнимал своим вниманием всё происходящее целиком. В этот раз мне без проблем удалось досчитать до ста и не сбиться, о чём я и поспешил сразу же сообщить Алеку.
– Девяносто четыре минуты, двадцать секунд. В целом неплохо, – сказал он.
– Это оказалось труднее, чем я предполагал.
– Чем проще инструмент, тем сложнее им пользоваться. Смотри. Нам нужно взломать твой мозг. Первый шаг для этого – осознание мыслей и эмоций как двух сторон единого целого. Чтобы тебе было проще, мы воспользуемся одной из буддийских систем, которая называется Калачакра. Слово Калачакра означает круг или круговорот времени, а сама система состоит из трёх таких круговоротов: внешнего, внутреннего и изменяющего. Внешний круговорот имеет отношение ко внешнему времени, внутренний – ко внутреннему, а изменяющий – это практика для достижения освобождения от предыдущих двух. Структуры внешнего и внутреннего круговорота схожи, что отражает параллель между микрокосмом и макрокосмом. Это означает, что сходные законы Вселенной пронизывают и атомы, и тело, и сам жизненный опыт. Практики изменяющего круговорота также следуют этой структуре, чтобы дать возможность включить эти силы, собрать их эффективным образом и использовать для трансформации.
– Постой, не так быстро. Объясни про круги.
– Так. В буддизме время определяется как мера изменения. Например, на внешнем уровне месяц есть мера изменения положения Луны относительно Земли, а на внутреннем он уже является мерой изменения в организме женщины от одних месячных до других. Это понятно?
Я утвердительно кивнул.
– Такие перемены цикличны в том смысле, что модель повторяется, хотя события каждого цикла не полностью идентичны. И подобные модели являются базовыми скриптами, определяющими поведение человека. Как правило, ход времени производит ослабляющее действие в полном соответствии с концепцией создания-поддержания-разрушения, нашедшей одно из своих образных воплощений в танце Шивы. По мере старения зрение, слух, память и физическая сила ослабевают и в итоге человек умирает. Из-за своих пристрастий и заблуждения о том, кто мы есть и как существуем, мы получаем перерождение без контроля над этим процессом и его обстоятельствами и каждый раз вынуждены учиться заново всему, что знали раньше. А поскольку каждая из наших жизней развёртывается в русле времени, то кармические потенциалы наших прежних действий созревают в подходящие астрологические, исторические и возрастные моменты, воплощаясь в различные события, которые мы переживаем. Некоторые из них приятные, но большинство совсем наоборот.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.