bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Именинник

Святой Иоанн Богослов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

© Фонд «Традиция», 2019



Распространение имени Иван (Иоанн):


• Имя Иван – одно из самых распространённых в мире. В Англии и Америке оно звучит как «Джон», в Ирландии – «Шон», в Германии – «Йоханес», во Франции – «Жан», в Испании – «Хуан», в Португалии – «Жуан», в Греции – «Янис», в Италии – «Джованни», в Дании – «Ян». Существует множество других вариантов этого столь любимого во всём мире имени.


Иван I Калита


• Женских вариантов имени также очень много: Иоанна и Яна, Иванка и Жанна,

Джейн и Джин, Дженни и Джоанна, Ханна и Жаннет…


Иван IV Грозный


• Многие русские цари и князья носили это имя: Иван I Калита – князь Московский и его сын – Иван II Красный, Иван III – великий князь Московский и государь всея

Руси, Иван IV Грозный – первый русский царь, а также великие князья рязанские и смоленские, псковские и новгородские, суздальские и тверские.

Знаете ли вы, что:

• Наиболее известные Иоанны среди православных христианских святых – это апостол и евангелист Иоанн Богослов и пророк Иоанн Предтеча, Креститель Господень.

• «Апостол» в переводе с греческого означает «посланник, слуга». Двенадцать апостолов были посланниками и учениками Господа нашего Иисуса Христа. Все они, кроме апостола Иоанна Богослова, окончили свои жизни мученически.

• Святого Иоанна Богослова называют апостолом Любви, потому что он прошёл длинный и благодатный жизненный путь, не иссякая в этой добродетели.

• Апостол Иоанн Богослов – автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения (Апокалипсиса) и трех Посланий, вошедших в Новый Завет.

• Символическим изображением апостола и евангелиста Иоанна стал орёл – символ высокого парения его духа и богословской мысли.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

(Из записок Романы, управляющей термами Эфеса)

Всем известно, что тьма сгущается перед рассветом. В такой предрассветной мгле спал древний город Эфес ранней весной 56 года от Рождества Христова – Того, о Ком пока знать не знали и ведать не ведали большинство его шумных жителей. Никто, кроме свежего морского ветра, не гулял в этот час по вымощенным мрамором улицам, никто не спешил спуститься к многочисленным кораблям, что привезли богатые товары в знаменитый город, второй по чести после гордого Рима. Даже бойкие волны Эгейского моря не бились с размаху об укрепления гавани, а лишь ласкали остывшие за ночь камни.


«Иоанн Богослов». В. Л. Боровиковский


Луна, уступая место первому солнечному лучу, на прощание осветила очертания странной фигуры у окна – такой огромной, что вполне могла напугать своими размерами какого-нибудь случайного прохожего.

Но, присмотревшись внимательнее, оробевший путник смог бы немного успокоиться: у окна сидел совсем не герой-полубог, подобный Гераклу, и даже не воин-богатырь, а простая женщина, правда, необычайно высокая и полная.

Необычным было и то, что великанша с утра пораньше не занималась хозяйством и слугами: вместо обычных женских дел она держала в руках папирус и старательно водила по нему каламом – заостренной палочкой из тростника. А если бы путник не испугался подойти ближе, он смог бы разглядеть аккуратные строки:

3 марта

Только свитку папируса могу я, бедная Романа, доверить своё сердце, только с ним могу поделиться заботами и скорбями. Как справедливо заметил ты, Гераклит Мрачный, что вражда – есть закон! Как правильно поступил, укрывшись в горах от всех людей, кормясь лишь травами! Я, как и ты, искала саму себя, но не нашла, а ведь мне уже двадцать пять. Почему никто не любит меня? Отчего люди смеются надо мной исподтишка? Разве виновата я в том, что уродилась выше и крупнее обычных женщин?! Разве не хочется мне иметь любимого супруга и детей?! А их у меня нет и никогда не будет! Кому придет в голову стать мужем такой, как я?!

Вчера случайно услышала свое новое прозвище: соседки судачили обо мне у храма великой Артемиды, и одна из них, Поликсена, называла меня злым лошаком. И все они дружно смеялись… Увидев меня, враз замолчали. Знают, проказливые, что со мной шутки плохи: легко могу взвалить на плечи откормленного годовалого теленка!

Неблагодарная Поликсена! Быстро же забыла она, как бросилась я под самые копыта напуганного коня, что понёс её младшего сына. Разве не мне эта самая болтливая из эфесянок обязана его жизнью?! А кого звали на помощь, когда взбесился бык в доме Крискентии и её супруга?! Не меня ли?!


Святой Иоанн Богослов


Хотела высказать все это насмешницам, но молча прошла мимо. Пусть зовут, как хотят! Боги знают: я честная женщина. А то, что порой бываю сурова, так это мне положено по моему положению в обществе. Кто из этих низкорослых и немощных созданий смог бы, подобно мне, в одиночку, забыв о слабости пола, управлять термами в нашем портовом городе и держать их в порядке?!

5 марта

Сегодня, возвращаясь из храма нашей великой богини Артемиды Эфесской, наняла на работу двух иноземцев. Один из них совсем молод, второй уже зрелый муж, годится мне в отцы. Если приглядеться – вроде не старик, но длинные волнистые волосы и небольшая заострённая бородка почти полностью седые: видимо, много пережил. Имена их – Прохор и Иоанн, причём молодой называет старшего учителем.

Работников в бане хватает, но сердце моё тронула история чужестранцев: корабль, на котором они плыли, потерпел крушение в шторме всего через несколько часов после своего отплытия от берега. Спаслись все, кроме Иоанна. Сорок дней носили его волны в морской пучине, и давно все считали пропавшего мёртвым, но Прохор оказался так привязан к своему учителю, что все сорок дней почти не ел и не спал, а бродил вдоль побережья, неустанно разыскивая наставника. Такая верность заслуживает награды – и огромная морская волна вынесла несчастного прямо к его ученику! Эта удивительная история взволновала меня, вот я и взяла двух несчастных на работу.

Поликсена опять смеялась надо мной: неужели, дескать, не видит Романа, как оборваны и истощены эти бродяги?! Какие из них работники?! Но я не стала слушать ее доводы. Ничего, пусть бедолаги подкормятся и приоденутся… Буду платить им также немного денег: может, накопят на дорогу домой.

Чтобы Прохор и Иоанн сразу проявили усердие в трудах и поняли, какой чести удостоились, показала им полный круг земного блаженства в наших термах: прохладная мраморная раздевалка, теплый тепидариум, горячий каллидариум и сухая парная – лакониум, два больших бассейна с тёплой и холодной водой, айлептерий для массажа и умащивания маслами, палестра для занятий спортом. Всё для радостей плоти!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу