bannerbanner
Судьбалогия отношений. Танцетарапия. 2-я серия. Книга 4
Судьбалогия отношений. Танцетарапия. 2-я серия. Книга 4

Полная версия

Судьбалогия отношений. Танцетарапия. 2-я серия. Книга 4

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Судьбалогия отношений. Танцетарапия

2-я серия. Книга 4

Автор-составитель Елена Царева


ISBN 978-5-4498-7086-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Танцетерапия

О чем книга

Эта книга рассказывает о том, как соединить две самые эффективные терапии психологию и танцы. Как помочь людям, научится заново чувствовать свое тело понимать его и слышать. Как прорабатывать психологические блоки и проблемы через тело. Книга расскажет о том:


– Что такое танцетерапия.

– Язык танца

– Взаимодействии мозга и тела через танец

– Как тренироваться и делать растяжку без боли

– Как правильно дышать при растяжке и упражнениях

– Психосоматика

– Как использовать когнитивную Эмпатия в танце

– Трансформация через свободные движения.

Введение

Приветствую тебя, мой дорой читатель! Меня зовут Царева Елена, я психолог, парапсихолог и я очень люблю танцы во всех их проявлениях. Не малую часть своей жизни я посветила танцам, но еще большую часть жизни я посвятила психологии. В один прекрасный момент я поняла, что два моих самых любимых увлечения не только прекрасно совмещаются, но логически дополняют друг друга.


С детства я мечтала стать балериной, но сломав в три года ключицу, врачи настоятельно рекомендовали моим родителям не отдавать меня в балет и вообще в танцы. Поэтому плотное знакомство с танцами у меня произошло намного позже, когда в свои 16 лет, я почти в тайне, от родителей начала заниматься танцами. Я посвящала тренировкам все свободное время, которое у меня было. Но это уже был не спорт, а удовольствие для души. С того момента и по сей день танцы для меня это не просто хобби, это лекарство для души, это страсть, выражения себя, часть психологии, это язык тела, который настолько же богат, как и словесная форма выражения мысли и состояния. Позже, я поняла, как много общего в психологии и танце, как можно намного проще и легче помогать людям, прорабатывать свои психологические блоки, через тело, без сопротивления и свойственной всем маски. Так как именно тело всегда искренне и правдиво.

1 Глава. Что такое танцетерапия?

Танцевальная терапия (танцетерапия) в буквальном смысле означает лечение танцами.


Цель танцетерапии – убрать ограничения личности.


Танцетерапия полезна всем, особенно тем, кто держит негативные эмоции в себе, кто в состоянии депрессии, у кого есть психологические блоки и психологические проблемы. Танцетерапия помогает развить координацию движений и чувство ритма, способствует улучшению мышечного тонуса, улучшает обмен веществ, работу дыхательной, сердечно-сосудистой системы, нормализует вес, улучшают самочувствие и иммунитет.


Танцетерапия учит владеть своим телом, лучше понимать и любить свое тело, развивает способность к общению через самовыражение, выражение своих чувств, эмоций и настроения, помогает выразить глубинные подсознательные чувства, скрытые в подсознании эмоции и избавиться от многих комплексов. А также справиться со стрессом, поднять энергию и настроение, снять мышечные блоки и зажимы. Во время танцев вырабатываются гормоны счастья – эндорфины.


Танцевальная импровизация – это способы спонтанного движения, где мы можем выразить себя и свои чувства. Человек обретает возможность познать себя изнутри и почувствовать целостность физического и ментального.


В лечебном танце не обязательно обладать танцевальными навыками, важно ощущать и выражать себя в танце.


Танец – это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни.

2 Глава. История танцетерапии

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для ритуалов, обращения к духам, лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб и побед, воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.


Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганием через костры, которые были приурочены к определенным временам года. Древние греки даже могли танцевать философские трактаты. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует. Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела уже может рассказать целую историю.


В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцедвигательная терапия.


На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория, аналитическая психология К. Юнга (1961), как целостного подхода к телесному и психическому здоровью.


«Первой леди» в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. В 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцедвигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств. В 50-е – 60-е годы стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. В 60-е годы: «движение тренинга человеческих отношений», что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания. В 70х годах исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела. Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман.


Также на развитие танцедвигательной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Своей теорией В. Райх положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования, таким как: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Ф. Матиаса, метод Фельденкрайза, система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча.

3 Глава. Язык танца

Как научиться понимать язык танца?


Сколько вам нужно выпить, чтоб вы захотели танцевать? По-настоящему захотели – раствориться в музыке, дать волю своему телу? Посчитайте когда-нибудь – ведь этими рюмками измеряется ваша внутренняя свобода. Самые свободные могут пуститься в пляс без предварительного подогрева. Самые зажатые никогда не танцуют.


Индивидуальная форма занятий с танцетерапевтом способствует достижению понимания себя и своего тела, открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле и освоение новых движений, происходит изменения сознания, уходят страхи и тревоги.


Групповая форма: Процесс групповой танце-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.).


Танце-терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми». Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства, также осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание.


Благодаря работе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других.


С помощью танца человек выстраивает диалог с самим собой и окружающим его миром. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами: он может придавать форму глубоко скрытым фантазиям и стимулировать их появление. Поэтому с его помощью можно решать многие проблемы. Танец в как инструмент познания своей личности через язык тела, и как следствие танцем называется любое естественное движение, которое выражает чувство или настроение. Принципы танцевально-двигательной терапии применяются во многих школах – от театра пластической драмы до динамической медитации у последователей ОШО.


Подвигайтесь под музыку, и вы увидите, что у каждого человека своя амплитуда и зона движений, свои излюбленные клише и ограничения. Если внимательно присмотреться к себе или понаблюдать за танцующими, можно многое узнать.


Резкие и сильные движения без разминки и без предварительной подготовки могут вызвать растяжение и разрывы связок и мышечных сухожилий, смещение позвонков, подвывих и вывих суставов. Разминка в невысоком темпе в течение 3—10 минут достаточно разогревает мышцы и делает их более эластичными и устойчивыми к повреждению. Постепенное замедление темпа нагрузки перед прекращением занятия предотвращает головокружение, так как не приводит к нарушению нормального кровотока. Резкое прекращение напряженной физической нагрузки временно уменьшает кровоснабжение мозга и способствует застою крови в венах нижней половины тела. Результатом может быть головокружение, и даже обморок. Постепенное снижение темпа получаемой нагрузки также способствует удалению продуктов обмена веществ, в частности молочной кислоты, из мышц, что уменьшает, но полностью не снимает их болезненность на следующий день, вызванную повреждением мышечных волокон.


Позаботьтесь о полноценном питании и поддержании водного баланса. В Вашем рационе должны быть продукты, содержащие питательные вещества, витамины и микроэлементы в соответствии с Вашими потребностями. Вода составляет 60% веса тела. В теле человека весом 70 кг содержится приблизительно 40 л воды. Из этого количества до 28 л находится внутри клеток, 8 л – в тканях, и чуть меньше 4 л, то есть приблизительно 8% от общего количества воды, – в кровотоке. Поддержание этого объема воды в кровотоке очень важно. Поступление воды в организм должно уравновешивать ее потери во время энергичных физических занятий или в жару, когда потоотделение возрастает, тогда водный баланс в организме будет постоянным.

4 Глава. Правила для упражнений

1. Начинать движения с конечностей, затем туловище, в конце – движения головой.


2. Начинайте постепенно, не загоняйте себя. Каждое занятие – это удовольствие наполнение тела энергиями.


3.Следите за своим состоянием, если плохо себя чувствуете или самочувствие ухудшается, то делать не надо.


4. Начинайте с простых форм и постепенно, со временем усложняйте.


5. Определите минимум по количеству, и выполняйте его. Нет смысла делать больше определенного количества.


6. Чередование напряжения и расслабления.


7. Напряжение на задержках дыхания, на вдохе и выдохе.


Специалисты по танцетерапии, условно делят тело человека на несколько частей.


Есть три горизонтальных яруса, каждый из которых отвечает за энергии особого плана.


Нижний ярус – от бедер вниз до земли и все доступное в движении пространство вокруг ног: приседания, наклоны, движения в партере (брейк-данс). Движения в этой области говорят о возвращении в детство (личная история человека) и к первооснове и разрушению стереотипа собственного «я».


Энергии нижнего яруса часто дают даже просто физические силы, плюс к тому – возможность почувствовать свои корни, прочную связь с миром во всех его проявлениях, что очень полезно для слишком возвышенных натур, страдающих депрессией и прочими нервными расстройствами.


Средний ярус – корпус, шея и руки в их движении ниже уровня плеч, мужское и женское начало. Для большинства людей это основная зона танца. Движения здесь идут от бедер и плеч, они говорят о сексуальности и раскрепощенности. У большинства людей движения в этой зоне довольно однообразны и имеют ограниченную амплитуду, что свидетельствует о подчинении человека правилам приличия, законам общества, культурным стереотипам. Чем шире амплитуда движений, особенно в области бедер, тем меньше подчиняется человек сексуальным и иным догмам, царящим в обществе.


Если в танце нет гармонии между движениями плеч и бедер – перетекания из верхней части в нижнюю и обратно или какая-то часть вообще не «работает» – значит, есть проблемы с физическим или эмоциональным проявлением чувств.


Средняя зона дает максимум возможности не только для самовыражения и самоанализа, но и для решения проблем взаимоотношения с обществом и представителями противоположного пола.


Верхний ярус – голова, шея, руки в их движении выше уровня плеч, прыжки и полеты. Символизируют изменение собственного «я» на духовном уровне, прорыв, воплощение нереализованного, нового и неизвестного, мечты о свободе и полете. Отказ от движений в этой области иногда связан со страхом «оторваться от земли». Чаще всего это свойственно мужчинам среднего возраста с устойчивым социальным положением, которые боятся потерять вес в обществе (и собственный вес тоже), разрушить сложившийся эффектный имидж. Освоение движений верхнего уровня дает человеку энергии высокого уровня, способность к развитию, преодолению кризисов, которые с высоты птичьего полета выглядят не такими уж неразрешимыми.


Кроме горизонтальной в танце часто задействуется и вертикальная симметрия: движения вперед-назад. Если пространство перед собой человек еще худо-бедно задействует, то область за спиной практически всегда свободна. В таком отношении скрывается желание спрятаться, повернуться спиной к своим проблемам и… страх перед смертью. Соответственно, лечатся эти симптомы поворотами, вращением и движениями задом наперед. Таким образом, можно избавиться от извечных страхов перед неизведанным и пугающим.


Танце-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента.


В танце и занятиях чередуйте напряжение и расслабление. Это способствует наработке выносливости, умению переключаться с одного вида деятельности на другой, способствует сбережению энергии, необходимой для жизни.


У человека есть 15 центров вращения. Это места соединения костей – суставы: два голеностопных, два коленных, два тазобедренных, поясница, грудь, два плечевых, два локтевых, два лучезапястных, шея.


Легкость движения определяется разработанностью и подвижностью этих мест, чтобы любая траектория движения была возможна, чтобы не было у человека «мертвых зон».


Также есть в разделении тела человека семь основных зон:

Зона номер 1 – голова и шея;

Зона номер 2 – плечи;

Зона номер 3 – локтевые суставы;

Зона номер 4 – кисти рук;

Зона номер 5 – таз и позвоночник;

Зона номер 6 – колени;

Зона номер 7 – ступни.


Если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Причина проблемы может быть в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни.


Ощущение дискомфорта в зоне плеч говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты.


Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности.

Зажим в зоне 4 – кисти рук, говорит о вашей неуверенности в собственных силах.


Ощущение боли и дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может например означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности.


Области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни.


Зона номер 7 – ступни, является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.


Существует ряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудолфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал. Танец – это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.


Джоан Смолвуд пишет о том, что «Танце-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного».


Танце-двигательная терапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям. Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

5 глава. Когнитивная эмпатия в танце

Танцетерапевт должен уметь входить в состояние клиента, чтобы понимать, что он проживает и переживает.


Что такое когнитивная эмпатия?


Когнитивная эмпатия – это способность войти во внутренний мир другого человека, понять его точку зрения, его мотивацию, его цели и стремления. В общем, это умение понять, как мыслит твой собеседник.


Когнитивная эмпатия – не просто искусство поставить себя на место другого человека, этого будет недостаточно, потому что, заняв его положение, вы будете продолжать мыслить, как и раньше. Важно переключиться и посмотреть на мир его глазами. Это требует серьезной работы над собой.


Развивать когнитивную эмпатию можно с помощью несложных упражнений, например игры в шашки или шахматы, общение на иностранном языке и т. д. В интернете вы можете найти множество тренажеров и упражнений для развития эмпатии, все эти упражнения направлены на понимание и предугадывание, чувствование действий другого человека. А также понимание логики его поведения. Что несет само по себе огромную пользу не только, как танцетерапевту и его клиентам, но и для внутреннего саморазвития. Человек с развитой когнитивной эмпатией перестает осуждать людей, понимая логику их поступков, и может легче находить общий язык даже с закрытыми людьми. Это косается и эмоциональной эмпатии.


Эмоциональная эмпатия – способность чувствовать эмоции другого человека, она тоже очень важна и ее нужно развивать, сама по себе она начинает проявляться уже в младенческом возрасте. Это происходит благодаря зеркальным нейронам.


Зеркальные нейроны – нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, подтверждено их наличие у людей и некоторых птиц.


Гипотетически механизм «зеркальных нейронов» создан эволюционно для ускоренной адаптации детёныша, опираясь на авторитет родителя, доверие к нему. Также существует и стандартная система формирования нейронных связей: более медленная, но более достоверная. Сформированная через зеркальные нейроны система мышления несовершенна, так как оставляет разум зависимым. Взрослая же особь, отделившаяся от стаи, переходит к рациональной форме мышления и в авторитетах больше не нуждается.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу