Полная версия
Из реки речений. Суфийские афоризмы и истории
Нафсу быстро надоедают предметы.
Заблуждение заставляет его избавляться от той задачи, которая стоит перед ним в данный момент, и искать успокоения в другой. Нафс не осознает, что таким образом он никогда не получит передышку.
В большинстве случаев результат его деятельности не соответствует желаемому. Если нафс случайно и добьется того, чего хотел, он все равно не будет удовлетворен.
Нафсу необходимо постоянство. Избавиться от этого бедствия можно только посредством искреннего выполнения своих обязанностей.
– КашаниНафс непостоянен и спешит заполучить то, что желает.
Точно так же он тороплив в своей набожности и добродетельности, поскольку ленив и распущен.
Слабохарактерность нафса может быть устранена только строгой аскетической дисциплиной и последовательностью духовного стремления, вытесняющего внутреннее сжатие и холодность, которые, в свою очередь, являются основой неподчинения и непокорности.
Такого рода дисциплина ведет к приятию предписаний и соблюдению заповедей, она смягчает нафс, как дубление смягчает кожу, о чем говорится и в Коране: «…Смягчается их кожа и сердца к упоминанию Аллаха» (39:23).
– КашаниНафс всегда хочет, чтобы люди восхваляли его, чтобы они следовали лишь его истолкованию правил морали, и чтобы они любили его больше всего на свете.
Нафс желает, чтобы его боялись в любых ситуациях и уповали на его милость, как этого требует и Бог от тех, кто предан Ему.
Такого рода позиция равносильна претензии на богоподобие и является противоборством Божественному Господству. Этот атрибут может быть удален из нафса только посредством теофании Божественных атрибутов.
– КашаниДервиш рассказывает: «Я увидел свой нафс в форме крысы. Я спросил: «Кто ты?»
Он отвечал: «Я – разрушитель нерадивых, ибо побуждаю их творить зло. Я – спасение друзей Бога: если бы не я и не мое злокозненное существование, они бы возгордились своей чистотой и своими поступками. Когда они размышляют о чистоте своего сердца и глубинного сознания, о свете их дружбы с Богом, о своем постоянстве в духовной практике, они начинают гордиться. Но когда они видят в себе меня, вся их гордость исчезает».
– ХуджвириЛюбые побуждения, таящие даже малейший намек на собственную выгоду или в любой форме привязывающие человека к миру, являются указаниями нафса.
Нафс, со знанием дела используя речь, наущает человека, чтобы обмануть его, а потом этот человек, в свою очередь, будет обманывать других. Как об этом говорится в Коране: «Мрак – один поверх другого» (24:40).
– Абу Бакр ВаситиНафс является орудием Божьего гнева, всё зло и испорченность происходят от него. В Коране говорится: «…Душа /нафс/ побуждает ко злу» (12:53).
Нафс от природы наделен атрибутами гнева и одержим склонностью творить зло. Как сказано в кораническом стихе, Бог внушил душе «распущенность ее и богобоязненность» (91:8).
Нафс облачен в одеяние гнева Вечной силы и постигает Бога в атрибутах Его мощи, а также славы и величия. Как говорит Пророк, «Тот, кто знает свой нафс, знает своего Господа».
Мудрец сказал: «Нафс представляет собою скрытые аспекты внушаемого Богом гнева. Это внушение совершается посредством божественной хитрости (макр)».
– РузбиханБог сотворил нафс и сделал его источником характера, достойного порицания, и предосудительных поступков.
Он назначил Сатану приукрашивать нафс, который подобен саду со всевозможными растениями. Растущие там зерна суть Божественные внушения, подвигающие на неблаговидные поступки, цветение облечено в форму плотских желаний, а созревший плод – вожделение.
Это происходит, когда Бог хочет испытать мудреца, которому Он даровал знание своего нафса посредством света постижения и под видом предосудительности. Благодаря этому свету и чистоте духовного устремления мудрец угашает пламя греховности. В Коране говорится: «Это – мой путь. Я призываю к Аллаху, обладая видением- я и те, кто за мной последовали» (12:108).
Абу Сулейман сказал: «Я никогда не рассматривал действия нафса, чтобы обнаружить благое в себе».
Как сказал один мудрец: «Зрящий Бога в Его гневном обличие постигает действия своего нафса».
– РузбиханНафс подобен горящей головнеКак своей красивостью, так и скрытымРазрушительным потенциалом:Свечение привлекает, но головня жжет.– Традиционное изречениеКогда нафс подвергается наказанию,Он усерден в покаянии и молит о прощении;Когда же он пребывает в удобстве,То потакает своим страстям и отвергает Бога.– Традиционное изречениеХаракани сказал: «Я полагаю, что из всех вещей лишь три не имеют предела: лживость нафса, духовные уровни Пророка и постижение Бога».
– ХараканиВы хотите знать Бога, когда остатки нафса еще крепко сидят в вас; но ваш нафс не знает даже себя самого. Как же в таком случае вы вообще можете что-либо знать? Нафс, остающийся в человеке, скрыт от себя самого. Как же ему может открыться Бог?
– Ат-ТирмизиОдин из способов тренировать нафс – сопротивляться его желаниям. Однако если мы выбираем сопротивление, мы знаем, что не должны сопротивляться путем противопоставления ему или подавления его, ибо, если мы так поступаем, то он возвращается опять в поисках удовлетворения для своих желаний. Поэтому было сказано, что сопротивляться нафсу посредством нафса – заблуждение.
– Баба ТахирДух нуждается в Бораке[7] нафса для вознесения в свое царство, ибо не может передвигаться пешком. Он въезжает в это царство верхом на коне Божьего дыхания, как об этом говорится в Коране: «…И вдуну от Моего духа» (15:29 и 38:72). В этой точке путешествия в новые сферы духу необходим Борак нафса, чтобы достичь границ нафса, который, в свою очередь, нуждается в двух свойствах, в страсти и гневе, если желает воспарить ввысь или, поистине, если ищет пути назад.
Наставники Пути в этой связи отмечали: «Никто не может двигаться по Пути к Богу без страстей». Причина этого в том, что страсти и гнев подобны двум стервятникам Нимрода[8]: когда нафс оседлывает их, они высоко возносят его к добыче. Таким образом эти стервятники устремляются ввысь и возносят низко располагающийся нафс в высшие сферы.
– Наджмаддин РазиКогда дух обретает близость к Богу, наслаждения духа разделяет и нафс. Таким образом нафс подчиняется духу, ибо все те радости, которые нафс стремится получить в духовной практике, он получает при помощи духа.
Познавший сказал: «Всякий раз, когда нафс находит отдохновение во все усиливающемся экстазе и извлекает из него удовольствие, он обретает успокоение и предается духовной практике без какого бы то ни было усилия».
– РузбиханОднажды некий благочестивый человек увидел сон, в котором царь попал в рай, а аскет – в ад. Он спросил: «В чем причина возвышения одного и уничижения другого, в противоположность тому, чего ожидали люди?»
Ему был голос: «Царь оказался на небесах, поскольку приближал к себе дервишей, а аскет попал в ад, поскольку был близок к царю».
– СаадиПостоянное внимание, направленное на Бога (поминание, или зикр), ведет к постепенному преображению атрибутов нафса в Божественные Атрибуты.
– Джавад НурбахшОдин из апостолов Иисуса проповедовал в небольшом городке. Люди упрашивали его совершить чудо – воскресить мертвого, как это делал Иисус.
Они пошли на городское кладбище и остановились у могилы. Апостол обратился с молитвой к Господу, дабы тот воскресил усопшего. Мертвец встал из гроба, огляделся по сторонам и стал кричать: «Мой осел, где мой осел?!» При жизни он был бедняком, и осел был его единственным достоянием.
Это относится и к тебе. То, о чем ты больше всего заботишься, определит, что с тобой случится при воскрешении. В мире ином ты будешь с теми, кого любишь.
– Шейх МузафферНе отвергай свою душу (нафс) и не противоборствуй ей, но сопутствуй ей и исследуй ее, дабы понять, что в ней содержится.
– Aл-АлавиМир как отражение
Когда ты видишь в мире красоту и совершенство, это не что иное как Его знак. Красивое создание – лишь один из цветков обширного Божьего сада. Помни же, что картина выцветает, цветок умирает, а отражение в зеркале затмевается истинным Светом. Реален только Бог, и Он остается навечно. Так зачем же попусту тратить свое время на то, что сегодня здесь, а завтра – исчезнет. Отправляйся без промедлений к Истоку.
– ДжамиВсё, что мы видим и воспринимаем при помощи органов чувств, неопровержимо свидетельствует о существовании Бога – камень и ком глины, растения и деревья, живые существа, небеса и земля, и звезды, суша и океан, огонь и воздух, субстанции и акциденции. Поистине, мы сами являемся Его главным свидетелем. Но как летучая мышь видит только ночью и незряча днем из-за слабости своего зрения, так и человеческий разум слишком слаб, чтобы узреть всю славу Божественного Величия.
– Ал-ГазалиБог прекрасен и любит красоту.
– ХадисКогда ты удален от Каабы[9], то подобает поворачиваться в ее сторону. Но те, кто находятся в ней, могут поворачиваться в любую сторону, какую пожелают.
– Баязид БистамиБахлул, мудрый юродивый, повстречал как-то Харун ал-Рашида.
– Ты откуда идешь, Бахлул? – спросил властитель.
– Из ада, – немедля ответил тот.
– И что же ты там делал?
Бахлул объяснил:
– Нужен был огонь, ну так я и решил спросить, не поделятся ли они огнем со мной. Но их предводитель сказал:
– Мы тут огня не держим.
Я, конечно, спросил:
– Как же так?
Он ответил:
– Говорю тебе, здесь огня нет, каждый приходит со своим собственным.
– Шейх МузафферСуфизм – это добрый нрав, так что любой человек, улучшивший свой характер, улучшает также и свой суфизм.
– Ал-КаттаииОднажды халиф Умар повстречал несколько человек, которые просто сидели и ничего не делали. Он спросил у них, кто они такие.
– Мы из тех, кто вверил свои дела Богу, и на Бога мы уповаем, – отвечали они.
– Поистине, вы заблуждаетесь, – возразил он. – Вы просто бездельники, паразитирующие на трудах других людей. Тот, кто действительно уповает на Бога, сначала сажает зерно в лоно земли, а затем предается на волю Бога, Кормильца!
– Ибн АрабиЭтот мир – гора, а наши поступки – выкрики. Эхо от выкриков всегда возвращается к нам.
– РумиОдин верующий – зеркало для другого.
– ХадисКогда взор чист, он зрит чистоту.
– СанаиЕсли вам кажется, что я нерадив в выражении своей благодарности и похвалы за ту доброту и поддержку, которую вы как прямо, так и косвенно выражаете мне, то это не от высокомерия или безразличия, не потому, что я не знаю, что надлежит сказать и сделать человеку, которому оказывается услуга. Но мне ведома чистота вашей веры, и я знаю, что вы совершаете это во имя Божье; так что я предоставлю Богу самому поблагодарить вас. Если я займусь благодарением и похвалами, то получится, что часть той награды, которую должен вручить вам Бог, как бы уже была выплачена.
– РумиКогда скрыты картины, ты увидишь Художника. О брат, я раскрою тебе тайну тайн. Знай, что картины и Художник – одно! Когда твоя вера обрела совершенство, ты видишь себя только в Нем.
– АттарЕсли ты жаждешь приблизиться к Богу, тебе следует искать Его в сердцах людей.
– Абу Саид Аби-л-ХэйрМудрость
Великий царь призвал к себе своих мудрецов. Он приказал им: «Придумайте для меня изречение, которое умиротворит меня. Когда я несчастлив, оно принесет мне радость, а когда счастлив – напомнит о печали. Оно должно быть не слишком длинным, поскольку я всегда хочу иметь его при себе».
Мудрецы посовещались о царском указе и предались глубоким размышлениям. Наконец они вернулись к царю и поднесли ему маленькую шкатулку. В ней находилось кольцо, на котором были начертаны такие слова: «И это тоже пройдет».
– АттарЕсли ты жаждешь жемчуга,То должен оставить пустынюИ странствовать у моря,И даже если ты никогда не найдешьМерцающую жемчужину, по крайней мере,Ты достигнешь воды.– СанаиТот, кто не знает, и не ведает, что он не знает, — глупец, Сторонись его.Тот, кто не знает, но ведает, что не знает, – дитя, Научи его.Тот, кто знает, но не ведает, что он знает, — спящий, Пробуди его.Тот, кто знает, и ведает, что он знает, – мудрец, Следуй за ним.– Традиционное изречениеХоджа Насреддин обратился к толпе со словами:
– Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали: «Хотим, хотим!»
– Чудесно, – сказал Насреддин. – Я тоже хочу, и если я когда-нибудь узнаю, как это сделать, то с удовольствием сообщу вам.
* * *Однажды Ибрахим Адхам увидел камень, на котором было написано: «Переверни меня и читай».
На другой стороне он прочитал: «Ты не практикуешь то, что знаешь. Зачем же тогда ищешь то, чего не знаешь?»
– ХуджвириДля тех, кто к совершенству путь прошел,Неведение знанием бывает.А знанье, что невежда приобрел,В невежестве его изобличает.[10]– РумиБлагодать дается поровну каждому, но каждый воспринимает ее в меру своих способностей.
– Традиционное изречениеПравильно поставленные вопросы – половина обучения.
– ХадисТот, кто отправляется на поиски знания, находится на Божьем пути до тех пор, пока не вернется.
– ХадисЛюди знания – наследники пророков.
– ХадисОбладатели знания и искатели знания – только от этих двух групп людей есть польза человечеству.
– ХадисРечь бесценна,Если ты знаешь, что говоришь.Взвесь её на весах сердцаПрежде, чем она вышла из твоего рта.– КабирЛюди нередко говорят о бедности и богатстве, предпочитая для себя одно или другое. Но я избираю любое состояние, избранное для меня Богом и данное Им.
Если Бог дает мне богатство, я не позволю себе быть забывчивым, а если Бог желает мне бедности, я не стану завидовать и протестовать.
Богатство и бедность – божественные дары. Богатство подвержено порче по причине забвения, а бедность – из-за жадности.
– КушайриТот, кто близок мирскому богатству, разрушает свой разум; тот, кто близок людям, будет одинок; тот, кто близок труду, будет поглощен им; тот, кто близок Богу, достигнет единения.
– ШиблиВседержитель создал ангелов и наделил их разумом, и Он создал животных и наделил их страстями, и Он создал человека и наделил его как разумом, так и страстями. Тот, у кого разум преобладает над страстями – выше ангелов, а у кого страсти преобладают над разумом – ниже животных.
– ХаджЕсли человек прекращает раздоры, когда он не прав, для него будет построен дом в Раю. Но если он отказывается враждовать, даже если он прав, дом будет построен для него в наивысшей части Рая.
– ХадисМир был явлен Иисусу в виде старой ведьмы.
Он спросил, сколько у нее мужей; она отвечала, что без счета.
Он спросил, умерли ли они, или же развелись с ней. Она сказала, что умертвила их всех.
– Поразительно, – сказал он. – Все эти глупцы знают, что ты сделала с другими, но всё равно вожделеют тебя.
– Ал-ГазалиАли спросил у Пророка: «Какого рода поступки мне следует совершать, чтобы они не были пустыми и никчемными?»
Пророк ответил: «Ищи истину. Ты найдешь ее в себе; посему – познай себя. Ищи общества мудрых, познавших. Соглашайся с тем, что они говорят, ибо человек понимает лишь то, с чем согласен. Будь искренен в том, что говоришь – один язык не должен произносить два разных слова. Ни обман, ни жульничество не должны входить в твои помыслы. Не принижай никого и ничего, ибо все и всё в глубине своей желают одного и того же.
Не прикасайся к тому, что тебе не принадлежит. Избегай скопления людей; если же находишься в таком месте, старайся пребывать с самим собой, ибо это область, где явлена истина».
– Ибн АрабиВладелец снега без сожалений обменял бы его на драгоценные камни и жемчуг.
Этот мир подобен снегу под солнцем, он тает, пока полностью не исчезнет. А следующая жизнь – это драгоценный камень, который не пропадает никогда.
– Ал-ГазалиПредохраняй свое сердце от нерадивости, защищай свой нафс (эго) от вожделений, упаси свой разум от невежества, и тебя допустят в общество пробужденных. Обязанность каждого человека – искать знание, то есть – знание самого себя.
– Джа'фар ас-СадикМудрость подобна дождю. Ее источник безграничен, но изливается она соответственно времени года.
Лавочник кладет сахар в мешок, но его запас не равен содержанию мешка. Когда ты приходишь к лавочнику, у него сахару в избытке. Но он смотрит, сколько ты принес денег, и отпускает соответственно.
Твоей монетой на этом Пути является решимость и вера, и обучают тебя сообразно с решимостью и верой.
Когда ты приходишь в поисках сахара, вначале исследуется, каков объем твоего мешка, затем тебе отвешивают соразмерно.
– РумиПоклоняйся Богу, как если бы ты видел Его, и помни, что даже если ты не видишь Его, Он видит тебя.
– ХадисНе покупай враждебности одного человека ценой любви к тебе тысячи людей.
– Ал-ГазалиВо время моего первого странствия я обнаружил знание, приемлемое как для избранных, так и для обычных людей.
Во время второго – знание, приемлемое для избранных, но не для обычных людей.
Во время третьего – знание, неприемлемое ни для избранных, ни для обычных людей. В результате я остаюсь чужд всем и одинок.
Первая разновидность знания – покаяние, которое принимают и избранные, и обычные люди.
Вторая – упование на Бога, дружба с Ним и любовь к Нему, что приемлемо для избранных.
А третья разновидность знания – постижение реальности, которая превыше человеческой способности к пониманию и запредельна разуму, так что люди отвергают ее.
– Зун-н-НунТебе следует знать, каков ты на самом деле, чтобы ты мог понять собственную природу, откуда ты пришел в этот мир, для чего был создан, и в чем заключены счастье и страдание.
В тебе совмещены животные свойства и качества ангелов. Но твоей подлинной сущностью является дух, а всё остальное на самом деле чуждо ему.
Стремись к знанию своих истоков, дабы ты мог постичь, как достигнуть Божественного Присутствия и созерцать Божественную Мощь и Красоту.
Спаси себя от цепей вожделения и страстей. Бог не создавал тебя быть их рабом; они должны быть твоими слугами, способствующими твоему странствию. Они должны быть подобны скакуну и оружию, чтобы ты мог использовать их в поисках счастья, а когда в них более нет нужды, помести их под свою пяту.
Суфий начал рыдать посреди ночи.
Он сказал: «Мир подобен закрытому гробу, в котором лежим мы и где, в силу невежества, мы проводим всю свою жизнь. Когда Смерть открывает крышку гроба, те, у кого есть крылья, отлетают в Вечность. Но те, у кого крыльев нет, остаются в гробу. До того, как снята крышка гроба, стань птицей Пути к Богу. Расти свои крылья и перья. Нет, сожги свои крылья и перья, испепели себя в огне, чтобы добраться до Цели прежде других!»
– АттарОднажды Иисус шел по пустыне с группой своекорыстных людей. Они упрашивали его открыть им Тайное Имя, с помощью которого Иисус оживлял мертвых. Иисус сказал:
– Если я скажу вам, вы станете злоупотреблять его силой.
Люди пообещали, что будут использовать это знание благоразумно, и стали опять его упрашивать.
– Вы сами не знаете, чего вы просите, – сказал Иисус, но всё же открыл им Слово.
Вскоре эти люди, проходя по удаленной местности, заметили кучу побелевших костей.
– Попробуем-ка мы Слово, – сказали они друг другу. Так они и сделали.
Как только Слово было произнесено, кости обросли мясом и превратились в дикого зверя, который разорвал их на куски.
– РумиЧас размышлений лучше года молитв.
– ХадисПуть
Если ты человек проницательный и знающий, ищи сообщество дервишей и стань одним из них.
Не води компании ни с кем другим.
Любовь дервишей – ключ, открывающий врата Рая.
Идущие по Пути не стремятся владеть роскошными дворцами и прекрасными садами.
Нет в их сердцах ничего, кроме любовной тоски по Богу.
– ДжунайдСуфии не оставляют этот мир и не считают, что необходимо избавиться от обычных человеческих желаний. Они лишь усмиряют те вожделения, которые противоречат религии и здравому смыслу.
Они не отбрасывают всё мирское, но и не гоняются самозабвенно за ним. Скорее, они знают истинную ценность и назначение всего земного. Они сберегают столько, сколько необходимо. Они едят столько, сколько надобно для поддержания здоровья.
Они питают свои тела и одновременно освобождают свои сердца. Бог становится точкой сосредоточения, к которой тянется всё их существо. Бог становится предметом их постоянного созерцания и восхищения.
– Ал-ГазалиКак камешек, скатывающийсяВниз по куполу,Слово не задерживаетсяВ сердце глупца.Человек, закованный в свои нелепые поступки:Кольчуга от головы до пят.К чему беспокоиться и поднимать лук?Такого не пронзит никакая стрела.– КабирСуфий совершает три странствия:Странствие от Бога,Странствие к Богу,Странствие в Боге.– Традиционное изречениеВаше странствие ведет на родину. Помните, что вы совершаете путь из мира кажущегося в мир Реальный.
– 'Абд'л-Халик ГидждуваниЕсть одна вещь в этом мире, о которой забывать нельзя.
Если бы ты даже забыл всё остальное, но не забыл этого, не было бы причины для волнений.
Но если бы ты помнил и осуществил всё прочее, но забыл о главном, это было бы равносильно тому, что ты не совершил решительно ничего.
Представь себе, сходным образом, что царь посылает тебя в другую страну с определенным поручением. Ты отправляешься туда и занят сотней разных дел, но если ты не выполнил того единственного поручения, это всё равно, как если бы ты ничего не сделал.
Ты пришел в этот мир ради определенной задачи, и в этом состоит твое назначение. Если ты его не выполнишь, ты не сделал ничего.
– РумиТы более драгоценен, чем небо и земля,Ты сам себе цены не знаешь.Не продавай себя по дешевке,Ведь в Божьих глазах ты так драгоценен.– РумиЛучше потерять жизнь, отправившись на поиски, чем бессмысленное прозябание…
Тысячи сотворенных существ хитрят и лукавят, преследуя мертвое тело мирских забот. Если ты занят такого рода делом, склонен к обману и вероломству, как же ты превратишь свое сердце в океан любви?
Пока мы не умерли для самих себя и пока мы отождествляем себя с кем-то или чем-то, мы никогда не обретем свободу.
– АттарСам по себе никтоНе находит Пути к Нему.Любой идущий в Его кварталСтупает Его ногами.– МагрибиЕсли ты идешь Ему навстречу,Он бегом устремляется к тебе.– ХадисПервый шаг – прекратить отделять себя от Бога.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Хызр – в исламской традиции мистический покровитель суфиев и путников, отпивший из источника живой воды и обретший бессмертие.
2
Пер. Б. Тираспольского.
3
То есть те, кто посвятил себя служению Истине, «рабы Божии».
4
Слово «суфизм», согласно наиболее вероятному объяснению, происходит от арабского корня «суф», что означает «шерсть».
5
Хадж – ритуальное паломничество в Мекку.
6
Нафс – «Я», самость, эго; низменное, плотское «Я»; инстинктивно-животная душа; душа.
7
Борак – скакун, на котором вознесся в небо Пророк Мухаммад.
8
Нимрод – враг и гонитель Авраама, упоминаемый в Коране.
9
Кааба – храм в Мекке, в сторону которого поворачиваются мусульмане во время молитвы.
10
Пер. Р. Фиша.