Полная версия
Шутки в Исламе
А если бы это было запретно, то благородный пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обязательно бы запретил ей, как запретил (своему внуку) Хасану ибн Али (да будет Аллах доволен им!), когда тот был маленьким, съесть упавший финик, так как пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) побоялся, что этот финик мог выпасть из мешка фиников, предназначенных на милостыню, которая была запретна для него и членов его семейства.
Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с мужчиной, имеющим увечье
Как передается от Анаса ибн Малика (да будет Аллах доволен им!), один мужчина из числа жителей пустыни, имя которого было Захир, иногда преподносил пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) дары из того, что обычно бывает в деревне. Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) подготавливал ему вещи в дорогу, когда тот возвращался назад к себе домой. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал о нем: «Поистине, Захир – наша деревня, а мы – его город».
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) любил его. Он был человеком с увечьем, уродливым. В один из дней пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) пришел к нему, когда тот продавал свои товары на рынке. Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обнял его сзади в тот момент, когда тот его не видел. Мужчина сказал: «Отпусти меня! Кто это?» Затем он обернулся и узнал пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).
Тогда он начал изо всех сил стараться прислониться спиной к груди пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) начал говорить: «Кто купит раба?» Захир сказал: «О, посланник Аллаха! Если так, то ты увидишь, что я не пользуюсь спросом у покупателей!» Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) отвечал ему: «Однако у Аллаха ты – совсем не непользующийся спросом!» Или же он сказал: «Но ведь у Аллаха ты – дорогостоящий!»
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя (да помилует его Аллах!), упомянув этот случай, сказал следующее: «…разве ты не видишь, как пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорит бедуину, шутя с ним: «Кто купит у меня раба?», а тот отвечает: «Ты увидишь, что я – дешевый». Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) возражает ему, говоря: «Но ты – раб Аллаха – дорогой». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) имел в виду, что он – раб Аллаха. Использованная им форма предложения была вопросительной, а потому в этой шутке нет ничего страшного, так как он (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил и не говорил ничего, кроме истины».
Итак, мы видим, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), шутил как с детьми, так и со взрослыми. Он общался с людьми дружелюбно, не обращая внимания на неприятную внешность, как это было показано в рассмотренном выше хадисе о Захире ибн Хараме, мужчине из пустыни с врожденным увечьем. Но, несмотря на все это, пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) вел себя с ним приветливо, шутливо, показывая ему то, что он высоко ценит его, словами: «Однако у Аллаха ты – дорогой!»
Так видели ли Вы когда-нибудь человека, подобного пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) из тех, кто несравнимо ниже его по месту и положению? А ведь он – кто же он?! Благородный пророк, посланный от Господина Миров, тот, чье положение было высоко оценено Самим Всевышним Аллахом в ниспосланном Им писании, сказав о нем: «Если бы ты был грубым, с черствым сердцем, то они обязательно бы покинули тебя; будь же мягким, снисходительным с ними, проси для них прощения и советуйся с ними. Когда же ты решишься на какое-либо дело, то (после принятия решения действуй и) положись на Аллаха. Поистине, Аллах любит тех, кто полагается на Него!»
Кроме того, Всевышний сказал: «И, поистине, ты – великого нрава» И, действительно, готов поклясться Аллахом, до чего же отлично сказаны о нашем пророке (да благословит его Аллах и да приветствует!) эти стихи:
Если счастья не дано Вам своими глазами увидеть его,
То хотя бы узнать две черты его – возможность есть:
И в облике внешнем, и в характере – предел совершенства!
Всех же достоинств его нам просто не счесть!
Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах!)
Однажды, обращаясь к своему маленькому слуге Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «О, двуухий!» И, как комментирует это Махмуд, передавая слова Абу Усамы, «имеется в виду, что он пошутил с ним».20
В своей книге «Толкование Достоинств» Аль-Манави (да помилует его Аллах!) дает следующее объяснение этих слов: «О, владелец двух ушей, которые способны слышать, усваивать и понимать смысл услышанного!» Таким образом пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), подчеркнув в нем эту его особенность, оценил и похвалил в нем его сообразительность, проницательность и умение слушать.
И ведь действительно, тот, кому Всевышний Аллах даровал способные слышать уши, у того есть больше возможностей и причин для того, чтобы заучивать и понимать. Поэтому эти слова могли бы быть в основе совсем не шуткой. Но, так как один из передатчиков хадиса Абу Усама сказал: «Это означает, что он (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил», то становится понятно, что это – шутка, содержащая правдивое значение и преследующая определенную полезную цель. В том, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) не назвал Анаса по имени, а обратился к нему со словами «О, двуухий!» видна та простота обращения и то добродушие, которые были присущи его мягкому и легкому характеру»
Объясняя эти же пророческие слова, другой комментатор Али Аль-Карий в книге «Собрание способов толкования «Достоинств»» пишет следующее: «Это означает поощрение и указание на то, что надо внимательно слушать то, что тебе говорят. Ведь способность слышать осуществляется за счет слуховых возможностей ушей, а потому тот, кому Всевышний Аллах создал уши, а он после этого пренебрегает этим, не стараясь усвоить услышанное, тому нет оправдания.
Также от некоторых ученых передается версия о том, что эти слова относятся к тем шутливым выражениям, которые были присущи мягкой натуре посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!). И это, второе, объяснение более чем очевидно, ведь Анас (да будет Аллах доволен им!) в то время был еще маленьким десятилетним слугой достопочтенного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Коротко говоря, можно подвести следующие итоги:
1 – Абу Усама (да помилует его Аллах!) является передатчиком хадиса на тему шутливости пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!);
2 – очевидное из контекста значение слов («О, двуухий!») – то, что именно Анас (да будет Аллах доволен им!) отличался от других своим умением слушать. Можно также предположить, что его уши были большими или, наоборот, маленькими, или в них был какой-то изъян. А Всевышнему Аллаху известно об этом лучше.»
А вот другой случай, когда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) пошутил с ним же…
Благородный Анас (да будет Аллах доволен им!) рассказывал следующее:21
«Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был наилучшим человеком по своему характеру. Однажды он (да благословит его Аллах и да приветствует!) отправил меня с поручением, я же ответил ему: «Клянусь Аллахом! Я не пойду!» А сам про себя решил, что обязательно схожу туда, куда он (да благословит его Аллах и да приветствует!) меня отправляет. И я пошел. Когда же я дошел до мальчишек, играющих на рынке, (то остановился посмотреть), и тут пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) схватил меня сзади за затылок. Я посмотрел на него и увидел, что он (да благословит его Аллах и да приветствует!) смеется. Он спросил меня: «О мой маленький Анас! Ты сходил туда, куда я велел тебе сходить?» Я ответил: «Да, я уже иду, о, посланник Аллаха!»
Посмотрите же – и да будет Вам милость Аллаха! – насколько скромен и великодушен наш пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), который шутит со своим маленьким слугой вместо того, чтобы упрекать его. Сравните это с тем, что можно увидеть сегодня в поведении некоторых знаменитостей и богачей, которые даже не интересуются делами тех, кто живет проще, чем они. Они не приветствуют их, не шутят с ними и даже не улыбаются им, ведя себя надменно и высокомерно… Просим же у Аллаха защиты от подобного!
Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с мужчиной, обратившимся к нему с просьбой
Как-то Анас ибн Малик (да помилует его Аллах!) поведал о том, что некий мужчина обратился к пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) с просьбой о даче ему верхового животного. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил ему следующими словами: «Я посажу тебя на детеныша верблюдицы». Мужчина спросил: «О, посланник Аллаха! Что же мне делать с детенышем верблюдицы?» Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил: «А разве то, что рождают верблюдицы, это не верблюды?»22
Автор книги «Помощь от Достойного поклонения» прокомментировал это следующим образом: «Словосочетание «детеныш верблюдицы» в его наиболее распространенном и часто используемом значении подразумевает маленького верблюжонка, который не годится для верховой езды. А потому, говоря про нормального верблюда, мужчина не понял смысл ответа. Ведь и правда, верблюды, даже если они уже взрослые особи, в основе – детеныши, рожденные верблюдицей. Поэтому это выражение одинаково правдиво можно сказать как по отношению к маленьким, так и по отношению к взрослым верблюдам.»
Говоря об этом хадисе, Али Аль-Карий (да помилует его Аллах!), пояснил: «Этим пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) желал проявить мягкость и дружелюбие к этому мужчине».
Шутливые слова пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), сказанные им Али (да будет доволен им Аллах!): «Встань, о запылившийся («Абу Тураб»)!»
В обоих достоверных сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится история от Сахля ибн Саада о том, что однажды Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует!) пришел в дом своей дочери Фатимы и, не застав там ее мужа, спросил: «Где же сын твоего дяди?» Она ответила: «Между ним и мной кое-что случилось и он, рассердившись на меня, вышел и не провел у меня времени послеполуденного отдыха».23
Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) попросил какого-то мужчину: «Посмотри, где он». Тот сходил и, вернувшись, сообщил: «О, посланник Аллаха! Он дремлет в мечети». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) отправился в мечеть и застал там Али (да будет доволен им Аллах!) лежащим (на земле). Его верхняя одежда спала с половины его тела, а он сам был покрыт пылью. Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) начал стряхивать с него пыль и песок, говоря: «Вставай, о отец пыли! («Абу Тураб»)! Вставай, о отец пыли!»24
Разъясняя значение этого благородного хадиса, Аль-Хафиз Ибн Хаджар писал: «В этом сообщении, передаваемом от Сахля, содержится множество полезных сведений. Первое из них – это позволительность полуденного сна в мечети. Затем – разрешенность шутки с разгневанным человеком для того, чтобы постараться отвлечь и успокоить его.
Кроме того, позволительность дачи «куньи» не по имени ребенка, а также в том случае, если у него она («кунья») уже имеется. Можно также давать человеку «кунью» и тогда, когда точно известно, что он не разозлится из-за этого, но и более того, будет доволен. Как случилось это с Али (да будет Аллах доволен им!), который в последующем всегда радовался, когда к нему обращались по этому имени («Абу Тураб»). Кроме всего этого, в хадисе говорится также и об общении с зятем и успокаивании его во время гнева»
Шутки пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с его достопочтенными супругами (да будет доволен ими Аллах!)
На эту тему можно привести несколько хадисов. Первый из них, содержащийся в обоих достоверных сборниках Бухари и Муслима, о том, что однажды пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), несмотря на множество тех моментов, которые постоянно занимали его, все же находит время и сидит, разговаривая, со своей женой, достопочтенной Аишей (да будет Аллах доволен ею!), которая рассказывает ему историю Абу Зараа. В основе это достаточно длинный хадис, содержание которого сводится к следующему:
Еще во времена джахилийи (доисламский период) одиннадцать женщин собрались вместе и клятвенно пообещали, что ничего не скроют друг перед другом и расскажут все как есть про своих мужей. Затем каждая из них описала то положительное и отрицательное, что есть в ее муже.
Рассказывая эту историю, Аиша (да будет доволен ею Аллах!) уже в самом конце приводит слова последней, одиннадцатой, женщины по имени Умм Зараа, которая сказала: «Мой муж – Абу Зараа. А кто же он такой – Абу Зараа?» Затем она описала его качества, после чего сказала: «Мать Абу Зараа… Кто же она такая – мать Абу Зараа?» Затем она также описала и ее качества. После этого она продолжила: «Сын Абу Зараа… Кто же он такой – сын Абу Зараа? Рост его равен размеру его ложа, а для сытости ему достаточно его ножен»25 Затем она стала говорить дальше: «Дочь Абу Зараа… Кто же она такая, дочь Абу Зараа? Подчинение отца и подчинение матери, наполненность ее одежд и гнев ее соседки»26 Вслед за всем этим Умм Зараа рассказала о том, что однажды Абу Зараа вышел от нее и встретил красивую женщину. Он женился на ней и развелся с Умм Зараа.
Оканчивая рассказ своей истории, Умм Зараа говорит: «После этого на мне женился другой мужчина. Он одарил меня из его щедрот, дав мне верблюдов и многого-многого другого, сказав: «Вкушай сама, о, Умм Зараа, и пошли в подарок своей семье!» Но, если бы я собрала все то, что он дал мне, то это не заполнило бы и самого малого сосуда из сосудов Абу Зараа!»
Когда Аиша (да будет доволен ею Аллах!) завершила свой рассказ, пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), произнес: «Я для тебя – то же, что Абу Зараа для Умм Зараа»
Говоря о неизменной мягкости и доброте, с которыми пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обращался с его достопочтенными женами, можно привести в пример следующий случай… Однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был в доме у одной из его жен (да будет доволен ими Аллах!), другая прислала блюдо с угощением. Та же, в доме которой он (да благословит его Аллах и да приветствует!) был, ударила по рукам слуги и блюдо упало, разбившись вдребезги.
Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) стал собирать разлетевшиеся остатки разбитой посуды и упавшей еды, говоря: «Приревновала ваша матушка». Затем он (да благословит его Аллах и да приветствует!) попросил слугу подождать, пока ему не принесли посуду из дома той, у которой он был. После этого пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) отдал целую посуду вместо разбитой, а разбитую оставил в доме той жены, которая разбила»
Также в этой главе можно упомянуть и хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах!), в котором она рассказывает о первых днях своего замужества: «Я все еще продолжала играть с девочками в доме пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) и у меня были подружки для игры с ними. Когда же пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) приходил домой, то мои подружки отбегали от него (в другую сторону комнаты из страха к нему). Он же (да благословит его Аллах и да приветствует!) собирал их ко мне, (указывая им рукой, чтобы они вернулись ко мне, не разбегались и не боялись), и (сам отходил подальше, давая им возможность продолжить игру)».
Описывая характер пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), Ибн Баттал (да помилует его Аллах!) писал: «Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был самым высоконравственным человеком среди своей уммы, с самым радушным и приветливым лицом, что Всевышний Аллах описал следующими словами: «И ведь, поистине, ты – великого нрава!» Он (да благословит его Аллах и да приветствует!) веселил женщин, мальчишек, шутя и играя с ними.»27
Следующий хадис на эту тему также передается нам от Аиши (да будет доволен ею Аллах!): «Как-то пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал мне: «Я знаю точно, когда ты довольна мною и когда ты сердишься на меня» Я спросила: «Как же ты понимаешь это?» Он (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил: «Если ты довольна мною, то ты говоришь: «Клянусь Господом Мухаммада». А если ты сердишься на меня, то говоришь: «Клянусь Господом Ибрахима» Тогда я сказала: «Действительно, это так. Но, клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, этим я «покидаю» только твое имя».28
Соревнование в беге пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Аишей (да будет доволен ею Аллах!)
Супруга пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) благочестивая Аиша (да будет Аллах доволен ею!) рассказывала следующее: «Однажды я отправилась вместе с пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!) в одну из его поездок. В те дни я была еще бестелесной, худой девушкой. И вот пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал шедшим вместе с нами людям: «Идите вперед». Когда они ушли вперед, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) обратился ко мне: «Давай, я тебя обгоню!» Я побежала и обогнала его.
Затем некоторое время он (да благословит его Аллах и да приветствует!) ничего не напоминал мне об этом. Когда же я поправилась, оформилась телосложением и совсем забыла про этот случай, то вновь выехала с ним в одну из его поездок. Он (да благословит его Аллах и да приветствует!) снова попросил шедших с нами людей: «Идите вперед!». Затем он (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал мне: «Идем-ка, я тебя обгоню!» Я побежала, и он (да благословит его Аллах и да приветствует!) обогнал меня. Тогда он начал весело смеяться, приговаривая: «Этот раз – за тот!»
По этому поводу можно привести слова известного комментатора Священного Корана Ибн Кясира (да помилует его Аллах!): «В самом характере пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) было умение красиво общаться с другими, все время быть приветливым и веселым. Он шутил с членами своей семьи, мягко обращаясь с ними и проявляя щедрость в расходовании средств на них. Он смешил своих жен (да будет доволен ими Аллах!). И даже как-то бегал наперегонки с матерью верующих Аишей (да будет доволен ею Аллах!), показывая ей этим свою любовь к ней».
Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Хузайфой (да будет доволен им Аллах!) словами: «Вставай, о соня!»
Говоря о шутках пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с его сподвижниками можно привести отрывок из хадиса, передаваемого со слов Хузайфы (да будет Аллах доволен им!), где он говорит: «… затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) укрыл меня частью его добавочных одежд29, которые он одевал, когда совершал молитву. Так я продолжал спать, пока не наступило утро. А когда я проснулся, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал мне: «Вставай, о соня!»30
Рассматривая тему обращения по производному имени, имам Аль-Куртуби приводит несколько примеров такого обращения, среди которых и исследуемые нами слова «Вставай, о соня!». Вначале имам, разъясняя слова Всевышнего Аллаха: «О, завернувшийся! (укутавшийся в одежду)»31, говорит: «Из этого обращения Всевышнего (к Его посланнику) можно извлечь два полезных момента. Первое – это мягкость и доброта. Дело в том, что арабы в давние времена, когда хотели показать кому-либо свою доброту и оставить упреки, обращались к нему по имени, производному из его состояния.
Примером этого могут служить слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), с которыми он обратился к Али (да будет Аллах доволен им!), когда тот разгневался на Фатиму (да будет доволен ею Аллах!). Пророк пришел к нему, когда тот спал (на земляном полу в мечети). Когда Али проснулся и встал, на боку у него налипли песок и пыль. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обратился к нему по производному от его состояния имени: «Вставай, о отец пыли!». Этим он показал Али (да будет Аллах доволен им!), что ни за что его не порицает и по-прежнему мягок с ним.
То же самое можно сказать и об обращении пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) к спящему Хузайфе (да будет доволен им Аллах!): «Вставай, о соня!». Эти слова были проявлением мягкости к нему, указанием на отсутствие какого-либо укора или упрека».
Доброе обращение пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Микдадом (да будет доволен им Аллах!
Сподвижник пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) Аль-Микдад поведал о следующем забавном случае32:
«Я и два моих товарища пришли в Медину. Мы так сильно устали в дороге, что уже почти ничего не чувствовали. Мы начали предлагать разным сподвижникам пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) принять нас у себя, но ни один из них не согласился. Тогда мы пришли к пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), и он пошел с нами к себе домой. Предоставив нам трех козочек, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «Доите их молоко и делите его между нами».
Мы стали доить их молоко и каждый из нас пил полагающуюся ему долю. Ту же долю, которая полагалась пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), мы оставляли ему. Он приходил поздно вечером, приветствовал миром так, что голос его не будил спящего и, одновременно, был слышен бодрствовавшему. Затем он шел в мечеть и совершал там молитву. Потом он подходил к своей доле молока и пил его.
И вот, в одну из ночей, ко мне явился шайтан – а я уже выпил свое молоко – и сказал мне: «Мухаммад ходит к ансарам и они потчуют его. Он наедается у них и ему не нужен этот «глоточек»». И я пошел и выпил остаток. Когда же молоко ушло глубоко в мой желудок, и я почувствовал, что оно там точно не усвоится, шайтан начал запугивать меня, внушая мне чувства горького сожаления и отчаяния и говоря: «Горе тебе! Ты что наделал?! Ты что – выпил долю Мухаммада?! Сейчас он придет и, не найдя ее, призовет на тебя проклятие, и ты погибнешь! Пропадет у тебя и мирская жизнь, и будущая!» На мне был небольшой плащ: если я укрывал им свои ноги, то открывалась голова, а если укрывал голову – то ноги. Сон никак не шел ко мне, в отличие от двух моих приятелей – они спали. Они ведь не натворили того, что я натворил.
И вот появился пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!). Он произнес слова приветствия, как всегда это делал, а затем пошел в мечеть и совершил в ней молитву. Вернувшись из нее, он подошел к своему питью, открыл сосуд и, ничего в нем не обнаружив, воздел руки к небу… Тут я сказал про себя: «Сейчас он призовет на меня проклятие, и я навсегда погибну!» Но пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) произнес: «О, Аллах! Накорми того, кто меня накормил, и напои того, кто меня напоил!» Тогда я взял свой плащ, завязал его на себе покрепче, взял большой нож и пошел к козам, чтобы выбрать самую тучную и зарезать ее для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!). Посмотрел – а ее вымя переполнено молоком! И все остальные козы – то же самое! Тогда я взял сосуд семьи Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!) – тот, в котором они обычно ждали, чтобы им дали их часть молока, – и начал доить в него, пока не увидел сверху пенку.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Священный Коран, сура «Семейство Имрана», аят 102.
2
Священный Коран, сура «Женщины», аят 1.
3
Священный Коран, сура «Союзники», аяты 70-71.
4
Священный Коран, сура «Пещера», аят 5.
5
Достоверный хадис. Приведен в сборнике имама Муслима (да помилует его Аллах!)
6
Священный Коран, сура «Семейство Имрана», аят 159.
7
Хукм – это правовой (шариатский) термин, означающий статус, правовую оценку того или иного действия. Например, распитие спиртных напитков – харам – действие, запретное для мусульман; совершение ежедневной пятикратной молитвы – фард -обязательное действие. Прим.пер.