bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
46 из 46

Комната подземелья вмиг исчезла для нас обоих. Вместо того все окружение занимало туманное облако; под ногами оно казалось твердым, точно иссохшая почва, а в воздухе легко растворялась от взмахов руками. Юрий прошел вперед, выставив ладонь перед собой, и вскоре увидел меня, смотревшую вверх бескрайней дымки.

Волнительный момент. Я собиралась с мыслями.

– Мне горько от того, что призраки, мои дети, меня ненавидят. Не все, конечно, но многие более всего желают сбежать от меня, уничтожить меня… Я считала, что создала спасительное место, где тяжесть судеб объединит вас и не будет казаться столь увесистым грузом, поможет справиться с ненастьями, но… получилась клетка… Пусть так, но вы остались живы и находитесь далеко от… того, что обитает в городе.

– Анна, расскажите, прошу вас. Нам нужно об этом узнать!

– Даже не сомневаешься в скором побеге? Как самоуверенно, – улыбнулась я. Что ж… Пожалуй, так оно и случится.

Мы стояли друг напротив друга на расстоянии шага. Я осмелилась протянуть руки и дотронуться до лица призрачного юноши, еще мягкого, с детских пухом на щеках. В нем я видела моего Хранимира! Не внешне, но внутренне, необъяснимым чувством. И я хотела бы снова провести день с моим возлюбленным, хотя бы день… Я ведь могла найти – или даже создать! – мир, в котором была бы с ним. Однако я понимала, что эти иллюзии, эти декорации никогда не заменят его; понимала и все равно предлагала подобное призракам, надеялась на их согласие…

При всем желании я не могла их отпустить, пока билось мое сердце – сердце кладбища. И вот это биение становилось все реже…

– В момент обращения кладбищем, верно, в моих мыслях зародилось сомнение. Я была так опечалена, что из этой грусти и гнева волшебство сотворило монстра. Я не знаю, что это за существо, но оно уничтожает детские мечты. Сначала заставляет людей сомневаться, а после питается их отвергнутыми стремлениями. И оно погубило бы вас! Хэйрон… честно исполнял свой долг, направляв вас сюда. Однако вот его не стало, вскоре не станет и меня… Мне страшно представить, что случится со всеми детьми…

– Анна… Мы многому научились и сможем победить монстра, кем или чем бы он ни был. Нельзя постоянно прятаться за стенами кладбищенской ограды…

– Я поняла… Теперь поняла. Я просто сражалась за мечту. Я пыталась сохранить свое дитя, сделать его счастливым, но каждый день на протяжении многих веков наблюдала лишь печаль. Все же происходящее в данный момент – это лучший исход. Юрий… я верю в тебя, равно как и в Анжелу, и в Сидни, и мне так смешно, что ты до сих пор не понял одной сути.

Я обратила на него хитрый взгляд.

– Доставь мне удовольствие в последней битве.

Не успел Юрий удивиться, как в наших руках появились мечи, и я кинулась на него. Я забрасывала его ударами, ставила подножки, толкала, осыпала язвительными словами на счет обращения с клинком… И он отражал каждое нападение и двигался легко и быстро, защищался с силой, как и подобает статному юноше его лет.

– Не замечал ли ты, – сказала я, закончив веселый танец, – что стал гораздо сильнее? Тебе хватило духу выступить против гробовщика и даже продержаться некоторое время, хотя тогда он и сразил тебя. Однако позже ты одолел его несмотря на мощный призрачный клинок. Даже сейчас ты легко парируешь мои удары. Твое тело полно сил, энергии, и ты давно уже не испытывал той боли, верно? Это наш с Анжелой тебе подарок. Будь благодарен ей.

С этими мыслями мы вернулись в разгар событий, где я упала призрачному юноше на руки и вскрикнула от боли. Момент спустя улыбка радости на моем лице сменилась улыбкой грусти. Я умирала… Темный шип вонзился в спину, оставив крохотное отверстие, и я чувствовала, как он полз в направление сердца, словно живой паразит. Его движения причиняли жуткие страдания, хотя я старалась не показывать слабость перед детьми.

– Убирайтесь! – закричала я на руках у осевшего на пол Юрия. – Бегите! Вы же так этого хотели…

С каждым мгновением говорить было все сложнее, на это тратились непомерные силы.

Лабиринты подземелья начали рушиться вместе с уходом моей жизни. На головы призраков сыпались мелкие камни, отчего приходилось прикрываться ладонями, и вдруг особенно крупный кусок с грохотом рухнул в центр комнаты. На потолке завиднелись две трещины, поползшие длинным путем через всю комнату, и широкое полотно камня и почвы упало на пол, точно лестница.

Все окружение заискрилось яркими лучами света. Снаружи стоял прекрасный погожий день.

Какие же люди все-таки забавные создания! Несмотря на известную цель, которой Юрий все-таки достиг, он смотрел на меня с великим сожалением. Возможно, я несколько завоевала любовь призраков рассказом прошлого, вызвала сочувствие, дала понять о своем материнстве…

Юрий аккуратно переместил мое тело на пол и испуганно оглянулся: Марни тянула Сидни в сторону пологого ската; Корво поднялся и тоже зашагал к выходу; одна Анжела стояла радом с нами и плакала. Мои дети… Как же вы похожи на нас в юности!

– Мы не должны бросать ее…

– Она же… погибает… – говорила Анжела. – Мы ничего не сможем сделать.

Слишком быстро меня посчитали мертвой. Некоторое время я еще протянула… Не могла же я не узнать конец истории! Я хотела убедиться, что они останутся в живых…

– Нужно бежать… Скорее! Нас засыплет! Юрий…


Поверхность кладбища дрожала в мощном землетрясении. Уцелевшие надгробия раскалывались, сыпались каменной крошкой, а разбитые превращались в пыль. Склепы и оранжерея рушились. Гробы теряли прочность древесины и ломались под тяжестью почвы. Зеленая трава увядала, словно сожженная солнцем. Старые стволы деревьев еще более иссыхали, валились на землю.

Паника охватила призраков, собравшихся подле пропасти. И только четыре души знали о происходившем.

Первой на край земли вскарабкалась Марни, мгновенно подтянув за собой сестру. Сидни опустила руку вниз и стала подзывать медливших товарищей. Анжела велела Юрию идти первым, но призрачный юноша замедлился и подтолкнул подругу так сильно, что та легко выбралась на поверхность без иной помощи, а затем подтянулся на руках сам. Перед тем как стены подземелья обратились кучей камня, из пропасти взмыл в небо ворон, скрывшийся за ближайшим деревом.

Кладбищенские обитатели окружили команду, потребовав ответов на многие вопросы.

Вдруг Марни приложила ладони ко рту, чтобы ее лучше было слышно, и звонко проголосила:

– Путь свободен!

В другой ситуации на призрачную девушку посмотрели бы с недоверием. Однако, ввиду странных событий, призраки сорвались с места, точно спортсмены-бегуны после свистка. Бурный поток детей прорывался сквозь кладбищенские ворота, толкавшись и кричав от радости.

– Мы свободны! Мы свободны! Мы свободны!

Я улыбалась и печалилась одновременно от этих слов. В тот момент мне хотелось увидеть их радостные лица, обнять каждого, хотелось вырваться отсюда вместе с ними и заботливо вести к исполнению мечты. И как же горько было осознавать то, что это никогда не случится…

Несколько минут я наслаждалась веселыми детскими криками и представляла, сколько трудностей их ожидает в том лесу.

Кладбище опустело. Призраки стали свободными.



Эпилог

Краска шелушилась и сыпалась с кладбищенских ворот более обычного; возможно потому, что их резко распахнули до предела, отчего они стукнулись о стволы деревьев сбоку, а может, от горького осознания собственной ненужности. Черные створки не могли ныне сдержать призраков – сдерживать было некого. Они лишь скрипели на ветру, тихонько стремившись захлопнуться навсегда.

Мрачная мысль о разрушенном и опустевшем кладбище заворожила призраков.

Вдруг на нос Юрия приземлилось нечто темное. Он потянулся к носу и размазал пушинку; на пальце осталась длинная грязно-серая полоса. Подле пролетело еще несколько воздушных хлопьев, словно танцевавших при мысли о свободе, и ветер играл с ними: подбрасывал ввысь, кружив, точно в стремительной карусели, и опускал почти на землю, после чего вновь повторялось… Призрачный юноша обернулся на кашель и хрип, что едва слышались позади, и приметил за стволом дерева темную руку, безвольно лежавшую на сухой желтой траве.

Корво сидел на земле, опершись спиной о иссохшее кривое дерево. Он поднял подбородок вверх, с любопытством глядев на солнце, как на диковинное создание; он не видел его ослепительного облика, не ощущал приятного тепла, даже столь слабого для этой поры года, около тринадцати веков… И все же, несмотря на радость светлым лучам, кожа осыпалась пепельными пластинками, что вздымались на ветру или оседали, мешавшись с землей и листвой; волосы, серебристые на свету, отделялись от головы и бороды целыми прядями, будто некто невидимый занялся стрижкой. С каждым мгновением жизнь покидала гробовщика.

Я всегда желала уничтожить монстра, что причинил мне немыслимые страдания, разрушил все, что у меня было… И вот долгожданный момент совсем не радовал меня. Мне стало жалко его?! Верно, так… Жизнь и правда полна удивительных вещей.

– Корво… Что это с тобой? Ты же был на свету!

– Это не солнца вина, Юрий, нисколько. Происходит то, что должно было случиться много лет назад, – сказал он сухим скрипучим голосом и прикрыл глаза, в которых отражался не просто призрачный юноша, но товарищ, впервые отнесшийся к нему с пониманием. – Я тоже родитель, Анна, и тоже всегда хотел быть рядом со своей дочуркой. Теперь ее нет, исчез и смысл моего долгого существования. Как ты и сказала, нет надежды даже увидеть ее могилу, портрет, памятные вещи… Она давно стерта волей времени.

Случился вздох облегчения. Долгий, вперемешку с радостью, страхом, о чем говорили искрившиеся глаза и судорожное дыхание.

– Мы просто мечтали сделать своих детей счастливыми, хотя и запутались. Я чувствую: ты исполнила свою мечту прямо сейчас. Знаешь… моя тоже сейчас сбудется. Я наконец вернусь к моей маленькой Мари, после стольких лет разлуки…

Юрий прикрыл лицо предплечьем, не желав показывать чувств, что нахлынули на него. Нечто коснулось руки, нечто нежное и совсем родственное. Анжела обхватила его руку и положила голова на плечо, не утруждав себя наклоном – они стали совсем одинакового роста; даже призрачный юноша – каков наглец! – стал чуть выше. Вместе они одарили гробовщика молчанием, проводив его к дочери.

Взяв подругу за руку, Юрий рванулся вперед, перепрыгивав через камни надгробий и ветви деревьев, а после вдаль по кладбищенской тропе. Впервые в жизни счастье охватило все тело; он чувствовал в себе безмерные силы, он чувствовал ладонь дорогого человека, он чувствовал возможности для исполнения мечты… Вскоре Анжела высвободила руку и принялась бежать рядом, наслаждавшись видом товарища; она нисколько не жалела о своем выборе. Призрачный юноша ловил каждое мгновение, наслаждался им, наблюдав подпрыгивавшие рыжие пряди.

Сидни и Марни, что уже стояли напротив ворот, долго не решались переступить черту и все оглядывались на разрушенное кладбище в смятении чувств. Нечто тоскливое, однако, зрело в душе обоих призрачных девушек.

В то же время Юрий и Анжела без оглядки оставили меня. Сцепившись за руки, они бежали по лесной тропе меж стен голых деревьев, так долго, пока не обессилели. И после того, несмотря на одышку, безудержно смеялись.

О как я надеюсь, что вы будете бороться, дети! Ведь именно для этого вы и желали сбежать отсюда, от меня… Так бегите! Убирайтесь к черту! Исполните ваши мечты, и не смейте сдаваться!

В последние минуты моей жизни на кладбище наступила тишина, неведомая мне ранее. Команда в полном составе скрылась за бесчисленными стволами деревьев, и в тот же миг я стала безумно скучать по ним. Мне стало одиноко… Должно было плакать, но все же я чувствовала себя радостно; это смешно, но только благодаря своей смерти я исполнила мечту. Я сделала своих детей счастливыми. И постараюсь помогать им даже после…

Вместе с исчезновением призраков исчезло кладбище. Исчезла и я…


Конец


Декабрь, 2018 – Апрель, 2020


В оформлении обложки использована фотография автора wallhavenforme с сайта "https://wallhere.com/ru/wallpaper/1212145".



Примечания

1

Пядь – мера длины, равная приблизительно 17 сантиметрам.

2

Брус – новичок в тюрьме.

3

Хата – здесь: банда, община, группа.

4

Зеленчак – здесь: «зеленый», новичок в каком-то деле.

5

Пиковый – здесь: человек иной национальности.

6

Фраерок – фраер, здесь: чужак.

7

Амара – девушка легкого поведения.

8

Блатной – здесь: уважаемый, «свой» человек.

9

Четверть ведра – мера объема, равная 3 литрам.

10

Вершок – мера длины, равная приблизительно 4,5 сантиметра.

11

Сажень – мера длины, равная приблизительно двум метрам.

12

Туз – лицо, занимающее руководящую должность.

13

Бугор – авторитет в преступной среде.

14

Задать лататы – убежать.

15

Перо – нож, бритва.

16

Захомутать – отобрать.

17

Вилы – опасное, затруднительное положение.

18

Игра на скрипке – распиливание решетки для побега.

19

Слепая – отмычка.

20

Буфера – женская грудь.

21

Поздравить – неожиданно ударить.

22

Писало – палочка, которой писали на бересте.

23

Ошманать – обокрасть.

24

Мудило – бесполезный человек.

25

Харе – хватит, прекратить.

26

Ботать – говорить.

27

Дядька – надзиратель в тюрьме; здесь к тому же: старый, мнящий себя выше других человек.

28

Мора – цыган, цыганка (воровской жаргон).

29

Ром(а), ромал(а) – цыган, цыганка (цыганский язык).

30

Мортовать – думать.

31

Хезе – плохо.

32

Абакумыч – ломик.

33

Жихтарить – жить.

34

Шелупонь – ничтожные люди, шваль, шпана.

35

Хлапать – молчать.

36

Заливать – врать, говорить вздор.

37

Мара – любовница или жена преступника.

38

Обмыть – обокрасть.

39

Бетушный – честный человек.

40

Быть на поруках – отбывать наказание.

41

Порешить – убить, зарезать.

42

Змея – веревка.

43

Рахманный – прекрасный.

44

Лафа – удача, счастье.

45

Кубатурить – думать.

46

Зеленка – здесь: зеленый, неопытный в деле человек.

47

Лашла – враг.

48

С ветру – заниматься воровством в одиночку.

49

А ну вон! Пошли вон, идиоты проклятые! Чтоб вам с ума сойти!

50

Тварына – здесь: тварь, животное, недруг; чудовище.

51

То-то же. Трусы, ленивцы, идиоты, мерзавцы.

52

Желают.

53

Какого черта? Вот это новость!

54

С ума сошел.

55

Ладно, пусть, пускай.

56

Остаться.

57

Гуцул – представитель горцев Карпат, этнической группы украинцев; здесь: с иронией.

58

Торговать на зюгу – воровать вдвоем.

59

Жиган – вор-рецидивист, отчаянный вор, дерзкий преступник.

60

Бороха – женщина.

61

Общак – общие воровские вещи.

62

Влазное – денежный взнос новичка, вступающего в преступную компанию.

63

Пахан – авторитет, главный.

64

В натуре – правда, факт.

65

Луноход – машина подвижной милицейской группы.

66

Вандать – бежать.

67

Ушлый – умный, со смекалкой.

68

Волынку тереть – ссориться.

69

Наколка – здесь: совет.

70

С первой звездой – ночью.

71

Кипешовать – волноваться, ссориться.

72

Малохольный – здесь: глупый.

73

Заныкать – спрятать.

74

Кувалда – кулак.

75

Граблюхи – пальцы.

76

Купить флейту – сбежать.

77

Малява – письмо, записка.

78

Ватлать – писать.

79

Кимарка – кровать.

80

Давать уроки – бездельничать.

81

Верста – мера длины, равная приблизительно одному километру.

82

Баки вкручивать – обманывать, отвлекать внимание пустым разговором.

83

Петрить – понимать.

84

Академия – тюрьма, заключение.

85

Жучка – девушка легкого поведения.

86

Быковать – вести себя агрессивно с окружающими.

87

Лярва – девушка легкого поведения.

88

Борней – лучше

89

Лох – лицо, которое можно обмануть (крим.).

90

Замалинить – усыпить с помощью химического вещества.

91

Вижу.

92

Лучше.

93

Поговорим.

94

Попал.

95

Отца.

96

Жду.

97

Пойму.

98

Грустишь.

99

Горькая огуречная.

100

Это действительно интересно.

101

Нужно.

102

Дважды.

103

Повезет.

104

Эх, больше нет. Жаль!

105

Делаешь.

106

Быстро.

107

Трогать.

108

Строитель (основатель).

109

Говорю.

110

Не увидит никогда.

111

Тогда.

112

А ну вон! Пошел отсюда!

113

Видишь?

114

Даже кот понимает.

115

Раздражайся

116

Вообще

117

Попытки.

118

Если.

119

Учитель младших классов.

120

Позорю.

121

Случилось.

122

Что поделать.

123

Рюмить – плакать

124

Оталец – начинающий вор.

125

Маяк – здесь: фонарь.

126

Нужно ждать.

127

Микола! Ты что с ума сошел, а? Хочешь отца в могилу? Я много чего ожидал от такого непутевого сына, как ты, но учитель… Твой дед работал на этой земле, я работаю на этой земле, и ты будешь работать на этой земле. И только попробуй мне еще раз заговорить про эту бабскую работу. Я тебе покажу, ух покажу, ленивый! А теперь быстро закапывай эту грядку, пока здесь бурьяны не выросли!

128

Закурочить – закрыть.

129

Парадка – входная дверь.

130

Внутряк – внутренний замок двери.

131

Черти проклятые!

132

Тянули.

133

Фартовый – удачливый.

134

Большое.

135

Восхищайся.

136

Обещал.

137

Ангел.

138

Сейчас

139

Нужно остановить.

140

Человек такой.

141

Верил тебе.

142

Крыса проклятая!

143

Сплетовать – сбежать

144

Капорник – предатель, доносчик.

145

Барно – хорошо.

146

Аршин – мера длины, равная приблизительно 70 сантиметрам.

147

Линия – мера длины, равная приблизительно 2,5 миллиметра.

148

Сотка – мера длины, равная приблизительно двум сантиметрам.

На страницу:
46 из 46