Полная версия
О чем молчит так громко вечность
Татьяна Ефремова
«Как воевали за победу…»
Как воевали за победу,Какой ценой она досталась? —В руках солдата с автоматомПотери горькие, усталость.Её ковали всю из стали,Крича: «За Родину!» в бою.Её убитой не бросали,В крови несли назло врагу.В атаку яростно ходили,Горели в небе над землёй,Друзей убитых хоронилиПод Сталинградом и Москвой.Их имена нам не известны—Остался подвиг боевой.И монумент ушедших в вечностьПокрыт печалью и слезой.И я прошу: не забывайте!Мы с вами в мире рождены,И землю нашу охраняйте—Лишь только б не было войны.«Они умирали под Брянском…»
Они умирали под Брянском,Под Курском в боях полегли.Писали с Варшавы и ПольшиИ в логово смело дошли.Хранили родную державу,Врага утопили в крови.И бились за русскою славуВсей нашей огромной земли!Анна Орловская
Счастье жить!
Мы не видели горе войны,Мы не слышали выстрелов пушек,Мы не знаем глухой тишины —От утраты юнцов и девчушек!Мы не ценим наш мир на Земле.Мы в погоне за благами жизни,Забываем порой о себе…И о тех, кто отдал долг Отчизне!Слава павшим героям войны,И поклон до земли ветеранам:Что боролись за имя страны,Стали Вы и для нас талисманом!Пусть давно седина на висках,Вас становится меньше с годами…Подвиг Ваш будет в наших сердцахИ навеки останется с нами!Как прекрасно, как здорово жить,Наслаждаясь восходом, закатом!Вкусный кофе любимым варить,Зная то, что они где-то рядом.Зная, что не наступит война,И страна под надёжной защитой!Зная то, что уже никогдаСлёз не будет и крови пролитой…Мы не видим все горе войны,Мы не слушаем выстрелы пушек.Счастье – Жить в нашей мирной странеСреди близких, юнцов и девчушек!
Зинаида Данилова
Бессмертный полк идет в века
Весна пришла и в день ПобедыОна портрет отца берет:«Отец, опять гуляют беды,И я с тобой иду вперед».Твой сын и внук на страже света,На страже счастья на Земле.Отец, твоя в них эстафета,Ученье, доблесть – честь стране.Бессмертный полк плывет лавиной,Шагают с нами: ОН, ОНА.Пред этой содрогнется силойТень, что под именем «война».Пройдут года, в лесах ПобедыПоднимут кроны деревца,Нам не забыть отцов и дедов —Не потерять полку лица.Катерина Ивашкова
Солдаты…
Мой дед идёт сегодня на парад.Он также собран, как и в сорок пятом:На кителе три линии наград,И рядом с ним такие же солдаты.Он среди тех, кто жизни не щадя,Встал на защиту Родины и мира!Средь сотен тысяч молодых ребят,Средь рядовых солдат и командиров,Средь женщин и детей, и стариков,В тылу ковавших общую победу,Средь летчиков, пехоты, моряков,Средь тех, кто честь считал приоритетом.Здесь каждый сделал все, что только мог,И что не мог здесь каждый тоже сделал,Чтоб над страной развеять дым и смогВойны, которой вовсе не хотели…По улицам идёт бессмертный полк…Плечом к плечу, как было в сорок пятом—Перед страной исполнившие долгИ в небеса ушедшие солдаты…Алексей Новиков
Последний
В крови лежу. Дыра в боку.Шальной бессмысленный осколок.Сквозь страх. Сквозь боль. Рукой зажму.Мой век, увы, теперь недолог.Трава вокруг. А я пишу.Строка к строке, за словом слово.Пропал. Устал. И жить хочу.Но я не выберу иного.Скорей. Успеть. Не умереть.Оставить правду на бумаге.Окоп. Болезнь. Погибших треть.Другие умерли в атаке.Мы так сильны! Мы так крепки!Конец войны совсем уж рядом!Но час настал – пришли враги.И поле боя стало адом.Чужой иль свой? Всех на убой!Ведь смерть любимчиков не водит.Страна останется вдовой,Солдаты – памятью в народе.Окончен бой. За строем строй,Ушли, закрыв навеки двери.Увы, один я здесь живой.Ни в свет, ни в тьму уже не верю.Уже к утру и я уйду,Письмо оставив на прощанье.Я весь в поту, и кровь во рту…Прошу, разумное созданье:Иди – живи! Не допусти,Чтоб это снова повторилось.Чтоб снова в бой не шли полки,За власть других погибнуть силясь.Пусть будет свет всему ответ!Пусть будет лишь добро намедни!Пусть тьма умрёт со мной навек!Пусть буду я – солдат последний!
Галина Ключникова
Наградные листы
Наградные листы… Дядя мой и отецНа войне ордена заслужили.Молодые совсем. Для других – образецИ в отваге, и в храбрости были.В восемнадцать ушли за отчизну своюПостоять, бить врага, не жалея!За родимый порог, за любовь, за семью,Чтоб домой возвратиться скорее.Им двоим повезло. До Победы дожив,Возвратились. Дома – пепелища!И герои, свои рукава засучив,Возвели на руинах жилища.Снова жизнь потекла. Жены, дети, семья…Мирной жизни счастливые лица.Раз в году майским утром надев ордена,Шли к могилам, друзьям поклониться:Кто на нашей земле лёг от пули врага,Тем, кто вечно лежит на чужбине,Тем, чьей кровью политы поля и луга,Тем, кто без вести в списках поныне.Кочергин Николай и Василий Серков,Вы – Великой Отчизны солдаты!Подвиг ваш не забыт. И во веки вековО погибших рыдают закаты.Наградные листы… Сколько их за войнуКомандиры бойцам подписали…Не за эти наград – , за нашу странуСвои жизни солдаты отдали.
Ира Черницкая
Мы помним всё о той войне
Летела стая журавлейТуда, где в зелени курган,Под их курлыкающий крикСпешил к кургану ветеран.В морщинах пряча свою соль,Слеза катилась по щеке,Пылала алая звездаВ дрожащей старенькой руке.Он шёл и думал обо всёмВ объятьях громкой тишины,И звал его на тот курганПобедный май благой весны.А журавлиный клин скользил,Курлыча песню в вышинеПогибшим, словно говоря:«Мы помним всё о той войне».Уже давно прошла война,Зарос травой степной курган.Да только словно наявуДед слышал громкое – Иван…Ревел жестокий, смертный бой,Свистели пули у виска,Но близок был победный Май—Стучало сердце старика…Рвались снаряды там и тутПод небом нежно- голубым,Рыдала матушка- Земля,Клубился серый, едкий дым.Бойца тащила медсестраНа хрупких плечиках своих,И так хотелось в этот мигОдну Победу на двоих…Под журавлиный громкий крикСтоял с цветами ветеран,Стучало сердце в тишине,Хранил молчание курган.Траву ласкал весенний деньПод небом нежно- голубым.«Мы помним всё о той войне», —Шептали травы всем живым.
Владимир Филатов
У моря
Сидит над пропастью старик,Сжимая зубы от досады.Он головой к груди приник,На пиджаке висят награды.Вот-вот раскрасится рассвет…Перед глазами мчатся годы,Снимая с прошлого навет…Вдали проходят пароходы.И белой птицей в вышине,И белой птицей непокорнойОн умирал наедине…Наедине с одной природой.И, покидая мир, прощал,Не помня зла, хлебнувши горя.Всё стало, как всю жизнь мечтал:Закончить странствия у моря.Рассвет растаял в маяке,Играя острыми лучами…Нет больше жизни в старике—Он белой птицей над морями.О той войне
Подложив поудобней шинелиНа холодные комья земли…А ракеты над нами горели,Но бока обогреть не могли.А с рассветом вовсю подготовка—Раскрутила война карусель.Снова клинит на стуже винтовка,Корка льда покрывает шинель.Не увидеть небес от разрывов,Что вгрызались осколками в степь.Залатать бы участок прорыва,Дан приказ: до заката успеть.Как встаёт за могилой могила,Сколько вспомнилось горьких потерь.Чёрной копотью небо закрыло,В этой мгле мы теряли друзей.Уходили они, не прощаясь,Прикрывая свинцом и огнём,Сквозь границы войны прорываясь,Улетая за край журавлём.Что сказать им тогда не успели,Не пожал на прощанье руки…В тихом шорохе алой шинелиОтыскал от письма лоскутки.Закурю, помолчу за былое,Между делом взгляну на закат…Нас осталось тогда только трое:Тех, кто смог в том бою устоять.
Затишье
Костры нависли миражамиНад багровеющей рекой.Рассветом плещет за долами,Коней ведут на водопой.А над водой поникли ивы,Берёзы шепчут за спиной.И облака слегка сонливы,Плывут над Доном, над рекой.Поля в зеркальном отраженьиСияют скошенной травой.Залаял пёс из-за поленьев.Гроза проходит стороной.Быть может, умная собакаПрижала хвост перед бедой?Шалит лукавый – будет драка:Запахло с запада войной.Коня и саблю поострее,Да степь раздольную ковром.Как мы засохли от безделья…Тоску разгоним сапогом!Прощай, родимая сестрица,Не плачь, любимая жена—В дорогу дай воды напиться.Вернусь, как кончится война!
Домой
Не найдёт свою скромную нишуЛютый век, наплодивший сирот.В небо тычут осколками крыши,Не достигнув бескрайних высот.Разгулялся неистовый ветерПо раздолью разбитой глуши,Растревожил забытое пепел,Что хранился в глубинах души..На удачу подброшу монетуВ перекрестии пыльных дорог.Заблудился на этой планете—Отыскать бы, где дом и порог.Не жалею нисколько о прошлом,Состраданием выстлав свой путь.Буду думать теперь о хорошем,Чтоб до дома скорей дотянуть.Я грешу, ошибаюсь и плачуКаждый миг у судьбы на краю,Испытаю на крепкость удачу,Но не дамся на корм воронью.Дом родной за крутым косогором,Вещмешок лишь потуже к плечу…Мне калитка чуть скрипнет с укором,Ну, а я ей в ответ промолчу.
Дмитрий Маликов, 11 лет
Объединение «Литературная феерия» ГБОУ школы №338 Невского района Санкт-Петербурга.
Педагог Федотова Виктория Владимировна.
Война
Война – это страшное слово!И мы не хотим наступления сноваВоенных безрадостных дней!Война – это голод и слёзы,Война – это очень большая угрозаДля мирных гражданских людей.У них могут быть дети, внуки,Родители, братья и сёстры, подруги.Зачем нам так много потерь?Давайте же добрыми будем,Чтоб нам не разрушить невинные судьбы!Зачем нам утраты людей?Амина Дамирова, 12 лет
Объединение «Литературная феерия» ГБОУ школы №338 Невского района Санкт-Петербурга.
Педагог Федотова Виктория Владимировна.
Юные труженики тыла
Детям – труженикам тыла посвящается
В один воскресный день июньскийРезвились дети и играли.Но вот по радио сказали,Что на границе белорусскойИдёт война: летят гранаты,Кидают бомбы с самолётов,Стреляют танки и пехота.Кругом взрываются снаряды.И дети, что вчера играли,И книжки детские читали,И числа столбиком писалиНа десять лет взрослее стали.К станкам детишки рано всталиИ заменили на заводахОтцов, воюющих во взводах,Не ради званий и медалей,А ради Родины любимой,Чтоб снова папы были дома,Чтоб мамы плакать перестали.Чтоб люди радовались миру,Они и днями, и ночами,В тылу Победу приближали.Чтоб победить в бою неравном,Чтоб детство быстро не кончалось.И дети – труженики тыла —Свою работу не бросали,Они так Родину спасали,Чтоб снова небо стало мирным.
Маргарита Смородинская
Он отдал жизнь, чтобы жили мы: подвиг Михаила Ерофеева
Есть в Латвии местечко Ваболе недалеко от Ликсны. Здесь на воинском кладбище похоронен брат моей бабушки, Михаил Алексеевич Ерофеев. Я хочу рассказать о геройском подвиге, который он совершил во время Великой Отечественной войны. Именно благодаря этому подвигу, а также мужеству других героев, ход войны кардинально повернулся в сторону нашей победы.
Смотрю на фотографию, на которой изображён молодой мужчина: честный искренний взгляд, открытая улыбка, с таким не страшно ни в бой, ни в разведку. А какой красавец! Так и хочется сказать: бравый солдат.
Михаил Ерофеев родился в 1917 году в городе Кулебаки Горьковской области. Отец – Ерофеев Алексей Яковлевич, мать – Ерофеева (Занегина) Александра Ивановна.
В семье Ерофеевых было всего 11 детей. Моя бабушка, Антонина Алексеевна, была самая младшая. Когда Михаил уходил на войну, ей было всего три года, поэтому она его плохо помнит.
Один из братьев, Николай, пропал без вести осенью 1941 года. По рассказам моей бабушки, после войны к ним приходил мужчина, который рассказал, что они воевали вместе с Николаем и во время одного из боёв попали к немцам
в плен. У Николая началась гангрена ноги, и его сожгли в газовой камере, но перед этим он успел попросить своего товарища сообщить об этом его матери, чтобы она не ждала его напрасно (при условии, конечно, что тот останется жив). Товарищ Николая остался жив и выполнил своё обещание.
Другой брат, Иван, был лётчиком и прошёл всю войну. Домой вернулся со множеством орденов и медалей.
Остальные мальчишки из семьи Ерофеевых на тот момент, когда началась война, были ещё не в том возрасте, чтобы их взяли на фронт, были малышнёй от года до десяти.
Из одиннадцати детей семьи Ерофеевых в живых сейчас осталась только Зинаида. Она и рассказала мне об одном случае, связанном с Михаилом, который произошёл, когда ей самой было года четыре. Мише тогда было лет 17—18. Она и младший брат Лёня, которому на тот момент было года два, купались на речке. Лёня залез под мостик, за что-то там зацепился и начал тонуть. Зина начала звать Мишу, который в это время находился где-то поблизости: «Миса, Миса, помоги! Лёнька тонет!» Этот эпизод навсегда врезался в память Зины, которая до сих пор помнит, что именно она кричала и что не выговаривала тогда букву «ш». Миша не растерялся и, благодаря его быстроте и смелости, Лёня остался жив.
До войны Михаил работал в бандажепрокатном цехе Кулебакского металлургического завода, но в первый же день Великой Отечественной войны подал заявление в горвоенкомат о направлении его на фронт. Его сестра Зина рассказала, что он мог и не идти на фронт, потому что завод был военным,
и за ним было забронировано место. Но Миша не мог оставаться в тылу, когда над его родиной нависла угроза.
На фронт он попал не сразу – сначала ему пришлось пройти обучение в танковом училище города Чирчика. К обучению курсантов подходили серьёзно: им необходимо было в совершенстве изучить материальную часть средних и тяжелых танков, самоходных орудий, их вооружение и оснащение, умело водить танки по бездорожью и маневрировать на местности, вести прицельный огонь с хода прямой наводкой и закрытых позиций, преодолевать и разрушать преграды.
В октябре 1941 года Михаил был направлен командиром танкового взвода в 24-ю танковую бригаду, которая формировалась под Москвой в районе Красной Поляны. И там Михаил тоже прошёл серьёзную боевую подготовку.
В начале декабря началось генеральное наступление наших войск под Москвой. Танки взвода Михаила Ерофеева участвовали в штурме сильно укрепленных оборонительных сооружений немцев и через несколько дней освободили старинный русский город Волоколамск. Кстати, сейчас недалеко от Волоколамска, в поселке Лотошино, проживает моя мама, там же родилась и я.
Отсюда, из Подмосковья, начался долгий боевой путь Михаила Ерофеева по дорогам войны. Он участвовал в боях за освобождение Брянска, Калинина, Ржева, Невеля, Смоленска, Минска и многих других городов и населенных пунктов. Участвовал в разгроме немцев на Орловско-Курском направлении.
20 декабря 1943 года был подписан приказ о награждении Михаила Алексеевича Ерофеева орденом «Красного Знамени».
Вот что говорится в наградном листе: «Командир танка Т-34 младший лейтенант Ерофеев, отличившийся в боях по окружению и уничтожению Езерищенской группировки противника.
В бою за д. Климашово и Радченки мл. лейтенант Ерофеев уничтожил танк и самоходную пушку противника, 1 автомашину с боеприпасами и до 20 гитлеровцев, а когда немцы перешли в контратаку, то мл. лейтенант Ерофеев проявил инициативу, вырвался вперед и, врезавшись в боевые порядки немцев, разогнал наступающую слева роту гитлеровцев. Контратака немцев была сорвана.
Тов. Ерофеев достоин правительственной награды: орден «Красного Знамени».
Летом 1944 года 5-й танковый корпус вступил на территорию Советской Латвии. Первыми вошли в прорыв танкисты 24-й танковой бригады и стали развертывать наступление в направлении Даугавпилса (Двинска). Примерно 20 июля танкисты бригады, в составе которой был взвод Михаила Ерофеева, с десантом на броне атаковали железнодорожную станцию Ваболе и освободили её.
В те дни газета «Красная Звезда» писала о Двинской операции: «Железная дорога Двинск-Резекке оказалась перерезанной в нескольких местах, что ограничило противнику возможность маневрировать живой силой и техникой и позволило нашим войскам еще шире развернуть наступление на Двинск. Город – важный центр коммуникаций, немцы решили оборонять до последнего солдата. Германским командованием были изданы соответствующие приказы,
на подступы к Двинску подтянуты резервы. У неприятеля оставались несколько железных и шоссейных дорог, идущих на запад и северо-запад.
Наши подвижные группы вновь нанесли удар и далеко вклинись в тыл немцев севернее города. Скрытно, совершив ночной марш после боев, они заняли станцию Ваболе, перерезали железную дорогу Двинск-Рига. Передовые отряды подвижных групп подошли к шоссейной дороге, идущей на Ригу, и перехватили ее. Все попытки врага восстановить утраченные коммуникации потерпели крах».
События того времени были драматичны. Трудно было понять, где наши, а где – немцы. В наших тылах гремела артиллерия, строчили автоматчики, курсировали «Тигры», а танкисты бригады и мотопехота стремительно двигались по немецким тылам.
25 июня 5-й танковый корпус занял Ликсну – важный железнодорожный узел на подступах к Риге. Немцы не смирились с потерей и непрерывно атаковали наши позиции, но безуспешно. В одной из контратак танк Михаила Ерофеева подбили. Не покидая горящей машины, Михаил поддерживал атаку товарищей до последней минуты своей жизни. Он отдал за общую победу самое дорогое – жизнь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.