bannerbanner
Возвращение домой. Как исцелить и поддержать своего внутреннего ребенка
Возвращение домой. Как исцелить и поддержать своего внутреннего ребенка

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

Когда наш внутренний ребенок ранен, мы переживаем пустоту и депрессию. Жизнь ощущается как что-то нереальное: она вокруг нас, но мы не присутствуем в ней. Эта пустота ведет к одиночеству. Поскольку мы никогда не бываем теми, кто мы есть на самом деле, мы никогда не присутствуем в реальности. Даже когда люди восхищаются нами и тянутся к нам, мы испытываем одиночество. Я чувствовал это большую часть своей жизни. Мне всегда доставалась роль лидера в любой группе, в которой я оказывался. Вокруг меня были люди, восхищавшиеся мной, хвалившие меня, однако я никогда не чувствовал себя по-настоящему близким никому из них. Я вспоминаю вечер, когда я читал лекцию в Университете святого Томаса. Моя тема была следующая: «Понимание Жаком Маритеном доктрины зла в томизме». Я был особенно красноречив и остроумен в тот вечер. Когда я уходил, аудитория встала, провожая меня овациями. Я хорошо помню свои ощущения: я хотел положить конец своей опустошенности и одиночеству. Мне хотелось совершить самоубийство!

Эти переживания также объясняют, как наш раненый внутренний ребенок заражает нас эгоцентризмом. Взрослые дети погружены в себя. Ощущение пустоты внутри сродни хронической зубной боли. И когда человек испытывает постоянную боль, он может думать только о себе. Как терапевт могу сказать, что эгоцентризм отдельных клиентов иногда бывает просто невыносим. Я нередко говорил своим коллегам-консультантам, что, даже если я буду покидать в спешке свой горящий кабинет, обязательно найдется хоть кто-нибудь, кто спросит: «Не уделите ли вы мне минутку?»

Эти виды отравляющего поведения порабощают нас в большинстве сфер нашей жизни. Я надеюсь, что вы поймете, сколь серьезное влияние продолжает оказывать на нас раненый внутренний ребенок уже во взрослом возрасте. И чтобы помочь вам оценить возможный ущерб от подобного влияния, ответьте на следующие вопросы «да» или «нет».

Тест раненого внутреннего ребенка

Вопросы в данном разделе помогут вам определить, насколько сильно ранен ваш внутренний ребенок. Во второй части мы поговорим с вами о более конкретных индексах выявления проблем для каждой стадии развития.

А. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
В. БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
С. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Если вы ответили утвердительно на десять или более вопросов, вам необходимо проделать серьезную работу. Эта книга предназначена именно для вас.

Глава 2

Как ваш внутренний чудо-ребенок получил свою травму

Когда-то было время: луг, лес и ручей, Земля и все, что только есть на ней, Мне представлялось в свете, льющемся с небес, Исполненной мечтой и радостью чудес. Не так, как встарь, все выглядит сейчас, В какую сторону ни посмотрю, Во мгле ночной или при свете дня, Исчезло все, что радовало глаз.

УИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ

Практически все люди испытывают радость в присутствии детей. Даже самого хмурого ворчуна не может не тронуть детский смех.

Дети от природы любознательны, спонтанны и живут настоящим. В каком-то смысле их предназначение заключается в том, чтобы жить здесь и сейчас.


Предлагаю познакомиться с нашим внутренним чудо-ребенком поближе, посмотрев на каждую из его природных черт.

• Любознательность

• Оптимизм

• Наивность

• Зависимость

• Эмоции

• Жизнестойкость

• Свободная игра

• Уникальность

• Любовь

Любознательность

Мир в глазах ребенка выглядит интересным и увлекательным. Любознательность течет в его крови. Это проявление врожденной потребности каждого ребенка познавать, экспериментировать и исследовать, смотреть и прикасаться. Любознательность помогает ребенку познакомиться со своими руками, носом, губами, гениталиями, пальцами рук и ног, и в итоге это приводит его к открытию его самого.

Тяга к экспериментам и исследованиям может доставить ребенку и неприятности. Если родителям приходилось подавлять в себе естественное чувство любознательности в детстве, они будут стремиться сделать то же самое по отношению к собственному ребенку. Это приведет к тому, что ребенок закроется в себе, начнет бояться исследовать мир вокруг и принимать риски. Для него жизнь превратится в проблему, которую нужно постоянно решать, а не будет приключением, которое нужно прожить. Он станет мрачным, замкнутым и настороженным.

Любознательность и умение удивляться имеют решающее значение для нормального роста и адаптации. Они подталкивают ребенка к получению базовых знаний об окружающем мире и к изучению основ выживания.

Удивление и любознательность – это также жизненная энергия, которая движет нас вперед к постоянно расширяющимся горизонтам. Нам нужна эта жизненная искра – она необходима для нашего дальнейшего роста, нужна для работы поэта, художника и творческого мыслителя. Наше удивление и любознательность порождают повышенный интерес, который поселяет в нашей душе предвосхищение того, что «ждет впереди». Удивление и любознательность были присущи и Чарльзу Дарвину, и Альберту Эйнштейну, стремившимся разгадать загадки, выходящие далеко за рамки величайшей тайны мироздания.

Оптимизм

Естественная жизненная искра ребенка помогает ему исследовать этот мир через призму оптимизма. Если родители ребенка хотя бы отчасти адекватны и предсказуемы, ребенок начинает доверять им в удовлетворении своих потребностей. Дети от природы верят в то, что мир дружелюбен, у них есть надежда, что все возможно и все впереди. Этот врожденный оптимизм и доверие составляют основную часть нашего природного дара и являются основой того, что называют «детской верой».

Именно врожденное состояние оптимизма и доверия делает детей уязвимыми перед своими опекунами. Когда ребенок полностью доверяет, он становится легкой мишенью для насилия и жестокого обращения. В отличие от других животных, у человеческого младенца нет «запрограммированной системы инстинктов», которая бы подсказывала ему, что делать. Детям нужно учиться, и их обучение зависит от опекунов. Внутренние силы и навыки детей развиваются в результате их взаимодействия со взрослыми. Замысел природы лишь делает детей готовыми к развитию на том или ином жизненном этапе.

Когда ребенка оскорбляют или стыдят, его открытость и доверие ослабевают. Связь, которая позволяла ему доверять миру и оптимистично двигаться вперед, разрывается.

Лишаясь возможности полагаться на своего опекуна, ребенок становится более бдительным и тревожным. Если разрыв этих связей повторяется, ребенок становится пессимистичным. Он теряет надежду и приходит к убеждению, что должен прибегать к манипулированию, чтобы удовлетворить свои потребности. Вместо того чтобы направлять свою энергию на прямое взаимодействие с миром, он использует ее, чтобы заставить своих опекунов сделать то, что он в действительности мог бы сделать сам для себя.

Оптимизм и доверие – это душа близких отношений. Мы должны пойти на риск и стать уязвимыми, если хотим стать по-настоящему близкими с другими людьми. Поскольку мы никогда не знаем наверняка, можем ли мы доверять кому-то абсолютно, мы должны в какой-то момент совершить этот прыжок веры. Нам также крайне нужен оптимизм, поскольку благодаря ему мы можем видеть, что жизнь по большей части приносит что-то хорошее. Оптимизм позволяет нам всегда смотреть на светлую сторону – видеть пончик, а не дырку в нем.

Наивность

Детская наивность – это часть их очарования и притягательности и основа их невинности. Дети живут настоящим и ориентированы на удовольствие. Они принимают «странные загадки жизни», выражаясь словами Кристофера Морли. Их «странная божественность» берет свое начало в отсутствии у них чувства правильного или неправильного, хорошего или плохого.

Дети запрограммированы на жизнь. Поначалу их действиям не хватает направления: они заинтересованы буквально во всем, поэтому им трудно остановиться на чем-то одном.

Из-за отсутствия направления каждый ребенок попадает в запретные места, прикасается к небезопасным вещам и пробует на вкус вредные вещества. Вот почему они нуждаются в постоянном внимании и заботе и почему родители должны создавать «безопасный» дом для детей. Это требует времени и усилий, и даже самые уравновешенные и здоровые опекуны будут время от времени раздражаться. Конечно, ребенок будет удивляться и смущаться, видя, что его опекун расстроен, ведь то, что он делал, казалось до этого таким захватывающим и вкусным.

Опекуны должны быть терпеливыми и понимающими. Родитель, который не обладает такими качествами, будет всегда ожидать от ребенка слишком многого. Я сталкивался со многими случаями физического насилия, и в большинстве из них жестокий родитель считал, что ребенок намеренно плохо себя ведет. Он ожидал, что ребенок будет проявлять больше зрелости, чем это возможно для его этапа развития.

Склонность вторгаться на запретную территорию часто приводили в качестве доказательства естественной извращенности ребенка. Считалось, что эта врожденная порочность – результат первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Доктрина первородного греха лежала в основе многих репрессивных и жестоких методов детского воспитания. Однако нет никаких клинических доказательств, подтверждающих врожденную порочность детей.

Оборотной стороной является чрезмерное стремление родителей защитить наивность и невинность ребенка, что провоцирует серьезные проблемы во взрослой жизни. Я помню одного семинариста, который за год до посвящения в сан был полностью уверен в том, что в женских гениталиях есть три отверстия! Я также знаю многих женщин, которые в детстве не имели доступа к сексуальному образованию и паниковали, когда у них начиналась менструация.

Дети могут также научиться манипулировать другими, используя поддельную невинность и наивность. Притворство – один из вариантов такого поведения. «Глупая блондинка» является классической формой демонстрации ложной наивности во взрослой жизни. Истерический плач и мольбы – излюбленный метод детей, которые боятся, что их бросят. Такое поведение позволяет ребенку не взрослеть, избежать ответственности и рисков, связанных с этим.

Наивность и невинность вашего чудо-ребенка может быть огромным преимуществом на пути вашего исцеления. Наивность – это главная составляющая послушания или способности к обучению. Оберегая и защищая своего раненого внутреннего ребенка, вы помогаете своему чудо-ребенку выйти на первый план. Вы и ваш чудо-ребенок можете идти рука об руку, создавая и расширяя собственные возможности для создания нового и удивительного опыта.

Зависимость

Дети по своей природе, а не по собственной прихоти зависят от других людей. В отличие от взрослого, ребенок не может удовлетворить свои потребности за счет собственных ресурсов, поэтому он вынужден зависеть от других. Ребенок даже не знает, что ему нужно или что он чувствует. К лучшему или к худшему, его жизнь с самого начала определяется способностью его основных опекунов распознавать и удовлетворять его потребности на каждом этапе развития.

Если внутри наших опекунов живет раненый внутренний ребенок, то его потребности будут мешать им удовлетворять потребности своих детей. Вместо этого они будут либо срывать злость на своих детях, либо пытаться удовлетворить собственные потребности, делая детей продолжением самих себя.

Чудо-ребенок зависим, потому что он находится в процессе развития, или «созревания». Каждая стадия развития – это отдельный шаг на пути к полноценному созреванию во взрослой жизни.

Если потребности ребенка не удовлетворяются в надлежащее время и в надлежащей последовательности, он лишается ресурсов, необходимых для прохождения следующего этапа.

Даже самая незначительная ошибка в самом начале имеет далеко идущие последствия в дальнейшем.

Здоровая человеческая жизнь характеризуется постоянным развитием. Сами характеристики детства, которые мы рассматриваем – любознательность, зависимость, восхищение и оптимизм, – имеют решающее значение для роста и процветания человеческой жизни.

В каком-то смысле мы остаемся зависимыми всю нашу жизнь. Мы постоянно нуждаемся в любви и взаимодействии. На свете нет настолько самодостаточных людей, которые не нуждались бы ни в ком другом. Зависимость нашего чудо-ребенка позволяет нам формировать привязанности и брать на себя обязательства. Чем старше мы становимся, тем острее в нас просыпается потребность быть нужными. В какой-то момент нашего здорового развития, задумываясь о продолжении рода, мы начинаем заботиться о своей жизни. Если хотите, в этом скрыто наше эволюционное призвание. На самом деле это вопрос поддержания равновесия между зависимостью и независимостью. Когда внутренний ребенок получает свою рану из-за пренебрежения его потребностями на каком-то из этапов развития, он либо замыкается в себе и изолируется ото всех, либо начинает запутываться в сетях непонятных связей.

Эмоции

Существует две эмоции, присущие только человеческим младенцам, – смех и плач. Антрополог Эшли Монтегю писал: «Детям естественно смеяться и видеть смешное во всех вещах, будь то реальные, воображаемые или созданные ими самими вещи. Дети наслаждаются весельем». Смех – один из наших самых первых и величайших врожденных ресурсов. Философы давно указывали на то, что только человек обладает «даром смешливости» (способностью смеяться).

Чувство юмора имеет особую ценность для выживания: когда у человека есть чувство юмора, жизнь кажется ему более приятной. Как психотерапевт я всегда отмечал тот момент, когда мои клиенты начинали выздоравливать. Исцеление приходило вместе с чувством юмора по отношению к самим себе. Они переставали относиться к себе слишком серьезно.

По словам Монтегю, чувство юмора у детей появляется примерно на 12-й неделе развития. Загляните в глаза ребенка, которого любили и о котором нежно заботились с самого рождения, и вы увидите эту естественную искорку радости. Понаблюдайте за группой детей, которые играют и резвятся вместе, и вы услышите чистый восторг в их смехе.

Счастье и радость ребенка могут быстро улетучиться. Если раненый внутренний ребенок, живущий в его родителе, подавлял свой смех долгое время, то он непременно заглушит смех и в других. Такие родители, как правило, обращаются к своим детям с подобными фразами: «Не смейся так громко», «Хватит шуметь», «Довольно резвиться», «Ты уже достаточно повеселился» и так далее. Я часто задавался вопросом, почему мне всегда было так сложно по-настоящему смеяться, танцевать и петь. Я легко это делал, когда был пьян. Но на трезвую голову мои мышцы будто парализовывало.

Дети, чей смех постоянно подавляют, со временем становятся мрачными и сдержанными. Как правило, из них вырастают чопорные родители, учителя или проповедники, которые не выносят проявлений детской радости или громкого смеха.

Оборотная сторона смеха – плач. «Твоя радость – это твое горе без маски, – сказал как-то поэт Халиль Джебран. – Ведь тот же самый колодец, из которого поднимается твой смех, часто бывал заполнен твоими слезами».

Люди – единственные животные, которые плачут. (Другие животные тоже плачут, но они не проливают слез.) По мнению Эшли Монтегю, плач выполняет такую же социальную и психологическую функцию, как и смех. Подобно тому, как смех и радость привлекают нас к другим людям, точно так же и плач пробуждает в нас заботу и сострадание. Это имеет особое значение для выживания человеческого младенца. Его радостное воркование и журчащий смех сближают нас, устанавливая симбиотическую связь, в которой нуждается каждый младенец. Его слезы – это сигнал тревоги и бедствия, которые побуждают нас помогать и утешать его.

Как эмоциональные выражения, вызывающие отклик в других людях, смех и плач, вероятно, оказали сильное влияние на развитие человеческих сообществ с течением времени. Особенно важную роль плач сыграл в эволюции нас как способных к состраданию существ. «Возможность свободно плакать, – писал Монтегю, – способствует развитию здоровой личности и углублению нашего участия в благополучии других».

Дети, которых стыдят за то, что они плачут, серьезно страдают в своем развитии. В большинстве семей запрет на плач является отражением неразрешенной печали раненого ребенка, живущего в родителе. Большинство взрослых детей просто не смогли выплакать свои слезы.

Многие родители систематически подавляют плач своих детей, полагая, что тем самым они делают их сильнее. Это вопиющая ложь. Эта книга была бы не нужна, если бы большинству из нас разрешили свободно плакать. То, что я называю работой с «первоначальной болью», представляет собой в первую очередь работу с не нашедшим своего выхода горем, и это является ключом к исцелению вашего раненого внутреннего ребенка.

Жизнестойкость

Жизнестойкость – это способность восстанавливаться после стресса, вызванного воздействием окружающей среды. Дети от природы жизнестойки, и чем они моложе, тем выше уровень их жизнестойкости. Просто понаблюдайте за ребенком, который учится есть или ходить, и вы увидите, сколько выдержки он проявляет. Я наблюдал, как полуторагодовалая девочка пыталась забраться на диван. Всякий раз, когда ей практически удавалось сделать это, она падала назад. Она падала, плакала, а затем возвращалась к выполнению поставленной перед собой задачи. Пять попыток спустя она добилась своей цели. Она сидела какое-то время на диване, наслаждаясь своей победой. А когда моя большая собака вошла в комнату, она осторожно посмотрела на пса, а потом спрыгнула с дивана, чтобы изучить это странное существо. Когда она приблизилась к нему, он игриво толкнул ее носом. Это расстроило ее, и она дала ему сдачи! Перед ней стояло животное, в три раза больше ее, и она ударила его по носу! Как ни посмотри, но это мужественный поступок. Несомненно, все дети мужественны. Мы, взрослые, гиганты по сравнению с ними. И вместо того чтобы рассматривать их упрямство и настойчивость как порок или плохое поведение, мы должны расценивать это как проявление мужества. Дети жизнестойки и жизнерадостны. Они обладают открытым сердцем. Они отважные искатели приключений. Великий последователь адлерианской психологии Рудольф Дрейкурс считал, что плохое поведение у детей является отражением их разочарования. Упав духом, они верят, что им нужно манипулировать окружающими, чтобы удовлетворить свои потребности.

С жизнестойкостью тесно связана поведенческая гибкость, позволяющая ребенку вырабатывать различные варианты поведения в ответ на те модели социализации, с которыми он сталкивается. Поведенческая гибкость является отличительной чертой людей, в отличие от большинства видов животных, и рассматривается как верный признак психического здоровья.

Жизнестойкость и гибкость поведения в равной мере объясняют также нашу способность к нездоровым способам адаптации. Любое поведение, которое в прошлой главе я приписывал раненому внутреннему ребенку, является адаптивным поведением. Жизнестойкость и гибкость нашего внутреннего ребенка позволили ему пережить болезни, эмоциональные расстройства и ощущение покинутости. И это означает, что, к сожалению, нам пришлось использовать динамическую и устойчивую энергию для выживания, а не для роста и самореализации.

Поскольку жизнестойкость является одной из основных черт нашего подлинного «Я», мы сможем вернуть ее только тогда, когда исцелим и защитим нашего раненого внутреннего ребенка. Это займет какое-то время, поскольку раненый внутренний ребенок должен научиться доверять нам, как взрослым. Когда он почувствует себя комфортно и в безопасности, его природная любознательность и жизнестойкость начнут постепенно проявляться, а затем раскроются в полную силу.

Свободная игра

От природы дети наделены чувством свободы, и когда они ощущают себя в безопасности, они проявляют больше спонтанности. Эти качества – свобода и спонтанность – формируют структуру игры. Платон видел истинную свободу в детской игре в прыжки, бросающей вызов законам гравитации. Свободная игра – это способ, благодаря которому ребенок выходит за рамки повторений привычных действий. Становясь старше, мы нередко утрачиваем этот навык и начинаем воспринимать его как нечто легкомысленное: это нормально для ребенка, но не для взрослого человека. На самом деле многие взрослые считают игру праздностью, а праздность – пресловутой «матерью всех пороков».

К сожалению, в Соединенных Штатах мы превратили свободную и спонтанную игру в агрессивное стремление к победе. Подлинная игра – это занятие, приносящее чистое удовольствие и восторг. На более поздних стадиях развития ребенок может увлекаться той или иной игрой, поскольку удовольствие, приходящее вместе с ней, находит свое выражение в проявлении его уникальных навыков или спортивного мастерства.

Свободная игра – это часть человеческой сущности. Все животные умеют играть, однако игры детей имеют более широкий диапазон. Эшли Монтегю пишет: «Детская игра – прыжок воображения, превосходящий возможности любого другого живого существа».

Воображение играет важную роль в детской игре. Я помню, насколько творческим было мое воображение в детстве. Чаще всего наши игры были подготовкой к осмысленной жизни: мы играли «по-взрослому», представляя, каково это – быть похожими на маму и папу.

Свободная игра крайне важна для детей – она закладывает фундамент для дальнейшей жизни. Возможно, если бы каждому из нас была предоставлена безопасная и комфортная среда для игр в детстве, то во взрослой жизни нам не пришлось бы придумывать для себя игры, лишенные всякого воображения. Такие игры всего лишь подменяют собой неудовлетворенные потребности ребенка и сводятся к накоплению «игрушек для взрослых». Вероятно, вы замечали различные наклейки на бамперах автомобилей с надписью вроде: «У кого будет больше всех игрушек перед смертью, тот выиграл». Подобная трансформация детской игры мешает нашему восприятию жизни как свободного и спонтанного приключения.

Если мы будем рассматривать детство как время для свободных и творческих игр, мы сможем наконец понять, что быть человеком – значит уметь радоваться и вести себя непосредственно.

Величайшие человеческие достижения – это те самые «скачки воображения», за которыми стоят грандиозные изобретения, открытия и теории. Как однажды заметил Ницше, быть зрелым – значит вернуть себе ту серьезность, которой ты обладал в детской игре.

Уникальность

Несмотря на свою незрелость, ребенок обладает пониманием организмического «Я», или целостности личности. Иными словами, он чувствует себя внутренне связанным и единым. Чувство целостности и завершенности – это истинное значение совершенства, и в этом смысле каждый ребенок совершенен.

Целостность – это то, что делает каждого ребенка особенным, уникальным и чудесным. Нет никого другого такого же. Эта особенность делает каждого ребенка поистине драгоценным. Драгоценный означает «редкий и значимый». Золото и бриллианты считаются драгоценными, но каждый ребенок более важен и ценен, чем все золото мира. И каждый ребенок приходит в мир с этим пониманием. Еще Фрейд писал в свое время о «его величестве ребенке».

Природное чувство ценности и значимости ребенка крайне уязвимо и требует постоянного отражения и подтверждения со стороны заботливого опекуна. И если в своих родителях ребенок не видит точного отражения того, каким он является на самом деле, он теряет ощущение собственной важности и уникальности.

Кроме этого, дети от природы духовны. В моем понимании цельность и духовность являются синонимами. Дети – это наивные мистики, несущие в себе странную божественность. Но это наивная и живущая вопреки фактам и логики духовность, которая обретает черты зрелости и рефлексии лишь во взрослом возрасте.

Духовность включает в себя самую глубинную и подлинную часть нас – наше истинное «Я». Когда мы духовны, мы соприкасаемся со своей особостью и уникальностью. Это фундаментальная сторона нашего бытия или нашего самосознания. Духовность также включает в себя чувство принадлежности к чему-то большему, чем мы сами. Вера дана детям от природы – они знают, что в мире есть нечто большее.

Я верю, что наша внутренняя целостность является основой нашей богоподобности. Когда у человека есть это чувство собственной целостности, он живет в гармонии с собой и принимает себя таким, какой он есть. Детям это дано от рождения. Посмотрите на любого здорового ребенка, и вы увидите, как всем своим существом он говорит вам: «Я тот, кто я есть». Интересно, что, взывая к Моисею из горящего куста, Бог сказал, что имя его: «Я Тот, Кто Я Есть» (Исх. 3:14). «Я есть» – глубочайший смысл человеческой духовности, который включает в себя возможность быть ценным, уникальным и особенным.

На страницу:
4 из 7