
Полная версия
Древоделие. Как стать фрилансером. Часть II, мировоззренческая
Полностью объемные фигуры постепенно появляются в послепетровское время и, несмотря на то, что молились им в недрах нашей Церкви, в русской традиции, все-таки, объем был малораспространен по сравнению с живописью. Круглая скульптура – больше атрибут католичества. Поэтому не случайно, что при императоре Николае I, вынужденном отстаивать национальные начала, после кровавого покушения со стороны «бытоулучшительной партии» (св. Серафим Саровский так называл декабристов), резные фигуры подверглись гонению. Можно было, конечно, убрать из храмов эти творения, имеющие лишь христианские названия, но светские по духу, как и почти все позднее религиозное искусство. Но подвергнуть даже часть из них уничтожению было жестоким перебором. А самым досадным в этом деле было то, что вместе с псевдохристианской, прокатолической скульптурой пропали и истинно православные древние резные изображения, такие, как Никола Можайский (фото ниже) – работа автора, сделанная в соответствии с каноном, Параскева Пятница (наиболее распространенные) и многие другие фигуры святых.

А. Абрамов Никола Можайский; скульптура находится в храме Смоленской Божией матери на Бородинском поле. Высота около 120 см.
Характерным признаком русского настроя были сдержанность, покой, смиренная умиротворенность в отличие от возбужденности (экзальтированности), театральности и гордостной страстности прозападных образцов. Строгость и благородная простота образов святых, созданных народом, этими же святыми и была в нем воспитана. И сами Никола и Параскева, жившие в Византии в эпоху неразделенных церквей, были такими же по духу, как Святитель Алексий Московский или Серафим Саровский, и многие, многие другие, близкие, понятные и простолюдинам, и ученым. Любовь к святыне, проявляемая хоть и грешным человеком, свидетельствует о том, чего в его душе больше.
К слову сказать, если заводить разговор об экуменическом (вселенском) единстве, то это единство уже было в прошлом и было оно на основе Православия. Единство во имя Христа, а не чего-то другого. Для глобалистов, считающих себя христианами, Христос – один из многих, а в Библии на самом деле он называется Единородным.
Открыто антиправославным было еще первое гонение на скульптуру, воздвигнутое при Петре Первом его масонским сподвижником, главой Синода Феофаном Прокоповичем. Реформаторы ориентировались в первую очередь на протестантские страны, не признающие никаких изображений и известные своей ненавистью к католичеству, и хотя наша скульптура мало имела с ней общего, ей тоже не посчастливилось. Да и как характерная принадлежность родной старины деревянные фигуры попали в опалу.

О том, что скульптура в древней Руси была узаконенным делом, говорит тот факт, что с XIV века был даже установлен праздник чудотворному резному образу Николы Можайского.
При взгляде на скульптурное изображение у вероисповедных врагов (буквально толкующих Cвященное писание) возникает ассоциация с идолом, статуей языческого божества или мифического существа, поклонение которым несовместимо с верой во Святую Троицу. Но если понимать Библию буквально, в ней обнаруживается масса ошибок, противоречий и нестыковок Ветхого Завета с Заветом Новым, тогда и незачем вообще на нее ссылаться. Признание ошибочным даже малой части Священного писания и предоставление индивидуальной свободы понимания открывает дорогу подвергать сомнению любое его слово. Изображения Херувимов в Ветхозаветном храме, в том числе резных из масличного дерева, говорят, что запрет был не абсолютным и действовал до времени явления Божества во плоти. Как изобразить Сына Божия, до того как он стал зримым?

А. Абрамов Навершия. Левая производит впечатление более гладкой, на самом деле это матовый лак. На глянцевой правой также видны капли воды («для прикола»), а так они по фактуре совершенно одинаковые.
А иконам мы не поклоняемся, а лишь почитаем их согласно правилам VII Вселенского собора. Почитаем мы также родителей, свое Отечество, церковные таинства, святых угодников Божиих и их нетленные мощи, храмовые богослужения. Христианская вера, постепенно входя в жизнь народов, не столько разрушала старые формы, сколько наполняла их новым содержанием. И сами формы со временем изменялись. Так, мы видим, что характер славянских идолов никак не похож на православную скульптуру. Зато очень близок к работам мастеров, оставшихся в язычестве поныне в Африке или Южной Америке, причем последние ярче и выразительней, смотрите их в конце книги. Сохранившиеся до нашего времени божки не подтверждают рассуждения доморощенных фашистов о великой праславянской культуре, разрушенной Равноапостольным князем Владимиром (рис. ниже).

Славянский «бог».
Вот античным язычникам было с чем расставаться. И хотя содержание их искусства не доводило до Христа, художественные принципы и методы перешли к крестившимся потомкам. Образы искусства греческого были более идеальны и возвышенны, чем индивидуализированные, чувственные римские аналоги. Через Византию эта традиция перешла на Русь, а традиция живоподобия соответственно к католикам.
Классическая красота образа более свойственна иконе, чем резному и скульптурному лику, это объясняется большей технической сложностью объема в материале по сравнению с рисунком. Карандаш и кисть можно стереть, а отрезанного не пришьешь. Исторически рисование появилось прежде резьбы. Первобытный человек сначала углем начертал на камне, а только позже взялся что-то нацарапывать или выдалбливать. Слово «классическая» в наше время, когда язык размыт и девальвирован, употребляется не в смысле «античная», а в смысле «общепризнанная». Того, что иконописцы называют «образ», на Западе нет и в заводе. Но хотя бы маленькая репродукция древнерусской иконы есть почти в каждом доме по всему миру.

Резные образа чаще, чем иконы, встречаются неудачные, но в лучших образцах, таких как Митрополиты Иона и Феогност, Москва, XVII век – безымянные резчики поднялись до уровня мировых шедевров.
Но и в вещах, технически менее совершенных, анатомическая неправильность и асимметрия искупаются теплотой, сердечностью и чистотой образов.

Резные расписанные фигуры в Ризоположенском храме Московского Кремля
По сравнению с иконой резные фигуры, как вещи исключительные, чаще имели подписи авторов. Кроме того, в изготовлении икон имело место разделение труда. Имея жену-иконописца, которая работает дома, могу констатировать, что времени резьба берет больше. Резчик покоряет природу дерева, а не следует за ней. Тем более, работая с пластилином, надо игнорировать его тягучесть-плывучесть, создавая жесткие, упругие линии. Пластичные линии создаются по чуть-чуть; это иллюзия непрофессионала, что все делается махом, одним смелым движением. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», – сказал один великий русский художник. А вот у оппонентов профессиональной работы через бронзу бессовестно просвечивает пластилин.

А. Абрамов Напряжение; теклявая липа (смотри I Часть, глава №1 Дерево – материал будущего) 2001 год. В нижней части основания были просверлены широкие отверстия, в которые вставлены струбцины для крепления к верстаку. По окончании работы низ срезан. Высота 76 см.
Ниже приведены вещественные доказательства различия рисунка и скульптуры. Это знаменитый на Западе русский художник Фешин, родившийся в Казани и эмигрировавший после революции в Америку. Портрет индианки Салаватулы; обратите внимание, насколько рисунок доброкачественней резьбы по дереву. Конечно, сторонники концептуального искусства найдут в деревянной голове любые достоинства, но на взгляд иконописца и резчика: первое – это лицо, второе – рожа.

Салаватула. Рисунок и скульптура с одной и той же модели знаменитого за рубежом художника Фешина из Казани. Рисунок красивый, а скульптура нет, потому что отрезанного не пришьешь.
Мастеров, способных подчинять дерево и камень, гораздо меньше, чем живописцев.
Первое, что следовало бы освоить всем абстракционистам-минималистам, – это заточка инструмента. Чтобы объяснить более популярно: можно ли сделать стрижку или постричь ногти тупыми ножницами, ровно нарезать хлеб тупым ножом???
Доклеенные дефекты скульптуры можно закрашивать, как было в античности. Древнерусская скульптура тоже расписывалась, но главным ее творцом можно считать ваятеля—резчика (другое название – сницарь). Со временем роспись по левкасу яичной темперой, покрытая олифой (вареное масло с разбавителем), темнела и расписывалась заново уже в другом стиле. Раскрывать неизвестную к XIX веку древнюю живопись начали только в XX веке. Но и самое большое гонение на Церковь (а соответственно, и уничтожение памятников) случилось тогда же. Об этом даже намеком не могли обмолвиться в своих книгах подъяремные советские искусствоведы. Сколько всего погибло во взорванных и оскверненных храмах, никто не считал. Но нет худа без добра: зато сколько теперь работы для нас и наших коллег.

А. Абрамов Середина 80-х. В Третьяковке рабочая бригада случайно оторвала фрагмент царских врат из храма Всех скорбящих радости на Ордынке. Присутствовавшая при этом Главный Хранитель распорядилась выкинуть его куда подальше, чтобы замести следы.))) А мне привалила халтура – смотри выделенную красным часть, предназначенную для позолоты.
Говорить о том, что русское искусство имеет христианское содержание, было запрещено, поэтому вместо церковного везде употреблялось слово «народное». Для понимания сути дела остается только поставить знак приблизительного тождества между ними, пояснив лишь, что после Петра I Святая Русь постепенно становится частью народа, приняв в ХХ веке в большинстве своем мученическую кончину. Альбомы графа Бобринского, в основном церковного содержания, так и называются: «Народные русские деревянные изделия». Печать фотографий плохого качества, но для профессионалов Древоделия это не должно составить помехи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.