bannerbanner
Как распознать в своём ребенке талант и не загубить его
Как распознать в своём ребенке талант и не загубить его

Полная версия

Как распознать в своём ребенке талант и не загубить его

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Елена Пинджоян, Мария Адамчук

Как распознать в своем ребенке талант и не загубить его

Когда звезды были маленькими

От редакции

Для каждого родителя его ребенок – всегда самый умный и одаренный. Но на самом деле очень сложно определить настоящие склонности и увлечения ребенка. В детском возрасте им очень хочется попробовать все, но задача родителей среди множества интересов малыша выявить будущие задатки таланта и помочь развить их.

Коллектив «Непоседы» за 25 лет своего существования вырастил множество талантливых детей, многие из которых стали настоящими звездами эстрады, а многие – по-настоящему целеустремленными и уверенными в себе личностями, которые нашли свое призвание вне сцены.

В этой книге искусно переплетены советы для родителей талантливых детей, полезные рекомендации и замечания, а также истории и зарисовки жизни популярного детского ансамбля, где каждый ребенок смог развить и отшлифовать свою одаренность.

История первая

Как все начиналось

Как это было? Дайте вспомнить, четверть века прошло все-таки…

Детский коллектив «Непоседы» появился на свет в 1991 году. Год я хорошо запомнила, потому что заканчивала тогда режиссерский факультет Московского института культуры и мучительно раздумывала, как же мне защитить диплом и курсовую работу. Что такое курсовая на четвертом курсе по специальности «режиссер театрализованных представлений»? Это, собственно, само представление. Надо было самостоятельно найти концертную площадку, артистов, написать сценарий некоего яркого и фееричного действа, поставить это самое действо и сдать его высокой комиссии, надеясь на ее милость. И вот тут, уже на этапе мыслей о дипломе возникала куча вопросов. Где искать площадку? Где искать людей, готовых поучаствовать в моем шоу? Как все организовать? Я тогда понятия не имела, с какой стороны подойти к этой задаче. Но падать духом не собиралась и начала оглядываться кругом в поисках подходящего места для применения полученных за пять лет знаний.

И надо же такому случиться, что прямо под окнами коммуналки, где я тогда жила, обнаружился центр детского творчества «Сокол». Я туда заглянула, увидела детей, бегающих по коридорам, и подумала: о, вот тебе сразу и площадка, и артисты – детей я всегда любила и умела с ними обращаться. Пришла к директору центра Валентине Евдокимовой и говорю: «У меня есть замечательная идея! Можно я для ваших воспитанников организую представление под названием „Принцесса и рыцари“?» Валентина Григорьевна страшно удивилась – обычно все-таки к ним с такими предложениями с улицы не заходили, но тем не менее разрешила мне мой эксперимент: «Да, пожалуйста!»

Время тогда было тревожное, Советский Союз разваливался на куски, и о работе с детьми никто уже особо не думал – выжить бы. А тут доброволец нежданно нарисовался. В общем, в творческих порывах меня никто не ограничивал.

Получив добро, я принялась за дело. Вышло у нас тогда что-то вроде конкурса «А ну-ка, девушки! А ну-ка, парни!» с театрализованным уклоном. Детям, участвующим в моем небольшом шоу, надо было спеть, станцевать, показать знание хороших манер и этикета. Все были молодцы, все справились. Получилось замечательное, смешное и яркое представление, которое понравилось и зрителям, и участникам. Моим преподавателям из Института культуры – тоже, поэтому за свою курсовую работу я получила пятерку. А самых ярких из детей привлекла потом и к своей дипломной работе – ретро-программе, которую поставила на ВДНХ.

Получив заветную корочку, долго не раздумывала – решила остаться работать в центре «Сокол».

Идей у меня была масса: можно было и театральный кружок организовать, и изобразительный. Но остановиться все-таки решила на одной: набрать детей в музыкальную группу.

Написала от руки объявление, мол, разыскиваются дети, любящие петь и танцевать, приходите скорее. Повесила его на дверях центра. Стала ждать. Через некоторое время у меня в группе уже были Алена и Юля Малиновские, Женя Тремасова со старшей сестрой, Влад Топалов и еще несколько человек – все ребята жили по соседству и все давно мечтали попробовать свои силы если не на эстраде, то хотя бы на маленькой сцене в детском клубе.

Мы начали заниматься и довольно быстро поняли, что просто пение – это скучно, никакого драйва. А мне непременно надо было куда-то девать свою креативную, как теперь говорят, энергию. И родилась идея: под каждую песню, которую мы разучиваем, изобретать небольшие номера. Ставить танец или даже придумывать какую-нибудь драматическую зарисовку. Сейчас это называется «делать шоу», но тогда еще таких слов не знали. Особенно в детском творчестве.

Через два месяца у нас уже было готово и отрепетировано три песни. Мы выступили с небольшим концертом в нашем доме творчества и – о чудо! – получили предложение, от которого не могли отказаться.

«А не выступить ли вам перед серьезной публикой? – спросило меня руководство „Сокола“. – Скоро в Киноцентре Ролана Быкова пройдет сборный концерт, давайте мы вас туда определим?» Я с радостью согласилась. Много лет спустя, когда меня в каком-то интервью спросили: «А какого числа у „Непосед“ день рождения?» – я задумалась и вспомнила именно этот день, 12 апреля – наше первое выступление перед широкой публикой.

Там же, в Киноцентре Быкова, произошла и одна из тех судьбоносных встреч, которая определила дальнейшую судьбу коллектива – нас заметил композитор Юрий Моисеев. Понятия не имея о том, что он там будет, мы именно его песню приготовили для выступления. По чистой случайности. А надо сказать, что Моисеев был не только известным детским композитором, но и главным редактором радиостанции «Смена». Познакомившись поближе, мы постепенно стали завсегдатаями у него в эфирах, у нас появилась там своя передача – «Детскотека», которую вели Юля Малиновская и Сережа Лазарев.

Нами стали интересоваться не только слушатели, но и люди, от которых зависел только зарождавшийся тогда российский шоу-бизнес. «Непосед» приглашали на творческие вечера, мы познакомились со многими композиторами и поэтами, которые наперебой предлагали исполнить их песни. В общем, творческая жизнь била ключом. Но мне всегда было мало того, что есть, хотелось стремиться к большему. И я решила штурмовать следующую вершину – телевидение.

Открыла справочник «Желтые страницы», нашла там раздел: «Центральное телевидение, Детская редакция». И набрала номер: «Здравствуйте, я Лена, руковожу детским коллективом, хочу, чтобы вы нас послушали». Такой вот потрясающий по своей наивности звонок. А трубку по чистой случайности взяла редактор очень популярной в то время музыкальной программы «Веселые нотки» Кира Веньевна Чен – легендарный человек, можно сказать, родоначальница всей нашей детской эстрады.

Я представляю, сколько подобных звонков она выслушивала даже не ежедневно – ежечасно. Но я была настойчива, звонила снова и снова. В конце концов она сдалась: «Где вы находитесь? На Соколе? Ладно, так уж и быть. Я на Войковской живу. Если получится – загляну». Мне тогда показалось, что Кира Веньевна просто так эту фразу произнесла, в надежде, что я от нее отвяжусь.

Но однажды она действительно появилась на пороге нашей студии. Рассказывала потом: «Еду в метро, слышу: „станция Сокол“ – и вдруг вспомнила про вас, решила все-таки зайти в гости. А ты меня сразу повела в какой-то темный подвал! Потрясающее гостеприимство!» Да, повела. А куда мне было деваться? У нас в подвале стояли микрофоны, только там можно было показать товар лицом, несмотря на всю неприглядность помещения. Продемонстрировали мы ей несколько номеров, она смотрит – детки-то симпатичные, смешные детки, обаятельные, одобрила нас, пригласила спеть в «Веселых нотках».

После первого выступления Кира Веньевна нас оценила и предложила выступить еще раз. Полюбила нас и главный режиссер программы Римма Александровна Мишина. Она взяла в эфир много наших замечательных номеров, а Алину Топалову даже пригласила вести «Веселые нотки».

Через несколько месяцев, тоже благодаря Кире Веньевне мы попали в программу «Утренняя звезда», которую вел уже тогда легендарный и заслуженный Юрий Николаев. Вот тогда нас и узнала вся страна! С момента, когда я приклеила на дверь центра творчества объявление о наборе ребят в музыкальную группу, до первого выхода «Непосед» в эфир «Утренней звезды» прошло меньше года. В это сложно поверить, это практически нереально, но, видимо, я так сильно хотела, чтобы «Непоседы» появились на свет, столько желания было послано в космос, что оно осуществилось.

Само название «Непоседы» родилось, кстати, далеко не сразу. Я мучительно раздумывала, как бы нам назвать свой замечательный коллектив, но ничего интересного и оригинального в голову не приходило – хоть убей. И тогда в конце концов был объявлен конкурс среди наших студийцев: «Кто принесет лучшее название, тот и будет молодец!» Ребята старались как могли. Вариантов была масса: тут тебе и «Зайчики», и «Птички», и пресловутые «Веселые нотки». Спас положение папа близнецов Спицыных – ходили к нам такие смешные мальчишки, пришел, посмотрел на всех нас и говорит: «Так они же непоседы! Давайте так и назовем». Решение было принято единогласно.

Совет первый

Что такое талантливый ребенок?

Я совершенно точно уверена, что неталантливых детей не бывает. Все без исключения дети чем-то одарены, каждого Бог чем-то наградил. Но у одних ярко выраженные способности проявляются рано, у других, увы, не раскрываются совсем. Вовремя выявить в маленьком человеке задатки музыканта, художника, спортсмена или авиаконструктора и помочь им развиться – задача родителей.

Если ваш ребенок с малых лет поет, декламирует и уже пытается выступать, значит ли это, что его непременно нужно отдавать в артисты? Я двадцать пять лет занимаюсь воспитанием и обучением именно артистически талантливых детей и, наверное, могу уже поделиться с вами своими наблюдениями и советами.

Начнем с ответа на вопрос: что же такое юный талант? Харизматичный красавчик с идеальным слухом и голосом, потрясающей пластикой, естественно и органично смотрящийся на любой сцене, – такого артиста видят в своих радужных снах продюсеры и руководители творческих коллективов. Но наяву такой комплект качеств встречается редко. Да и нужен ли он?

Лично я, наблюдая за детьми, которые приходят на кастинг в «Непоседы», первым делом смотрю в их глазки. На образ в целом. Да, хорошо бы, чтобы у ребенка были в наличии слух и голос. Но я точно знаю, что петь можно научить любого человека. Даже так называемые «гудошники» – ребята, у которых полная раскоординация слуха и голоса, при определенном упорстве добиваются результатов и даже становятся солистами.

Чувство ритма? Пластика? Хорошо, когда они врожденные. Но я много раз наблюдала, как совершенно непластичные дети, напрочь, казалось бы, лишенные чувства ритма, начинают со временем неплохо танцевать.

Даже если категорически не получается ни то, ни другое – из ребенка может вырасти неплохой ведущий, способный в течение часа и больше удерживать на себе внимание огромного зала.

Внешность малыша вообще не имеет значения: во-первых, некрасивых детей не бывает в природе, а во-вторых, красота – понятие настолько субъективное, что о нем даже говорить не стоит. Тем более что с годами дети все равно сильно меняются, а рисовать портреты «десять лет спустя» никто пока не научился.

Для меня самую важную роль играют взгляд, органика и сценическая харизма ребенка. А также его настрой. Если у ребенка в глазах огонь, если он готов свернуть горы, если он действительно хочет добиться поставленной цели – он ее добьется. А если взгляд потух, плечи ссутулились, голова опущена и малыш всем своим видом показывает: «Оставьте все меня в покое!» – то его не спасет ни слух, ни голос. Бесполезно.

Очень важно, чтобы ребенок не боялся свободно себя выражать. Не раз я наблюдала, как очень способные дети, работая с полной отдачей на репетициях, на сцене как будто выключаются и начинают бояться, прятаться за спины товарищей. Это поправимо. Поведению на сцене можно научить, а со страхами поработать.

Но самые ценные таланты для нас те – у кого горят глаза, кто на сцене, что называется, кайфует и как будто бы родился на ней. Вот это действительно природный дар и талант!

История вторая

Наш крестный папа – Юрий Николаев

Юрия Александровича Николаева можно смело назвать крестным папой «Непосед»: он в жизни коллектива сыграл просто колоссальную роль, а его программа «Утренняя звезда», которую Юрий Александрович придумал и вел много лет, стала нашей стартовой площадкой. И еще какой площадкой! Многие о такой только мечтать могут.

Попали мы туда благодаря все той же Кире Веньевне Чен, которую Николаев в то время пригласил поработать вместе с ним над новой передачей. Кира Веньевна, отсмотрев первую партию конкурсантов, предложила пригласить на съемку и нескольких уже известных ей талантливых ребят – так на «Утреннюю звезду» попали наши тогдашние звездочки: Юля Малиновская, Женя Тремасова и Сева Полищук. Первый раз они появились на съемочной площадке на общих основаниях, проходили кастинг, как и тысячи мальчиков и девочек, приезжавших тогда на конкурс со всей страны. Не могу сказать, что мои ребята в те времена пели как-то особенно хорошо. Средненько пели, честно говоря. Даже по тогдашним меркам. А уж с сегодняшними солистами «Непосед» их и сравнивать было нельзя. Но у них был неоспоримый козырь: каждая песня, которую они показывали жюри, сопровождалась грамотно поставленным интересным номером. И это, несомненно, выделяло Юлю, Женю и Севу среди других претендентов.

«Утренняя звезда» была очень сложным многоступенчатым конкурсом. Там были отборочные туры, затем одна тридцать вторая финала, одна шестнадцатая, одна восьмая, четвертьфинал, полуфинал, и пока ребенок доходил до финиша, его в течение года много раз показывали в эфире главного канала страны. А поскольку нашим детям жюри неизменно ставило хорошие баллы, никто из «Непосед» не выбыл из игры до финала, а значит, мы продолжали сниматься и безвылазно находились на площадке.

И Николаев, как говорится, нас приметил. Сначала увидел и запомнил участников конкурса, а потом и их руководителя, тогда еще молодую и неопытную Лену Пинджоян, которая как электровеник носилась за кулисами, не отходя от детей ни на шаг, готовя, разминая, настраивая, репетируя.

Помню, однажды я поругалась с мамой одной нашей участницы, явно переусердствовавшей с гримом дочери. Пришлось объяснять, что получилось слишком вульгарно для маленькой девочки, а мы такого не приветствуем. Юрий Александрович услышал наш диалог и специально подошел посмотреть, что происходит. А он, надо сказать, тоже всегда был яростным противником детского макияжа и регулярно отправлял участниц прямо со съемочной площадки в туалет, смывать тушь и румяна. Иногда к рукомойнику стройными рядами шли целые коллективы, а вслед их руководителю неслось гневное николаевское: «Как вы можете, вы же педагог, неужели вы считаете, что это красиво?!» В общем, в этом вопросе мы с Николаевым оказались абсолютно солидарны, на чем и сошлись. А потом нашли и другие общие темы для разговора. Оказалось, маститому телеведущему и начинающей руководительнице детского коллектива есть что обсудить.

Для меня и для всех наших детей съемки в «Утренней звезде» стали очень серьезной профессиональной школой. Николаев был бесподобен. Он научил «Непосед» очень многим фокусам, которые потом пригодились им и в жизни, и на сцене.

Юрий Александрович вошел в нашу жизнь не один. Рядом с ним всегда незримо присутствовала муза, друг, советник – его супруга Элеонора Александровна, преданнейшая Ляля. «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», – гласит английская пословица. На самом же деле, в оригинале выходит, что «за каждым успешным мужем стоит измотанная женщина». Но «измотанной» Ляля нам не казалась никогда. Всегда ухоженная, яркая, образованная, внимательная, улавливающая малейшее движение воздуха вокруг любимого супруга, будто только что сошедшая с обложки глянцевого журнала, такой предстала перед нами Ляля. Ее главное свойство – всегда излучать покой и редкий, удивительный интерес к жизни.

Самый важный урок, который нам преподал Юрий Александрович: ребенок даже на большой сцене должен оставаться ребенком. Даже если он умеет многое и готов вести себя как профессионал, не надо делать из него маленькую копию взрослого. Ни в костюме, ни в репертуаре, ни тем более в макияже! Другой важный момент – быть органичным. Непосредственным. Естественным.

«Если ты вышел на сцену и что-то пошло не так (забыл слова, запнулся, поскользнулся, упал, пошел не туда) – будь добр, поверни это так, чтобы зритель был уверен: ты знаешь, что делаешь! Оберни все в шутку, сделай вид, что так и было задумано, что это такой гениальный режиссерский ход».

Еще Николаев обожал экспромты, но при этом как профессионал высшей пробы был уверен, что экспромт получится тем удачнее, чем лучше он подготовлен. Поэтому третье правило Юрия Александровича – к любой съемке, любому концерту надо тщательно готовиться. За час до команды «Мотор» на площадке «Утренней звезды» в обязательном порядке собиралась планерка, где присутствовали все службы: и режиссер, и ведущие, и осветители, и гримеры. Он проверял каждый микрофон, каждый провод, камеры, свет – все было под контролем.

Рядом с ним всегда была режиссер программы – Татьяна Константиновна Михайлова, правая рука Юрия Александровича, проводившая много часов на ногах, репетируя с маленькими и большими участниками программы. Она была профессионалом высшей категории. Ее принципиальность и внешняя суровость, за которой скрывалось доброе, любящее детей сердце, не могли оставить меня равнодушной. Я с восхищением наблюдала за ее работой и жадно училась всему новому.

За свою жизнь я принимала участие в записи колоссального количества телевизионных программ, но ни разу не видела такой слаженной работы, которую демонстрировала команда «Утренней звезды». Николаев умел выбрать правильных людей, стопроцентно преданных своему делу, и сплотить их вокруг себя. И был той самой головой, которая управляла всем организмом.

Но основная сложность, конечно, заключалась в том, что в программе участвовали дети, причем совсем маленькие, а съемки – процесс изматывающий даже для взрослого закаленного человека. Да, они были нечасто – раз в два месяца, но писалось сразу двадцать программ: по две программы в день 10 дней подряд без выходных и праздников. Дети и взрослые находились на площадке с 7 утра и до 10 вечера. Это не просто работа, это пахота. И, понимая, как сложно ребенку выдержать такой график, Юрий Александрович настаивал на том, чтобы у всех было железное расписание. Обязательно объявлялись перерывы на отдых и на обед, и не было таких форс-мажоров, которые могли бы изменить устоявшийся ход вещей.

Совет второй

Когда и как можно распознать талант у вашего ребенка?

Начинать заниматься с ребенком можно с самого рождения, тут никаких ограничений нет. Равно как и нет ограничения и в выборе направления для развития. Это не хорошо и не плохо, главное понимать, что в ближайшие несколько лет вы не сможете понять, на чем именно стоит сконцентрировать педагогические усилия. Акушер, передавая вам новорожденного, никогда не скажет, обогатился ли только что мир новой эстрадной звездой, гениальным математиком или великим полководцем. Никто не знает, пробудятся ли в нем гены бабушки-балерины или дедушки-художника. Да и в группы детского развития обычно малышей берут всех без исключения, потому что лет до 4 лет вообще невозможно определить, из кого что вырастет. Дети меняются прямо на глазах, и вчерашний увалень вдруг начинает танцевать, а ребенок, который не спел в своей жизни ни одной ноты, поет как соловей.

На этом этапе родителям стоит в первую очередь сделать одно – погрузить ребенка в среду, которая впоследствии поможет воспитать в нем тягу к какому-то виду творчества. Если хотите привить своему чаду любовь к музыке – пусть в его комнатке с самого начала звучат хорошие классические композиции. Пусть у него будет много погремушек, поющих кукол, а потом появятся и более сложные музыкальные игрушки. Если у ребенка есть какие-то врожденные способности, все это поможет ему научиться чувствовать ритм, отличать наигранную мелодию от просто нестройного бренчания, подхватывать звучащую песенку, интуитивно попадая в нужные ноты. А еще совсем не лишним будет обращать его внимание на красивые картины, красивые дома на улице, красивые цветы на клумбе у подъезда и красивых птичек в парке. Развитое эстетическое чувство совсем не помешает даже будущему инженеру и уж точно пойдет на пользу будущему артисту.


А вот лет с 4–5 уже можно проводить более-менее серьезные проверки и кастинги. Для начала – поводить ребенка по разным творческим студиям и посмотреть, что его больше заинтересует и что лучше будет получаться.

Методики оценки способностей в каждом коллективе разные. У нас в «Непоседах» первым делом проверяют слух и чувство ритма. Происходит это так: родителей мы оставляем в раздевалке, чтобы они нам не мешали. Берем детей и идем с ними в большой зал, там рассаживаем и знакомимся. Потом включаем музыку, чтобы детки расслабились и немного потанцевали. А сами за ними осторожно наблюдаем, оцениваем, насколько тот или иной ребенок ритмичен и пластичен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу