Полная версия
Москва пешком. Самые интересные прогулки по столице
Олег Рассохин
Москва пешком. Самые интересные прогулки по столице
© О. Рассохин, текст, 2013
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2013
От автора. Живой город. 10 тем для размышлений
О Москве известны сотни мифов. Один из новейших утверждает, что в этом городе можно сделать блестящую карьеру, зарабатывать большие деньги, но просто жить здесь невозможно. Слишком трудно, шумно, напряженно. Отчасти это правда. Москва, как и всякий мегаполис, город сложный. Но он может быть другим – внимательным и романтичным; уютным, светлым и совершенно беззаботным. Вы легко увидите его таким за столичным парадным фасадом. Было бы желание.
И удивитесь, но в нашем большом, сильно заасфальтированном городе можно гулять пешком!
Причем интересные маршруты существуют в каждом районе. Рядом с домом, по дороге на работу, при выходе из любой станции метро.
Надо только отказаться от вечной суеты и машин. Почувствовать себя немного туристом, как бы (памятуя о мифах) это ни было сложно представить.
…Мы предлагаем вам десять оригинальных маршрутов, условно разделенных на разные темы. Блеск и гламур в одном, великие имена в другом, история XVIII века и ностальгия по 1960-м соединяются в нить на третьем…
Собор Василия Блаженного
Во всех указанных местах можно создать и десять, и сто маршрутов. Это как увлекательная разноцветная мозаика, в которой все детали любой из нас составляет сам как хочет.
Но выбранные десять дорог представляют главное: основу ваших будущих путешествий. Мы попытались совместить красивые виды, интересные и полезные факты из прошлого и настоящего. И без особого труда соединили все точки по-московски сложной траектории, лишь изредка касаясь шумных магистралей.
Мы отправляемся в большое путешествие. Но не к дальним морям и странам, а по любимому городу, в котором вас ожидают открытия не менее приятные и увлекательные.
Стоит только познакомиться с ним ближе. Отнестись со всей деликатностью и уважением. И без взаимности вы не останетесь. Обещаем…
Маршрут № 1. Москва не в глянце
Город, затерянный во двориках и переулках за границей Садового кольца, полюбят те, кто ищет старую, не тронутую временем Москву. Она здесь есть. И это большое чудо.
Графские развалины//Гороховое поле//Храм на Басманной//Сад и Ленин//Здесь был Пушкин//Здесь были все//Елоховский собор//Дорогами Петра//Парижское признание
Маршрут, который мы предлагаем вам под номером 1, в самом начале покажется немного странным. Наш путь пройдет через Курский вокзал, длинный мрачноватый переход и выведет на глухую привокзальную улочку. Но, поверьте, это того стоит. Ощущение не похожего ни на что города мы вам гарантируем с самого начала пути. Причем все это в пределах одной остановки на метро от стен Кремля.
Итак, отправляемся на ст. м. «Курская». Выходим из метро по указателям на улицу Казакова и к Театру им. Гоголя.
Далее вам надо миновать строй торговых киосков и несколько недорогих заведений общепита. Учитывая, что в местных кварталах полно студентов и людей творческих профессий (рядом несколько вузов, музыкальные репетиционные базы и множество галерей), советуем обратить внимание на местную публику. Окружающее пространство, особенно по вечерам, выглядит весьма впечатляюще. В выходные же и праздничные дни из-за наличия в районе ночных клубов вся округа превращается в гудящий веселый поток даже глубокой ночью.
Справа от вас, за железными воротами, окажется вход на промзону «Арма» (Нижний Сусальный переулок, дом 5, проход по предъявлении паспорта). Еще десять лет назад это была полузаброшенная заводская территория. Теперь – одна из самых модных точек Москвы. На «Арме» существует несколько ночных дискотек, кафе и необычные магазинчики. Например, магазин специализированной электронной музыки, возле которого летом устраиваются музыкальные вечеринки. Или магазин свежих деревенских продуктов, где можно записаться на дегустацию фермерских изделий.
Другими словами, на территорию «Армы» нужно зайти обязательно, хотя бы просто из любопытства. Если же что-то заинтересует, то популярные сайты и журналы о досуге помогут вам сориентироваться в выборе местных заведений более детально.
Театр им. Гоголя
После «Армы» мы оказываемся на перекрестке дорог. Слева возвышается башня студенческого общежития, за ним особняк Театра им. Гоголя.
Вы заметили, как все изменилось? Вид улицы, перспектива, сама атмосфера окружающего пространства. Мы в старом городе. Причем, повторимся, довольно необычном.
Район от Курского вокзала до метро «Бауманская» удивителен весь целиком. Это редкий для Москвы случай, когда окружающая панорама не менялась веками. Да, конечно, здесь есть наследие советского прошлого и новые вкрапления современности. Но в целом территория сохранена. Тем более по сравнению с остальной центральной частью города.
ИМЕНЕМ ГОГОЛЯ
Год рождения театра – 1925-й. Первоначально Театр драмы и комедии под руководством К. Голованова был призван работать для зрителей-железнодорожников. Театр несколько раз менял название. В 1935 году он стал Московским, позже – Центральным театром транспорта, а в апреле 1959 года был назван именем Н. В. Гоголя, в честь 150-летия со дня рождения писателя. В разные годы художественными руководителями театра были народные артисты России, среди них Б. В. Голубовский, И. Я. Судаков. На сцене театра шли пьесы А. Островского, Н. Гоголя, О. Уайльда, С. Моэма, В. Шкваркина, А. Платонова, Л. Вернейля и других драматургов в постановках молодых режиссеров театра.
С 1987 по 2012 год театром руководил Сергей Яшин. Летом 2012 года Сергея Яшина сменил модный и талантливый режиссер Кирилл Серебрянников. Ждем новостей.
Театр расположен по адресу: ул. Казакова, 48а, с 1943 года.
http://www.gogoltheatre.ru. Касса работает с 12.00 до 19.00. Телефон: (499) 262-92-14.
Направляемся по улице Казакова в сторону большой усадьбы.
До войны эта улочка имела другое название – Гороховая, по имени государева Горохового двора. Переименовали ее в год 200-летия со дня рождения известного русского архитектора Матвея Казакова. Казаков построил на этой улице церковь, которую мы с вами скоро увидим.
Слева от вас особняк с большим парадным входом. Дом № 15. Сегодня здесь находится Государственный университет по землеустройству.
По правой стороне начинается комплекс зданий Министерства туризма и спорта. Центральная его часть расположилась в бывшей усадьбе графа Разумовского (дома № 18–20).
Здание с парадным подъездом и двумя флигелями было построено в конце XVIII века архитектором А. А. Менеласем.
Флигель дворца на ул. Казакова
В начале XIX века эта усадьба была самым примечательным объектом всего района за Земляным валом. Граф Алексей Кириллович Разумовский летом часто устраивал балы, и Гороховая на время превращалась в центр светской жизни Москвы.
Но содержание дворца и огромного парка с беседками, прудами и большим садом, спускающимся к Яузе, обходилось слишком дорого. Хотя усадьба еще долго оставалась в центре внимания общественной жизни (в 1826 году во время коронации Николая I здесь останавливалась вдовствующая императрица Мария Федоровна со свитой, в 1829 году в разумовском дворце поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, и многое другое), со временем территория пришла в запустение. Тем более что сын графа Разумовского Петр, которому принадлежала усадьба после смерти отца, постоянно жил за границей и московскими делами интересовался мало.
Более того, Петр Разумовский залез в такие долги, что великолепную усадьбу пришлось в итоге продать за бесценок некоему купцу из Одессы. Но и он довольно быстро поспешил отделаться от имущества и перепродал ее Московскому опекунскому совету. Опекуны открыли в усадьбе «приют для призрения сирот чиновников, умерших от холеры». С тех пор в продолжение почти всего XIX века в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ул. Казакова, 18, стр. 2
Телефон: (495) 995-35-50
www.museumsport.ru
После революции здесь несколько лет располагался Московский институт физической культуры вместе с общежитием и учебными аудиториями. На месте усадебных прудов и большей части парка появились спортплощадки.
В 1980-е в здании усадьбы находились различные организации Госкомспорта СССР.
В наше время дворец пережил настоящую катастрофу. Около десяти лет здание реставрировали. Под финал реставрации, в конце 1990-х, в помещениях произошел разрушительнейший пожар. Восстановительные работы затянулись еще на несколько лет.
При усадьбе сохранилась часть большого графского парка, но сегодня пройти на его территорию вряд ли получится, так как усадьба закрыта для посторонних.
Однако в здании есть музей, который можно посетить бесплатно с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00, по предварительной договоренности.
Улица дарит нам еще два интересных архитектурных объекта. Напротив усадьбы находятся дом № 23 (флигель жилого дома, построенный в 1892 году архитектором Н. Д. Струковым) и дом № 29 – Доходный дом (1910 год, архитектор Н. П. Евланов). Общий вид, таким образом, дает полное представление о том, как выглядела Москва столетие назад.
Итак, мы подошли к храму, построенному Матвеем Александровичем Казаковым в 1790-х годах. Храм Вознесения на Гороховом поле.
С уверенностью можно сказать, что этот храм отображает трехсотлетнюю историю всей страны. Так как еще в допетровские времена здесь проходила дорога в загородные дворцы кремлевских обитателей, то вся местность по дороге от Покровки до Яузы активно обустраивалась. В соседних кварталах выросла Немецкая слобода. А одним из первых зданий на Гороховом поле (здесь действительно рос сладкий горошек, который подавали к царскому столу) стала деревянная Вознесенская церковь. Ее перестроили при Алексее Кирилловиче Разумовском в конце XVIII века. Деньги на строительство выделил сосед графа Разумовского, богатый и влиятельный горнодобытчик Н. А. Демидов. Церковь получилась великолепной! Казаков построил лучший образец раннего московского классицизма, в котором просматриваются западноевропейские архитектурные черты. Так, например, пространство храма вытянуто в длину по подобию европейских базилик. А колокольня-шпиль украшена сверкающими звездочками. Красивая, необычная для здешних мест церковь, построенная на холме, сразу же стала центром всего большого района у Яузы.
Храм Вознесения на Гороховом поле
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ НА ГОРОХОВОМ ПОЛЕ
http://hramnagorohovom.narod.ru/
Старообрядческая церковь
В 1800 году в Вознесенской церкви был крещен великий актер и первый русский трагик Павел Мочалов, бывший крепостной Николая Никитовича Демидова.
Прихожанами церкви были Пушкины. Дядя великого поэта Сергей Львович крестил здесь сына Михаила. Бывал здесь и сам Александр Сергеевич, гостивший некоторое время у своих родственников на соседней Басманной улице.
Вознесенская церковь упоминается на страницах романа «Война и мир» Льва Толстого. Считается, что именно в ней молилась Наташа Ростова.
Церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых. После революции храм долго оставался действующим, вплоть до 1933 года. После закрытия священники церкви были арестованы и расстреляны: новомученик Петр Иванович Канардов – в Казахстане, новомученик, протоиерей Дмитрий Баянов – на полигоне Бутово. Здание было передано под мастерские. Во время войны здесь было открыто бомбоубежище, а затем зал Театра им. Гоголя… В 1960-х годах здание немного отреставрировали и передали Государственному хору Московской областной филармонии. В начале 1990-х церковь вернули верующим.
Сегодня среди особо чтимых местных святынь – крест-мощевик с частицами мощей святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского; икона «Нечаянная Радость» и Державная икона Божией Матери.
В наше время Вознесенский храм стал центром почитания государя Николая II. Здесь пребывала мироточивая икона Николая II, написанная до прославления царя и прежде бережно хранившаяся в частном доме. Мироточение началось 7 ноября 1998 года, точно в годовщину революции, через несколько дней образ перенесли в храм. В Вознесенский храм стекались толпы паломников – чудо восприняли как знак грядущего прославления государя и прощения русского народа за богоотступничество. Здесь же служились панихиды по убиенным царственным мученикам.
Сейчас в храме есть икона царя-страстотерпца, подаренная настоятелю на день ангела, и другой образ государя со святыней – вправленной щепочкой с частицей крови из Ипатьевского дома.
Мы немного задержались возле этого храма, но иначе невозможно…
Сейчас поворачиваем налево и проходим в Токмаков переулок, названный так в честь домовладельца, проживавшего на этой улице во второй половине XVIII века.
Дома № 21–23 – городская усадьба XVIII–XIX веков. Восстановлена после пожара 1812 года в 1816 году.
До 1771 года первое деревянное здание усадьбы принадлежало прапорщику Н. Е. Струйскому – поэту и издателю, потомку князей Шуйских. В 1771 году усадьбу купил надворный советник Петр Борисович Белавин, который возвел новые каменные постройки.
Затем усадьба, разделенная на две части, перешла во владение купцов 1-й гильдии Варенцовых и Четвериковых (до Октябрьского переворота 1917 года). В наши дни купеческая традиция продолжается. В 2007 году памятник архитектуры восстановили силами Общества купцов и промышленников России. Теперь там находится офис Общества.
Гороховский переулок
Видите с правой стороны большой белый жилой дом (торцом к нам) образца 1970-х (№ 13)? Он здесь смотрится странно, но нам он и не нужен. Нам нужно пройти во внутренний двор этого дома.
Во дворе дома – редчайший экземпляр истории и архитек-туры. Здание Старообрядческой церкви.
Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке – это первая старообрядческая церковь поморской общины, возведенная после манифеста о веротерпимости 1905 года. Построена она в 1908 году на средства общины, в числе которых были семьи Зиминых и Морозовых, архитектором И. Е. Бондаренко в стиле северных (или древнепсковском стиле) церквей – с колокольней под кровлей.
Дворики Гороховского переулка
Храм закрыли в 1930 году. Помещение отдали сначала детскому театру, затем швейной фабрике.
Долгие годы историческое здание приходило в упадок.
И только в середине 1990-х храм поставили под государственную охрану и передали новопоморской общине.
Сегодня реставрация, проводимая на средства общины, продолжается.
По четвергам вечером совершаются старообрядческие молебны.
То, что церковь не разрушили во время строительства жилого дома, – это просто чудо. Нам остается лишь благодарить тех москвичей, которые много лет назад встали на ее защиту.
Возвращаемся в Токмаков переулок.
После жилого комплекса (дом № 12, как ориентир – большой продуктовый магазин на первом этаже) сворачиваем налево и попадаем в тихий и необыкновенно уютный Гороховский переулок.
Английский замок. Или Школа акварели
Идите вперед, но не спешите. Полюбопытствуйте, загляните во дворы жилых домов. Детские площадки, цветники и газоны, тишина. Такое теперь редко встретишь в Москве. Похоже на картинку из старого фильма, своеобразный привет из безмятежного прошлого…
По ходу нашего движения с правой стороны два строения: доходный дом № 23, 1913 года, архитектор М. М. Черкасов; и № 19 – особняк В. А. Лемана (спрятан новыми хозяевами в глубине сада), постройка 1898 года, архитектор А. Э. Эрихсон. Купеческий жилой дом (№ 14, напротив) позапрошлого века арендовала редакция журнала «Международная жизнь».
Еще один архитектурный сюрприз. Похожий на элегантный английский замок дом № 17. Школа акварели Сергея Андрияки, рекламу которого вы наверняка встречали на подходах к Курскому вокзалу. Помимо обучения в школе проходят выставки и концерты, а по будням работает кафе (с 12.00 по 17.00).
Школа акварели открылась в 1999 году, в здании детского лютеранского приюта, спроектированного английским архитектором Геппенером веком раньше.
Далее по левой стороне будут два особняка XIX века. Дом № 12 – ныне посольство Эквадора. И дом № 10 – пристройка к зданию женской гимназии В. Н. фон Дервиз (1901 год, арх. В. В. Шервуд).
ШКОЛА АКВАРЕЛИ СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ
Гороховский пер., 17. Время работы Музейно-выставочного комплекса: 11.00–19.00. Выходные – понедельник и вторник. Третье воскресенье каждого месяца – вход бесплатный.
www.andriaka.ru
Напротив дома № 10 несколько жилых домов XX века. В том числе странно смотрящаяся на старинной улице 14-этажная башня начала 1970-х. Но всю картину спасают скверы и детские площадки, вид которых привносит в окружающее пространство полное умиротворение.
Далее, рядом с Малым Демидовским переулком, главный дом усадьбы А. Е. Александрова (№ 6), конец XVIII века. Здание охраняется государством. Напротив него обычная советская постройка полувековой давности, добротная и неприметная. В настоящее время в нем базируется Управление социальной защиты населения.
Рядом справа дом № 7 – особняк А. Б. Клеопиной, 1905 год. Архитектор Т. Я. Бардт.
За переулком все пространство по левую сторону занимает масштабная усадьба – с торжественной парадной и вместительными боковыми флигелями, принадлежавшая горнозаводчику Демидову (№ 4), 1789–1791 годы, архитектор М. Ф. Казаков.
После Демидовых начиная с 1858 года в здании размещается Школа межевых топографов, с 1873 года – Московский межевой институт. В советские годы центральный фасад (уже Института инженеров геодезии) получил дополнительный декор в виде герба с серпом и молотом и красной звездой. Но в целом здание сохранило свой изначальный вид. Так же как и дом напротив, № 3 – главный дом городской усадьбы К. И. Доброхотова, 1782 год.
Демидовские дворцы
Оставляем позади Гороховский и выходим из тихого очаровательного квартала на шум машин. Перед нами Старая Басманная улица.
Мы вышли к величественному храму Никиты Мученика, который был построен в 1751 году архитектором Д. В. Ухтомским. Расположен храм на месте деревянной церкви, возведенной еще при Василии III, в 1517 году, в память пребывания в Москве иконы Владимирской Богоматери, с освященными в ней приделами великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. Храм, как и несколько дворянских особняков, уцелел во время бушевавшего пожара 1812 года. В советское время на Старой Басманной появилось несколько новых зданий (больше всего вблизи Садового кольца, мы идем в обратную сторону от него). Но общий вид древней улицы сохранился. Это старая дореволюционная малоэтажная Москва.
Храм Никиты Мученика
Странно, но Басманная слобода фактически никогда не вписывалась в туристические маршруты. Между тем в центральной ее части – огромное количество памятников истории и архитектуры. Про храм мы вам рассказали. Перейдем по пешеходному переходу на противоположную сторону улицы. Видите дом с резными окнами? Дом № 15 – усадьба Голицыных, построенная в XVIII веке на основе Путевого дворца Василия III. За ним с 1920 года находится единственный зеленый уголок в округе – сад им. Баумана. Под этим революционным названием сад существует до сих пор. Очень приятное место: концертная площадка, похожая на ту, которая попала в кадры фильма «Покровские ворота», рестораны, летняя веранда и главная достопримечательность парка – декоративный каменный грот.
ЮНОСТЬ ПЕТРА
Старая Басманная улица (до 1730-го просто Басманная) проходит от улицы Земляной Вал на Садовом кольце до площади Разгуляй. Она является центром Басманной слободы, давшей имя современному Басманному району.
Существует две версии появления названия. По одной из них, здесь жили пекари, выпекавшие особый казенный хлеб «басман», который поставляли по царскому заказу в войска. По другой версии, здесь «басмили» местные ремесленники. То есть создавали узорные украшения на металле и коже.
Улица примечательна тем, что в XVII веке по этой слободе проходила главная дорога из Кремля (через Маросейку и Покровку) в царские загородные села Покровское на Яузе и Преображенское. Особое развитие это направление получило в 1690-х годах, когда в Преображенское стал ездить молодой Петр I. В слободе появились усадьбы и дворцы московской знати (Голицыны, Куракины, Салтыковы), близость Немецкого поселения в Лефортово также повлияла на местную застройку и состав населения.
По плану 1739 года сильно разросшаяся слобода была реконструирована по царскому указу в новом стиле, не свойственном старой Москве. Пространство между Старой и Новой Басманными улицами было поделено на несколько относительно равных по площади земельных участков. Старые разрозненные постройки были снесены, а новые дома выстроились в одну сплошную линию – «как в Европе». О чем и мечтал царь Петр.
Особняк Голицыных
Сад выводит на Новую Басманную. Но мы возвращаемся на Старую и идем далее.
Далее № 17 – главный дом городской усадьбы И. К. Прове, 1892 год, архитектор К. В. Трейман. Вслед за ним дом № 19 – усадьба XVIII–XIX веков. Флигель построен в 1902 году архитектором П. К. Микини. Дома № 21/4 – когда-то усадьба Куракиных, архитектор Р. Р. Казаков (1790-е годы). В 1836 году она была перестроена под размещение Константиновского межевого института архитектором Е. Д. Тюриным; а в 1886 году перестроена в Александровское коммерческое училище Б. В. Фрейденбергом. На противоположной стороне (после храма и до перекрестка): комплекс домов (№ 16, 18) XVIII–XIX веков.
Мы подошли к перекрестку. Обратите внимание! Если по правой стороне движения вы свернете во дворы (между Старой Басманной, 20, и Гороховским переулком), то найдете прекрасно сохранившуюся деревянную старомосковскую застройку. Это уникальный шанс увидеть сегодня воочию Москву, которой фактически не осталось больше нигде. Здесь же, сразу за домом № 20, во дворе, находится (в отличном состоянии) главный дом с палатами городской усадьбы А. И. Бабушкина – И. Л. Чернышева (XVII век). С 1850 по 1917 год в усадьбе размещалась одна из первых в Москве табачных фабрик «Товарищество М. И. Бостанджогло».
По левой стороне дом № 23/9 – усадьба Муравьевых-Апостолов, начало XIX века. Здание недавно прошло большую реконструкцию благодаря потомкам древнего московского рода. Теперь в старинном особняке проходят выставки современного искусства.
Сад имени Баумана
Осень в парке
Старая постройка – неофициальный памятник истории
Дом декабристов
Асимметричный особняк Прове
Дом, построенный в стиле классицизма, принадлежал литератору и дипломату Ивану Матвеевичу Муравьеву-Апостолу. Когда-то в этом доме в присутствии многочисленных гостей устраивались литературные чтения и звучала музыка. Но все закончилось трагедией. Все три сына Ивана Матвеевича участвовали в восстании декабристов. После поражения один из сыновей был повешен, другой застрелился, третий отправлен на каторгу.