bannerbanner
Движение, время, энергия: Новые взгляды и понимания
Движение, время, энергия: Новые взгляды и понимания

Полная версия

Движение, время, энергия: Новые взгляды и понимания

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Субъективный характер данных, с которыми имеют дело общественные науки.

Индивидуалистический, или «композитивный» метод общественных наук. Объективизм сциентистского подхода. Коллективизм сциентистского подхода. Историцизм сциентистского подхода. «Целедостигающие» социальные образования. «Сознательное» управление и развитие разума. Инженеры и плановики. L’Ecole Polytechnique – источник сциентистской гордыни. Анри де Сен-Симон – «Accoucheur d’Idees».

Социальная физика: Сен-Симон и Конт. Религия инженеров: Анфантен и сен-симонисты.

Влияние сен-симонизма. Социология: Конт и его последователи. Конт и Гегель.

Хвостов В. М. Социология. Исторический очерк учений об обществе. Изд. 2-е. – М.: Либроком, 2011. – 354 с. – (Из наследия мировой социологии.).

В содержании:

Предмет и значение социологии. Историческая и абстрактно-обобщающие науки об обществе. Социология. Общество. Социальная природа человека. Условия, необходимые для правильной постановки науки об обществе. Причины позднего появления социологии.

Государственный союз как первоначальный предмет изучения. Природа и культура. Государство, как изобретение человеческого разума. Различие между каузальной и нормативной точкой зрения. Естественное и искусственное в природе государства.

Постепенное развитие идеи причинности и закономерности. Целесообразность и причинность. Закон природы. Механическая причинность и логическая необходимость.

Социальная физика. История психологии. Постепенное появление теории духовной активности и качественно-творческой причинности. Историческое и социологическое изучение общественных явлений. Типы и законы социальной жизни. Задачи и план дальнейшего изложения. Задачи социологии. Необходимость исторического обзора учений об обществе. Двe части предлагаемого труда. Исторический очерк учений об обществе. Античный мир. Возникновение вопроса о природе общества.

Первоначальные воззрения на общество. Появление личного самосознания. Поэмы Гомера. Конфликт личности и общества. Потребность в рационалистическом обосновании общественной традиции. Греческая философия до Сократа. Натура или культура? Рационализм. Гераклит Эфесский. Демокрит. Софисты. Фукидид. Протагор. Критий.

Сократ. Платон. Сократ. Платон. Возникновение государства. Формы государств. Толпа. Общая характеристика учения. Аристотель. Общежительность человека. Метод Аристотеля. Сплетение каузальной и финальной точек зрения. Общество и его свойства. Количественный критерий. Монизм. Идея развития. Определение государства. Активная природа общества. Историческая традиция. Неравенство людей. Семья и селение. Экономическая организация общества. Значение человеческой воли. Интеллект. Приемы воздействия на жизнь государства. Справедливость и дружба. Средние люди. Границы человеческой власти. Судьба.

Позднейшая греческая философия. Дикеарх из Мессаны. Полибий. Киники. Киренаики. Эпикурейцы. Скептики. Стоики. Римские писатели. Лукреций Кар. Цицерон. Естественное право у классических юристов. Учение Алфена о коллегиях. Учение юристов о юридическом лице.

Средние века. Учение блаж. Августина. Наука, как прислужница теологии. Учение Августина о царстве земном и Божием. Периоды истории. Церковь, государство и общество в Средние века. Идеал Григория VII. Относительное естественное право. Теократия. Общественный договор. Отношение к браку, труду, сословной организации, монашеству. Практика государственной жизни. Феодальное государство. Договорное начало в политической жизни. Учение Фомы Аквинского. Общая характеристика. Социальная природа человека. Значение управляющего начала. Правильные и извращённые формы государств. Цель государства и патриархальный характер власти.

Значение природных условий. Падение средневекового мировоззрения. Органическая теория государства. Самостоятельность государства. Распадение устоев теократии.

Ибн Халдун. Зарождение новой науки. Макиавелли. Общий характер итальянского Возрождения. Рассуждение. О первой декаде Тита Ливия. «Князь» Макиавелли.

Боден. Альтузий. Учение Бодена о государстве и историческом процессе. Учение Альтузия об естественном праве и общественном договоре. Создание «социальной физики» в XVII веке. Общественный атом. Геометрическая система изложения.

Декарт. Успехи математического естествознания. Теория мирового механизма.

Представления об общественной закономерности. Разногласящие писатели. Oregorius Tholosanua. Фильмер. Кумберлэнд. Паскаль. Гуго Гроций. Естественное право.

Общественный договор и гражданское право. Международное право. Метод Гроция.

Томас Гоббс. Материализм. Механизм. Естественное и общественное состояние людей.

Правый разум. Формы правления и характер верховной власти. Рационализм Гоббса. Учение Горна. Джон Локк. Естественное состояние людей. Задача общественного договора. Правовое государство. Бенедикт Спиноза. Детерминизм. Учение об аффектах.

Система сил. Двойственная природа человека. Воспитание граждан к добродетели.

Значение теории Спинозы.

Век Просвещения. Общая характеристика. Рационализм. Оптимизм. Лейбниц и его «Теодицея». Интеллектуализм. Догматичность. Прогресс. Использование эмпирических данных. Индивидуализм. Век «просвещения». Вико. Метод. Историческая критика.

Цель всемирной истории. Закон трех эпох. Единство человеческого рода. Схема психического развития. Закон круговращения. Общая оценка учения. Физиократы.

Меркантилизм. Школа физиократов. Естественный порядок экономических отношений.

Нормативный характер представлений о закономерности. Критерий истины. Вольтер.

Философское изображение всемирной истории. Характер общественных процессов.

Монтескье. «Размышления о причинах величия и упадка Римлян». «Дух законов». Понятие закона. Естественное состояние людей. Общество и государство. Формы правления. Природа и принцип государства. Значение климата. Привычки. Воздействие человеческого искусства. Тюрго. Моральные причины. Прогресс. Значение случая.

Три стадии прогресса. Прогресс искусства. Схема истории человеческого общества.

Значение учения Тюрго. Гельвеций и Гольбах. Сенсуализм Гельвеция. Материализм Гольбаха. Вера эпохи в спасительное действие законодательства. Сен Жюст. Кондорсэ.

Математический метод. Рационализм. Теория прогресса. Руссо. Метод. Естественное состояние. Предположительный ход развития культуры. Значение государственности.

Особенности германского просвещения. Идеалистическое направление. Психическая причинность. Значение Лейбница для выработки идеологии. Идея и понятие. Изелин.

Человеческая природа. Внешние условия жизни человека. Общество. Ход всемирной истории. Вегелин. Задача истории. Философия истории. Исторические идеи. Ход развития человеческих обществ. Гердер. Божественный план истории. Природа и история. Кант.

Отношение к Гердеру и Руссо. Свобода и необходимость. Смысл всемирной истории.

Природа общества и государства. Английские моралисты и экономисты XVIII века.

Моралисты. Шефтсбери. Юм. Смит. Экономисты. Юм. Адам Смит. Фергюсон. Метод. Естественная закономерность общественного развития. Причины упадка и смерти общества. Оптимизм. Значение человеческих планов. Схема истории. Возникновение социологии. Реакция против рационализма. Значение великой французской революции и Наполеоновских войн. Иеремия Бентам. Германская историческая школа юристов. Романтизм. Мальтус и Рикардо. Зарождение социализма. Историческая идеология в Германии. Метафизическая идеология истории. Шеллинг. Фихте. Вильгельм фон Гумбольдт. Гегель. Схема всемирной истории. Реальность государства. Гражданское общество. Нравственность. Великие люди. Духовная причинность. Хитрость Мирового духа. Недостатки системы Гегеля. Б. Н. Чичерин. Непосредственные предшественники Конта во Франции. Бонэльд и Де Местр. Сен Симон. Огюст Конт. Отношение к предшественникам. Позитивная философия. Научная мораль. Три фазиса в прогрессе знания. Классификация наук. Метод и содержание социологии. Статика и динамика. Человечество. Недостатки учения Конта. Статистически метод. Кетле. Лаплас и теория вероятностей. Учение Кетле о «среднем человеке». Социальная физика. Джон Стюарт Милль. Вопрос о свободе воли. Аналогия психических процессов с химическими. Этология. Науки об обществе. Метод их. Значение истории Прогресс. Статистический метод. Логика практики. Бокль. Отношение природы к человеку. Характер прогресса. Роль правительств. Курно. Значение случая. Теоретическая и историческая серия наук. Типы. Общая связь мировых явлений. Особенности биологических явлений. Великие люди. Вера и энтузиазм. Основные направления современной социологии. Общая характеристика. Отдельные школы. Механистическая социология. Герберт Спенсер.

Агностицизм. Монизм. Закон эволюции. Психология и явление жизни. Природа общества. Эволюция общества. Эволюция нравственности. Социология как точная наука. Кэри. Винярский. Де Маринис. Мацат. Де Греф. Монизм. Территория и население. Экономическая функция. Контрактуализм общества. Структура и жизнь. Объем общества. Ценности. Ратценгофер. Монизм. Закон взаимной зависимости всех вещей. Основная мировая сила. Значение войны и борьбы. Культура и цивилизация. Детерминизм.

Влияние Гумпловича. Географическая социология. Исторический обзор возникновения этой школы. Положение вопроса в древности, в средние века и в новое время.

XVIII век. Карл Риттер. Фридрих Ратцель. Значение географического фактора в общественных науках. Единство сил и свобода. Связь человека с природой. Органическое учение об обществе и государстве. Органы государства. Политическая география и антропогеография. Демолен. Маттеуцци. Реклю. Мечников и Лopиa. Этнографически-антропологическая социология. Общая характеристика. Антропология и этнография. Теория расового неравенства. Гобино, Лапуж, Вольтман как сторонники чистоты расы.

Людвиг Гумплович. Монизм. Модальности бытия. Детерминизм. Закон круговорота.

Полигенизм. Расовая борьба. Ваккаро. Шалльмайер. Дарвинизм в социологии. Ваккаро. Шалльмайер. Фаддеев.

Биологическая социология. Учение о клетке в биологии. Разделение труда в организме. Биологическая школа в социологии. Реальные аналогии. Лилиенфельд. Социальный организм. Нервная система, соединительная ткань. Функции социального организма. Патология. Законы прогресса. Смерть общества. Шеффле. Три царства природы. Знание и вера. Духовный характер социальной связи. Душа и тело общества. Эволюция общества.

Психологическая социология. Габриэль Тард. Закономерность мира. Монизм. Подражание и изобретение. Молекулярные процессы социальной жизни. Недостатки психологии и социологии Тарда. Психология народов Лацаруса и Штейнталя. Зависимость психологии от естествознания и метафизики. Науки о природе и о духе по схеме Лацаруса и Штейнталя. Дух народа. Законы и типы. Волюнтаристическая психология. Вильгельм Вундт. Душа как процесс активной деятельности. Качественный синтез. Вильгельм Вундт. Принципы исторического обсуждения. Психология народов. Социология. Телеологический момент в науке. Лестер Уорд. Динамическая социология. Местo социологии в системе наук. Происхождение общества. Законы природы и законы духа. Нарастание психической энергии. Субъективный фактор. Болдвин. Остальные представителя психологической социологии. Болдвин. Материя и форма общественной жизни. Развитие личности и общества. Гиддингс. Изулэ. Карле. Тенниэс. Фулье. Де Роберти. Палант. Лебон. Историческая и социальная психология. Психология толпы.

Историческая психология. Гобгауз. Леви Брюль. Лампрехт. Социальная психология. Мак Доуголл. Росс. Психология толпы. Сигеле. Тард. Лебон. Экономическая социология.

Исторический материализм. Маркс и Энгельс. Производительные силы и производственные отношения. Идеологическая надстройка. Классовая борьба.

Ле Пле и его школа. Монографический метод Лакомб. Де Греф. Этическая социология.

Русская субъективная школа. Лавров и Михайловский. Южаков. Кареев. Милюков.

Бенжамен Кидд. Антагонизм разума прогрессу. Значение религии. Будущая культура.

Людвиг Штейн. Телеологический характер духовной причинности. Историко-сравнительный метод. Социология как нормативная наука. Защитники полной самостоятельности социологии и противники этой науки. Эмиль Дюркгейм.

Социальные факты и их предметность. Теория познания. Социальные и социо-психические факты. Разделение социальных наук. Георг Зиммель. Материя и форма общественной жизни. Социальная психология. Микроскопический метод. Борьба, как форма общения. Отграничение социологии от истории и статистики. Виндельбанд и Риккерт. Науки о природе и о культуре. Историческая причинность. Чупров и Лаппо-Данилевский. Майо Смит и его учение об отношении статистики к социологии. Ценкер.

Законы социальной жизни. Общество как вещь. Социальное влечение человека. Социальная энергия. Физические, биологические и социальные законы жизни общества.

Максим Ковалевский. Богдан Кистяковский. Рене Вормс.

Философия социальных наук. Над-организм. Человеческие и нечеловеческие элементы общества. Эволюция общества. Статика и динамика, анатомия и физиология общества.

Метод социальных наук. Достоинства и недостатки труда Вормса. Эдуард Мейер.

Отрицание социологии. Государство, как изначальная форма общества. Эволюция семьи под влиянием государства. Фактор народной индивидуальности. Авторитарное вмешательство власти как фактор истории.

Резник Ю. М. Введение в социальную теорию: Социальная системология / Ю. М. Резник; Ин-т человека. М.: Наука, 2003. 525 с.

В монографии рассматриваются проблемы системного изучения современного социума и обоснование научного статуса системной социальной теории. Опираясь на системные идеи К. Маркса и Т. Парсонса, П. Сорокина и Ю. Хабермаса, других социальных теоретиков, автор разрабатывает собственную версию общей теории социальных систем, которую, он называет социальной системологией. В ее основе лежат системно-деятельностный подход и идея интеграции системных знаний о социальном мире. В содержании:

Системная онтология. Системные идеи современных социальных теорий. Марксистская концепция социальных систем. Теория социальных систем в функционализме.

Новые направления в системной социальной теории. Системный анализ социокультурных явлений. Социум как объект системного познания. Системный анализ личности.

Системный анализ культуры. Системное исследование социальной организации.

Системная эпистемология. Научные основы социальной системологии.

Теоретические предпосылки и основания системного подхода в современной науке.

Системный подход и особенности его применения в социальном знании. Социальная системология: объект, предмет и структура. Понятийный аппарат социальной системологии. Системные проблемы отечественного обществознания. К вопросу о «системной ревизии» социальной философии. Еще раз о «системном кризисе» общих социальных наук. Системные основания предметной дифференциации социальных наук.

Пути системной интеграции современного социального знания.


Системный подход в современной науке / Отв. ред. И. К. Лисеев, В. Н. Садовский. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 560 с.

Книга посвящена группе актуальнейших проблем современной философии науки. Авторы рассматривают этапы становления и перспективы системного подхода, возможности его применения на современном этапе развития науки, показывают эволюцию идей

системного анализа в рамках теории самоорганизации и синергетики. Один из разделов книги посвящен проблемам современной теоретической биологии.

1. О научно-исторических установках Механики

Начнем размышления с первичной и многое определяющей в нашем мире сущности массы. Здесь мы вспомним, конечно, определение И. Ньютона, по поводу которого можно сказать, что он просто не мог дать более точное, адекватное реальности определение ввиду слабости научных познаний в тот период. Переосмысливая механическое движение с позиций современных знаний, мы можем теперь констатировать, что общенаучную физическую сущность массы надо адекватно (по всеобщим процессам) понимать как потенциал инертности и, соответственно, стационарности вещества (тела, объекта) в пространстве, – на основе фундаментального свойства пространственной стационарности вещества. То есть под величиной массы надо понимать потенциал стационарности рассматриваемого тела.

Из длительной истории развития понятия массы здесь можно привести такую фразу [14, c. 24]:

«Это утверждение в главной части своей, несомненно, справедливо. Кеплер часто утверждает, что в силу „инерции“ материя сопротивляется силе (virtas), стремящейся сдвинуть ее с места, и что происходящее в результате движение регулируется соответственно отношению между этой инерцией и движущей силой. А это в современных терминах означает, что материи приписывается числовой коэффициент, т. е. самое существенное из нашего понятия массы».

Показательно также, что в истории изучения и развития процессов сохранения, связанных с энергией в разных формах использовалось также и понятие потенциала. Например, Г. Гельмгольц использовал его применительно к электрическим и магнитным взаимодействиям [14, c. 96, 97], но не перенес его на механические взаимодействия, – очевидно потому, что понятие силы, «закон сохранения сил» и все связанные с ним понятия уже прочно устоялись в физическом сообществе.

Теперь, исходя из «потенциального» определения массы и рассматривая механическое взаимодействие, мы хорошо видим, что взаимодействующие тела «стремятся» сохранять свое стационарное состояние в пространстве. И в результате взаимодействия (без посторонних возмущений), как известно, изменение относительного движения тел, – по направлению действия «импульса силы», происходит обратно пропорционально их массе, при сохранении общего (суммарного), так называемого «количества движения», – по Ньютону (который представлял массу количеством «корпускул» определенной плотности). Теперь слово «количество» вообще научно не соответствует определению движения, – оно понимается, причем издавна и философски обобщенно (ещё от Энгельса) как процесс (последовательность) изменений. Тем не менее, термин «количество движения» сохраняется в механике (?). В то же время и термин импульс явно не соответствует реальности, то есть наиболее научным видится все же потенциал движения.

Вся «механика» как наука исторически развивалась под определяющим влиянием, можно сказать, чувственного понимания взаимодействий через термины сила, и работа – установленные в научном мышлении естественным образом, через опыты и ощущения «сил» человеком (а в действительности потенциалов движения и стационарности). Исходя из определения массы, мы видим, что «сила» возникает при взаимодействии тел и характеризует их «сопротивляемость» изменению стационарного состояния. Человек чувствует, например, – в общих восприятиях, «силу тяжести» тела, удерживая его в руке, а в действительности – с одной стороны, действие гравитации на тело (устремляющее его к движению в гравитационном поле), и с другой – «сопротивляемость» руки изменению её стационарного состояния в пространстве.

Рассматривая наиболее наглядное кинетическое взаимодействие, – например, на бильярдном столе, можно видеть, что вместо «сил» научно адекватно, думается, использовать термин потенциал движения, как произведение потенциала массы тела на его скорость. Хорошо видно как этот потенциал предстает в процессах преодоления сопротивлений потенциалом действия. То есть эти термины отражают величину потенции движущегося тела действовать на другие тела. Надо заметить, что «сила» – это лишь чувственное восприятие человеком реального потенциала действия.

В Механику естественным образом вошел и термин работа, связывающий результаты механических взаимодействий в естественной природе с человеческими процессами воздействий на неё, с целенаправленными преобразованиями. Он отражает, в сущности, процессы механических преобразований в природе, в человеческой деятельности и обществе, с определенными потенциалами действий и противодействий. Но в общественной жизнедеятельности, в связи с историческим развитием и расширением деятельностей (движений) работой стали называть и все прочие преобразования, на основе общего фактора – наличия сопротивлений на пути преобразований как целенаправленных движений (действий и деятельностей). Различные «работы» в естественной природе, в тех или иных структурах научно рассматривались и рассматриваются (всё более глубоко) с целями количественного изучения, сопоставления и выработки тех или иных закономерностей, общих законов и технологической организации наиболее эффективных преобразований. Что касается слова-термина сила, то его, согласно чувственному восприятию, научно адекватнее использовать лишь в соответствующих литературных описаниях препятствий, сопротивлений движению, чувственных восприятий в преодолении различных препятствий. Читая литературу по истории «механики», особенно Е. Дюринга [10], хорошо видно, какую путаницу и заблуждения внесли чувственные термины «сила» и «живая сила».

То есть в научном плане адекватнее (правильнее) исходить из того, что сохраняются и действуют в нашем мире именно указанные выше потенциалы. Потенциал движения и действия сохраняется и действует, передается другим телам, совершая таким образом «работу» (по аналогии с человеческими целенаправленными движениями) и его можно считать поэтому, в процессе действия, потенциалом мощности, как свойства совершения работы в единицу времени.

Здесь надо вспомнить происхождение термина мощность и осознать общественную практику, в которой все движители характеризуются определенной мощностью. Этот термин появился как производный от работы, от интенсивности ее реализации, то есть выражает количество работы в единицу времени. В тоже время он отражает и способность (свойство) всех движителей (естественных и искусственных) совершать конкретную по величине работу в единицу времени, то есть понятным образом связывает практику общественной жизни с закономерностями естественной механики. Это и обусловило, кстати, широкое использование с некоторых пор «лошадиной силы» в качестве меры мощности. Но выработка «закона сохранения энергии» происходила не на основе научного выражения способности производства работы, передачи действия в единицу времени (понятие мощности в механике ещё отсутствовало), а на основе «сил» и «живых сил», их понимания. К тому же и понимание энергии было и остается, судя по публикациям, чрезмерно широким и, соответственно противоречивым, что совершенно неуместно для науки. Таким образом, видится научно и даже общественно полезным (что будет пояснено ниже) начать новое осознание «законов сохранения» начиная, допустим, от «мощности действия» и переходя к энергии как общей мере интегральной (полной) работы. В действительности существуют и передаются разные движущие потенциалы, импульсы действия, интегрально составляющие работу, а не «формы энергии». То есть, энергию следует понимать однозначно – как интегральную величину в единицах общей меры работы, – как математическую величину, а не физическую. Передача движущих потенциалов (импульсов) действия характеризуется скоростью (интенсивностью), которая определяется мощностью действия, то есть мощностью самого движения тела, действующего на «сопротивляющееся тело». Как уже известно, она определится произведением массы тела на скорость (в современной терминологии «импульсом», – который сразу же видится научно неадекватным в сравнении с мощностью, – при соответствующей ей размерности импульса). Таким образом, при кинетическом взаимодействии действует кинетическая мощность, при тепловом действии – тепловая (соответственно поверхности, среде в передаче тепла), при электромеханическом – электрическая и электромагнитная мощности движителя.

Попытаемся же и далее смело расшатывать консерватизм (инвариантность) сложившегося понимания оснований механики, – с целью согласования ее понятий с практикой человеческой и общественной жизнедеятельности. В этом плане можно привести такой пример из практики общественного производства – пример взаимодействия кузнечного молота и наковальни в процессе ковки какого-либо изделия. В данном примере имеется механическая система, в которую движитель молота (допустим электрический) передает потенциалы движения ему для ударных воздействий на предмет ковки. Эти потенциалы передаются изделию с преодолением его сопротивления (от наковальни) и изменением его формы, с ничтожными изменениями состояния наковальни благодаря её массе. При этом все тепло, от предварительно нагретого изделия и полученное от ударов молота рассеивается во внешнюю среду. То есть мощность движителя молота передаваемая в систему «молот-наковальня» за время совершения работы будет вызывать приращение общей мощности молекулярного движения молота, изделия и наковальни, но с одновременным рассеиванием ее как тепла в окружающую среду. То есть, чем интенсивнее будет ковка, тем меньше будет потеря тепла изделием и быстрее будет достигнута требуемая его форма, не потребуется тратить время и тепло отдельного нагревателя изделия (его тепловую мощность). Но это потребует большего потребления мощности от движителя, то есть от энергосистемы. Таким образом, имеет место оптимизационная задача. Измерение электрической мощности движителя в процессе совершения работы позволит определить суммарную мощность (кВт-час), полученную от энергосистемы, сопоставить ее с мощностью нагревателя изделия и оптимизировать процесс ковки (а отдельно и саму конструкцию ковочного комплекса) таким образом, чтобы минимизировать потребление электроэнергии (как говорится, – а в действительности – мощности от генератора) при допустимом (заданном) времени ковки. Этот пример показывает научно-практическое значение понятий мощности, механического потенциала и тепловой мощности, которые наиболее понятным образом связывают практические задачи оптимизации всех технологических и естественных процессов в обществе с теоретической механикой и прочими разделами науки (по сущности процессов), – без «форм энергии» и их «превращений».

На страницу:
2 из 3