bannerbanner
Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития
Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития

Полная версия

Ювенальная юстиция в Российской Федерации. Криминологические проблемы развития

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Один из руководителей программы развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) Рустем Максудов[23] отмечает следующие проблемы институализации ювенальной юстиции в России. На Западе ювенальной юстицией называют систему из: принципов работы с семьей и несовершеннолетними в целях благополучия ребенка; особых процедур разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних; функциональных мест и служб по реализации процедур. Российская модель деятельности ювенального суда не учитывает некоторых мировых тенденций, в частности воспитательного подхода и роли местных сообществ и общественных организаций. Отрицательную оценку получило представление о ювенальном судье как о новом функциональном месте с дополнительным финансированием. Однако ювенальный судья – это 1) процессуальная функция (комплекс примирительных процедур), которую может выполнять любой судья; 2) представление, что в судопроизводстве главное – буква закона, а не общие правовые принципы; независимость судей от правоохранительных органов; 3) наказание – основной тип реагирования на правонарушение; отсутствие служб пробации.

Мы полагаем, что: 1) ювенальная юстиция – это законодательное закрепление и обеспечение функционирования системы воспитания, образования и защиты несовершеннолетних, а также системы профилактики несовершеннолетних делинквентов, в которую может входить и ювенальное правосудие, в том числе и уголовное; 2) основа ювенальной юстиции – это система воспитания, образования и пробации: выявление несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им помощи, ухода, надзора, контроля общества и государства, в том числе судебного, т. е. функциональные места и службы в основном на уровне местного самоуправления;

3) особые процедуры разрешения конфликтов на базе восстановления нарушенных прав, интересов, благополучия ребенка и восстановительного правосудия; 4) муниципальный принцип развития ювенальной юстиции (снизу вверх), для реализации которого следует изучить историю российской общинности и государственности; мировой суд должен быть органом примирения, а не органом судебной власти. Должна превалировать ответственность общины и общественных институтов – семьи, школы и др., над ответственностью подростка-правонарушителя; органы местного самоуправления обязаны: а) обеспечить всех детей от 1 до 3 лет и от 4 до 6 лет обязательным дошкольным воспитанием и образованием, от 7 до 14 лет – обязательным начальным-средним образованием, а подросткам до 18 лет обеспечить доступ к общему среднему и высшему профессиональному образованию. Все дети должны быть обеспечены бесплатным питанием в школе и проживанием в семье или учебно-воспитательных учреждениях интернатного типа, медицинской помощью, социальной защитой от жестокого обращения с ними и от влияния криминальной среды; б) вести учет и контролировать работу детских профилактических учреждений, приемных и патронажных семей, воспитательных, учебных и медицинских учреждений; в) организовать на своей территории ювенальный общественно-государственный орган типа мирового суда, который бы рассматривал правонарушения несовершеннолетних, защищал их законные интересы, права и свободы, контролировал бы работу системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и их ресоциализацию, а также места временного содержания изъятых из семьи несовершеннолетних правонарушителей и ухода за ними; г) разделить ответственность за девиантное, правонарушающее поведение несовершеннолетних с их родителями, а также самими девиантами, на которых ответственность возлагается соразмерно их возрастному уровню развития. Для этого должны быть сформированы соответствующие институты самоуправления и гражданского общества. Вся эта деятельность органов местного самоуправления должна финансироваться напрямую из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Для реализации данной программы следует принять Федеральный закон «О социальной защите населения», в котором выделить несовершеннолетних, распределив средства между всеми уровнями органов государственной власти и управления.

Кроме того, органы местного самоуправления должны быть наделены публичной собственностью на дороги, строения, природные ресурсы и получать природную ренту как налог со всех видов бизнеса, который будет направляться на нужды местного самоуправления, социальное обеспечение семьи, подрастающего поколения и других социальных групп, нуждающихся в социальной помощи и защите, а также на развитие служб пробации.

В плане создания в России единой службы ювенальной юстиции, базирующейся на органах местного самоуправления и финансируемой в первую очередь бюджетом центральной власти, особого внимания заслуживает эксперимент по созданию системы ювенальной юстиции, который проводится в двух районах Краснодарского края по инициативе местной прокуратуры, которая предложила создать специальную службу по делам несовершеннолетних, сформировав ее на местах из сотрудников Комиссии по делам несовершеннолетних, работников органов соцзащиты, образования, а также инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В дальнейшем такие комиссии возможно объединить в новую федеральную службу. Речь идет фактически о перераспределении существующих штатов. Милиция не должна заниматься детьми из-за своих репрессивных функций. Во всех развитых странах Запада такие органы успешно существуют уже много лет, и их работа заслуживает пристального внимания.[24] Мы полностью согласны с этой позицией.

Наиболее удачный пример эффективного функционирования системы ювенальной юстиции на муниципальном уровне дает нам практика Древней Руси и современных Швеции и Японии. Деятельность муниципальных органов Японии по предупреждению преступности сосредоточена в основном на молодежи и подростках. Работают Центры по руководству несовершеннолетними (опорные пункты, укомплектованные полицейскими, педагогами, членами добровольных ассоциаций предупреждения преступности), объединяющие до 70 тыс. добровольцев. Организована Консультационная служба для молодежи – своего рода «телефонный уголок», комитеты самоуправления[25].

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 10 января 2000 г., к причинам и условиям, способствующим росту преступности, отнесены: сокращение рождаемости и продолжительности жизни; ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения; рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Настоящая работа, посвященная ювенальной юстиции, также направлена на изучение отмеченных негативных тенденций, факторов и условий.

Мы исходим из того, что только на примере несовершеннолетних возможно достаточно достоверно проследить процесс нравственно-правовых деформаций личности правонарушителя, определить пробелы в воспитании и становлении законопослушных членов общества и предложить пути и способы устранения этих пробелов.

Изучение указанных процессов в рамках настоящей работы позволит студентам понять процесс формирования личности человека, а также факторы, влияющие на ее деформацию, научиться влиять на эти социальные явления, а соответственно, осуществлять предупреждение и профилактику правонарушающего и преступного поведения в обществе в целом.

Высшее юридическое образование должно давать не просто знания о действующем праве, оно должно формировать современное юридическое мышление, культуру юриспруденции как социальной практики[26]. В российской юридической науке пока отсутствует понятийно-теоретическая увязка предмета и метода общей юриспруденции с предметом и методом ювенальной юстиции как ее отрасли, не сформулирован и соответствующий понятийный механизм. Образование по уровню может быть разным, но воспитание и социализация – это диалектическое единство социального, духовного и биологического начал, основанных на образовании как научении знаниям о взрослении и становлении.

Ювенальная юстиция – новая форма комплексного междисциплинарного знания о молодом поколении, призванная способствовать формированию концепции единой государственной ювенальной политики в области семьи, детства и молодежи как основы национальной политики человеческих ресурсов в Российской Федерации. Парадигма ювенальной юстиции как новой комплексной науки: молодое поколение – будущее социума, важнейший фактор общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие всего человеческого общества и общества в отдельной стране.

В системе российской вузовской подготовки юристов ювенально-криминологической (уголовно-правовой) специализации в настоящее время проявляется серьезный пробел: общее учение о противоправном, преступном поведении и отраслевые уголовно-правовые дисциплины (уголовное право, криминология, криминалистика, уголовный процесс) не имеют связующего звена в виде особой учебной дисциплины «Основы ювенальной юстиции», которая бы объясняла генезис противоправного и преступного поведения детей, развитие его в профессиональную, рецидивную преступность и которая бы позволила понять: дети делают наше общество в значительной степени криминальным, или общество делает из детей преступников, причем наиболее опасных – рецидивистов, профессионалов.

Методологию ювенальной юстиции можно определить как систему приемов и методов, с помощью которых происходят исследование и познание правовых явлений, а также формирование научного знания о ювенальной делинквентности и противодействии ей общества и государства. Одновременно методология обеспечивает и внутренние потребности науки путем выработки общих условий и правил применения методов исследования для получения истинного результата.

Профессор О. Э. Лейст отмечал, что в странах европейской цивилизации сложились три концепции права: позитивно-нормативная, естественно-правовая и социологическая. Они столь же верны, сколь и спорны. Ученый пришел к выводу о невозможности их объединения и о необходимости разработки методик претворения их всех в практику правотворчества и правореализации[27].

Однако перечисленные концепции, на наш взгляд, можно рассматривать не как самостоятельно существующие в природе системы права, а как три абстрагированных характеристики, элемента права: закрепление его в норме (законе), отражение естественной сущности человека и человечества (творить добро и зло, которые оцениваются методом проб и ошибок при осуществлении свободы воли), проявление и регулирование ее (естественной сущности) в социуме, обществе. Можно сказать, что названные концепции – грани единого присущего человеческому обществу и человеку явления «право» («разум»), которое отличает их, соответственно, от стада и от животного. Все эти особенности человеческого общества возможно понять и осмыслить только при изучении человека на начальной стадии его развития и становления как личности, т. е. в несовершеннолетнем возрасте.

Предлагаемый курс «Основы ювенальной юстиции» сориентирован на достижение следующих целей: 1) развивать формирующееся на базе изучения юридических дисциплин представление о естественных правах человека (на жизнь, материнство, детство, благоприятную окружающую среду и др.); 2) раскрыть специфику правового подхода к изучению правовых феноменов на различных стадиях развития и становления личности как субъекта социальных процессов; 3) дать знания, необходимые для научного социально-правового анализа и осмысления современной действительности и роли (месте) подрастающего поколения в этой действительности; 4) сформировать базовые навыки по проведению социологических и правовых исследований семейных отношений, социума малолетних, подростковых и молодежных сред.

Мы предлагаем в системе юридического образования ввести четвертую основную специализацию – «Ювенальная юстиция», посвященную управлению развитием (воспитанию, образованию, научению) детей (молодежи, подрастающего поколения), защите их прав и свобод, а также отправлению правосудия в этой сфере общественных отношений.

Поскольку отправление правосудия в отношении несовершеннолетних предполагает наличие у субъекта этого процесса знаний в сфере не только права, но и педагогики, социологии, психологии, естественных наук о человеке и природе, эта отрасль правоотношений должна быть выделена в особый объект всех указанных наук и, следовательно, необходимо создать самостоятельную специализацию – «Ювенальная юстиция» с набором следующих дисциплин: «Основы ювенальной юстиции», «Ювенальное правосудие», «Международные стандарты социализации (развития) детей», «Защита детей, попавших в трудную жизненную ситуацию», «Система органов защиты детей и профилактики их девиантного поведения», «Психология несовершеннолетних», «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи», «Основы педагогики», «Проблемы противодействия домашнему насилию», «Семейная криминология», «Ювенальное гражданское, трудовое, конституционное право», «Семейное право» и других. Поэтому мы предлагаем настоящую правовую дисциплину назвать не «Ювенальная юстиция», так как это очень широкое направление в юриспруденции, соответствующее специализации, а «Основы ювенальной юстиции» – как основополагающий первоначальный курс в научно-правовой системе «Ювенальная юстиция».

Раздел 1

Криминологические проблемы развития юридического воспитания и образования в россии[28]

1.1. Детство. Философские аспекты становления и развития человека

1.1.1. Человек, его природа и структура. Становление личности, воспитание и образование: философские, социологические и правовые аспекты

Прозреть рождение нового образа мышления и мироощущения, уловить мгновение, когда элементы нового становятся частью культуры и начинают изменять и преобразовывать ее – вот, пожалуй, самое замечательное, что может попытаться сделать историк.

В мыслях и сознании человека родилась новая интеллектуальная и духовная энергия, которая затем выразилась в слове, поступке, книге.

Франко Вентури.Вступление к книге Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

Непрерывность развития всех сфер (духовной, экономической, политической, социальной и др.) общества – непременное условие его жизненности. Современное общество с его процессами глобализации и интенсификации социальных отношений нуждается не только в непрерывности развития, а прежде всего в его всеобщности (территориальной и временной), системности (по вертикали и горизонтали всех уровней), комплексности количественные характеристики, в его прогрессивности и гуманизации (постоянное улучшение качества жизни), естественности (соблюдение естественных природных прав и свобод как категорий мироздания) – качественные характеристики.

Человеческое общество должно исходить из своей единственности и неповторимости во всем мироздании. Известны многие существа, наделенные в определенной степени способностью понимать, осмысливать, принимать решения и даже отвечать за свои деяния, т. е. естественными свойствами – жить и выживать. Но только человек, созданный по образу и подобию Божьему (эталон подражания, стремления, оценки себя и других людей), наделен Разумом как способностью созидать разумно и целенаправленно и Духом. Человек, имеющий тело (действующую телесную оболочку и магнитную, гравитационную, электрическую, информационную и др. энергию – материю) и душу (как способность регулировать и определять результаты деятельности тела, т. е. Сознание – психическую и психологическую деятельность), наделен также и Духом (Разумом, Сущностью – программой жизни, Волей и Свободой как условиями проявления этой сущности – Духа). Свободная воля составляет основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность, как сказано, есть корень и определяющее начало всех общественных отношений. Духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе[29]. Основополагающим в философских воззрениях Н. А. Бердяева является учение о свободе человека и его духовности. Философ разделяет понятия «индивид» (категория биологическая и социологическая) и «личность» (категория духовная). Личность в человеке есть независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа[30].

Духовность человека, как и его душа и тело, передаются от родителей и предыдущих поколений их детям, но совершенствуются и развиваются в процессе их (детей) воспитания, образования и приобретения жизненного опыта. При повторении результатов жизненного опыта в ряде поколений происходит эволюционное развитие человека, его тела и души. Сущность человека – его духовность – остается практически неизменной, что обеспечивает вечность и незыблемость мироздания. Развитие наблюдается во внешнем проявлении духовности – культуре общения, поведении, культурных ценностях, которые имеют свои особенности у разных народов, в разные исторические эпохи и в разных условиях окружающей среды выживания.

Таким образом, воспитание и образование человека и общества (любой совокупности людей) являются основными факторами человеческого общежития, обеспечивающими выживание и самоутверждение Человека и жизнь всего Мироздания – Вселенной.

Уровень воспитания и образования конкретной личности определяет ее статус в конкретном социуме, обществе, статус определенных социумов в определенной общественной формации, а взаимоотношения всех перечисленных субъектов определяют суть человеческого общества в целом.

Воспитание и образование рассматриваются как всеобщие категории, естественные состояния развития и становления из человеческой особи личности человека, социальной его сущности как члена социума, общества. Кроме того, воспитание и образование – это виды человеческой деятельности по общему, культурологическому, профессиональному, специальному развитию и формированию личности человека, определяющие его место в обществе.

Педагогическая литература рассматривает воспитание как чисто педагогический процесс, осуществляющийся между воспитателем и воспитуемым. Существует также понимание воспитания как технологическо-инструментального, прагматического процесса. Все эти виды воспитательной деятельности в человеческом обществе имеют место и решают конкретные задачи. Мы рассматриваем воспитание как социальный институт становления и развития личности человека, объединяющий основные методологические проблемы социологии воспитания во всем многообразии человеческой жизнедеятельности и на всем протяжении жизни конкретного человека, конкретного социума и всего человечества.

Все эти отношения в человеческой жизнедеятельности являются предметом изучения философии воспитания[31]. Под воспитанием мы понимаем прежде всего процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к самостоятельной, социально значимой (производственной, общественной, культурной и иной) деятельности. Оно тесно связано с образованием и обучением (научением). Методологически осуществление (как, когда, где) этих функций (воспитание, образование и обучение) возложено на науку педагогику.

Сущность, цели, задачи воспитания личности определялись философскими исследованиями существования Мироздания и Человека как его частицы. Философия формировала ценностное отношение человека к Миру, способствовала развитию духовных, моральных и социальных связей людей в обществе, теоретически объясняла поведение людей по отношению как к Миру, так и к себе подобным.

Философские идеи воспитания содержались в учениях крупнейших философов прошлого – Платона, Аристотеля, Сократа, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Канта, Г. Гегеля, Конфуция, Сунь-Цзы и других. Эти идеи развивают и современные российские философы – Дж. Дьюи[32], К. А. Шварцман[33], С. В. Гальперин[34], В. С. Библер[35], Б. С. Гершунский[36], М. С. Каган[37], В. В. Марков[38], Т. Д. Марцинковская[39], Э. Г. Поздняков[40], Л. В. Кондратюк[41], В. Ф. Уколов[42], Ю. А. Бабиков[43] и др.

В конце 60-х годов XX в. в ведущих университетах Англии, США, ФРГ были созданы специальные кафедры философии воспитания. В Великобритании открыт исследовательский центр по проблемам нравственного воспитания, разрабатываются конкретные программы нравственного воспитания учеников средних школ. В США действует национальное общество по философии воспитания. Предлагаемая философия воспитания призвана обосновать свободу как цель воспитания и сопоставить ценности свободной и обязательной (принудительной) системы воспитания; раскрыть содержание понятия «свобода», что позволит определить и меру ответственности за нарушение свободы других, философски обосновать цель, характер, формы воспитания как процесса формирования личности.

Наука «философия воспитания» имеет несколько концепций: (1) рассматривает науку как область знаний различных философских или философско-психологических систем (прагматизма, экзистенциализма, необихевиоризма и др.), используемых в воспитательной практике с целью выработки у человека способности размышлять на моральные темы; (2) позитивистское направление: приобщение людей к логическому, рациональному мышлению, обучение технике мышления с использованием математических и логических знаний; определение критериев и принципов предмета и методов воспитания; (3) философский метод исследования моральных ценностей, способ передачи культурных ценностей от одной эпохи к другой, ибо ценности культуры охватывают не только моральные, политические, эстетические, религиозные ценности, но и знания; (4) основу философии воспитания видят в философии психологии, поскольку поведение человека определяется желаниями и влечениями души, в философии морали, этики, определяя функции этики в системе философии воспитания, и др.

Не вдаваясь в анализ указанных концепций, следует отметить социальную необходимость выделения философии воспитания в отдельную науку, ибо ни одна из названных концепций, взятая отдельно, не в состоянии разработать философские основы воспитания, обосновать нравственную модель личности, взаимодействие биологических и духовных начал, природного и социального.

Существует наука евгеника – теория о наследовании здоровья человека и путях его улучшения. Предлагается развивать новую науку – духовную генетику, в задачу которой входило бы выявление заложенных природой задатков, способностей, талантов детей, установление возраста их максимального проявления с целью определения, какие способности и задатки могут стать основой положительных или отрицательных в нравственном отношении качеств и в какой мере это зависит от социальных условий жизни индивида.

Полагаем, что именно воспитание и образование способны и обязаны обеспечить ментальную совместимость различных социумов как важнейшее условие духовной интеграции человеческих сообществ, движение человеческой цивилизации ко все большей целостности и всеединству отдельных народов, которые сейчас разобщены не только религиозными конфессиями, но и различными оккультными сектами. Воспитание и образование как часть культуры все более соизмеримы с такими сферами духовной жизни людей, как наука и религия, они выступают в качестве связующего «моста» между знанием и верой, объединяя и интегрируя сущностные особенности этих двух областей человеческой мыследеятельности в единую, целостную систему миропонимания.

Педагогические, психологические, социологические и криминологические исследования поведения несовершеннолетних показали, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите, охране и заботе не только в силу своей физической и умственной незрелости. Детство и отрочество – это особый этап в развитии и становлении человека. Основные качества и характер человека закладываются в малолетнем возрасте, а в дальнейшем только развиваются. Подтверждением этого тезиса служит теория анализа межличностных взаимодействий, созданная Эриком Берном в США в начале 50-х годов. На ее базе сформирована система социального вмешательства, или психотерапии.

Структура личности, по Э. Берну, включает три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эго-Родитель – набор чувств, установок и образов поведения, свойственных реальному родителю, который воспитывает, контролирует и управляет, активно осуществляя родительскую функцию. Эго-Ребенок включает в себя все естественные чувства, побуждения и отпущения, имеющиеся с рождения и исходящие от всех частей тела. Функциональное мышление и поведение Ребенка направлено на выживание и развитие. Алгоритмы жизни вырабатываются у детей, как правило, до 5 лет, сохраняются на всю жизнь[44] и зависят от уровня воспитания и образования именно в этом возрасте.

Согласно анализу межличностных взаимодействий интуитивные решения, принятые в детстве, вместе с заданной родителями программой и собственным жизненным опытом составляют основу жизненного плана, или сценария. Сценарий раннего детства – как заслужить общественное признание и выжить.

Анализ структуры и функций Эго-состояний индивидуума и их осознанное целенаправленное использование социологом (терапевтом, учителем, воспитателем) подводят к осознанию возможности их изменения. Трансактный анализ позволяет успешно предсказывать поведение индивидуума и корректировать воздействие на него, главным образом путем его воспитания и образования.

На страницу:
5 из 7

Другие книги автора