bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

По мнению Алкмеона, органом души являлся головной мозг. Хотя это и было невеликой мудростью, но после Аристотеля, признававшего мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу помещавшего в сердце, это было уже ближе к истине. Не меньшее значение, чем опыт медицины, имели другие формы практики – политическая, юридическая; педагогическое изучение приемов убеждения, внушения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи. Сократ в практике общения открыл изначальный диалогизм. Платон изучал внутреннюю речь и представлял ее как интериоризованный диалог. Ему также принадлежала модель личности как динамической системы мотивов, разрывающих ее в неизбывном конфликте.

С Аристотелем связано также множество психологических феноменов: это механизм ассоциаций по смежности, сходству и контрасту, открытие образов памяти и воображения, различий между теоретическим и практическим интеллектом и др. Все эти уроки очень наглядны и важны для построения «картины души». Ее достоверность росла одновременно со способностью теоретической мысли постичь очевидное. Именно смена представлений о душе отражает полную работу этой мысли и поэтапные уровни постижения психической реальности, неразличимые за одним и тем же термином «душа», давшим имя науке психологии.

Тема 2. Человек как объект психологической науки

1. Появление человека, формирование человека как общественного существа

Человек – существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, единство природного и социального. Понятие «человек» является сложным по своей природе и отражает качества, присущие людям как мыслящим личностям, отражает их общие свойства, формы существования и взаимодействия между собой.

Развитие психики животных представляет собой предысторию развития высшей ступени психики – человеческого сознания – явления, свойственного человеку разумному, т. е. индивиду, перешедшему грань между животным миром и миром самопознания. Формирование человеческого сознания, являясь длительным процессом, способствует складыванию феномена восприятия человеком действительности, феномена рефлексии, самооценки человека как мыслящего существа. Благодаря сознанию человек вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, обладает свойством целеполагания и целенаправленного поведения в соответствии с выбранными целями и задачами. Сознание человека есть свойство высокоорганизованной материи – его мозга.

По мнению ряда авторов, сознание человека развивается главным образом в зависимости от условий общественной жизни. Ф. Энгельс рассматривает эволюцию человеческого рода именно как эволюцию сознания. По его мнению, сознание возникает в том случае, когда предок человека становится существом общественным и осознанно создает и использует орудия труда. По мнению Ф. Энгельса, именно труд сделал человека мыслящим существом, т. е. сформировал человека разумного, позволил человеческому стаду подняться на более высокую ступень развития и трансформироваться в человеческое общество. Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее в труде, человек изменял и самого себя.

Вопрос о том, как организм предков человека в связи с трудом совершенствовался и трансформировался в человеческий организм, впервые был раскрыт Ф. Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь Ф. Энгельс поэтапно рассматривает формирование человеческого тела как вместилища сознания, объясняет причины трансформации человеческого организма как следствие изменения человеческих потребностей и дальнейшее формирование потребностей и развития человека в зависимости от того, как внешняя природа воздействует на человека. Так, например, он считает, что первым шагом в переходе от обезьяны к человеку было освобождение руки.

Рука принимала самое непосредственное участие во всех процессах жизнедеятельности предка человека. Спустившись на землю в поисках новых источников пищи, предки человека, в отличие от всех других животных, стали ходить на двух ногах и пользоваться руками. Именно руки стали ведущим приспособлением для изготовления орудий труда, сбора съедобных кореньев и ягод; постоянная практика сложных моторных движений руки накладывала отпечаток на строение кисти и в конце концов трансформировала кисть т. о., чтобы функциональные возможности соответствовали физическим: большой палец руки стал отстоять в сторону, а четыре пальца приобрели большую подвижность. Подобное строение руки позволяло приспособиться к самым разнообразным утонченным трудовым операциям.

Кроме того, в процессе коллективного труда возникла необходимость большего общения людей. Определенные звуки, наделяемые конкретным смыслом, постепенно трансформировались в зачатки человеческого языка, а затем – в развитую языковую систему.

Процесс совершенствования речевого аппарата сопровождался совершенствованием головного мозга человека. В коре головного мозга образовались речевые центры, возникала и оформилась вторая сигнальная система, являющаяся основной отличительной особенностью высшей нервной деятельности человека.

Таким образом, язык стал решающим фактором формирования и совершенствования человеческого сознания, где особенно большое значение имело развитие способности к абстрактному мышлению.

2. Роль сознания и мышления в жизни человека

Существенное отличие человека как вида от животных состоит именно в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически анализировать его и думать о будущем. Сознание является высшим уровнем отображения человеком действительности, особой системой взаимодействия с окружающей действительностью, особой рефлексивной способностью, которая характеризуется не только стремлением к познанию других психических явлений, но и самого себя как данности человеческого бытия. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно и зависит в первую очередь от внешних и не зависимых от него самого факторов, прежде всего от социума, в котором существует человек, его особенностей, формы межличностных взаимоотношений, уровня развития общества в целом.

Сознание человека развивалось и изменялось в соответствии не столько с биологическими законами, сколько с законами социальными. Именно коллектив, общество формировали сознание. Сознание человеческого общества совершенствовалось по мере изменений форм общественной жизни. К. Маркс подчеркивал, что вне человеческого общества человек не может быть человеком и что социальные коммуникации детерминированы спецификой человеческих отношений, и чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем ярче и глубже содержательная психическая жизнь человека. В частности, К. Маркс говорит о том, что историческое развитие сознания людей происходило в зависимости от способов производства, от изменения производственных отношений, от идеологии данного общества. Общественное сознание формировало сознание каждого индивида в зависимости от общественного строя. Общественное сознание есть система политических, философских, моральных, эстетических, религиозных взглядов того или иного общества. Индивидуальное сознание – это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общественного сознания.

Исторически развивались отдельные стороны и функции человеческого сознания. Так возникли и сформировались у людей свойственные только им специфические потребности, которых нет у животных. «Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности»[1].

Под индивидом понимается не только стандартный «человек», но и человек, обладающий дополнительными характеристиками, присущими только ему как неповторимой личности. Индивидуальность содержит лишь те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое делает данного человека неповторимым и исключительным в массе других людей, что отражается в его сознании.

По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности, постепенно совершая качественно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям. Выделяют несколько высших потребностей человека: познавательные, социальные, моральные и др. Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходимые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность. Так, познавательные потребности совершенствуют интеллект человека, позволяют наиболее эффективно приложить свои знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности человека.

В процессе исторического развития и биологические потребности человека как существа социального качественно изменились. Исторически вместе с развитием мозга человека шло и развитие его органов чувств. По мере развития человека, совершенствования его умений качественно изменялись его восприятие и память. Человек сознательно воспринимает окружающую его действительность, пытается проникнуть в суть предметов и явлений, углубить свое понимание известных ему явлений и сознательно использует опыт других людей и продукты своих опытов в последующей жизнедеятельности. Человек не только сам сознательно запоминает новые потоки информации, но и пытается передать данную информацию другим людям.

Продуктом исторического развития является также и мышление человека, которое первоначально было тесно связано с элементарными трудовыми операциями. Первоначально человеческое мышление можно охарактеризовать как конкретно-практическое, но в дальнейшем мышление развивалось от конкретного к абстрактному и от практического к теоретическому. Именно в процессе непосредственного общения и трудовой деятельности шло развитие абстрактного и теоретического мышления. Постепенно из общих форм мышления складывалось логическое понимание и логический способ мышления, формы выражения мыслей. В дальнейшем начинают формироваться научное и творческое мышление. Научное мышление позволяет человеку не только глубоко и всесторонне осмысливать окружающую действительность, но и делать предположения, теоретические прогнозы на будущее, предполагать развитие тех или иных явлений действительности. При помощи мышления человек открывает существенные связи и отношения между явлениями, открывает и изучает законы природы и общественной жизни.

Постепенно продуктами сознательной человеческой деятельности становятся не только элементарные ручные орудия труда, но и сложная техника, развиваются точные науки, человек начинает оперировать абстрактными понятиями, более развитое мышление начинает перестраивать речевое общение в контексте более полного отражения мыслей и чувств человека. Постепенно устное речевое общение и мышление людей формируют совершенно особую потребность человеческого общества – передачу мыслей и сообщений на расстоянии и во времени, от предков к потомкам, необходимость сохранности определенной информации. В результате чего формируется система письменности, способствующая складыванию определенной цепочки передачи знаний, позволяющая информации доходить до адресата в первоначальном виде, расширяющая возможности общения людей между собой, взаимного влияния человеческих сообществ друг на друга. Таким образом, сознание людей обогащается опытом и знаниями не только путем непосредственного общения, но и через письменное общение с людьми, находящимися на далеком расстоянии, с людьми, которые жили раньше.

Вместе с мышлением и языком в процессе труда и формирования общественных отношений у человека возникает и исторически развивается воля. Воля – это сознательное проявление человеческих способностей, возможность самостоятельно формировать различные стороны собственного характера, совершать различные явления и действия. Человек, в отличие от животных, обладает сознательным волеизъявлением, заранее представляет не только свои целенаправленные действия, но и их результат. Человек прилагает определенное усилие для достижения поставленной цели, сознательно формулирует задачи для осуществления данной цели, преодолевает возникающие в процессе реализации системы целенаправленных действий трудности. Волевые действия есть действия на основе разума, логики человека. Эти действия, в отличие от инстинктивных действий животных, могут носить творческий характер. Человек легко перестраивает систему своих действий в зависимости от изменяющихся обстоятельств, трансформирует систему действий наиболее эффективным способом для достижения конкретной цели, логично осмысливает и употребляет в процессе деятельности наиболее удобный для него путь выполнения поставленных задач. Так, животные только приспосабливаются к окружающей среде, а человек эту среду перестраивает, изменяет в соответствии со своими потребностями.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Практически сознание является совокупностью чувственных и умственных образов, непрерывно меняющейся в процессе человеческой жизнедеятельности и предстающей перед человеком как внутренняя данность личности, которая позволяет не только осуществлять саморефлексию человека, но и прогнозировать собственное бытие в окружающей действительности.

Сознание изучается рядом наук: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией, психиатрией, психологией и другими науками.

Так, философия рассматривает сознание в контексте бытия человека и его рефлексии по поводу смысла собственного существования. Философский смысл сознания был раскрыт Гуссерлем в его феноменологии – учении о структуре потока переживаний в их «чистоте» и внеэмпиричности.

Центральной для Гуссерля является сфера переживаний сознания – переживаний истинного, общезначимого. Для анализа этого процесса, имеющего определенную структуру, Гуссерль предлагает особый феноменологический подход, суть которого состоит в том, чтобы изменить «естественную установку» сознания, обычно обращенного к внешнему миру, и направить его внимание на само же познание. Речь здесь идет об обращении к переживаниям, которые испытывает человек во время мыслительного процесса. В повседневной жизни люди не отдают себе отчета в своих переживаниях, не акцентируют на них внимание и не анализируют. Гуссерль считает, что именно эту подспудную мыслительную деятельность и необходимо подвергать рефлексии. Именно это осознание мыслительных процессов и будет истинным и значимым, находя свое выражение в специфических речевых построениях и психических переживаниях.

Гуссерль стремится обнаружить структуру переживаний в целостности и выделяет несколько элементов – феноменов сознания: текучее сознание, мнение и обнаружение предмета или явления, представляемого в какой-либо форме (наглядно, ненаглядно, вымышленно, невымышленно).

Основным постулатом является интуитивное осознание действительности, подчиненность сознания интуиции. Феномен является «первичной данностью» сознания, в которой выделяются следующие «слои»:

1) словесная языковая оболочка, взятая в смысле физических процессов речи, письма, обозначения и т. д.;

2) психологические переживания – эмоции познающего;

3) сами «смысл» и «значение» познавательного переживания;

4) «предмет», полагаемый через его значения.

Предмет предстает сознанию вместе со смыслом, который всегда является сополагаемым. Сознание направлено на предмет и активно конструирует и трансформирует его.

Таким образом, теория Гуссерля, по сути, является учением об особых типах сознания (психолого-эмоциональных реакциях), которые можно различать в пределах самого сознания, а не о реальном взаимодействии субъекта и объекта.

Антропология же делает акцент на культуральных особенностях сознания человека, исторических особенностях сознания человеческих сообществ.

Психология в свою очередь изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида, где человек и высокоорганизованные животные обладают психикой. Однако существенное отличие человеческой психики состоит в осознанности психических процессов и явлений. Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственной только человеку. По К. Марксу, вся жизнедеятельность человека подчинена сознанию, и на основе этого человек строит свои взаимоотношения с окружающей действительностью, делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Таким образом, К. Маркс акцентирует внимание на том, что сознание человека включает не только его знания об окружающей среде, но и его отношение к ней, причем это отношение человек может выделить в своем сознании. Можно сказать, что вся жизнедеятельность человека фиксируется им в языке и отражается в символических речевых понятиях. Благодаря этому человек как субъект сознания ощущает себя отдельным от природы, противопоставляет себя предметному миру. Он не только не подвластен окружающей действительности, но и сам трансформирует окружающий мир в соответствии со своими целями, задачами и потребностями.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, способность видеть, воспринимать, анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность.

Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:

1) пространственная характеристика, подразумевающая осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности. Сознание может опосредованно воспринимать объекты и явления действительности, находящиеся вне зоны непосредственного восприятия (через средства телекоммуникаций, Интернет и т. д.);

2) временная характеристика, проявляющаяся в том, что сознание, с одной стороны, ограничено сроком существования физической оболочки человека, но, с другой стороны, находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;

3) информационная характеристика, отражающая способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;

4) энергетическая характеристика, предполагающая способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания, которая тесно связана с волей человека. Воображение, т. е. представление несуществующей действительности (или действительности, отсутствующей в данный момент времени) – одна из важнейших психологических характеристик сознания.

Сознательное отражение явлений окружающей действительности характеризуется следующими специфическими свойствами:

1) осмысленность представляемого, т. е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;

2) отражение основных, главных характеристик предметов;

3) способность к коммуникации, т. е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, обмен мнением по различным вопросам;

4) социальный характер и направленность сознания;

5) наличие интеллектуальных схем, т. е. определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Сознание существует в словесной и в образной форме;

6) подотчетность, регуляция, контроль;

7) способность к рефлексии и внутреннему диалогу. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля.

Большинство рутинных, привычных действий осуществляются человеком неосознанно. Сознание включается в действие в тех случаях, если перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку необходимо преодолеть физическое или психическое сопротивление на пути реализации целенаправленного действия или мысли; в процессе поиска решений и возможностей выхода из конфликтных ситуаций; в случае необходимости принятия экстренных действий по собственному спасению и в других ситуациях. Вся жизнь человека состоит из ряда ситуаций, без участия сознания в которых ставится под сомнение не только возможность адекватного существования личности в обществе, но и физическое бытие человека, его выживание.

Сознание как высшая ступень развития психики отличается прежде всего таким свойством, как способность познавать общее и частное в действительности. Сознание проявляется не только в обобщенном знании объективной действительности, но и в определенном отношении к ней. Сознание состоит в творческой способности человека анализировать окружающую действительность, его сознательном изменении мира, приспособлении его к своим потребностям. При помощи сознания человек не только использует окружающую данность, но и анализирует основные свойства окружающих веществ, применяет знания механизмов природы для создания новых веществ и предметов.

Человек – существо познающее и сознающее, обладающее способностью к самосовершенствованию. Основными признаками человека как личности являются его социальность, сознание как высшая форма психической жизни и язык как средство речевого общения людей между собой. Самосознание – одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве процессов познания себя, т. е. самопознания и построения отношения к самому себе. Особенно большое значение в самопознании имеют оценка одного человека другим и его коллективная оценка. Самопознание осуществляется в течение всей жизни человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения (при этом оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления, соотношения самооценки с оценками данной личности другими людьми), а также путем самонаблюдения.

«Самосознание (я-концепция) – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самосознание – это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «я», выступающий как установка по отношению к самому себе»[2].

Активация различных состояний сознания зависит от поступающих извне сигналов, которые становятся побудительными мотивами действий. В зависимости от побуждений человек строит свои действия исходя из актуальности внешних сигналов, и т. о. можно говорить о том, что активность нашего организма основывается на мотивации и восприятии окружающей действительности, которые неразрывно связаны на уровне сознания.

Можно выделить следующие основные характеристики сознания:

1) активность;

2) интенциональность, или предметность (сознание всегда является сознанием чего-то);

3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания[3].

Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями:

1) все психологические явления представлены в сознании человека лишь в той мере, в которой они осознаны. Относительно бессознательных процессов можно говорить о специальных процедурах адаптации внешних и внутренних процессов в сознании человека, например «доведение до сознания». По мнению ученых, сознание не обладает собственной психологической спецификой, а лишь отражает с разной степенью ясности психические процессы и явления. На основании этого сознание рассматривается как общее «бескачественное» условие существования психики или отождествляется с какой-либо психической функцией, чаще всего с вниманием или мышлением. Таким образом, сознание как особое свойство человеческой личности либо не изучалось вообще, либо изучалось с психологических функциональных позиций и обычно рассматривалось как процесс мышления;

2) вторая трудность напрямую зависит от первой: сознание является сугубо внутренним образованием, и оно не может быть проанализировано методами, известными психологам. Именно поэтому изучение свойств, функций, характеристик сознания строится с позиций философии. Традиции анализа сознания восходят к идее И. Канта о наличии устойчивых инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток чувственной информации, которая структурирует само сознание определенным образом[4].

Одним из вариантов форм существования сознания является религиозное сознание. Религиозное сознание определяют как отражение людьми в символической форме, т. е. в аллегорических образах, представлениях, идеях явлений окружающей действительности, которые воспринимаются как наделенные особыми сверхъестественными силами и возможностью воздействия на человека. Религиозное сознание состоит из двух компонентов: когнитивного и чувственного. Когнитивный компонент представляет собой попытку человека объяснить непонятные природные явления, тогда как чувственный основан на эмоциональном отражении мира, например переживании чувства собственного бессилия в момент землетрясения или разряда молнии. Формирование религиозного сознания обусловлено неразрывностью мышления человека и его практической деятельности. Начало проявления религиозного мышления можно отнести еще ко времени человеческого стада, где оно проявлялось в религиозном поклонении силам природы. Затем по мере развития общества религия стала все более обосабливаться, и к настоящему моменту религиозное сознание практически не управляет действиями человека, за исключением религиозных фанатиков и людей, живущих по религиозным канонам (например, монастыри). Развитие религиозного сознания прошло несколько этапов, на которых сознание человека оттачивалось и развивалось. Первоначально сложилась система верований – тотемизм, при которой акцент делался на кровнородственную связь группы людей и покровительствующих им животных или растений. Затем тотемизм постепенно трансформировался в фетишизм, т. е. веру в сверхъестественную силу предметов и вещей. Следующей ступенью развития сознания стало верование в то, что люди, животные, растения и даже предметы неживой природы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной обладают особым активным, самостоятельным началом – душой. Эта система верований получила название «анемизм». И наконец, сложилась система мифологических представлений, т. е. система символических абстракций и чувственной конкретизации отвлеченных понятий. Мифологические образы в дальнейшем не переосмысливались и превращались в логические понятия. В период Античности мифологический бог, уже воплощающий в себе абстрактные принципы, находит отражение в сознании человека именно в виде человеческого образа и потому чувственно созерцаем. По мере развития общества боги все больше отождествлялись с земными правителями. Власть духовная напрямую зависела от власти светской, что отражалось в систематизации религиозных верований, содержание и форма которых постепенно становились направленными на поддержание светской власти.

На страницу:
2 из 3