Полная версия
Тихая Песнь Аю
38
Более крепкие ножи туземцев изготавливаются из кости казуара. Кроме того, ножи изготавливаются из костей других животных. Но такие ножи являются более хрупкими по сравнению с ножами из кости птицы казуара. Казуар – крупные нелетающие птицы. Взрослые особи шлемоносного казуара достигают до 1,5–1,8 метров высоты (некоторые особи могут достигать двух метров) и весят около 60 килограммов. Имеют вырост на голове, который называется шлемом. Голова, а у двух видов казуаров также и шея – неоперенные. У этих двух видов имеются также свисающие сережки. По числу сережек легко определить вид казуара: у мурука они отсутствуют, одна у оранжевошейного, и две у шлемоносного казуара. Оперение черное, имеет некоторые особенности. Крылья с редуцированными маховыми перьями до 5–6, похожих на иглы, стволов (от 6 до 20 см длиной у взрослых птиц). Эти перья больше всего любят использовать в качестве украшений для носа и обрядовой одежды. На главном пальце крыла имеется коготь – примитивное наследие рептилий. Хвостовые перья у казуаров отсутствуют. Ноги казуара очень сильные, трехпалые, имеют острые когти. Кинжалообразный коготь внутреннего пальца имеет длину около 120 мм. Этот коготь особенно опасен, так как им казуар способен убить одним ударом. Казуары способны развивать скорость до 50 км/ч при беге через густой лес, могут прыгать до 1,5 метров в высоту и очень хорошо плавают. Встречаются случаи нападения казуара на людей, однако это происходит в основном как самозащита или в случае вторжения людей на их территорию, в особенности во время воспитания птенцов, а также в случае опасности. Нападению обычно предшествует поза угрозы, при которых казуар вздымает перья и наклоняет к земле голову, его шея надувается, а тело начинает дрожать. Если за этим следует фактическая атака, казуар бьет одновременно обеими ногами. Кинжалообразные когти могут приводить к тяжелейшим увечьям, включая и фатальные случаи. Иногда используют простые ножи – бамбуковые пластинки. Отщепляя внутренние слои которой, край пластинки снова делается более острым. Эти ножи режут очень хорошо, они – как бритва, и им очень легко порезаться.
39
Гребень на голове, обычно с 5 или 6 зубцами, служил скорее для украшения, чем для придания прическе большой прочности.
40
Обычно используются перья казуара и какаду.
41
«Мода» на ожерелья сохраняется, наверное, со времен сотворения мира. Чего только дикари не носят – от примитивных камушков до других искусно исполненных изделий. Так они защищают себя от чар, несчастий и болезней.
42
Этот мешок туземцы наполняют разными вещами: травой, костями, раковинами и др.
43
При удивлении у туземцев есть привычка вкладывать один палец в рот. При этом, туземцы никогда не показывали удивления, так как боялись уронить свое достоинство.
44
Друзей, кроме того, удивило и то, почему она – именно – белая, а не черная от загара? Но, дело в том, что загар в тропиках наступает довольно быстро, но довольно быстро, через неделю-другую, и бесследно проходит. Просто организм «белого» человека постепенно адаптируется, и покраснение кожи уже не происходит даже при значительных дозах облучения. В этом легко убедиться на простом примере моряков загран. плавания.
45
Папуас – в переводе с малайского (от слова папува) обозначает курчавый. У папуасов: темно-смуглая кожа, губы – толстые. Некоторые обладают крепким, плотным атлетическим телосложением, другие – худощавы и слабосильны, третьи – коренастого, отталкивающего вида. У них: плоский лоб, слабо развитый череп, большой рот, маленькие запавшие глаза, выступающие скулы, большой, приплюснутый на конце нос, нависающий над верхней губой, редкая борода, плечи средней ширины, нередко огромный живот и тонкие ноги.
46
В Индонезии издавна добывали жемчуг и рубины. Но здесь, на острове, данным промыслом не занимались. Возможно, по этой причине подобное ожерелье было только у Аю.
47
Тонгак – если точнее, то правильнее будет Тонггак. Но все привыкли его называть с одной «Г». Возможно, что ранее папуасы и называли его Тонггаком, но, с течением времени, его имя упростили. Это не было его «настоящим» именем. Но он уже столько лет прожил на свете, что уже едва ли помнил «другое».
48
Муравьи попадаются везде. Их множество в хижинах и других постройках, где они проникают под крышу, на нижней поверхности которой строят свои гнезда, проводят крытые земляные ходы по столбам и всевозможным местам. В лесу они живут на земле, под листьями, на ветвях, под сгнившей корой, а многие виды гнездятся даже в живых растениях, которые тогда изменяются совершенно особенным образом специально для их удобства. Одни муравьи жалят очень чувствительно, другие просто кусают. Одни безвредны, другие являются чрезвычайно опасными вредителями. Они находятся в постоянном движении, снуют по столам, забираются в постель, перебегают через человека. К счастью, это дневные животные. Если с вечера хорошо вымести постель, то ночью можно спать спокойно. Но днем почти всегда чувствуется, как они ползают по телу, а иногда какой-нибудь из них кусается очень сильно, который, как правило, вцепившись челюстями, вонзает свое жало.
49
Имеется ввиду: Иркутское время.
50
Постройки для общественных целей представляют собой большие сараеобразные здания, гораздо больше и выше остальных. Они не имеют передней, задней, а иногда и боковых стен, и состоят тогда из одной крыши, стоящей на столбах. Под этой крышей устроены нары для сидения, хранится посуда для общественных празднеств, оружие и другое. Таких в деревнях, как правило, по пять-шесть построек.
Сарай представляет собой род коридора – порядка 5–6 метров ширины, 10 метров длины и 6 метров высоты. Крыша опускается почти до земли, не доходя всего 30–40 сантиметров. Крыша поддерживается в середине тремя толстыми столбами и, кроме того, по сторонам вбиваются несколько столбов в 1 метр высотой, которые поддерживают нары, несут на себе также тяжесть крыши. Крыша, выгнутая наружу, обычно, капитально и красиво сделана, представляя изнутри частую аккуратную решетку. Над нарами вывешиваются разное оружие, плоды. Глиняная и деревянная посуда стоит на полках. Здесь же, посреди сарая, встречаются идолы – телумы (иногда до 2, 5 метров). Ставятся обычно возле нар. Встречаются телумы с изображением женских фигур, а также с телами человека, но при этом с головами птиц и зверей. В длину сарая, но укрепленное довольно высоко, вешается бревно, состоящее из целого ряда человекоподобных фигур.
51
Необходимо отметить, что папуасы пьют довольно редко. Поэтому друзья так толком и не узнали, как этот напиток называется. У некоторых папуасских племен данный напиток называется «Key» или «Кэу» (из растения кеу). В Новой Зеландии обычно называют «каву». А папуасы этот напиток готовят так: берется чаша из скорлупы большого кокосового ореха; другая, с отверстием посредине и тоже из скорлупы ореха, имеет дно, покрытое слоем тонкой травы. Из третьей чаши наливается «во вторую» – на траву какая-то темно-зеленая густая жидкость, которая фильтруется в нижнюю, т. е. в «первую».
52
Амброзия – в древнегреческой мифологии «пища богов» (нектар – «напиток богов»). У античных лириков оба понятия иногда смешиваются. Согласно мифу, Амброзия и нектар сообщают богам юность и бессмертие.
53
Надо сказать, что в современной Папуа, практически, ничего не изменилось. Ткани уже почти везде заменили пальмовые листья. Не смотря на то, что внешне жители Папуа выглядят так же, как и в Азии или Африке, мышление папуасов осталось на уровне каменного века. Ведь самое инерционное в мире – это сознание человека. Не может оно так круто измениться. Поэтому, не смотря на свою внешнюю цивилизованность, папуасы продолжают жить общинным укладом.
54
Кроме корзин и веревок, туземцы так же хорошо плетут разные украшения: браслеты, повязки для придерживания волос – из различных растительных волокон. Циновки тоже плетут, но довольно редко, только, так сказать, по потребности.
55
Котека – бамбуковая трубка. Папуасы стали пользоваться ею намного позднее. Обычно таких трубок, минимум, штуки по четыре у каждого: для работы, отдыха, повседневной жизни и для праздников. В зависимости от этого котека различается по размерам (малые, средние, длинные), по форме (прямые и изогнутые), а так же по окраске.
56
Женщины отрезают себе часть пальца (верхнюю фалангу) каждый раз, когда умирает их родственник. У некоторых отрезана фаланга на четырех пальцах (кроме большого) на левой руке и несколько на правой. Отрезать начинают с мизинца.
57
Необходимо отметить, что папуасы очень веселый, добродушный народ. И когда кто-то рядом смеется, они стараются поддержать!
58
Добычи огня у папуасов несколько отличается оттого, что существует у австралийских аборигенов или индейцев. В основе его также трение, но полученное не от вращения палочки, а от ее перетирания. Этот процесс был довольно трудоемким и гораздо проще было постоянно поддерживать огонь в очаге.
59
Если Тонгак и, позднее, Аю называли его именно Робертом, то папуасы называли его РобЭрт. Все дело в том, что в «Асмат» – отсутствуют буквы «Е» и «X» (буквы хоть и существуют в современном языке при написании, но «X» – не читается, а буква «Е» – «проглатывается»).
60
Позднее, они даже говорили: – курица – это «курица-женщина», а петух – это «курица-мужчина».
61
Тэлум – безобразные истуканы, высеченные из камня или из дерева. В Папуа – Новой Гвинее их называют тЕлум, т. е. через «Е». Здесь – тЭлум. См. комментарии «59».
62
В основном использовалось подсечно-огневое земледелие – это примитивный и малоэффективный способ возделывания огородов. Необходимая площадь леса выжигается практически дотла, а затем несколько лет на этом месте можно сажать все что угодно. После чего истощенный участок забрасывается. Именно так тысячи лет папуасы добывали себе пропитание, выращивая свои основные овощи. Плантации папуасов очень хорошо обработаны и состоят из тщательно измельченной земли. Достигается это с большим трудом. С помощью двух самых примитивных орудий: простого заостренного кола, более двух метров длиной и узкой маленькой лопаткой. Процесс обработки таков: несколько человек становятся в ряд и вместе разом вонзают свои колья, насколько возможно глубже, в землю, потом разом поднимают эту продолговатую глыбу земли, затем идут далее и выворачивают целые ряды таких глыб. Несколько человек, также при помощи кольев, разбивают эти глыбы на более мелкие. За ними следуют женщины, вооруженные узкими маленькими лопатками, которыми они разбивают комья земли, делают клумбы под овощи (таро, ямс, кау-кау и др.) и даже растирают землю руками. Кроме овощей выращивали и рис. Надо сказать, что в современной Папуа ничего не изменилось. Большинство семей точно так же продолжает сажать на выжженном пепелище нехитрые подобия картофеля. Палку-копалку, правда, заменили на лопату.
63
Старухи носят волосы длинными, и локоны на затылке, густо смазанные черной землей, висят вокруг всей головы.
64
У папуасов красавицами считаются женщины с обвислой грудью, болтающейся на уровне пупка. И, чтобы достичь нужного эффекта пораньше, матери постоянно тянут девочек за молочные железы. Но наипервейшей красавицей считается взрослая, замужняя, неоднократно рожавшая женщина.
При этом даже самая «некрасивая» женщина могла быть спокойна и, абсолютно, не следить за собой: ее все равно возьмут в жены. Проблемы были у мужчин: женщин на всех не хватало.
65
Папуасы не знали, что такое гончарный круг. Так что глиняные горшки лепились только руками при помощи тяжелых булыжников. Сначала глину разминали, потом придавали ей шарообразную форму и в дальнейшем выстукивали некое подобие кастрюли. После этого ее необходимо было обжечь, чтобы придать прочность и жароустойчивость. Все вылепленные горшки выкладывали на кострище и затем обжигались. Необходимо добавить, что часть их при этом трескалась и лопалась, но в целом процедура была настолько отработана, что во многих местах Папуа посуду продолжают делать так и по сей день.
66
Конечно, при таком укладе жизни всегда найдется человек, который ничего не делает, а пользуется благами наравне со всеми. Не в силах не в чем отказать такому человеку (ведь все – общее), соплеменники продолжают содержать тунеядца. Но рано или поздно, такого человека изгоняют из общины.
Детей туземцы тоже рано приучали помогать в хозяйстве. Иногда смешно было видеть, как ребенок в полтора или два года тащит к костру большое полено, а затем бежит к материнской груди.
67
Эффект от жевания одного ореха равен приблизительно эффекту от выпивания полстакана водки, только проходит быстрее. Наркотиком бетель не считается.
68
Шривиджайя – первое древнеиндонезийское государство. Королевство Шривиджайя – было одним из величайших торговых держав Азии. Уже в VII веке, королевство Шривиджайя, центр которого находился на Суматре, распространило свое влияние на приморские государства Юго-Восточной Азии, которые путем подкупа и карательных экспедиций были подчинены им или разгромлены. Теперь Китай мог вести торговлю только с королевством Шривиджайя. Сеть морских торговых путей протянулась из Китая через Юго – Восточную Азию в Индию и далее в страны Среднего Востока. Некоторые торговые маршруты достигали Рима. Через это королевство переправлялись драгоценные камни, благородные металлы, пряности и даже африканские львы, а так же местная продукция – рис и бензойная смола. При этом Шривиджайя оставалась буддийским королевством, религиозное значение которого было столь высоко, что паломники из Китая на пути в Индию задерживались здесь на несколько лет для изучения священных буддийских рукописей и монашеского устава.
Уже с IV века нашей эры на побережье правящая династия Кундунги придерживалась индуизма и буддизма. Местные правители стремились сравняться по мощи и великолепию с индийскими монархами, о которых им было известно от торговцев.
С принятием индуизма или буддизма местные вожди получали право на совершение торжественных обрядов, превращающих их в богоподобные существа. Приглашали индийских брахманов и даже собирали книги на санскрите, повествовавшие об индийской религии и политике.
В XIV веке королевство Шривиджайя было разрушено яванцами.
69
Геркулесовы столбы – пролив Гибралтар. Вообще, Геркулесовы столбы – это название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив. Северная скала (со стороны Европы) – это Гибралтарская скала (расположенная во владении Великобритании Гибралтар), а в качестве южного столба (со стороны Северной Африки) выступает либо гора Джебель-Муса в Марокко, либо гора Абила, расположенная рядом с Сеутой.
70
Жан – Франсуа де Гало, граф де Ла Перуз (традиционное написание: Лаперуз; 23 августа 1741, поместье Го в округе Альби – 1788) – офицер военно-морского флота, великий французский мореплаватель. Погиб со всем составом возглавляемой им морской кругосветной экспедиции у острова Ваникоро группы Санта-Крус. В районе Соломоновых островов.