Полная версия
Как быть счастливым в браке. Вопросы и ответы
А что такое дети? Это благословение Божие. Это знали все народы, даже нехристианские. И когда семья сознательно отказывается иметь детей, не по каким-то особым медицинским показаниям, а просто Бог бы дал ребенка, да семья не хочет его воспринять, – эта семья отказывается от любви. Мы же с вами уже сегодня говорили, что любовь – это всегда от Бога, только от Бога. Если семья отказывается от благословения Божия, то она отказывается от любви Божией.
Почему современная женщина не хочет иметь ребенка? По понятным причинам: ребенок – это то, что лишает женщину комфорта, то, что портит ей фигуру, то, что лишает свободы пойти, куда хочу, и так далее. А по-другому как эти мысли называются? Эгоизмом.
Решая отказаться от детей, мы забываем, что есть слова Священного Писания: женщина спасается чадородием. То есть женщина, которая отказывается иметь детей столько, сколько ей дал Бог, не идет по пути спасения.
Некоторые говорят: «Ну, будет один – зато я его так хорошо воспитаю!» У великого подвижника ХХ века архимандрита Иоанна (Крестьянкина) есть слова в письме к одной женщине: «Ты не хочешь иметь детей, хочешь остановиться на одном. Поверь мне – ты с одним намучаешься больше, чем с пятью». И практика жизни это подтверждает, тем более что отец Иоанн эти слова сказал на основе своего богатейшего духовного опыта.
Поэтому если мы хотим, чтобы у нас была прочная семья и мы любили друг друга: муж – жену, жена – мужа, надо иметь детей столько, сколько Бог даст. Дети воспитывают родителей в большей степени, чем родители воспитывают детей. Если родители, конечно, живут православной жизнью хоть в какой-то степени.
И не надо бояться, что денег не хватит. Есть в Священном Писании, в Псалтири, слова Давида Псалмопевца: «Я был молод, стал стар и не видел детей праведников, просящих хлеба». По моим наблюдениям, сколько бы в семье детей ни было – если семья православная и служит Богу (посильно, понятно), Господь всегда накормит и даже даст достаток.
Мой духовник был 1922 года рождения и жил в семье, которая в 1930 году не вступила в колхоз из-за того, что религиозные убеждения его отца не позволили это сделать. И когда был голод 1933 года, их семья, к колхозу не принадлежавшая, никакую-то помощь от государства не имела, поскольку они были почти что «врагами народа». Так вот одна из немногих семей того села, в которой дети не умерли от голода в тот страшный год, – это была семья моего духовника. В колхозе, хотя там вроде был больший достаток, дети умирали от голода, а в семье моего духовника ни один ребенок не умер, хотя у них была многодетная семья, и находилась она в тяжелейших условиях. Мой духовник любил говорить: «Бог напитал – никто не видал».
Поэтому из соображений материальных не стоит отказываться от благословения Божия. Если Бог есть, то Он все дает. А дети в семье – это богатство, богатство любви.
Каждый человек – это вселенная, как святые отцы говорили: «Человек – это большая вселенная в малой вселенной». Малая вселенная – это наш космос, а большая вселенная – это каждый человек в отдельности, потому что человек – это образ и подобие Божие.
Каждый человек – это вселенная в семье. Представляете, какое это богатство, какое неповторимое многообразие! Каждого ребенка, особенно когда он вырастает, можно любить по-своему, каждый ребенок требует своей любви, и отец и мать объединяются в этом, чтобы воспитать детей.
У меня был такой трагикомический случай. Одной моей знакомой женщине показалось, что у ее дочки проблема и что ей нужно к психологу. И вот они пошли к психологу, попали к доктору психологических наук. Психолог побеседовала с дочкой, затем пригласила к себе маму: «У вас в семье большие проблемы». Мама – человек простой, смиренный, с готовностью согласилась: «Да-да, конечно». А психолог уточняет: «Вы знаете, какие проблемы? Мне ваша дочка сказала, что ни разу не видела, как вы ссорились. Ни разу! Разве это любовь? Любовь – это когда скандалы, драки, сразу видно, что у людей сильные чувства! А вы никогда не ссоритесь, у вас только церковь, дети – и все». Вот такая система ценностей и оценок оказалась у этого психолога. Конечно, мама взяла в охапку свою дочку и убежала.
Некоторым людям кажется, что так жить скучно. Так наркоману кажется, что без наркотика, без кокаина скучно. А на самом деле, когда в семье царит мир, когда родители совместно трудятся над воспитанием своих детей – это величайшая радость. Да, она, может, не такая поверхностная и не сразу возникает. Помню, одна знакомая девушка позвонила одной многодетной матушке и спросила у нее: «Матушка, у меня уже трое детей – ну когда радость-то будет?!» Радость будет, обязательно будет, когда ее Бог даст. А Бог, как известно, дает немерено. Не видит того глаз, не слышит того ухо, что Господь уготовал любящим Его, – это сказано апостолом Павлом о вечной жизни, о будущем веке. Но мы знаем из слов Христа, что Царство Небесное «и в вас есть», оно начинается здесь. Мы не можем построить Царство Небесное во всем мире – это невозможно. Но мы можем построить Царство Небесное в своем сердце, мы можем основать Царство Небесное в своей семье. Царство Небесное на земле – это Церковь Божия, и раз семья – это малая церковь, значит, мы в семье можем построить Царствие Божие. Да, эта возможность есть, и мы можем ее реализовать. Но это не происходит само собой, без нашего труда. Это должно стать нашей целью, и мы в своих поступках должны основываться на христианских ценностях. Помните, у Пушкина: к Татьяне Лариной пришел Онегин и сказал: «Татьяна, я понял, что тебя люблю», подразумевая, что они должны соединиться, а значит, она должна бросить мужа – старого генерала и перейти к Онегину. А что Татьяна Ларина ответила? «Я другому отдана и буду век ему верна». Вот без такого подхода, что брак – это воля Божия, что мне дан именно тот муж, который мне нужен для спасения (не для комфортной жизни, повторяю еще раз, а именно для спасения души), трудно не развестись. Особенно в современных условиях, когда разрушены всякие традиции, всякие внешние социально-общественные подпорки, когда даже родители, как я уже сказал, не всегда способствуют сохранению брака. А если будет такой подход, такое понимание брака, то счастье будет, обязательно.
Счастье будет с тем мужем и женой, которых даровал Бог. Раз Бог даровал, значит, именно этот человек тебе нужен. Хотя, может быть, с ним и некомфортно, возможно, он из тех людей, что не просто наступает на твою больную мозоль, но и стоит на ней, переминается с ноги на ногу, а на твои замечания, что очень больно, говорит: «Ну и что? Потерпи, мне так удобно». Но цель-то какая этого мучительного, неприятного процесса? Чтобы мозоль ушла, чтоб перестало быть больно. Я замечал, например, что если мужчина очень самолюбивый и обидчивый, то ему часто жена попадается как раз такая, которая начинает его поддевать все время. Почему так происходит? Очевидно, чтобы он преодолел свое самолюбие. Когда он свое самолюбие преодолеет, он получит, естественно, спасение для своей души и получит счастливый брак. Поэтому если нам со своей второй половинкой в чем-то некомфортно – это значит, что в нас есть какой-то грех, который лишает комфорта. Надо выявить его в себе. Это нетрудно сделать, если ты захочешь и перестанешь обижаться и обвинять другого. А как начнешь искать грех и, найдя, в этом грехе покаешься… и тебе перестанет быть больно.
И конечно, не могу не сказать еще об одном. Раз семья – это малая церковь, то ее образцом должна быть Церковь с большой буквы. Так вот в Церкви все иерархично: есть Патриарх, есть митрополиты, епископы, священники, дьяконы, миряне – то же самое должно быть в семье. Муж – глава семьи, он осуществляет внутрисемейный апостолат, жена находится в послушании у мужа. Унижает ли ее это послушание? Христа унижало послушание Отцу Небесному? Нет, конечно. Если есть любовь – послушание не может унижать женщину. И когда в семье есть гармония, хоть в какой-то степени, и супруги любят друг друга, то жена хочет слушаться мужа, это в ее природу Бог вложил. А если жена не слушается мужа, в семье мира не будет.
Если муж пьет, даже, может быть, гуляет, но есть у этой семьи крепкая жена, которая это все терпит и пытается как-то детей воспитывать, то семья худо-бедно живет и не распадается. Пусть с большими проблемами, но как-то существует как семья. Если же пить, гулять начинает жена, то семья, как правило, распадается. Вот какая ответственность лежит на жене! И старцы так говорили, что мир в семье – от жены. Женщина благодаря своей эмоциональности психологически более одаренная по сравнению с мужчиной. Она меньше способна контролировать собственный эмоциональный фон, но зато благодаря этой своей эмоциональности она может лучше чувствовать полутона во взаимоотношениях. И благодаря этому может искусно выстроить мир в семье, внутрисемейные отношения.
Но если она не будет слушаться мужа, самое очевидное наказание для нее будет – непослушание ее детей. То есть своим непослушанием мужу она будет учить ребенка не слушаться себя. И когда дети вырастут, они ей по полной отомстят за ее непослушание их отцу. Это неизбежно, это закон жизни.
А с другой стороны, именно смирение жены «вьет веревки» из мужей. Пока жена пытается играть по мужским правилам – борьба, главенство и все такое, она, как правило, является слабейшей стороной и проигрывает. Когда же она начинает слушаться мужа, то она может более эффективно добиться своих благих целей, чем противоборством.
И еще один момент хочу затронуть, памятуя, что семья – это домашняя Церковь. Что в Церкви делают? В Церкви молятся. Если конфликт в семье, что должны делать супруги? Разойтись и помолиться. Пусть это не мгновенно произойдет – вряд ли бывают супруги, которые настолько собой владеют, что скажут: «Все, мы ссоримся – расходимся молиться». Нет, так, к сожалению, не часто бывает. Но вот острота конфликта прошла, хотя злость, обида, непонимание остались, – тут-то и надо уйти к себе (куда хочешь, хоть в туалет) и помолиться о мире в семье, помолиться о своих грехах. Знаете, когда человек молится, Бог ему обязательно показывает, в чем он виноват.
Одна жена пришла ко мне на исповедь и говорит: «Батюшка, у меня катастрофа – меня муж ударил». Спрашиваю: «А как произошло-то это?» – «Да мы с ним ссорились, я его обличала, спорила». Уточняю: «Долго ты его обличала?» – «Да, – говорит, – в 8 вечера начала, а в 8 утра он меня ударил». Я сказал ей: «Знаешь, у тебя святой муж. Я бы столько не выдержал».
Понимаете, иногда мы обличаем нашего супруга или супругу, что он так себя ведет, взрывается, гневается, не видя, что источник этого гнева – мы сами. Мы сами доводим ситуацию до того, что человек не выдержал – он же не святой. А потом, когда человек сорвется, мы начинаем говорить: «А! Так вот ты какой!» А надо было бы сказать: «Вот я какой!» Поэтому очень важно следить за каждым своим словом.
Все Евангелие полностью приложимо к семейной жизни: за каждое праздное слово мы дадим отчет перед Богом, за каждое праздное слово мы можем получить скандал в семье. Сколько случаев я знаю, когда муж пошутил и пошел на работу, а жена его шутку не восприняла и целый день думала, думала, думала… И когда муж пришел с работы, она была уже абсолютно уверена, что муж ее презирает, ненавидит, не любит, пора их отношения заканчивать. Когда муж приходит с работы и видит такую жену, то он не может понять, что случилось? И говорит жене: «Ну ты хоть скажи, что произошло?» А что он слышит в ответ? «Ты даже не понимаешь…» Поэтому надо быть очень внимательным к себе. Мы, как правило, замечаем любое слово, которое ранит наше самолюбие, но при этом очень легко отпускаем подобные слова по отношению к другому и даже бываем при этом очень довольны собой – как мы удачно пошутили. Это подчас происходит и в семье. Поэтому мы должны быть очень внимательны к себе: как мы хотим, чтобы к нам относились наши жена, муж, так и мы должны относиться к своему супругу или супруге. Поэтому надо внимательно читать Евангелие и творчески прилагать его к своей семье. Все Евангелие полностью приложимо к семейной жизни – более того, без него семейную жизнь не построишь.
Крест многодетности: путь любви
Существует мнение – не только в среде нецерковной, но и в среде церковной, – что надо иметь столько детей, сколько ты можешь прокормить, сколько ты имеешь силы воспитать, и не больше. Иначе говоря, что деторождение должно быть планируемым со стороны родителей и что в противном случае ты не сможешь дать детям должного внимания в должной степени и это будет хуже для детей. Поэтому многодетность в этом смысле возможна настолько, насколько согласны на нее родители. Если один ребенок, значит – один, если два – то два. Но речь о 9–12 детях, конечно, уже не идет, так как изначально ясно, что стольким детям внимания не получится оказать. На 9–12 детей силы есть только у единиц.
Давайте разберем этот вопрос. Прежде всего, начнем с основания этого мнения. Само понятие планирования семьи возникло фактически только во второй половине XX века благодаря достижениям медицины. До этого не только в низших классах, но и в высших его не было. И Менделеев, например, был семнадцатым ребенком, Бах – восьмым, у Петра I было одиннадцать детей, а у отца его царя Алексея Михайловича – шестнадцать… Вопрос планирования семьи в предыдущие тысячелетия человеческой истории просто не стоял. И стоять не мог, так как не было к этому никакой возможности. Потому женщины рожали детей столько, сколько им Бог давал. У кого-то был один ребенок, у кого-то – два, а у кого-то – пятнадцать детей.
И в эти условия человечество поставил Бог. Если бы для духовного совершенствования людей, для более правильного духовного развития была необходима возможность планирования семьи, очевидно, что Бог дал бы такие средства изначально. Но Он их не дал. Их люди сами придумали. И все предыдущие бесчисленные поколения, в том числе и христианские, жили без всякого планирования семьи. Конечно, у Бога не было бы проблем сделать так, чтобы у всех родителей было только двое-трое детей, а дальше – все, нет возможности. Но Он так не сделал. Потому что многодетность учит людей любить. Она помогает бороться с эгоизмом. Это во‑первых – и это самое основное по существу.
Что же касается родительского внимания… Да, совершенно верно, что родители одному ребенку или двум уделяют намного больше внимания, чем могут уделить 10–12 детям. Но практика жизни показывает, что все зависит от любви родителей, а не от количества детей. Внимания и один ребенок может не получить или получить, но в неправильной форме, например в форме баловства. И, наоборот, если человек любит своих детей, то нужное внимание дети получат. Не всегда количественные показатели тождественны качественным. Любовь – как солнышко: если оно светит, то согревает многих, а если его нет, то и один замерзнет.
Кроме того, очень сильным моментом воспитания детей является сама многодетность – об этом говорят даже светские психологи: дети, когда их трое и больше, выстраивают социальную систему внутри семьи, достаточно полную, и это позволяет им лучше развиваться и в социальном плане, и тем более в плане духовном. Потому что они вынуждены постоянно жертвовать собой ради ближнего, у них другого выбора нет. Старшие братья и сестры ради младших, младшие – ради старших, то есть возникает нормальная духовная жизнь. Вот если ребенок один или их даже два, но, как часто бывает, с большой разницей в возрасте – лет в 5–7, такие отношения не получается выстроить. А родители имеют возможность баловать и двоих детей. Если же детей достаточно много, то у родителей просто нет физической возможности их баловать; да и дети сами не позволят родителям сильно их баловать, старшие по отношению к младшим будут естественно воздействовать в плане ограничения их желаний, но и старшим придется свои желания ограничить ради младших – по необходимости, иначе просто не получится: сама социальная система ставит людей в такое положение. Самая большая наша проблема – эгоизм, это корень всех наших грехов. Так вот многодетность как раз позволяет эффективно бороться с эгоизмом.
Конечно, если родители детей не любят (например, родители – алкоголики, дети брошены на произвол судьбы, хоть их и много в семье), тогда будет все не очень хорошо. Но если родители детей любят и этот пример любви показывают своим детям, то тогда многодетность не препятствует гармоничному развитию личности. Что касается всевозможных кружков и секций, то у многодетных это, как правило, поставлено ничуть не хуже, чем в семьях с одним-двумя детьми: и кружки дети посещают, и получают вполне нормальное дополнительное образование.
Но нам ведь важно не просто интеллектуальное развитие. В конце концов, есть школа, где образование детям дадут неизбежно. Главное – именно духовное развитие личности, а этому более способствует именно многодетная семья – по вышеназванным причинам. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Бог особенно любит многодетные семьи. О них Он проявляет особенную заботу. В большой семье детям даются многие благоприятные возможности для нормального развития – при условии, что родители воспитывают их правильно. Один ребенок в многодетной семье помогает другому. Старшая дочь помогает матери, средний присматривает за младшим и так далее. То есть такие дети отдают себя друг другу и живут в атмосфере жертвенности и любви. Младший любит и уважает старшего. Эти любовь и уважение возделываются в многодетной семье естественным образом. Поэтому если в семье есть только один или два ребенка, то родителям необходимо быть очень внимательными к тому, как они их растят. Обычно (в таких немногодетных семьях) родители стараются, чтобы дети ни в чем не нуждались. Такие дети имеют все, что ни пожелают, и, таким образом, вырастают совершенно ни к чему не приспособленными».
В многодетной семье воспитывают не только родители, но и братья и сестры воспитывают друг друга. Этот момент – очень важный и очень значимый. То есть это не система, где с одной стороны – папа и мама, а с другой стороны – ребенок. Такая система только в однодетной, максимум двухдетной семье, где большая разница в возрасте детей. В многодетной же семье, где дети близки между собой по возрасту, возникают достаточно глубокие взаимоотношения между ними, и если родители их правильно выстраивают (а ясно, что родителям надо этим тоже заниматься), то это является также сильнейшим воздействием на личность.
Да, в многодетной семье жизнь более напряженная и более тяжелая, но является ли эта тяжесть семейной жизни (даже пусть некая материальная, скажем, или трудовая) однозначно отрицательной? Ничего подобного. Как раз тяжесть семейной жизни и является очень сильным положительным воспитывающим моментом. Если, конечно, эта тяжесть не забивает вообще всё – а это уже зависит от родителей.
Когда ребенка приучают к труду в виде игры, используя это как некий воспитательный момент, когда в его помощи нет необходимости как таковой, ребенок это прекрасно чувствует, особенно дети лет 10–12. И относится к вовлечению его в какую-то работу соответственно – как к попыткам его воспитывать.
А вот если в его помощи есть жизненная необходимость, ребенок это тоже чувствует, у него возникает понимание: если не он, то кто? Это совсем по-другому влияет на личность, ребенок совсем иначе относится к труду – как к тому, что нельзя не сделать. А без развития чувства ответственности не получится правильного воспитания. И многие проблемы современной молодежи (наркотики, беспутная жизнь) как раз оттого, что эти ребята никогда в жизни не трудились. Они не знают, что такое труд, и не получают удовольствие от труда. Но чтобы получать удовольствие от процесса, необходимо иметь к этому процессу навык, у них же нет навыка трудиться, он отсутствует. Они в школе не особенно учились и в вузе не особенно, и у них душа пустая. Кроме того, трудовой навык, выработанный в семье, – это не какое-то бессмысленное перетаскивание камня с места на место. Труд в семье направлен на пользу ближнему, на пользу родителям, на пользу своим братьям и сестрам. То есть, иначе говоря, это не просто некий абстрактный труд и даже не труд за деньги – это труд ради любви. Да, с одной стороны – это необходимость, но с другой – труд именно ради любви.
Так что и сама эта необходимость трудиться, и то, что этот труд направлен на реальную помощь ближнему своему – ближнему в буквальном смысле слова, ближнему, который рядом, на соседней кровати спит, – это все оказывает очень большое воспитывающее воздействие. Поэтому трудовая тяжесть, которая лежит на членах многодетной семьи, – очень положительный момент для детей. И как раз отсутствие ее, когда в детской помощи нет необходимости, потому что есть няня или сама мама, имея одно чадо, все успевает сделать, – это расслабляющая ситуация, приучающая ребенка жить для себя. А в ситуации многодетности не живешь для себя; может, человек в такой семье и хотел бы жить для себя в силу своей греховности, но братья и сестры ему быстренько всё объяснят и поставят на место: мол, давай трудись, брат.
У единственного ребенка больше возможности жить для себя, то есть самочинно, самовольно плюс еще и расслабленно. И даже если родители его отправляют в музыкальную или художественную школу, в разные секции, все равно это труд для себя, это труд по самореализации, он не направлен на кого-то другого. Если ребенок что-то хорошо нарисовал, занял какое-то место в конкурсе, ему похлопали – он понимает, что он самореализовался, он человек, он личность. Но в этом нет добродетели! Ребенок не трудился для другого, он не совершал добро. Да, он не будет ленивым, но он не будет и заботливым, потому что сама жизнь его так воспитала. Многие люди смогли самореализоваться: стали личностями, кандидатами наук, докторами наук, художниками, композиторами… – но как часто мы видим, что эти люди не умеют любить. Родители дали им возможность развить талант – честь и хвала родителям! – но любить они не научили. А ведь для нас, христиан, это самое главное – любить! Если имеешь любые таланты, вплоть до чудотворения, так что можешь горы переставлять, а любви не имеешь, то ты медь звенящая (ср. 1 Кор. 13, 1–6), пустота.
И вот как раз в многодетной семье возможность научиться любви есть. Конечно, только возможность. Сама многодетность – это не панацея от всех бед, она автоматически никаких положительных результатов не даст, и если родители себя ведут неправильно, детьми не занимаются, то ничего хорошего автоматически не получится. Естественно, нужно усилие родителей.
Есть такой образ: многодетные родители – это два осла, впряженные в повозку, которых жизнь бьет палкой по загривку, они тянут из последних сил, у них темнеет в глазах, они спотыкаются, ничего вокруг не видят, им только бы дотянуть свой груз до конца этой жизни, а потом брякнуться и откинуть копыта. И зачем, слышишь, такая многодетность нужна? Что это за идол такой, чтобы ради него нормальной жизни лишаться?!
Если так рассуждать, то в конце концов можно признать движение «чайлдфри» и примкнуть к нему. Потому что один ребенок тоже женщину, особенно молодую, ограничивает. Ведь она могла бы ходить на концерты, выставки, а теперь, с рождением ребенка, у нее одна бессонная ночь за другой, то мастит, то колит, то зубки у ребенка режутся, и это не на пару месяцев, а на два-три года. А если второй ребенок родится, то уже чуть ли не на семь – десять лет… Так зачем и одного ребенка иметь, когда можно совершенствовать свою личность?
Считается, что два-три ребенка – это нормально, даже в удовольствие. Но семь-десять – это уже сплошной напряг, и у родителей никакой жизни нет. То есть признается некое количественное ограничение: не то чтобы детей совсем не надо рожать, а не надо много, потому что это очень тяжело. Что тут можно ответить? Во-первых, почему-то нередко много детей имеют не только родители верующие, то есть имеющие на это мотивацию из принципиально религиозных соображений, но и родители, которые вообще в церковь не ходят. Почему? Наверное, они что-то очень хорошее получают для себя. Ведь у них же нет ограничений в применении противозачаточных средств, и даже, может быть, они принципиально не против абортов, но они этого всего не делают. Значит, они от многодетности получают какую-то радость.
Мне возразят, что это люди особые, у них такой настрой на многодетность, они к ней готовы, а другие – нет. И зачем неготовых заставлять?!
Но вот, например, у человека ДЦП. Он что, был готов к своей инвалидности? Нет, ему такую жизнь Бог дал. У людей с ДЦП разум часто совершенно ясный, они получают образование, пишут книги и музыку, рисуют… И они прекрасно понимают, чего они лишены из-за своей болезни. Их Бог поставил вот в такие условия. Готов к этому человек? Нет, конечно, не готов. Он выбора такого не делал. Но Бог так за него решил, кстати говоря – еще до момента его рождения. Сам человек, естественно, субъективно к этому был не готов. Но Бог решил, что он готов, что так ему будет лучше для его спасения.
То же самое и с многодетностью. Если Бог решит, что вы не готовы, у вас и одного ребенка не будет, хоть лечитесь-перелечитесь от бесплодия: у вас все анализы будут нормальные – а ребенка не будет. И наоборот бывает. Женщина рассказывала, что беременела, несмотря на употребление противозачаточных таблеток и других возможных средств предохранения. Все это использовала и все равно зачинала и рожала детей. А потом решила рожать, сколько Бог даст, раз все равно никакие формы предохранения не помогают. Так что если Бог хочет, никакие средства не помогут. Конечно, такое не у всех бывает. Но если Бог захочет, то будет вот так.