bannerbanner
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Полная версия

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
14 из 14

102

Фольклорная метафора (см. Геродот. Ист. V 92).

103

Об Анахарсисе ср.: Геродот. Ист. IV 46, 76.

104

ПА VII 92.

105

Т. е., чтобы играть на флейте, нужно прежде напиться допьяна.

106

По-видимому, загадка об углежогах, жгущих уголь в лесу и продающих его в городе.

107

Ср. выше, I 30.

108

«Протагор» 343 а.

109

Это те самые алтари, посвященные «неведомому богу», о которых в «Деяниях апостолов» (17, 23) напоминал афинянам апостол Павел.

110

Куреты – божественные хранители Зевса-младенца, впоследствии – жрецы критского культа Зевса; корибанты – жрецы малоазийского культа Матери богов.

111

Благие богини – евмениды, евфемистическое имя Эриний, богинь мщения.

112

Мунихий – крепость в афинском порту Пирее; здесь располагался македонский гарнизон, занимавший Афины в III в. до н. э.

113

Поражение спартанцев в войне с Тегеей в 560-х гг. до н. э., о котором см.: Геродот. Ист. I 66 сл.

114

Пала Мессения за сто лет до Ферекида, во II Мессенскую войну (VII в. до н. э.), и через сто лет после Ферекида, в III Мессенскую войну (V в. до н. э.).

115

В Спарте были в ходу не серебряные, а железные деньги.

116

См. прим. 6 к книге IV.

117

Игра слов: gē – «земля» и geras – «дар».

118

ПА VII 93.

119

АПл. Ill 128.

120

Диоген Лаэртский ошибочно приписывает Анаксимандру учение Анаксагора о луне и солнце.

121

Солнечные часы (гномон в широком смысле слова) определяли время дня по направлению тени от стоячей «стрелки»; гномон (в узком смысле слова) вдобавок к этому определял время года (солнцестояния и равноденствия) по длине тени.

122

Хронологическая неувязка: по-видимому, на Анаксимандра перенесены хронологические данные об Анаксимене или Пифагоре. Якоби предполагает лакуну: Учеником его был Пифагор, расцвет которого приходится….

123

См. выше, I 34 и прим. 38.

124

Т. е. персидский царь. Греки рассматривали (не без оснований) азиатскую державу как Мидийское царство, в котором царствовала персидская династия.

125

Ошибка: следует читать «при архонте Каллиаде». Каллий был архонтом не в 430, а только в 456 г. до н. э.

126

Термин, по-видимому, не принадлежит самому Анаксагору.

127

Устойчивое мнение античных ученых, (ср., напр., Гиппократ. Афоризмы V 48), основанное на представлении, что правая сторона всегда сильнее.

128

Этот метеор показывали и почитали еще в I в  н. э. при Плинии («Естественная история» II 149).

129

Несохранившаяся трагедия. Еврипид, «философ на сцене», считался учеником Анаксагора уже в александрийскую эпоху.

130

Ср. то же о Диогене – ниже, VI 49.

131

Анахронизм: галикарнасский тиран Мавсол правил много позже, в 377–353 гг. до н. э. Название его великолепной гробницы (Мавсолей) стало нарицательным.

132

Т. е. Анаксагор первый начал искать у Гомера этические аллегории, а Метродор – физические аллегории. Текст сомнителен; перевод по чтению Коте.

133

Ошибка: следует читать «при Демотионе», архонте 470 г. (Плиний называет 467 г.).

134

Обвинение в персидской измене было обычным при политическом преследовании даже много лет спустя после греко-персидских войн.

135

Ср. ниже, II 35 (о Сократе) и II 55 (о Ксенофонте).

136

Ср. ниже, IX 34–35.

137

ПА VII 94–95.

138

Платон. Феэтет 149 а.

139

В сохранившемся тексте «Облаков» Аристофана таких строк нет. Имеется в виду или другая, более ранняя редакция комедии Аристофана, или одноименная комедия Телеклида.

140

«Воспоминания о Сократе» 1, 2, 31.

141

На этом построен весь сюжет комедии «Облака».

142

Гомер. Одиссея IV 392.

143

Ср. Платон. Критон 52 b; «Апология» 28 е.

144

«Чтобы не захлебнуться в ней», – поясняет византийский словарь Суды. Ср. ниже, IX 11. Об искусных водолазах с острова Делос упоминают и другие античные писатели.

145

Ср. Платон. Пир 219 е – 221 b.

146

Платон. Апология 32 bс.

147

После морской битвы при Аргинусах афинские стратеги не могли похоронить тела убитых и поэтому, несмотря на победу, были осуждены афинским судом.

148

Речи Сократа в темнице – содержание диалогов Платона «Критон» и «Федон».

149

Анахронизм: это стихи Филемона, поэта III в.

150

Версия фантастическая.

151

Аристофан. Облака 411–416 (пер. А. Пиотровского с небольшими изменениями).

152

Там же, 363–364.

153

Платон. Пир 174 а.

154

Платон. Феэтет 142 cd, 180 с.

155

Платон. Евтифрон 4 а.

156

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе II 2; III 6–7; III 7.

157

Искаженное место, перевод по смыслу.

158

Платон. Евфидем 303 d.

159

См. речь Алкивиада у Платона («Пир» 217–220).

160

Ксенофонт. Пир 4, 44.

161

Ср. ниже, VI 1.

162

Ср. ниже, II 105.

163

Ксенофонт. Пир 2, 16–20.

164

Внутренний божественный голос, запрещающий человеку те или иные поступки: на него часто ссылается Сократ у Платона и Ксенофонта (напр., Платон. Апология 31 d).

165

Ср. ниже, VII 26, о Зеноне.

166

Еврипид. Электра, 379.

167

Ср. ниже, II 72.

168

Ср. выше, II 13. Подробнее: Ксенофонт. Апология, 27–28.

169

Гомер. Ил. IX 363. Название области Фтия созвучно с глаголом phthiein (губить). Ср. Платон. Критон 44 аb.

170

Ср. Ксенофонт. Пир 2, 10.

171

Платон. Апология 21 а; Суда приводит два стиха:

Хоть мудр Софокл, а Еврипид еще мудрей,Но выше всех Сократ своею мудростью.

172

Платон. Менон 89 с – 95 а.

173

«Облака» и комедии других авторов с насмешками над Сократом.

174

Платон. Апология 23 е и далее.

175

Храм Матери богов на городской площади, служивший в Афинах государственным архивом.

176

Ср. Платон. Апология 24 b; Ксенофонт. Воспоминания о Сократе 1. 1.

177

Апокрифическое предание, как и предыдущий рассказ о Сократе и Лисии.

178

Бесплатный обед в Пританее (здание государственного совета) полагался в Афинах должностным лицам и в виде награды тем, кто отличился особыми заслугами перед государством. Таким образом, Сократ вместо наказания предлагает для себя ничтожно малый штраф или даже награду. См. Платон. Апология 36 d, 38 b.

179

АПл. IV 16. Оба стихотворения, конечно, позднейшие сочинения.

180

Несохранившаяся трагедия; к Сократу, конечно, не имеет отношения.

181

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе 1, 4; ср. утверждение в 1. 1, 15.

182

Платон. Апология 26 de; рассуждает об их (физиков) предметах, по-видимому, в «Федоне» 97 b – 99 с.

183

ПА VII 96.

184

Имя восстановлено предположительно; может быть, прозвище Гесиода, который считался соперником Гомера(?).

185

Ср. выше, I 81.

186

Указание фантастическое.

187

Ксенофонту здесь приписаны речи Критобула из его «Пира» 4, 2.

188

Изложено по «Анабасису» III 1, 4–7; дальнейший рассказ – тоже по «Анабасису» II 6, 21–28 и III 1, 31 (нападки на Менона и Аполлонида), VII 3 (предательство Севфа), V 3, 5–7 (дела с Мегабизом) и 18–23 (поселение в Скиллунте).

189

Агесилай с 396 г. до н. э. вел в Азии войну против персов, но в 394 г. восстания Афин, Фив, Коринфа и других городов Спарты (Коринфская война) заставили его возвратиться.

190

Ср. выше, II 13, об Анаксагоре.

191

См. ниже, II 62.

192

Сомнительное умозаключение, исходящее из того, что «Эллинская история» Ксенофонта представляет собой непосредственное (почти с полуфразы) продолжение «Истории» Фукидида.

193

Ср. ниже. III 34.

194

ПА VII 97 (восхожденье – буквальное значение слова «анабасис», т. е. «поход в глубь материка») и VII 98; мужи Краная и Кекропа, потомки древних аттических царей, – афиняне.

195

Т. е. без заглавий и оглавлений. Их перечисление дает словарь Суды; высказывалось предположение, что псевдоплатоновские диалоги «Аксиох», «Эриксий» и «О добродетели» принадлежат Эсхину.

196

См. выше, II 55.

197

В Мегарах Сицилийских, во время поездки к Дионисию.

198

В позднеантичном сборнике риторических стилизаций «Письма сократиков» имеется пять писем от лица Эсхина.

199

Речь не сохранилась.

200

За это Аристотель («Метафизика» III, 2, 996 а 32) причисляет Аристиппа к софистам.

201

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе II 1; III 8.

202

Платон. Федон, 59 bc; см. ниже, III 36, – очевидно, III книга Диогена была написана раньше, чем II.

203

Старший или Младший Дионисий имеется в виду в анекдотах об Аристиппе – не вполне ясно.

204

Намек на учение Аристиппа об ощущении («внутреннем осязании»).

205

Обол – мелкая медная монета, одна шестая часть драхмы.

206

Ср. ниже, II 102 (о Феодоре), VI 58 (о Диогене).

207

Т. е. по неписаным законам естества.

208

В части рукописей этот анекдот помещен в II 76.

209

Сиденья в греческих театрах были каменные.

210

Ср. ниже, VI 32.

211

Ср. ниже, VI 30.

212

Еврипид. Вакханки, 836 (реплика Пенфея, пер. И. Анненского) и 317 (реплика Тиресия, пер. Ф. Зелинского).

213

Игра слов: paideia – «ученые», paidia – «забава».

214

Софокл, отрывок из неизвестной трагедии. Плутарх («Как читать поэтов», 12) приписывает эту перефразировку Зенону.

215

Ошибка: Птолемаида – город, основанный много позднее.

216

Диоген путает двух философов по имени Анникерид; продажа Платона в рабство (см. ниже, III 20) происходила гораздо раньше.

217

Погребальный плач – френос, составная часть многих классических трагедий.

218

Имя Theodoros – производное от слова theos – бог.

219

Cр. ниже, VI 42.

220

Ср. выше, II 68.

221

По-видимому, в междоусобной войне между Элидой и Спартой в 400 г. до н. э.

222

Или Кебету (Геллий. Аттические ночи II 18). Афиней («Пир софистов» XI 131, 505 е) передает сплетню, будто Платон вновь пытался обратить Федона в рабство.

223

Эти знаменитые софизмы (которыми отчасти занимались еще элеаты) таковы. «Лжец»: если лжец говорит «я лгу», то он лжет; стало быть, он не лжет, а говорит правду; но если он говорит правду, значит, он действительно лжет, и т. д. «Спрятанный», «Человек под покрывалом», «Электра» – варианты одной и той же ситуации: перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом; стало быть, она его и знает и не знает. «Куча», «Лысый»: если к зерну добавлять по одному зерну, то с которого зерна начнется куча? если человек теряет волос за волосом, то с которого волоса он становится лысым? «Рогатый»: чего ты не потерял, то ты имеешь; ты не потерял рогов, стало быть, ты имеешь рога.

224

По-гречески elenxinos – «опровергатель».

225

106АПл. Ill 129.

226

АПл. VII 19. Игра слов: Kronos – Кронос (имя бога), onоs – «осел».

227

См. ниже, VI 80.

228

Источник знаменитой сентенции «omnia mea mecum porto» («все свое ношу с собой»), чаще приписываемой Бианту Приенскому (Цицерон. Парадоксы I 8).

229

Игра слов: kainou – «новый (плащ)» и kai noû «(плащ) и ум». Шутка повторена в VI 3.

230

АПл. V 42.

231

Анахронизм: Менедем мог слушать только преемников Платона.

232

См. выше, II 105.

233

Способ наказания развратников, часто упоминаемый в комедии.

234

Смысл шутки не совсем ясен: возможно, она значит: «Ты мужик среди тонких людей и тонкий человек среди мужиков».

235

Начало известного софизма: «Ты перестал бить своего отца?» – Нет. – «Значит, ты бьешь своего отца».

236

Пословица (буквально: «убиваешь убитых»).

237

Ороп – пограничный город между Аттикой и Беотией, частый объект их раздоров.

238

Имеется в виду переход Эретрии от олигархического режима, поддерживаемого Кассандром, к демократическому, поддерживаемому Деметрием, по-видимому, после смерти Кассандра в 298 г. до н. э.

239

Седьмой день считался в античной медицине самым опасным для голодающих.

240

Ошибка: в 267 г. до н. э. Антигон (несомненно, по просьбе Менедема) восстановил в Эретрии демократию (конечно, под своим контролем), и Менедем умер на родине

241

АПл. V 40.

242

Ионийский праздник Фаргелий в конце мая. Приурочение дня рождения Платона к Аполлонову дню, по-видимому, искусственная комбинация, но очень древняя (так его праздновали ежегодно уже в Академии).

243

По Аполлодору, даты жизни Платона – 427–347 гг. до н. э., по Неандру – 429–347. Первая датировка считается более надежной.

244

Хорегия – финансирование театральных постановок («обучение хора») для праздника Дионисий: общественная повинность, налагавшаяся на богатых людей.

245

Платон. Соперники 132 а.

246

Образцы стихов Платона см. ниже, III 29–33.

247

Очевидная интерполяция (хотя и не отмеченная Лонгом): юношеские занятия Платона отнесены к месту его будущей славы.

248

Гомер. Ил. XVIII 392 («…ты надобен нынче Фетиде»). Ср. VI 95.

249

Ср. Аристотель. Метафизика I 6, 987 b 32.

250

Еврипид умер еще в 406 г. до н. э., и все предание о поездке Платона в Кирену и Египет представляется позднейшей легендой.

251

Еврипид. Ифигения в Тавриде 1193.

252

Гомер. Од. IV 231.

253

Пространно выписанное Диогеном Лаэртским сочинение Алкима, по-видимому, имело целью подчеркнуть преемственную связь Платона с пифагорейством, к которому принадлежал Эпихарм.

254

Платон. Государство VII 524 а – 525.

255

Пересказываются положения Платона: «Феэтет» 181 bd; «Парменид» 129 d – 130 с; 133 с – 134 а; «Законы» XII, 965 bc; «Федон» 100 d и далее; «Тимей» 52 а, 39 a.

256

Платон. Парменид 132 d.

257

Платон. Федон 96 b.

258

Т. е. в своих философских диалогах он использовал опыт комедийных диалогов Софрона.

259

Эгина в это время участвовала в Коринфской войне на стороне, враждебной Афинам.

260

В 372 г. до н. э., когда спартанские корабли погибли при волнении моря после землетрясения у берегов Ахайи.

261

Письмо (поздняя риторическая стилизация), по-видимому, имеет в виду не вторую, а третью поездку Платона.

262

Хабрий, афинский полководец, обвинялся в 366 г. до н. э. в сдаче Оропа фиванцам.

263

Платон. Федр 230 е – 234.

264

Подробнее ниже, IX 40.

265

Афины находились под властью Митридата Понтийского в 88–86 гг. до н. э.

266

Игра слов, построенная на значении имени Платона – «широкий».

267

ПА VII 669 (пер. С. Соболевского) и 670 (пер. Л. Блуменау). Имя Астер означает «звезда».

268

ПА VII 99 (пер. Л. Блуменау).

269

ПА VII 100 (пер. О. Румера).

270

ПА VII 217.

271

ПА V 77–79 (пер. Л. Блуменау).

272

ПА VII 259, IX 39 (пер. Л. Блуменау), IX 44 (пер. О. Румера).

273

Тиранн Дионисий Младший, потеряв власть, должен был доживать жизнь частным человеком в Коринфе.

274

Имеются в виду «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта и малые диалоги Платона – «Лахет», «Хармид» и пр.

275

Платон. Законы III 694 с.

276

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе III 6, 1. Ср. выше, II 57.

277

Платон. Федон 59 bс (ср. выше, II 65). Здесь же Платон признается, что и сам не был при кончине Сократа.

278

Ср. выше, II 60.

279

Платон. Апология 34 а, 38 b; «Федон» 59 b.

280

Сочинение Протагора ближе неизвестно. Ср. ниже, III 57.

281

«Федр» – не раннее произведение Платона, а принадлежит к зрелому периоду его деятельности (370-е гг. до н. э).

282

Платон. Законы V 808 b.

283

Там же, II 663 е.

284

См. прим. 6 к кн. II.

285

Вес чаш – ок. 700 и ок. 400 г; вес перстня с серьгой – ок. 20 г.

286

ПА VII 60–61 (перевод наш) и 62 (пер. Н. Кострова).

287

ПА VII 108–109.

288

Устойчивая, однако же фантастическая традиция, стремившаяся связать величайшего философа и величайшего оратора Греции; особенно часто напоминал об этом Цицерон.

289

Обращение к неизвестной покровительнице, для которой написана книга Диогена; см. вступ. статью.

290

Т. е. делать лишнее дело: сова была священной птицей Афины.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
14 из 14