bannerbanner
Военно-стратегические игры Chess-T и Chess-T2
Военно-стратегические игры Chess-T и Chess-T2

Полная версия

Военно-стратегические игры Chess-T и Chess-T2

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Главное значение замка проявляется в том, что захват замка противника приводит к победе. Захват замка противника происходит, когда какая-либо королевская фигура нападающей стороны занимает поле пустующего (т.е. без своей королевской фигуры) замка противника (см. глава 6. Цель игры).

Глава 2. Подвижность фигур

Общие принципы ходов фигур на доске

В игре chess-T все фигуры, делая ходы на доске, перемещаются с одной клетки на другую по прямым линиям: по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Так Кнехт, Вер Кнехт и Риттер перемещаются только по горизонталям и вертикалям. Король, Коннет и Принц могут перемещаться как по вертикалям и горизонталям, так и по диагоналям. Каждая фигура имеет свою дальность перемещения по горизонталям, вертикалям, диагоналям, т.е. максимальное количество клеток, на которое фигура за свой ход может переместиться от своего положения. В зависимости от фигуры дальность перемещения составляет от 1 до 3 клеток. Горизонтали, вертикали и диагонали, по которым может перемещаться та или иная фигура с учетом ее дальности перемещения, образуют возможные линии (точнее говорить отрезки, состоящие из 1, 2 или 3 клеток) движения (далее по тексту просто – линии движения) данной фигуры. Линии движения, состоящие из одной клетки, будем называть короткими линиями движения. Линии движения, состоящие из 2 или 3 клеток, будем называть длинными линями движения. Фигура, которая имеет длинную линию движения, при своем ходе может занимать любую из клеток на этой линии движения.

Ход (перемещение) любой фигуры может быть сделан либо на свободную клетку (незанятую никакой другой фигурой), либо на клетку, занятую фигурой противника. В последнем случае такой ход называется ходом со взятием фигуры противника, или просто ход со взятием. При ходе со взятием фигура противника снимается с доски, а ее место (поле) занимает фигура, которой и делается этот ход. Однако, ход на клетку со взятием фигуры противника возможен только в случае перевеса в силе на данной клетке. Как определяется перевес в силе, будет рассказано в главе 4. Перевес в силе. Правила «взятия» и размена фигур. Ход на клетку, занятую своей фигурой невозможен.

Особым ходом является ход с разменом фигур, когда с доски снимаются по одной фигуре с каждой стороны (см. Глава 4. Перевес в силе. Правила «взятия» и размена фигур).

Как уже было отмечено выше, никакая фигура не может сделать ход на неприступное поле противника. Это правило также относится и к ходам со взятием или разменом фигуры противника. Другими словами, фигура, занимающая свое неприступное поле не может быть срублена (т.е. взята) или разменяна никакой фигурой противника.

Две фигуры, Риттер и Коннет, при движениях на 2 или 3 клетки по вертикали или горизонтали, обладают способностью перепрыгивать как через любые фигуры, находящиеся на линии их перемещения, так и через неприступное поле противника. Также Риттер, не будучи королевской фигурой, соответственно не имея права вступать на поля замков, может перепрыгивать через поле замка, своего или противника.

Принц и Коннет при движениях на 2 или 3 клетки по диагоналям не могут перепрыгивать через поля, занятые другими фигурами, и (или) через неприступное поле противника. То есть при движениях фигуры по диагоналям перепрыгивание через клетки, занятые другими фигурами, и/или неприступное поле противника запрещено.

Количество клеток, на которые может сделать ход фигура по своей линии движения, может быть либо максимальным для данной фигуры, либо быть меньше этого максимального значения за счет двух факторов, ограничивающих подвижность фигуры. Первый, естественный, фактор, ограничивающий подвижность фигуры возникает, когда фигура находится вблизи края игрового поля. Другое ограничение подвижности возникает, когда на линии ее движения фигуры имеются одно или несколько препятствий в виде: фигур (своих или противника, занимающих поля линии движения), полей замка (своего или противника), неприступного поля противника. Вот такие ограничения подвижности фигур будем называть игровыми ограничениями подвижности.

Далее рассмотрим конкретные правила ходов фигур, сопровождая их примерами с учетом разных случаев ограничения подвижности.

Кнехт

Кнехт при своем ходе может пойти (переместиться) с клетки, на которой находится:

– на одну соседнюю клетку влево или вправо по горизонтали (здесь и везде далее направления перемещения влево и вправо принимаются исходя из условия, что направление перемещения фигуры вперед соответствует движению в сторону противника),

– на одну соседнюю клетку вперед (т.е. в сторону противника) или назад по вертикали,

– а также, если перемещения происходят в пределах своей «территории» (своей половины игрового поля), то на две клетки вперед в сторону противника по вертикали. Однако, если при этом на пути Кнехта соседняя клетка впереди занята какой-либо фигурой, то движение вперед на две клетки невозможно. Другими словами, Кнехт не может перепрыгивать через фигуры.

Ходы вперед на две клетки в пределах своей территории могут делаться Кнехтом неограниченное число раз.

Таким образом, Кнехт имеет короткие линии движения (то есть состоящие из одной клетки) по вертикали и горизонтали, а также длинную линию движения при ходе на две клетки вперед в пределах своей «территории».

Рассмотрим примеры. В позиции на рис. 2.1 для белого Кнехта, расположенного на поле h2, отсутствуют какие-либо ограничения подвижности. Клетки, на которые этот Кнехт может сделать ход, это поля g2, i2, h1, h3h4.


Рис. 2.1.


Здесь и далее белыми кружками будут выделяться поля, на которые может делать ход белая фигура, а черными кружками будут отмечаться поля, на которые может делать ход черная фигура.

В этой же позиции подвижность белого Кнехта на d2 полностью ограничена. На всех его линиях движения находятся препятствия: линия движения вперед по вертикали d3-d4 (такой записью, где необходимо, будем обозначать линии движения фигур) заблокирована черным Вер Кнехтом на поле d3, ход на это поле со взятием невозможен, так как белым не хватает перевеса в силе на поле d3 для взятия фигуры противника (о ходах со взятием фигуры см. далее – глава 4. Перевес в силе. Правила «взятия» и размена фигур). В силу того, что Кнехт не может перепрыгивать через фигуры, ход на поле d4 также невозможен. Поле слева по горизонтали занято своей фигурой – белым Кнехтом на c2. На поля d1 и e2 белый Кнехт не может «ступить», так как это поля замка белых, а Кнехт не относится к королевским фигурам, которые имеют право вступать и находиться на полях замков.

Еще в этой позиции рассмотрим подвижность белого Кнехта на a4. Кнехт может сделать ходы на клетку a3 и неприступное поле белых b4. Ход на поле a5 невозможен, так как это неприступное поле черных.

Вер Кнехт

Подвижность Вер Кнехта полностью совпадает с подвижностью Кнехта, и имеет точно такие же линии движения. То есть Вер Кнехт при своем ходе может пойти (переместиться) с клетки, на которой находится:

– на одну соседнюю клетку влево или вправо по горизонтали,

– на одну соседнюю клетку вперед или назад по вертикали,

– а также, если перемещения происходят в пределах своего королевства (своей половины игрового поля), то на две клетки вперед в сторону противника по вертикали. Но, если при этом на пути Вер Кнехта соседняя клетка впереди занята какой-либо фигурой, то движение вперед на две клетки невозможно. Другими словами, Вер Кнехт также не может перепрыгивать через фигуры. Ходы вперед на две клетки в пределах своей территории могут делаться Вер Кнехтом неограниченное число раз.

Рассмотрим примеры подвижности черных Вер Кнехтов в рассмотренной ранее позиции, представленной теперь на рис. 2.2. Подвижность черного Вер Кнехта на поле g5 ничем не ограничена, на его линиях движения по вертикали и горизонтали нет препятствий. Поля, на которые он может пойти, отмечены черными кружками. Вер Кнехт может пойти на клетки f5, h5, g6 и g4.


Рис. 2.2.


Другой черный Вер Кнехт на поле d3 может пойти на клетки c3, e3, d4. На линии его движения вперед по вертикали поле d2 занято белым Кнехтом. Ход черного Вер Кнехт на это поле со взятием фигуры противника невозможен, так как черным на этом поле не хватает перевеса в силе (о ходах со взятием фигуры см. ниже глава 4. Перевес в силе. Правила «взятия» и размена фигур).

Риттер

Риттер с клетки, на которой располагается, может делать ходы на 1, 2 или 3 клетки как влево или вправо по горизонтали, так и на 1, 2 или 3 клетки вперед или назад по вертикали. Также, что является отличительной особенностью его перемещений, Риттер при движении по вертикали или горизонтали на две или три клетки может перепрыгивать через одно или два препятствия (поля, занятые фигурами, своими или противника, поля замков и неприступное поле противника), которые находятся на линии его движения. Риттер не является королевской фигурой, поэтому он не может делать ходы на поля замков. Таким образом, у Риттера длинные (по 3 клетки) линии движения по вертикалям и горизонталям.

Поясним подвижность Риттера на примерах в позиции на рис. 2.3. Белый Риттер на поле h4 не имеет игровых ограничений подвижности, он может сделать ход по горизонтали на любое из полей: i4, g4, f4, e4, и по вертикали на любое из полей: h3, h2, h1, h5, h6, h7. Эти поля выделены белыми кружками.


Рис. 2.3.


В этой же позиции у черного Риттера, расположенного на c2, на его линиях движения вперед (в сторону противника) по вертикали и вправо по горизонтали (b2-a2) нет препятствий: Риттер в случае своего хода может сделать ходы на поля c1, b2, a2. На других линиях движения, c3-c5 и d2-f2, препятствия есть: поле c3 занято своей фигурой (черным Вер Кнехтом), c4 неприступное поле белых, e2 – поле замка белых. По этим направлениям Риттер может пойти на клетки: по горизонтали – на d2, f2, по вертикали – на поле c5. Ходы на клетки f2 и c5 возможны в силу того, что Риттер может перепрыгивать через препятствия (одно или сразу два).

Принц

Принц имеет короткие линии движения по вертикалям и горизонталям, и длинные (до 3 клеток) линии движения по диагоналям, он может делать такие ходы:

– на любую соседнюю клетку по горизонтали или вертикали, т.е. на одну клетку влево или вправо по горизонтали, на одну клетку вперед или назад по вертикали,

– на 1, 2 или 3 клетки в любую сторону по диагонали. При перемещениях по диагонали на две или три клетки Принц не может перепрыгивать через неприступное поле противника или поля, занятые фигурами.

Принц является королевской фигурой, поэтому может вступать и находиться на полях замков, как своего, так и противника.

В позиции на рис. 2.4 белыми кружками отмечены поля, на которые может сделать ход белый Принц, расположенный на g4. Здесь у белого Принца отсутствуют какие-либо ограничения его подвижности. На его диагональной линии движения f3-d1 расположены поля своего замка e2, d1. Но так как Принц является королевской фигурой, ходы на эти поля возможны.


Рис. 2.4.


В этой же позиции теперь на рис. 2.5. рассмотрим подвижность черного Принца, расположенного на поле c3. Черный Принц может сделать ходы на поля d3, d2, e1, c2, b2, a1, c4. На его линиях движения b3, b4-a5 и d4-e5 есть препятствия. Ход на поле b3 со взятием белого Кнехта невозможен, так как черным на этом поле не хватает перевеса в силе (о ходах со взятием фигуры см. далее глава 4. Перевес в силе. Правила «взятия» и размена фигур). Поле b4 является неприступным полем белых, которое также перекрывает возможность хода на a5, а на поле d4 стоит своя фигура, черный Кнехт, и в силу этого препятствия также невозможен ход на поле e5.


Рис. 2.5.

Коннет

Среди всех фигур Коннет обладает максимальной подвижностью, он имеет длинные (до 3 клеток) линии движения и по горизонталям, вертикалям, и по любым диагоналям. Коннет за свой ход, если нет ограничений подвижности, может переместиться:

– на 1, 2 или 3 клетки влево или вправо по горизонтали,

– на 1, 2 или 3 клетки вперед или назад по вертикали,

– на 1, 2 или 3 клетки по диагонали в любом направлении.

При движении по вертикали или горизонтали на 2 или 3 клетки Коннет может перепрыгивать как через поля, занятые фигурами, так и через неприступное поле

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2