Полная версия
Уникальные женщины мира. 20-й век
Уникальные женщины мира
20-й век
Анжела Конн
© Анжела Конн, 2020
ISBN 978-5-4498-4467-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
К читателю!
Мой читатель! Перед тобой вторая книжка «Уникальные женщины мира». На сей раз о женщинах 20-го века. Кто-то, наверно, продолжит этот цикл по окончании 21 века… Не сомневаюсь!
В этой же части, как и в первой, представлены десять историй о женщинах не очень известных, но не менее важных, чем те, чьи имена у всех на устах.
19-й и 20-й века явились временем прорыва для особо одарённых представительниц прекрасной половины человечества, чтобы заявить о себе более свободно, чем это могли сделать их предшественницы в минувшие эпохи.
Не буду здесь поднимать вопрос о гендерной несправедливости, к сожалению, перекочевавшей из глухой старины в современный мир. Просто хочу рассказать о тех женщинах, которым приходилось преодолевать различного рода барьеры, чтобы заниматься делом, к чему лежала душа.
Они сами своей деятельностью и стремлением к новому опровергают миф о том, что только мужчинам подвластны великие свершения.
Они обладают потрясающей силой духа, не боятся рисковать и, несомненно, опережают своё время.
Они восхищают и завораживают, переворачивая сознание и историю в целом – женщины, о которых мы должны помнить.
И если сейчас кому-то не очень уютно на белом свете, пусть их истории станут источником заряда энергии, с которым можно и нужно жить, радоваться каждому мигу и добиваться успехов…
Экстаз
Хеди Ламмар.
1. Потрясающей красоты девушка, не так ли?! Чувственная, обворожительная, грациозная…
Само название чехословацко-австрийского фильма «Экстаз», вышедшего на экраны в 1933 году и толкование этого слова как состояние духа на высшей степени – восторженность, опьянение, отрешение от действительности – словно предопределили путь её.
В 1930 году Хеди снялась в немецком фильме «Девушка в ночном клубе», а следующий фильм «Экстаз» перевернул её жизнь.
Став звездой первого в истории мирового кинематографа эротического фильма, она прослыла знаменитостью. Отныне её творческий путь на долгие годы будет усыпан цветами… Слава бежала впереди неё.
Фильм стал сенсацией. И не потому что обладал глубокими художественными достоинствами… Впервые намекнули на оргазм в кино! Интересная подробность, чтобы его вызвать, режиссёр колол актрису иголкой. И впервые! – сцена десятиминутного обнажённого купания в озере, что по нынешним меркам вполне невинна, а тогда вызвала шквал критики.
Во многих странах Европы фильм запретили к показу. Запрет сняли спустя годы, предварительно вырезав пикантные сцены.
Все только и говорили о фильме и актрисе. Хеди стала суперзвездой. Однако судьба уготовила ей ещё более потрясающий взлёт. Но обо всём по порядку…
2. Хедвига Ева Мария Кислер родилась 9 ноября 1914 года в еврейской семье – весёлой и богатой. Отец – преуспевающий директор банка, мама – пианистка. Занятия танцами, языками и музыкой чередовались путешествиями по Европе с родителями.
Принцесса семьи училась в Вене в очень богатой школе. Училась прилежно. И всей душой полюбила математику, не изменяя страсти к кино.
Увлекаясь театром и кино, обладая красивой внешностью, она уже в двенадцать лет выигрывает конкурс красоты в Вене.
В шестнадцать лет она сбегает из дома, чтобы никто не смог помешать ей следовать мечте… И устраивается сценаристкой в австрийскую кинокомпанию Sascha-Film. Достаточно смелым для девочки образом… Будучи несовершеннолетней, подделывает подпись матери о согласии на трудоустройство.
Капкан удачи раскрылся перед ней с размахом и пожизненно…
За гонорар в пять долларов она получает маленькую роль в романтической комедии «Деньги на улице». Спустя год снимается в комедийной ленте «Буря в стакане», а также в сатиричной ленте «Багаж господина О. Ф.» Гонорары растут…
Дебютантка с яркой внешностью очаровала известного режиссёра Макса Рейндхарта; он приглашает девушку в Берлин и даёт ей уроки сценического мастерства.
Однако, именно нашумевшая мелодрама Экстаз» с элементами эротики, принесла ей мировую известность.
Родители Хеди были в ужасе: если их малютка такое вытворяет в девятнадцать лет, чего ждать дальше? Они срочно находят выход, выдав бесшабашную дочь замуж за очень богатого тридцатитрёхлетнего миллиардера.
Будучи евреями, новоиспечённые супруги перешли в католичество.
Фриц Мандл, муж Хеди, поддерживал Третий Рейх; и капитал заработал на производстве оружия. Дома у себя они принимали знаменитостей, от Фрейда до Муссолини и Гитлера.
Потакая мужу в его желании всем и всюду показывать свою красавицу-жену, Хеди ездила с ним на его заводы и присутствовала на производственных совещаниях. Господа обсуждали серьёзные вопросы, а она слушала. И вникала. Решение всяческих задачек полюбилось с детства, а знание математики и пытливый ум помогали ей хорошо понимать суть разговоров.
В то время в лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Управление торпедами по проводам в водной среде оказалось неприменимо, искали способ использовать для этого радио. Но специалистам так и не удалось преодолеть технические недостатки классической радиопередачи…
А Хеди не удалось полюбить мужа.
Она с трудом продержалась в этом браке четыре года. Ненавидя фашизм, перенесла ненависть и на мужа, жуткого ревнивца, запретившего ей сниматься в кино.
Однажды она решила, что всё! Подсыпала горничной снотворное в чай, переоделась в её платье, набила сумочку бриллиантами и… была такова.
В Париж, где она дождалась развода, потом в Лондон и оттуда в Америку в Голливуд, который ждал девушку с распростёртыми объятиями. Прямо на пароходе она подписывает контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером. Впоследствии он назовёт её самой красивой женщиной мира.
Сейчас же она в восторге от случившегося:
– Вот тебе, Фриц Мандл, жадная и ревнивая скотина, получай, – цедила она сквозь зубы, не отрывая счастливого взгляда от беспредельной водной глади…
3. В Голливуде Хедвига Кислер становится Хеди Ламарр, дабы пуританская публика Америки не припомнила ей неприличный европейский «Экстаз».
Новый виток карьеры разворачивается более чем успешно. За сыгранные роли она зарабатывает в общей сложности тридцать миллионов долларов.
1938 год – фильм «Алжир»(в роли Габи), 1939 год – «Леди в тропиках (в роли Манон де Верне), 1942 год – экранизация Дж. Стейнбека «Тортилья Флэт»(Долорес Рамирес), 1944год – «Рискованный эксперимент», 1946 год – «Странная женщина», 1949 год – «Самсон и Далила», 1958 год – «Самка»…Список сыгранных ролей велик, а партнёрами были знаменитости: Кларк Гейбл, Спенсер Трейси, Джеймс Стюарт, Иэн Хартер, Ван Хефлин и другие.
Двадцать лет головокружительного успеха, как это обычно бывает в творческой среде, создали Хеди Ламарр много влиятельных врагов. Против неё развернулась травля. Да и характер её стал неуживчивым, резким… Её обвинили в воровстве туфель из магазина во Флориде… Необоснованно. Суд отверг обвинение, но пятно осталось надолго…
Урон её репутации также нанесла автобиографическая книга «Экстаз и я», в которой её соавторы выставили актрису почти нимфоманкой, из-за чего она судилась.
После 1950 года карьера красавицы-кинодивы постепенно пошла на спад. В 1957 году она сыграла в «Истории человечества», а в последнем фильме «Самка» Хеди предстала в образе пресыщенной славой стареющей актрисы.
Замужем она была шесть раз, и ни одно, по её признанию, не было удачным, с мужьями не везло. Один из них угрожал ей бейсбольной битой, а после разрыва с последним лишилась всего состояния. Помимо официальных мужей, у голливудской дивы было много романов, в том числе и с Джоном Кеннеди, как уверяют историки. Мать троих детей.
Но интересно другое, мой читатель! В историю Хеди Ламарр вошла благодаря совсем иной грани своего таланта – разработке научных идей. Да, да, именно так!
Сейчас удивлю вас! В мире не было бы таких удобных и привычных для современного человека вещей, как wi-fi и GPS, если бы не голливудская красотка, сыгравшая в «Экстазе». На определённом витке своей яркой жизни она стала гениальной изобретательницей…
4. Как же она пришла к изобретению, которое изменило мир до неузнаваемости?!
Вспомним её присутствие на производственных совещаниях у первого мужа…
В 1940 году был потоплен эвакуационный корабль с 77 детьми на борту. Именно эта трагедия явилась толчком к озарению.
Она стала воспроизводить в памяти, благодаря незаурядным способностям в точных науках, многие технические детали из тех разговоров. Вместе со своим другом, композитором Джорджем Антейлом, Хеди Ламарр приступила к изобретению радиоуправляемой торпеды, управление которой нельзя будет перехватить или заглушить. Они пришли к выводу, что, если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может перехватить сигнал или заглушить его, перенаправив торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать частотные переходы на приёмнике.
В августе 1942 года Ламарр и Антейл запатентовали изобретение, но американский флот отверг его из-за сложности в реализации; ограниченно использовали с 1962 года, а спустя полвека этот патент стал основой для связи с расширенным спектром, которая сегодня используется повсюду, от мобильных телефонов до wi-fi.
В 1997 году Хеди Ламарр официально наградили за открытие: она стала первой женщиной-лауреатом, позиционируемой как «Оскар изобретающего мира», а в 2014 году её имя было внесено в Национальный Зал славы изобретателей США.
За вклад в достижения кинематографа Хеди Ламарр удостоили звезды на голливудской Аллее Славы…
Замечательная история, не правда ли!
В старости Хеди вела уединённый образ жизни, ни с кем не общалась напрямую, вела телефонные разговоры. Умерла актриса в Кесселберри, штат Флорида, 19 января 2000 года от сердечного заболевания в возрасте 85 лет. Сын, согласно воле матери, развеял её прах в Австрии, в Венском лесу…
На памятнике в Вене высечены слова в память о разносторонних способностях, которыми обладала уникальная женщина Хеди Ламарр, – талантливая актриса и гениальная изобретательница:
«У фильмов есть место в конкретном периоде истории. Технология вечна».
Дипломат
Диана Абгар
1. Неожиданное открытие… Некогда увиденный фильм «Посол Советского Союза» о женщине с запоминающейся фамилией Коллонтай, сыгранной блистательной Юлией Борисовой, остался в памяти как становление первой дамы-посла в мире.
Оказывается, нет, не так! Оказывается, за несколько лет до начала дипломатической деятельности Александры Коллонтай, другая женщина по имени Диана Абгар стала первой в мире женщиной-послом.
Многие новости становятся достоянием общественности случайно. В 1920 году газета «Сингапурская хроника», в которой периодически писали о притеснении армян в Османской империи, сообщила, что Республика Армения назначила Диану Акбар консулом в Иокогаме, сделав её, таким образом, первой женщиной-послом в мире.
Примечательно, что она не только не родилась и никогда не жила в Армении, но ей так и не удалось посетить страну, которую она представляла. Хотя мечтала об этом всю жизнь…
2. Анаит Агабекян родилась в 1859 году в столице Бирмы. С её рождением семья вернулась в Калькутту, где прежде и жили родители, чьи предки эмигрировали из Нахичевани в Персию, а затем перебрались в Индию.
Семья была большой и благополучной. Взрослые трудились, семеро детей учились. Младшенькую Анаит отдали на обучение в духовную семинарию, в которой она получила английское образование и изучала санскрит и хинди.
Родители, живя на чужбине и тоскуя по исторической родине, прививали своим отпрыскам любовь к родному языку с детства. Разговаривая дома с членами семьи на армянском, Анаит с малолетства выучила его, обладая упорством и хорошей памятью.
Выйдя замуж за купца Микаэля Абгара, семья которого тоже эмигрировала из Персии в Индию, девушка отныне стала называться Дианой Абгар. Муж обожал её, ему нравилось имя Диана, а молодая женщина ничего не имела против.
Семья обосновалась в Японии, на берегу Тихого океана в портовом городке Кобе. Они основали компанию, которая занималась ввозом и вывозом товаров. Дела семьи процветали.
Диана почувствовала тягу к писательству, начала с рассказов, а в 1882 году опубликовала первый роман «Сьюзан». Он имел оглушительный успех. Окрылённая, она продолжает писать; спустя несколько лет вышел следующий роман «Рассказы с родины», в котором описывается жизнь японского народа.
Но вскоре в семье женщины происходят трагические события. Из пятерых детей, родившихся в Японии, остались трое, двое умерли в младенчестве.
В1906 году внезапно умирает муж. И вот тут-то проявляется сила духа, заложенная в женщине предками. Она понимает, что обязана быть сильной…
До совершеннолетия сына Диана сама управляется с компанией. Она по-прежнему пишет, издаётся, а спустя время переезжает с детьми в портовый город Иокогаму.
Здесь семья открывает большой торговый дом, который ведёт торговлю с Китаем, США и Европой.
Диана всегда поддерживала связь с родиной, в которой не была. Тем сильнее тоска по ней! Она заглушала её в себе, оборачивала тоску в благое действо, выступала с лекциями об армянском народе, писала статьи о жизни в Армении, сотрудничая с англоязычными газетами.
Резня 1909 года в Адане – Киликия – потрясла её. Придя в себя от ужаса, учинённого над невинными людьми, осознаёт, что не не может находиться в стороне, и начинает активно помогать пострадавшим соотечественникам.
Посоветовавшись с детьми, свою торговую компанию приспосабливает под офис для армянских беженцев, а дом – под временное пристанище для них.
Люди в отчаянии бежали к ней за помощью, и она оказывала её. Ни на минуту не сомневаясь… Её страстное желание помочь обездоленным армянам, лишившимся крова, одежды, пищи, находило отклик и в благотворительных структурах города, и у правительств государств с представительствами в Японии.
Американские и английские власти в японских дипмиссиях, по просьбе Дианы, выдавали беженцам пособия, чтобы они смогли добраться до Америки и Англии, а пароходные компании предоставляли большие скидки на билеты. Эта женщина развернула такую активную деятельность по спасению беженцев, что вызвала беспокойство собственных детей. Не могла она иначе! Спасение соотечественников стало целью её жизни…
3. В годы Первой мировой войны, когда началась массовая резня в Османской империи, Диана Абгар выпустила много книг. Среди них «Правда о резне армян», «Армения, которую предали», «Большое зло», «Распятая Армения» и другие книги и статьи, призывающие Запад протянуть руку помощи армянскому народу во имя спасения и сохранения этноса.
В своих работах она показала, что злодеяние против целой нации организовывается и осуществляется конституционным правительством младотурков.
Со стороны американских СМИ работы Абгар удостоились высокой оценки… Она сотрудничала со многими политическими и духовными деятелями, взывая к ним с требованием, просьбой, молитвой… Диана была глубоко набожной женщиной…
В её переписках с президентом США Вудро Вильсоном, секретарём Р. Лансингом, А. Симондсом и другими известными людьми поднимался самый важный для неё вопрос – спасти людей. Она хотела, чтобы Америка выступила покровителем Армении, чего, к её сожалению, так и не случилось. Она била во все колокола, стучалась во все двери, потому что чувствовала недостаток европейской помощи армянам, проживающим в Османской империи…
И сама помогала как могла!
Диана организовывала отправку армянских беженцев через Сибирь и Японию в безопасные страны. Так во Владивостоке после геноцида армян скопилось пятьсот беженцев, которые её стараниями были переправлены через океан в Америку.
Такой была Диана Абгар, истинная дочь своего народа, патриотка и замечательный человек…
4. Ни одна бумажка, ни одна справка, имеющая отношение к беженцам, не проходила мимо её внимания. Заслуга Дианы в сборе и документировании бумаг, связанных с армянами, выживших после Первой мировой войны и геноцида 1915 года и сумевших перебраться через Владивосток, – в то время оккупированного Японией, – в США и Канаду, неоценима…
Она всё собирала, систематизировала и посредством книг и статей представила на суд мировому сообществу преступления Османской империи, совершенных в отношении армян, при этом выявляя двуличие Запада.
Как результат её деятельности, Япония первой официально признала Республику Армения, провозглашённой 28-го мая 1918 года. А сама Диана, благодаря объёмному труду проделанной работы и исходя из её высоких личных качеств, 22 июня 1920 года была назначена полномочным представителем Армении в Японии с целью, по словам тогдашнего министра Иностранных дел Армении, «…защищать интересы недавно рождённой Родины и смягчать условия жизни наших соотечественников».
Первый армянский дипломат скончалась в Иокогаме в 1937 году. Похоронена она рядом со своим мужем.
Диане не довелось побывать в Армении, но её вклад в становлении республики огромен.
Есть шедевры искусства, порождённые энергией страсти и таланта, а есть шедевры человеческого тепла и участия, порождённые совестью и любовью к жизни.
Жизнь Дианы Абгар, писателя, публициста, мецената и дипломата, положившей начало дипломатической карьере многим женщинам во всём мире, которые работали и работают на пользу граждан своих государств, – вся овеяна удивительным человеческим теплом.
После её смерти, сыновья эмигрировали в Америку, взяв с собой письма, мемуары и рукописи своей матери…
Фильм «Дипломат без государства», снятый в Америке её внучкой, повествует о целой эпохе, в которой жила и творила Диана Абгар. Насыщенной и благотворной была жизнь одной из уникальнейших женщин 20 века…
Диана Абгар… Светлая память…
Королева тату
Мод Стивенс-Вагнер
1. Первое впечатление от этой фотографии, что дама одета в ажурное платье… Но это только первое впечатление. На самом деле всё гораздо интереснее…
Случись эта выставка годом раньше, как было запланировано, встречи, о которой речь пойдёт ниже, могло и не быть. Вместо 1903 года она открылась в 1904. К этому времени Гус Стивенс возвратился из очередного путешествия и появился в Сент-Луисе во всей своей красе.
Немного истории, дорогой читатель! Сент-Луис, город штата Миссури, был выбран местом празднования, посвящённого столетию покупки французской Луизианы Соединёнными Штатами Америки. Размах и масштабы выставки превзошли ожидания современников. Для её проведения возвели более полутора тысяч сооружений, в которых свои экспозиции представили шестьдесят два государства и сорок два штата самой Америки (из существующих тогда сорока пяти). Выставку посетили двадцать миллионов человек.
На территории её прошли и третьи Летние Олимпийские игры. В соревнованиях по шестнадцати видам спорта приняли участие более 650 спортсменов. Она была грандиозна не только по масштабам и оформлению, но и по количеству развлекательных мероприятий.
В Сент-Луисе в начале двадцатого века было на что поглядеть. В огромных павильонах – новинки и изобретения: персональные автомобили, электрический трамвай, наружное освещение, рентгеновский аппарат и беспроводной телефон… Полки ярмарки ломились от изобилия продуктов со всего мира. Оценить масштабность и великолепие выставки помогают дошедшие до нас фотографии 1904 года.
Поучаствовать в международном празднике жизни и поглядеть разнообразные шоу задумал и Гус Стивенс, которого за любовь к морским путешествиям и страсть разрисовывать себя прозвали Татуированный путешественник. Да и себя показать честному народу не грех, коли являешься чуть ли не музейной редкостью, будучи счастливым обладателем 300 татуировок на теле.
Однако он моментально забыл о своих достижениях, как только увидел её. Девушка-циркачка ввергла его, повидавшего виды мореплавателя, в немой восторг… Тонкое, изящное, молодое тело, обтянутое трико, имитирующее змеиную кожу, грациозно двигалось по подиуму, демонстрируя умопомрачительные акробатические этюды. Гремела музыка; зеваки не сводили с неё глаз, аплодируя после каждой позы, вызывающей в толпе ликование. Татуированный путешественник был сражён, приняв решение познакомиться с девушкой чего бы это ему ни стоило…
2. Родившаяся в 1877 году в Канзасе, Мод Стивенс начала свою карьеру артистки цирка в раннем возрасте. С годами в качестве воздушной акробатки, канатоходки и женщины-змеи в передвижном цирке она завоевала внимание зрителей и приобрела немало поклонников. И когда в 1904 году цирк отправился на Всемирную ярмарку в Сент-Луис, номера с её участием шли на ура и имели потрясающий успех.
Встретив Мод, Гус влюбился в неё. Чтобы привлечь внимание девушки, сам стал подрабатывать на выставке, нанося наколки желающим. Талантливая танцовщица, конечно же, обратила на него внимание. Он был хорош собой, харизматичен, эдакий закалённый в путешествиях морской волк.
Гус Вагнер пригласил циркачку на свидание и, чтобы она не отказала, пообещал не только научить своему мастерству, но и подарить ей одну из наколок…
Бывалый мужчина рассказывал девушке о своих путешествиях и приключениях; о том, как впервые в 12 лет увидел татуировку на теле циркового артиста с именем «греческий албанец Капитан Костентенус», и был поражён красотой картинок, покрывающих тело акробата. Именно в то время Гуса пронзила мысль, что он нашёл свой призвание. Спустя годы, в период своих путешествий на торговых судах, он научился технике татуировки у племён на островах Ява и Борнео.
Гус Вагнер открыл для девушки мир тату. Показывая на своём теле рисунки, он долго и красочно рассказывал о истории каждого из них. На самом деле, он оказался не только интересным рассказчиком, но и великолепным мастером. Создавая нательные рисунки по собственному методу «stick and poke» и работая вручную, с помощью иглы и чернил, не используя тату-машинку, своим творчеством делал людей счастливыми.
Романтические отношения вскоре перешли в семейные…
3. Гус сдержал своё слово. Он научил Мод наносить наколки, причём вручную, своим фирменным методом, иглой и чернилами. Ученицей она оказалась такой же талантливой, как и танцовщицей.
Так зародился семейный бизнес мистера и миссис Вагнер.
В те далёкие времена простые линейные эскизы были на пике моды, поэтому у влюблённой четы отбоя не было от клиентов. Говорят, что бизнес оказался прибыльным.
Мод продолжала выступать на ярмарке, развлекая публику, а публика с удивлением замечала, как на её теле быстро появляются всё новые рисунки. Гус времени зря не терял, удваивая, утраивая красоту тела жены.
На левой руке было вытатуировано её имя, а остальные участки кожи любовно расписаны многочисленными изображениями животных: величественных львов и прекрасных бабочек, грациозных лошадей и смешных обезьян, шипящих змей и других обитателей природы. Её выступления подавались как гвоздь программы, собственно они таковыми и являлись. Она стала живой галереей в движении, рассматриваемой со всех сторон в вихре танца.
Под чутким руководством мужа и сама Мод наносила на себя наколки, быстро освоив технику рисунка. С каждым новым изображением она оттачивала мастерство и добилась великолепных результатов. Все наколки отличались необыкновенной детализацией, ведь они наносились вручную… Деревья с цветами, лица и фигуры прекрасных женщин, патриотические рисунки со смыслом, узоры по заказу – что только она не изображала сначала на себе, а затем на других…
Вскоре Мод покинула цирковую труппу. Они с мужем отправились в путешествие по Америке. Её внешний вид служил женщине рекламой. И вне цирка ей удалось быстро приобрести популярность! Выглядеть так, как она, хотели многие, поэтому семейная пара работала не покладая рук.
Рождение дочери не остановило их совместную деятельность. Лоттева – так звали дочь этой необычной пары – переняла семейное дело и впоследствии стала популярным мастером тату. Но без права наносить на себя наколки. Родители запретили ей. И она не ослушалась, хотя соблазн был велик…