bannerbanner
Свадебный перформанс. Обрядовая механика
Свадебный перформанс. Обрядовая механика

Полная версия

Свадебный перформанс. Обрядовая механика

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Ох, вотще батюшки проповедовали: не превращайте, мол, церковь в место для смотрин! Поновляйте своё духовное платье, причащаясь Таин! Нет, всё равно поновлялись не только духовно, но и внешне: те, кому ко времени было замуж идти.

Кашемировая шаль

Как я уже упомянул в истории про поновлях, к началу XX века в российских городах деятельность профессиональных свах стала прочно укоренившимся обычаем между зажиточным мещанством, купечеством и дворянством.

По причине затворнического образа жизни, который вели по воле родителей видные и перспективные к замужеству дочки, выведывание степени их природной красоты и величины приданого было искусством, доступным немногим.

Свахи вступали в общение с прислугой, приживалами, дворниками, тетками и отроками, собирая по крупицам необходимые для сватовства сведения, подкупая конфеткой или наличностью. И эти данные окупались с лихвой! За успешное сватовство сваха имела от десяти до двадцати пяти рублей. Но ведь не в деньгах счастье – кашемировые шали с кистями, которыми награждали благодарные семьи искусных свах, были предметом гордости их.

За сватовство – шаль. За следующее шаль. Чем больше шалей было в коллекции свахи, тем выше ценились её услуги. «Идите к Топорихе, она уже сотню шалей высватала!»

Вот такая была традиция, вот сякой был отдарочный этикет интересный.

Осина без вершины

Пресловутый возглас Задорнова об американцах «ну до чего же они тупыыыыые» веселил и меня до времени. Пока же мы хихикали над их кажущейся тупизной, они запустили многоразовую сверхтяжёлую ракету, первую партию спутников глобальной сетки Интернет, а Apple давно стоит дороже «Газпрома».

Над чем похихикаем сегодня? Конечно же, над их свадебными традициями! Если загуглите «getting the bride and groom to kiss» (как сделать так, чтобы невеста и жених почеломкались), найдёте длинный список игр, споспешествующих поцелую. И в колокольчик потелебонькать можно, и денежкой пред лицами молодых поколыхать.

То ли дело было у нас, у русских: стимулировали без отрыва от трапезы, простыми задорными возгласами! Вот вам тринадцать сермяжных вариантов «горько», можно смело брать и пользоваться:

• осина без вершины!

• таракан в лаптях!

• муха в шубе!

• хлам попал!

• солома в питье!

• тараканы нападали!

• костка попала!

• пала муха о четыре уха!

• пиво нецеженое, цедите пиво!

• каша несоленая!

• криво!

• рыба костлявая!

• лошадь не едет – сани подольнули!

Чтиво на День России

В День России решил быть оригинальным и полистать книгу о родных лесах, полях и реках и об их насельниках, написанную каким-нибудь американским путешественником. Долго ломал голову, как выбрать среди множества литературы о нашей многоликой стране книгу, которая была бы наиболее объективна. И, как всегда, послушался доброго совета, а именно: в изучаемой мною монографии В. И. Журавлевой «Понимание России в США» приведено колоссальное количество источников вместе с анализом тех дискурсов, в рамках которых выстраивается повествование. Оценка ею так называемого «исторического путеводителя» О. Н. Уинтера «Российская империя вчера и сегодня» показалась мне особенно высокой, и книжка тут же очутилась в моей pdf-библиотеке. Рекомендую!

Конечно же, сразу прочитал про свадьбы. Там один абзац всего, но улыбнуло, что называется.

Итак, по наблюдениям Уинтера, ухаживают русские по весне, а свадьбы играют осенью. Основу домовладения, как ячейки общества, составляют муж, жена и лошадь. Приобрести копытное движимое имущество есть дело нехитрое, а вот с женитьбой всё обстоит куда сложнее – нужно засылать сватов. Если сватам приглянулась и девица, и ее семья, родителей невесты приглашают нанести ответный визит. Обыкновенно жених уплачивает определенную сумму денег за приданое невесты, но единственным приданым может быть и пара крепких работящих рук, готовых разделить бремя труда, равно как и телесное здравие их обладательницы. На миловидность лица сваты особого внимания не обращают, да и вообще: симпатичные девушки среди русских – явление нечастое (когда я зачитывал всё это супруге, она аж подскочила на стуле!). Свадьбы сами по себе простенькие, но празднуют их два-три дня, что зависит только от наличия еды и выпивки.

Интересный мы народ!

Иноземные этюды

Старая дева

Иногда на примере эволюции одного слова можно проникнуть в тайны Истории!

Английское слово spinster в средние века было уважительным именованием женщин, прядущих пряжу. К началу XVII века оно стало применяться по отношению к барышням, ещё не вышедшим замуж («незамужняя женщина»). В XVIII веке оно впервые обрело негативный оттенок («старая дева»).

Отчего так? Причин тому несколько, и анализировать их безумно интересно!

Началось все с того, что в Средние века католическая церковь расширила границы определения близкого родства, недопустимого при заключении брака. Европа в этом смысле обогнала Африку, Ближний Восток, и Средиземноморье. Следствие: на выходе из Средневековья в северо-западной Европе постепенно складывается уникальный и беспрецедентный семейный паттерн, в котором браки создаются с нуля, а не являются продолжением укрепляющихся с каждым заключаемым браком взаимовыгодных социально-экономических отношений с близкими родственниками.

В XII веке Католическая церковь окончательно запретила… полигамию. Мужчины продолжали содержать любовниц, но их дети, рожденные вне законного брака, более не имели канонических прав наследования ни титула, ни земли. Следствие: ценность законного брачного союза и детей, рожденных в нём, увеличилась на один порядок.

Рост городов ослабил феодальный строй и расширил возможности для миграции населения молодого и зрелого возраста, тем самым ещё более размыв патриархальную вертикаль семьи, власть родителей над детьми. Как следствие, старейший мужчина в семье утратил абсолютный авторитет, а каждая новая семья полагалась все более не на старших родственников, а на создание взаимовыгодных отношений с соседями.

Постепенно образовывалась новая система наемного труда за жалование. Прежде, в эпоху Средневековья единственным социальным лифтом было услужение в чужом доме без возможности заключить брак, либо работа подмастерьем, во время срока которой также воспрещалось создавать собственную семью из соображений постоянства. Появление же первых фабрик и востребованности молодых рабочих рук позволяли юным мужчинам и женщинам скопить достаточное количество денег для того, чтобы начать собственное дело и вступить в брак.

Бремя ручного труда и в городе, и на селе несли оба супруга. К примеру, муж работал в поле, жена пряла пряжу. Или: муж шил сапоги, жена кроила голенища. Именно в это время слово spinster было весьма уважительным.

А потом случился взрыв Протестантизма. Протестанты XVI века превознесли брак над монашеством – сам Лютер женился на беглой монахине. Жениться и выходить замуж впервые становится самоцелью, идеальным бытием христианина. Католики анафематствовали тех, кто ставил брак выше девственности и монашества, протестанты, напротив, воспевали брак, как высшее благо.

В это же время начинает складываться новая модель семьи, в которой мужчина добытчик, а женщина – сентиментальная сердцевина. Прясть пряжу хорошо, но это уже не самый весомый вклад в экономику домовладения. Слово spinster на исходе XVI века уже применяется по отношению к тем женщинам, которые ещё не вышли замуж.

И, наконец, XVII век. Любопытно, но Англия несла знамя брака по любви далеко впереди Франции. Личный выбор и эмоциональные взаимоотношения с партнером в браке начинают возводиться в превосходную степень сначала англичанами, а вослед за ними и американцами. Когда супружество и малая семья впервые за многие столетия идеализируются и воспеваются, слово spinster зазвучало, как «старая дева», и окончательно утратило респектабельные нотки.

Гражданский брак на туманном Альбионе

«Возможно, Вы заметили, госпожа вице-спикер, что сегодня каждая национальная газета живописует восхитительную картину вчерашней королевской свадьбы. Я надеюсь, что Вы также видели замечательный британский фильм под названием „Четыре свадьбы и одни похороны“, который является кассовым хитом, одним из самых успешных британских фильмов, когда-либо снятых. Он участвует в игре развития прекрасного бизнеса по стране и на всех пяти континентах. Кажется, весь мир любит английскую свадьбу».3

Эта примечательная речь была произнесена в 1994 году в те самые дни, когда в Великобритании был наконец-то принят Билль о браке, дозволяющий проведение законных гражданских церемоний бракосочетания. Поприсутствовав намедни на так называемой «выездной регистрации» в очередной раз, я задал себе вопрос: а может быть нам с вами объединить усилия и добиться того, чтобы в России официальные браки стало допустимо заключать именно во время выездной – незагсовской или нецерковной – церемонии?

Санта Барбара эпохи эллинизма

Вечный зов воображаемых хронологических таблиц и пробелов на них привел меня сегодня к осколкам империи Александра Македонского. Тогда, в те далекие воинственные времена, под предводительством великого стратега с невиданными амбициями греки объяли земли и земли, от Египта до Индии.

Со смертью Александра идея единой Империи ушла в песок. Как он представлял себе властвование над столь обширными территориями без огнестрельного оружия, дорожного сообщения и радиосвязи – моему уму непостижимо. Но даже тем парням (диадохам), которых он поставил своими полномочными представителями в городах от края и до края, мысль также на душу не легла. Двадцать лет кряду поиграв мускулами и повоевав, как следует, поделили они землю между собою, по взаимному согласию. Каждый из вчерашних полководцев – стал полновластным монархом. Воссел на трон, так сказать.

А монархия – это вам не Афины. Тюк по макушке, и с трона вверх тормашками. Как укрепиться? Взять под контроль СМИ? Создать свою политическую партию и обеспечить ей парламентское большинство? Фальсифицировать выборы? Нет, нет и нет, конечно же. Все было совершенно иначе: создать династию, и побыстрее!

Итак, первый пункт: больше жен – больше кровных наследников, мощнее династия. Пункт второй: заручиться поддержкой влиятельных семей, переженив своих детей на их отпрысках. То-то династия получится!

Но вышло с точностью до наоборот: эллинистическая санта барбара завертелась. Такого количества интриг, убийств, заговоров, дележа и склок между близкими родственниками не знала история! Птолемеи, спохватившись, попытались воскресить египетскую же традицию «суперлегитимных наследников» от близкородственного брака, например, брата и сестры. Но и этот фокус не прошел, проще не стало.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Справка отдела ЗАГС Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в Ленинградский горком КПСС «О роли женщины по внедрению в быт новых обрядов в Ленинграде», 1969, ЦГАИПД СПб.

2

К примеру, в Киржаче Владимирской губернии молодожены ездят за 17 километров в деревню Новосёлово, к месту гибели Юрия Алексеевича Гагарина.

3

Mr Gyles Brandreth, Third Reading of the 1994 Marriage Bill, House of Commons, 15 July 1994.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2