Полная версия
Дары Дары волхвов. Прикосновение к Благодати, дарующей помощь и исцеление
Надежда Зарина
Дары волхвов. Прикосновение к Благодати, дарующей помощь и исцеление
Читаю книгу, и как будто снова возвращаюсь в те рождественские дни, когда мы с близкими и друзьями могли поклониться святыне. И снова благодать нисходит на меня!
Буду читать ее и перечитывать, воскрешая в памяти те светлые январские дни.
О. В., Санкт-ПетербургТакие книги очень нужны и важны, особенно в наши дни, когда так важно напоминать людям о вечных ценностях, об истинном, о том, что спасало человечество на протяжении двух тысячелетий и, я верю, будет спасать и впредь!
Галина М., КемеровоОт этой книги на самом деле исходит свет Рождества Христова, самого важного, самого чудесного нашего праздника! И этот свет наполняет весь мой дом, мою душу, мое сердце!
Светлана Павловна, Ставропольский крайОчень, очень интересно было прочесть чудесные истории о Рождестве, о величайшей святыне, о месте ее пребывания – святом Афоне. Замечательная книга для чтения всей семьей – дети слушали, затаив дыхание.
Андрей В-в., ОрелЯ не смог попасть к святыне, когда она пребывала в России, – находился в длительной командировке далеко от родного города. Но собираюсь в этом году посетить Афон. Эту книгу обязательно возьму с собой – кроме интереснейшего рассказа о Дарах волхвов в ней столько полезной информации об афонских монастырях.
Иван Т., МоскваЭта книга – настоящий подарок каждому верующему человеку. Книга – надежда, книга – поддержка в наши «смутные» дни.
Марьяна Л., ПушкинВступление. Прикоснуться к чуду…
В дивные рождественские дни сама природа замирает в ожидании чуда. Мир и покой будто струятся с небес, мягко укутывая Землю, словно готовя колыбель для новорожденного Спасителя… Особое, неповторимое это время – начало января. Истинно верующие люди чувствуют в самом воздухе что-то необыкновенное. Это радостное предчувствие благодати, которую приносит Рождество. Благодати, которой одарил людей рожденный в Вифлееме младенец Христос, пришедший, чтобы вывести людей из мрака и тьмы, открыть им глаза, чтобы смогли они узреть свет, чтобы могли найти отсвет этого Божественного света и в своих сердцах…
И вот – подлинное чудо: в эти благодатные рождественские дни 2014 года прибыла в Россию великая святыня – Дары волхвов со святой горы Афон, святыня, впервые за 500 лет покинувшая пределы Греции, чтобы благословить и осенить чудом благодати и наше отечество.
Как вовремя это произошло! Как нужен нам сейчас мир и покой, как тоскуют души людей по любви и благодати… Тоскуют, даже те, кто не признается в этом. Сколько мятущихся, заблудших, не видящих света душ ищут спасения сегодня. А спасение – вот оно, рядом. Благодати Божией, очищения от всякой скверны, мира и покоя в душе, любви, которой всех одаривает Отец Небесный, каждый может сподобиться. И как хорошо, что все больше наших соотечественников обращают свой взор к Небесам, молятся о прощении и спасении. И ведь по вере их дается им! И чудеса происходят, когда мы верим в них!
Более полумиллиона человек в России приложились к святыне, выстояв немалые очереди, что для многих является настоящим подвигом во имя веры. Чего ждали они? Чуда? Наверное. Но прежде всего – прикосновения к благодати. Ведь именно благодати, а не чуда ждут верующие от Бога. Но благодать как раз и совершает чудеса – и прежде всего чудеса душевного и физического исцеления, освобождения от недугов души и тела.
Благодать – это и есть главное слово, определяющее то, что чувствовали верующие в эти дни. Вы видели лица людей, стоявших в очередях к святыне? Это были радостные, светлые, открытые, одухотворенные лица. Настоятельница Новодевичьего монастыря в Петербурге игуменья София сказала, что главным чудом в эти дни для нее было чудо открытия золотых сердец, чудо светящихся глаз русского народа.
«В Рождество все немного волхвы» – так начинается одно из стихотворений Иосифа Бродского. Да, в Рождество все мы дарим друг другу подарки – и традиция эта пошла именно оттуда, от Рождества Христова, которому волхвы принесли свои дары. Но это еще не все – главное, что в эти рождественские дни мы преподносим в дар Христу свою веру, тепло и любовь своих сердец. Мы очищаем сердца от всего темного, злого и ненужного, чтобы открыть их для Бога. Когда-то волхвы принесли Христу свои дары, а сегодня Он возвращает их нам, вместе с великим даром Своей любви и благодати.
Я тоже стояла в одной из очередей к святыне, и не одна, а со своей давней приятельницей и ее дочерью-подростком. И могу засвидетельствовать, что люди, пришедшие прикоснуться к святыне, в большинстве своем ждали не какого-то конкретного чуда, не исцеления, не разрешения своих насущных проблем – они ждали именно благодати, они жаждали открыть Христу свои сердца, прикоснуться к Божественному свету и поселить его в своих душах. И все же чудеса происходили – происходили на наших глазах! Непостижимым образом мгновенно исцелялись недужные и калеки, инвалиды вставали с колясок, чему есть и документальные подтверждения, и отснятые фото– и видеоматериалы.
Да, эти случаи – когда исцеление мгновенно и очевидно – не носят массовый характер, но можно только предполагать, какое множество чудес произошло и еще произойдет менее очевидным образом. А разве не чудо, когда человек, вот уже много месяцев погруженный в глубокую депрессию и потерявший, казалось, смысл жизни, вдруг оживает и начинает улыбаться уже в очереди к святыне, а приложившись к ней, и вовсе сияет неподдельной радостью, словно узрев тот высокий и прекрасный смысл в жизни, который прежде был скрыт от него? Я видела и это, и другие чудеса. И точно знаю, что их было множество, не видимых невооруженным глазом, но от того не менее реальных.
Особо хочу рассказать об одном маленьком чуде, происшедшим с дочерью моей подруги, там, в очереди к храму, где пребывала святыня. Девочка-подросток, как иногда бывает, отбилась от рук, стала плохо учиться, прогуливать школу, но самое плохое – что она связалась с дворовой компанией, где были ребята постарше нее, не гнушавшиеся ни алкоголем, ни наркотиками, не говоря уже о курении. Мать не спала ночей, лила слезы, время от времени ей приходилось искать свою девочку по подвалам и подворотням, чуть не силой приводить домой… Та сопротивлялась, грубила, угрожала совсем уйти из дому. Все это началось после того, как отец бросил их, ушел к другой женщине, а заодно и воспитанием дочери перестал интересоваться. Но разве ребенок виноват в разладе между родителями? Конечно, взрослый мужчина имеет право сам распоряжаться своей жизнью, его не перевоспитаешь… А вот девочку очень хотелось спасти.
Моя подруга – женщина верующая, сама высказала желание пойти поклониться Дарам волхвов. Тут я ей и подсказала – что дочку хорошо бы с собой взять, тем более, что Дары волхвов исстари известны чудесами исцеления от разных недугов, и не только телесных. Например, они от одержимости, беснования спасают – да, бесов изгоняют, именно так. «Ты что, разве моя дочь – бесноватая?» – испугалась подруга. «Ну что ты, конечно, нет!» – успокоила я ее, и объяснила, что не нужно понимать это слово слишком буквально.
Человек может быть одержим какими-то нехорошими страстями, склонностью к саморазрушительным привычкам, или злобой, агрессией – вроде и болезнью это не считается, а ведь болезнь, болезнь самая настоящая, только болезнь души, а не тела. И церкви с давних пор известны средства исцеления этой болезни. Есть и священники, с подобной одержимостью умеющие справляться, а есть и чудеса исцеления от нее, от святынь происходящие. И Дары волхвов – одна из таких святынь. Великая ведь это святыня! Вы только подумайте – сам младенец Христос к ней прикасался, сама Богородица! А все, к чему они прикасались, навеки великим светом озарено, светом Божественным, светом благодати, светом любви и исцеления.
«Да нет, не пойдет моя дочка в церковь, – разочарованно сказала подруга. – Она и сама не верит, да еще и над моей верой смеется…»
«Ну что поделать, – ответила я, – пойдем сами, а за нее помолимся».
Договорились мы о времени и месте встречи, и каково же было мое удивление, когда увидела я, что мама с дочкой вместе ко мне спешат! «Она сама захотела пойти! – поделилась потом со мной подруга, не в силах скрыть удивление вперемешку с восторгом. – Так и сказала, мол, мама, я тоже пойду. Заметь, я ее не уговаривала, даже не предлагала пойти!»
Вот это да! Душа моя тут же переполнилась предчувствием чуда – да почему предчувствием, чудо уже свершалось на моих глазах.
Девочка смиренно и спокойно выстояла вместе с нами многочасовую очередь, и я видела светлую улыбку на ее лице и свет в глазах… А после, когда приложились мы к святыне, и вышли из храма, словно облако благодати и умиротворения плыло над нами, мы все это чувствовали, и так легко, светло, празднично было на сердце.
Но чудо на этом не кончилось! На следующий день подруга позвонила мне и поделилась радостью: дочь сказала, что больше не пойдет в эту компанию, что не хочет сгубить свое будущее, что будет учиться, поступать в институт, и найдет себе других друзей, по-настоящему достойных!
Сразу после каникул вернулась она в школу, стала прилежной ученицей… А прежних друзей гонит с порога, так твердо придерживается своего решения! Ведь девочка она разумная, и хорошая по сути своей, верю я, что все у нее и дальше будет хорошо. А мы с ее матерью, конечно же, молимся за нее, и дальше будем молиться.
Как хочется, чтобы как можно больше людей узнали о великих святынях и их Божественной чудотворной силе, чтобы подняли глаза к Небу и исцелились от своих пагубных страстей и разрушительных пристрастий, в чем бы они ни выражались. Ведь есть, есть святость, есть чистота на свете, есть исцеление и спасение. Есть, надо только души свои навстречу Богу открыть. Тем более, что Бог Сам нам Свои дары дает, чтобы могли мы к ним приложиться и через них Божественной благодати сподобиться. Верьте, дорогие, и по вере вам будет дано. Чудо – оно ведь не для избранных, оно – для всех. И когда прибывают в нашу страну великие святыни, становится это особенно очевидным.
Молитвословия, совершаемые перед Честными Дарами волхвов
Тропарь, глас 1Всечестным Твоим Даром: злату, ливану, смирне, яже от восток халдейския земли принесоша волсви, возложением же рук Твоих, Иисусе, благодать Твою приемшим, покланяемся и почитаем благоговейно, вопиюще Ти, Всещедре: слава Рождеству Твоему, Благий, слава Божественным Даром Твоим, имиже подаеши нам верным всем исцеления.
Кондак, глас 4От Персиды происшедше волсви Дары принесоша Христу Рожденну: злато, вкупе же и смирну, и ливан, ихже яко многоценное сокровище стяжавши, Павла богомудраго обитель святая освящение черплет и просвещение поклонением им с верою.
Чудо Рождества. Как это было
«Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего»
Этой евангельской истории уже больше двух тысяч лет, а она продолжает удивлять, поражать воображение, а главное – наполнять сердца светом, радостью, любовью, и надеждой на спасение. Мария, дочь благочестивых супругов Анны и Иоакима, живших в городе Назарете, в Земле Израилевой, знала, что своим родителям была она послана Богом, по усердным их молитвам, и что ангел однажды предсказал Анне: родишь ты благословенную дочь, через которую будет дано спасение миру.
А потому согласилась Мария с решением родителей, которые дали обет посвятить ее Богу. Анна и Иоаким умерли вскоре после ее рождения, и все свое детство, до 14 лет, жила Мария при храме. Но пришло время покинуть храм, навсегда остаться там было нельзя, ведь при храме могли жить только дети и вдовы. А замуж выходить Мария не хотела. И тогда первосвященник Захария решил найти того, кто станет опекать и оберегать Марию, считаясь ее мужем, но фактически не будучи таковым. Призвал он к себе всех неженатых мужей из рода Давидова и велел взять с собой посохи. А сам обратился к Богу с молитвой, чтобы Всевышний послал знамение, указующее на того, кто достоин стать обручником благословенной Марии. И вдруг случилось чудо – посох восьмидесятилетнего вдовца Иосифа расцвел! Выросли на нем ветви, как у молодого деревца, и на одну из ветвей присела голубица. Ему и вручили на попечение Святую Деву, и с тех пор именуется праведный Иосиф Обручником Пресвятой Богородицы.
Люди в те времена ждали прихода мессии, и ожидание это буквально носилось в воздухе. Было пророчество пророка Исайи о том, что должен прийти на Землю Сын Божий, и родится он как обычный младенец, да вот только родит его Дева, и зачатие будет непорочным. Мария знала об этом пророчестве, но не могла предположить, что именно она станет той благословенной Девой, хотя предчувствие какой-то необычной судьбы не покидало ее. Душа ее, конечно же, готовилась к приходу Сына Божия, и Мария чувствовала это.
И вот однажды явился к Марии архангел Гавриил, посланник Божий, и услышала она его слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». И продолжил: «Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь ему имя Иисус. Он будет велик, ибо Он – сын Бога Всевышнего».
Мария и смутилась, и обрадовалась, и усомнилась одновременно: как же может принести сына та, что мужа не знает… «Богу все возможно», – ответил на ее сомнения архангел Гавриил.
Эти слова архангела Гавриила о том, что Марии суждено стать Богоматерью, названы Благой Вестью, в честь которой 7 апреля каждого года (25 марта по старому стилю) отмечается праздник Благовещения.
Божественная логика – особая, не всегда постижима она для нас, обычных людей. Многим, особенно материалистам, непорочное зачатие представляется всего лишь красивой легендой. Но ведь для Бога действительно не существует невозможного! Приход на Землю Сына Божия – это великое чудо. Пути, какими Всевышний осуществил этот великий план, могут быть неведомыми, непонятными для нас – но ведь это произошло!
Через Деву Марию пришел Спаситель на Землю, а главное – что в Нем соединилась природа Бога и человека. Христос показал нам всем, что и мы – такие же, как он, все мы – дети Божьи, все мы несем в себе искру великой Божественной любви, вот почему наши сердца раскрываются и наполняются благодатью, когда мы вспоминаем о великом чуде Рождества.
Первой известие о том, что Марии предстоит стать Матерью Божией, узнала от нее родственница по имени Елизавета. Всей душой поверив в непорочное зачатие, она воскликнула: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!» Эти слова легли в основу молитвы под названием «Песнь Пресвятой Богородице»:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Иосиф же ничего не знал о непорочном зачатии. Узнав, что Мария носит в чреве ребенка, он, добрая и благородная душа, не стал ее ни обвинять, ни упрекать. Он готов был отпустить Марию, дать ей развод – но явился ему во сне ангел, и рассказал все как есть, что ждет Мария Сына от Бога, и что Иосиф не должен оставлять Марию, потому что ему предстоит сохранить и защитить Святое Семейство – Богоматерь и Сына Божия. Более того – ангел велел Иосифу обращаться с ребенком так, будто он его родной отец. И добавил: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Иисус – как раз и означает Спаситель.
Вифлеемская пещера
И вот когда уже совсем подошло время родиться Христу, вышло от кесаря Августа повеление провести перепись по всей стране. В те времена перепись проходила не так, как сейчас: переписчики не ходили по домам, а вместо этого все люди должны были приехать для прохождения переписи в те города, откуда они родом. Поскольку Иосиф происходил из Вифлеема, то вместе с Марией они направились туда.
Но город по случаю переписи был так переполнен людьми, что в гостиницах не нашлось ни одного свободного места. Так и не нашли Иосиф с Марией, где бы им остановиться на ночлег. Более или менее подходящее пристанище для них обнаружилось лишь в небольшой известняковой пещере, куда пастухи на ночь загоняли скот.
У нас, современных людей, это часто вызывает удивление: почему же Иосиф с Марией ушли из города, отправились в какую-то пещеру? На самом деле пещера находилась, скорее всего, не за пределами поселения – это было предместье города, где жилые дома часто располагались на скалах, а в скалах были пещерки, которые и приспосабливали под загон для скота. Вот в такой пещерке и укрылись Иосиф с Марией, – видимо, местные жители либо не принимали никого на постой к себе в дом, либо и там все места были уже заняты.
По сути, эта пещера была хлевом. Там были лошади и свиньи, пол был устлан сеном и соломой, имелись подстилки для скота, и ясли – так тогда называли деревянную кормушку, корытце: несколько досок, скрепленных металлическими скобами.
Вот в таких условиях, в холоде и среди неудобств, родился в зимнюю ночь Сын Божий. На все воля Божия – не захотел Всевышний создавать Своему Сыну каких-то привилегированных условий, не дал возможности родиться в неге и тепле, в богатых покоях – ведь уготована была Христу земная участь, и должен был Он испытать все ее тяготы, начиная с самого рождения, чтобы Свет Божественный принести в самые темные и неприглядные закоулки земного бытия…
Как говорится в Евангелии, Мария родила младенца безболезненно и безо всякой посторонней помощи. Затем спеленала новорожденного, нареченного, согласно указанию ангела, Иисусом, и положила в ясли – кормушку для скота – будто в колыбельку.
В современном Вифлееме над тем местом, где родился Сын Божий, стоит базилика Рождества Христова – христианская церковь, построенная в VI–VII веках (первый храм был возведен здесь еще в 330-х годах нашей эры). И прямо под ее амвоном – Пещера Рождества, ставшая величайшей христианской святыней. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, вделанной в пол. На звезде надпись по латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est», которая означает: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В двух шагах от звезды, слева от входа в пещеру расположен придел Яслей, к которому надо спуститься на две ступеньки. А вот сами ясли Христовы находятся в Риме, в церкви Санта Марии Маджоре, куда они были вывезены в середине VII века, и с тех пор хранятся там в драгоценном реликварии, будучи почитаемы как великая святыня.
И в это же время пастухам, которые несли ночную стражу у своего стада, явился ангел Господень с вестью о том, что в их городе родился Божий Сын. Вот как рассказано об этом в Евангелии от Луки:
«И родила Мария Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». (Лк. 2, 1–20)
Чудесное знамение – звезда над Вифлеемом
Вот так пастухи стали первыми, кто узнал о рождении Иисуса Христа. Но не только ангела с Небес послал Господь, чтобы возвестить мир о рождении Сына Божия – зажег Он еще и звезду в небе – звезду, именуемую Вифлеемской. Взошла эта звезда на востоке и великим знамением встала над Землей, призывая в Вифлеем всех, кто ждал прихода мессии, и светом радости озаряя их сердца.
Именно на свет Вифлеемской звезды и пошли волхвы, ведь они были звездочетами, астрологами, и очень хорошо знали, о чем возвещает то или иное небесное знамение. Ведомые звездой, они пришли поклониться новорожденному Богочеловеку и принесли ему свои дары – золото, ладан и смирну, почитаемые сейчас нами как величайшая христианская святыня.
Что же это была за звезда? Единого мнения на этот счет не существует. С точки зрения многих представителей церкви, эта звезда не обязательно была астрономическим объектом – она могла представлять собой именно чудесное знамение, явление духовного, а не материального мира. Вот как писал об этом Феофилакт Болгарский, епископ византийской провинции Болгария в XI–XII веке:
«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».
Другие же представители христианства считали, что Вифлеемская звезда была кометой. Вот как писал об этом Ориген – греческий ученый, философ, теологI века нашей эры:
«Она скорее всего относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»
С этой точкой зрения согласны и многие ученые – да, это была комета Галлея, утверждают они, небесная гостья, которая возвращается к Солнцу каждые 75–76 лет. Но есть среди и ученых и другое мнение: что название Вифлеемской звезды получило необычное явление – соединение нескольких звезд таким образом, что с Земли они наблюдались как одна очень крупная и необычайно яркая звезда. По одним данным, это было соединение Юпитера, Сатурна и Марса, по другим – Юпитера и Регула, по третьим – Венеры и Юпитера. А есть и ученые, которые придерживаются точки зрения, что на небе в те времена зажглась сверхновая звезда. Но так или иначе, она продержалась на небе семьдесят дней, а потом исчезла. Звезды, которыми мы украшаем рождественские ели, появились как напоминание о той самой, счастливой Вифлеемской звезде.
Как Святое Семейство спаслось от иродовой жестокости
В те годы правил в Иерусалиме жестокий и мстительный царь Ирод Великий. Он очень дорожил своей властью, а потому безжалостно расправлялся не только со своими противниками, но даже с собственной женой и сыновьями, как только заподозрил их в заговоре. Он прожил долгую жизнь, и всю жизнь злодействовал: так, почувствовав приближающуюся смерть, приказал казнить наиболее выдающихся граждан Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».
Как только весть о рождении необычного младенца дошла до Ирода, он велел волхвам, чтобы они сообщили ему о местонахождении этого ребенка. Но волхвы ослушались Ирода, и не выдали новорожденного Христа. Тогда Ирод приказал уничтожить в Вифлееме всех детей мужского пола в возрасте до двух лет. Ведь в народе говорили, что родился новый царь Иудейский! Опасаясь быть свергнутым ради нового царя, и не имея возможности выяснить, какой из новорожденных младенцев способен занять его престол, Ирод пошел на невиданное по своей жестокости преступление, которое известно в истории как избиение младенцев.