Полная версия
Ваш малыш. Библия счастливого рождения. Книга о Семье, Любви, Здоровье и Ответственности
Михаил Фомин
Ваш малыш. Библия счастливого рождения. Книга о Семье, Любви, Здоровье и Ответственности
© Фомин М., 2015
© ООО «Издательство АСТ», 2016
* * *Во время родов я вспоминала отрывки из книги: что роды как танец, что это счастье – дать кому-то жизнь… Как будто проверяя, что в ней написано. И что меня особенно удивило – как это повлияло на ход событий: я чувствовала и трогала головку ребенка, но мне никак не удавалось ее родить. Акушерка молчала, не давая никаких советов. И я понимала, что мне нужно сейчас родить. Родить своего ребенка. Родить, если можно так выразиться, – красиво, с минимальными последствиями и прочувствовать этот момент, прожить…
И вот, в ванне, в том металлическом кружочке, который отвечает за спуск-набор воды я видела свое счастливое лицо, женщины, которая дает жизнь…
Кунафина И. Р.Отзыв на книгу Михаила Фомина «Рождение нового человека»[1]Эта книга – проводник в иной мир – в мир свободного человека – от зачатия, затем свободного рождения и далее по жизни.
Ирина СтащишинаКнига М. Фомина «Рождение Нового Человека» стала для меня Преображением и проводником для благополучного рождения в домашних родах моего второго сына. Если Вы попросите меня перечислить те практики, которыми я пользовалась в подготовке к естественным родам и в самих родах, – я вряд ли смогу Вам дать более трёх, в то время, как в книге их дано более пятнадцати.
С глубокой благодарностью за погружение в сакральные знания о зарождении новой Жизни, восхищением даром и просветительской деятельностью, помощью в домашних родах, с пожеланиями добра, радости, реализации Вашего потенциала и во имя Чуда рождения в мире,
Светлана Демьянова-Пономаренко,осознанная мама двоих детей, организатор Первого международного онлайн-фестиваля по естественным родам «Чудо в Сердце» ProEstRo.com, организатор Первого онлайн курса-погружения СЕМЬиЯ: как правильно зачать здорового ребенка»Низкий поклон за ваш труд! Книга читается на одном дыхании, при этом достаточно информативна. Написано емко, кратко и по сути. С радостью просвещаю вашей книгой своих близких, спасибо вам большое!
АленушкаДля меня Михаил Фомин является мощнейшей фигурой, популяризирующей и растолковывающей способность женщины к естественным родам без каких-либо вмешательств. Меня очень легко можно увести на неверные тропинки интерпретаций действительности, но, благодаря лекциям и книгам Михаила, я всегда имею эталон, основу, «землю под ногами», на которую в моменты сомнений я смело опираюсь и прихожу «в контакт» с естественностью. Мне очень важен его посыл о вере в женщину, в природу, о свободе выбора и о естественности процесса родов. Низкий ему поклон за Книгу и за всю его колоссальную работу!
Ольга Вишкина, Харьков, Украина,35 лет, мама троих домашних детей.Я была на семинаре «Искусство духовного акушерства» и слушала вебинар по Новой семейной психологии. Михаил дает слушающим не просто полезную информацию, ценные знания и неповторимый поток мысли, он помогает привнести в картину мира участников недостающие пазлы, что уже влияет на судьбу, меняет жизнь к лучшему. Возможно, Михаил не универсален (и у моего мужа-психолога та же особенность) – он требует от слушающих определенного уровня восприятия, усилия мысли, сотрудничества. Но, на мой взгляд, это огромный плюс.
Я прохожу обучение по системе Birthlight и выбрала книгу Михаила «Рождение нового человека» для рецензии. Хочу познакомить британских преподавателей с философией Михаила, уверена, им тоже будет интересно!
Анна Матвеева-ГендриксонОчень чувствуется внимательное и трепетное отношение автора к женщине, готовящейся стать матерью. После прочтения приходит понимание, насколько важны беременность и роды для психического и физического здоровья человека, семьи и общества, в котором мы живём. Огромное спасибо!
Оксана МешкелоЯ была на июньском семинаре, который проходил в Питере, слушала вебинары и читала книгу. Началось всё это на 4-м месяце моей первой беременности, и я имела возможность, не откладывая, применить полученную информацию на практике. В результате беременность была прекрасной, а восстановление после родов – быстрым. Можно не соглашаться с отдельными идеями, можно не принимать манеру изложения, можно вообще не понимать, что делает мужчина в «женской» сфере, но нельзя не признать, что Михаил действительно сдвигает точку зрения и вдохновляет на то, чтобы изменить отношение к себе, своему телу, к жизни в целом, помогает родиться заново. Так, в процессе беременности у меня волшебным образом улучшились отношения с матерью – я её просто поняла, с мужем – наш союз окончательно обрёл смысл, со всеми окружающими – пришли уверенность в себе и ощущение «взрослости» (к 30-то годам). А самое главное – пришло ощущение вечной жизни, постоянно обновляемой, и готовность меняться и принимать себя новым человеком – роскошь, которую я не могла себе позволить много лет. Что тут скажешь? Спасибо Михаилу, без которого мой опыт был бы другим!
Анна СубботинаРасскажу наглядную историю, чтобы было понятно, что дало мне общение с Михаилом: в марте этого года я родила сыночка, к сожалению, путём экстренного КС из-за размеров и крепости костей головки у малыша, НО!!! я пережила все схватки как будто праздник, я вошла в поток, о котором рассказывает Михаил, у меня отлично прошло открытие, и вообще благодаря его семинарам и вебинарам я понимала как себя нужно вести и для чего, ни на одних курсах об этом не говорят! Когда лежала после операции, девочки рядом со мной, оказавшиеся в такой же ситуации, с ужасом рассказывали, что они пережили, я же была готова хоть сейчас все повторить.
Елена КапельницкаяПервое издание изрядно меня вдохновило, я это помню по прошествии более чем 10 лет. Сейчас, после того как дети стали сами по себе управляться почти во всём, почитать бы что-нибудь про рождение себя новой и самостоятельной…
Мария СтражниковаРекомендую эту книгу каждой семье!
И. Б. Марковский«Жизнь беременной – это особенная жизнь. Не похожая ни на предыдущую, ни на последующую. Счастлива та женщина, которая смогла прожить свою беременность полноценно, и легки ее роды!»
Михаил ФоминФомин Михаил Владимирович.
Родился в Ленинграде в 1968 году. Семейный врач и духовный акушер с многолетним опытом работы, практический психолог, исследователь психоэкологии человека и альтернативных (медицинским) методов восстановления здоровья и целостности психики человека. Женат, отец шестерых детей
Предисловие
Вы держите в руках книгу, которая содержит в себе массу непроверенных данных. Дальнейшее её чтение, а так же использование полученной информации и рекомендаций, остаётся на вашей совести и ответственности.
Автор не ставит своей целью формирование или изменения общественного мнения. Также ему чуждо стремление призывать своих читателей к чему-либо, агитировать «за» или «против». Любые утверждения автора не являются категорическими и не претендуют на научную обоснованность. Все знания автора получены путём личной практики. О том, что автор понимает под ПРАКТИКОЙ, смотрите в приложениях, статья «Сакральные основы практики».
Все выводы являются самостоятельно оформившимся знанием, родившимся в сознании автора в результате перехода количества накопленных им безоценочных наблюдений, в новое качество.
О чём же эта книга?
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века в СССР зародилось и стало набирать силу новое социальное явление, сутью которого была, как ни странно, ответственность.
В стране победившего социализма, население которой было обеспечено замечательным и бесплатным медицинским обслуживанием, стали появляться люди, которые не хотели перекладывать ответственность за собственное здоровье на чьи-то плечи. Возникли сообщества, следовавшие системе оздоровления П. К. Иванова, энтузиасты ЗОЖ (здоровый образ жизни), моржи, йоги, физкультурники. Каковы бы ни были предпосылки этого явления, на мой взгляд, главной причиной было неосознанное стремление вырваться из «нежных тисков» социального государства, которое, давая населению доступ к бесплатным и многочисленным благам, качество которых неминуемо ухудшалось, в том числе и по причине их бесплатности, забирало у людей всё больше личной свободы.
И не спрашивайте меня, каковы критерии оценки этой самой свободы. Ибо это одно из чувств человеческих и не подлежит рациональному осмыслению. Ощущение этой удушающей любви государства к себе я отчётливо помню из детства и юности. Когда в жизни человека остаётся всё меньше места для веры, из неё уходит и ощущение свободы. Не той суррогатной свободы, что называется «свободный выбор», а настоящей свободы, ощущения того, что ты живёшь свою жизнь и ты же являешься её хозяином.
Одним из направлений развития этого «движения освобождения сознания» стало «свободное рождение». Осознав очевидную, но, тем не менее, немыслимую тогда для многих, добровольность в получении или не получении медицинской помощи вообще, и в родах в частности, отдельные смельчаки, вдохновлённые революционными исследованиями И. Б. Чарковского, М. Одена, Айны-Мэй Гаскин, О. Айванхова и многих других замечательных людей, стали отказываться от медицинского вмешательства в естественный процесс рождения своих детей.
Не имеет смысла скрывать, что подобный подход, так же, как, впрочем, и любые подходы к чему угодно, имеет своих сторонников и противников. Есть аргументы и «за» и «против».
Однако в 2000 году авторитетная комиссия ВОЗ пришла к выводу, что свободные роды не опаснее, чем проводимые с медицинским вмешательством.
Есть исследования, проведённые и на территории Российской Федерации. Вот описание одного из подобных исследований: Хасанов А. А., Мальцева Л. И., Хамитова Г. В. Казанская Государственная медицинская академия, Казанский Государственный медицинский университет.[2]
Убедившись в травматичности некоторых общепринятых акушерских пособий, мы заинтересовались состоянием детей, родившихся не только без каких-либо акушерских манипуляций, но и вообще без медицинской помощи – дома, без врача или акушерки.
Для выяснения этого вопроса проанализировано 110 так называемых домашних родов. За контрольную группу приняты показатели работы родильного отделения кафедры акушерства и гинекологии № 1 КГМА. Родоразрешение в домашних условиях было чаще всего обусловлено не столько желанием беременной, сколько рядом не зависящих от нее обстоятельств (стремительные и быстрые роды, задержка с приездом машины скорой помощи). Тем не менее этот контингент женщин особый. В основном это повторнородящие 25–30 лет (первородящих 8,6 %, из них первобеременных – 6,7 %), профессия связана с физическим неквалифицированным трудом. Каждая вторая не состоит в официальном браке, каждая третья не посещала женскую консультацию во время данной беременности. 25 % женщин входит в группу повышенного социального риска – без определенного места жительства, неработающие, возможного отца ребенка, как правило, не знают, не соблюдают элементарных санитарно-гигиенических требований, курят, пьют.
Домашние роды осложнились стремительным (16,3 %) и быстрым течением (42,2 %), несвоевременным излитием околоплодных вод (12,3 %); в контрольной группе соответственно – 2,7 %, 3,0 %, 24,0 %. Общий процент осложнений родов в домашних условиях и в стационаре равнялся соответственно 70,8 и 78.
При домашних родах не наблюдалось кровотечений в связи с преждевременной отслойкой или предлежанием плаценты, в контрольной группе частота этой патологии составила 2,7 %.
Кровотечения в послеродовом периоде возникли в 1,8 % после домашних родов (кровопотеря не превышала 600 мл) и в 8,3 % контрольной группы. Однако средняя кровопотеря в исследуемой группе была несколько выше (на 100–150 мл), чем в контрольной, что привело к развитию анемии в послеродовом периоде.
Все дети обеих групп родились при головном предлежании, из них преждевременно (при домашних родах и в контрольной группе соответственно) 31,1 % – 7,8 %, в срок – 62,3 % – 86,3 %, запоздалые роды 6,6 % и 5,5 %. При домашних родах 52 % женщин родоразрешились лежа на спине, 48 % – на корточках или на стульчаке; в контрольной группе все роды протекали в горизонтальном положении роженицы.
Травмы мягких тканей родовых путей отмечены у 9,4 % родильниц после домашних родов (разрывы промежности I степени – 7,5 %, II степени – 1,9 %) и в 32,11 % – в контрольной группе (I степени – 7,3 %, II – 4 %, III – 0,01 % эпизио- и перинеотомии – 21,8 %), в том числе у первородящих соответственно 22,3 % и 36,7 %.
После домашних родов отмечалась несколько большая частота послеродовых заболеваний (7,5 %), чем после родов в стационаре (6,7 %); из них постгеморрагическая анемия 1–2 степени – 5,7 %. Однако общее состояние родильниц исследуемой группы и показатели гомеостаза не явились препятствием для выписки, и средний койко-день после домашних родов составил 4,5 против 9,5 контрольной группы.
Симптомы неврологической патологии обнаружены у 11 (10 %) детей, родившихся дома: в форме миатонического синдрома – у 7, нижнего вялого парапареза – у 2, поражения головного мозга – у 2. Неврологическая симптоматика у всех детей была нерезко выражена, и к моменту выписки почти у всех детей (кроме одного с черепно-мозговой травмой, который, родившись, упал на пол) не отмечалась.
В контрольной группе признаки родовых повреждений нервной системы обнаружены у 168 (30,48 %) из 551 новорожденных, преобладали сочетанные поражения спинного мозга разных уровней, явная картина спинальной неполноценности к моменту выписки отмечалась в 14,8 % случаев, в связи с чем 4,8 % этих детей госпитализированы в специализированное отделение.
Сравнив полученные результаты, мы обнаружили неожиданную закономерность: там, где роженицы лишены акушерской помощи, происходит не ухудшение (логично ожидаемое), а улучшение исхода родов для матери и плода. Улучшение исхода родов наблюдается по всем параметрам, кроме одного – при домашних родах увеличивается средняя кровопотеря, не превышая, однако, допустимой. Большая кровопотеря обусловлена, по-видимому, повышенной группой риска у данного контингента беременных, транспортировкой родильницы в раннем послеродовом периоде в стационар и отсроченным ушиванием кровоточащих разрывов мягких тканей родовых путей.
Мы ясно представляем себе, что улучшение исхода домашних родов возможно лишь при неосложненном их течении. Сравнение больших величин, возможно, уменьшит благоприятное впечатление, однако настоящий анализ позволяет нам утверждать, что чрезмерное увлечение мануальными и инструментальными приемами, принятыми в физиологическом акушерстве, способно нередко нанести больше вреда, чем невмешательство в естественный многотысячелетний процесс деторождения.
Домашние роды в том виде, в каком наблюдаются в отечественном акушерстве, в настоящее время, безусловно, – результат неудовлетворительной организации медицинской помощи населению. Однако родоразрешение женщин минимальной группы риска при нормальном течении беременности и родов в домашних комфортных условиях в окружении близких родственников и в присутствии акушерской бригады, с терпеливым, бережным ведением родов и рациональным невмешательством в физиологический процесс – одно из желательных и перспективных направлений развития современного родовспоможения.
Справедливости ради необходимо отметить, что есть и другие исследования, которые аргументируют и противоположную позицию, вплоть до утверждения, что естественные роды, в которых невозможен полный контроль над процессом, это «позапрошлый век», а самым прогрессивным способом воспроизводства является «кесарево сечение».
Для меня, как для человека, получившего медицинское образование в одном из, без сомнения, лучших (в те времена) медицинских учебных заведений СССР, а может, и мира, вопрос получения или отказа от медицинского вмешательства всегда был вопросом этическим.
Хотим мы этого или нет, но правда горька: нет и никогда не будет возможности гарантировать лучший исход при медицинском вмешательстве. И не потому, что никто не может гарантировать ожидаемое действие конкретного препарата или конкретной медицинской манипуляции применительно к конкретному человеку и его проблеме со здоровьем, хоть это и неопровержимый факт. А потому, что никто не может быть авторитетом в определении «лучшего исхода» в каждом конкретном случае. Эта оценка не может быть объективной.
Каждый из нас, являясь единоличным хозяином своего тела, здоровья и рассудка, имеет полное право самостоятельно, без давления извне, принимать решения относительно своей частной жизни, к которой относится в том числе и его здоровье, и здоровье его детей. Обращаясь за помощью к различным специалистам, в том числе и к медицинским, мы действуем на свой страх и риск.
Обратившись за помощью, мы получим не только её, но и все остальные последствия этого факта на всю оставшуюся жизнь. Это и есть та ответственность, от которой нет возможности ни отказаться, ни спрятаться.
Не обращаясь за помощью, мы сразу берём на себя эту ответственность, само осознание которой порою даёт нам силы и возможности её нести.
Ответственность за жизнь и здоровье нас и наших детей никто другой взять на себя никогда не согласится. Следовательно, и решать, кто и в каком случае будет нам помогать, можем только мы сами, каждый за себя, родители за детей.
Быть родителем – это огромная ответственность. И книга моя в первую очередь – плод осознания этой ответственности.
Мать, даёт человеку жизнь и семью. Семья даёт человеку среду обитания и обучения жизни в мире людей. Ответственность Отца в том, чтобы постараться сделать этот мир, в котором его дети будут жить и растить своих детей, хоть немного лучше, добрее и справедливее. Я отец шестерых детей, и мне не всё равно, в каком мире будут жить мои дети и внуки.
Эта книга расскажет читателям о том, что могут предпринять люди, решившиеся взять на себя ответственность за свою жизнь и здоровье, а также нести эту ответственность и за своих детей до их совершеннолетия.
Эти простые секреты (научно не обоснованные действия, продиктованные здравым смыслом и логикой бытия) и несложные в исполнении действия и упражнения помогали мне на протяжении всей моей жизни и практики.
Конечно же, я не могу гарантировать их эффективность для всех и каждого. Именно поэтому рекомендации настолько многочисленны. Найдите среди них свою или, пытаясь получить пользу от предложенного, изобретите свой оригинальный метод, ибо их может быть столько же, сколько родилось людей на Земле во все времена.
Я мужчина, и осознаю, что книга будет более понятна мужчинам. Женщин прошу о снисхождении к некоторым из своих высказываний, которые могут показаться им чрезмерно категоричными.
М. ФоминГлава первая. Зарождение жизни
Зачатие
Именно любовь чаще всего используют как оправдание наступившей беременности. С неё и начнём.
Лично мне мои наблюдения говорят о том, что Любовь не является ни чувством, ни ощущением, ни эмоцией. Любовь – это характеристика состояния отношений внутри группы людей. Живущие в любви ощущают свою целостность и самодостаточность, в то же время понимая, что это ощущение не покинет их лишь до тех пор, пока их группа не распалась. Это знание очень глубокое, и оно заставляет членов группы беречь её целостность как свою собственную, смирять свою гордыню, сдерживать страсти и жертвовать возможностью получить сиюминутное наслаждение, если оно приведёт к «выпадению» из группы. И группа эта называется СЕМЬЯ. Любовь рождается в семье, да и то – не сразу. Члены семьи должны для этого получить достаточное количество жизненного опыта, как говорится, «съесть вместе пуд соли». А это невозможно без детей. Да и сама семья рождается вместе с первым ребёнком. А для зачатия нужно совсем другое.
Процессы и взаимодействия, сопровождающие зачатие
Влечение
О… это ещё не любовь. Мы только встретились… на улице, в кафе, у общих знакомых… Каждый почувствовал нечто необычное: укол в сердце, безграничное и очень почему-то приятное смущение, странную и необъяснимую радость от обычного по всем меркам общения с почти незнакомым человеком. Мы пытаемся убедить себя в том, что всё это пустяки и ещё ничего не произошло, что всё как всегда, и неизвестно, что будет дальше, но на самом деле всё уже случилось.
Происходит это приблизительно так: при приближении на разумно-досягаемое расстояние особи противоположного пола в нашем теле запускаются и лавинообразно нарастают процессы, связанные с подготовкой к совершению действий, иногда приводящих к зачатию. Одновременно с этими процессами запускается процесс детальной оценки признаков пригодности объекта (ну вы поняли уже для чего). Процессы эти происходят помимо нашей воли и практически не контролируемы (исключаем йогов и экстрасенсов – они могут контролировать и не такое). В сознание (то есть в его осознаваемую часть) «выскакивают» результаты: «готов» и «пригоден» (это при условии благоприятного стечения обстоятельств и признаков). Правда, это «выскакивание» происходит не только в виде мыслеформ романтического содержания, но и в виде сокращений (спазматического свойства) различных групп мышц, и в виде впрыска в кровь различных гормонов, и в виде выделения железами внешней секреции своих секретов. При этом мы преображаемся на глазах: глаза (хм… забавный оборотец) начинают блестеть, движения становятся более грациозными и волнующими, взгляд манящим и мечтательным, мы окутываемся облаком тончайших возбуждающих запахов, ореолом таинственности и чувственности. Обостряется обоняние, зрение и слух, мышцы приходят в тонус, кожа становится более гладкой и сияющей. (В скобках замечу – состояние просто-таки исцеляющее.)
В случае, если анализ ситуации подтверждает наличие хороших условий для размножения, – влечение закрепляется и превращается во влюблённость. Состояние это больше похоже на временное помешательство, но лишь таким способом можно обеспечить всё, что должно произойти в дальнейшем. У влюбленного изменяется восприятие реальности: он начинает не так серьёзно относиться к нормам и правилам, лишается на время своих комплексов, творит милые глупости и совершенно очаровывает этим объект своих ухаживаний. В этот период обычно и происходит случайное (незапланированное) зачатие (ведь почти сумасшедшие же люди). (Опять же в скобках замечу – дети от такого зачатия на сотню порядков перспективнее, изначально здоровее и т. п., поскольку зачаты от почти абсолютно здоровых (см. выше) родителей на пике гормональной, эмоциональной и энергоинформационной активности.)
Процесс, приводящий к зачатию, принято называть половым актом, подразумевая под этими словами тот факт, что две особи разного пола взаимодействуют между собой, причём сама возможность этого взаимодействия обусловлена именно половыми различиями этих особей. Но давайте рассмотрим детально этот процесс, для того чтобы выяснить: а кто же все-таки и с кем взаимодействует.
Прежде всего во взаимодействие вступают наши потоки сознания (1)[3] или «психики». Ещё до того, как мы заметили друг друга, эти биологические энерго-информационные структуры обменялись первой энергией и информацией, обмен прошёл на редкость удачно, и по этому не прервался, а стал лавинообразно нарастать – мы двинулись навстречу своей судьбе и друг другу. По мере сближения всё большая часть этих потоков становится общей для обеих сторон. Кульминацией процесса становится соитие, во время которого происходит почти полное слияние психических структур партнёров (2). Если в этот миг происходит зачатие, то в появившихся на свет новых клетках, сохраняется отпечаток (3) именно этого «общего» или обобщённого потока, который (отпечаток) и становится базовой матрицей для построения нового сознания или, как её ещё называют, – «психоматрицей».
Базовую матрицу можно представить себе как ткань, сотканную из переплетения нитей, половина которых взята из родового канала отца, а половина – матери. На материальном уровне это имеет своё отражение в виде взаимодействия нитей ДНК из яйцеклетки и сперматозоида.
Эта часть процесса обеспечивает наследственность, то есть гарантирует рождение человека у родителей-людей, а обезьяны у обезьян. Ну и, конечно же, вся информация, накопленная родами в поколениях, таким образом, суммируется. Правда, арифметической суммы не получается, поскольку процесс намного сложнее. Поэтому можно сказать лишь то, что родовая информация ребёнка будет иметь некоторое сходство со своими источниками. Но не всё так просто.