Полная версия
Вампиры в России. Все, что нужно знать о них! Современное руководство
Вампиры нападают не только на животных, но и на людей, которые спят под открытым небом или пренебрегают сетками на окнах и дверях. Совсем недавно от укусов десмодов в мексиканских деревушках погибло несколько маленьких детей.
Глава 2
Вампиры и вампироподобные существа в мифах и легендах разных народов
Даже самый беглый обзор мифологии народов мира показывает, что существа, так или иначе сосущие кровь (или жизненные силы) у людей, присутствуют практически повсеместно – и были известны с древнейших времен.
Уже древние шумеры верили в кровососущих духов акшаров, а вавилоняне – в лилу и лилиту – своего рода инкубов и суккубов, которые по ночам убивали новорожденных младенцев и беременных женщин. Именно от слова «лилиту» и произошло впоследствии имя библейской Лилит, первой жены Адама.
Индуизм говорит о трех вампироподобных созданиях – это ракшасы, веталы и буты (бхуты). Демоны-ракшасы, обладатели длинных клыков, бродят по ночам и нападают на младенцев и беременных женщин. Веталы – духи, вселяющиеся в тела умерших, а буты способны вселиться и в живого человека, хотя ни веталы, ни буты крови практически не пьют. Считалось, что в этих духов реинкарнируется человек, который вел порочную распутную жизнь либо покончил с собой, и задача его – заслужить лучшее воплощение в следующей жизни. Кали, богиня разрушения, знаменита, кроме всего прочего, своей кровожадностью. Однажды она вместе с богиней Дургой сражалась с демоном по имени Рактабиджа, который размножался при помощи каждой капли пролитой крови, и одержала победу над ним, выпив всю его кровь. Индуистского бога смерти Яму принято изображать с клыками и в крови – он борется с мертвецами, которые бродят среди живых и мешают им жить.
В добуддистский период своей истории тайцы верили в «фи» – призраков людей, которые умерли скоропостижно или от родов, погибли в схватке с дикими животными или не были должным образом похоронены. Фи скитались по деревням и иногда нападали на живых людей наподобие вампиров. Так называемые фисонг-нанг, суккубы, принимали облик прекрасных женщин, нападали на молодых мужчин и высасывали у них кровь.
Древние армяне рассказывали о Даханаваре – вампире, жившем в приграничных горах. В отличие от прочих вампиров, Даханавар приносил людям некоторую пользу: он не пропускал через горы чужеземцев и таким образом оборонял армянские земли от врагов. Если в принадлежащие ему 366 долин забредал чужак, Даханавар ночью подкрадывался к нему и высасывал кровь через стопы. Жителей своих земель он не трогал.
Грозную древнеегипетскую богиню солнца и жары Сехмет, «око Ра», по одной из легенд, после масштабного сражения обуяла жажда крови, и избавиться от нее она смогла, только когда напилась хмельного пива цвета крови, изготовленного для нее другими богами.
Вероятно, первыми в западном мире осознали существование кровососущих существ древние греки, которые называли их «ламиями» – по имени дочери Посейдона, соблазненной Зевсом, которую ревнивая Гера превратила в чудовище, поедающее детей. В отличие от современных вампиров, греческие ламии были духами, умевшими превращаться в прекрасных женщин, которые соблазняли молодых мужчин и пили их кровь. Однако с современными вампирами их роднит то, что они могли пополнять собственные ряды. В латинской Библии – Вульгате – слово lamia используется как аналог все того же имени Лилит.
Кровью (жертвенного скота) питались, по представлению древних греков, и обитающие в Аиде души умерших – об этом писал Гомер: именно кровью Одиссей приманил к себе тень прорицателя Тиресия.
Римляне переняли у греков легенды о ламиях – существуют даже статуи этих тварей, – однако у них были и свои вампиры – эмпузы, суккубы, высасывающие жизненные силы из соблазненных юношей, и лемуры, души умерших, сосущие кровь живых людей. Для ублаготворения лемуров римляне даже учредили особый праздник – лемурии. Торжества длились трое суток, в течение которых храмы богов были закрыты и свадьбы запрещены. Существовал обычай бросать на могилы усопших черные бобы или сжигать их, так как считалось, что лемуры не выносят этого дыма. Для отпугивания лемуров произносили заклинания и били по котлам и барабанам, надеясь, что духи удалятся и больше не вернутся тревожить живых.
Вампирические свойства римляне приписывали и сове-неясыти, которую римляне называли стрикс: они считали, будто эта ночная птица питается человеческой, в особенности детской, плотью и кровью. Казалось бы, упоминать об этом невинно оболганном пернатом и вовсе не стоило – однако именно от этого слова произошли и румынское название вампиров «стригои», и имя албанского Штрига.
Очень похожи на вампиров оборотни-лугару из гаитянского фольклора. Лугару (обычно это старуха) по ночам собирает теплую человеческую кровь, которую затем доставляет Сатане в обмен на колдовские способности. Чтобы добраться до жертвы, лугару сбрасывает кожу и принимает обличье сверкающего светового шара, проникающего за любые двери. Интересно, что это гаитянское слово – искаженное «loup-garou», что по-французски означает «вервольф».
В Германии выделяют две основные разновидности вампиров: «Nachtzehrer» («Ночной пожиратель») и – в южных землях – «Blutsauger» («Кровосос»). Нахтцереры похожи на славянских вампиров – в том смысле, что «группой риска» вампиризма становятся те, кто умер мучительной смертью, погиб от руки убийц, в результате несчастного случая или покончил с собой: такие мертвецы восстают из могил и сосут кровь у живых. Блатзаугеры – это бледные сомнамбулы-ревенанты.
В венгерском фольклоре, в отличие от расположенных по соседству Балкан, аутентичных упоминаний о вампирах не так уж много (дело в том, что фольклор соседних регионов или исторической Австро-Венгрии зачастую ошибочно приписывают жителям территории нынешней Венгрии). Однако в венгерских сказках говорится о существе, похожем на лугару, – так называемом «лиде». Этот демонический дух представал загипнотизированной жертве в любом обличье – женщины, мужчины, сверкающего светового шара или какого-либо животного. Лид пожирал свою жертву, истощая ее силы в процессе необычайно длительного и утомительного сексуального сношения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.