bannerbannerbanner
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ норм российского и немецкого законодательств
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ норм российского и немецкого законодательств

Полная версия

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: сравнительный анализ норм российского и немецкого законодательств

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ст. 62 ГК РФ определяет порядок добровольной ликвидации, в соответствии с которым учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; опубликовать в установленном порядке сведения о принятии данного решения; назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица и право выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

По немецкому законодательству процедура изъятия субъекта из правоотношений в связи с прекращением им своей деятельности включает 3 этапа:

1. Прекращение – переход от осуществления предпринимательской деятельности к деятельности, связанной с ликвидацией субъекта;

2. Ликвидация – назначение, регистрация и осуществление деятельности ликвидаторов, к которым переходят права и обязанности по управлению субъектом на этапе ликвидации;

3. Завершение – внесение записи о ликвидации в торговый реестр.

Таким образом, как и по российскому праву, ликвидация считается завершенной, а лицо прекратившим свое существование после внесения соответствующей записи.

Особым основанием прекращения деятельности субъекта предпринимательства является несостоятельность (банкротство). Несостоятельность – основной признак банкротства – предполагает неспособность лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/ или по уплате обязательных платежей, если они не исполнены в течение 3х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом по решению суда, а может добровольно совместно с кредиторами принять решение об объявлении себя банкротом и ликвидации.

Банкротство – длительная и сложная процедура, регулируемая специальным законом N 127 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Согласно данному закону процедура банкротства начинается с обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом самого должника, конкурсного кредитора либо уполномоченного органа.

Должник вправе обратиться в суд при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и/ или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Обязанность должника обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом возникает в случае, если

• удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

• уполномоченным органом должника принято решение о таком обращении;

• обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

Срок подачи заявления ограничивается 1 месяцем с момента возникновения указанных обстоятельств.

Что говорит по поводу несостоятельности/ банкротства немецкий законодатель? Процедура признания лица несостоятельным (банкротом) по немецкому праву регулируется Положением о несостоятельности (Insolvenzordnung). Как и в российском праве, понятия несостоятельности „Insolvenz“ и банкротства „Konkurs“ четко отграничены друг от друга. Предпосылкой несостоятельности должника является его неплатёжеспособность. Лицо, по немецкому праву, считается неплатежеспособным, если требования кредиторов не могут быть исполнены им в установленный срок (§ 18 InsO). Общим основанием открытия процедуры банкротства является неплатежеспособность должника (§ 17 InsO).

Процедура открывается обращением в суд с соответствующим заявлением, которое должно быть подано не позднее трех недель со дня наступления обстоятельств неплатежеспособности. В случае пропуска срока законом предусмотрена уголовная ответственность (§ 15 InsO).

Заявление проверяется в суде. В случае отсутствия признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления. В случае принятия к исполнению судом могут быть назначены процедуры наблюдения или внешнего управления. Должник и кредиторы вправе также заключить мировое соглашение.

Как по российскому, так и по немецкому законодательству процедура признания несостоятельности (банкротства) является достаточно сложной и требует детального анализа, однако согласно отраслевой принадлежности к арбитражному и гражданскому процессу должна быть вынесена за скобки данного исследования. Необходимо лишь отметить, что многие положения российского законодательства о банкротстве были восприняты из немецкого права.

Таким образом, исследование общих вопросов создания, функционирования и прекращения субъектов предпринимательской позволяет сделать следующие выводы:

Момент, с которым закон связывает начало предпринимательской деятельности, определяется моментом возникновения правоспособности субъекта, т.е. моментом его создания. В РФ – это момент государственной регистрации, в ФРГ – в зависимости от организационно-правовой формы – момент внесения в торговый реестр, реестр кооперативов или партнерств, а если закон не предусматривает такой обязанности – момент регистрации в муниципальных органах по делам о предпринимательской деятельности.

Несмотря на определённую общность процедуры создания хозяйствующих субъектов, обнаруживаются принципиальные отличия. Наиболее существенным из них является тот факт, что государственная регистрация в ФРГ отнесена к компетенции судов и органов местного самоуправления, в то время как в РФ регистрация юридических лиц происходит в органах исполнительной власти. Характерным является дифференцированный подход немецкого законодателя к различным видам хозяйствующих субъектов.

Изменения российского законодательства в части, касающейся реорганизации юридических лиц, вступившие в силу в 2014 году, существенно либерализировали данную сферу корпоративных отношений, приблизили законодательство РФ к европейским, в том числе и немецким стандартам.

Общий порядок ликвидации субъектов предпринимательской деятельности не выявляет принципиальных различий. В обеих странах предусмотрена добровольная и принудительная ликвидация, а также ликвидация вследствие признания несостоятельности/ банкротства, нормы о регулировании которого во многом схожи в законодательстве двух стран, так как были восприняты российскими законодателями из немецкого права.

II. Организационно – правовой статус субъектов предпринимательской деятельности по российскому и немецкому законодательству

2.1. Виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Как уже было обозначено, субъектом предпринимательской деятельности может быть любое лицо, индивидуальное или коллективное, осуществляющее такую деятельность и зарегистрированное в установленном законом порядке. Так как целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, то осуществлять ее могут организации, преследующие такую цель в качестве основной, т.е. коммерческие организации.

С 1 сентября 2014 года введена новая классификация организационно-правовых форм юридических лиц, согласно которой все организации делятся на две основные группы – корпоративные и унитарные (ст.65.1).

Корпоративные – юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган: общее собрание участников (в некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом).

Унитарные – юридические лица, учредители которых не становятся их членами и не приобретают в них прав участников. Из коммерческих юридических лиц создание в форме унитарной организации предусмотрено только для государственных (муниципальных) предприятий.

С практической точки зрения при выборе той или иной организационно-правовой формы принципиальное значение имеет фактор членства во вновь образуемой организации. Наличие членства – основное отличие корпораций от унитарных организаций. Таким образом, если при открытии новой фирмы нужно объединить несколько лиц в качестве членов, участников, акционеров или пайщиков, закон предлагает следующие возможные формы:

• Коммерческие юридические лица:

– Полное товарищество

– Товарищество на вере

– Общество с ограниченной ответственностью

– Акционерное общество

– Крестьянское (фермерское) хозяйство

– Производственный кооператив

– Хозяйственное партнерство

• Некоммерческие юридические лица:

– Потребительский кооператив

– Ассоциация

– Общественная организация граждан

– Товарищество собственников недвижимости

– Казачье общество

– Община коренных малочисленных народов РФ

К унитарным организациям, помимо государственных (унитарных) предприятий, законом отнесены фонды, учреждения, автономные некоммерческие и религиозные организации, а также публично-правовые компании.

Данный перечень является закрытым, как в отношении коммерческих, так и в отношении некоммерческих организаций. Ранее закон предусматривал возможность создания других форм некоммерческих юридических лиц.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Необходимо заметить, что на практике бывает трудно различить, для какой именно цели ведет предпринимательскую деятельность та или иная некоммерческая организация (например, спортивные или религиозные фонды). Поэтому главным признаком различия между коммерческими и некоммерческими организациями следует назвать то, что коммерческие организации вправе, а некоммерческие организации не вправе – распределять полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации должны направлять полученную прибыль на достижение своих уставных целей.

Система организационно-правовых форм предпринимательской деятельности в ФРГ включает:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Klunzinger E.: Grundzüge des Gesellschaftsrechts. München, 2002, 121

2

Klunzinger E.: Grundzüge des Gesellschaftsrechts. München, 2002, 362

3

Klunzinger E.: Grundzüge des Gesellschaftsrechts. München, 2002, 195

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2