bannerbanner
Жемчуг духовный. Молитва. По учению святых отцов
Жемчуг духовный. Молитва. По учению святых отцов

Полная версия

Жемчуг духовный. Молитва. По учению святых отцов

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Жемчуг духовный. Молитва. По учению святых отцов

Отв. ред. А.В.Блинский

По благословению

Архиепископа Брюссельского и Бельгийского

СИМОНА


Преподобный Силуан Афонский

Древо жизни, что посреди рая, – Христос. Оно ныне доступно всем, и весь мир может питаться от него и насыщаться Духом Святым.

* * *

Душа ненасытно должна любить Бога, так, чтобы ум ничем иным не был пленен, но всею силою пребывал в Боге.

* * *

О все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу.

* * *

Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание.

* * *

Кто мысленно беседует с бесами, тот оскверняет ум свой, а кто пребывает в молитве, у того ум просвещается от Господа.

* * *

Имя Господне сладко и вожделенно для души молящегося и согревает душу любить Бога.

* * *

О человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы. И если ты хочешь часто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благою совестью подчиняйся властям и будь доволен всем, и тогда ум твой очистится от суетных помыслов.

* * *

Если ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то, хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: «Забыл меня Господь». Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живет в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге.

* * *

Кто предался воле Божией, тот только и занят Богом. Благодать Божия помогает ему всегда пребывать в молитве. Он хотя и работает и разговаривает, но душа его занята Богом, потому что она предалась воле Божией, и за это Господь взял ее в Свое попечение.

* * *

Посмотрите на того, кто любит свою волю. Он никогда не имеет мира в душе и всегда недоволен: то не так, это не хорошо. А кто совершенно предался на волю Божию, тот имеет чистую молитву, душа его любит Господа, и все ему приятно и мило. Так предалась Богу Пресвятая Дева: Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему (Лк. 1, 38).

* * *

Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу.

* * *

Чтобы удержать молитву, надо любить тех людей, которые тебя обижают, и молиться за них до тех пор, пока душа не примирится с ними, и тогда даст Господь непрестанную молитву, ибо Он дает молитву молящемуся за врагов.

* * *

Кто правильно молится, у того на душе мир Божий. У молитвенника должно быть милующее сердце ко всей твари. Молитвенник всех любит и всех жалеет, ибо благодать Святого Духа научила его любви.

* * *

Слава милосердию Господа, что Он дает нам, грешным, быть в Боге. Чтобы пребывать в Боге, будь доволен тем, что имеешь, хотя бы ты и ничего не имел. Будь доволен и благодари Бога, что у тебя ничего нет. Будь доволен тем, что ты служишь Богу, и Он поставит тебя со святыми.

* * *

Кто молится по привычке, у того нет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много перемен в молитве: бывает борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, и во всем надо быть мужественным.

* * *

Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее, и свободно влагает в ум что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа.

* * *

Жить надо просто, как малые дети, тогда благодать Божия всегда будет в душе: за любовь Господь дает ее туне, и с этой благодатью душа живет как бы в другом мире и влечется туда любовью Божией так, что на этот мир не хочет смотреть, хотя и любит его.

* * *

Когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой ипостасной Мысли и занимаются только предметами вещественными, тленными, овеществляя через то дух свой. Они крайне оскорбляют Божество, в Которое должна быть вперена наша мысль.

* * *

Чтобы не раболепствовать ежедневно страстям и диаволу, надо задать себе цель, постоянно иметь ее в виду и стремиться к ней, побеждая именем Господним все препятствия. Какая же это цель? – Небесное Царство, Божественный чертог славы, уготованный верующим от сложения мира.

* * *

Пора понять Господа, чего Он от нас хочет; именно, – Он хочет чистого сердца: блажени чистии сердцем (Мф. 5, 8). А истинная жизнь нашего сердца— Христос: живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола, – это наша общая задача: вселить верой Христа в сердце.

* * *

На все в мире смотри как на преходящую тень и ни к чему не прилепляйся сердцем, ничего не считай за великое, ни на что не полагай надежды. Прилепляйся к единому нетленному, невидимому, премудрому Богу. Не смотрящим нам видимых, но невидимых; видимая во временна, невидимая же вечна (2 Кор. 4, 18).

* * *

Святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1, 16). Господь, создавший нас по образу и подобию Своей святости, от всех требует и истязует чистоту и святость по душе и телу как должную принадлежность нашего существа, как соответствие наше божественным о нас намерениям и как единственную потребность нашего сердца, ищущего сообразности и сродства со своим Творцом и Первоначалом, и покоя, и блаженства в Нем.

* * *

Близкие ко Христу люди не выпускают Христа из своих мыслей и сердца: они живут Им; Он – их дыхание, пища, питие, жилище, – все. По причине сладости имени и благодатного прикосновения к ним Иисуса Христа они, так сказать, прилепляются к Нему всем своим существом: прильпе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9), и в этом прилеплении находят для себя неизреченное блаженство, которого не знает мир.

* * *

Как птичка, возлетая горе, тем самым спасается от ловца, так и мы, когда видим врага— диавола, ловящего нашу душу земными вещами, – должны оставлять их немедленно сердцем своим, ни на мгновение к ним не привязываясь, и возлетать горе своими помышлениями ко Господу Иисусу, нашему Спасителю, и таким образом легко избавимся от сети ловчи (Пс. 90, 3).

* * *

Для истинно верующего в Бога всякое вещество земное и всех видимых миров как бы исчезает, нет для него и одной мысленной линии пространства без Бога; везде он созерцает единое, бесконечное Существо – Бога. Он представляет, что с каждым вдыханием воздуха он дышит Богом; Господь для него везде и все, а тварей как бы не существовало, и сам он охотно исчезает мысленно, чтобы дать и в себе место единому сущему Богу, вся в нем действующему.

* * *

Всякая ложная мысль в самой себе носит доказательство своей ложности. Это доказательство – смертельность ее для сердца: мудрование плотское смерть есть. Равно, всякая истинная мысль заключает в себе самой доказательство своей истины. Это доказательство – животворность ее для сердца: мудрование духовное— живот и мир (Рим. 8, 6), – говорит апостол.

* * *

Все мое счастье и несчастье заключается в сердечных мыслях и расположениях. Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиной Божией или с волей Бога моего, тогда я покоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет— беспокоен, исполнен духовного, душетленного мрака, тяжести, уныния. Если совершенно переменю мысли и расположения сердца ложные, богопротивные на истинные и Богу приятные – тогда опять покоен и блажен.

* * *

Рассуди, как велик человек: Бог в нем пребывает и той в Бозе (1 Ин. 4, 15), так что в благочестивом христианине живет как бы не человек, а Сам Христос: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), потому что вся душа делается Христовой, как железо в горящих угольях все делается огненным, как бы горящим углем: все огонь, все свет, все теплота.

* * *

Говори в сердце от всего сердца: все для меня Господь, я ничто, я бессилие, немощь. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), – говорит Сам Господь, ибо Я – можно прибавить – все для вас. Будь убежден в этом сердечно каждую минуту жизни и прибегай решительно во всем ко Господу, надеясь получить от Него все благопотребное для твоего спасения и даже для временной жизни.

* * *

Веруй твердо, что во всякое время Господь для тебя все. Во время молитвы Он для тебя – сила и исполнение в Духе Святом всякого слова твоего; во время благочестивого разговора Он – живая вода твоя, огненный поток слов твоих; во всякое время Он – всякое благо для тебя. Будь беспечален при своем Господе. Он заключил тебя в Себе со всех сторон, всего проникает тебя и знает все твои мысли, все нужды и расположения, и если верой и любовью будешь стоять в Нем, то не придет к тебе никакое зло. Господь близ: ни о чемже пецытеся (Флп. 4, 5–6).

* * *

Молясь, всемерно старайся о том, чтобы чувствовать сердцем истину или силу слов молитвы, питайся ими, как нетленной пищей, напояй ими, как росой, сердце свое, согревайся, как благодатным огнем.

* * *

Молись не поверхностно, но всем сердцем из глубины души, тогда молитва твоя будет разумная, сердечная, животворная, исполнена светом и благодатью, она доставит тебе глубокое наслаждение духовное, мир и радость. Тогда ты возлюбишь ее более всего на свете.

* * *

На молитве будь как дитя лепечущее, сливаясь в один дух с духом произносимой молитвы. Считай себя за ничто, молитву принимай как великий дар Божий.

* * *

Диавол обыкновенно вселяется в нас чрез один лживый помысл или мысль ложную и вожделение греховное и потом действует в нас и беспокоит нас: так он прост. Не паче ли Господь Бог духов вселяется в нас чрез единую мысль и любовь истинную и святую и с нами бывает, и в нас действует, и бывает для нас всем?

* * *

Все, что беспокоит и как бы подмывает сердце в его основании, томит его, – от диавола происходит, ибо он есть вечное беспокойство и томление. Господь есть покой сердца. Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27).

* * *

Сердце тонко, легко, духовно, небесно по природе своей – береги его; не отягощай, не оземленяй его, будь крайне воздержен в пище и питии и вообще в удовольствиях телесных. Сердце – храм Божий. Кто растлит храм Божий, того растлит Бог (1 Кор. 3, 17).

* * *

Истинный христианин никогда не забывает, что он в этом мире пленник диавола, и воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем верующим в Него и употребляющим усилие освободиться от рабства грехам.

* * *

В близости к тебе Господа будь так уверен, чтобы тебе чувствовать, что ты, молясь Богу, касаешься Его не только мыслью и сердцем, но и устами и языком. Близ ти глагол во устех твоих и в сердце твоем (Рим. 10, 8), т. е. Бог.

* * *

Верь и уповай, что как легко тебе дышать воздухом и жить им или есть и пить, так и еще легче вере твоей получать от Господа все духовные дарования. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питие.

* * *

Нет чести выше, как быть христианином и членом Христовым, чадом Божиим во Христе. Нет никого богаче того человека, который носит в сердце своем всегда Христа и благодать Его. Что во ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век (Пс. 72, 25–26).

* * *

С крайним благоговением произноси имя Божие, памятуя, что Богом все приведено из небытия в бытие и все существующее содержится в благобытии единственно по Его благости, всемогущей силой и премудростью Его. С крайним благоговением произноси имя Иисуса Христа, Сына Божия, Им же вся бита и вся управляются; Который носит доселе все существующее сильным словом Своим (Евр. 1, 3).

* * *

Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верой и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени.

* * *

Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы, как шелуха без зерна, но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, без веры, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся.

* * *

Когда ты молишься Богу, то ты не иначе представляй себе близость Его, как так, что ты ежеминутно дышишь Им, двигаешься, просвещаешься, освящаешься, упокоеваешься, утешаешься и укрепляешься – словом, живешь Им, по Писанию: О Нем бо живем и движемся и есмы. Дая всем живот и дыхание и вся (Деян. 17, 28, 25). Близ ти есть Бог (глагол) во устех твоих, и в сердцы твоем… Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в Него в сердце твоем… спасешися (Рим. 10, 8–9).

* * *

Духа Святого так же легко верующему привлекать в себя, как воздух; подобно воздуху, Он все наполняет и все проникает. Везде сый и вся исполняяй. Кто усердно молится, тот привлекает в себя Духа Святого и молится Духом Святым.

* * *

Молитва есть дыхание души, как воздух – дыхание естественное тела. Молитва— дыхание духовное, и, молясь, мы дышим Духом Святым: Духом Святым молящеся (Иуд. 1, 20). Ни одного слова молитвы не можешь сказать от всего сердца без Духа Святого. Молясь, усты ко устом с Господом беседуешь, и если имеешь открытые верой и любовью сердечные уста, в то же время как бы вдыхаешь из Него просимые духовные блага Духом Святым.

* * *

Когда мы обонянием ощущаем что-либо неприятное или нездоровое в воздухе, то стараемся выйти из этой нездоровой среды или как-нибудь уничтожаем эти, вошедшие в чистый воздух, зловредные начала: так точно, когда ты ощущаешь в сердце своем что-либо смущающее или стесняющее его, то старайся тотчас удалить это зловредное начало, смущающее нашу душу, например страсти, зная, что оно из бездны адской.

* * *

По начинающемуся в душе смущению и насилию узнавай велиара и противопоставляй ему тотчас камень – Христа; разобьет о Него свои зубы велиар, а до тебя не дойдет.

* * *

Молящийся! Имя Господа да будет тебе вместо Самого Господа; близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа. Имя Господа есть Сам Господь – Дух, везде сый и все наполняющий.

* * *

Бог есть бездна всякого блага, всеведения, премудрости, всемогущества, благодати и милосердия, правды, неизменяемости в добре, но прилепляяйся Господеви чрез молитву веры и чрез дела любви – един дух есть с Господ ем (1 Кор. 6, 17), потому и он исполняется, по мере своей веры и любви, мудростью, силой духовной, получает от Него, как от истой Благости, вся яже ко спасению, и сам бывает благ и сострадателен к другим, исполняется разума духовного, твердости и неизменяемости в вере и добродетели. Так как Бог есть источник приснотекущий, то нам следует только верой живой и любовью нелицемерной быть соединенными с Ним, чтобы исполняться от Него всякими благами духовными. Это соединение возможно всегда и на всяком месте, было бы только всегда с Ним наше сердце, а не с диаволом и не с суетой мира сего.

* * *

Где употребляется с верой имя Божие, там оно созидает силы, ибо самое имя Божие есть сила.

* * *

Вещество мира яко ничтоже (ср. Пс. 38, 6): везде и во всем Дух Божий, животворящий, превысший всего. Когда молишься Богу, представь, что вещество как бы не существует, и все твари яко не сущие, и что один только Бог всюду сущий и единый, Коему нет места, Который все Собой наполняет, объемлет, зиждет и хранит. Если ты будешь беспристрастен к вещественному и будешь упражняться в посте и молитве, то и в тебе дух как бы поглотит плоть, и ты будешь духовен, и будешь везде созерцать в природе Духа-Бога; тогда как, напротив, пристрастные к земному, особенно к пище, к питию, к деньгам, суть… телесни, духа не имуще (Иуд. 1, 19).

* * *

В чем жизнь христианина? Чтобы не иметь ничего и иметь Христа в сердце, или: чтобы, имея земные блага, не привязываться к ним нимало, а всем сердцем прилепляться ко Христу.

* * *

Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: не приемли имени Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 7).

* * *

С именем Иисуса Христа, или с искренней мыслью об Иисусе Христе, соединена великая сила, прогоняющая страсти и успокаивающая сердце.

* * *

Научись подавлять свое сердце, свои страсти силой имени Господня и своей воли.

* * *

Когда покроет тебя тьма, окаянного, – сомнение, уныние, отчаяние, смущение, – тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа. В нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедроты, – все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице.

* * *

Да святится имя Твое! Вот первое наше желание и первое прошение – чтобы святилось в нас и чрез нас имя Божие. Припомним, что мы сотворены по образу и по подобию Господа Бога, по подобию Его святыни, но – увы! – согрешили, потеряли святость, и теперь во грехах и беззакониях рождаемся, во грехах и беззакониях живем, как прелюбодейчищи, а не сынове (Евр. 12, 8). Какая же теперь в падшем состоянии должна быть у нас забота, как не забота – уподобиться Отцу Небесному, своему Первообразу? Сам Господь этого требует: святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (1 Пет. 1, 16; Лев. 19, 2). Это должно быть первым нашим желанием и целью всей нашей жизни.

* * *

Что значит «сокровище, сокровенное на селе», о коем говорится в Евангелии? Это – душа наша, сокровенная и погребенная под сором и зловоньем земных страстей, не обретенная большинством людей и попираемая ими, пренебрегаемая, как ничтожный сор. Многие богачи наживают миллионы денег и всяких драгоценностей, тленных, скоропреходящих, но немногие обретают един многоценный жизненный и нетленный бисер – Христа.

Святитель Феофан Затворник

Поелику первое Божие о человеке определение есть, чтобы он был в живом союзе с Богом, а союз сей выражается, когда кто умом и сердцем живет в Боге, то коль скоро кто стремится к такой жизни и тем паче делается причастным ее в какой-либо мере, о том надо говорить, что он исполняет задачу жизни, для которой введен в течение бытия. Да сознает сие трудящийся в сем роде жизни и да не смущается, что не делает явно каких-либо дел особенно важных. Это одно совмещает все дела.

* * *

В молитве Иисусовой углубляйтесь, сколько сил есть. Только силу этой молитвы полагайте не в повторении слов известных, а в обращении ума и сердца ко Господу при сих словах.

* * *

Трудитесь не прерывать ее— и она так утвердится, что сама будет повторяться и будет у вас как ручеек журчать. А из древних некто сказал: «Как когда воры, подошедши к дому, чтобы прокрасться в него для кражи, услышав, что там внутри говорит кто-нибудь, не решаются пролезть в него, так, когда враги наши подкрадываются к душе, чтобы обокрасть ее, и слышат, что там журчит маленькая молитовка, то ходят около, а в середку боятся идти».

* * *

Чем более внедряется в сердце молитва Иисусова, тем более согревается сердце и тем самодвижнее становится молитва, так что огонь жизни духовной в сердце возгорается, и горение ее становится непрестанным, вместе с тем как молитва Иисусова займет все сердце и станет непрестанно движущейся.

* * *

Упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12, 12). Вот признаки горения духа! С первой минуты пробуждения духа благодатью, сознание и стремление человека переходят от твари к Богу, от земного к небесному, от временного к вечному. Там, в той области, сокровище его, там и сердце его. Отпадает сердце его от здешнего, ничто из сего не влечет его, ничего здесь не ждет он, ничем не радуется. Радуется будущим благам, которыми несомненно чает обладать. Сие преселение благ и надежд сердца есть существенная черта пробужденного и горящего духа. Оно делает человека существенно странником на земле, взыскующим Отечества, Иерусалима Небесного. Все христиане, как облагодатствованные, должны быть таковы. Посему апостол всем предписывает и в другом месте: Аще убо воскреснусте со Христом (т. е. если ожили вы духом благодатию Христовою), вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо (т. е. умерли для всего земного, тварного, временного), и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол. 3, 1–3).

* * *

Когда разожгут огонь, нужно движение воздуха, чтобы раздувать его; точно так же, когда возгорится огонь благодати в сердце, нужна молитва, которая есть своего рода движение воздуха духовного в сердце. Что такое эта молитва? Непрестанное обращение ума ко Господу умом в сердце, с воззваниями к Нему или без воззваний, с одними чувствами преданности и сокрушенным припадением к Нему в сердце. В этом действии или, скорее, настроении – главное средство к поддержанию внутренней теплоты и всего внутреннего порядка, к прогнанию худых и пустых мыслей, к утверждению мыслей и начинаний добрых. Не дивно потому, что все наставления в писаниях отеческих преимущественно направлены к тому, чтобы научиться умно молиться Господу как следует.

* * *

Молитва должна дышать преданием себя на волю Божию, вверением себя водительству Бога, лучше нас знающего благопотребное для нас, и для внутреннего и для внешнего нашего, и сильнее нас желающего того для нас, и готового все то дать и устроить нам, лишь бы только мы не упирались ногами.

* * *

Относительно умной молитвы держите одну предосторожность, чтобы при непрестанном памятовании о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и позыв падать в прах перед лицем Бога, милостивейшего Отца, но и грозного Судии. Частое памятование о Боге без благоговения притупляет чувство страха Божия и через то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу духовных движений и которого кроме него ничего произвести не может.

* * *

Никогда не должно считать установившимся никакого духовного делания и тем паче молитву, а всегда так себя иметь, как бы в первый раз начинали ее совершать. Если будете так себя иметь, приступая к молитве, что вы никогда еще не маливались как должно и теперь только в первый раз хотите сделать это, то всегда будете молитву свою совершать с первым усердием. И она будет идти хорошо.

* * *

Кто в чувстве, того дух связан и привязан, а у кого нет его, тот парит. Оттого, кто хочет остаться с одним собиранием умственным, тот трудится напрасно: одна минута – и все разлетается. Потому, чтобы успешнее пребывать внутрь, спеши до чувства, хотя тоже чрез напряженное самовнедрение.

* * *

Когда благодать не обитает в человеке, демоны, как змеи, гнездятся во глубине сердца, совсем не позволяя душе пожелать доброго; когда же в душу войдет благодать, то они, как мрачные какие облака, носятся по частям сердца, преобразуясь в греховные страсти или в развлечения, дабы затмить память, отвлечь ум от беседования с благодатью.

* * *

Положите законом – мерять позволительное тем воздействием, которое оно производит внутри. Что созидает, то позволяйте себе, а что расстраивает, того не позволяйте ни под каким видом. Кто, находясь в уме, протянет руку к стакану с питьем, в которое пущен яд, как ему ведомо?!

* * *

Если в молитве не будете успевать, не ждите успеха и ни в чем другом. Она корень всего.

* * *

В чем вся сила или чего мы ищем? – Богообщения: того т. е., чтобы Бог вселился в нас и начал ходить в нас; облекся как бы в наш дух, правил и его разумом, и волею, и чувством, чтобы и еже хотети, и еже деяти (Флп. 2, 13) в нас было Его делом, чтобы Он был действуяй все во всем, а мы сделались бы орудиями Его, или деемыми от Него, и в помышлениях, и хотениях, и чувствах, и словах, и делах. Этого ищет Господь, Владыка всяческих, ибо Он один все в тварях делает чрез твари же. Того же должен искать и понявший себя дух.

* * *

Дух первозданного человека до падения ясно зрел Бога и все Божеское, – так ясно, как ясно видит кто здравыми очами вещь пред собою. Но с падением очи духа закрылись, и он уже не видит, что видеть было ему естественно. Сам дух остался, и очи в нем есть, но – закрыты. Он в таком положении, в каком тот, у кого бы веки срослись. Глаз цел, жаждет света, ищет, как бы увидеть его, чуя, что он есть, но сросшиеся веки мешают ему быть открыту и прямо войти в общение со светом. Что дух в таком положении в падшем человеке, это до осязательности очевидно.

На страницу:
1 из 2