bannerbanner
Статьи разных лет
Статьи разных лет

Полная версия

Статьи разных лет

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

О значимости догматов для личного спасения христианина свидетельствует как Писание («Как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6,4)), так и церковные писатели. К примеру, о догмате боговоплощения св. Иоанн Дамаскин пишет: «я видел Бога в образе человека и моя душа спасена»36. О догмате Воскресения Господа нашего Иисуса Христа другой, современный ученый говорит так: «Христианство – это Христос, а Христос имеет лицо, лик Воскресшего. Только личная встреча с Воскресшим, поясняет Клеман, дает нам соучастие в Его жизни, ведет к восстановлению нашего утраченного подобия Творцу»37. «Напрасно, размышляет протоиерей Попов, иные… представляют себе веру (религию) чем-то скучным; напрасно думают, будто прибегать к чтению богословских книг нужно только в минуты тяжелые в жизни и во дни покаяния. Нет! Наука о догматах веры сообщает и всем нашим мыслям, всем занятиям силу и жизнь: она услаждает душу»38. Поскольку, согласно протопресвитеру Помазанскому, «догматическое богословие зиждется на живой и святой вере»39, «богословствование становится не абстрактным умственным упражнением, не интеллектуальной диалектикой, но пребыванием мысли в Божественной истине, направлением ума и сердца к Богу, осознанием Божественной любви»40. О связи между правой верой и благочестием пишет и св. Ириней Лионский, согласно которому даже «Платон оказывается гораздо благочестивее… еретиков, ибо он Одного и Того же Бога признавал и правосудным и благим, имеющим власть над всем и творящим суд, говоря так: «Бог, Который есть также первоначальное Слово, владея началом, концем и срединою всех существующих вещей, праведно действует обращаясь с ними сообразно с их природою, но всегда с ним следует правосудие карающее тех, которые отступают от божественного закона»41. Другая тема святоотеческой литературы – зависимость правильного исповедания веры от пастырского послушания. «Овцы мои, размышляет св. Григорий Богослов, слушают моего голоса, который сам я выслушал в Божием слове… они следуют и за всяким подобным пастырем …, но не последуют за пастырем чуждым и убегут от него. … Они убегут от Валентинова сечения Единаго на два, веруя, что Творец и Благий не два Существа, убегут от Маркионова Бога из стихий и числ, от Монтанова злого и женского духа. Но они будут поклоняться Отцу и Сыну, и Святому Духу – единому Божеству»42.

По мнению о. Флоровского, «вера православная совершенно неотделима от Лица Богочеловека, невозможна вне живого общения с Ним чрез таинства Церковные»43. Общение человека с Богом – одна из тем другого русского богослова – Владимира Лосского, согласно которому «вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется… прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом»44. Для Лосского совершенно очевидна «связь между богословием и мистикой, между догматическим учением и духовной жизнью»45. Вот почему, пишет ученый, «мы можем рассматривать духовную жизнь только в свете догматов, потому что догматы являются ее внешним выражением, единственными объективными свидетельствами опыта, подтвержденного Церковью

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Мосс Марсель. Социальные функции священного / Избранные произведения. – С.360.

2

Попов Евгений, протоиерей. Общенародные беседы по православно-догматическому богословию. – С.148.

3

Pomazansky Michael, protopresbyter. Orthodox Dogmatic Theology. – P. 43.

4

Ходр Жорж, митрополит гор Ливана. На земле вечной Руси // Православие и этика современности. – С.33.

5

Флоровский Георгий, протоиерей. Кафоличность Церкви // Избранные богословские статьи. – С.153.

6

Болотов В. В. Указ. соч. – С.298.

7

Сагарда Н. И. Указ. соч. – С.637.

8

Флоровский Георгий, протоиерей. Авторитет Древних Соборов и предание Отцов. – С.299.

9

Лурье В. М. Примечания / Григорий Нисский, святой. Об устроении человека. – С.129.

10

Флоровский Георгий, протоиерей. Богословские отрывки // Избранные богословские статьи. – С.129.

11

Карташов А. В. Указ. соч. – С.13.

12

Там же. – С.143.

13

Флоровский Георгий, протоиерей. Откровение и истолкование // Догмат и история. – С.30.

14

Там же. – С.34.

15

Там же. – С.38.

16

Болотов В. В. Указ. соч. – С.71.

17

Флоровский Георгий, протоиерей. Откровение и истолкование. – С.31.

18

Карташов А. В. Указ. соч. – С.361.

19

Карташов А. В. Указ. соч. – С.361.

20

Он же. – С.536—537.

21

Попов Евгений, протоиерей. Указ. соч. – С.149.

22

Карташов А. В. Указ. соч. – С.431.

23

Макарий (Булгаков), архимандрит. Православно-догматическое богословие. – С.453.

24

Флоровский Георгий, протоиерей. Откровение и истолкование // Догмат и история. – С.30.

25

Он же. Кафоличность Церкви. – С.152.

26

Он же. Богословские отрывки. – С.128.

27

Флоровский Георгий, протоиерей. Этос Православной Церкви. – С.267.

28

Клеман Оливье. Беседы с Патриархом Афинагором. – С.14.

29

Он же. – С.82.

30

Блейн Э. Жизнеописание отца Георгия // Георгий Флоровский. Священнослужитель, богослов, философ. – С.215.

31

Клеман О. Указ. соч. – С.233.

32

Скурат К. Е., профессор. Догматические темы в русской церковной литературе XI – XVII веков. – С.6.

33

Макарий (Булгаков), архимандрит. – Указ. соч. – С.42.

34

Сагарда Н. И. Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. – С.632.

35

Григорий Богослов, святой. Слово 33, против ариан и о самом себе. – С.491.

36

Цит. по: Блейн Э. Указ. соч. – С.222.

37

Клеман Оливье. – Указ. соч. – С.143.

38

Попов Евгений, протоиерей. – Указ. соч. – 150.

39

Pomazansky Michael, protopresbyter. – Указ. соч. – С.43.

40

Там же. – С.43.

41

Ириней Лионский, святой. Против ересей. – С.723.

42

Григорий Богослов, святой. Слово 33. – С.490.

43

Флоровский Георгий, протоиерей. Дом Отчий // Избранные богословские статьи. – С.11.

44

Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – С.99.

45

Он же. – С.251.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2