bannerbanner
Мятущаяся Украина. История с древнейших времен
Мятущаяся Украина. История с древнейших времен

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Иван Никитчук

Мятущаяся Украина. История с древнейших времен

«I МЕРТВИМ, I ЖИВИМ, I НЕНАРОЖДЕННИМ ЗЕМЛЯКАМ МОЇМ В УКРАЙНI I НЕ В УКРАЙНI МОЄ ДРУЖНЄЄ ПОСЛАНIЄ»

Героическому и многострадальному народу Малороссии (Украины) посвящается

На обложке книги использована знаменитая картина М.И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом»


© Никитчук И.И., 2020

© ООО «Издательство Родина», 2020

История с древнейших времен

Якби ви вчились так, як треба,То й мудрiсть би була своя.А то залiзете на небо:– I ми – не ми, i я – не я!I все те бачив, i все знаю:Нема нi пекла, анi раю,Немає й бога, тiльки я!Та куций нiмець узлуватий,А бiльш нiкого!..– Добре, брате,Що ж ти такеє?– Нехай скаже Нiмець.Ми не знаєм.– Отак-то ви навчаєтесьУ чужому краю!Нiмець скаже:– Ви моголи.– Моголи! моголи!– Золотого ТамерланаОнучата голi.Нiмець скаже:– Ви слав’яни.– Слав’яни! слав’яни!Славних прадiдiв великихПравнуки поганi!..Чого ж ви чванитеся, ви!Сини сердешної Украйни!Що добре ходите в ярмi,Ще лучче, як батьки ходили?!Не чваньтесь, з вас деруть ремiнь,А з їх, бувало, й лiй топили…Умийтеся! Образ божийБагном не сквернiте.Не дурiте дiтей ваших,Що вони на свiтiНа те тiльки, щоб панувать…Бо невчене окоЗагляне їм в саму душуГлибоко! глибоко!Дознаються небожата,Чия на вас шкура,Та й засудять, – i премудрихНемудрi одурять!..Т.Г. Шевченко

Предисловие

Историография должна всячески избегать соблазна романтизма. Ученые-историки совершенно справедливо учат сторониться переоценки своих национальных ценностей, заслуг и интересов, не допускать гипертрофии национального самовозвеличивания и исключительности. Иначе, полагают они, такая история породит поколение национальных нарциссов, лишенных всякой объективности.

Именно это и происходит сегодня на Украине, где гипертрофия национального самовозвеличивания и исключительности вылилась в русофобию и ярый, воинственный национализм с фашистской окраской с его лозунгами: «Нация превыше всего!», «Украина превыше всего!» и т. д. Абсурд доходит до того, что утверждается, будто библейские Адам и Ева были первыми украинцами, более того, сам Иисус Христос был рожден одной из девственных дочерей украинских князей по имени Мария, имел здесь своих потомков, из чего следует божественное происхождение «украинских князей».

Затушевывается тот неоспоримый факт, что на территории нынешней Украины существовало в течение длительного исторического периода такое государство славянских племен, как Киевская Русь, чья территория простиралась с Запада на Восток, от Карпат, Галичины до Владимиро-Суздальской земли включительно, и с Севера до Юга – от Белой Руси до Черноморского побережья. Люди этого государства называли себя русинами, руссами, русью и русскими. Их объединяла одна культура и один язык. Хотя, конечно, между отдельными группами людей, проживавшими на столь обширной территории, должно быть какое-то различие. Например, жители Харьковщины иначе одеваются и немного иначе говорят, чем на севере Киевщины или гуцулы Карпат. В этом смысле нет ничего удивительного, что украинский и русский языки отличаются друг от друга, поскольку формировались в разных регионах и в разных условиях.

Формирование народа Киевской Руси, его культуры и языка происходило в огромном котле смешения разных племен и народов на протяжении многих столетий, при неизбежном взаимном влиянии многочисленных соседних племен – поляков, скандинавов, чухонцев, скифов, печенегов, тюркских и других народов, происходившем в ходе взаимной торговли или войн. Этому есть многочисленные исторические доказательства. К сожалению, многие современные историки по данному вопросу придерживаются весьма своеобразной теории, согласно которой народы, населявшие русские территории, не обогащали себя взаимным контактом, а «сменяли» друг друга. Так, например, хазар «сменили» печенеги, печенегов «сменили» половцы, половцев «сменили» татары. Цепочка получается довольно стройная, но страдает существенным недостатком: никто из ученых не может внятно объяснить, куда же девались те, кого «сменили» и «вытеснили». Неужели печенеги, придя в южнорусские степи, вырезали хазар до последнего человека, впоследствии их самих под корень уничтожили половцы, а тех уже вырезали татары. Вздор, конечно. Никто никого не «сменял» и не «вытеснял». Просто названия народов подвержены таким же изменениям, как и, например, названия городов или рек. Те, кого в разные времена называли то хазарами, то половцами, то печенегами, продолжали мирно или в сражениях обитать на отчих землях.

При этом надо заметить, что на всем протяжении истории, с доисторических времен, нигде не упоминается такое слово, как «Украина» или «украинец». Но слово «оукраина» существовало со времен Киевской Руси – как минимум с XII века. Впервые упоминается в Киевской летописи Ипатьевского свода XII–XIV веков под 1187 годом в связи со смертью в пограничной Переяславской земле князя Владимира Глебовича («о нем же оукраина много сторону»), позднее «оукраина» упоминается в летописях 1189 и 1213 годов (Галицко-Волынская летопись). Эти упоминания относились к окраинным территориям Переяславского, Галицкого и Волынского княжеств. С того времени и почти до XVIII века в письменных источниках это слово употреблялось в значении «пограничные земли», без привязки к какому-либо определенному региону с четкими границами, в том числе и далеко за пределами территории современной Украины, к примеру, «псковская украина», «окская украина». В XVII–XVIII веках название «Украина» становится разговорным синонимом официальных терминов «Запорожское войско» и «Малороссия». По мере роста национального самосознания украинцев значимость понятия «Украина» повысилась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но отчасти и как название этнического пространства. Особенно заметно это стало к концу XIX века. До 90-х годов XIX века, когда представители небольшой группки радикальных националистических партий в Галиции провозгласили себя «украинской нацией», история ничего не знает о существовании такого народа, как «украинцы». На рубеже XIX и XX веков термин «Украина» как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным.

Исторические факты доказывают, что народ Киевской Руси имеет, помимо славянских, также глубокие евразийские, тюркские корни. Если на племена западной части Киевской Руси тюрки не оказывали существенного влияния, то на культуре и антропологическом составе населения восточных областей Руси, особенно Приднепровья и южных областей, отразилось длительное проживание в соседстве с печенегами, половцами, татарами, другими тюркскими народами, включая и межэтническое смешение с ними.

Это влияние особенно усилилось после прихода татарских орд хана Батыя. Кстати, приход татар, кроме разграбления и уничтожения русской земли, имел и положительное значение. По сути, он спас народ русских княжеств от полного самоуничтожения. К приходу татар на земле некогда единой державы образовалось множество княжеств, которые вели между собой постоянные ожесточенные войны. Ослабленные междоусобицей, все они пали жертвой воинственных кочевников.

О тюркском влиянии наиболее ярко свидетельствует лингвистика. Огромное количество слов украинской «мовы» тюркского происхождения. В украинском языке более 4000 тюркских слов. Среди них такие слова, как хата, тын, шаровары, плахта, намысто, люлька, тютюн, бандура, кавун, куркуль, атаман, бунчук, чумак и т. д.

Татарское нашествие ослабило связь между западными и восточными регионами Киевской Руси. Практически она прекратилась после освобождения западных земель (территория Украины) от татар войсками Литовского княжества в XIV веке. Русский народ, проживавший на территории Малороссии (как стали называть эту территорию), приобретает относительную самостоятельность в рамках Польско-литовского государства. Ему разрешено иметь собственных чиновников-управленцев, своих священников, свои вооруженные казацкие формирования. Казаки верой и правдой служат Польско-литовскому княжеству, охраняя его границы и принимая участие в военных походах против турок, татар, немецких рыцарей. В то же время малороссам приходится в постоянной борьбе отстаивать свою независимость от своих соседей, которые не прочь были присоединить к себе земли и население Малороссии. Самые ожесточенные схватки были с поляками, татарами и турками. Сложность территориального положения Малороссии вынуждала ее народ искать союзников, которые могли бы помочь им отстоять свою независимость и привилегии. Метания малороссийской элиты от одного союза к другому – от поляков к туркам, от турок – к татарам, от татар – снова к полякам, от поляков к шведам, и снова по этому же кругу, – каждый раз приводили к новым страданиям и бедам русского народа. И только объединение малороссов и великороссов, как единого народа, которое, правда, не всегда было безоблачным, многократно усиливало их и позволяло вести успешную борьбу против общих врагов. Каждый раз, когда этот союз ослабевал, страдания народа Малороссии снова становились невыносимыми, но каждый раз историческая память народа о своих корнях возвращала его на восстановление этого союза.

Так было в первые годы после революции 1917 года, когда уже украинская элита и властные структуры (Центральная Рада, гетман Скоропадский, Петлюра и др.) снова бросились искать покровителей: кто в Польше, кто в Германии, в других странах. Но народ Украины, благодаря исторической памяти, остался верен союзу с Россией. Вскоре на Украине была установлена Советская власть – власть народа, и Украина вошла на равных правах в Союз Советских Социалистических Республик (СССР). За два довоенных десятилетия Украина превратилась из аграрной страны в индустриально-аграрное государство с мощной промышленностью, добывающей отраслью и процветающим селом.

Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда небольшая кучка отщепенцев встречала немцев хлебом-солью как «освободителей», пошла служить в полицаи. 30 июня 1941 года даже провозгласили «незалежное» государство – фашистскую Украину под немецким протекторатом. Но большинство народа активно сопротивлялось оккупации, организовав партизанской движенье, борьбу в подполье, приближая день Победы. Миллионы жизней положил украинский народ на алтарь победы, сражаясь плечом к плечу вместе со всем советским народом, оставаясь верным союзу с русским народом. Но были и такие, кто и после завершения войны пытался воевать с собственным народом – националисты Бандеры, Шушкевича и прочее отребье.

После войны при братской помощи России за короткое время было восстановлено народное хозяйство Украины. Республика к началу 90-х годов прошлого века превратилась в одно из самых развитых государств Европы, располагая мощным научным потенциалом, передовой промышленностью и сельским хозяйством, высококвалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

1991 год стал трагическим для всего Советского Союза, в том числе и для Украины. Союз предательски развалили на 15 независимых государств. Стала «незалежной» и Украина. И эта «незалежность» снова возродила старые болячки метания в поисках протекции. Пришедшие к власти либералы с националистическим душком тут же начали изображать в обществе Россию в образе врага и агрессора. Началось уничтожение советских памятников, введение запрета на русский язык, заигрывание со странами Европы, а также с США, нацеливание на вступление в НАТО и т. д. И снова историческая память украинского народа стала препятствием для реализации предательского замысла. В итоге Украина потеряла Крым, который ей был подарен Россией в 1954 году в связи с 300-летием воссоединения украинского и русского народов, а на Донбассе разгорелась гражданская война. Умудрились даже, разделив церкви, натравить одних православных верующих на других. За четверть века «незалежна» Украина превратилась в страну-нищенку с нищим населением, с разворованным олигархами бюджетом, разваленной промышленностью, наукой, селом, с несколькими миллионами беженцев, разъехавшихся по странам Европы в поисках лучшей доли. Страна потеряла суверенитет, находясь под внешним управлением США. Недавно избранный президент пытается продолжать ту же провальную русофобскую политику.

Когда смотришь на то, что происходит на Украине сегодня, и в то же время всматриваешься в глубь веков, понимаешь, что все это уже было. Было время, когда русские люди (малороссы) искали защиту у турок, татар, обращали взоры на Запад (к полякам, литовцам, шведам), братались с «москалями», а потом «москалей» считали своими врагами. Были и внутренние разборки, когда малоросс шел на малоросса. Было и разделение церквей… Сегодня националисты орут «украинский гимн» «Щэ нэ вмэрла Украина…». Да, пока не умерла, но на ладан уже дышит. Никакой Запад ей не поможет, как и раньше не помогал, а только грабил и унижал, никому она там не нужна. И не москали ей угрожают, а как писал когда-то Т. Шевченко: «Доборолась Україна до самого краю. Гiрше ляха свої дiти її розпинають…»

Остается надежда на историческую память украинского народа. Она жива, питаясь от единого корня единого народа. Эта память говорит о том, что только в союзе с русским народом может быть сильной Украина. Только в союзе двух братских народов возможно их историческое существование и процветание.

Кто бы ни пытался сфальсифицировать историю народа, занимаясь в том числе и его самовозвеличиванием, истинная, объективная история от этого измениться не может, она существует вне зависимости от целей фальсификаторов. Данная книга посвящена именно такой истории Украины и ее народа, как неотъемлемой части России и всего русского мира.

Глава 1. Откуда же пошла Русь?

На этот вопрос нет однозначного исторически подтвержденного ответа. Существующая историческая литература изобилует, из-за скудости достоверных источников, различными предположениями, версиями, мифами и даже фантазиями. Так, например, по одной из них история Руси начинается с 3506 года до н. э., с момента появления современного подвида человека и божественного вмешательства в параметры вращения и ориентации Земли в околосолнечном пространстве. Корректировка параметров планеты требовалась из-за ледникового периода, начавшегося около 13 000 лет назад. 22 сентября 5508 года до н. э. Бог-Отец выставил Землю в относительно устойчивое положение. Отец Небесный вновь прибыл на Землю около 3508 года до н. э. В отличие от местного населения праотец был высокого роста – 190 см, европейской внешности, с белой кожей, глаза у него были удивительного изумрудного цвета. Его дети и потомки стали именовать его Куба-Ра или Кубера. Первый сын Бога в нашей Галактике – Млечном пути был назван Сварог. Перун – сын Сварога и Лады-Богородицы стал земным Богом-Отцом.

Начало человеческой цивилизации было заложено на просторах России, в регионе Поволжья, в Эдемском саду. 5515 лет назад этот район был живописным и процветающим, природные условия – гораздо мягче, чем нынче.

В Эдеме располагалась семья Бога-Отца Перуна, состоящая из семи праматерей и их детей. Детей было 12, в том числе – первый человек Адам и его сестра Ева. От этих 12 человек пошел весь род людской. Их дети, дети детей и так далее создали первую человеческую цивилизацию на просторах между Карпатами, севером Черного моря, Поволжьем и по широте вплоть до Алтая и Байкала. Так, как говорится, божьим промыслом было заложено основание возникновения Русского государства.

Как и все первобытные люди, предки русских того времени тоже поклонялись видимым силам природы, небесным и земным, т. е. были язычниками. Вследствие господства природы над человеком, придавленным ее таинственными грозными силами, объяснить которые он был не в состоянии, зарождаются религиозные верования. Для таких людей явления окружающей его природы полны загадочности, таинственной прелести, и чем они загадочнее, тем охотнее наделяет он их сверхъестественными силами. Для него буквально все полно сознательной жизни; весь окружающий его мир населен живыми существами, с такою же, как и у него самого, волей, желанием, с такими же злыми и добрыми мыслями, как у всех людей вообще. Солнце, звезды, луна, сама земля – это живые существа; горы, леса, камни, травы и цветы – то же самое; гром и молния, дождь и ветер, шум водопада, таяние снега и вскрытие рек; мрачность леса и прозрачность воздуха в летний день – все это таинственные, непонятные проявления силы и жизни различных существ. Язычник, как новорожденное дитя, пребывал еще на руках, в объятьях матери-природы. Он чувствовал ее гнев и ласку, чувствовал, что эта вечная матерь наблюдает за ним непрестанно, что каждое его действие, помысел, намерение и всякое дело и деяние находится не только в ее власти, но и отражается в ее чувствах. Эта близость к природе и сознание могучего влияния ее на жизнь человека привели к обоготворению природы и возвели это чувство на степень религии. Главным божеством этой религии у русского народа был Сварог, олицетворяющий небо, Дажьбог – это солнце, Перун – гром и молния, Стрибог – ветер и т. д.

Привнесенное в X веке христианство разрушило эту живую связь человека с природой. Христианство захватило русское язычество, прежде чем оно успело достаточно развиться и окрепнуть, и потому его легче было подавить и заглушить…

Теперь что касается собственно русской истории. История эта начинается как бы с середины IX – X века н. э. Как-то сразу, минуя тысячелетия, фактически из ниоткуда, возникает Русь 862 года, время Рюрика, славяне приглашают владеть ими варяжских князей. А перед этим – темное время. Что делали наши предки, и где были, и как себя называли в эпоху Древней Греции и Рима, в античный период, и в период гуннов, и великого переселения народов? То есть что делали, как назывались и где жили непосредственно в предыдущее тысячелетие, как-то неизящно умалчивается.

Действительно, русская история начинается отнюдь не с 862 года, а является продолжением истории сильного и могущественного народа, ибо не могло появиться на этой обширной земле могучего государства из ниоткуда или силой малочисленных норманнских дружин из Скандинавии. Был здесь, на нашей исторической земле, реальный базис, и им являлись германские готские племена, жившие на территории, которую потом стали называть Русью. Их имена сохранились в истории, как собственно под общим названием готы, так и под племенными именами – остроготы, визиготы, вандалы, гепиды, бургунды и другие. Потом эти племена стали известны в Европе, но пришли они отсюда.

Когда историки разводят руками о том, что неизвестно, что там было в Восточной Европе на территории, которая потом стала Киевской Русью, как бы предполагая, что это была дикая малонаселенная земля, они как минимум лукавят или просто лгут. Вся территория от Прибалтики до Черного моря уже с конца II века нашей эры была составной частью расселения готских племен, а с IV века здесь существовало мощное государство, известное как государство Германариха. Готские племена и готское государство, расположенное здесь, были настолько сильны, что могли бросить вызов Римской империи. Свидетельств тому более чем достаточно. В III веке н. э. на протяжении 30 лет империю сотрясала война, вошедшая в историю как Скифская, хотя римские историки называют ее Готская война. Война велась с территории Северного Причерноморья, которое греки именовали Скифией, населенного племенами готского происхождения. То есть готы выдвигались с тех территорий, которые мы сегодня считаем Южнорусскими. О масштабах этой войны можно судить по многочисленным свидетельствам хронистов.

Война началась с разрушения готами подвластных Риму греческих городов в Северном Причерноморье. В это время были разрушены греческая колония Ольвия в устье Южного Буга и греческая колония Тира в устье Днестра, которая была опорным пунктом римлян в регионе. Затем масштабные военные действия развернулись на территории римских Причерноморских провинций – Мезии и Фракии, а также Македонии и Греции. Затем готы в походе 251 года разбили армию во главе с императором Децием под Абриттой (ныне болгарский город Разград). Император Деций во время бегства утонул в болоте. В результате следующий римский император Требониан Галл заключил договор с готами на унизительных для Рима условиях, разрешив им увести захваченных пленников и обещая ежегодные выплаты готам. А в 268 году, вдохновленные победами, готы уже на 6 тысячах кораблей, которые собрались в устье Днестра, предпринимают поход на римские провинции. На этих кораблях размещалось более 300 тысяч воинов.

О чем это говорит? Сотни тысяч воинов, тысячи кораблей год за годом отправляют готы в свои экспедиции на римские провинции. Готы совершают глубокие рейды и вторгаются уже вглубь империи. Такое невозможно, не имей готы серьезных тылов там, откуда они приходят, – с Причерноморья и внутренних земель по Днепру и по Дону. Чтобы обеспечить такой размах, готская держава должна располагать огромным внутренним населением в своих землях, которое поставляет сотни тысяч воинов, вооружает их, экипирует всем необходимым для дальних походов, а также строит тысячи кораблей и военные машины. И не важно, что корабли это небольшие, на 50 человек; чтобы создать в то время 6 тысяч таких кораблей, нужны усилия сотен тысяч людей в течение нескольких месяцев. Этих людей кто-то должен в это время кормить, кормить их семьи и как-то компенсировать их усилия. Такая координация под силу только государству.

И также понятно, что такое население должно располагаться вглубь территории на север от побережья Черного моря. Вверх по Днепру и Дону. Значит, мы имеем вовлеченность огромных территорий, примыкающих к Северному Причерноморью, и эти территории уже в то время населены большим количеством консолидированных под единым началом людей, то есть государств.

Но какое отношение имеет держава готов к народу русь, к исторической Руси, к России и к нынешнему русскому народу? Самое прямое. Дело в том, что причерноморские готы государства Рейдготаланд, созданного в III веке н. э., называли себя [hrö:θ] и известны в иноязычной передаче как: hros / hrus, рос / рус, роди, ‛ρω̃ς. На восточнославянской почве у [hrö:θ] неизбежно должно было отпасть отсутствующее в древнерусском языке придыхание [h], а [θ] – перейти аналогично греческому языку в [s]: [hrö:θ] → [rö:s] → рос/рус. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что лингвистически превращение в древнерусском языке этнонима грейтунгов [hrö:θ] в рос/рус вполне закономерно. И это абсолютно логично – русь продолжает историю древнего готского государства, народа готского корня, но уже в следующем историческом периоде. И все встает на свои места, ибо история Киевской Руси естественно вытекает из предыдущей истории готов, которая в свою очередь вытекает из древней истории Скифии. Сразу понятно, откуда появляется народ рось, рус, ерос в раннесредневековых хрониках византийских и арабских авторов VI и VII веков. И разрешается другой вопрос, ставивший в тупик даже норманистов, вопрос о том, откуда столько варягов взялось на Руси, что они дали название ей, название народу, составляли правящий слой древнерусской державы и наполняли ее немалое войско, ходившее в грозные походы. Не могло столько народу в одночасье перекочевать из Скандинавии. Действительно, не могло. Все очень просто, варяги-русь жили здесь испокон веку, и государство было здесь испокон веку. И потом, народ русь стал основой Киевской Руси, его государствообразующим народом, а сама Киевская Русь была наследницей государства древних готов.

Так кем мы должны себя считать – германцами-готами, славянами, сарматами или финно-уграми? На самом деле вопрос поставлен неправильно, поэтому ни один из ответов не является приемлемым. Мы русские, потомки всех этих народов, которые сплелись в исторической судьбе. Но если поставить вопрос по-другому: чьими наследниками является русский народ, чью землю, чью историю, чью славу мы наследуем, то ответ однозначен – мы наследники руси, а через них наследники готов. И никаких других вариантов у нас нет…

Существуют сотни других мифов и легенд о формировании русского государства и русского народа, ссылаясь на историков древности о племенах скифов, антов, венедов, сарматов и т. д. Но все они подтверждают, что территория русской земли была заселена с незапамятных времен. О славянах впервые вспоминают древние историки как о «словенах» и «славенах»…

Среди других вариантов ответа на поставленный вопрос можно отметить так называемый ответ по Библии, в соответствии с которым прародителем народа славянского является племя Афета – сына Ноя, названного славянами в честь князя Славена – предка князя Росса, внука Афета. Он, переселившись из Азии во времена вавилонского смешения языков, стал жить от Рифейских гор и Каспийского моря на востоке до реки Висла и Варяжского моря на западе; и от Черного моря и реки Дунай на юге до Северного океана и Балтийского моря на севере.

На страницу:
1 из 5