Полная версия
Служебник, Требник. христиан-иконоборцев
Служебник, Требник
христиан-иконоборцев
Редактор Евлампий-иконоборец
ISBN 978-5-4493-7708-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От составителя Служебника и Требника
Служебник и Требник Иконоборческих церквей разработан с использованием образцов традиционных Чинов церквей восточного обряда. Все Чины данных церковных документов предлагаются в качестве образца, не являясь незыблемым каноном. Мы понимаем, что условия проведения богослужений и национальные особенности будут требовать корректировок предлагаемых текстов Чинов Служебника и Требника, например община проводящая службы в домашних условиях (что не нарушает библейской традиции), будет вынуждена корректировать высокоторжественные и громогласные епископские восклицания при славословии величия Бога ибо громкие торжественные восклицания рассчитаны на соответствующие помещения крупных храмов (домов молитв). А церкви христиан Западных стран откорректируют данные стандарты с учетом их церковных и национальных традиций. В любой церкви возможна замена последовательности некоторых пунктов того или иного Чина, при условии сохранения смысла всех богослужебных действий. Важно при этом сохранять наличие всех пунктов в каждом используемом Чине, максимально приближая собственную корректировку к оригиналу.
В Требнике и Служебнике христиан-иконоборцев строго разграничены два термина «освящение» и «благословение». Термин «освящение» применяется в Иконоборческих Церквях исключительно к человеку и к Слову Божьему (к Богу), а термин «благословение» может применяться как к человеку, так и в отношении всякой вещи. Другими словами в Иконоборческих Церквях не освящают вещи, предметы, но благословляют на доброе их применение. Например, в данных двух документах допускается выражение «благословить храм Божий», но не «освятить храм Божий». Ибо Христос пришел в этот мир не вещи освящать, а изменить сердце человека и, следовательно, освятить человека, соделать его святым. Хотя в практике Иконоборческой Церкви допустимо выражение в отношении церковной утвари – «священные предметы», но таким словосочетанием может быть выражена лишь принадлежность этих предметов к религиозной сфере, к собранию святых – к Церкви. На первый взгляд может показаться, что для елеосвящения сделано исключение в данном Требнике. Но нужно отметить, что «елеосвящение» название сокращенное и его нужно понимать как «освящение с последующим помазанием елеем». Освящается человек прежде всего посредством молитвы, покаяния во грехах, а не елей несет в себе некую святость способную передаваться любому желающему:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
Если быть более последовательными выше обозначенному тексту Библии, то Чин елеосвящения, логичнее именовать Чином елеопомазания, так как речь ведется о помазании елеем больного, а не об освящении елеем.
Требник не содержит молитв, смысл которых связан с поклонением Деве Марии, ангелам хранителям, кресту животворящему и святым почившим в мир иной. Тексты Чинов переведены со старославянского языка на современный русский язык. Однако во многих Чинах сохранен, в определенных пределах, понятный для славян воцерковленный стиль молитвенных текстов (по подобию синодального перевода Библии имеющего отличие от современных библейских переводов), дабы Чины не были созвучны светскому стилю изложения. Иконоборцы длительное время ждали появление Служебника и Требника, а также многие православные, не держащиеся церковных постановлений искажающих истину, но стремящиеся к следованию Божественной истине давно желали пользоваться Чинами на понятном языке. Надеемся, что Требник будет востребован иконоборцами различных стран мира, ибо отражает духовные потребности христианства и соответствует древним религиозным традициям всемирного христианства.
ЦЕРКОВНЫЙ СЛУЖЕБНИК
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
ПРИВЕТСТВИЕ епископ приветствует общину словами «Мир вам!» (или «Мир всем!»)
Епископ: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!
Народ: Аминь
ЕКТЕНИЯ
Епископ: В мире Господу помолимся.
Народ: Господи, помилуй.
Епископ: О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: О мире всего мира, твердом стоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: Об этом святом месте и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: О епископстве нашем и о почтенном пресвитерстве, диаконстве во Христе, о всём народе Божием Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: О Богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: О граде нашем, всех городах и странах и о всех с верою живущих в них Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Народ: Господи помилуй.
Епископ: Святую нашу Деву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Народ: Господи помилуй.
Епископ молится: Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святое место сие, и яви нам и молящимся с нами богатые милости Твои и щедроты Твои. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Пение Псалма (Отцу Небесному)
Епископ: Воспоем господу!
Народ поет один из Псалмов в соответствии с темой /праздником/ богослужения. Например: Благослови, душа моя, Господа (Пс 102:1—8)
Пение Псалма (Иисусу Христу)
Народ поет один из Псалмов. Например: Хвали, душа моя, Господа… (Псалом 145)
Епископ: Слава Отцу и Сыну и во веки веков.
Народ: Аминь.
Пение гимна (Святому Духу)
Епископ: Воспоем Господу!
Пение одного из гимнов: Единородный Сын и Слово Божие! Бессмертный и благоволивший спасения….
Дьякон: Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
БЛАЖЕННЫ
Епископ: Во царствии Твоём помяни нас, Господи.
Народ (произносит устной речью за епископом, или самостоятельно или поет текст Заповедей Блаженства): Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Пение Псалма (гимна)
Епископ: Воспоем Господу!
Народ: поет гимн. Пение одного из гимнов. Например: Придите, поклонимся и припадем ко Христу! Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых поющих тебе: Аллилуйя.
ТРИСВЯТОЕ
Народ: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Епископ: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!
Народ: Аминь.
ЧТЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ (канонов, катехизиса)
После прочтения допускается разъяснение прочитанного для назидания в вере.
Пение Псалма
Епископ: Воспоем Господу!
Народ: поет Псалом.
Епископ: Будем внимать!
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ (или иная Книга Библии)
Епископ: Читает текст.
Дьякон: Мир тебе, благовествующему!
Епископ: Вознесем молитву Господу Богу нашему за слышанное Слово Божие!
Епископ и народ произносит краткую молитву за слышанное Слово Божие: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Пение Псалма (гимна)
Епископ: Воспоем Господу!
Народ: поет Псалом (гимн).
ПАСТОРСКАЯ ПРОПОВЕДЬ (На прочитанную главу, но можно не увязывать чин чтения Св. Писания и чин проповеди)
Пение гимна (Псалма)
Епископ: Воспоем Господу!
Народ: поет гимн.
МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ
Перед молитвой читается Книга Притчей для назидания, увещевания и обличения. Возможно, после прочтения, дать комментарий.
Епископ творит молитву покаяния за грехи народа Божия: Господи, Боже Вседержитель, один Святой, принимающий жертву хвалы от призывающих Тебя всем сердцем, прими и молитву от нас, грешных, и принеси ее ко святому Твоему небесному жертвеннику, и сделай нас способными принести Тебе Дары и жертвы духовные за наши грехи и грехи неведения народа, и удостой нас обрести благодать пред Тобою, чтобы стала благоугодной Тебе покаянная жертва наша, и сошел благой Дух благодати Твоей на нас, и на эти предлежащие Дары Причастия, и на весь народ Твой. Прости, Боже, все наши прегрешения ради Сына Твоего единородного Иисуса Христа. Прости, Отче небесный, грехи совершенные нами словами, мыслями или делами. По милосердию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Народ: Аминь.
Епископ:
Таково ли ваше моление и прошение перед Господом? Если «Да» скажите «Да».
Народ: «Да»
Епископ: Примите обетование о прощении грехов, которое Сам Господь дает нам в Своем Слове, если мы искренно желаем отказаться от грехов наших и встать на путь правды Божией: Великий Бог во Христе Иисусе умилосердился над нами и ради Сына Своего Иисуса Христа прощает грехи наши. [пауза] Иди и больше не греши, говорит Господь! Аминь.
Народ: Аминь
НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
Епископ (громогласно): Засвидетельствуем пред Богом о вере нашей Никео-Цареградским Символом Веры!
Народ (Для облегчения общего произношения Символа Веры можно произносить его поочередно – пастор произносит один стих Символа, за ним вторит этот же стих народ):
1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено;
3. Сшедшего с Небес нас ради и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы вочеловечившегося.
4. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного,
5. И воскресшего в третий день по Писанию,
6. И вознесшегося на небеса, и сидящего одесную (т.е. по правую руку) Отца,
7. И снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Царствию Которого нет конца.
8. И в Духа Святого, Господа Истинного и Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и сславимого (т.е. равно почитаемого), говорившего через пророков;
9. И в одну Святую, Соборную (т. е. Кафолическую, Всеобщую или Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11. Ожидаю воскресения мертвых
12. И жизни будущего века. Аминь.
ЕВХАРИСТИЯ (Причастие)
Молитва о достойном совершении Причастия:
Епископ: Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Ты, на высоте с Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо Духом пребывающий. И благоволи могущественной Твоей рукою преподать нам пречистое Твое Тело и драгоценную Кровь, и через нас – всему народу.
Епископ и диакон: Боже, будь милостив ко мне, грешному. (3)
Молитва епископа над Хлебом:
Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не истощающийся, но причащающихся освящающий. Аминь.
Народ: Аминь!
Преломление Хлеба
Епископ читает 1-е Коринфянам 11 и сам причащается: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Диакон: разносит преломленный и благословенный молитвою Хлеб. А причащаться будет дьякон после раздачи народу хлеба.
Молитва епископа над Потиром:
Полнота Духа Святого! Аминь!
Народ: Аминь!
Епископ читает 1-е Коринфянам 11 и сам причащается: Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Диакон: разносит благословенное Вино. А причащаться будет дьякон после раздачи народу Вина.
Во время причащения народом поется многократно: Тело Христово примите, Источника бессмертия вкусите. И в конце: Аллилуиа. (3)
БЛАГОДАРСТВЕННАЯ МОЛИТВА
Епископ: Благодарим Тебя, Владыка Человеколюбец, Благодетель душ наших, что и в нынешний день Ты удостоил нас Твоих небесных и бессмертных Таинств! Прямым сделай наш путь, утверди всех нас в страхе Твоем, сохрани нашу жизнь, укрепи наши стопы, по молитвам нашим. Ибо Ты – освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ»
Епископ и народ: Вместе творят молитву «Отче наш»
Народ: Аминь.
Епископ (сослужащим и народу): Христос посреди нас!
Народ: И все дают друг другу целование мира со словами: «Христос посреди нас!», на которые отвечают «И есть, и будет!»
Пение гимна (Псалма)
Епископ: Воспоем Господу!
Народ: поет Псалом.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОСИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ
Народ молится за нужды верующих и всей церкви.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЕПИСКОПОМ НАРОДА БОЖЬЕГО:
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!… Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ.6:24,26)
Христос, истинный Бог наш, по молитвам всех святых, помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НОВОГО ХРАМА
Отличие предлагаемого Чина «Благословения храма» от Чина традиционной православной церкви «Освящения храма» состоит в том, что в традиционной форме «Освящения храма» церковные элементы престол и жертвенник предлагается рассматривать в совокупности с бескровной Жертвой Христовой в виде хлеба и вина святого Причастия. Для иконоборческого Чина «Благословения храма» хлеб и вино Причастия не олицетворяет новую Жертву Христову ее физическими свойствами соответствующих физическим свойствам Тела и Крови Христа ибо жертва Христа была совершена лишь однажды – на Голгофе.
Соответственно жертвенник отсутствует, а престол имеет чисто символическое именование. Практика освящения, как церковной утвари, так и самого храма у христиан Иконоборческой Православной Церкви отсутствует, но практикуется благословение зданий церкви и церковной утвари.
ПОДГОТОВКА К СОВЕРШЕНИЮ ЧИНА
Храм положено благословлять во имя Божье только епископам.
Храм благословляется в воскресный день.
Церковная традиция благословения построенного храма Богу проникнута той же многоразличной благодатью Божией, какою были исполнены великие мужи веры Церкви Христовой и их святые деяния свершаемые во Святом Духе. Каждая молитва Чина благословения построенного (или реконструированного) нового храма, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом ныне храма видимого, материального олицетворяется Церковь невидимая во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живаго.
Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главою, служит образом человеческого тела, которое есть «храм Бога живого» (2 Кор. 6, 16) и одновременно – видимым образом (символом) таинственного тела Церкви, Глава которой – Христос, а верующие – члены. Поэтому в чинопоследовании благословения храма есть священнодействия, сближающие его с Таинствам Крещения и Святого Причастия. Через священнодействие благословения храма, храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает символизм неземного, горнего (небесного), обретает дух жизни, становится вместилищем народа Божия – небожителей.
Благословению храма предшествуют службы – вечерняя и всенощная.
Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при запертых царских вратах и обычно при закрытой завесе алтаря.
Ко дню благословения храма необходимо устроить престол, который должен быть на четырех столпах. Престол должен быть высотой около 100 см, шириною по мере алтаря. Для утверждения престола требуется четыре гвоздя. Епископ и пресвитеры заблаговременно изготавливают престол в алтарной части храма, вбивая гвозди верхнюю доску престола соединяя ее со столпами. Это действие напоминает пригвождение Господа нашего Иисуса Христа четырьмя гвоздями ко Кресту.
Далее вешается завеса на Царские Врата.
К торжественному Чину благословения храма должны быть также приготовлены церковное вино, кропило, елей во флаконе и кисточка для помазания, свечи в подсвечниках и малые – для раздачи священнослужителям и мирянам, ладан, кадильница, Чаша-потир для причастия, Дискос для хлеба, облачение на престол, напрестольное Святое Писание.
Двор вокруг церкви должен быть прибран и выметен.
Перед царскими вратами ставится дополнительный стол и на нем выкладывается вся вышеперечисленная церковная утварь, которая будет во время совершения Чина торжественно вноситься в алтарь. Все это покрывается пеленою.
ИСПОЛНЕНИЕ ЧИНА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ХРАМА
Епископ и служителя заходят в Царские Врата. Епископ гласно читает молитву, в которой просит Господа о даровании благословить новый храм:
«Господь и Бог наш, благодатию и щедротами Твоего человеколюбия благослови раба твоего и служителя (имя епископа) и властию мне данною на благословение храма Божия, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.»
Престол
Далее епископ глаголит из 50 Псалма: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега».
Епископ заходит в алтарь и закрывает за собой Царские Врата.
Епископ кропит престол составом из воды, вина, ладана, смирны. И затем протирает губкой поверхность престола.
При этом, народом святого собрания, поется (читается гласно) 144-й Псалом: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки…».
Таким образом, совершается омовение престола. Омовение не только очищает престол, но и знаменует его высочайшее духовное значение. Омовение водою – знак духовного очищения, возлияние, в состав которого входят благовония, напоминает о том Мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино – образ крови Спасителя пролитой на Голгофе.
Далее открываются полностью Царские Врата, чтобы верные могли видеть начало созидания храма.
По окончании пения народом Божиим 144-го Псалма епископ возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и всегда, и во веки веков».
Народ глаголет: «Аминь».
Далее поется (или читается) псалом 22-й: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего…»
После этого епископ опять произносит:
«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и всегда, и во веки веков».
Народ глаголет: «Аминь».
Перед царскими вратами епископ возглашает:
«Снова и снова, преклонив колена»
Господу помолимся!»
Народ: «Господи, помилуй».
Епископ преклоняет колени поднимая руки к небу и лицом к народу читает молитву:
«Боже наш Всемогущий, живущий в неприступном свете, имеющий престолом небо, подножием землю. Ты, Боже наш, дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения, в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной для свершения святых Таин Христовых, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа. Да не возгнушаешься и ныне, Боже, наших грехов и не разрушишь с нами Своего Завета, но ниспошли Духа Своего Святого в день благословения во имя Твое храма, и исполни место сие во славу Твою, укрась божественными дарованиями и сделай пристанищем немощных и прогнанием бесов. День и ночь да будут услышаны Тобою, Боже, все молящиеся в этом храме, дабы благословения Твои приносили бы нам благодать свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию».
По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, епископ встает и идет в алтарь ко святой трапезе, и Царские Врата затворяются.
Как во время Крещения человек облекается в белые одежды, так и престол облачается по омовению. Облачение престола совершается сообразно с его значением: гроба Господня.
Епископы и пресвитеры приносят верхнее одеяние престола, индитию, как бы ризу пресвитерскую, изображающую своим блеском сияние Славы Божией.
На облаченный престол возлагают Св. Писание, крест и прочая церковная утварь приготовленная для престола. Во время облачения священниками престола хор поет псалом 92-й: «Господь царствует; Он обличен величием, облечен Господь могуществом и препоясан…»
Затем открываются Царские Врата и занавес. Священники заносят со стола стоящего перед алтарем церковную утварь и расставляют ее на приготовленном для богослужений престоле.