Полная версия
Основы теории рынка: метафизика, эпистемология, этика
Исходя из этого, делается не малый акцент на том, что Адам Смит в своих трудах не упоминал ни о ценовом механизме, ни о конкуренции в контексте «невидимой руки» рынка. Поэтому, по мнению многих ученых, «невидимой руке» рынка придается слишком большое значение, превращая ее в некий общий закон рынка. При этом Адам Смит также высказывал предположения о том, что бывают и другие случаи, следовательно, было бы не разумно всегда полагаться на «невидимую руку» рынка[20].
Существует и такая точка зрения, согласно которой индивиду не следует уповать на силу «невидимой руки» рынка как на магическо-мистическую силу. По мнению Дж. Стиглица, невидимая рука зачастую кажется невидимой по причине того, что ее и нет. Следовательно, вмешательство государства в регулирование рынка необходимо.
Согласно другому мнению, высказанному Jag Bhalla и Tim O’Reilly она есть, но не слишком надежна, поскольку экономика подчинена не только непроизвольным действиям индивида, которые восходят к основам человеческой натуры, но и произвольным, так называемым, правилам игры, которые можно и нужно менять, в том числе в регулирующих целях[21]. В качестве примера приводятся налоговая политика, размер государственных пособий, требования к минимальной заработной плате и т. д. Поэтому не нужно ждать, нужно действовать[22]. На этот счет Адам Смит выражался следующим образом: «Мы ожидаем нашего обеда не от благосклонности мясника, пивовара или пекаря, а от их отношения к их собственным интересам. Мы обращаемся не к человечеству, а к любви каждого индивида к себе, не говорим с ними о собственных потребностях, но об их преимуществах». Эта точка зрения схожа с точкой зрения, согласно которой любые действия имеют логические последствия, которые можно с большой степенью уверенности ожидать. Однако ранее было доказано, что человек не может предугадать все события и все последствия, потому что обладает лишь ограниченной рациональностью и объективностью. Действительно, наличие невидимой руки не должно сковывать индивида в его действиях. Она есть отражение, на первый взгляд, логически необъяснимых для человека возникающих факторов. Люди не могут сказать наверняка, к каким последствиям приведут их действия, что в этой связи предпримут другие, и как это отразится на них самих.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Смит А. Теория нравственных чувств. – М.: Республика, 1997. – 351 с. – (Библиотека этической мысли).
2
Gregory and Stuart, Paul and Robert Comparing Economic Systems in the Twenty-First Century, Seventh Edition. – George Hoffman, 2004. – P. 538.
3
Altvater E. The Future of the Market: An Essay on the Regulation of Money and Nature After the Collapse of “Actually Existing Socialism. Verso., 1993. – P. 57.
4
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник / Р. М. Нуреев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – 624 с., с. 106.
5
Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2007. – 224 с. (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).
6
Cheney D., Seyfarth R. Baboon Metaphysics: The Evolution of a Social Mind. – The University of Chicago Press, 2007. – 358 p.
7
Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Соцэкгиз, 1963. – 503 с.
8
Taleb N. The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable. – The New York Times, 2007. – 369 p.
9
Рэнд А. Капитализм: Незнакомый идеал / С добавлением статей Натаниэля Брандена, Алана Гринспена и Роберта Хессена; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 636 с. – (Серия «Альпина: психология и философия»)
10
Социально объективные ценности представляют собой не что иное, как совокупность индивидуальных суждений индивидов, которые вовлечены в процесс торговли, другими словами, это совокупность того, что они сочли ценным в соответствии с ценностями своей собственной жизни.
11
Философски объективная ценность устанавливается по принципу «наилучшее из возможного» для человека. Философски объективную ценность можно определить по средствам рационального мышления, которое обладает большим объемом знаний.
12
Рэнд А. Указ. соч.
13
Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума и о пути, котором лучше всего направляться к истинному познанию вещей // Б. Спиноза. Избранные произведения: в 2-х т. – М.: Госполитиздат, 1957.
14
Ослингтон П. Бог и рынок: «невидимая рука» Адама Смита // Социально-экономическая мысль Запада. Христианское чтение. – 2015. – № 1. – С. 181–206.
15
Смит А. Указ. соч.
16
Смит А. Указ. соч.
17
MS 245 folio 14a, Library of the Royal Society. London. Цит. по: Force J. E. Newton’s God of Dominion: the Unity of Newton’s Theological, Scientific and Political Thought // Essays on the Context, Nature, and Influence of Isaac Newton’s Theology / J. E. Force, R. H. Popkin, eds. Boston: Kluwer, 1990. – Р. 87.
18
Brooke J. H. The God of Isaac Newton // Let Newton Be! / J. Fauvel, ed. Oxford: Oxford University Press, 1988. – Р. 169.
19
Newton I. Newton: Philosophical Writings / A. Janiak, ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. – Р. 138.
20
Grampp W. What Did Smith Mean by the Invisible Hand? working paper, Journal of Political Economy, 2000, vol. 108 (3). – P. 441–465.
21
Bhalla J. 10 Logical Reasons Why Free-Marketeers Don’t Understand the Invisible Hand // EVONOMICS The Next Evolution of Economics. – http:// evonomics.com/10-logical-reasonswhy-free-marketeers-dont-understand/
22
O’Reilly T. We Can’t Wait for an Invisible Hand. It’s Time to Rewrite the Rules of the Economy // EVONOMICS The Next Evolution of Economics. – http://evonomics.com/rewrite-the-rules-invisible-hand/