Полная версия
Философия любви мужчины и женщины. Заметки на полях к избранным работам Н. А. Бердяева
Философия любви мужчины и женщины
Заметки на полях к избранным работам Н. А. Бердяева
Эдуард Генрихович Вайнштейн
© Эдуард Генрихович Вайнштейн, 2022
ISBN 978-5-4498-1188-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Александрович Бердяев (18.03.1874-23-24.03.1948)
Мысли на полях. «Смысл истории» Н.А.Бердяева
Можно и нужно каяться в исторических грехах как в своих собственных.
Еврейских кровей в России – каждый 10-й или даже 7-й.
История мира – медленный процесс изживания злой воли. Как и история человека…
Трагизм рождается от ощущения возможности отчаяния, за которым следует ожесточение с последующей угрозой гибели.
22.09.2018Вся наша свобода – это свобода стакана выбрать, чтобы в него налили вино или святую воду, а не мочу.
22.09.2018На земле всё должно быть так, как на Небе – как подобает.
22.09.2018Как просыпается человек каждый день, как постепенно осознаёт себя в детстве, так начиналась человеческая история.
23.09.2018Внутри было небо, а вне – первобытное состояние. Возвращение на небо внешне выглядит как возвращение в первобытное состояние – так было у святых подвижников и пустынников.
23.09.2018Эта жизнь призрачна в сравнении с той, которую создал Бог, и виновен в ней человек. Множественность – рознь, и она от лукавого.
23.09.2018Трагизм есть только для человека, Бог неизменен в Своём блаженном сверхбытии.
23.09.2018Динамика есть только у твари, и это динамика приближения к Творцу.
24.09.2018Мир возник не из необходимости, а по преизбытку благости Божества.
24.09.2018Бог проявляет Себя Творцом в творении мира и человека, внутри Себя Самого Он непостижим.
24.09.2018Не стоит со своим умишком лезть в тайну внутренней абсолютной жизни самого Бога-Троицы. Серафим Саровский говорил, что прежде чем размышлять о тайне Троицы, надо помолиться трём Вселенским учителям – и только потом с величайшим страхом и благоговением начинать размышлять.
Это человеческая страсть влечет философа за грань творения Божиего постигать тайну жизни Троицы, о которой знаем лишь, что Она и внутри Себя есть совершенная Любовь.
Человек создан по образу и подобию Божиему, а потому наделен свободой, какая есть у Бога. Свобода выразилась в отрицательном выборе, и этот выбор должен быть изжит, для чего дан этот мир и эта жизнь.
24.09.2018Следующий шаг – замыслить зло у Бога и Его ожесточение – к чему Бердяев и подступил под конец в своих кошмарах…
(об Ungrund) А это уже вообще не о Боге… Это уже какие-то «глубины сатанинские»… Именно диавол безконечно приближается к небытию и никак не может в нём раствориться.
Бедный – решил опуститься глубже Бога… Или подняться выше Бога…
У Бога сверхбытие
…В глубине гордости германского духа…
Просветление и избавление относится только к человеку.
А куда делись святые отцы?
Человек был создан, чтобы разделить с Богом Его бытие в Сыне Божием. Это было сделано из Любви.
24.09.2018Свобода уже была у Бога.
Распятие Христа спасает от бездны свободы и ничего не меняет в Боге, который есть Любовь.
Человек ничего не может открыть Богу, кроме небытия – т.е. того, чего нет!!!
25.09.2018Если кто-то судил бога, значит, это не Бог. В какого же бога он верил?
Вслед за небытием следует продолжение бытия – но уже другой личности.
25.09.2018Неугодная Богу личность стирается, а доброе, что принадлежало ей, оказывается принадлежностью другой личности: «Имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что думает иметь» – то есть думает, что имеет – в том числе и самого себя. И это не реинкарнация…
31.03.2019Бог свободен не начинать историю – и Он этой Своей свободой воспользовался при потопе и ещё воспользуется при конце мира и жизни каждого из нас.
25.09.2018Бог просто упразднит всю эту жизнь: зло сотворит небывшим, а вернее, оно будет предано забвению, добро явится иным, вообще не тронутым ржавчиной и болезнью зла, разрушения, болезни, смерти. Бытие вернётся в норму – в блаженство.
31.03.2019Во Христе человек просоответствовал Богу и своему назначению Его вмещать. Но ничего Ему не открыл, кроме новых возможностей для любви и блаженства.
25.09.2018Мы родились только для того, чтобы соединиться со Христом.
25.09.2018Через Христа спасается этот мир и весь человек, и всему бывшему придаётся смысл и надежда.
25.09.2018Создав человека, Бог не оставил для него выбора, чтобы свободно любить Его – это единственная настоящая возможность нашего бытия – но Он захотел, чтобы это поняли мы сами – и потому привел нас в земную жизнь.
25.09.2018Когда человек свободно выбирает волю Божию как самое лучшее, ему даётся помощь Божия, его новая и подлинная суть, светлая и радостная сила свершения, называемая – БЛАГОДАТЬ.
25.09.2018Необходимость – начало небытия в жизни.
Благодать снискивается смирением и покаянием. Смирение, как магнитом, притягивает к себе благодать.
25.09.2018В ответ на желание человека исполнить волю Божию приходит благодать, которая и даёт человеку совершить нечто подлинное, настоящее, не только временное, но и обладающее вечной, непреходящей ценностью.
25.09.2018Во времени постепенно разворачивается, осуществляется, проступает и знаменуется вечное.
25.09.2018Всё связано с вечностью – но в вечности.
И самое лучшее время далеко отстоит от совершенной полноты Божественного бытия.
26.09.2018И «хорошее время» – это ещё не вечность, и Бог в нём тоже лишь являет Себя, как хочет.
Он путает: земное время – часть вечности, потому что, кроме вечности, ничего нет. И в качестве части вечности земная жизнь получит своё оправдание и конечное осмысление. Картина вечности разворачивается перед нами постепенно.
История нужна для увеличения вечного блаженства.
26.09.2018Всё время всё становится как подобает – это и есть касание вечности ко времени.
26.09.2018В храме каждый раз мы соприкасаемся с вечными спасительными тайнами, участвуем в тех самых спасительных событиях, о которых там вспоминается.
26.09.2018И вечное победит, т.е. любовь победит.
Мы погружены в пространство полной безопасности и должны исходить из любви.
26.09.2018«Окончание этого эона» – это будет улучшение времени на его пути к Абсолюту бытия.
Когда мы рождаемся на этой земле, мы погружаемся в поток преходящего, т.е. жизнь наша на земле – суета, – всё, кроме того, что продолжится после смерти.
27.09.2018Вечность обнаруживает себя в больших временнЫх промежутках – и прямо сейчас.
27.09.2018В Божией вечности мы встретим всё хорошее, что было, но не встретим ничего плохого – окажется, что всего этого не было.
27.09.2018Прошлое прошло, потому что в нём было много мрачного, грязного, суетного, не Божиего.
Время – это фильтр, через который просеивается для Божией вечности всё хорошее и который поглощает в себе, гасит всё плохое. В том числе и людей, выбравших недоброе.
27.09.2018Прошлое в вечности не остаётся прежним, и об этом говорит память. Прошлое вспоминается не так, как оно переживалось, когда было настоящим.
27.09.2018А вот мёртвое исчезнуть должно.
Настоящее время, в котором сохраняется прошлое, и есть вечность. Мрачное в ней тоже сохраняется, но оказывается светлым – раскрывается же это в больших временнЫх промежутках.
28.09.2018 (в самолете)Вечность – сейчас, и – сквозь столетия.
28.09.2018История нужна для изживания зла.
28.09.2018История мира стала возможна лишь потому, что Адам и Ева, или даже одна Ева, оказались иудами по отношению к Богу.
28.09.2018Не могло быть никаких миллиардов лет до человека, до человека в этом мире не было времени, человек явился в уже готовый мир, как бы постепенно проснувшись в нём.
28.09.2018Этот мир будет упразднен только с обратным засыпанием человека, с успением всего человеческого рода.
28.09.2018Результат истории – обновление человека во Христе. Воссоздание его заново.
28.09.2018Шизофрения – последствие свободы, есть у каждого, одна из двух личностей должна быть умерщвлена, чтобы потом снова воскреснуть в другой, уже будучи заодно с нею.
28.09.2018Отрицательное употребление свободы привело к потере свободы. Положительное её использование, отчаяние в отпадении от Бога и взыскание Его, приведет к новому обретению свободы.
28.09.2018Первобытные личности – какие-то собирательные образы людей, ещё лишённых ясного сознания. Пробуждение могло длиться десятки тысяч и даже миллионы лет – неважно, сколько – но оно достигло тебя и меня.
28.09.2018На земле может быть лишь временное счастье, и лишь на небе оно может стать вечным блаженством, радостью, которую никто не отнимет у нас.
28.09.2018Не всё в этой жизни. И счастье еврея – в мире ином. Иначе у еврея не будет иной жизни.
28.09.2018«И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» Исаия
В этой жизни трудно будет всегда, потому что мы в изгнании. И только если Бог незримо снова примет нас Домой и сама земля от этого сделается святой – небом на земле – только тогда и на земле возможна гармония и тихое счастье до самого тихого успения.
29.09.2018Воздаяние за труды, добро, терпение, страдания, смирение, молитву, кротость, любовь, мудрость, светлое творчество… – будет в мире ином.
29.09.2018Отвергающие Христа стремятся к земному благополучию, к радости жизни на земле.
29.09.2018Христос на земле распинается евреями.
Нельзя поддаваться еврейскому соблазну земного благополучия, но нельзя и заражаться ненавистью к евреям, чтобы снова не стать такими же, как они, только с другого конца.
29.09.2018После прихода Христа человек перестал быть похож на зверя и стал походить на Бога – на Христа.
30.09.2018Природа внутри себя жива и осмысленна, но омрачена присутствием сил лукавого.
Вечность начинается в культуре.
30.09.2018Не будешь следить за собой, дисциплинируя себя – перестанешь сознавать себя, центр жизни перейдёт к другой личности. – «Растрата человеческих сил не может не сопровождаться истощением, которое в конце концов должно привести к потере центра в человеческой личности, личности, которая перестала себя дисциплинировать. Такая человеческая личность должна постепенно перестать сознавать себя, свою самость, свою особость.»
Абсолютное может осуществиться в этой жизни при условии святости как совершенной отдачи себя Богу и Его чудесного благодатного посещения. Чем больше преданных и послушных, тем масштабнее чудо.
9.11.2018Разрешение земной жизни и её смысла – в её конечности и потусторонней, загробной перспективе и воскресении мертвых.
Христианство осуществилось в страдальческой судьбе святых. Святость есть упразднение мира сего, раскрытие великой тайны внутреннего Царствия Божия.
Когда читал (одновременно Соне «Самопознание») очень живо приснился Бердяев – говорил о своей противоречивости… В «Фоме» тогда же вышла статья о нём, Бердяева цитировал Патриарх Кирилл на 1030-летие Крещения Руси и в «Новостях» Кирилл Клеймёнов (о том, что цветы не растут на газоне и о том, что культура – главное в человеческом бытии). В книге встречаются переклички с актуальными духовными вопросами моей внутренней текущей жизни, в духе святых отцов (о необходимости духовной дисциплины и аскезы, под угрозой потери бытийного суверенитета, осознания моей личностью самой себя и др.) Книга заканчивается призывом к покаянию и зовёт к религиозному преображению жизни. Всё это вместе заставляет меня говорить о спасении и помиловании Богом этого человека – за его искренность и любомудрие – любовь к мудрости, а мудрость от Бога и у Бога (как сам он писал про себя, что единственная причина, которую он видит в себе, по которой его могут помиловать в вечности – это жажда истины и правды) – и о полезности его творений и соприкосновения с его внутренним миром. Упокой его душу, Господи!…
24.11.2018Философия любви. Заметки на полях выдержек из работ Н.А.Бердяева, посвященных теме любви мужчины и женщины
Всякая любовь прекрасна, но только не пожирание «любимого».
3.01.2019Положительный смысл бытия в небесной эротике, как то открывается религиозному сознанию на небесных вершинах. Бердяев
Речь идёт о том, что всё соединится со всем – а будет это конкретно с каждым и у каждого – в непредставимых для нас, но гораздо более реальных планах бытия.
25.11.2018Творчество диктуется желанием соединиться с неведомым прекрасным, куда ты хочешь, но слиться с чем не можешь. Там мириады любимых существ.
Самое интимное – самое масштабное.
Если будешь стесняться, таиться и опасаться, никогда не выскажешь и не сотворишь ничего настоящего, ничего такого, что помогло бы другим людям и тебе самому – на этом и на том свете.
9.12.2018Если бояться интимного, многие слова Христа придётся извлечь из общего употребления. Всё великое в культуре – лишь частичное обнаружение того таинственного и самоочевидного, что творится в интимной глубине каждой души.
9.12.2018Правда состоит в том, что лишение райского блаженства привело каждого из нас – или может привести каждого – в состояние сладострастной сексуальной одержимости, приводящей либо к скотоподобному состоянию, либо к демоническому, если это в себе подавлять.
9.12.2018Альтернатива этому – только самоумерщвление, умерщвление и совлечение ветхого человека, отказ от жизни на этой земле. Раз уж приходится тут быть – здесь нельзя жить, нельзя всё себе позволять и ждать удовлетворения всех своих устремлений. Отказываясь от жизни на этой земле, ещё на этой земле начинаешь жить небесной жизнью.
6.03.2019Лишение райского блаженства на личном уровне проявляется прежде всего в лишении и отчуждении жены.
9.12.2018Половое томление – это тоска о Боге, соединяющем мужа и жену в едино целое, когда гасится блудная страсть.
9.12.2018Как ни странно, тема вожделения – это прежде всего тема о Боге. Именно для того и вложена в человека эта способность же-лать, чтобы вожделеть Бога. И через Своё таинство венчания Он это вожделение утоляет.
6.03.2019Восторг любви к женщине. Нельзя отказаться от пола и остаться живым.
9.12.2018Плоть – это полнота осуществления, воплощение – печать подлинности пережитого душой.
11.12.2018Любовь определяет то, что из этой жизни продолжится в жизни иной.
11.12.2018В рождении ребёнка личность не дробится, а усиливается через жертвенность. Дети – это не цель, а путь к ней, путь к соединению с Богом в жертвенной любви.
11.12.2018Супружеское общение – это тоже Богообщение и Его милость, соединение в едину плоть, таинство, совершаемое поверх со-знания, в котором тоже всё может быть благословенно и гармонично.
11.12.2018Рождение и воспитание детей – жертвенный путь к созданию совершенной личности для вечности. Без детей нет жертвы. И есть опасность опустошения.
26.09.2015Рождение во времени также обогащает вечность. Дети – не цель, а путь. «Плодитесь и размножайтесь» – сказано ещё в Раю, это райская заповедь и кусочек Рая.
26.09.2015Всё совершенное и безмерно-прекрасное есть достояние вечности, не дробится, не продолжается в рождении из себя несовершенных частей. Бердяев
А мы-то пока где? А мы пока не там, но на пути туда, путь – через рождения и смерти.
26.09.2015Соединение мужа и жены – их смерть, и рождение нового единого существа – целого человека, семьи.
11.12.2018Мнимодуховная любовь есть явление не только ненормальное, но и совершенно безцельное, ибо отделение духовного от чув-ственного, к которому она стремится, и без того наилучшим образом совершается смертью. Истинная же духовная любовь не есть слабое подражание и предварение смерти, а торжество над смертью, не отделение безсмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в безсмертное, восприятия временного в вечное. Бердяев
Чисто духовная любовь между мужчиной и женщиной есть демоническая, кровососущая ловушка, удавка, затянутая на шее и медленно удушающая человека, высасывающая из него любовь, ведущая к отчаянию и ожесточающая.
11.12.2018В преодолении трудностей родовых отношений крепнет и утверждается небесная любовь.
2015гЛюбовь должна быть воплощена, но не должна быть раздроблена на множество взаимоисключающих существ, достойных любви, и на моменты любви, отделённые друг от друга её охлаждением. На земле любовь неутолима, потому что она требует включения в неё всё новых и новых любимых как вновь открываемых частей одного единственного любимого существа, требует абсолютного постоянства и непрестанного усиления самой любви.
15.12.2018Ведь нужно открыто заявить, что мужчины в известной мере влюблены в слишком многих женщин, женщины – в слишком многих мужчин, все почти во всех почти в известном смысле влюблены, неутолимая жажда мучит людей и любовное томление не имеет предела. Бердяев
Нужно полюбить одного Господа, а не себя самого в том, что нравится лично мне, и в Господе – свою супругу и супруга, и в ней одном или в нём одном в Боге начать восстанавливать целостность человеческого рода и целостность любви – в верности, целомудрии, радостном приятии всего безконечного разнообразия живой личности, для которой каждый человек на земле – её живая ипостась, и с ними всеми ты соединён через неё одну.
15.12.2018Любовь есть положительный ответ на трагедию всей этой жизни, разрешение проблемы своего одиночества и чуждости мира.
15.12.2018Божия семья – центр восстановления Царства Божия.
2015гСемья имеет свой выход в мир и всю вселенную через храм, приход и Чашу Евхаристии. Семья соединяется с семьёй в приходе, приход с приходом – в Церкви, и Церковь с Богом во спасении через Христа.
15.12.2018Буддийское пессимистическое учение о любви как сострадании и жалости в сущности связано с атеизмом, с неверием в радостный смысл мира. Бердяев
Жалость убивает, потому что связана с неверием, и этим часто пользуется враг, чтобы втянуть в свой мрак через свою жертву. Не надо жалеть, а надо любить и верить в человека – и непрестанно предлагать ему путь выхода из мрака, который он должен пройти сам, потому что погрузился во мрак не иначе, как сам.
15.12.2018…Совершенная любовь к людям есть восхищение, любование, влечение. Любовь к людям, всякая любовь есть лишь эмпирический образ единой любви к Богу, единого божественного восторга и радости, любви к эманирующей частице Божества. Любовь нарождается, когда начинается восхищение, любование, когда лицо радует, влечёт к себе, когда прекращается уединённость, оторванность, эгоистическая замкнутость и самодовольство. Бердяев
Всё то, что вызывает любовь к себе, восхищение, сочувствие, влечение, сострадание – это наши утраченные части, которые мы можем вернуть в Боге и Богом, потому что это и Божии части, как и мы сами.
17.12.2018Божия любовь открывает в человеке брата или сестру, он становится твоей частью, а не вещью, и ты соединяешься с ним в едино целое, а не начинаешь обладать им.
17.12.2018Влюблённость – прозрение безсмертного, светозарного, божественного образа в человеке, откровение его богоподобия.
17.12.2018Любовь, которой соединяются друг с другом мужчина и женщина, есть благословение и присутствие Божие, поэтому в любимой женщине, в любимом лице мы встречаем и даже видим Самого Бога, и живём с Ним. Когда любовь уходит, лицо гаснет, человек становится совсем другим.
19.12.2018Женщина – проводник ангельского начала в человеке. Она – антенна, улавливающая небесные волны, небесную трансляцию. Через женщину, как через свою совесть, мужчина может общаться с Самим Богом.
21.12.2018Пока ты не соединился с женщиной, своей женой, ты и не человек ещё, и ничего не можешь толком делать, потому что прежде всего должен решить эту проблему, должен войти в женскую любовь и начать жить в ней. Любовь, которая царствует между мужчиной и женщиной, делает их человеком.
23.12.2018Чтобы не похоронить человека в быту и животном существовании, семья должна быть создана и должна жить в Боге, по-Божьему, на Божьих началах и в Божьих порядках, а не каких-то ещё, в Церкви и по-церковному. Так будет раскрыта безсмертная личность мужа и жены, и каждого из детей.
23.12.2018Женщина, отказывающаяся от своей женственности, обезличивается, расчеловечивается и демонизируется.
23.12.2018Женщина всегда должна быть и оставаться женщиной, в этом её свет и благодать.
23.12.2018Если любовь к женщине гаснет, гаснет и жизнь. Но трудность состоит в том, что можно любить сразу нескольких женщин. Они при этом, конечно, скажут, что ты не любишь ни одну из них, потому что каждая хочет быть единственной. А это так и есть. И каждой из них отвечает совершенно особая часть твоего существа, совершенно особенный человек внутри тебя, потому что мужа каждой из них ты ощущаешь изнутри себя, а потому и мог бы стать мужем каждой из них. Таким образом, спать нужно с одной, но любить можно многих – стольких, скольких Бог даст в преддверии вечного спасения и вечной любви.
23.12.2018Однако, любовь ко всем другим женщинам освящается твоей верностью одной из них.
17.04.2019Женщина своей любовью открывает перед мужчиной небесные тайны, она есть антенна, улавливающая для мужчины то, что нужно ему, то, что соответствует духу его жизни, из тонких сфер. Невозможно обмануть любящих друг друга супругов: что не чувствует и не понимает один, почувствует и поймёт другой, и то единодушие, которое поддерживает в них Бог, может сохраниться только в Боге. Лжец всегда будет защищать одного супруга от другого.
23.12.2018Зависть женщин к мужчинам и их желание превознестись нам мужчинами уподобляет их демонам. Женщина, живущая и наслаждающаяся жизнью для себя, теряет смысл своего существования, становится пустой, лишённой любви.
29.12.2018Перед нами – тот самый мир вечности, только постепенно разворачивающийся во времени и отравленный, в сильной степени перемешанный с тем, чего нет – с небытием.
3.01.2019Могло быть и так, что до моего появления была совсем иная жизнь, для которой не нужно было моего бытия, как и всякого другого человека, а просто было нечто совсем иное – лучшее…
3.01.2019Иные миры не имеют никакой актуальности, пока мы их не вспомним и не осознаем.
3.01.2019Зло породило время, потому что в вечности оно быть не может, оно может быть только временным, в вечности ему нет места.
3.01.2019В притяжении к женщинам в жизни каждого человека сказывается тоска о райском блаженстве, о любви как о единственной реальности, сказывается память о нашем прошлом богатстве, которое мы жаждем вернуть.
4.01.2019Любовь не сладострастна, она сладостна, это осколочек рая сладости и окошечко в него. В сочетании с абсолютной верностью супружеские радости чисты и невинны, если супруги стараются соблюдать посты, в нужное время воздерживаться друг от друга. Соединение в плоть едину – таинство, и сладость в нём есть награда за его правду и истину. Целомудрие заставляет нас меньше думать об этом, потому что мы колеблемся от целостности к единичности, а в супружеском общении ещё и действует родовое начало, использующее человека в своих целях, и задумано это было как сон наяву, с частичным или полным отключением сознания. Супружеское соитие подобно причастию, и Божия благодать действует в нём, поэтому и приступать к нему нужно достойно, с благоговением к своей половине, к своему супругу или супруге, и с должным воздержанием перед этим. Если не воздерживаться, можно впасть в измену. Но где-то и когда-то твои супружеские отношения распространятся на всех других людей, и в одной своей супруге ты реально и неложно обретёшь и обнаружишь всех других супруг.
4.01.2019 (а в себе самом – всех других мужчин)Страсть не может быть праведной, но сладость – может. Брак – пристань целомудрия, и супруги защищают друг друга от блуда и греховного растления, сладострастия, взаимно покрывая немощь друг друга. И тем не менее, их брак – начало восстановления целостности всего человеческого рода, во образ союза Христа и Его Церкви. Через свою супругу обретаешь всех остальных женщин, сколько бы их ни было.
4.01.2019Праведная сладость брака такова, что о ней не говорят, ею просто живут. И вместе с Храмом, это даёт силы жить и примиряет несколько с этой жизнью. Потому что то и другое – от вечности, и начало Божиего помилования и прощения, надежда на милость Божию и возвращения Домой.
4.01.2019Мы вернёмся туда, откуда пришли, и снова станем единым целым со всем остальным. А что при этом останется от нас самих – как уж Бог даст. Но это и будет полное блаженство, которое сами по себе мы наследовать и получить не можем.