Полная версия
Социальная педагогика. Учебник
Изложенные ценности проявляются в следующем: уважение и признание достоинства личности человека, с которым он работает; принятие человека таким, каков он есть; признание многообразия и неповторимости личности, права человека на самоопределение, на ошибку, на реализацию своих потенциальных возможностей; не осуждающее отношение к человеку; вера в человеческую способность к изменению, улучшению, развитию.
Ценности самой профессиональной деятельности социального педагога и ее результатов. Реализуя свою социально-педагогическую деятельность по стимулированию социализации, коррекции, социальному воспитанию, социально-педагогической поддержке, сопровождению, социальному педагогу важно предвидеть последствия своей деятельности.
Ценности социокультурной среды профессиональной деятельности социального педагога. Всякая профессиональная деятельность осуществляется в определенной социокультурной среде. Успешность профессиональной деятельности социального педагога способствует развитию этой социокультурной среды, ее оздоровлению, развитию, педагогизации.
Аксиологические основы социальной педагогики находят отражение в ее этических нормах и принципах.
2.3. Этические нормы и принципы социальной педагогики
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Профессиональная этика социального педагога представляет собой науку о морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность его профессии и обеспечивающих необходимые взаимоотношения, складывающиеся на основе осмысления и обобщения практики в процессе профессиональной деятельности. Эти обобщения систематизированы в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к социальному педагогу.
Этические отношения – нравственно-ориентированные связи и взаимодействия между социальными педагогами как членами коллектива, объектами их работы, социальным окружением объектов, а также специалистами различного рода учреждений, организаций, частными лицами и т. д. Они существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга, нравственных принципов, лежащих в основе социально-педагогической работы и подчиняющих себе всю деятельность, нравственных качеств, которыми отличается социальный педагог как специалист и которые стремится развивать; постоянного самоконтроля над собой, этического сознания, представляющего собой нравственно выраженное отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе отношений.
Этические действия социального педагога оцениваются с позиции нравственности. Он действует в ценностно-ориентированном мире, где цель и средство ее достижения получают оценку с точки зрения их соответствия моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Высшая цель, которую ставит перед собой социальный педагог, приступая к деятельности, может быть выражена формулой: «способствовать целесообразному социальному самосовершенствованию, воспитанию человека, нравственному благополучию семьи, воспитывающей ребенка». Для достижения поставленных целей он использует все доступные ему легальные средства. При выборе средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых – «не навреди». Ему необходимо уметь предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной цели, но и моральность (или аморальность) избранных средств ее достижения.
Конечный результат – это естественный ожидаемый продукт деятельности. Социальный педагог призван принимать меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, привлечь все необходимые ресурсы социокультурной среды для достижения поставленной цели. Ему необходимо знать возможные объективные препятствия на пути к достижению цели и своевременно предусматривать варианты действий при их возникновении, «вписываясь» в границы этических норм.
В своей деятельности социальный педагог руководствуется принципами профессиональной этики – это ценностная основа социальных связей и культуры межличностных отношений социального педагога в сфере профессиональной деятельности. Они основаны на ведущих идеях, нормах и правилах, определяющих их проявление в деятельности. Среди них:
• принцип соблюдения рациональных интересов того, с кем работает;
• принцип личной ответственности за нежелательные последствия своих действий;
• принцип уважения прав и личного достоинства тех, с кем работает социальный педагог;
• принцип принятия каждого таким, каков он есть;
• принцип конфиденциальности по отношению ко всему тому, что стало известно о воспитаннике и близких ему людях;
• принцип честности и открытости во взаимоотношениях;
• принцип отсутствия предрассудков и предубеждений в отношении того, с кем работает;
• принцип сотрудничества социального педагога с теми, с кем он работает, способствуя совместной продуктивной деятельности;
• принцип гуманизации – ориентация на ценность человека, восприятие его таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, проявление к нему толерантности.
Существуют отечественный и зарубежный этические кодексы социального педагога. В них отражены основные принципы профессиональной морали. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социально-педагогической действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса (лат. codex – книга), представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных педагогов. Он выступает стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.
Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального педагога – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом. К базовым этическим нормативам социально-педагогической деятельности в нашей стране относятся:
• общечеловеческие ценности;
• ценности современного российского общества;
• этические нормативы зарубежных стран;
• специфические ценности социально-педагогической деятельности;
• личностные ценности и идеалы социальных педагогов.
Основой этического кодекса социального педагога является моральная норма – общее содержательное требование к его поведению и деятельности, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы морали в социально-педагогической деятельности выступают в качестве инструмента для достижения цели, а также регулятора самоуправления.
Моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности социального педагога. Они наиболее гибки и подвижны, отражают динамику развития общественных отношений, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.
Изложенное находит проявление в повседневном поведении и практической деятельности социального педагога, качественной характеристикой которого выступает его этическое поведение.
2.4. Стандарты этического поведения социального педагога
Деятельность социального поведения регламентируют сложившиеся стандарты этического поведения.
Стандарт (англ. standard – норма, образец) – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным государственным органом. Стандарт этического поведения социального педагога определяют нормы и правила его профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.
Этическое поведение социального педагога находит проявление по отношению к профессии, людям, которые являются участниками социально-педагогического процесса; коллегам и взаимодействующим организациям.
Стандарт этического поведения по отношению к профессии социального педагога включает:
а) соблюдение кодекса этики, утверждение ценностей и правил, принципов и стандартов этического поведения;
б) повышение качества и эффективности социально-педагогической деятельности;
в) утверждение статуса социально-педагогической деятельности и укрепление у людей различных социальных групп веры в ее необходимость;
г) участие и поощрение других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социально-педагогической деятельности;
д) критическое оценивание достигнутых в личной практической работе результатов.
Этическое поведение по отношению к людям, которые являются участниками социально-педагогического процесса, предполагает:
а) соблюдение принципов совместной социально-педагогической деятельности;
б) уважение личных устремлений, инициативы и творчества всех участников социально-педагогического процесса;
в) поддержание основных интересов участников социально-педагогического процесса;
г) недопущение любых форм дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках;
д) уважение к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказание им всемерного содействия для достижения высокой эффективности их работы в области социально-педагогической деятельности;
е) уважение различных мнений и подходов коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях.
Этическое поведение социального педагога по отношению к взаимодействующим организациям:
а) взаимодействие с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, Кодекса этики социального педагога;
б) развитие межинституциональных и межведомственных форм социально-педагогической работы, сохранение рабочей атмосферы в коллективах и командах, создание приемлемых условий для деятельности каждого сотрудника.
Таковы основы деонтологии социальной педагогики.
Темы для семинарских занятий
1. Деонтологические основы социально-педагогической деятельности.
2. Деонтологические основы профессии специалиста социальной сферы.
3. Профессиональный долг специалиста социальной сферы и его содержание (практическое занятие).
Темы для докладов и рефератов
1. Понятие долга в социальной педагогике и социальной работе.
2. Аксиология и деонтология в формировании учения о долге социальных работников.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем существо деонтологии, деонтологии социальной педагогики, деонтологии социального педагога?
2. Как соотносятся деонтологическая готовность и деонтологическая культура социального педагога и их сущность?
3. Как вы определите сущность и содержание аксиологии, ее связь с деонтологией?
4. Каковы основные ценностные ориентации социального педагога?
5. В чем заключается ответственность и долг социального педагога перед обществом и государством.
6. Как вы раскроете честь и достоинство социального педагога и их сущность?
7. Каковы принципы профессиональной этики социального педагога?
Список литературы
1. Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Основы этики: учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. – Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2010.
2. Караханова Г. А. Формирование деонтологической культуры учителя в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис… докт. пед. н. – М., 2007.
3. Кертаева Г. М. Основы педагогической деонтологии: учеб. пособ. – Павлодар, 2011.
4. Медведева Г. П. Деонтология социальной работы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издат. центр «Академия», 2011.
5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учеб. пособ. / под ред. И. А. Липского. – М.: МАГИСТР ИНФРА-М,2012. С. 238–256.
6. Этика социальной работы: принципы и стандарты: Принято Общим собранием Междун. фед. соц. раб. в июле 1994 г. в Коломбо (Шри-Ланка) // Работник социальной службы. – 2000. № 3. С. 93–101.
Глава 3. Основные принципы и реализация их требований в социально-педагогической деятельности
Проблема принципов в социально-педагогической деятельности связана с разработкой ее теоретико-методологических основ. Это позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность их использования в социальной работе.
После изучения главы 3 бакалавр должен:
• знать:
– понятие и сущность принципа и принципов социальной педагогики;
– принципы социальной педагогики как науки, как практики и как образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы;
– принципы социальной педагогики как практики, обусловленные различными факторами (объектным, субъектным, средовым и технологическим), существенно влияющими на эффективность социально-педагогической деятельности;
– общую характеристику основных принципов социальной педагогики и их требования;
• уметь:
– выделять принципы, обусловленные различными факторами, существенно влияющими на эффективность социально-педагогической деятельности, и учитывать их требования;
• владеть:
– основами выделения требований, учет которых необходим при организации социально-педагогической деятельности специалистом.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
– основные факторы, определяющие принципы социально-педагогической деятельности;
– общая характеристика основных принципов и их требования, реализуемые в социально-педагогической деятельности.
3.1. Основные факторы, определяющие принципы социально-педагогической деятельности
Принципы отражают основные закономерности социально-педагогической деятельности, выводятся из них и потому имеют объективную природу своего существования и действия. Каждый из них предъявляет обязательные правила и требования к теоретическим обоснованиям и практической деятельности социального работника. Они выполняют нормативно-регулятивную функцию.
По своей сущности принципы социально-педагогической деятельности отражают основные требования к ее содержанию, организации и процессуальной стороне. Они определяют взаимосвязь теории и практики, помогают творчески решать проблемы, достигать прогнозируемого результата.
Особенность принципов: если социальный работник учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень большая. На практике специалист на личном опыте, либо на опыте других выходит на многие (а иногда только на некоторые, типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности. В этом случае усвоенные рекомендации выступают в форме норм, правил, определяющих его практическую деятельность. Специальное изучение принципов позволяет в процессе овладения профессией усваивать те рекомендации, которые должны стать для специалиста регламентирующими в практической деятельности.
Принципы подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них обусловлен своими закономерностями, из которых вытекают соответствующие принципы. К таким факторам относятся:
– объектный – с кем работает социальный работник и каковы для него характерные социальные проблемы и способы их решения;
– субъектный – определяющий, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности, а также при оценке (анализе) процесса и (или) результата социально-педагогической деятельности конкретным специалистом;
– средовый – определяющий потребности учета его позитивного или негативного влияния на социально-педагогическую деятельность социального работника;
– технологический – определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности – это принципы воспитания общей педагогики: принцип целенаправленности; принцип систематичности, последовательности, комплексности; принцип опоры на положительное в личности; принцип сознательности и активности в воспитании.
3.2. Общая характеристика основных принципов и их требования, реализуемые в социально-педагогической деятельности
Принципы социальной педагогики, обусловленные объектным фактором. Наиболее важными из них являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.
Принцип природосообразности
Истоки принципа. В педагогику принцип привнесен Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он рассматривал развитие ребенка как индивида во взаимодействии с природным и социальным окружением. Важность его признавали многие педагоги. И. Г. Песталоцци писал: «Идея элементарного образования, теоретическому и практическому разъяснению которой я отдал большую часть своих зрелых лет… есть не что иное, как идея природосообразного развития и формирования задатков и сил человеческого рода» [5, с. 210].
Сущность принципа. Человек является природным существом и развивается по законам природы, в том числе и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность, динамика развития и воспитания конкретного человека. Отношение к человеку должно быть как к социально-природному существу. Принцип содержит в себе два компонента: природу в целом и человека как ее часть (собственно человеческую природу). Человека можно развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать, разрушить.
К основным требованиям принципа следует отнести необходимость:
– знать закономерности развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними всю социально-педагогическую деятельность;
– изучать и учитывать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие, и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы;
– соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с объектом, средства их достижения с его адаптивностью, индивидуальными особенностями и возможностями, а также динамикой изменения;
– изучать при работе с детьми, имеющими особые нужды, специфику индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
– учитывать в процессе социально-педагогической работы не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)
Истоки принципа. Идею индивидуализации еще в конце XIX в. высказывал Дмитрий Андреевич Дриль (1846–1910) в отношении исправительно-воспитательных заведений. В последующем он обратил внимание на важность его для общей педагогики.
Сущность принципа. В основе принципа лежит принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и интересов.
Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:
– началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального работника наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта (клиента). Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;
– необходимо предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального работника к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
– нужно учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять гибкость в социально-педагогической работе с учетом изменяющегося состояния объекта (клиента) и потребностей реализационной деятельности;
– необходимо стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого человека (клиента) в процессе социально-педагогической работы с ним, направляя его целесообразное самопроявление и самореализацию.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма (лат. humanus – человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья.
Истоки принципа. Идеи гуманизма восходят еще к эпохе Возрождения (в Италии XIV–XVI вв., в других странах Европы – конец XV–XVI вв.). Однако потребовалось много веков, чтобы эти идеи переросли в гуманистическое отношение к воспитанию растущего человека.
Сущность принципа гуманизма в социальной работе означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты и обеспечения его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.
Основные требования принципа:
– социально-педагогическая деятельность направляется в интересах человека (клиента) и должна способствовать формированию и развитию его способности самостоятельно решать свои социальные проблемы;
– гуманизм не подменяется гиперопекой, вседозволенностью;
– воспитание ставит человека (клиента) в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
– в процессе взаимодействия с клиентом обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.
Особые требования предъявляются в процессе взаимодействия с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие его наиболее полное и целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.
Принципы социальной педагогики, обусловленные субъектным фактором. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: личностная обусловленность социально-педагогической деятельности; личностный рост и авторитетность социального работника; взаимосвязи профессионализма и результативности социально-педагогической деятельности.
Принцип личностной обусловленности социально-педагогической деятельности
Истоки принципа. От личности социального работника во многом зависит отношение к нему как к специалисту. Этим объясняется стремление готовить специалистов по направлению «Социальная работа». Его профессионализм и авторитетность во многом определяют эффективность социально-педагогической работы с клиентом.
Сущность принципа. Личность специалиста обусловливает своеобразие отношения к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Она олицетворяет авторитет, доверие к социальному работнику, к его слову и деятельности. Реализует себя социальный работник через индивидуальный стиль деятельности. Можно копировать его деятельность, перенимать опыт, но нельзя усвоить его стиль деятельности, стать таким же, как ее автор. Усвоенное обязательно впитает обаяние исполнителя, его эмоциональность, волевую напористость, искусство поведенческого и речевого воздействия. Тем не менее результативность во многом определяется не только мастерством социального работника, но и его искусством деятельности, своеобразием личности, ее авторитетностью.