Полная версия
Вера ислама: в сравнении с богословскими принципами католической Церкви
Адель-Теодор Кури
Вера ислама: в сравнении с богословскими принципами католической Церкви
Институт святого Фомы
Научный совет издания:
Виталий Задворный
Лидия Трейман
Штефан Липке SJ
Перевод с нем.: Владимир Пашков SJ
Редактор: Оксана Пименова
© Институт св. Фомы, 2019 © Адель-Теодор Кури, 2019
АВТОР ЭТОЙ КНИГИ
Адель-Теодор Хури (Adel-Theodor Khoury) родился в 1930 г.; изучал богословие вХариссе, философию и востоковедение в Бейруте. В 1953–1960 гг. был учителем в гимназии, в 1960–1963 гг. преподавал философию в семинарии в Иерусалиме, в 1964–1966 гг. – ассистент семинара всеобщего религиоведения в Мюнстере (Вестфалия). С 1970 г. профессор. Автор различных книг, среди которых «Les theologiens byzantins et Г Islam» (1966, 1969), «Lapolemique byzantine contre lTslam» (1966, 1972), «Begegnung mit dem Islam» (1980 r.), «Wie tolerant ist der Islam?», а также различных статей.
Источники
Энциклопедии
Enzyklopadie des Islams, Leiden 1954 ff
Handworterbuch des Islam, Leiden 1941
A Shorter Encyclopaedia of Islam, Leiden 1941
Lexikon der islamischen Welt (Urban-Biicher 200), 3 Bde., Stuttgart 1974
Монографии
Andrae, T., Mohammed, sein Leben und sein Glauben, Gottingen 1932
Buhl, E, Das Leben Muhammads, Heidelberg 1961
Cahen, C., Islam I (Fischer Weltgeschichte 14), Frankfurt (Main) 1968
Fitzgerald, M. u.a., Moslems und Christen – Partner? (Islam und westliche Welt 2), Graz 1976
Mensch, Welt, Staat im Islam (Islam und westliche Welt 2), Graz 1977 Gardet, L., Der Islam (Christ in der Welt), Aschaffenburg 1961 Islam, Koln 1968
Grunebaum, G. E. von, Islam II (Fischer Weltgeschichte 15) Frankfurt (Main) 1971
Jockel, R., Islamische Geisteswelt von Mohammed bis zur Gegen-wart, Darmstadt-Genf 1954
Khoury, A. Th., Begegnung mit dem Islam. Eine Einfuhrung (Herd-erbiicherei 815), Freiburg i. Br. 1980
Paret, R., Mohammed und der Koran (Urban-Biicher 32), Stuttgart 1957, 1976
Schacht, J., Der Islam mit Ausschluss des Quor’ans (Religionsge-schichtliche Lesebiicher, hrsg. Von A. Berthollet, 16), Tubingen 1931
Stieglecker, H., Die Glaubenslehren des Islam, Paderborn 1962
От издателя оригинала
Сообщения со всего мира привлекают наше внимание к людям и событиям, которые находятся за пределами знакомой нам культуры, при этом возникают вопросы, ответы на которые требуют определенных религиозных знаний и представлений.
Ислам занимает особое положение, которое можно объяснить историей его взаимоотношений с христианством, развивавшейся совершенно по иному пути, чем, например, взаимодействие христианства с восточноазиатскими религиями.
В 711 г., спустя 80 лет после смерти Мухаммеда, началось исламское завоевание Испании. Реконкиста – освобождение Испании христианами – хотя и началась очень рано, но прошло 500 лет, прежде чем в 1212 г. был достигнут значительный успех. И только в 1492 г. после освобождения Гранады исламское господство в Испании закончилось. Это было также время Крестовых походов, которые прибавили негативного опыта в отношения между христианами и мусульманами.
В период с XIV по XVI вв. господство османов распространилось на всю территорию Балканского полуострова вплоть до Венгрии, а вместе с ним и господство ислама. Только в XVII в., после неудачной попытки завоевания османами Вены в 1883 г., начался процесс освобождения Балканского полуострова от их господства. Ислам был древним врагом христианства и поэтому оценивался иначе, чем любая другая религия.
Христиане в самом начале представляли ислам как одну из ересей или христианских сект, поскольку ислам возник после христианства и его учение содержит многое из иудейской и христианской религии.
Богословские споры с исламом начали греческие богословы Иоанн Дамаскин (ум. 750 г.) и Теодор Абу Курра (ум. после 820 г.). Их дело было продолжено аббатом Клюни Петром Достопочтенным (1156 г.), который организовал перевод Корана на латинский язык и Раймондом Луллу (ум. 1316 г.), который считается величайшим средневековым христианским специалистом по исламу, а также другими богословами, прежде всего доминиканцами и францисканцами. Фома Аквинский (ум. 1274 г.) рассматривает ислам в своем труде «Сумма против язычников» не как ересь, а как самостоятельную религию. Этим он открыл новую эпоху в полемике с исламом. Николай Кузанский (ум. 1464 г.) в своем труде «Cribatio Alkoran» открывает исламу доступ к пониманию христианских таинств исходя из самого Корана.
В наше время в 1954 г. в Риме был основан Centro Oriente-Occidente с целью способствовать сотрудничеству между христианством и исламом. В 1964 г. в Риме возник Папский институт арабистики (1РЕА). Второй Ватиканский собор в своей декларации Nostra Aetate от 1965 г. подчеркивает, прежде всего, то общее, что христианство имеет с исламом. В декларации говорится, что мусульмане и христиане верят в одного Бога, почитают Иисуса и Деву Марию, выступают за соблюдение моральных норм, высоко ценят молитву и милостыню, надеются на будущую жизнь. Поэтому Собор призывает христиан стараться лучше понять мусульман и сотрудничать с ними на благо социальной справедливости, соблюдения моральных норм, мирного сосуществования и свободы во всем мире. Сотрудничество в этих областях в духе взаимного уважения должно служить на благо всего человечества.
Йоханнес Бернард
Введение
Эта книга является введением в основы ислама. Многое из того, что кажется важным в жизни мусульман, не будет затронуто совсем или будет затронуто лишь частично. Вместо этого предпринята попытка описать основы ислама таким образом, как их представляют основные источники этой религии. Поэтому в книге в основном цитируется Коран и комментарии к Корану. Экзегетика, богословские школы, школы права и жизнь общины хотя и учтены, но представления, идеи, систематические концепции и определения не являются предметом этой книги.
Автор попытался как можно более объективно представить основы ислама без полемики и апологетики. Он также признает, что испытывает определенные симпатии по отношению к истинным религиозным ценностям ислама. В любом случае, он надеется, что эта книга будет полезной для тех, кто ищет религиозный диалог с исламом. Этот диалог может быть только тогда истинным и плодотворным, когда партнер хорошо знает другую религию, стремится понять ее так, как понимают ее приверженцы, и относится серьезно к тем, кто живет духом этой религии.
Глава первая
Ислам в мире
Арабское слово «ислам» значит предание себя Богу, подчинение Его воле. Послушание Богу охватывает все сферы жизни. Исламу не известно различие между светским и священным, между религией и повседневной жизнью. Все подчиняется воле Бога так, как Он Сам сообщил ее в Коране: религиозные практики, социальная жизнь, право, экономика, государство и политика.
1. Мусульмане в мире[1]
Число мусульман в мире сегодня составляет примерно 750 миллионов человек и постоянно растет. Большинство из них живет в Азии. По числу своих приверженцев ислам занимает второе место в мире непосредственно после христианства. Распределение мусульман по странам выглядит следующим образом.
1.1. Неарабский ислам
1.1.1. Африка
В Африке южнее Сахары в настоящее время проживает 75 миллионов мусульман, в основном в следующих странах (в абсолютных цифрах (миллионах) и в процентах к населению страны); в восточной Африке: Эфиопии (10,9 млн – 35 %?), Сомали (4,6 млн – 100 %?), Танзании (1,7 млн – 13 %); в западной Африке: Нигерии (26 млн – 33,7 %), Сенегале (4,9 млн – 90 %), Гвинее (4,8 млн – 95 %), Гане (1,4 млн – 12 %), Мали (4,5 млн – 65 %), Чаде (2 млн – 45 %). Почти во всех других странах Африки также существуют общины мусульман.
Исламские миссионеры гордятся своими усилиями и успехами в обращении африканских народов. Есть несколько причин такого успеха. Для африканцев ислам, который в отличие от христианства не рассматривается как религия белых, дает возможность социального роста. Ислам также не требует отказа от многих традиций: полигамии, права мужчины на свободный развод, авторитет отца в семье, власть глав рода или племени. Кроме того, обращенный находит в солидарности исламской общины основу для своей повседневной жизни. Если учесть, что некоторые африканцы стали мусульманами, чтобы иметь доступ к преимуществам торговых связей с другими странами, или для того, чтобы избежать рабства, то можно понять разнообразие причин успеха ислама в Африке.
Несмотря на эти успехи, африканские мусульмане играют совершенно незначительную роль в жизни всемирной исламской общины. Общины в Африке еще слишком молоды и не обладают настолько высоким богословским уровнем, чтобы повлиять на развитие ислама. Их исламизация еще относительно поверхностна. Они переняли только основные положения веры и ритуалы, а также правовые предписания. Но все это не произвело глубокого изменения в их повседневной жизни, в которой часто господствуют старые обычаи.
1.1.2. Очень невелико влияние ислама в социалистических странах. В Советском Союзе проживает около 30 млн, в Китае – около 32,255 млн (5 %) мусульман. В Югославии проживает 2,1 млн. В Албании – около 2 миллионов и в других социалистических странах Балканского полуострова около 1,5 млн.
1.1.3. В Северной Америке находятся незначительные исламские общины, в Южной Америке число мусульман достигает 17 миллионов (6,7 %).
1.1.4. В Западной Европе проживает достаточно много мусульманских рабочих и студентов. По странам они распределяются следующим образом: Австрия – 5 000 австрийских граждан и 45 000 иностранцев; ФРГ – 2 миллиона; Голландия – 150 000; Бельгия – 123 000; Франция – 2 миллиона; Великобритания – 1 миллион; Испания – 87 000; Швейцария – 25 200; Италия – 150 000; Швеция – около 8 000; Дания – около 10 000; Норвегия – 8 000.
1.1.5. Азия
На Азиатском континенте (за исключением Китая и азиатской части Советского Союза, а также стран Ближнего и Среднего Востока) проживает около 268 миллионов мусульман: в Афганистане – 16,020 млн (99 %), в Индии – 80 млн (11,7 %), в Пакистане – 81,451 млн (100 %), в Бангладеше – 74 млн (85 %), в Малайзии – 5,775 млн (55 %), в Индонезии – 132,242 млн (100 %), на Филиппинах – 15,200 млн (40 %).
Индонезия представляет собой уникальный случай в исламском мире, поскольку, несмотря на господство ислама, там до сих пор упорно сохраняются старые обычаи, даже внутри самой мусульманской общины. Там ислам смешан с анимистическими и индуистскими представлениями и культурными обычаями. Кажется, в повседневной жизни также еще господствуют обычаи древних времен. Однако ислам соединяет, хотя и поверхностно, различные традиции в социальное и культурное единство.
В Индии мусульмане представляют собой меньшинство (11,7 %), они проживают в 27 штатах. Только в Кашмире мусульмане составляют большинство (75 %). Это одна из причин, по которой Пакистан требует передачи этой территории. Пакистан является самой влиятельной исламской страной (из неарабских). Там располагается штаб-квартира «Исламского всемирного конгресса», который стремиться достичь панисламского политического единства.
1.1.6. Среди неарабских мусульманских стран нужно упомянуть еще две страны, расположенные на Ближнем и Среднем Востоке.
В Турции проживает более 44,253 миллионов мусульман, что составляет практически 99,9 % всего населения страны. В Германии проживает около 1 миллиона иммигрантов из Турции. В 1922 г. Кемаль Ататюрк начал реформы, которые должны были придать турецкому государству светский характер. Таким образом арабский язык окончательно утратил статус официального языка, а для турецкого языка стали использоваться латинские буквы, вместо арабских. Однако эти реформы мало повлияли на жизнь большинства обычных граждан, особенно на востоке страны и в Анатолии.
В Иране большинство из 32 миллионов мусульман являются шиитами. Иран и его культура сыграли большую роль в истории философии, литературы и науки.
1.2. Ислам в арабских странах
1.2.1. Северная часть Африки состоит из исламских стран. В Мавритании проживают 1,392 миллиона мусульман, что составляет 99 % населения этой страны.
В Марокко проживают 18,218 миллиона мусульман (90 %). Король страны является религиозным и политическим лидером как государства, так и исламской общины.
Алжир насчитывает 18,746 миллиона мусульман (98 %), Тунис – 5,753 миллионов (90 %). ПрезидентX. Бургиба попытался достичь того, чтобы Тунис стал частью современного мира. Насколько ему это удалось, покажет время. В Ливии живет 3,180 миллиона мусульман (98 %).
В Судане проживают 12,859 миллионов мусульман (70 %). Кроме социальных и экономических проблем, Судан должен решить проблему на юге страны, где проживает большинство христиан и анимистов.
В Египте насчитывается 39,119 миллионов мусульман, что составляет около 90 % всего населения страны. Египет играет значительную роль в жизни исламского мира, не в последнюю очередь благодаря знаменитому университету ал-Азхар.
1.2.2. На Ближнем Востоке располагаются многочисленные страны, в которых ислам является господствующей религией.
Сирия насчитывает 7,183 миллионов мусульман (80 %).
Иордания насчитывает 2,223 миллионов (80 %).
Ирак насчитывает 11,428 миллионов (95 %), большинство из них – шииты.
Ливан насчитывает 1,435 миллиона (около 50 %).
В Израиле проживает 343000 мусульман (8,8 %).
Саудовская Аравия насчитывает 8,960 миллиона (90 %).
В Северном Йемене живет 7,701 миллиона (90 %).
В Южном Йемене живет 1,772 миллиона (90 %)
Несмотря на то, что мусульмане арабского происхождения составляют меньшинство, сердце ислама по-прежнему в арабском мире благодаря тому, что Коран написан на арабском языке и исламская община зародилась именно там, а также благодаря богатой истории и культуре. Только Пакистан может серьезно конкурировать с арабами за влияние на весь исламский мир.
2. Точки соприкосновения между христианами и мусульманами
Хотя географически точками соприкосновения между христианами и мусульманами являются все страны, в которых проживает обе религиозные общины, однако там, где мусульмане составляют меньшинство или где большинство населения исповедуют ислам, эти контакты очень незначительны.
В этих странах религиозное большинство только начинает осознавать присутствие религиозного меньшинства, стремится лучше познакомиться с ним или начинает принимать его во внимание.
Настоящими точками соприкосновения являются те страны, в которых постоянный контакт и совместное проживание христиан и мусульман существовало веками и существует до сих пор. Так можно сказать, прежде всего, об арабских странах.
В Египте сегодня проживает (в зависимости от источников информации) примерно 6-10 миллионов коптов, большинство из которых принадлежит к коптской православной церкви. К ним еще можно добавить православных греков, католиков и протестантов, которые все вместе составляют примерно пол-миллиона человек. Копты страдают от бедности, невежества, неграмотности, поверхностного христианского воспитания, так что их влияние на культурную жизнь Египта минимально. Из-за социального давления мусульманского большинства многие копты переходят в ислам.
Положение других христиан в Египте было лучше, они играли большую роль в жизни страны. Эти христиане, многие из которых происходят из Ливана и Сирии, внесли существенный вклад в культурное, социальное, политическое и экономическое возрождение Египта в XIX веке.
Христиане, живущие в Ираке, насчитывают почти один миллион человек, и большая их часть связана унией с Римом. Они принадлежат в основном к восточно-сирийскому обряду.
Общее число христиан всех деноминаций в Сирии составляет немногим более одного миллиона человек, причем православные представляют собой большинство. Роль Сирии в истории мусульманской культуры и в политике арабских государств очень велика. При этом нельзя преуменьшать вклад сирийских христиан. То, что христиане участвуют не только в культурной, но и в политической жизни арабских государств является следствием многовековой истории взаимодействия мусульман и христиан, которое началось в эпоху Омейядов в VII веке.
То же самое можно сказать о роли христиан в культурной жизни Иордании, где их число составляет 200 000 человек.
Среди арабских стран Ливан представляет собой исключение, поскольку доля христиан в его населении относительно велика (сегодня между 45 и 50 % – примерно от 1,1 до 1,5 миллионов). Их влияние на все области жизни было определяющим.
Глава вторая
Мухаммед, проповедник ислама
Мухаммед, проповедник ислама, считается одним из самых влиятельных людей в истории человечества. Даже те, кто не являются мусульманами, не отрицают его религиозного влияния на историю. Однако многие расходятся во мнениях, когда пытаются интерпретировать его личность, причины его религиозного вдохновения и формы его руководства как лидера общины. Раньше некоторые востоковеды видели в нем больного или даже хитрого мошенника. Сегодня наука не сомневается в его честности и в его глубоком религиозном сознании.
В глазах мусульман Мухаммед – это великий пророк, который был послан Богом, чтобы принести людям окончательное откровение и окончательное установление Его суверенной Воли. Кроме того, для верующих Мухаммед является примером совершенного послушания вере так, как этого требует от людей Коран.
Для того чтобы лучше понять личность этого пророка и формы его послания, нужно рассмотреть социальные и религиозные условия Аравии времен Мухаммеда. Тогда станут понятны причины его реакции на образ жизни и пороки окружения, а также отношение его послания к другим религиозным течениям в Аравии того времени. Это поможет лучше осознать оригинальность послания Мухаммеда в сравнении с посланиями других религиозных учителей.
1. Аравия во времена Мухаммеда
1.1. Социальная структура
Во второй половине VI века на территории Аравийского полуострова люди были организованы в племена, которые жили как кочевники в пустыне, или в большие семьи, которые жили оседло в поселениях.
1.1.1. Жизнь племен
Кочевники образовывали племена. Племя не было просто суммой больших семей, которые вели свою жизнь независимо друг от друга. Большие семьи были связаны друг с другом узами кровного родства. Осознание этого родства вело к тому, что каждый член племени очень серьезно относился к своим обязанностям по отношению к другим членам. Племя гарантировало не только пропитание, но и защиту.
Связь с племенем могла возникнуть также и на основе союзной клятвы. Союзники принимали на себя взаимные обязанности, среди которых важнейшей была взаимная защита от внешних врагов.
В племенной структуре вождь был символом единства племени. Кроме вождя каждое племя имело своего поэта, своего оратора и своего предсказателя. Мужчины племени вместе с вождем были защитниками как жизни, так и имущества соплеменников, а также их прав. У них было право советоваться между собой и с вождем по разным вопросам и принимать необходимые решения. Таким образом, власть в племени принадлежала не только вождю. Ею было наделено собрание мужчин племени.
Что касается положения вождя, то оно возлагало больше обязанностей, чем давало прав. Вождь представлял племя тем, что принимал гостей, угощал их, а также поддерживал бедных.
1.1.2. Отношения между различными племенами
Отношения племен друг с другом были обусловлены их родством, а также экономической необходимостью.
Арабы добывали себе пропитание с помощью животноводства. Они должны были менять место пребывания в зависимости от времени года, чтобы вести стада к новым пастбищам.
В городах, однако, возникали, рынки и центры торговли. Самым известным таким центром была Мекка, перевалочный пункт между Сирией на севере и Йеменом на юге.
Кроме как в оазисах на севере и на юге Аравийского полуострова племена не находили достаточно пропитания для себя и для своих стад. Они постоянно пребывали в опасности стать жертвой засухи и умереть от голода вместе со своими стадами. Такая нужда приводила к тому, что некоторые бедные семьи убивали новорожденных девочек. Чтобы увеличить свои запасы продовольствия или, по крайней мере, обезопасить их, воины племени предпринимали нападения с целью грабежа на караваны или на соседние племена. Это было формой борьбы за жизнь, при которой одни, если они достигали успеха, могли избежать опасности умереть от голода, но при этом предавали этой участи других.
Это обстоятельство делало жизнь в пустыне полной опасностей. Вне охраняемой территории своего племени араб в пустыне был свободной добычей грабителей и разбойников. Он мог также стать жертвой кровной мести против любого человека его племени.
Однако существовали и механизмы защиты от этих опасностей. Право убежища в признаваемом всеми святилище гарантировало жизнь беженцу, пока тот находился на территории этого святилища. Не только священные места гарантировали безопасность, но и священные времена. Во время священных месяцев нельзя было воевать или осуществлять кровную месть. Это позволяло членам различных, даже враждебных племен, посещать ежегодные ярмарки, а племенам посылать свои караваны на север или на юг, не боясь нападения и грабежа.
Гостеприимство гарантировало гостю в принимающей семье или племени не только хороший прием, пищу и кров. Оно также означало и защиту, пока он находился на территории этой семьи или племени.
«Отношения гостеприимства могли развиться от случайного посещения до постоянного союза. Отдельные лица или целые семьи, которые по тем или иным причинам не могли защитить себя самих, могли встать под защиту могущественных людей или племен, если те были согласны. С этого момента они были в безопасности. Эти отношения начинались торжественным обещанием со стороны покровителя. Обещание оставалось в силе до тех пор, пока подзащитный сам не отказывался от него. Тогда покровитель освобождался от своего обещания» (F. Buhl, Das Leben Muhammads, S. 37).
Защиту или свободу могло гарантировать и данное слово, особенно в форме клятвы или заклинания.
1.2. Религиозные отношения
1.2.1. Древнеарабский политеизм
Древние арабы во время Мухаммеда почитали божественные вещи или предметы природы, прежде всего, необычные камни, некоторые из которых носили черты человеческого облика, а из других были высечены статуи. Среди различных арабских святилищ особенная роль принадлежала Каабе в Мекке. В углу святилища находится знаменитый Черный камень, который мусульмане по-прежнему почитают и сегодня. Как и остальные святилища, Кааба была местом убежища для тех, кто искал защиты. Прилегающая к ней территория была священной. К этому месту арабы путешествовали каждый год, тем более что там проводилась ежегодная ярмарка. Хранители мекканского святилища хорошо зарабатывали на этом паломничестве. Это было племя Мухаммеда. Оно все больше заботилось об организации паломничества и ярмарки и все меньше об истинной религии.
В Каабе арабы почитали различных идолов, прежде всего, трех богинь, упомянутых в Коране: богиню судьбы Мана, могущественную ал-Узза и просто богиню ал-Лат (ср. сура 53, 19–20).
На вершине арабского пантеона стоял высший Бог, которого называли просто Бог – Аллах. Он считался творцом мира и людей (ср. сура 29, 61), Господином жизни и смерти, Который по Своему провидению обеспечивает Свои творения всем необходимым (ср. сура 23, 84–90; 10, 31). Однако, как и в других религиях, высший Бог становился все более отдаленным и играл все меньшую роль в ежедневной жизни арабов. Только в большой нужде, когда от низших божков нельзя было ожидать помощи, арабы призывали Аллаха, например, во время штурма на море (ср. сура 29, 65; 31, 32; 17, 67), или как свидетеля особенно важных клятв (сура 35, 42; 16, 40), при соблюдении определенных табу (ср. сура 6, 136–139), и при жертвоприношении первенцев (ср. сура 6, 136). Его абсолютное господство выражалось в титуле, который Ему дали арабы – господин Каабы (ср. сура 106, 3).
Интересным персонажем в этом язычестве является фигура провидца, кахина. Провидец благодаря связи со своим духом-покровителем может видеть сокрытое или предсказывать будущее. Дух-покровитель сопровождает провидца, говорит с ним и дает ему почувствовать свою близость различными способами.
Провидец провозглашает то, что видит, в коротких рифмованных предложениях. Или же он использует таинственные цифры, чтобы выразить действие своего духа-покровителя. Высказывания провидца не всегда ясны, поскольку тайны будущего открываются ему не всегда явным образом. Поэтому он использует многозначный язык символов. Он сопровождает свои высказывания необычными заклинаниями. Примеры таких заклинаний можно найти и в самом Коране, например, в следующих сурах: 77, 79, 85, 86, 89, 91, 92, 93, 95, 100.