bannerbanner
Праздники для взрослых
Праздники для взрослых

Полная версия

Праздники для взрослых

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Главный атрибут праздника – тыква, которая называется «Джек-фонарь» (Jack’o’laterns). Легенда гласит, что обычай делать фонари из банальных овощей ввел ирландский кузнец по кличке Скупой Джек. Однажды в канун Дня всех святых на пьяного кузнеца положил глаз сам Дьявол, и чтобы заполучить его душу, предложил тому купить кружку эля. Кузнец согласился, но благодаря своей скупости не только избежал приготовленной Дьяволом участи, но и выторговал себе 20 лет спокойной жизни. Однако земную жизнь скупого Джека нельзя было назвать праведной, поэтому после смерти он не был допущен в рай. Дорога в ад также была ему заказана, и Джек был обречен бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, полученным от Дьявола, который он поместил внутрь выдолбленной репы, чтобы огонь не задуло ветром. Считается, что Джек-фонарь до сих пор не нашел покоя и продолжает скитаться по земле в ожидании Страшного Суда. Чтобы Джек-фонарь не проник в дом, 31 октября тыквенную голову необходимо поставить на каждое окно. Тогда, приблизившись к дому,

Джек увидит себя, испугается и убежит. Для современных последователей Хэллоуина тыква со страшной рожицей и свечкой внутри символизирует одновременно злобный дух и огонь, отпугивающий его. Впрочем, не во всех странах дьявольские подсвечники делают из тыквы: в Англии свечки вставляют в свеклу, а в Шотландии и Ирландии – в репки и картофелины.

Современный Хэллоуин – это праздник-мистификация. Его очень любят справлять американские школьники, которые наряжаются всякой нечистью и ходят по соседям, клянча сладости. Если прижимистые соседи отказывают в угощении, дверные ручки у их домов полностью вымазывают сажей. Также в этот день принято устраивать розыгрыши и гадать на будущее.

Народные и христианские праздники

Весь год православного человека заполнен церковными праздниками, значительная часть которых имеет языческие корни. Начинается цикл церковных праздников не 1 января, а осенью. Это связано с тем, чтобы по юлианскому календарю, по которому жила Россия вплоть до Октябрьской революции, начинался именно осенью. Самые важные церковные праздники называются «двунадесятыми», так как их число ровно 12:

21 сентября– Рождество Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

7 января – Рождество Христово,

19 января – Богоявление (Крещение Господне)

15 февраля – Сретение Господне

7 апреля – Благовещение

19 августа– Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.

Плюс так называемые «переходящие» праздники, не привязанные к определенным датам:

Пасха

Вознесение

Христа

Троица.

Сроки празднования переходящих праздников зависят от сроков Пасхи, которые каждый год высчитывают по специальным таблицам – пасхалиям. Вознесение Христа – это сороковой день после Пасхи, а Троица – пятидесятый день.

Кроме того, церковный год включает в себя 4 больших поста, каждый из которых заканчивается большим праздником: Филипповский пост – Святками, Великий – Пасхой, Петровский – Иваном Купалой и Успенский – Успением Богородицы.

Большинство церковных праздников имеет сакральную связь с языческими празднествами, которые, в свою очередь, приурочены к циклам природы, смене сезонов, началу и концу полевых работ. Благодаря многовековым стараниям официальной церкви, в наши дни связь между церковными и языческими праздниками напрочь забыта. Каждый христианский праздник привязан к какой-нибудь библейской легенде. Тем не менее, во многих праздничных ритуалах можно обнаружить отголоски языческих верований. Так, самые почитаемые русским народом праздники связаны с днями солнцестояния и равноденствия: Святки начинаются днем зимнего солнцестояния, Иван Купала – день летнего солнцестояния, а Пасха приурочена ко дню весеннего равноденствия.

Менее значительные церковные даты имеют чисто христианское происхождение и посвящены многочисленным святым, угодникам, великомученикам и мученикам. Сегодня они отмечаются разве что в качестве именин. Интересно, что некоторые имена христианских святых со временем были переосмыслены и увязаны с важными аграрными явлениями. Именно таким образом появилась целая серия народных примет, приуроченных к конкретным датам.

Праздники часто воспринимались русским народом персонифицировано. Наши предки наделяли праздник душой, а потому ходили встречать и провожать, кормили, ублажали и под конец часто уничтожали. Способ уничтожения зависел от природы праздника: Масленицу обычно сжигали, русалок топили, а Купалу, принадлежащего к водной и огненной стихиям одновременно, либо топили, либо сжигали.

Так как многие народные праздники знаменуют собой смерть одного явления (цикла) и рождение нового, простой народ верил, что в эти дни материальный мир входит в контакт с потусторонним. Обитатели загробного мира (всякая нечисть, а также души умерших предков) в праздники особо настойчиво вторгаются в мир людей, поэтому со стороны последних принимались всяческие меры. Души предков поминались и угощались ритуальными блюдами, от нечисти защищались всевозможными оберегами и ритуалами. Во время крупных праздников языческого происхождения обязательно гадали на будущее. Делали это в особой обстановке, максимально приближенной к сфере потустороннего мира: ночью, в темноте при свечах, в одиночестве, в окружении специальных ворожейных предметов (например, хвоста осмоленного рождественского поросенка). Если гадали вне дома, то предпочитали это делать в тех местах, где этот мир «встречался» с тем: на перекрестке дорог, на огороде, у плетня, у бани или возле проруби.

До наших дней народные и христианские праздники дошли в сильно измененном состоянии, безжизненные и лишенные языческой иди христианской магии. И тому есть объективные причины, начиная Октябрьской революцией, повлекшей за собой смену ценностей, и заканчивая естественным старением праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Дело в том, что большинство народных праздников имеет сельскохозяйственную природу, в то время как значительная часть россиян в начале 21 века проживает в городах. И если раньше праздники были единым действом, то сегодня сохранились лишь отдельные, часто не связанные между собой обряды, истинный смысл которых нам во многом не понятен. И все же, и все же. Читая то, как наши предки, отмечали тот или иной праздник, мы можем многому научиться у них. Например, беззаветной вере в чудеса и магию простых предметов. Или, в конце концов, просто позаимствовать у них ритуалы, благодаря которым оживет и заиграет новыми красками любой современный праздник.

Рождество

Рождество Христово – один из любимейших праздников христиан всего мира, который охотно празднуют не только верующие, но и атеисты. Весь христианский мир отмечает Рождество в ночь на 25 декабря. В России этот праздник в связи с переходом на новый календарь после Октябрьской революции перенесен на 7 января и с некоторых пор является выходным.

Христиане верят, что в рождественскую ночь в окрестностях Вифлеема появился на свет Иисус Христос, хотя в евангельских текстах не упоминается точная дата его рождения. Интересно, что до появления христианства в этот день отмечалось рождение богов во многих языческих религия, так как 25 декабря – день зимнего солнцеворота, когда дни начинают прибывать, а ночи убывать. В Шумере 25 декабря считался днем рождения бога Таммуза, в Древней Индии – бога Агни, в Древней Греции – Диониса, а в Древнем Риме с 17 по 24 декабря праздновали «сатурналии» – цикл праздников, посвященных Сатурну.

Предположительно впервые христианское Рождество было отмечено в 3 веке в Александрии (Египте), но не 25 декабря, а 6 января – в египетский праздник весны. До 354 г. Рождество Христово отмечали одновременно с Крещением и Богоявлением, после чего было выделено в отдельный праздник и перенесено на 25 декабря. Перенесение Рождества имело не религиозное, а политическое значение – заставить язычников отмечать очень популярный в то время день рождения бога солнца Митры» приходящийся как раз на 25 декабря, одновременно с Рождеством. Кстати, первые христиане также продолжали по старинке поклоняться Митре и принимать участие в посвященных ему торжествах. Перенеся Рождество Христово на 25 декабря, христианская церковь планировала вытеснить языческий праздник. На самом же деле произошло наложение одного праздника на другой, в результате Рождество превратилось в смесь языческих ритуалов с христианской верой.

На Руси Рождество стали отмечать в 10 веке, после принятия христианства. На русской почве христианское

Рождество слилось с языческими Святками, отмечавшимися древними славянами в дни зимнего солнцестояния. Именно от Святок Рождество получило такие непременные рождественские атрибуты, как переодевание, гадание и праздничный стол, ломящийся от всевозможных яств. Славяне верили, что изобилие на праздничном столе – залог безбедного существования на протяжении всего наступающего года.

К настоящему моменту в каждой стране сложились свои рождественские обычаи. Например, в Болгарии принято передавать из поколения в поколение старинную серебряную монету. Но передают ее не из рук в руки, а запекают в особый рождественский пирог – погачу. Считается, что тот, кому достанется кусок пирога с монетой, будет в наступающем году самым счастливым.

В Венгрии на Рождество готовят традиционное праздничное блюдо – чеснок с медом. А в Шотландии к этому празднику специально выпекают древнее кельтское угощение – тонкие круглые лепешки из овсяной муки. Эти лепешки раздают ранним утром всем членам семьи, но едят их только вечером, за праздничным столом, а до этого момента носят с собой, стараясь не повредить. Дело в том, что до самого вечера лепешка должна сохраниться в целостности и сохранности, только в этом случае человека ожидает хороший год.

В Англии существует следующая рождественская примета. Если кто-нибудь из членов семейства встанет в Рождество раньше других, то должен приготовить завтрак для остальных членов семьи. Те же, в свою очередь, обязаны съесть его, не выходя из постели. Обычно рождественский завтрак состоит из пирожков с яйцами. На каждого человека печется по пирожку, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника. Накануне Рождественской ночи в огонь кладут претолстое полено, которое должно гореть весь следующий день, а если получится, то и дольше. Для зажжения полена используется головня, сбереженная от прошлогоднего полена. И пока рождественское полено не потухнет, всех обитателей дома угощают пивом.


Ночь в канун Рождества называется Сочельником, или Навечерием Рождества Христова. В этот день до появления первой звезды необходимо придерживаться строгого поста. Трапеза в сочельник всегда была обильной даже в бедных домах, но не выходила за рамки поста. Все блюда праздничной трапезы были постными, на растительном масле, без молока и сметаны. Начиналась трапеза с общей молитвы и была безалкогольной. К вечеру сочельника готовили особые ритуальные блюда:

сочиво – кашу с медом и изюмом;

кутью – пшеничную, рисовую или ячменную кашу с маком, протертым с медом;

сочевики (сочники) – пирожки с творогом.

Обязательным блюдом трапезы (не только в Сочельник, но и в кануны других праздников святочного цикла) была кутья. Кутья имела огромное обрядовое значение, так как все ее ингредиенты были полны символизма. Так, зерно и ягоды символизировали жизнь и плодородие, а мед, как продукт пчелы, «Божьей угодницы», – возрождение Христа. В целом кутья – символ постоянного возрождения жизни через смерть.


Рецепт кутьи

Ингредиенты:

1 стакан зерен пшеницы,

100 г мака,

100 г ядер грецких орехов,

1-3 столовые ложки меда,

сахар по вкусу.

Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Ядра пшеничных зерен отделяют от шелухи, просеивают и промывают. Из чистых ядер варят на воде обычную постную кашу. Готовую кашу охлаждают, по вкусу добавляют сахар или мед. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и вводят в кашу. Если каша получилась густой, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце в кутью можно добавить толченые ядра грецких орехов. Иногда добавляют еще и изюм, но это не обязательно.

Иногда кутью готовят из риса. Стакан риса заливают 1,5 стаканами кипятка. Кастрюлю плотно накрывают крышкой. Рис варят 3 минуты на сильном огне, 6 минут – на среднем я еще 3 минуты – на слабом огне. В завершении дают рису настояться на пару в течение 12 минут, не поднимая крышки. Соотношение остальных ингредиентов каши сохраняется.

Отведать кутью можно только после того, как стемнеет и покажется первая звезда – символ звезды Вифлеемской, возвестившей пастухам о рождении Христа. В деревнях перед наступлением Сочельника в дом приносили сноп ржи, ячменя и гречихи, а также охапку сена. Сноп устанавливали в переднем углу, а сено расстилали по столу и накрывали скатертью. Рядом со снопом на сене ставили горшок с кутьею; внутри горшка укрепляли зажженную свечу. Предпоследнюю ложку кутьи «скармливали» морозу, а последнюю бросали в потолок. Существовало поверье: сколько кутьи прилипнет к потолку, столько будет пчел предстоящим летом. После ужина остатки кутьи дети разносили по домам бедняков.

В конце праздничного ужина подавались сладкие блюда: рулеты или пироги с маком, пряники, медовики, сладкие хлеба, политые вишневым вареньем, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки и орехи. Из теста лепили маленькие сани и сдобные бублики в виде спеленутого младенца, уточек, оленей и медвежат, а также козули – обрядовое печенье из пшеничной или ржаной муки, чаще всего в форме коров, овец и лошадей. Козулями одаривали колядующих, родственников, для повышения плодовитости их скармливали домашнему скоту, использовали в качестве оберега для хлева и конюшни, а также применяли для святочных гаданий.

Ни посуду, ни еду, ни скатерть после праздничной трапезы до утра не убирали, так как, по старинному поверью, к столу должны прийти души умерших родителей.

С Сочельником были связаны многие суеверия. Одно из них заключалось в том, что, наряжаясь нечистью, люди делали себя неузнаваемыми для недоброжелательных духов и могли избежать их вредного влияния. В Англии существовало поверье, что если ровно в полночь войти в хлев, то можно обнаружить весь скот на коленях. Немцы верили, что скот в канун Рождества Христова говорит языком человеческим. Во многих европейских странах жило поверье, что пчелы в Сочельник поют в ульях, приветствуя наступающее Рождество.

Вечер рождественского Сочельника нередко называется «Колядами» (такое же название носят и следующие за Рождеством Святки). Предположительно, слово «Коляда» («колядки») восходит к римским праздникам «календам». В эти дни рабы получали временную свободу, переодевались в господские наряды, пели и плясали, а римские патриции им прислуживали за столом. Впрочем, похожие праздники существовали у многих древних народов. Так, древнеегипетские жрецы, празднуя возрождение Осириса – древнеегипетский Новый год, рядились в разные божества и в таком виде шествовали по улицам городов. За исполнением священных таинств следовали ритуальные пляски и пиршества. В Древней Греции, чтобы проводить старый год и встретить новый, мужчины наряжались женщинами, а женщины – мужчинами. С приходом христианства над римскими календами нависла угроза отмены, но народ отстоял свое право на любимый праздник, который трансформировался и вошёл в новый религиозный календарь.

Кроме всего прочего, Сочельник – это праздник милосердия. На него полагалось делать добрые дела: помогать страждущим и убогим, раздавать милостыню, дарить подарки заключенным и обитателям богаделен.

Святки

Святки, или Святые вечера, длятся 12 суток – от Рождества Христова до Крещения. Ни в одном другом народном празднике не заключено столько обрядов, обычаев и примет, как на Святки! С одной стороны, это языческие забавы: переодевания, игры, розыгрыши, загадывание загадок и гадания. С другой стороны, славления – хождение детей по домам с рождественской звездой и вертепом – двухъярус-ным ящиком со сценками из Священного писания.

Святочные гуляния – один из наиболее веселых периодов православного календаря. На Святки принято переодеваться, ходить по соседям и колядовать – «зарабатывать» сладости и прочие приятные вещи, исполняя песни, танцы и читая стихи. Обычно это делали дети и подростки, но взрослые тоже не чурались забав. Колядовал каждый на свой манер: строгих правил здесь не существовало. Шубы выворачивали наизнанку, а на лица надевали маски, как правило, изображавшие различных зверей: медведя, рогатого козла и других страшилищ. Мужчины нередко наряжались женщинами, а женщины мужчинами. Колядующих одаривали сладостями, деньгами, дешевыми украшениями и т. п.

Считалось, что каждый день святок предвосхищает один месяц будущего года. Мы до сих пор верим: как первые 12 дней нового года проведешь, таким и будет весь год. Именно поэтому Святки – это самое лучшее время для гаданий на будущее, несмотря на то, что церковь считает это грехом. В былые времена гадали в полночь, в храмах или в бане при свечах. Девушки чаще всего спрашивали судьбу о суженом. Не все дни Святок были одинаково хороши для гаданий. Различали «святые вечера» для веселых и смешных гаданий (7-13 января) и «страшные вечера» для опасных и рискованных гаданий (14–19 января). Наиболее благоприятными днями для гаданий считались канун Нового года и крещенская ночь.

К святочным гаданиям также относили и сновидения. Сны, приснившиеся во время святок, до сих пор считаются вещими. Чтобы сновидение ответило именно на тот вопрос, который волнует вас больше всего, перед отходом ко сну под подушку рекомендуется положить записку с вопросом или пожеланием или произнести соответствующие слова.

Ниже приводятся ряд святочных гаданий, которые пользуются популярностью и в наши дни. Даже если вы не верите в предсказательную силу гадания, сама по себе это достаточно интересная забава, захватывающая самых убежденных атеистов.


Гадание на собачий лай

Девушка выходит за порог дома (к забору, если он есть) и произносит: «Залай, залай, собаченька! Залай, серенький волчок! Где собака залает, там мой суженый». В той стороне, откуда девушка услышит собачий лай, она и будет жить замужем. Чем ближе слышен лай, тем ближе к родительскому дому она будет жить. Чем глуше лай, тем дальше от родителей уедет. Толстый и хриплый лай означает старика, а тонкий и звонкий – молодого мужа.


Гадание на чужой разговор

Необходимо подойди к чужой двери или к чужому окну и прислушаться к разговору. Если разговор – веселый и живой, значит, веселой и благополучной будет семейная жизнь. Если разговор – скучный или скандальный, значит, семейная жизнь будет омрачена скандалами или муж будет занудой.


Гадание на башмачке

Сняв с левой ноги башмак, необходимо кинуть его за порог дома (за ворота). Если носок упавшего башмака покажет в сторону от дома, значит, девушке предстоит в этом году выйти замуж. Куда носок покажет, туда девушка и уйдет. Если носок башмака покажет на дом, то в ближайшем году замужеству не бывать.


Гадание на каштанах

Данное гадание – для пар, семейных или пока еще не оформивших свои отношения, которое подходит не только для Святок, но и для Хэллоуина.

Мужчине и женщине предлагается взять по одному плоду каштана и одновременно бросить их на пол. Если каштаны упадут рядом, то они будут жить в мире и согласии. Если же каштаны раскатятся в разные стороны, то пути влюбленных разойдутся.


Гадание на луковицах

Несколько девушек берут по луковице и замечают; какая из луковиц кому принадлежит. После этого луковицы высаживают в землю. Чья луковица первой даст росток, та из девушек раньше других выйдет замуж.


Гадание при помощи горшка

В пустой горшок кладут какую-нибудь часть головного убора, ломоть хлеба и кусок дерева. Все это сопровождают соответствующими наговорами. После этого девушка закрывает глаза, опускает руку в горшок и вытаскивает первое, что попалось. Если это часть головного убора, то ее ожидает скорое замужество. Если хлеб, то замужеству не быть. Если же девушка достанет деревяшку, то ее ожидает смерть.

Есть еще один вариант данного гадания, но только без горшка. На пол кладут кольцо, крючок из соломы и краюшку хлеба. Всё это покрывают платком. Затем, не глядя, вынимают из-под платка один предмет. Если это кольцо, то жених гадающей будет щеголем; если хлеб – богачом, а если соломенный крючок – бедняком.


Гадание на книге

Для данного гадания необходимо какая-нибудь книга, желательно духовного содержания. По личному опыту, могу сказать, что хорошее гадание получается по «Божественной комедии» Данте. Сначала необходимо задать про себя вопрос, ответ на который вы хотите получить. Не раскрывая книги, загадывают номер станицы и порядковый номер строки. После этого книгу открывают на означенной странице и зачитывают названную строку. Она и будет ответом на поставленный вопрос.


Гадание на свече

Наклоните горящую свечу (не гелевую!) над миской с водой. Попав в воду, каждая капля парафина застынет в виде какой-нибудь фигурки, которая и подскажет вам, чего ожидать от предстоящего года. Чтобы в воде застыло достаточное количество восковых капель, маневр рекомендуется повторить несколько раз.

Толкуют это гадание, как правило, довольно свободно, в зависимости от возникших у гадающего ассоциаций. Мы же предлагаем вам несколько традиционных толкований, которые не должны восприниматься как догма:

много мелких точек при наличии какой-то большой фигурки – к деньгам,

много мелких точек без фигурки – к повседневным хлопотам,

веер – к трудностям на работе, возможно, реорганизация и даже ликвидация предприятия,

венец – к замужеству,

виноградная кисть – к удаче,

гриб – к жизненной силе и долголетию,

гроб – к смерти в наступающем году,

дом – к перемене жилья,

дракон – к осуществлению надежд или рождению ребенка,

колокол симметричный – к хорошим вестям,

колокол кривой – к дурным вестям,

несколько колоколов – к тревоге,

штаны – к жизненной развилке, перекрестку,

яблоко – к здоровью и благополучию,

яйцо – к страхам, и опасениям или к началу чего-то нового.

Но лучше не зацикливаться на предложенных предсказаниях и дать волю своей фантазии. Ведь главное в данном гадании – это настрой. И если вы настроите себя на лучшее, и естественно увидите, то, что волнует вас в первую очередь, то в будущем году ваши проблемы решатся, а желания обязательно сбудутся!


Гадание на зеркалах

Это самое верное, но одновременно и самое страшное гадание. В идеале данное гадание лучше совершать в лунную святочную полночь не в доме, а во дворе. Заранее готовят 2 зеркала: большое и поменьше. С наступлением полуночи большое зеркало ставят на стол, напротив него устанавливают маленькое зеркало. Гадающий садится перед маленьким зеркалом и ставит перед собой 12 свечей (по другим гаданиям, 2 свечи). Сначала большое зеркало как будто подергивается туманом, но затем проясняется. Суть гадания – в следующем: в большом зеркале должны последовательно отразиться 12 маленьких зеркал, и только в последнем можно увидеть загадываемый предмет. Впрочем, гадание получается далеко не всегда. Если вы ничего не увидели в зеркале, гадание повторять не рекомендуется. Все присутствующие при гадании должны хранить во время ритуала полное молчание. В зеркало может смотреть только тот человек, который гадает. Остальные сидят в стороне, молча наблюдая за его действиями.

На Руси чаще всего незамужние девушки данным способом гадали на своего суженого. Садясь перед зеркалом, девушка произносила слова: «Суженой, ряженой! Покажись мне в зеркале!». Суженый должен появиться за спиной девушки и посмотреть через ее плечо в последнее, двенадцатое, отражение зеркала. Увидев лик своего суженого, девушка имеет в запасе некоторое время, чтобы разглядеть его черты. Оборачиваться ни в коем случае нельзя! Закончив обзор, гадающая должна произнести: «Чур сего места!» или «Чур меня!», после чего привидение исчезнет. Старики верили, что если девушка не испугается и не произнесет эти слова, то привидение сядет на стол, вынет из кармана какой-нибудь предмет и положит его рядом с собой. В этот момент девушка должна начать его чурать. Тогда привидение исчезнет, но его вещь останется.

Крещение

19 января православные христиане отмечают Крещение – праздник, посвященный крещению Иисуса Христа в

Иордане. Второе название праздника – Богоявление. По библейскому преданию, во время иорданского обряда крещения раздался с небес Божий глас, который возвестил о том, что Иисус – Его сын. Одновременно на Иисуса сошел Дух Святой в виде голубя. Таким образом, момент крещения ознаменовался явлением Бога сразу в трех ипостасях: Бога-отца (гласа), Бога-сына (Иисуса) и Бога-Святого Духа (голубя).

На страницу:
2 из 3