bannerbanner
Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности
Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 9
СОЦИАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО

Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом – существующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих, – то оно напоминает отражение в кривом зеркале.

– Ты всегда опаздываешь!

– Почему у тебя вечный беспорядок?

– Тебе бы в цирке выступать!

– Ты ешь как свинья!

– Но это же элементарно! Как ты не понимаешь?

Такие оценки обрывочны и необъективны. Часто они скорее проекция проблем и недостатков дающих их людей, чем наше реальное отражение.

Подобные проявления современной социальной парадигмы показывают, что наше поведение в огромной степени детерминировано различными программами и условиями. Когда мы, признав власть условий над нашей жизнью, говорим, что они ее детерминируют и мы не можем сопротивляться их влиянию, мы создаем искаженную карту.

Фактически существует три вида социальных карт – три теории детерминизма, которые широко применяются для объяснения человеческой природы, порознь или в различных комбинациях. Согласно теории генетического детерминизма, все в вас заложено предками. Именно поэтому у вас такой темперамент. У ваших дедушки с бабушкой был крутой нрав, и он записан в вашей ДНК. Он переходит из поколения в поколение, вот вы его и унаследовали. Вдобавок ко всему вы ирландец, а ирландцам такое вообще свойственно.

Теория психического детерминизма утверждает, что таким, какой вы есть, вас сделали родители. Свойства вашей личности и характера были заложены в младенчестве и раннем детстве. Именно поэтому вы боитесь выступать перед аудиторией – так вас воспитали родители. Каждый раз, совершая ошибку, вы испытываете острое чувство вины, потому что в глубинах эмоциональной памяти отпечаталось время, когда вы были маленьким, беззащитным и зависимым. Разве можно забыть, как вас подвергали эмоциональному наказанию, отвергали, сравнивали с другими, если вы что-то делали не так хорошо, как ожидалось?

Если верить теории детерминизма окружающей среды, во всем виноват ваш начальник, или жена, или непутевый отпрыск, или сложившаяся финансовая ситуация, или политика государства. Ответственность за ваше нынешнее положение лежит на ком-то или на чем-то в вашем окружении.

Каждая из этих карт основывается на теории «стимул – реакция», которая чаще всего ассоциируется с опытами, которые Павлов ставил на собаках. Основная идея состоит в том, что мы запрограммированы определенным образом реагировать на тот или иной раздражитель.



Насколько точно и функционально эти детерминистские карты описывают саму территорию? Насколько четко эти зеркала отражают истинную природу человека? Не становятся ли они самореализующимися пророчествами? Основаны ли они на принципах, в правоте которых мы внутренне убеждены?

МЕЖДУ СТИМУЛОМ И РЕАКЦИЕЙ

Помочь нам в ответе на эти вопросы может поучительная история Виктора Франкла.

Франкл был детерминистом, воспитанным на психологической теории Фрейда, которая утверждает, что детский опыт формирует ваш характер и личность и определяет всю жизнь. Ограничения и параметры вашей жизни установлены, и вы почти ничего не можете в ней изменить.

Кроме того, Франкл был психиатром и евреем по национальности. Он оказался узником нацистского лагеря смерти, где ему довелось испытать тяжелейшие мучения и стать свидетелем явлений, столь несовместимых с нашими представлениями о человечности, что их невозможно описать без содрогания.

Его родители, брат и жена погибли в газовой камере. Из всей семьи уцелела лишь сестра. Сам Франкл пережил пытки и бесчисленные унижения; он никогда не знал, что случится в следующий момент: отправят ли его прямиком в печь или же он уцелеет и будет убирать трупы или выгребать пепел несчастных.

Однажды, сидя нагишом в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «последней человеческой свободой» – той свободой, которую никто из его мучителей-нацистов не мог у него отнять. Они имели власть над всем, что его окружало, могли причинить боль его телу, однако сам Виктор Франкл являлся существом, осознающим себя, и мог отстраненно смотреть на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвимой. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Между тем, что на него воздействовало, то есть раздражителем, и его реакцией на происходящее находилась свобода выбора этой реакции.

В воображении Франкл стал представлять себя в различных ситуациях – например, читающим лекции после освобождения из концлагеря. Он мог в мыслях перенестись в аудиторию и как бы со стороны увидеть, как рассказывает студентам об уроках лагерной жизни.

Посредством многократного повторения этих упражнений, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных, привлекая на помощь память и фантазию, Франкл взращивал в себе свою маленькую, едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его более свободным, чем охранявшие его тюремщики. У них была бóльшая внешняя свобода – бóльшая свобода действий, бóльшие возможности выбора, а он располагал большей внутренней свободой – внутренней силой для реализации своих возможностей. Франкл сделался вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых надсмотрщиков. Он помог людям увидеть смысл жизни и сохранить достоинство, несмотря на тяготы существования в неволе.

Находясь в невыразимо тяжелых обстоятельствах, Франкл воспользовался человеческим даром самоосознания и открыл фундаментальный принцип человеческой природы: между стимулом и реакцией у человека остается свобода выбора.

Именно в свободе выбора заложены те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самоосознания мы обладаем воображением – способностью создавать нечто новое в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью – глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, а также того, насколько наши мысли и поступки соответствуют общепринятым нормам поведения. И кроме того, мы располагаем независимой волей – способностью действовать, руководствуясь самоосознанием, а не внешним влиянием.

Даже самые умные животные лишены подобных способностей. Говоря компьютерным языком, их поведение запрограммировано инстинктами и (или) дрессировкой. Их можно обучить ответственности, но они не могут принять на себя ответственность за это обучение. Иными словами, они не могут управлять им, не способны изменить программу. Они даже не осознают того, что их обучают.

Но именно в силу своих человеческих качеств мы способны создавать для себя программы, никак не связанные ни с инстинктами, ни с предыдущим обучением. Вот почему возможности животного ограничены, а человека – безграничны. Однако если мы, подобно животным, будем руководствоваться в поступках лишь инстинктами, условиями, условностями и коллективным опытом, то сами ограничим свои возможности.

Теория детерминизма появилась в результате изучения поведения животных – крыс, обезьян, голубей, собак, – а также людей с нервно-психическими отклонениями. Хотя подобная карта и может вызывать интерес у некоторых исследователей, вся история человечества и самоосознание подсказывают нам, что она не дает полного представления об описываемой ею территории.

Уникальные способности возвышают нас над миром животных, и от степени их развития зависит возможность реализации нашего уникального потенциала. Между стимулом и реакцией заключена наша величайшая сила – свобода выбора.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ

Открыв фундаментальный принцип человеческой природы, Франкл создал точную собственную карту, опираясь на которую, начал развивать первый и самый важный навык человека, высокоэффективного в любых обстоятельствах, – навык проактивности.

Хотя термин проактивность довольно широко используется в деловой литературе, вы вряд ли найдете это слово в большинстве словарей. Это нечто большее, чем просто активность. Оно означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших собственных решений, а не от окружения. Мы можем подчинять свои чувства внутренним ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность.

Корнем слова «ответственность» является «ответ» – наш ответ на происходящие события. Высокоэффективные люди не уклоняются от ответственности. Они не объясняют свое поведение обстоятельствами и непростой ситуацией. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт условий, основанный на чувствах.



По природе своей мы проактивны, и если наша жизнь начала зависеть от обстоятельств, то только потому, что мы – сознательно или нет – сделали свой выбор и позволили собой управлять.

Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто зависят от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, это сказывается на их настроении и работоспособности. Проактивные люди носят свою собственную погоду в себе. Для них не имеет значения, дождь на улице или светит солнце. Их движущая сила – ценности, и, если ценностью для них является высокое качество работы, оно никогда не будет зависеть от погоды.

Реактивные люди, кроме того, зависят от среды, «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию. Реактивные люди ставят свою эмоциональную жизнь в зависимость от окружающих, позволяя чужим слабостям влиять на себя.

Сущность проактивной личности – в способности подчинять импульсивную реакцию своим ценностям. Реактивными людьми движут чувства, обстоятельства, условия и окружение. Проактивными людьми движут ценности – обдуманные, тщательно отобранные и усвоенные.

На проактивных людей также воздействуют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти стимулы, сознательная или нет, – это выбор, основанный на ценностях.

Элеонора Рузвельт однажды сказала: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия». Ганди высказал похожую мысль: «Нас невозможно лишить самоуважения, если только мы сами его не отдадим». Именно готовность уступить, покорность происходящему наносят нам гораздо больший вред, чем сами события.

Я понимаю, что принять эту мысль очень трудно, особенно после того, как мы долгие годы оправдывали свои несчастья обстоятельствами или поступками других людей. Однако до тех пор, пока человек открыто и честно не скажет: «Сегодня я такой, какой есть, потому что вчера сделал определенный выбор», он не сможет заявить: «Я сделал другой выбор».


Однажды я читал в Сакраменто лекцию на тему проактивности, и прямо во время моего выступления какая-то женщина вдруг встала с места и начала что-то эмоционально говорить. Народу было много, и очень многие слушатели повернулись в ее сторону. Женщина, опомнившись, страшно смутилась и снова опустилась на свое место. Но, видимо, ей трудно было сдержаться, и она принялась объяснять что-то людям, сидевшим рядом с ней. Вид у нее был возбужденный и одновременно счастливый.

Я еле дождался перерыва, чтобы узнать, в чем дело. И когда он наступил, сразу подошел к этой женщине и спросил, не поделится ли она со мной тем, что ее так взволновало.

– Вы представить себе не можете, что со мной произошло! – воскликнула она. – Я работаю сиделкой у самого брюзгливого и самого неблагодарного человека в мире. Что бы я ни делала, все ему не так! Он меня ни разу не похвалил, я для него вообще ничто! Он без конца меня пилит и во всем, что я делаю, находит недостатки. Этот человек превратил мою жизнь в кошмар, и я часто срывала гнев на домашних. С другими сиделками происходит то же самое. Мы прямо-таки молимся, чтобы поскорее от него избавиться.

И тут появляетесь вы и заявляете, мол, ничто и никто не может причинить мне зла без моего на то согласия и, дескать, я сама выбрала себе такую несчастную жизнь – в общем, я никак не могла с этим согласиться.

Но я продолжала думать об этом и задала себе вопрос: «Есть ли у меня силы, чтобы самой выбрать, как относиться ко всему этому?» И когда я наконец осознала, что такие силы у меня есть, когда я, проглотив эту горькую пилюлю, признала, что действительно сама выбрала такую жизнь, то одновременно поняла, что могу сделать выбор не быть несчастной! В этот момент я и вскочила с места. Я чувствовала себя так, словно меня выпустили из тюрьмы Сан-Квентин. И мне захотелось крикнуть всему миру: «Я свободна! Я вырвалась из заточения! Никогда больше не позволю, чтобы моей жизнью управляло отношение других людей».


Нам доставляет боль не то, что происходит, а наше отношение к происходящему. Разумеется, какие-то события могут доставлять нам моральные страдания или вызывать материальные трудности. Но наш характер, наша внутренняя сущность ни в коей мере не должны страдать от этого. Собственно говоря, самые тяжелые испытания – это горнило, в котором выковывается наш характер и крепнут наши внутренние силы – свобода, необходимая для того, чтобы и дальше справляться с тяжелыми обстоятельствами и воодушевлять на это других людей.

Франкл был одним из многих, кто в труднейших обстоятельствах оказался способен развить в себе внутреннюю свободу и оказать благотворное, вдохновляющее воздействие на окружающих. Рассказы американских солдат, попавших в плен во Вьетнаме, убедительно свидетельствуют о преображающей силе внутренней свободы и о влиянии, которое ее ответственное использование оказывает на тюремные порядки и на других узников.

Каждый из нас знаком с людьми, которые, оказавшись в непростых обстоятельствах, страдая от тяжелой болезни или получив физическое увечье, сохраняют при этом удивительную жизненную силу. Как вдохновляет нас их пример! Ничто не производит на человека более сильного и неизгладимого впечатления, чем сознание того, что другой преодолел страдания, победил обстоятельства и стал воплощением и выражением тех ценностей, которые вдохновляют, облагораживают и возвышают нашу жизнь.


Одним из самых важных периодов нашей с Сандрой совместной жизни мы считаем четыре года, проведенные рядом с нашей доброй приятельницей Кэрол, которая была неизлечимо больна раком. Она была одной из подружек Сандры на нашей свадьбе и ее самой близкой подругой в течение целых двадцати пяти лет.

Когда болезнь вступила в завершающую стадию, Сандра подолгу просиживала возле постели Кэрол, помогая писать историю ее жизни. Возвращаясь домой после этих длительных и нелегких занятий, Сандра была преисполнена уважения к мужеству подруги и восхищена ее желанием написать своим детям послания, которые предстояло вручить им в определенные периоды их жизни.

Кэрол старалась принимать как можно меньше болеутоляющих средств, чтобы полностью управлять своим сознанием и душевным состоянием. Она нашептывала свои мысли на диктофон или непосредственно записывавшей за ней Сандре. Кэрол была настолько проактивна, настолько мужественна, настолько заботилась о других, что стала источником силы для многих, кто был рядом с ней.

Никогда не забуду, как, посмотрев в глаза Кэрол за день до ее смерти, я ощутил в них необыкновенную внутреннюю силу, неподвластную тяжелой болезни. В них отражался ее живой характер, желание делать добро и служить близким, а еще в них были любовь, забота и благодарность.


На протяжении многих лет я часто спрашивал у слушателей, доводилось ли им находиться рядом с умирающим человеком, который до самой последней минуты проявлял удивительную силу духа, излучал любовь и сострадание и стремился быть полезным для других. Как правило, около четверти слушателей отвечали утвердительно. Затем я спрашивал, будут ли они всегда помнить этих людей, изменились ли они сами – хотя бы на время, – вдохновленные таким мужеством, поразило ли их оно до глубины души и вдохновило ли на проявление собственного сострадания. Практически всегда и на этот вопрос звучал утвердительный ответ.

По мнению Виктора Франкла, существует три основных вида ценностей: ценности переживания – открытые опытным путем; ценности творчества – те, что мы сами привносим в нашу жизнь; и ценности отношений – они характеризуют нашу реакцию в трудных ситуациях, например при тяжелой продолжительной болезни.

Мой собственный опыт общения с людьми подтверждает мысль Франкла о том, что высшим типом ценностей являются ценности отношений. Иными словами, наибольшее значение имеет то, как мы реагируем на происходящее.

Сложные ситуации часто вызывают сдвиг парадигмы, изменяют взгляд людей на мир, на самих себя и других, а также на то, чего от них требует жизнь. Изменение их восприятия отражает ценности отношений, которые возвышают и вдохновляют всех нас.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ

Человек по природе склонен действовать, а не становиться объектом воздействия. Это, с одной стороны, наделяет нас способностью самим выбирать, как реагировать на определенные обстоятельства, а с другой – побуждает нас моделировать эти обстоятельства.

Проявлять инициативу не означает быть назойливым, бесцеремонным или агрессивным. Это означает осознавать свою ответственность за определенное развитие событий.

Многие годы я советовал людям, которые стремятся получить хорошую работу, проявить инициативу: определить свои интересы и протестировать способности, изучить отрасль, в которой действует интересующая их организация, и даже конкретные проблемы, с которыми она сталкивается, а затем подготовить эффективную презентацию, демонстрирующую их способность помочь организации в решении ее проблем. Такой метод называется «продажа решений», и это ключевая парадигма успеха в бизнесе.

Как правило, люди соглашались: большинству была очевидна результативность такого подхода к поиску работы и продвижению по службе. Однако многие не сумели сделать правильные шаги и проявить инициативу, чтобы осуществить задуманное.

– Не знаю, куда обратиться, чтобы пройти тест на выявление интересов и способностей!

– Как изучить проблемы отрасли и организации? Никто не хочет мне в этом помочь.

– Представления не имею, как подготовить и провести эффективную презентацию!

Многие ждут, что то или иное событие произойдет само собой, или считают, что кто-то другой должен о них позаботиться. Однако хорошую работу получают в результате только проактивные люди: они решают проблемы, а не говорят о них, проявляют инициативу и, опираясь на принципы, делают все необходимое для выполнения задачи.

Стоит в нашей семье кому-нибудь, пусть даже самому младшему ее члену, занять безответственную позицию и ждать, пока кто-то другой проявит инициативу или предложит готовое решение, как мы тут же говорим:

– Задействуй свои «Н и И» (находчивость и инициативу)!

Надо сказать, что часто еще до того, как мы скажем это, сам замешкавшийся спохватывается:

– Ой, где же мои «Н и И»?

Напоминая людям об ответственности, вы не унижаете их, а оказываете им поддержку. Проактивность есть часть человеческой природы, и, хотя ее ген может дремать, он есть у каждого. Проявляя уважение к проактивности, заложенной в характере других людей, мы предлагаем им по крайней мере одно четкое, ничем не искаженное отражение в социальном зеркале.

Разумеется, необходимо учитывать и уровень зрелости личности. Нельзя ожидать эффективного творческого сотрудничества от эмоционально зависимых людей. Но мы можем как минимум поддерживать в них то, что дано им от природы, и создать атмосферу, в которой они смогут использовать имеющиеся возможности и решать проблемы, все более и более полагаясь на самих себя.

ДЕЙСТВОВАТЬ ИЛИ БЫТЬ ОБЪЕКТОМ ВОЗДЕЙСТВИЯ?

Инициативные и безынициативные люди отличаются друг от друга как день и ночь. Речь идет не о 25- или даже 50-процентном, а о 5000-кратном различии в эффективности, в особенности если мы говорим о тех, кто умен, сознателен и чуток по отношению к другим.

Чтобы установить эффективный Р/РС-баланс, необходимо проявлять инициативу. Инициатива нужна и для овладения семью навыками. Изучая остальные шесть навыков, вы увидите, что успешность освоения каждого из них зависит от натренированности вашего мускула проактивности. Каждый навык передает вам ответственность за собственные поступки. Если же будете ждать стороннего воздействия, то оно непременно появится.


Однажды я работал с группой сотрудников 20 фирм – производителей бытовой техники. Они ежеквартально встречались, чтобы в неофициальной обстановке поделиться опытом и обсудить проблемы.

Это происходило во времена сильнейшего экономического спада, от которого отрасль пострадала в наибольшей степени. Когда мы начинали занятия, мои слушатели были довольно подавлены.

В первый день занятий мы обсуждали вопрос «Что с нами происходит и почему?». А происходило тогда многое. Конъюнктура рынка была крайне неблагоприятной. Росла безработица, и многим из участников встречи приходилось для поддержания жизнеспособности предприятия увольнять своих друзей. К концу первого дня настроение у всех стало еще более подавленным. На второй день мы обратились к вопросу «Что ожидает нас в будущем?». Мы проанализировали тенденции развития ситуации, высказав предположение, что эти изменения будут определять наше будущее, и к концу второго дня погрузились в еще большую депрессию. Все знали: прежде чем улучшиться, ситуация должна стать еще хуже.

Поэтому на третий день мы решили сосредоточиться на проактивном вопросе «Какова наша реакция на ситуацию? Что мы собираемся предпринять? Как именно мы можем проявить инициативу?». Утром мы поговорили об управлении и снижении затрат. Днем обсудили возможности расширения рынка. По всем этим вопросам мы проводили мозговой штурм, а затем сосредоточивались на нескольких практических, вполне осуществимых задачах. Это обсуждение завершилось на новой ноте – радостного возбуждения, надежды и проактивности.

В самом конце третьего дня мы подвели итоги конференции, ответив на вопрос «Как обстоят наши дела?». Ответ состоял из трех частей. Часть первая: «Мы оказались в тяжелом положении, и тенденции развития ситуации говорят, что, прежде чем настанет улучшение, она должна еще усугубиться». Часть вторая: «Но у нас есть эффективные планы усовершенствования управления, снижения затрат и увеличения доли на рынке». Часть третья: «Следовательно, дела идут лучше некуда».


Что сказал бы на это человек с реактивным складом ума? «Да бросьте вы! Хватит прятаться от фактов! Вы держитесь исключительно благодаря позитивному мышлению и самоуспокоению, но рано или поздно придется взглянуть правде в глаза».

Но именно в этом и заключается разница между позитивным мышлением и проактивностью. Мы смотрим в глаза действительности – как сегодняшней, так и завтрашней. Помимо всего прочего, эта действительность подсказывает, что мы сами в состоянии выбрать позитивную реакцию на внешние обстоятельства – сегодняшние и завтрашние. Если бы мы не смотрели в глаза действительности, нам пришлось бы примириться с мыслью, что нашу жизнь определяет происходящее вокруг нас.

Проактивными могут быть различные виды бизнеса, общественные группы и организации, включая семьи. Они способны объединять творческие силы и находчивость проактивных людей, создавая проактивную культуру организаций. Организации вовсе не обязательно должны зависеть от внешних обстоятельств; они могут проявлять инициативу для реализации ценностей и целей людей, которых объединяют.

ВСЛУШИВАЙТЕСЬ В СОБСТВЕННЫЕ СЛОВА

Поскольку наша позиция и поступки определяются нашей парадигмой, их тщательный анализ часто может дать представление о том, какие «карты» легли в их основу. Довольно точным показателем степени проактивности является, например, наша речь.

Реактивные люди пользуются выражениями, снимающими с них ответственность.

– «Вот такой уж я есть». Я так устроен. Ничего не могу с этим поделать.

– «Он выводит меня из себя!» Я за себя не отвечаю. Моей эмоциональной жизнью управляет нечто, мне неподвластное.

– «Я не могу этого сделать. У меня просто нет времени». Мною управляют внешние обстоятельства – дефицит времени.

– «Ну почему моей жене не хватает терпения?!» Мою эффективность ограничивают поступки других людей.

– «Мне придется это сделать». Обстоятельства вынуждают меня к определенным поступкам. Я не свободен в выборе собственных действий.



Речь реактивного человека основана на парадигме детерминизма, и вся ее суть заключается в перекладывании ответственности. Я не отвечаю за то, что происходит, я не способен принять решение.

На страницу:
8 из 9